Новый год еврейский что говорят

Как праздновать еврейский Новый Год. Как правильно поздравить с Рош а-Шана 2021

Наверное, никто в мире не отмечает Новый год так, как евреи! Во-первых, наступление этого праздника в Израиле происходит целый месяц. Во-вторых, еврейский Новый год наступает не зимой, а осенью. Более того, дата праздника каждый год разная! В 2021-м празднование начнется вечером 6 сентября. Ну а в-третьих, евреи, в отличие от многих других народов, ассоциируют Новый год не только с весельем, но и с раскаянием. Удивлены? Тогда продолжим!

Новый год еврейский что говорят. Смотреть фото Новый год еврейский что говорят. Смотреть картинку Новый год еврейский что говорят. Картинка про Новый год еврейский что говорят. Фото Новый год еврейский что говорят

Как евреи отмечают Новый год?
Рош ха-Шана начинается пышными застольями и красивыми нарядами. Однако в глазах евреев вы не увидите безмятежного веселья. В дни празднования Нового года еврейский народ всегда немного в своих мыслях. И неспроста! В этот праздник Б-г определяет их судьбу на следующий год, однако это решение может быть изменено в течение следующих 10 дней, которые называют днями Небесного Суда. Иудеи верят, что именно в Новый год молитва может повлиять на вердикт Творца.
Окончательный приговор человеку выносится в Йом-Кипур. До этого еврей 10 дней раскаивается в своих грехах, а в Йоп-Кипур — многократно просит прощение за вольные и невольные согрешения. В этот день иудеи не едят и не пьют, их мысли заняты лишь молитвами. Именно поэтому в Рош ха-Шана евреи желают друг другу не только здоровья и благополучия, но и быть вписанным в «Книгу жизни».
Радостные празднования начинаются лишь после Йом-Кипура и поста — в праздники Суккот и Симхат Тора.

Новый год еврейский что говорят. Смотреть фото Новый год еврейский что говорят. Смотреть картинку Новый год еврейский что говорят. Картинка про Новый год еврейский что говорят. Фото Новый год еврейский что говорят

Как появился еврейский Новый год?
Как известно, первого Тишрея, ровно в первый день года – в Рош ха-Шана, за свои грехи был осужден первый человек, Адам. Его изгнали из рая — это был первый суд над человеком. Тогда Б-г решил, что каждый год он будет совершать суд над потомками Адама, и что этот суд будет смягчен Его милостью.
Не без причин в Рош ха-Шана во всех синагогах трубят в шофар. Считается, что под звуки бараньего рога Б-г пересаживается с Трона Судьи на Трон Милосердия. Для евреев шофар — это вызов на Божественный суд и призыв к раскаянию.

Новый год еврейский что говорят. Смотреть фото Новый год еврейский что говорят. Смотреть картинку Новый год еврейский что говорят. Картинка про Новый год еврейский что говорят. Фото Новый год еврейский что говорят

Как накрывать стол на Рош ха-Шана?
Мед — то, без чего невозможно представить этот праздник! Традиционное новогоднее поздравление не обходится без пожелания сладкого года. В канун Рош ха-Шана принято обмакивать ломтики яблока в мед, произнося при этом: «Да будет воля Твоя, Б-г отцов наших, чтобы Ты дал нам хороший и сладкий год». Также можно есть мед с хлебом. На праздничном застолье непременно должен быть хлеб хала в форме венка, символизирующий цикличность времен.
Нередко еврейские хозяйки подают на стол рыбу, и что интересно — рыбу обязательно готовят вместе с головой. Для материального достатка в новом году евреи подают морковь, нарезанную кружочками — символ золотых монет.
Есть в традиции новогоднего стола и запреты. Евреям нельзя есть горькую и кислую еду. На столе не должны присутствовать орехи — числовое значение этого слова на иврите равно числовому значению слова «грех».

Новый год еврейский что говорят. Смотреть фото Новый год еврейский что говорят. Смотреть картинку Новый год еврейский что говорят. Картинка про Новый год еврейский что говорят. Фото Новый год еврейский что говорят

Как поздравить с еврейским Новым годом?
«ШанА товА» на иврите и «А гут ёр» на идише — самые простые поздравления с Рош ха-Шана, обозначающие «год добрый».
«Ле-шанА товА тикатЭву ве-тэхатЭму» — эти слова принято говорить в первый вечер Нового года после молитвы «Маарив». Пожелание переводится так: «Да будете вы записаны на добрый год, и запись сия да будет скреплена печатью».

Новый год еврейский что говорят. Смотреть фото Новый год еврейский что говорят. Смотреть картинку Новый год еврейский что говорят. Картинка про Новый год еврейский что говорят. Фото Новый год еврейский что говорят

Новый год еврейский что говорят. Смотреть фото Новый год еврейский что говорят. Смотреть картинку Новый год еврейский что говорят. Картинка про Новый год еврейский что говорят. Фото Новый год еврейский что говорят

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Источник

Новый год еврейский что говорят

Новый год еврейский что говорят. Смотреть фото Новый год еврейский что говорят. Смотреть картинку Новый год еврейский что говорят. Картинка про Новый год еврейский что говорят. Фото Новый год еврейский что говорят

Рош а-Шана — это еврейский Новый год, день, с которого начинается отсчет иудейского календаря. Но так было не всегда.

В действительности у древних евреев, вероятно, вообще не существовало понятия о том, когда начинается год. Они также не давали названия месяцам: Тора просто перечисляет их: «первый месяц», «седьмой месяц» и т.д.

В наши дни Рош а-Шана отмечается в первый день осеннего месяца Тишрей. Но в библейские времена этот период прямо назывался «седьмым месяцем». В период Первого Храма (с 8-го по середину 6-го века до н.э.) год начинался весной, в первый день Нисана.

Также, перечисляя праздники, Тора всегда начинает с весеннего праздника Песах, который приходится на седьмой месяц — Нисан.

То, что у древних евреев год начинался первого Нисана, не означает, что этот день отмечался каким-то особым образом. Тора говорит нам, что поводом для празднования было новолуние — то есть первое число каждого месяца. Под «празднованием» мы подразумеваем, что в Храме приносилось в жертву больше животных, чем обычно. Новолуние Нисана не отмечалось по-другому. Судя по тому, что мы знаем о ханаанских соседях израильтян, они тоже не обращали никакого внимания на «новый год».

Когда в Книге Шмот (40:17) сообщается, что «скиния была поставлена» в «первый месяц второго года, в первый день месяца», то есть в Нисане, там не говорится, что это был праздник, который, вероятно, заслуживал бы упоминания, если бы он вообще отмечался. На самом деле, нигде в Библии первое число Нисана не упоминается как праздник (хотя в Септуагинте, как мы увидим, может быть исключение).

Кровь быка

С другой стороны, первое Тишрея, отмечаемое сегодня как Рош а-Шана, упоминается как праздник — хотя и очень незначительный. Это ни в коем случае не празднование «нового года». Совсем наоборот. В книге Ваикра (23:24) говорится о первом дне Тишрея: «В седьмом месяце, в первый день месяца, будет у вас суббота [в смысле день покоя], праздник труб, священное собрание» (23:24).

В Торе не перечислены какие-либо особые обычаи для этого праздника, кроме трубления в рог и принесения в жертву некоторых животных (хотя жертвоприношение было более скромным, чем в два основных праздника — Песах и Суккот). Не указана конкретная причина для трубления и не сказано, что мы должны помнить.

Возможно, что более глубокое значение первого Тишрея было утеряно во времени. Или же, возможно, в этот день трубили в трубы и гонцы выходили в поля, чтобы напомнить израильтянам, что через две недели наступит Суккот, и у них есть столько времени, чтобы прийти в Иерусалим с десятиной и другими жертвами.

Если это так, то это означает, что 1-е число Тишрея, почитаемое сегодня как еврейский Новый год, было не более чем спутником главного события, Суккота, как и Йом Кипур и Шмини Ацерет в древние времена.

Первый день Тишрея имеет еще одно значение, о котором мы знаем, основываясь на Книге Йехезкеля. Этот пророк в самом конце периода Первого Храма предписывает, что Храм должен быть очищен (естественно, с помощью крови быка, а как же иначе?) в первый день Тишрея.

В других местах Библия говорит об очищении Храма перед Суккотом, в Йом Кипур, который приходится на 10-й день Тишрея.

Йехезкель вообще не упоминает Йом Кипур. Однако в той версии его книги, которая сохранилась в греческом переводе, называемом Септуагинтой, он приводит похожий обряд очищения, производимый первого Нисана, за две недели до Песаха.

Йехезкель также первым использует выражение «Рош а-Шана» (40:1), хотя для него оно явно не относится ни к какому празднику, а скорее просто означает начало года.

Еврейские месяцы? Не совсем

Когда и как месяцы получили названия?

Мы не знаем, какой была религиозная жизнь евреев во время Вавилонского изгнания. Но мы знаем, что к моменту возвращения в Палестину и к началу периода Второго Храма (516 г. до н.э.) еврейская религиозная практика претерпела глубокие изменения по сравнению с эпохой до изгнания.

Например, названия месяцев, которые мы используем по сей день — вавилонские по происхождению. Тишрей — это вавилонский месяц, название которого происходит от аккадского слова tishritu — «начало».

Кроме того, вавилоняне очень серьезно относились к празднованию Нового года. Они называли этот праздник Акиту (от шумерского слова «ячмень») и «Реш Шаттим», аккадский эквивалент ивритского «Рош а-Шана». Он отмечался дважды в год, в начале Тишрея и в начале Нисана, и длился 12 дней.

Можно предположить, что евреи переняли почитание Нового года у вавилонян. Но это не сразу проявилось после их возвращения — еврейские ритуалы складывались веками.

Неясно, когда именно Рош а-Шана стал отмечаться как самостоятельный праздник, хотя очевидно, что это произошло во времена Второго Храма. Все, что мы можем сказать наверняка, это то, что в книгах, написанных в этот период, таких как Книга Юбилеев и Книга Маккавеев, или в свитках Мертвого моря, не упоминается никакой «Рош а-Шана». Впервые мы слышим о нем в ранней раввинистической литературе — в Мишне и Тосефте, которые были отредактированы примерно в 200 году н.э., и в обоих есть трактаты под названием «Рош а-Шана», посвященные празднику и вопросам, связанным с календарем. Именно в этих текстах мы впервые получаем подробное описание важности праздника и его традиций.

Например, из Мишны мы узнаем, что «мир был сотворен первого числа месяца Тишрей, хотя существует мнение меньшинства, что это произошло первого Нисана».

Именно в Мишне мы впервые знакомимся с главной темой праздника — темой суда: «В Рош а-Шана все люди проходят перед ним [Богом], как овцы перед пастухом» (трактат Рош а-Шана 2).

Эта тема развивается в Талмуде, где рабби Круспедай, живший в III веке в Палестине, цитирует слова своего учителя рабби Йоханана: «На Рош а-Шана открывают три книги: одна для совершенно злых, другая для абсолютно добрых, и третья — для обычных людей. Праведные сразу же записываются, и им предписывается жизнь; Злые сразу же записываются, и им предписывается гибель; средние удерживается в равновесии с Рош а-Шана до Йом Кипура. Если они окажутся достойными, их записывают на жизнь, если нет — на уничтожение». (15b)

Дни, в которые судьба обычных людей висит на волоске, известны с середины 14-го века как «Дни трепета» (Йомим Нораим).

Шофар

Литургия праздника, то есть молитвы, добавленные к обычной ежедневной молитве, посвящена трем основным темам: Царственность Бога, заимствованная из вавилонской Акиду, где царственность (царя) была главной темой; перечисление великих деяний Бога; игра на музыкальном инструменте. По крайней мере два последних пункта были взяты из Библии, как мы обсуждали выше.

Что касается музыкального инструмента, то в принципе в Библии не сказано, что нужно именно дуть. Мишна впервые говорит нам, что это должен быть шофар — рог, обычно барана, хотя он может быть и от антилопы или другого кошерного животного.

Задолго до того, как Талмуд был отредактирован в 500 году н.э., в разных еврейских общинах возникли различные традиции относительно того, как и когда именно следует трубить в шофар. Не зная, какая из них правильная, раввины решили, что все традиции должны быть объединены.

Таким образом, в Рош а-Шана мы имеем ткиа (длинный гудок), шварим (три последовательных коротких гудка) и труа (девять быстрых гудков, разделенных на три группы по три гудка), которые раздаются в разной последовательности в разные периоды дня. В сумме это составляло 90 гудков, которые округлялись до 100, что практикуется сегодня.

Как Рош а-Шана стал двухдневным праздником

Первоначально Рош а-Шана был однодневным праздником. Его стали отмечать два дня из-за проблем с коммуникацией.

Еврейский календарь основан на лунном цикле. Новый месяц начинался с момента восхода новой луны. Восход каждой новой луны определялся раввинским советом в Иерусалиме, а позднее в Явне, на основании свидетельств очевидцев. Затем по всей земле рассылались гонцы, которые сообщали населению о начале нового месяца.

Но что касается Рош а-Шана, то празднование должно было начаться немедленно. К тому времени, когда новость доходила до самых отдаленных уголков Палестины, не говоря уже о других местах, день уже давно заканчивался.

Такие праздники, как Суккот и Песах, не представляли проблемы — они отмечались примерно через две недели после начала нового месяца.

Позже, когда календарь перестал определяться советом и необходимость в двухдневном празднике отпала (не говоря уже о том, что люди могли сами смотреть на небо), раввины решили все же сохранить этот обычай.

Гефилте фиш и другие символы

В Европе в период Высокого Средневековья употребление меда переросло в поедание халы с фруктами, которые сегодня почти повсеместно превратились в яблоки, обмакнутые в мед. Примерно в то же время возникла новая традиция есть на Рош а-Шана гранаты, основанная на ложном убеждении, что число зерен в гранате равно 613, что соответствует числу еврейских заповедей.

Обряд ташлих — опустошение карманов в море или реку (или, если они недоступны, в колодец) на Рош а-Шана — впервые упоминается в 15 веке и сегодня является распространенной традицией среди соблюдающих евреев. Предполагается, что он символизирует очищение себя от грехов.

Посылать поздравительные открытки родным и друзьям начали только в 19 веке, хотя сейчас эта практика практически исчезла. Сегодня вместо этого люди посылают электронные письма и (что раздражает) текстовые сообщения. Традиционные пожелания: «Шана Това», что означает просто «хорошего года», а для более религиозных людей — «Гмар хатима това» — пожелание, чтобы Бог признал вас добродетельным и вписал ваше имя в Книгу жизни.

Источник

18 фактов о Рош а-Шана, которые должен знать каждый еврей

от Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *