Новый акб что это
Нужно ли заряжать новый автомобильный аккумулятор
Каждый автовладелец рано или поздно сталкивается с необходимостью замены аккумулятора – важнейшего компонента для работы бортовой сети и питания двигателя. Но не все знают, нужно заряжать новый аккумулятор после покупки или нет, ведь он не использовался, а лежал на складке или полке магазина. Большинство доверяют словам продавца, что АКБ полностью готова к эксплуатации, и ставят ее в машину. Но делать так – не совсем правильно. Почему – разберем в статье.
Заряжать новую батарею после покупки нужно, если уровень ее заряда меньше 95%.
Особенности нового аккумулятора
Прежде чем брать в магазине новый автомобильный источник питания, необходимо его внимательно проверить. Расспросить продавца о фирме и преимуществах недостаточно. При визите в магазин необходимо учесть несколько моментов. Недобросовестные продавцы, с целью выполнения плана, могут умалчивать о деталях. Перестраховка в таких случаях не навредит.
Первое, на что стоит обратить внимание – когда была выпущена «батарейка». Дата указывается на корпусе, и если с момента изготовления прошло не более шести месяцев – АКБ считается новой. Если продается батарея, которой уже более года, можно смело просить за нее скидку, так как вероятно часть своего ресурса она уже исчерпала.
Второй момент – просите продавца проверить источник питания при помощи нагрузочной вилки. Нормальные значения – когда под нагрузкой напряжение держится не ниже 9 В, а на клеммах – 12.6 – 12.7 В.
Но даже если батарее не больше шести месяцев с даты изготовления, значения могут быть другими – это зависит от условий хранения на полках магазина или склада. Даже если помещение выглядит прилично, это не значит, что в нем соблюдены все требования, исключающие процесс саморазряда АКБ.
Какие должны быть условия хранения:
Если температуру отследить и реально, то об истинном уровне влажности и чистоте помещения покупателю вряд ли расскажут. Даже если продавец утверждает, что не нужно заряжать новый аккумулятор, мол, он только пришел с завода-изготовителя, на слово верить не стоит. Всего за пару месяцев батарея может сама разрядиться на 20 – 40%.
Считав показатели напряжения, можно определить, требуется ли зарядка новой АКБ или нет:
Если уже при визуальном осмотре обнаружились сколы, потеки или окисления на клеммах – лучше от покупки воздержаться.
Нужно ли заряжать АКБ после покупки
Ответ прост – если уровень заряда составляет 95 – 100%, то нет, если же батарея разряжена – нужно зарядить.
Еще один способ определения заряженности – по плотности электролита (если есть такая возможность). 100% заряд = плотности 1.27 г/см3. Падение на каждые 0.01 = 6% разряда.
Если отталкиваться от негласных правил, автомагазины не должны продавать автомобильные источники питания с напряжением выше 12.5 В.
Как заряжается новая АКБ
Принцип зарядки только что купленной и поддержанной батареи одинаков. Необходимо смотреть на тип самого аккумулятора – обслуживаемый или необслуживаемый. Также значение имеет степень разряда. От этих факторов зависит метод зарядки.
Переменное напряжение
Как выяснили, даже новую АКБ иногда нужно подзаряжать, так как в ходе хранения и транспортировки уходит часть заряда. Подзарядка переменным напряжением используется для обслуживаемых батарей. Этот метод минимизирует вероятность кипения электролита, что положительно сказывается на дальнейшем сроке службы.
Рекомендации по зарядке:
Необходимо следить за температурой электролита. Если он нагреется до +45°, зарядку стоит остановить или снизить подаваемый ток на 50%.
Конкретного времени зарядки нет, но в среднем, пользуясь этим методом, требуется от 12 до 14 часов.
Постоянное напряжение
Этим методом пользуются, если аккумулятор необслуживаемый. Отличительная черта – напряжение подается постоянно, без изменения силы тока. Данный метод актуален, если аккумулятор «просел» незначительно, то есть напряжение не упало ниже 12 В.
В ходе подзарядки пользуются современными ЗУ, где есть индикатор и реле для регулировки подаваемого напряжения. Выставляют напряжение заряда 15 – 16 В. Когда амперметр покажет 200 мА – это будет ток саморазряда – сигнал о том, что пора прекратить зарядку.
Зарядка необслуживаемого аккумулятора под постоянным напряжением 15-16 В.
Новая АКБ этим методом будет заряжаться 4 – 6 часов – 50% емкости восстановится за час, а за остальное время дойдет до 90%.
Преимущество метода в том, что он автоматический, то есть не нужно самому отслеживать все процессы. Непосредственно зарядку проводят в проветриваемом помещении, заранее открутив крышки обслуживаемой батареи.
Правила установки и эксплуатации аккумулятора
Немало водителей удивляются, когда новая батарея быстро выходит из строя. Вообще, в среднем аккумулятор служит 3 – 4 года, и если менять его каждые 1 – 2 года – это не норма, несмотря на то, что относиться к АКБ стоит как к расходнику.
Причина – в незнании правил эксплуатации только что купленной батареи. Перед установкой на автомобиль необходимо учесть ряд моментов:
Чтобы батарея прослужила дольше:
Если правильно эксплуатировать АКБ и придерживаться основных советов по уходу за ней, она с легкостью прослужит даже больше, чем регламентировано. Многое зависит от режима эксплуатации, но все равно рекомендуется: каждый месяц при помощи мультиметра проверять АКБ на факт утечки тока, следить за чистотой, не нагружать зимой и соблюдать режим доливки дистиллированной воды (в случае с обслуживаемой моделью).
Типы аккумуляторов для автомобилей. Их отличия и особенности
В наше время существует множество различных гаджетов, электроприборов и прочих устройств, без которых наша жизнь была бы сложнее. Ежедневно мы используем множество портативных устройств. Как известно, не все устройства работают от сети, многим для удобства работы и мобильности необходимы элементы питания. И раз уж портативных устройств существует такое множество, логично предположить, что и элементы питания обладают не меньшим разнообразием. Самый распространенный вид батарей — это автомобильные батареи. Все автовладельцы знают, насколько важна корректная работа автомобильного аккумулятора. Из-за высокой потребности в таких АКБ, прогресс не стоит на месте и появляется все больше типов аккумуляторов для автомобилей. Сегодня мы постараемся разобраться какие виды аккумуляторов бывают, в чем их отличия и особенности. Какой АКБ для каких случаях подойдет лучше всего. А также, как узнать тип аккумулятора вашего автомобиля среди такого большого количества разновидностей.
Что такое АКБ в автомобиле?
АКБ — технически сложное устройство, в котором происходят химические процессы. В аккумуляторе находится сразу несколько источников питания, объединяя которые он может выдавать достаточно сильный ток, который может запустить двигатель автомобиля. Самый популярный тип АКБ совмещает в себе шесть элементов, которые принято называть банками. Именно это позволяет выдавать напряжение, которое в сумме примерно составляет чуть больше двенадцати вольт.
Впервые аккумулятор был разработан и использован во Франции около 150 лет назад. В течении этих 150 лет произошло множество модернизаций, появилось много разновидностей АКБ, но общая суть работы осталась той же. Все виды АКБ являются свинцово-кислотными. На сегодняшний день только такая технология может выдавать требуемый ток для запуска двигателя и быть достаточно удобной в использовании. К сожалению, на сегодняшний лучшего варианта не существует, хотя данный вид АКБ является достаточно опасным из-за своего состава.
Какие бывают аккумуляторы для автомобиля?
Старый вид АКБ. Отличается большим содержанием сурьмы в составе (более пяти процентов). В современных видах этот показатель значительно меньше. Сурьма используется для увеличения прочности пластин, так как свинец в чистом виде — достаточно слабый материал. В ходе химических реакций, данный вид расположен к большим потерям электролита, что приводит к открытию пластин. Поэтому такой вид АКБ требует постоянного контроля и обслуживания (добавления дистиллированной воды. В некоторых сферах такие АКБ еще встречаются, но для запуска двигателей их уже не используют, в виду появления более совершенных технологий.
Для снижения потерь электролита и большей надежности входе эксплуатации был разработан данный вид АКБ. Здесь содержание сурьмы в составе пластин менее пяти процентов. Но полностью проблему потери электролита это не решило. Пусть рекламодатели заявляют, что данные батареи не требуют обслуживания, правильнее сказать, что они просто требуют не такого интенсивного и регулярного добавления воды в электролит. Зато они обладают гораздо меньшей предрасположенностью к саморазряду АКБ пока он не используется. Данный вид акб подойдет для автомобилей, которым свойственны перепады напряжения (отечественные и старые авто), так как он является устойчивым к перепадам. Показывает себя в этом плане даже лучше более современных типов АКБ.
Маркируются CA/CA, что говорит о том, что в составе и положительных и отрицательных решеток присутствует кальций. Это сделано для того, чтобы еще больше сократить потери жидкости, так как при таком составе значительно снижается уровень электролиза. Некоторые производители для увеличения емкости добавляют в состав серебро в малом количестве. В отличие от предыдущих видов АКБ, этот можно реально называть не обслуживаемым, так как потери жидкости сведены практически к нулю, также такой тип очень низкую расположенность к саморазряду. Но есть и минусы, если допустить несколько сильных разрядов такого АКБ — может произойти неустранимая потеря емкости и АКб придется утилизировать и заменить. Такой вид АКБ является очень чувствительным к перепадам напряжениям, поэтому подойдет только для авто, где таких перепадов произойти практически не может. Естественно с приходом более сложных технологий приходят и затраты на производство, поэтому стоимость кальциевого АКБ выше, чем малосурьмянистого.
Гибридные аккумуляторы.
Из названия понятно, что здесь происходит некое объединение технологий. Решетки такого АКБ будут выполнены из разных материалов, а именно: в состав плюсовых входит сурьма, а в состав отрицательных — кальций. Расход воды получился средним между типами совмещенных технологий, но зато получилось такой аккумулятор более устойчив к перепадам напряжения и сильным разрядам.
Гелевые и AGM аккумуляторы
Жидкостные АКБ являются достаточно опасными для человека, так как при вытекании электролит выдает ядовитые испарения. Именно технологии гелевых и AGM АКБ решают данную проблему. Здесь жидкость заменена вязким вариантом. Эта технология также препятствует активному разрушению пластин. В случае с AGM-технологией это достигается благодаря добавления в состав пористого стекловолокна, которое пропитывается электролитом. В гелевых АКБ вязкость создается путем добавления добавок кремниевых соединений. Как в таком случае определить конкретный тип аккумулятора? Очень просто, они обладают соответствующими маркировками GEL либо AGM. Эти батареи хорошо переносят глубокие разряды и могут даже без полного заряда выдавать достаточное напряжение. Хорошо ведут себя при вибрациях и могут работать в любом положении корпуса. Хорошо справляются на современных авто, с большим количеством электроники. На морозе такие АКБ тоже могут вести себя не совсем корректно. А вот к процессу зарядки тут особое отношение. Для таких АКБ существует специальная технология заряда, соблюдение которой максимально важно, также потребуется специальное зарядное устройство для такого типа АКБ.
Как говорит нам название, в этих АКБ в качестве электролита используют не кислоту, а щелочь. Существует очень много подвидов таких АКБ, но чаще они используются в других сферах, чем в автомобиле. К основным преимуществам можно отнести: не боятся перезарядов, хорошо показывают себя в холодное время года, лучше держат заряд. Ну и, конечно же, минусы: так как для достижения необходимых показателей такой технологией потребуется объединить гораздо больше элементов питания — значительно превосходят другие виды по габаритам, высокая цена. На легковых авто использование таких акб — просто не имеет смысла, очень редко используют в грузовиках. Чаще такие АКБ можно встретить как тяговые АКБ в каких-либо помещениях.
При ответе на вопрос: какие бывают авто аккумуляторы? Нельзя обойти такой современный и перспективный тип АКБ как Li-Ion. В таких батареях применяются ионы лития. Материалы электродов постоянно совершенствуются, так как технология активно развивается. Основные плюсы данной технологии: хорошая емкость в небольших габаритах, устойчив к саморазрядам. Недостатки: достаточно чувствительны к температурным перепадам, ограниченное (и малое) число полных циклов заряд-разряд (около пятисот), со временем теряют значительную часть емкости, слабая мощность для запуска двигателей. На данный момент они лучше подходят для различной электроники, для автомобиля такая технология не подходит, но с развитием технологии, они вполне могут составить конкуренцию другим вариантам АКБ.
Чего стоит ожидать в дальнейшем?
В наше время все технологии развиваются с высочайшей скоростью, развитие строение аккумуляторов здесь не исключение. Глядя на то, какие бывают аккумуляторы на сегодняшний день, сложно сказать, какими они будут через десятки лет. Однако уже понятно, что в первую очередь модернизаций стоит ожидать по следующим направлениям:
Повышения уровня безопасности. Сейчас весь Мир обеспокоен проблемой безопасности и для человека, и для экологии;
Устойчивость к температурным изменениям. Всем бы хотелось, чтобы батарея исправно работала при любых температурах и прочих условиях;
Создание мощных АКБ в компактных корпусах
Надеемся, что мы достаточно подробно рассказали о том, какие АКБ бывают на данный момент и даже попытались заглянуть в будущее. Очевидно, что время свинцово-кислотных АКБ на исходе, но время литий-ионных еще не пришло. Оптимальным решением сейчас придется гелевый аккумулятор в большинстве случаев. Но этот выбор сугубо индивидуальный и зависит от многих факторов: цели, ожидания, бюджет, количество электроники в Вашем автомобиле. Единственное, что можно сказать точно — это то, что к выбору аккумуляторной батареи стоит подходить с особым вниманием, ведь без запуска двигателя не пройдет ни одна поездка. поэтому правильный выбор АКБ — это залог успешной эксплуатации автомобиля на протяжении нескольких ближайших лет.
Спасибо за внимание! Всем удачи на дороге!
На сайте BlackTyres не так давно появился отдельный раздел с аккумуляторами. Заходите и выбирайте себе новые, качественные устройства по лучшим ценам.
Ставь 👍, если понравилась статья и подписывайся ✅ на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Дальше будет еще интереснее и полезнее. Удачи на дорогах!
На заметку всем автолюбителям! Покупка нового АКБ или обслуживание старого
Всем привет! На улице ещё лето! Но скоро осень. Слякоть. А там и зима не за горами!
И снова При первых минусах не заведутся Сотни машин.
Сегодня хотелось бы поговорить. А точнее рассказать про обслуживаемые Кислотные Аккумуляторы
Про не обслуживаемые я ничего рассказывать не буду! Это кот в мешке и кому как повезёт! Может хорошо по жить. А может и сдохнуть на втором году жизни. Как говорится пока не попробуешь- не узнаешь.
Проверенный опыт своим задом! Который не пропьешь и не забудешь с Годами!
В Любой машине стоит Аккумулятор за которым изредка Но нужно Следить! Кстати половина автовладельцев пользуются функцией — «ПО БАРАБАНУ» Они купили Акб или оставили тот что стоял при покупке машины и больше к нему не подходили! А ЗРЯ!
Подходить и Проверять надо! А так же Снимать раз в год и заряжать. Желательно перед зимой. По осени! Кстати да. Еще больше чем половина автовладельцев считают что Акум сам зарядится за счет Автомобильного генератора! И можно вообще забить и не лезть никогда к акуму! Увы огорчу! Это не совсем так! Акум заряжается адекватно только при условии когда на тахометре более 2х тысяч оборотов и при условии что вы поддерживаете эти 2е тысячи оборотов ну не менее 20ти минут точно! Это если по русски- то надо пилить по трассе некоторое время! Тогда да. Зарядится. А так работает попара-паралельно и со временем подсаживается (режим Город) по этому и надо его подзаряжать раз в год!
И так! Первое вступление закончено! Далее информация которую нужно знать что бы при Минусах за бортом не встрять в просак. И Не большие советы.
Рассмотрим покупку нового акб!
По каким то причинам Вы приняли решение купить новый акум. Но 90% автолюбителей просто в этом не шарят! Они просто покупают акум. Втыкают в машину. Захлапывают капот и забывают! Считая что он новый и лет так на 5 хватит. Но не у всех прокатывает такое. Многие при наступлении зимы летят в сервис на ремонт этого акума. И что бы у вас такого не повторилось, вы должны сделать следующее!
Заходим в магазин
Ищем для себя подходящую модель акума. С нужными параметрами. ( не забываем руководствоваться интернет ресурсами аля Звонок другу. Помощь зала и ВК Где подскажут какой будет лучше ) и катим на кассу!
Перед покупкой вы просто обязаны обезопасить себя и заставить проверить покупаемый вами акб продавцами! К сожалению ни кто это не делает. А кто и делает- их единицы!
1е- пусть стандартно проверяют своей любимой нагрузочной вилкой! ((Продавцы любят парить мозги покупашкам своей вилкой-что типа мы вилкой щас все проверим и все с акумом зашибись.Только Это не совсем так! Нагрузочная вилка — это электрическая часть проверки АКБ
А есть еще химическая. ))
Вилка вам должна показать на чеке хорошие результаты диагностики. Какие точно не скажу. Но продаван вам скажет что на чеке всё чики-пуки!
Окей! Раз все хорошо- заставляем проверять дальше!
Акум относится к электрику магазина! Раскручиваются все банки или вынимается заглушка всех банок например как на картинке ниже (зависит от вида акб) и в каждой банке при вас Производят замер плотности кислоты таким не дорогим приборчиком который называется АРРЕОМЕТР! Вы должны сами видеть сколько прибор показывает! Вам обязаны это показать! Показать результат каждой банки! А не так что вам 2 банки показали а 4 сами они посмотрели и сказали что все супер. [ В противном случае вы можете отказаться от покупки в данном магазине а так же раскатать нехороший отзыв на флампе магазина ]
А показывать орреометр должен следующее:
Вообщем покупая акум вы обязаны сами проверить эти параметры! Нагрузочной вилке в плане плотности кислоты доверять не стоит! Она вам не покажет этого. Т.к это химия а не электричество!
Кстати да. При выборе акума выбирайте акб чтоб возле одной из банок была ЛАМПОЧКА-УКАЗАТЕЛЬ. Там такое круглое окошко и в нем горит:
Зеленая Лампа Которая указывает что акум ЗАРЯЖЕН
ЧЁРНАЯ или КРАСНАЯ-указывает что акум разрядился и НАДО ЗАРЯДИТЬ
Ну или совсем редко когда-БЕЛАЯ Что нужно ДОЛИТЬ ДИСТИЛИРОВАННОЙ ВОДЫ(я не встречался)
Работает эта лампочка за счет свинца внутри и поворачивает лампу-шарик той стороной вверх которой соответствует плотность электролита в акуме!
С купленными акб разобрались. Теперь переходим к стоящим акумам на вашем авто. Который уже стоял у вас. Для своего же блага засуньте нос и проверьте его.
Теперь что касаемо зарядки акб. Снимаем. Несем домой. Заряжаем.
Перед зарядкой открываем все крышки- иначе звезданёт в процессе зарядки и умоет все вокруг кислотой!
Я лично сам заряжаю акум на скорости 2 ампера! 8 часов. Раз в год! У меня акб на 65 А/ч. Раньше были и на 55. И на 60. Ничего не менял. Так же заряжаю всегда! Заряжается все идеально примерно через 4 часа кислота должна закипеть! Это нормальная реакция. И прокипеться еще около 4х часов!
Теперь про скорость зарядки. На всех з.у есть возможность вытавить разную скорость. Тобишь. 1. 2.3 4. 5.6. Вручную и на автомате! Зарядники позволяют! Чем больше ампер часов зарядка тобишь к примеру 6. Тем быстрее зарядится- но качество будет так себе! Месяца через 3 снова потащите заряжать потому что сдох.чем меньше ампер. Например 1. Тем дольше прийдется заряжать- запаритесь ждать пока закипит и прокипится. Но за то качество будет на высоте!
Многие зарядные устройства поддерживпют Автоматическую зарядку- тоже так себе идея! Хреновенько заряжает я вам скажу- тоже самое что на 6ку поставить и снять по бырому!
Одноразовые акб заряжаются так же! Точно так же! Просто у них ничего не выкручивается и не отдирается. (На вопрос — что одноразовые акб не заряжаются- Заряжаются они так же как и простые акумы! Сверху одноразовой батареи есть специальные технологические окна за счет которых происходит испарение газов во время зарядки! По этому им ничего не будет во время зарядки! ( и те кто все равно брешут и пытаются доказать что их нельзя заряжать- эмм…На машине акум тоже заряжается от генератора теми же амперами! В противном случае его через пару дней должно было разорвать и такие бы акб не производили )
Всем удачи на дорогах. Прошу строго не судить! Но вся информация написана от души и проверена своей жопой! А так же жопами некоторых друзей!
Спасибо моему дедушке которого к сожалению нет уже за всю эту инфу. Если б не он! Я б так же как все тазаводы мучался с акумами и прикуривался по зиме от других. Не зная что делать.
Ну и на последок вам История из прошлого или как я учился понимать акумы
Нужно ли заряжать аккумулятор на новом автомобиле?
Или новый, только с конвейера аккумулятор, не успевший запылиться на складе и, стало быть, саморазрядиться?
С аккумуляторами АКОМ и Лада нам приходится работать особенно много. Отснято немало видеоматериалов, часть из них опубликована. Ещё больше опытных данных терпеливо ждут, когда будут оформлены в видео и статьи.
❒ Очень многие автомобилисты при эксплуатации не учитывают особенностей современных АКБ, из-за чего на продукцию отечественных аккумуляторных заводов и «новомодный кальций» вообще много негативных отзывов: там из гибрида (Ca+, Ca/Sb) «выкипела» вода, тут кальциевый аккумулятор «погиб из-за глубокого разряда», потому что не заряжается от генератора автомобиля и зарядного устройства для сурьмянистых батарей недавнего прошлого, здесь замёрз электролит, и вообще, раньше 60 А*ч аккумулятор «весил как полагается, 25 килограмм, а теперь 16, производители мошенники свинца пожадничали, вот и недолговечный».
Вокруг свинцовых аккумуляторов и приборов для их обслуживания сложилось множество мифов, и продолжают появляться новые. Например, модно ругать китайские (ключевое слово!) экспресс-тестеры, отыскивая в них мнимые недостатки конструкции и пытаясь измерять ими то, для чего они не предназначены, без понимания составляющих вольтамперной характеристики во времени, (иначе говоря, отклика на зарядный и разрядный импульсы), реальной аккумуляторной батареи, на которую влияют многие факторы, в том числе, сепараторы и плотность упаковки пластин.
Неспроста в алгоритмы тестеров заложены разные типы АКБ: спиральная Планте, обычная Фора-Фолькмара, AGM, GEL, EFB… и даже коды модификаций АКБ внутри типов, например, по стандарту JIS.
Разработчики тестеров это понимают и учитывают, а некоторые обозреватели нет, им что конденсатор, что аккумулятор, что свинцовый, что литиевый, — «всё один закон Ома».
❒ Раз уж зашла речь о тестерах, проведём аналогию с медициной или ветеринарией. При первичном приёме врач руководствуется не только показаниями приборов, (термометра, сфигмоманометра), и результатами экспресс-анализов, но в первую очередь выслушивает анамнез — совокупность сведений, получаемых путём расспроса самого обследуемого и/или знающих его лиц.
И в аккумуляторном деле принимать решения на основании только экспресс-тестера или нагрузочной вилки, без учёта того, сколько АКБ хранилась, произведён ли ввод в эксплуатацию, каков характер поездок, будет столь же нелепым, как врачу ставить диагноз и назначать терапию по одному лишь термометру. Как нелепо и считать медицинский термометр или тестер АКБ неадекватной шарлатанской безделушкой на основании того, что кроме их показаний, для диагностики требуется немало других данных.
Виноват, в обилии мифов и негативного опыта эксплуатации аккумуляторов и устройств для их сервиса, недостаток специфических знаний, первоисточником которых является непосредственная работа с конкретными современными моделями АКБ. Ни свинцовые электроды в колбе с раствором кислоты, ни изготавливаемая в мастерской института по спецификации нескольких десятилетий давности, пусть даже из современных материалов, точная действующая копия батареи или одной банки, ни годы опыта с большими тяговыми сборками из панцирных элементов не заменят непосредственной работы с реальными АКБ, продаваемыми в розничных магазинах и устанавливаемыми под капот реальных авто. Как выяснилось, (и подтвердило рабочие гипотезы), даже батареи одного завода, одной недели выпуска, в одинаковых корпусах, содержащих пластины из одной партии, но разное их число на банку, могут вести себя в дозаряде по-разному, потому что геометрия влияет на распределение носителей заряда в пространстве и динамику их перемещения.
Итак, с аккумулятора ещё даже не успели вытереть пыль. Полчаса назад он приехал под капотом нового автомобиля Лада Гранта, пробег которого за месяц эксплуатации составил 3000 км. Штамп даты производства на корпусе АКБ расшифровывается как 8-й месяц 19-го года, за 3 месяца до съёмки видео. Прежде всего, батарею необходимо отмыть и отогреть: процесс заряда лучше всего идёт при комнатной температуре 20 градусов Цельсия.
Взглянем на показания тестера, которые уже засветились в шапке статьи. Состояние здоровья 100%, TХП по EN 467 из 425 А, внутреннее сопротивление 6.16 мОм, НРЦ 13.29 В. При заряде от генератора автомобиля, аккумулятор испытывает поляризацию, которая выражается в повышенном НРЦ и рассасывается по прошествии некоторого времени. Также снять поляризацию можно разрядной нагрузкой.
Температура АКБ 14.6 градусов. На улице +2. Оставим отогреваться.
Прошло более семи с половиной часов. Температура аккумулятора 21.6.
Результаты повторного теста: 100%, EN 483 (было 467) из 425 А, 5.98 (было 6.16) мОм, 13.16 (было 13.29) В. НРЦ несколько снизилось, но для 8 часов отстоя высоковато, что кажется странным.
Плотность электролита по банкам колеблется от 1.29 до 1.295, в минусовой чуть ниже. Согласно фирменной инструкции АКОМ, АКБ, с нормальным уровнем электролита и плотностью не ниже 1.28, считается заряженной.
Внешний вид пластин прекрасный, налёта сульфатов не наблюдается. Уровень нормальный, 15 мм над верхом пластин.
❒ Для тёплого климата Воронежской области по желанию можно сделать корректировку плотности до 1.27-1.28.
Заряжать будем Кулоном-912, наблюдая за процессом лично. Предзаряд не активируем, так как АКБ при таком НРЦ в нём не нуждается, и дозаряд пока тоже. Максимальное напряжение 14.7 В, начало снижения тока при напряжении 14.1, максимальный ток 5.5 А.
Минимальный ток установим по нижнему порогу для данного ЗУ, 50 миллиампер. Ограничение времени на максимум — 48 часов. Будем контролировать минимальный ток в течение 6 часов.
❒ Стартуем. Не прошло и минуты, как напряжение уже 14.32 В, ток снизился до 1.24 А и продолжает снижаться.
Ток при 14.7 В составляет 100 мА уже 6 часов. Основной заряд можно прекращать, и переходить к выравнивающему дозаряду.
Для дозаряда Кулоном-912 можно воспользоваться и режимом «Основной заряд», но установить следующие параметры: максимальное напряжение 16.5 В, начало снижения тока при 16.4 В, максимальный ток 1.1 А. Это 2% от паспортной ёмкости АКБ. Настройки минимального тока 50 мА и времени 48 часов оставляем как были, не забывая о том, что дозаряд в таком режиме должен обязательно контролировать человек.
При запуске режима Кулон постепенно повышает ток.
При 16.1 вольтах идёт умеренное выделение газов, образующихся при электролизе воды. Вопреки мифу о страшном кипячении, банки не извергают фонтанов брызг и клубящихся облаков сероводорода, аккумулятор не разогревается как чайник. Вокруг заливных отверстий немного капель электролита.
Сурьмянистые АКБ при 14.4 В «кипят» интенсивнее. Если отмотать видео назад, видно, что капли не выброшены пузырьками газов, а стекли с пробок, когда те были вынуты из горловин, и с пипетки при отборе проб электролита.
На протяжении около часа напряжение стабилизировалось на уровне 16.1. Если оно не изменится в следующий час, выдержим ещё 2 часа и отключаем заряд.
❒ После окончания заряда, «неожиданно» получили плотность… 1.30! Перепроверяем соседние банки, тот же результат! Выравнивающий дозаряд привёл к равной плотности электролита во всех банках. Как выяснилось, именно такова плотность заливаемого электролита на заводе АКОМ.
После коррекции плотности электролита для его перемешивания установим 16.5 В, ток 2% ёмкости = 1.1 А, и заряжаем 20 минут.
Плотность после перемешивания «кипячением» и грушей ареометра 1.275. Это адекватная концентрация кислоты для климата Воронежской области.
Снижать или нет плотность электролита для тёплого времени года или тёплого климата в современных аккумуляторах, не существует единственно верного мнения.
Гибридные и некоторые Ca/Ca, (например, Тюмень Премиум), не проявляют значительной склонности к стойкому расслоению электролита, заряжаются относительно быстро и легко, при этом воды расходуют при эксплуатации сравнительно много. Для таких АКБ корректировку плотности в сторону снижения стоит рекомендовать.
Другие современные АКБ, в число которых входит продукция АКОМ, при эксплуатации расходуют меньше воды, для выравнивающего заряда требуют более высоких напряжений и больше времени, склонны к расслоению электролита. В них концентрацию кислоты для тёплых климатических условий можно не снижать, но полный заряд не реже раза в несколько месяцев необходим в любом случае.
Выводы
Q: Какой можно сделать вывод на базе текущих опытных данных?
Полный восстановительный заряд выровнял плотность электролита во всех шести банках, и она составила заводские 1.30 против 1.29 в начале опыта. Это значит, что перед зарядом некоторая часть кислоты находилась в расслоении и в намазках — в виде сульфатов. Аккумулятор был заряжен не полностью. И если бы мы не приняли меры в виде выравнивающего заряда, недозаряд, сульфатация и расслоение электролита постепенно прогрессировали бы, отнимая активные массы от полезной ёмкости, а площадь их поверхности от токоотдачи.
❒ Определим реальную ёмкость аккумулятора по ГОСТ. Настроим ток разряда 5% ёмкости = 2.75 А, завершение по касанию 10.5 В под нагрузкой.
С момента начала разряда прошло более 20 с половиной часов. АКБ уже отдала ёмкость 56.77 А*ч — выше паспортной, а напряжение под нагрузкой ещё 11.63 В. Контрольно-тренировочный разряд продолжается.
Разряд завершён, АКБ отдала 61.8 А*ч. Это более чем на 12% выше её паспортной ёмкости.
Плотность электролита в разряженной АКБ 1.1. Разбаланс мы устранили перед разрядом, потому плотность по банкам теперь одинаковая и в разряженном состоянии.
Плотность после заряда 1.28, в третьей от плюса 1.285. Откуда в банках взялась кислота, поднявшая плотность на лишние 5 тысячных грамма на кубический сантиметр и даже больше? — Из недоформованных активных масс, полная формовка которых происходит при первых контрольно-тренировочных циклах — КТЦ. Сейчас мы провели как раз такой цикл, являющийся ключевым мероприятием правильного ввода в эксплуатацию свинцово-кислотной аккумуляторной батареи. Который, в свою очередь, служит важным условием предотвращения преждевременной потери её эксплуатационных характеристик.
Ток холодной прокрутки не изменился, внутреннее сопротивление чуть снизилось — с 5.98 до 5.96. НРЦ 13.34. Отстаивать АКБ нет времени, её нужно возвращать под капот.
Протёрли корпус, закрутили пробки. Проверим АКБ нагрузочной вилкой 200 ампер.
Просадка до 10.6 В — прекрасный результат. На седьмой секунде поднимается до 10.7. Конвейерная АКБ Лада производства АКОМ нас сегодня порадовала.
Фактическая масса АКБ 13.7 кг.
По превышению фактических параметров над паспортными и удельной ёмкостью на единицу массы Лада АКОМ лидирует, однако по удельным ТХП и внутренней проводимости, (величина, обратная сопротивлению, измеряется в сименсах), проигрывает. Причина в количестве пластин и соответственно рабочей площади активных масс, обеспечивающих токоотдачу. Также мы выяснили, что перед контрольно-тренировочным разрядом аккумулятор был недоформован. Следующий КТЦ должен был показать дальнейшее повышение характеристик.
Другая оригинальная АКБ Лада АКОМ, 6СТ-62VL, мало отличается удельной ёмкостью, зато имеет более чем на четверть выше удельный ТХП, и почти на треть более высокую удельную проводимость. Потому что в каждой банке АКБ максимальной ёмкости для определённого типоразмера корпуса в одной и той же линейке продукции максимальное число пластин.
Маленький совет: чтобы в отверстия вокруг пробок не попадала грязь, пробки можно заклеить сверху полоской скотча. Это не нарушит вентиляции банок, так как для отвода образующихся в процессе эксплуатации аккумулятора газов в крышке имеется лабиринт, открывающийся с торцов газоотводным отверстием или штуцером для шланга.
Статья написана в сотрудничестве с автором экспериментов и видео — Аккумуляторщиком Виктором VECTOR