Новгород руководимый партией барецких заключил с литовским князем что за событие
Олимпиада по истории 7 класс. Школьный этап
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
всероссийской олимпиады школьников по истории – 7 класс
2016 / 2017 учебный год.
1. Определите пару исторических личностей, которые были современниками.(1 балл)
А)Дмитрий Донской и Сергий Радонежский Это правильный ответ
Б)Андрей Рублев и Александр Невский
В)Иван Калита и Ярослав Мудрый
Г)Владимир Мономах и хан Ахмат
2. Определите, какое событие произошло позже (1 балла)
А.стояние на реке Угре Это правильный ответ
Б.набег Тохтамыша на Москву
В.Судебник Ивана III
3. Назовите полководцев, которые участвовали в битве на р. Неве (2 балл)
А) Биргер, Александр Ярославич, Гаврило Олексич, Сбыслав Якунович
Б) Мстислав Удалой, Даниил Романович, Субедей, Котян
В) Дмитрий Иванович Московский, Владимир Андреевич Серпуховский,
Мамай, Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский
Г) Игорь Святославич, Всеволод, Кончак, Юрий Кончакович
4. Русская Правда, Урочные лета, Заповедные лета, Судебник Ивана III
6. Назовите реформы и мероприятия, относящиеся к времени правления Ивана Грозного (5 баллов за полный ответ, 2 за неполный)
А) создание стрелецкого войска
Б) отмена кормлений
В) разгром церковных ересей в Москве и Новгороде
Г) присоединение Твери
Д) созыв Земского собора
11. Соотнесите понятия и определения. Ответ запишите в таблицу.(8 баллов)
7. Из приведенных слов составьте определения исторических понятий и запишите их. Напишите сами понятия. Слова не могут быть использованы дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять слова по числам и падежам (2 балла за понятие, 2 –за определение. Максимальный балл – 12):
Руси, дань, в, размер, Древней, установленный. _______________________________________________________________________
Князьям, ханская, право, грамота, княжествах, в, дававшая, своих, властвовать, русским. _______________________________________________________________
Разделение труда, предприятие, ручная техника, основанный.
8. Вставьте вместо пропусков. 3 балла за пропуск. Всего 12 баллов
9.Расшифруйте шараду. (3 балла)
10. Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» и определите, о каком историческом деятеле идет речь (3 балла)
последовательность. Всего 12 баллов)
а)__________________ б)________________________ в) ____________________
Новгород, руководимый партией Барецких, заключил с Литовским князем и королем Польским Каземиром Михайловичем союзный договор, по которому король обязался защищать Новгород от Москвы. Когда в Москве узнали о переходе Новгорода к Литве, то взглянули на это как на измену не только великому князю, но и вере и русскому народу.
всероссийской олимпиады школьников по истории – 7 класс
2016 / 2017 учебный год.
3. Назовите полководцев, которые участвовали в битве на р. Неве (2 балл)
А) Биргер, Александр Ярославич, Гаврило Олексич, Сбыслав Якунович
Б) Мстислав Удалой, Даниил Романович, Субедей, Котян
В) Дмитрий Иванович Московский, Владимир Андреевич Серпуховский,
Мамай, Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский
Г) Игорь Святославич, Всеволод, Кончак, Юрий Кончакович
1. Зависимые категории людей в Древнерусском государстве
2) Завершение объединения русских земель: 1478 г. — присоединение Новгорода,
1485 г. – Твери, 1514 г. — возвращение Смоленска
3) Руководители опричнины
Русская Правда, Урочные лета, Заповедные лета, Судебник Ивана III
1) поляки
2) 1589 г.
3) Радим
4) Русская Правда
6. Назовите реформы и мероприятия, относящиеся к времени правления Ивана Грозного (5 баллов за полный ответ, 2 за неполный)
А) создание стрелецкого войска
Б) отмена кормлений
В) разгром церковных ересей в Москве и Новгороде
Г) присоединение Твери
Д) созыв Земского собора
7. Из приведенных слов составьте определения исторических понятий и запишите их. Напишите сами понятия. Слова не могут быть использованы дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять слова по числам и падежам (2 балла за понятие, 2 –за определение. Максимальный балл – 12):
Руси, дань, в, размер, Древней, установленный. _____урок______________________________________________________________
Князьям, ханская, право, грамота, княжествах, в, дававшая, своих, властвовать, русским. ______ ярлык_________________________________________________________
Разделение труда, предприятие, ручная техника, основанный. мануфактура
8. Вставьте вместо пропусков. 3 балла за пропуск. Всего 12 баллов
9.Расшифруйте шараду. (3 балла)
10. Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» и определите, о каком историческом деятеле идет речь (3 балла)
11. Соотнесите понятия и определения. Ответ запишите в таблицу.(8 баллов)
последовательность. Всего 12 баллов)
а)__________________ б)________________________ в) ____________________
А –Александр Невский
2. Новгород, руководимый партией Барецких, заключил с Литовским князем и королем Польским Каземиром Михайловичем союзный договор, по которому король обязался защищать Новгород от Москвы. Когда в Москве узнали о переходе Новгорода к Литве, то взглянули на это как на измену не только великому князю, но и вере и русскому народу.
1. Крещение Руси. Князь Владимир.
2.Присоединение Новгорода к Московскому княжеству. Иван III
3. Куликовская битва. Дмитрий Иванович (Донской)
Олимпиадные задания по истории 8 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Школьный этап олимпиады школьников по истории – 8 класс
2020 / 2021 учебный год.
1. Определите пару исторических личностей, которые были современниками.(1 балл)
А)Дмитрий Донской и Сергий Радонежский
Б)Андрей Рублев и Александр Невский В)Иван Калита и Ярослав Мудрый
Г)Владимир Мономах и хан Ахмат
2. Определите, какое событие произошло позже (1 балла)
А.стояние на реке Угре Б.набег Тохтамыша на Москву
В.Судебник Ивана III Г.Куликовская битва
3. Назовите полководцев, которые участвовали в битве на р. Неве (2 балла)
А) Биргер, Александр Ярославич, Гаврило Олексич, Сбыслав Якунович
Б) Мстислав Удалой, Даниил Романович, Субедей, Котян
В) Дмитрий Иванович Московский, Владимир Андреевич Серпуховский,
Мамай, Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский
Г) Игорь Святославич, Всеволод, Кончак, Юрий Кончакович
Г). Русская Правда, Урочные лета, Заповедные лета, Судебник Ивана III
6. Назовите реформы и мероприятия, относящиеся к времени правления Ивана Грозного (5 баллов за полный ответ, 2 за неполный)
А) создание стрелецкого войска Б) отмена кормлений
В) разгром церковных ересей в Москве и Новгороде
Г) присоединение Твери Д) созыв Земского собора
А)Руси, дань, в, размер, Древней, установленный. _______________________________________________________________________
Б)Князьям, ханская, право, грамота, княжествах, в, дававшая, своих, властвовать, русским. _______________________________________________________________
В) Разделение труда, предприятие, ручная техника, основанный.
8. Вставьте вместо пропусков. 3 балла за пропуск. Всего 12 баллов
9.Расшифруйте шараду. (3 балла)
последовательность. Всего 12 баллов)
а)__________________ б)________________________ в) ____________________
2. Новгород, руководимый партией Барецких, заключил с Литовским князем и королем Польским Каземиром Михайловичем союзный договор, по которому король обязался защищать Новгород от Москвы. Когда в Москве узнали о переходе Новгорода к Литве, то взглянули на это как на измену не только великому князю, но и вере и русскому народу.
всероссийской олимпиады школьников по истории – 7 класс
2016 / 2017 учебный год.
1. Определите пару исторических личностей, которые были современниками.(1 балл)
А)Дмитрий Донской и Сергий Радонежский
Б)Андрей Рублев и Александр Невский
В)Иван Калита и Ярослав Мудрый
Г)Владимир Мономах и хан Ахмат
2. Определите, какое событие произошло позже (2 балла)
А.стояние на реке Угре
Б.набег Тохтамыша на Москву
В.Судебник Ивана III
3. Назовите полководцев, которые участвовали в битве на р. Неве (2 балл)
А) Биргер, Александр Ярославич, Гаврило Олексич, Сбыслав Якунович
Б) Мстислав Удалой, Даниил Романович, Субедей, Котян
В) Дмитрий Иванович Московский, Владимир Андреевич Серпуховский,
Мамай, Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский
Г) Игорь Святославич, Всеволод, Кончак, Юрий Кончакович
1. Зависимые категории людей в Древнерусском государстве
2) Завершение объединения русских земель: 1478 г. — присоединение Новгорода,
1485 г. – Твери, 1514 г. — возвращение Смоленска
3) Руководители опричнины
4. Русская Правда, Урочные лета, Заповедные лета, Судебник Ивана III
1) поляки
2) 1589 г.
3) Радим
4) Русская Правда
6. Назовите реформы и мероприятия, относящиеся к времени правления Ивана Грозного (5 баллов за полный ответ, 2 за неполный)
А) создание стрелецкого войска
Б) отмена кормлений
В) разгром церковных ересей в Москве и Новгороде
Г) присоединение Твери
Д) созыв Земского собора
Руси, дань, в, размер, Древней, установленный. _____урок______________________________________________________________
Князьям, ханская, право, грамота, княжествах, в, дававшая, своих, властвовать, русским. ______ярлык_________________________________________________________
Разделение труда, предприятие, ручная техника, основанный. мануфактура
8. Вставьте вместо пропусков. 3 балла за пропуск. Всего 12 баллов
9.Расшифруйте шараду. (3 балла)
10. Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» и определите, о каком историческом деятеле идет речь (3 балла)
11. Соотнесите понятия и определения. Ответ запишите в таблицу.(8 баллов)
Олимпиада по истории 7 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Школьный этап олимпиады по истории. 7 класс.
2019-2020 учебный год
Часть 1. При выполнении заданий 1–22 обведите кружком номер правильного ответа
1.Предками русских, украинцев и белорусов были:
А) франки Б) германцы В) восточные славяне Г) южные славяне
2.Причиной создания Древнерусского государства была:
А) появление местных княжений Б) общая военная угроза В) развитие торговли
3.Какое событие «Повесть временных лет» относит к 862 г.?
А) призвание Рюрика в Новгород на княжение Б) крещение князя Владимира
В) первый договор князя Олега с Византией Г) восстание древлян
4.Укажите, какое из перечисленных имен не связано с легендой об основании Киева.
А) Кий Б) Хорив В) Рюрик Г) Щек
5. К какому веку относится образование Древнерусского государства с центром в Киеве?
А) VIII в. Б) IX в. В) X в. Г) XI в.
6.Объезд князем и его дружины своих владений с осени до весны:
А) полюдье Б) обход В) повоз Г) ополчение
7.Первый свод письменных законов Древней Руси назывался:
А) Русская Правда Б) Судебник В) Урок Ярославичам Г) Соборное Уложение
8. Первая известная летопись на Руси:
А) «Слово о полку Игореве» Б) «Поучение Владимира Мономаха»
В) «Повесть временных лет» Г) «Повесть о разорении Рязани Батыем»
9. Убийство Бориса и Глеба произошло по приказу:
А) Ярослава I Мудрого Б) Святослава Черниговского В) Святослава I Окаянного
10.К причинам распада Древнерусского государства в XII веке не относится
А) сложившийся в Древнерусском государстве порядок управления
Б) отсутствие твёрдого и определённого порядка наследования киевского престола
В) действие единого свода древнерусских законов – Русской Правды
Г) изменения в хозяйственной жизни страны
11.Тип государственного устройства, который предполагает широкое участие населения в делах управления посредством веча.
А) Монархия с большой ролью боярства в жизни общества (сословная монархия)
Б) Монархия с главенствующей ролью князя (абсолютная монархия)
В)Боярская республика с решающей ролью вече
12. Период феодальной раздробленности характеризуется :
А) обособлением земель-княжеств; Б) упадком городов и торговли;
В) интенсивным развитием сельского хозяйства; Г) укреплением обороноспособности княжеств
13.Прозвище «Тёмный» в истории получил московский правитель
А) Василий I Б) Иван I В) Василий II Г) Иван III
14. В результате Куликовской битвы:
А) возросла роль Москвы как центра объединения русских земель;
Б) была уничтожена Золотая Орда;
В) Русь попала в зависимость от Казанского ханства;
Г) усилилась зависимость Руси от Золотой Орды.
15.Прозвище Невский князь Александр Ярославович получил за:
А) проведение переписи населения в Новгороде Б) поездку к хану Орды за ярлыком
В) победу над ордынцами Г) разгром шведского отряда
16. Ордынские чиновники, которые собирали дань:
А) бесермены Б) беки В) баскаки Г) эмиры
17.Духовный лидер, от которого Дмитрий Иванович получил благословление накануне Куликовской битвы:
А) Сергий Радонежский Б) митрополит Петр В) митрополит Алексий Г) патриарх Никон
18. Князь, в правление которого Москва становится центром Русской православной церкви:
А ) Иван Калита Б) Дмитрий Донской В) Александр Невский
19. Прочтите отрывок из источника и укажите век, когда произошли описанные события.
Это сражение произошло на льду озера. Враги были хорошо вооружены и были уверены в своей победе, но хитростью их удалось заманить на лед. Мужественно сражались русские воины и разгромили врага. Много было убито, взято в плен, а часть врагов ушла под тяжестью своих доспехов под лед.
А) XII в. Б) XIII в. В) XIV в. Г) XV в.
20. Река, на берегу которой произошло стояние войска Ивана III и Ахмата:
А) Угра Б) Дон В) Непрядва Г) Калка
21.Какое событие произошло позже всех?
А) Первое упоминание о Москве
Г) Принятие первого Судебника единого государства
Д) Нашествие Батыя на Русь
22. Современниками были:
А) Хан Мамай и Сергий Радонежский
Б) Княгиня Ольга и Марфа Посадница
В) Святослав и Цимисхий
Г) Иван Калита и Тохтамыш.
1.К зависимому населению на Руси относились (укажите все зависимые слои населения)
А) бояре Б) закупы В) люди Г) холопы Д) рядовичи Е) челядь Ж) смерды
Ответ: ___________________________________________________________
2.Впиши пропущенные слово и дату.
Решения о совместной борьбе с половцами и самостоятельном правлении в землях, доставшихся от отцов, русские князья приняли на съезде в городе ___________________ в _____________ году.
3.Кто лишний в этом ряду?
А) Дмитрий Иванович Б) Владимир Андреевич В) Дмитрий Боброк Г) Нестор
4. Запишите пропущенный термин, о котором идёт речь:
5. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, обозначают занятия восточных славян. Найдите и укажите термин, выпадающий из этого ряда.
Земледелие, кочевое скотоводство, охота, ремесло, рыболовство.
6. Установите соответствие между событием и князем, с именем которого связано данное событие
7.Установите соответствие между названиями произведений древнерусской литературы и их авторами.
1) «Слово о законе и благодати» А) митрополит Иларион
2) «Повесть временных лет» Б) Владимир Мономах
3) «Поучение детям» В) Нестор Летописец
8.Расположите события в хронологическом порядке.
А) стояние на Угре
Б) Невская битва
В) Куликовская битва
Г) битва на Калке
Д) Ледовое побоище
Ответ: _____________________
9. Рассмотрите схему и ответьте на вопросы.
1)Название сражения _______________________________________________________________
10. Рассмотрите карту и выполните задания к ней. Найди отрывок текста, который по своему описанию соответствует данной карте:
1)«И была здесь злая сеча для немцев… и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей. Так что и лед на замерзшем острове подломился….»
2)« И отбили татар от берега, и много дней подступали и не могли перейти реку, и стояли, ожидая когда замерзнет река. Когда же река замерзла… наши отступили от берега, тогда татары одержимые страхом, побежали, думая, что русские пускают их на другой берег, желая с ними биться…»
3)« Известно стало, что божиим попущением за грехи наши ордынский князь Мамай собрал силу великую … и идет на русскую землю… Святой же, когда услышал об этом от великого князя, благословил его, молитвой вооружил и сказал: « Иди против безбожных.. не устрашаясь обязательно поможет тебе бог».
1 1.Догадайтесь по описанию, о какой исторической личности идет речь:
Он уделял много внимания просвещению, переводу книг, созданию библиотек, строительству. За это он получил прозвище. При нем были возведены в Киеве Золотые ворота и главный храм города, поставленный в честь жестокой сечи с печенегами. Он положил начало созданию на Руси первого письменного свода законов.
12. Прочитайте отрывок и укажите, о каком событие идет речь:
Новгород, руководимый партией Барецких, заключил с Литовским князем и королем Польским Каземиром Михайловичем союзный договор, по которому король обязался защищать Новгород от Москвы. Когда в Москве узнали о переходе Новгорода к Литве, то взглянули на это как на измену не только великому князю, но и вере и русскому народу.
1) о каком событие идет речь___________________________________________________________
2) когда оно произошло _____________________________________________________________
3) какое имело значение? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ключи к олимпиаде по истории 7 класс
Новгород руководимый партией барецких заключил с литовским князем что за событие
1. Расположите в хронологическом порядке следующие события:
Объединение Новгорода и Киева Олегом
Введение погостов и урок
Сражение на реке Воже
Стояние на реке Угре
2. Современниками были:
Дмитрий Донской и Чингисхан
Софья Палеолог и Иван III
Владимир Мономах и Юрий Долгорукий
Нестор и князь Игорь.
3.Соотнесите понятия и значение; к каждому понятию подберите его значение и поставьте соответствующую цифру.
1.Баскаки а) Служилые люди, составляющие постоянное войско, вооруженное огнестрельным оружием
2.Вотчина б) Часть русского города, где жили торговцы и ремесленники
3. Стрельцы в) Часть русского города, где жили торговцы и ремесленники
4.Посад г) Крупное наследственное земельное владение.
4.Прочитайте отрывок и укажите, о каком событие идет речь:
Идолы были низвергнуты, изрублены и сожжены, а главный из них – идол Перун был с позором привязан к хвосту лошади и стащен к реке. По дороге его били палками, а потом сбросили в Днепр и течение его унесло. После этого князь объявил: «Если кто, богатый или бедный, нищий или раб, не окажется завтра на реке, тот будет против меня».
Новгород, руководимый партией Барецких, заключил с Литовским князем и королем Польским Каземиром Михайловичем союзный договор, по которому король обязался защищать Новгород от Москвы. Когда в Москве узнали о переходе Новгорода к Литве, то взглянули на это как на измену не только великому князю, но и вере и русскому народу.
Поединок Челубея и Пересвета, которые оба погибли, положила начало битве …Затем монголо-татарская конница, сбив сторожевой и разгромив передовой полки, в течение трех часов пыталась прорвать центр и правое крыло русской рати. Русские полки понесли значительные потери. Был ранен и сам Дмитрий Иванович, сражавшийся в доспехах рядового воина.
5. Дайте развернутый ответ.
Сравните вотчину и поместье, найдите сходство и различие?
Новгород руководимый партией барецких заключил с литовским князем что за событие
С. Ф. Платонов Учебник Русской истории
§1. Предмет курса русской истории
Русское государство, в котором мы живем, ведет свое начало от IX в. по Р. Хр. Русские же племена, образовавшие это государство, существовали еще ранее. В начале своей исторической жизни они занимали только область р. Днепра с его притоками, область озера Ильменя с его реками, а также лежащие в промежутке между Днепром и Ильменем верховья Западной Двины и Волги. К числу русских племен, составлявших одну из ветвей великого Славянского племени, принадлежали: поляне — на среднем Днепре, северяне — на р. Десне, древляне и дреговичи — на р. Припяти, радимичи — на р. Соже, кривичи — на верховьях Днепра, Волги и Западной Двины, словене — не озере Ильмень. Между этими племенами вначале было очень мало взаимных связей; еще менее близости к ним было у окраинных племен: вятичей — на р. Оке, волынян, бужан, дулебов — на Западном Буге, хорватов — у Карпатских гор, тиверцев и уличей — на р. Днестре и у Черного моря (о тиверцах и уличах в точности даже не известно, можно ли их считать славянами).
Главное содержание курса русской истории должно составлять повествование о том, как из названных отдельных племен постепенно образовался единый русский народ и как он занял то громадное пространство, на котором теперь живет; как образовалось среди русских славян государство и какие перемены происходили в русском государственном и общественном быту до тех пор, пока он не принял современной нам формы Российской империи. Рассказ об этом естественно делится на три части. В первой излагается история первоначального Киевского государства, объединившего все мелкие племена вокруг одной столицы — Киева. Во второй излагается история тех государств (Новгородского, Литовско-Русского и Московского), которые образовались на Руси вслед за распадением Киевского государства. В третьей, наконец, излагается история Русской империи, объединившей в себе все земли, заселенные русскими людьми в разные времена.
Но раньше, чем начать рассказ о начале Русского государства, необходимо ознакомиться с тем, как жили племена русских славян до возникновения у них государственного порядка. Так как эти племена не были первыми и единственными «насельниками» нашей страны, то надобно узнать, кто жил здесь ранее славян и кого застали славяне в своем соседстве, когда поселились на Днепре и Ильмене. Так как местность, занятая здесь русскими славянами, оказывает влияние на их хозяйство и быт, то надобно ознакомиться с характером страны, в которой возникло Русское государство, и с особенностями первоначального быта русских славян. Когда мы узнаем ту обстановку, в какой пришлось жить нашим далеким предкам, мы яснее поймем причины возникновения у них государства и лучше представим себе особенности общественного и государственного их устройства.
§2. Древнейшее население Европейской России
На всем пространстве Европейской России, и преимущественно на юге, близ Черного моря, находится достаточно «древностей», то есть памятников, оставшихся от древнейшего населения России в виде отдельных погребальных насыпей (курганов) и целых кладбищ (могильников), развалин городов и укреплений («городищ»), различных предметов быта (посуды, монет, драгоценных украшений). Наука об этих древностях (археология) успела определить, каким именно народностям принадлежат те или другие предметы древности. Древнейшие из них и самые замечательные суть памятники греческие и скифские. Из истории древней Эллады известно, что на северных берегах Черного моря (или Евксинского Понта, как называли его греки) возникло много греческих колоний, по преимуществу на устьях больших рек и при удобных морских бухтах. Из этих колоний наиболее известны: Ольвия при устье р. Буга, Херсонес (по-старорусски Корсунь) в окрестностях нынешнего Севастополя, Пантикапей на месте нынешней Керчи, Фанагория на Таманском полуострове, Танаис в устьях р. Дона. Колонизуя морское побережье, древние греки обыкновенно не удалялись от морского берега вглубь страны, а предпочитали привлекать туземцев на свои береговые рынки. На Черноморских берегах было то же самое: названные города не распространили своих владений внутрь материка, но тем не менее подчинили местных жителей своему культурному влиянию и привлекли их к оживленному торговому обмену. От туземцев-«варваров», которых греки называли скифами, они приобретали местные продукты, главным образом хлеб и рыбу, и отправляли в Элладу; а взамен продавали туземцам предметы греческого производства (ткани, вино, масло, предметы роскоши).
Торговля сблизила греков с туземцами настолько, что образовались смешанные так называемые «эллино-скифские» поселения, а в Пантикапее возникло даже значительное государство, называемое Боспорским (от имени пролива Боспора Киммерийского). Под властью Боспорских царей объединились некоторые греческие города побережья и туземные племена, жившие у моря от Крыма до предгорий Кавказа. Боспорское царство и города Херсонес и Ольвия достигли значительного процветания и оставили после себя ряд замечательных памятников. Раскопки, предпринятые в Керчи (на месте древнего Пантикапея), в Херсонесе и Ольвии, открыли остатки городских укреплений и улиц, отдельных жилищ и храмов (языческой и позднейшей, христианской поры). В погребальных склепах этих городов (а также и в степных курганах) обнаружено много предметов греческого искусства, иногда высокой художественной ценности. Золотые украшения тончайшей работы и роскошные вазы, добытые этими раскопками, составляют лучшее в мире, по художественному значению и по количеству предметов, собрание Императорского Эрмитажа в Петрограде. Рядом с типичными вещами афинской работы (например, расписные вазы с рисунками на греческие темы) встречаются в этом собрании предметы, сработанные греческими мастерами на местный фасон, по-видимому, по заказу местных «варваров». Так, золотые ножны, сделанные для скифского меча, не похожего на греческие мечи, украшались чисто греческим орнаментом по вкусу мастера-грека. Металлические или глиняные вазы, сделанные по греческим образцам, снабжались иногда рисунками не греческого характера, а скифского, «варварского»: на них изображались фигуры туземцев и сцены из скифского быта. Две такие вазы пользуются всемирною известностью. Одна из них, золотая, вырыта из склепа в кургане Куль-Оба около г. Керчи; другая, серебряная, оказалась в большом кургане близ местечка Никополя на нижнем Днепре у речки Чертомлыка. На обеих вазах художественно представлены целые группы скифов в их национальной одежде и вооружении. Таким образом, греческое искусство служило здесь вкусам местных «варваров».
Для нас это обстоятельство важно потому, что мы получаем возможность непосредственно познакомиться с внешним видом тех скифов, с которыми имели дело греки на Черноморском побережье. В превосходно изваянных или нарисованных греческими мастерами фигурах скифских воинов и наездников мы отчетливо различаем черты арийского племени и всего скорее иранской его ветви. Из описаний скифского быта, оставленных греческими писателями, и из скифских погребений, раскопанных археологами, можно сделать тот же вывод. Греческий историк Геродот (V в. до Р. Хр.), рассказывая о скифах, делит их на много племен и различает между ними кочевников и земледельцев. Первых он помещает ближе к морю — в степях, а вторых севернее — примерно на среднем течении Днепра. Земледелие было настолько развито у некоторых скифских племен, что они торговали зерном, доставляя его в громадном количестве в греческие города для отправки в Элладу. Известно, например, что Аттика получала половину необходимого ей количества хлеба именно от скифов через Боспорское царство. Тех скифов, которые торговали с греками, и тех, которые кочевали вблизи от моря, греки более или менее знали, и потому Геродот дает о них любопытные и основательные сведения. Те же племена, которые жили в глубине нынешней России, грекам не были известны, и у Геродота мы читаем о них баснословные рассказы, которым невозможно верить.