Новгород был феодальной республикой определите в чем это выражалось
1. Новгород был феодальной республикой. Определите, в чём это выражалось: а) власть сохранялась за вече; б) Новгород выбирал кня
1. Новгород был феодальной республикой. Определите, в чём это выражалось:
а) власть сохранялась за вече;
б) Новгород выбирал князя на княжество;
в) новгородское население делилось на граждан и не граждан.
2. Первое упоминание о Москве связано с именем князя:
а)Андрея Боголюбского; б) Юрия Долгорукого; в) Даниила Московского.
3. Укажите военно-монашеский орден, участвовавший в крестовом походе на Русь:
а) Тамплиеров; б) Тевтонский; в) Ливонский; г) Меченосцев
4. В 1097 г. по инициативе Владимира Мономаха собрался съезд русских князей. Он вошел в историю как:
а) Любечский съезд; б) Киевский съезд; в) Владимирский съезд; г) Новгородский съезд.
5. Боярская дума- это:
а)орган городского самоуправления; б)совещательный орган при князе; в)законодательный орган
6.Определите даты монголо-татарского ига:
а) 1240-1480гг.; б) 1242-1485гг.; в) 1240-1580гг.; г) 1140-1440гг.
7. К единению князей призывал автор:
а) «Моления Даниила Заточника»; б) «Слова о полку Игореве» в) «Хождения за три моря»
8. Историки считают, что монголо-татары превратили Русь из «страны городов» в страну деревень». Это можно объяснить тем, что:
а) монголо-татары в первую очередь уничтожали города;
б) пришли в упадок торговля и ремесло;
в) городское население, спасаясь бегством, покинуло города.
9.Владимир Мономах, будучи четвертым сыном князя Изяслава, не имел права на престол, но именно он стал великим князем, потому что:
а) старший брат умер, двое других на престол не претендовали;
б) захватил власть, используя свою дружину:
в) подавил восстание в Киеве и захватил власть;
10. После падения Киева политическим центром становиться:
а) Новгород; б) Владимир; в) Ярославль.
11. В период феодальной раздробленности на Руси князья обладали правом:
а) сбора налогов; б)объявлять войну и заключать мир; в)вершить суд; г) верны все ответы
12.Военные пункты с деревянной изгородью в виде заостренных столбов называются:
а) отрубами; б) острогами; г) крепостями.
13. Управление в Киевском княжестве и Новгороде имело следующее отличие:
а) князь играл второстепенную роль военного руководителя;
б) отличий не было; в) князь выполнял только судебные функции.
14. В борьбе с боярством князь опирался:
а) на дружинников; б) на горожан; в) на крестоносцев
15. Выражение «меж двух огней» связано:
а) с нашествием монголо-татар на Русь; б) с постоянными набегами половцев;
в) с крестовыми походами Тевтонского ордена.
16. Монгольское нашествие на Русь началось в:
а) 1227г. б) 1237 г. в) 1239 г. г) 1240 г.
17. Хан Батый назвал «злым городом»:
а) Торжок в) Козельск б) Коломну г) Киев
18. Опричнина — это время:
а) 1547—1548 гг.; в) 1565—1572 гг.; б) 1556—1570 гг.; г) 1570—1584 гг.
Часть В
1.Период феодальной раздробленности характеризуется:
а) децентрализацией государства; б) созданием самостоятельных княжеств;
в) ослаблением политических и экономических связей между областями
2.Отметьте, каковы были последствия феодальной раздробленности на Руси:
а) Русь потеряла свою независимость; б) произошел спад экономического развития;
в)начались междоусобные войны; г) расцвет Руси.
3. Соотнесите события и даты:
1.Битва на Калке а)1240г.;
2.Ледовое побоище б)1223г.;
3.Невская битва в) 1242г.
4.Укажите причины, по которым Русь не могла противостоять монголо-татарам:
а) более низкий уровень развития; б) численное превосходство войска монголо-татар:
в) феодальная раздробленность на Руси; г) техническое вооружение монголо-татар.
5.Соотнесите территорию и города:
1.Юго-Западная Русь
2. Северо-Восточная Русь
А)Галич
Б)Владимир
В)Суздаль
Г)Москва
Д)Чернигов
Е)Ростов
Ответ:
Школе NET
Register
Do you already have an account? Login
Login
Don’t you have an account yet? Register
Newsletter
Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!
Суррикат Мими
1. Новгород был феодальной республикой. Определите, в чём это выражалось:
а) власть сохранялась за вече;
б) Новгород выбирал князя на княжество;
в) новгородское население делилось на граждан и не граждан.
2. Первое упоминание о Москве связано с именем князя:
а)Андрея Боголюбского; б) Юрия Долгорукого; в) Даниила Московского.
3. Укажите военно-монашеский орден, участвовавший в крестовом походе на Русь:
а) Тамплиеров; б) Тевтонский; в) Ливонский; г) Меченосцев
4. В 1097 г. по инициативе Владимира Мономаха собрался съезд русских князей. Он вошел в историю как:
а) Любечский съезд; б) Киевский съезд; в) Владимирский съезд; г) Новгородский съезд.
5. Боярская дума- это:
а)орган городского самоуправления; б)совещательный орган при князе; в)законодательный орган
6.Определите даты монголо-татарского ига:
а) 1240-1480гг.; б) 1242-1485гг.; в) 1240-1580гг.; г) 1140-1440гг.
7. К единению князей призывал автор:
а) «Моления Даниила Заточника»; б) «Слова о полку Игореве» в) «Хождения за три моря»
8. Историки считают, что монголо-татары превратили Русь из «страны городов» в страну деревень». Это можно объяснить тем, что:
а) монголо-татары в первую очередь уничтожали города;
б) пришли в упадок торговля и ремесло;
в) городское население, спасаясь бегством, покинуло города.
9.Владимир Мономах, будучи четвертым сыном князя Изяслава, не имел права на престол, но именно он стал великим князем, потому что:
а) старший брат умер, двое других на престол не претендовали;
б) захватил власть, используя свою дружину:
в) подавил восстание в Киеве и захватил власть;
10. После падения Киева политическим центром становиться:
а) Новгород; б) Владимир; в) Ярославль.
11. В период феодальной раздробленности на Руси князья обладали правом:
а) сбора налогов; б)объявлять войну и заключать мир; в)вершить суд; г) верны все ответы
12.Военные пункты с деревянной изгородью в виде заостренных столбов называются:
а) отрубами; б) острогами; г) крепостями.
13. Управление в Киевском княжестве и Новгороде имело следующее отличие:
а) князь играл второстепенную роль военного руководителя;
б) отличий не было; в) князь выполнял только судебные функции.
14. В борьбе с боярством князь опирался:
а) на дружинников; б) на горожан; в) на крестоносцев
15. Выражение «меж двух огней» связано:
а) с нашествием монголо-татар на Русь; б) с постоянными набегами половцев;
в) с крестовыми походами Тевтонского ордена.
16. Монгольское нашествие на Русь началось в:
а) 1227г. б) 1237 г. в) 1239 г. г) 1240 г.
17. Хан Батый назвал «злым городом»:
а) Торжок в) Козельск б) Коломну г) Киев
18. Опричнина — это время:
а) 1547—1548 гг.; в) 1565—1572 гг.; б) 1556—1570 гг.; г) 1570—1584 гг.
Часть В
1.Период феодальной раздробленности характеризуется:
а) децентрализацией государства; б) созданием самостоятельных княжеств;
в) ослаблением политических и экономических связей между областями
2.Отметьте, каковы были последствия феодальной раздробленности на Руси:
а) Русь потеряла свою независимость; б) произошел спад экономического развития;
в)начались междоусобные войны; г) расцвет Руси.
3. Соотнесите события и даты:
1.Битва на Калке а)1240г.;
2.Ледовое побоище б)1223г.;
3.Невская битва в) 1242г.
4.Укажите причины, по которым Русь не могла противостоять монголо-татарам:
а) более низкий уровень развития; б) численное превосходство войска монголо-татар:
в) феодальная раздробленность на Руси; г) техническое вооружение монголо-татар.
5.Соотнесите территорию и города:
1.Юго-Западная Русь
2. Северо-Восточная Русь
А)Галич
Б)Владимир
В)Суздаль
Г)Москва
Д)Чернигов
Е)Ростов
Ответ:
Ответ представьте в виде буквенного ряда:
Реферат на тему: Новгородская феодальная республика
Содержание:
Введение
Однако, поскольку можно выделить три особенности Новгорода, изложение информации о Новгороде в основной части сочинения разделено на три части: Государственная структура, экономика и культура. Пункт о географическом положении и предварительные исторические данные во введении необходимы для того, чтобы показать пространство и время существования Республики Новгород.
Географическое положение
В период своего расцвета Республика Новгород обладала огромной территорией. Его земли простирались от Балтийского моря на западе до Уральских гор на востоке и от Белого моря на севере до верхнего течения Волги и западной Двины на юге. Новгород обладал Волжским, Ишорским и Карельским, южным и западным побережьем Кольского полуострова, Обонежьем, Заонежьем и Заволжьем. До 14 века псковские земли также принадлежали Республике Новгород. Эта огромная территория стала результатом активной колониальной деятельности Новгорода. Собственно Новгородская земля, составлявшая ядро Новгородской Республики, включала в себя бассейн озера Ильмень и реки Волхов, Мста, Ловат и Шелон. Таким образом, основные направления колонизации были северными и северо-восточными.
Кроме того, что климат Северо-Запада России не был хорошо приспособлен для сельского хозяйства, новгородские земли оставались болотистыми и не черноземыми. Это вызвало, во-первых, необходимость компенсировать недостатки сельского хозяйства за счет развития промышленности и торговли, а во-вторых, зависимость Новгорода от самых южных княжеств в плане продовольствия.
Новгород проложил водный путь от варягов до греков, что создало еще одно условие для развития торговли.
Предварительная историческая информация
Первое упоминание о Новгороде в летописях относится к IX веку, и он упоминался как существующий город. Таким образом, точная дата основания Новгорода не может быть определена.
В 862 году Рюрик был вызван в Новгород, а Синея и Трувора, правивших Белозером и Изборском, пригласили вместе с ним. После смерти двух последних их вотчины перешли к Рюрику, и таким образом появилось первое русское государство со столицей в Новгороде. После того, как Рюрик стал принцем Олегом. Он завоевал Киев и перенес туда свою столицу в 882 году. На Новгород была наложена дань в 300 гривен и посадник; Новгород стал приравнен к другим городам Руси.
В 988 году святой князь Владимир крестил Русь. Это событие сыграло большую роль в истории Новгорода. Принятие православия стало основой формирования русской нации, но для объединенной нации неестественно не иметь единого государства. Поэтому крещение Руси в первую очередь оправдывало присоединение Новгорода к Московскому государству, которое было создано в XV веке.
После появления Ярослава у Новгорода начали расти амбиции. Наконец, в 1136 году новгородцы изгнали князя Всеволода-Гавриила, сказав: «Он не заботился о смертных»; это было начало Новгородской республики. В 1136 году князь перестал быть верховным правителем Новгорода, был созван вече (городским советом) и выполнял военно-полицейские функции.
Получив независимость, новгородцы должны были ее защищать. В XII-XIII веках главными претендентами на Новгород были смоленские, владимирские и черниговские князья. В 1170 году Андрей Боголюбский предпринял неудачный поход на Новгород, но его младший брат Всеволод Великий сумел покорить Новгород в 1201 году и стал посылать туда симпатизирующих ему князей. Правление княжества Владимирского продлилось недолго. В 1212 году, после смерти Всеволода, между Юрием и Константином Всеволодовичем вспыхнула война, сначала тайная, а затем настоящая, с настоящими боевыми действиями. В этой войне Константина поддержал новый новгородский князь Мстислав Мстиславич из династии Смоленских Мономаховичей. Липицкая битва 1216 года привела к независимости Новгорода, и Владимирское княжество окончательно потеряло над ним контроль.
В Новгородской Республике граждане были юридически равны, но фактически население Новгорода было разделено на несколько классов или групп. Это несоответствие между фактическими правами и законными правами, как будет показано ниже, привело к социальному антагонизму и конфликту, что, в свою очередь, привело к упадку Новгорода. Одновременно с консолидацией Московского княжества и накоплением земель вокруг него Новгородская республика пришла в упадок, поэтому не обошлось и без включения Новгорода как русского княжества в формирующееся русское государство. Однако некоторое время Новгород находил в себе силы отстаивать свою независимость, часто прибегая к иностранной помощи.
Некоторые из дворян искали поддержки у литовских князей. В 1940-х годах польский король и Великий князь Литовский Казимир IV получил право взимать нерегулярную дань с некоторых новгородских волостей. В 1456 году московские войска разбили новгородскую армию под Русью. Результатом стал Яжелбицкий договор. По этому договору Новгород обязался не принимать врагов Василия II, был лишен права на внешние сношения и юридических прав, высшей властью подданства стал князь, новгородская вечевая печать была заменена печатью великого князя.
Весной 1471 года новгородцы заключили с Казимиром IV договор, по которому Новгород признал его своим князем и принял его наместником, а царь взял на себя обязательство защищать Новгород своим войском, если из Москвы поступит военная угроза. Это означало объявление войны Москве. Главная битва произошла на реке Шелония. Несмотря на превосходство в силе, новгородцы были разбиты московской армией, потеряв 14 тысяч воинов.
Мирные переговоры, которые вскоре начались, привели к подписанию в Коростыни соглашения, согласно которому Москва получила крупный взнос от Новгорода, в то время как Новгород обязался вернуть Ивану III земли, которыми владел его отец, уплатить дань, освятить епископов только в Москве, не вести переговоров с королем Польши и Великим князем Литовским, аннулировать частные письма и не выносить приговоров без согласия Великого князя.
После вывода московских войск ситуация в Новгороде снова начала ухудшаться. Весной 1477 года Иван III послал туда своих посланников. На вече, созванной по этому случаю, было написано письмо, значение которого состояло в том, что Великий Новгород не назначил Ивана III правителем. В октябре 1477 года войско во главе с великим князем Иваном III прошло маршем из Москвы в Новгород. В начале декабря Новгород был полностью блокирован и капитулировал месяц спустя. Жителей заставили поклясться в верности великому князю, а колокол вече был снят и доставлен в Москву; республика Новгород перестала существовать.
Таким образом, период существования Новгородской республики определяется интервалом 1136-1478 гг.
Государственная структура
Административная сфера
Новгород также делился на 5 концов, или райнов: Славенский и Плотницкий составляли Торговую сторону, а Неревский, Загородский и Гончаров – Софийскую. Деление на концы было историческим. Новгород состоял из нескольких пригородов или поселений, которые сначала были самостоятельными поселениями, а затем объединились и образовали город (1). Славянский конец раньше был отдельным словенским городом. В середине IX века резиденция князей Рюриков град, а напротив словенской крепости, была перестроена, вскоре стал Новгород. Окраина, судя по названию, образовалась совсем недавно, первоначально она находилась за пределами города, и только после строительства крепости смогла войти в его состав. Концы плотницких и гончарных мастерских, вероятно, раньше были рабочими пригородами Словении, в которых жили соответственно плотники и гончары. Название пятого конца, Неревского, можно объяснить тем, что «у рва» означает «на окраине города». То есть название конца указывало на то, что оно находится на окраине города.
Каждому концу была присвоена определенная земля. Всего было пять пиатов, что соответствует количеству концов: Воцкая, протянувшаяся к северо-западу от Новгорода между реками Волхов и Луга по направлению к Финскому заливу и получившая свое название от проживавшего там племени вод; Обонежская, на северо-востоке, справа от Волхова по направлению к Белому морю; Деревская на юго-востоке, между реками Мстя и Ловая; Шелонская на юго-западе, между Ловой и Лугой, по обоим берегам Шелона; Бежецкая далеко на востоке и юго-востоке, за Обонежской и Деревской пятиконечностью.
Вероятно, новгородские земли были разделены на языческие с целью систематического сбора налогов с проживающего на них населения. Не исключено, что в Новгороде эти пять регионов регулярно делятся на разные, чтобы снизить вероятность коррупции.
Все административно-территориальные единицы Новгородской Республики пользуются широкими правами. Например, известно, что концы и пятины управлялись на выборных должностях, а в Пскове и других городах был свой князь.
Социальная структура
Новгородские бояре, в отличие от бояр других княжеств, были не дружбой князя, а крупными землевладельцами и капиталистами. Бояре были во главе всего новгородского общества. Он развивался от военачальников, правивших Новгородом до появления Рюрика. В силу различных обстоятельств это дворянство не утратило своего привилегированного положения среди князей. Уже в XI веке новгородские князья, правившие в Новгороде, назначили людей из местной знати на должности в местном самоуправлении. Таким образом, Новгородская администрация стала автохтонной в своем составе еще до того, как стала избирательным органом. Дворянство было главной политической силой в Новгороде. Поскольку бояре получали огромные доходы от своих земель, они могли подкупать «плакальщиков» в Вече и навязывать им желаемые решения. Более того, бояре с их большими капиталами давали деньги купцам и, таким образом, находились в верхней части торгового оборота.
Средний класс новгородского общества был представлен в основном житьими. Житьи- это население со средним уровнем дохода. Они представляли собой своего рода акционеров, которые вкладывали деньги в развитие международной торговли. Получая со своих земель доходы, житьи люди вкладывали их в купеческие предприятия, с чего и получали прибыль. В политической жизни города этот класс выполнял судебные и дипломатические функции Совета лордов, был представителем территорий, на которых они жили.
Купцы представляли собой класс торговцев, которые извлекали выгоду из выгодного географического положения Новгорода. Торговцы работали в основном с помощью столицы бояр и богачей. Новгородские купцы вели значительную транзитную торговлю и владели собственными земельными участками. Постепенно купцы разделились на «сотни». Каждая сотня имела свой устав и привилегии. Самое привилегированное купеческое общество называлось «Ивановская сотня», оно собралось в церкви Иоанна Предтечи. Согласно уставу, чтобы стать полноправным и наследственным членом общества, нужно было заплатить 50 гривен серебра. Совет общества, состоящий из двух пастухов-коммерсантов, под председательством одного пастуха, отвечал за все коммерческие вопросы, а торговый суд в Новгороде.
Население, не принадлежавшее к первым двум классам, называлось «черными людьми». Конечно, черные люди составляли большинство населения Новгородской республики. Среди них были проживающие в городах ремесленники и мелкие торговцы, сельское население: смерды и земцы. Они несли обязанности по строительству и ремонту мостов и дорог, строительству церквей и городских укреплений, во время войны их призывали в ополчение. Черные люди, как и все свободное население Новгорода, имели право участвовать в вечах.
Наиболее авторитетной группой населения в Новгороде были Земцы (рабы). Земцы постепенно с развитием боярского землевладения теряли свои права. Первоначально земца нельзя было судить без его господина. Договор новгородцев с князем Ярославичем 1270 года решил не верить обращению рабов к своим господам.
Вече и Совет господ
Высшими органами государственной власти в Новгороде были вече и Совет господ.
По своему происхождению новгородское вече было городским Собранием, сходным с другими, существовавшими в других городах Руси в XII веке (6). Вече не было постоянно функционирующим органом. Его созывали не регулярно, а только тогда, когда возникала реальная необходимость. Чаще всего это происходило во время войн, восстаний и призвания князей. Вече созывалось князем, посадником или тысяцким на Торговой стороне города, на Ярославском дворе, или собиралось Вече по воле народа, на Софийской или Торговой стороне. Она состояла из жителей Новгорода и его пригородов; ограничений в среде новгородских горожан не было: каждый свободный и независимый человек мог пойти на вече. Вече собралось после звона Вечевого колокола.
Фактически вече состояло из тех, кто мог прийти на него, то есть в основном жителей Новгорода, так как о созыве вече не сообщалось заранее. Но иногда присутствовали делегаты из крупных пригородов Новгорода, таких как Псков, Ладога и другие. Например, ладожане и псковичи присутствовали на вече 1136 г. Однако чаще приезжали жители пригородов с жалобой на то или иное решение новгородцев. Так, в 1384 году жители Орехова и Корелы отправили в Новгород своих делегатов с жалобой на литовского князя Патрика, посаженного их новгородцами. Вопросы, подлежавшие обсуждению, предлагались ему со степенью князя, планировщика или тысяцкого. Вече обладало законодательной инициативой, решало вопросы внешней политики и внутреннего порядка, а также судило о важнейших преступлениях. Вече имело право издавать законы, приглашать и изгонять князя, избирать, судить и отстранять от должности посадника и тысяцкого, разбирать их споры с князьями, решать вопросы о войне и мире, раздавать приходы для кормления князьям.
Решения вече принимались единогласно; в случае несогласия вече делилось на партии, и сильнейшая сила заставляла слабейшую соглашаться. Иногда, в результате спора, созывались два вече; одно на Торговой стороне, другое – на Софийской стороне. Конфликт закончился тем, что обе стороны собрались на большом мосту и сражались, если вмешательство духовенства не предотвратило кровопролитие.
На вече не существовало понятия коллегии, и отсюда одно время на вече могло быть все население города и не принять закон, а в другой раз – сотую часть населения и принять такой закон, который был выгоден только этой части. Результат выборов определялся не количеством голосов, а силой криков кричащих: за что кричали громче, так и предполагалось.
Поскольку вече собиралось не постоянно, а только тогда, когда его созывали, требовался постоянный орган, занимавшийся управлением Новгородской республикой. Одним из таких органов был Совет господ. Он состоял из старых и степенных посадников, тысяцких, сотских и архиепископа. Совет имел аристократический характер, число его членов в XV в. доходило до 50. Этот орган развивался из старого института власти – Боярской думы князя с участием городских старейшин. В XII в. князь к себе на совет со своими боярами приглашал городских сотских и старост. По мере того как князь терял органические связи с местным новгородским обществом, его вместе с боярами постепенно вытесняли из Совета. Его сменил местный архиепископ, ставший постоянным председателем совета.
Частые смены высших чиновников в Новгороде стали причиной быстрого расширения состава совета господ. Все члены правления, кроме председателя, назывались боярами.
Совет лордов готовил и выдвигал на собрании законодательные вопросы, представлял готовые законопроекты, при этом у него не было собственного голоса при принятии законов. Совет также осуществлял общий контроль за работой государственного аппарата и должностных лиц республики, контролировал деятельность исполнительной власти. Он вместе с князем, посадником и тысяцким решал вопросы о созыве веча, а затем руководил всей его деятельностью.
Исполнительная власть
Главным исполнительным органом в Новгороде был посадник.
Посадник-высший выборный чиновник, являвшийся исполнительным органом веча, которому было передано управление делами республики. Официально он был избран вечером из числа всех полноправных граждан Новгорода, но фактически плантатор был избран из немногих дворянских родов Новгородской республики. Так, в течение XIII и XIV веков было выбрано 12 посадников из рода Михалки Степановича. Время посадничества не было ограничено, но на самом деле плантаторы занимали свой пост в течение одного-двух лет. Посадники, сложившие из себя полномочия, назывались «старыми посадниками», в отличие от «неуклонных посадников».
Сфера деятельности фермеров была очень обширной. Они руководили деятельностью всех лиц Новгородской республики, осуществляли контроль за их работой, вместе с князем вели административные и судебные вопросы, командовали войсками во время кампаний, наблюдали за строительством оборонительных сооружений, вели дипломатические отношения с другими русскими княжествами и иностранными государствами, руководили заседаниями Совета господ и вечерними собраниями. Как представитель города, священник охранял от князя интересы Новгорода и всей Новгородской республики. Без него князь не мог судить новгородцев и распределять новгородские общины. В отсутствие князя земледелец управлял всем городом. Земледелец не получал определенного жалованья, а пользовался особым налогом с общин, которые назывались «поралье».
Особенно интересно положение князя в Новгороде, сильно отличавшееся от положения князей в других русских областях. Князь был в Новгороде высшей судебной и военной властью, руководил и управлял судом, укреплял дела и утверждал права. Князя пригласили на новгородский вечер, в то время как он должен был подписать договор с новгородским рядовым. По этим договорам определялась роль князя в управлении Новгородской республикой.
Князь не имел права судить без посадника:». без посадника ти, княже, суда не судити, ни волостей раздавати, ни грамот ти даяти. » князь имел право назначать людей из Новгородского населения более низкой должности в управлении Новгородской Республикой, но не имел права назначить людей из своей труппы или его бояр. Так что на все эти должности князь мог назначать людей только с согласия плантатора. Кроме того, принц не мог без согласия земледельца распределить общины в кормление. Князь не мог отнять пост новгородского чиновника, не заявив предварительно о своей вине на вече. Все свои обязанности князь мог выполнять только в самом Новгороде: «А из Суждальской ти земли Новгорода не рядити, ни волостий ти не роздавати.»
Финансовые отношения Новгородской республики и князя были для князя еще более неблагоприятны. Князь не имел права собирать дани с новгородских владений, он мог получить только «подарок» от новгородских уездов, таких как проволочные заграждения, Тверь, Вологда и з, то есть не новгородцы п. Он также получил» подарок», когда ехал в Новгород, но не получил его при отъезде из Новгорода. Опасаясь падения Заволочья, новгородцы не допускали прямых отношений князя с этой волостью, требуя, чтобы князь отдал свои заволоцкие сборы новгородцам. Если князь хотел собрать их сам, то он должен был послать новгородского чиновника для сбора пошлин, и он должен был прежде, чем принести дань князю, привезти ее в Новгород, откуда только князь и мог получить дань из Заволочья. После монголо-татарского нашествия на Новгород была наложена дань-выход, который иногда называют черным сбором, то есть общим, поголовным налогом. Новгородцы сами собирали черную коллекцию и доставляли ее великому князю, а тот уже переправлял ее в Орду. Кроме того, князь пользовался в Новгородской республике различными Судными и ходовыми пошлинами, различными промыслами, стогами сена, досками, гонками животных. Но использование его происходило по строго определенным правилам, в строго определенное время и в строго обусловленных размерах. Князь не мог иметь своих источников дохода в независимой от Новгорода республике. Особым условием в рядах новгородцев с князьями было запрещение князю, княгине, их боярам и дворянам приобретать или основывать села и предместья в Новгородской земле и брать людей в заклад, то есть в личную зависимость.
Князь был необходим Новгороду не только для обороны границ, но и для обеспечения торговых интересов Новгородской республики. Князь обязался дать новгородским купцам в своем княжестве безопасный и свободный проезд, впустить их в свои владения «гостить без рубежа», то есть без промедления. Было точно определено, какие сборы будут взиматься за каждую Новгородскую ладью или колесницу, прибывшую в его княжество. Князь имел право участвовать во внешней торговле только через новгородских посредников, не имел права закрывать германский двор, приставать к нему своих приставов.
В договорах Новгородской республики с князьями молчанием обходится одна важная сторона отношений между князем и Новгородом – защита Новгородской республики от иноземных захватчиков. Лишь в более поздних грамотах упоминается, что князь в случае нападения на Новгород обязан помогать Новгороду «без хитрости». Права и обязанности князя в грамотах неясны, они только предполагаются, очерчивается их круг и последствия, то есть вознаграждение за исполнение обязанностей.
Другим носителем исполнительной власти в Новгородской республике был тысяцкий. Тысяцкий занимался регулированием торговых отношений, торговым судом, созывом милиции, обороной города и республики, имел полицейские функции. Он также, как и посадник, получал свои полномочия на неопределенный срок, имел целый ряд мелких агентов, выполнявших различные судебные и административные и полицейские поручения, объявлял решения веча и требовал суда, информировал суд о преступлении, обысках и т. По мнению некоторых исследователей, тысяцкий, в отличие от посадника, был избран из низших классов новгородского общества, но это мало вероятно. Кроме того, против этого мнения говорит то, что во второй половине XV в.
Судебная власть
Экономика
Сельское хозяйство.
Из культивируемых культур первое место принадлежало озимой ржи, что указывает на преобладание семян зимних трав (дело в том, что для каждой культуры существуют сопутствующие растения).
Пшеница заняла второе место в Новгородском сельском хозяйстве. Судя по семенам весенней травы, в XII веке в Новгородской земле выращивали в основном яровую пшеницу. В значительно меньшей степени, чем рожь и пшеница, сеяли ячмень и овес.
Возникновение культуры озимой ржи-верный признак складывания системы хозяйства. В условиях старых почв предшественником поля с озимой рожью может быть только паровое поле, составляющее определяющий элемент этой системы. Одной из его форм является двухполюсное чередование парной и зимней ржи. Поскольку установлено, что на Староместском поле выращивалась пшеница, можно говорить о существовании в XII веке тройного севооборота, наиболее распространенного при паровой системе земледелия. Правда, существовали еще утраченные старые суб-и переводческие системы земледелия, а также некоторые переходные формы паровой системы, как, например, чумная столица, когда культуры хлеба и пара чередовались без всякого порядка.
Сельскохозяйственная техника, используемая старогородскими крестьянами, соответствовала уровню развития сельского хозяйства того времени. При раскопках в Новгороде были обнаружены сошники, конструкция которых доказывает, что они использовались для обработки возделываемых древних почв. В культурном слое XIII века встречается стайка так называемой усиленной структуры, отличающейся от обычной несколько меньшими размерами, большей толщиной и более узкой рабочей частью. Такие шеренги предназначались для обработки тяжелых почв и очистки лесов. Это означает, что подсистема сельского хозяйства к тому времени еще не исчезла.
Землю обрабатывали многозубыми, часто трехзубыми, сохами. Появление таких мешков, очевидно, было связано с переходом на земледелие с использованием ремней. Хлеб очищали с помощью серпов.
С земледелием было тесно связано скотоводство, которое также играло важную роль в хозяйстве новгородцев. Если земледелие было основным занятием сельского населения Новгородской республики, то скотоводством могли заниматься и горожане. Об этом свидетельствуют археологические данные. Во всех слоях древнего Новгорода, обнаруженных раскопками, было обнаружено большое количество костей животных. Широкое распространение скотоводства в Новгороде показывает культурный слой, обильно насыщенный навозом. Новгородцы разводили крупный и мелкий крупный рогатый скот, свиней, лошадей.
Из ягодных кустов выращивали черную смородину и малину, семена которой часто находят при раскопках.
Ремесела
Несмотря на то, что сельское хозяйство Великого Новгорода было развито настолько, насколько позволяли условия, оно не могло удовлетворить всех потребностей Новгородского населения. Как отмечалось во введении, скудость почв и характер климата побудили новгородцев к активному занятию ремеслами и торговлей. Более того, производя товары, Новгород мог продавать их на запад без посредников. Таким образом, предпосылки для развития ремесла в Новгородской республике были довольно значительными.
Летописи называют следующие ремесленные специальности: щитник, кожевник, серебреник, котельник, опонник, гвоздичник, кузнец. Серебрениками называли ремесленников-ювелиров. Щитники, гвоздичники и котельники были мастерами разных специальностей в кузнечном деле. Опонниками называли ремесленников, занимавшихся определенным способом ткачества (позже их стали называть войлочными мужиками). Особых успехов новгородцы добились в плотницком деле: они были известны на Руси как искусные плотники.
В конце краткой редакции Русской правды помещен так называемый «урок мостостроителям». Мостостроители, по-видимому, назывались мостостроителями или мостостроителями. В условиях влажного Новгородского климата улицы города без мостов были бы непроходимы и непроходимы, особенно весной и осенью. Мосты перестраивались примерно каждые 15-20 лет, иногда их ремонтировали и в результате служили дольше. Таким образом, мостостроители не испытывали недостатка в работе, и эта специальность появилась рано (древнейшие новгородские мостостроители датируются серединой X века). Часто приходилось строить мосты, постоянно страдавшие от пожаров, неоднократно горел даже большой мост через Волхов. Большое внимание к строительству мостов свидетельствует о так называемом Устав князя Ярослава о мостех», в котором обязанность новгородцев преодолевать общественные территории города восходит к 60-м годам XIII в.
Упомянутые в летописях ремесленные профессии не исчерпывают всех видов ремесел в древнем Новгороде, их было гораздо больше. Выяснить, каков был уровень развития ремесла, насколько разнообразны были ремесленные профессии, удалось только после того, как в Новгороде были проведены систематические археологические работы.
Раскопки Новгорода, начавшиеся в 1932 году и продолжавшиеся по сей день, показали, что Новгород был крупнейшим ремесленным центром своего времени. Этот вывод был сделан на основании изучения остатков ремесленных мастерских, нераскрытых раскопок, изделий и новгородских ремесленников. Конечно, не все ремесленные мастерские оставили следы, по которым можно достоверно определить, чем занимались их обитатели. Ремесленная мастерская может быть определена, прежде всего, большим количеством остатков производства, а также дефектными изделиями, полуфабрикатами и инструментариями. В результате раскопок в различных районах города были найдены останки ремесленных мастерских. Это свидетельствует о том, что большинство населения древнего Новгорода занималось различными ремеслами.
XX век был периодом расцвета ремесел во многих древнерусских городах. Но тяжкое бремя татарского ига не могло не сказаться на производственной сфере России. Многие города были разрушены, тысячи людей, в том числе и ремесленников, были убиты или взяты в плен. В результате ремесло упало. Новгород Великий избежал разорения, покончив с данью.
Однако если в некоторых городах, разрушенных татаро-монгольским нашествием, время до него было временем наивысшего расцвета средневекового ремесла (домонгольский уровень ремесленного производства в этих городах не мог быть достигнут позднее), то о Новгороде этого сказать нельзя. Процесс развития производительных сил в феодальной Новгородской республике не прерывался, и во второй половине XIII века они продолжали развиваться по возрастанию. Своего расцвета Новгородское ремесло, как и сам Новгород, достигло в XIV в.
Высокий уровень железоперерабатывающего производства способствовал прогрессу многих других ремесел, которые не могли успешно развиваться без соответствующего инструментария. Основываясь на изучении различных инструментов, можно утверждать, что в Новгороде наряду с мастерами всевозможных кузнечных специальностей работали слесари, токари, столяры, столяры, деревообрабатывающие, резчики по дереву, резчики по камню, Кожевники, сапожники, портные, ювелиры. Изучение большого количества предметов домашнего обихода и других готовых изделий, а также полуфабрикатов и дефектных изделий помогает дополнить перечень специальностей новгородских ремесленников. Большое разнообразие готовой продукции и инструментов привлекает внимание.
Большое количество остатков кожаной обуви и кожаных остатков является свидетельством широкого распространения сапожного ремесла в Новгороде.
Разрабатывалось и гончарное производство. Наиболее распространенными находками при раскопках являются многочисленные обломки керамики.
Значительное развитие ткачество получило в древнем Новгороде. При раскопках во всех слоях было найдено множество обрывков различных тканей. В конце XIX века основным инструментом производства был вертикальный ткацкий станок, а также более продуктивное горизонтальное ткачество, известное также в Новгороде, о чем свидетельствуют находки его деталей. Ткачи делали ткани из уже готовой пряжи, льна и шерсти. Прядение в Новгороде было известно с самых ранних времен (при раскопках было найдено много деревянных веретен, льняных веретен, дрожек, прялок, прялок).
Ремесленники, занимавшиеся деревообработкой, также составляли очень большую группу новгородских ремесленников. Большое разнообразие деревянных изделий, обнаруженных при раскопках (ложки, ковши, чаши, резные сосуды, диски, тарелки), говорит о высоком уровне развития деревообрабатывающего ремесла. Рядом с токарными инструментами были найдены части токарного станка. Часто встречаются заготовки ложек, незаконченные и испорченные деревянные лопаты, миски, волчки.
Из костей в основном делали расчески, ножи, различные безделушки, проколы, шашки, шахматные фигуры, пуговицы и многое другое. Обработанные куски кости, распиленные куски рога, полуфабрикаты найдены во всех новгородских слоях. Костная техника была высокой, о чем свидетельствуют находки как самих высококачественных костных изделий, так и инструментов, с помощью которых они производились.
Большая группа находок в Новгороде-изделия из стекла, и прежде всего обломки стеклянных браслетов. До недавнего времени считалось, что подавляющее большинство браслетов производилось в мастерских Древнего Киева, где они распространились по всей России. Существование местного производства браслетов в Новгороде, Смоленске, Полоцке и других городах только предполагалось.
Основываясь на данных археологических раскопок, исследователи установили, что в Новгороде существовало собственное производство браслетов (помимо киевского импорта) и что оно появилось в домонгольский период. Было также установлено, что первоначально новгородские браслеты изготавливались из свинцово-кремниевого стекла, которое по своему составу ничем не отличалось от стекла, известного в других городах, но в нем в виде микропримов всегда присутствовал оксид сурьмы. Появление собственного производства браслетов в Новгороде связано с переселением из Киева ремесленников-браслетов, не выдержавших конкуренции на родине. Первые браслеты появились в Новгороде около середины XII века. Кроме того, при раскопках были найдены браслеты из калийно-свинцово-кремнезема.
О некоторых ремесленных профессиях приходится судить лишь по незначительным материальным находкам. Ряд специальностей вообще не оставил никаких археологических следов. В XIX веке и которые, очевидно, существовали в более раннее время, так как потребность в их продуктах существовала и раньше.
Торговля
Торговля играла важную роль в экономике древнерусских городов. Русские купцы торговали с Прибалтикой и арабским востоком, с Византией и странами Западной Европы. Еще в домонгольский период на Руси образовался ряд крупных ремесленных и торговых центров, из которых на севере возник Новгород. Изделия ремесленников должны были найти рынки не только в самом городе, но и в окрестных уездах и в более отдаленных местах. Если сначала ремесленник был одновременно торговцем, то позже выделялся особый класс купцов. Торговцы специализировались на торговле, поэтому появление этого класса способствовало развитию внешних и внутренних торговых отношений.
Торговые связи внутри Новгородской земли существовали, несомненно, давно, и возникли они раньше, чем внешнеторговые связи, но проследить их довольно трудно из-за крайней скудости отчетов летописей. Деревня мало интересовала городского летописца, а другие города упоминались о ней лишь в связи с некоторыми важными политическими событиями. Археологически эти связи также почти невозможно проследить, так как невозможно определить разницу между многими местными изделиями, произведенными в разных городах Новгородской земли, например железными ножами, изготовленными в Новгороде, Пскове или Руссе. Отличить можно только предметы, сделанные сельскими мастерами, от изделий высококвалифицированных городских мастеров.
Иногда морозы или дожди, вызывая очередной неурожай, не охватывали всю территорию Новгородской земли. В таких случаях Новгород получал хлеб из Торжка или из других районов Новгородской республики. На снабжение хлебом часто влияла политическая ситуация. Так, в неурожае 1215 года в Торжке сидел князь Ярослав Всеволодович, находившийся в конфликте с Новгородом, который «не пускает в город, не смея». Цены на хлеб на новгородском аукционе, конечно, возросли.
В голодные годы хлеб был настолько дорог, что многие просто не могли его купить. Часть населения, спасаясь от голода, ушла из Новгорода в другие земли.
Жители Новгорода разводили скот, который тоже был предметом торговли.
Также было продано множество изделий высококвалифицированных городских Кузнецов. Ножи, ключи, замки, топоры постоянно пользовались спросом у населения. Таким образом, деятельность новгородских ремесленников была направлена прежде всего на удовлетворение потребностей жителей Новгорода и окрестных областей.
В середине XII века. Гостиный двор в gotländischen купцов с церковью св. Олафа в Новгороде существовала уже.
Русские купцы на Готланде также имели свои дворы и церковь, явно построенную новгородцами. Об этом свидетельствуют фрески готландской церкви, почти полностью похожие на фрески одной из новгородских церквей.
И хотя Готландские купцы в ту эпоху тоже были немцами, чтобы отличить их от немецких купцов из германских материковых городов, русские называли их готами или варягами. Немцев, упомянутых в хронике 1188 года (это их первое упоминание), следует считать шведами: поскольку это шведские города, их жители, очевидно, должны быть шведами. Обычно шведов называли «свеями».
В конце 80-х гг. 12.Века налаженные торговые отношения Новгорода с Любеком. В Новгороде появились, построили немецкие купцы даже ваш двор и построили церковь Св. Петра. В 1187 г. император Фридрих I Барбаросса Любек присудила диплом, после русских и других купцов право беспошлинной торговли в Любеке был предоставлен. Это позволяет предположить существование постоянной русской (скорее всего новгородской) колонии в Любеке. Торговля с Любеком и немецкими городами развивалась весьма интенсивно и в конце XIII века. приобрела первостепенное значение, датчане и готы были оттеснены на задний план.
Состав импорта из Западной Европы в Новгород установить непросто. Письменных источников мы почти не знаем. Из археологических материалов можно с уверенностью назвать только Янтарь. Янтарные изделия в Новгороде очень многочисленны (более 2000 экземпляров). Янтарь чаще всего привозили в Новгород в необработанном виде и обрабатывали здесь местными мастерами. Наименьшее количество янтарных находок было собрано в слоях XIII века.
Причем Янтарь ввозился в Новгород не только из Прибалтики, но и из Приднестровья, где имелись и его залежи. В связи с тем, что в результате татаро-монгольского нашествия прекратилась доставка товаров в Новгород по Днепровскому пути. Из Прибалтики Янтарь в то время также не ввозился, так как Новгород на протяжении всего XIII века находился во враждебных отношениях с Тевтонским орденом. В начале 40-х годов между ними произошла война, в ходе которой торговые отношения с Прибалтикой были полностью прекращены.
Среди предметов ввоза с запада-ювелирные изделия (правда, очень немногие).
В XII-XIII веках ювелирное ремесло в Новгороде достигло высокого уровня. В ряде цехов обнаружилось большое количество меди в виде готовых изделий, полуфабрикатов, производственных отходов, слитков и просто кусков мела. Известно, что на территории Новгородской земли медь не добывалась. Поэтому его пришлось ввозить из-за границы. Металл в виде сырья доставлялся в Новгород готскими и немецкими (любекские) купцами, независимыми от Тевтонского ордена. Торговле цветными металлами не помешали враждебные отношения Новгорода с орденом.
В первой половине XIII в. на севере Европы, в Прибалтике, начала развиваться торговля солью. Новгород принимал в нем участие как покупатель. Из всех импортных товаров соль была предметом массового потребления. Он был не только необходимым пищевым продуктом, но и в больших количествах использовался на кожевенном заводе.
Внешняя торговля Новгородской Республики не ограничивалось западном направлении, он велась и с южными странами. Новгород был связан торговыми отношениями с Северного Кавказа, средней Азии, Ирана и, возможно, с Византией. Об этом свидетельствуют находки явно южного происхождения. Скорлупа грецкого ореха была обнаружена при раскопках в разных слоях разного времени. Наибольшее число находок приходится на XII век, а начиная с 40-х годов XIII века. скорлупа грецких орехов встречается редко. Находки миндаля редки. И грецкий орех, и миндаль можно было ввозить из Византии, Крыма или с Кавказа.
Вообще в Россию чаще всего ввозились предметы роскоши из дальних стран. В домонгольских слоях древнего Новгорода были найдены обломки импортной в то время ирригационной посуды. Он использовался только в зажиточных кругах новгородского общества.
Одной из статей российского импорта издавна были различные специи, которые пользовались большим спросом. С запада и с востока ввозилось также вино. Находки греческих губок указывают на связи со Средиземным морем.
Россия экспортировала в разные страны и свои товары. К сожалению, у нас почти нет источников, указывающих на состав Новгородского экспорта. В летописи иногда рассказывается о приключениях «возвращавшихся с моря» новгородских купцов. Очевидно, что они шли за иностранными товарами не с пустыми руками, а также возили товары, которыми торговали «за морем».
Что это были за товары? Особенно пушнину. Новгородская земля издавна славилась своими охотничьими угодьями. Меха высоко ценились за рубежом, как на востоке, так и в Европе, и были важнейшей статьей российского экспорта. По свидетельству арабских писателей, Русь поставляла меха бобрам, черным лисам, соболям, белкам и другим пушистым животным.
Пушнина пришла в Новгород в виде дани, которую новгородцы брали с подчиненных им северных племен.
Денежная система
В Новгородской республике период с XII по XIV в. В течение этих веков в обращении находились крупные слитки серебра – гривны серебра и рубли. Основной денежной единицей рассматриваемого периода была гривна серебряная. Это был продолговатый слиток высокопрочного серебра весом около 200 граммов. Конечно, серебряная гривна выплачивалась только в случае очень крупной торговой сделки. Роль мелких денежных единиц выполняли различные товары от белок до ювелирных изделий.
В XIX веке гривна серебра делилась на 4 гривны кун, каждая из которых, в свою очередь, делилась на 20 ногат, или 50 резан, или 150 вевериц (векшей). Термин «Куны» обозначал не только одну из денежных единиц, но и деньги в целом.
На протяжении всей истории Новгородской республики ее денежная система неоднократно менялась, но о радикальном изменении можно говорить только в одном случае. Если гривна серебра раннего периода существования республики делилась на 20, 50, 150 (все числа кратны 10) и более мелкие единицы, то в XV веке Новгородская гривна состояла из 14 денег (кратны 7). Деление на 7 и на 10 является основой для совершенно разных систем подсчета. Введение новой системы счетов стало важнейшим преобразованием денежной системы Великого Новгорода.
Археологические исследования установили, что смена системы подсчета денег произошла на рубеже XII и XIII веков.
В конце XIX века в употреблении Новгорода появилось слово «рубль», вероятно, это слово обозначает слиток серебра в 200 граммов, то есть гривну. Таким образом, можно утверждать, что новгородский рубль и серебряная гривна-разные названия для одного предмета.
Культура
Архитектура.
Софийский собор, построенный в 1050 году Ярославлем мудрым, стал для новгородцев символом независимости и особого значения Новгорода. Дальнейшее развитие архитектуры в какой-то мере отражает развитие Новгородской республики.
В конце XIX века, до образования республики, новгородские князья переезжают в поселение, рядом с которым возникает княжеский Юрьев монастырь.
В течение двенадцатого века князья делают ряд попыток противопоставить утраченной для них Софии новые структуры. Георгиевский собор Юрьева монастыря, выстроенный в 1119 году князем Всеволодом, по размерам и строительному мастерству занимает в новгородском зодчестве первое место после Софии. Новгородский князь пытался построить здание, которое могло бы если не затмить Софийский собор, то, по крайней мере, соперничать с ним. Более поздняя Новгородская летопись сохранила имя русского архитектора, строившего собор – «мастер Петр». Св. Георгия, собор сохраняет образ большого парада здания. В его северо-западном углу мастер установил высокую прямоугольную башню с лестницей, ведущей на полати собора. Выдающийся русский архитектор достиг в этом здании исключительной выразительности, доведя до предела лаконичность форм, строгость пропорций и четкость конструктивного замысла. Все это придавало собору характер монолитного целого. И хотя время постройки св. Георгиевский собор не принадлежал ко времени существования Новгородской республики, о соборе следует упомянуть, чтобы показать различие княжеского стиля с возникшим позже.
После 1135 года князья, чувствовавшие себя в городе очень неуютно, не построили ни одного здания. Понимая колебания своего положения, они не решались на крупное строительство, требующее времени и денег.
Во второй половине двенадцатого века в Новгороде развивается новый тип храма. Вместо грандиозных, но немногочисленных зданий появляются небольшие и простые здания, но построенные в большом количестве.
Сильно меняется характер интерьера. Пышные открытые полати-хоры-сменяются закрытыми со всех сторон угловыми камерами на сводах, соединенных между собой небольшой деревянной платформой.
Снаружи масса храма также становится более монолитной и простой. Входные башни для хоров сменяются узким щелевидным ходом в толще западной стены. Парадность, столь характерная для прежней архитектуры с конца двенадцатого века, совершенно исчезает. Фасады становятся более лаконичными.
В XIII веке появилась новая техника кладки: из грубо отесанной волховской плиты на растворе извести с песком. В кладке колонн и сводов использовался кирпич в виде продолговатых брусков большого периметра. Эта кладка характерна для Новгорода XIII-XV вв. Этот метод придает поверхности чрезвычайно неровный вид и скульптурную пластичность.
Церковь Преображения (Спаса на Ильинской улице) в Новгороде, построенная в 1374 году по заказу «боярина Василия Даниловича с Ильинской улицы», лишена архитектурных ухищрений, но обладает особой красотой.
Церковь Власия на улице Волосова в Новгороде была построена в 1407 году. Она выполняла функции приходской церкви. Это одна из самых поздних церквей Новгородской республики, и она отражает главную особенность церквей последнего периода Великого Новгорода. Храм четырехколонный, со светлой головкой, но подкупающие колонны придвинуты к стенам. Нижние части колонн круглые.
Иконописи.
В Новгородской республике сложилась отдельная и своеобразная школа иконописцев. Первые новгородские иконы были написаны в XI веке. Наивысшего расцвета иконопись достигла в XIV-XV веках, после чего с утратой независимости Новгорода начинается ее медленное угасание. И хотя в дальнейшем на новгородской земле еще были написаны отдельные красивые иконы, они все же не идут ни в какое сравнение с тем, что было создано во времена республики. Новгородское искусство отличается по сравнению с искусством Киевской Руси, Владимиро-Суздальского княжества и великой Москвы своим особым полнокровием и дорожным просветом. Новгородские художники не любят сложных, замысловатых сюжетов, им осталась чужда загадочная символика как византийских богословов, так и западноевропейских схоластов. Они предпочитают изображать почитаемых местных святых (Флор и Лавр, Илья, Анастасия, Параскева Пятница и другие), от которых они ожидают помощи в своих сельских трудах и торговых делах.
Икона «Спасает» родом примерно из 12.до 13. Века. Икона свидетельствует о влиянии византийского искусства на Новгород. Лицо Христа с тонкими золотыми прядями волос написано мягким «слитным» образом с помощью неуловимых переходов от света к тени. В выборе цветов художник очень сдержан и лаконичен: его скудная цветовая гамма основана на сочетании оливкового и желтого цветов. Акцент делается иконописцем на больших глазах, обладающих огромной выразительностью. Совершенство линии позволило ему, чтобы добиться большего выражения, придать асимметричное построение лицу, которое ярче всего смотрится в по-разному изогнутых бровях. Торжественная «икона» этого лика ясно показывает, что художник, писавший Спасителя, имел перед глазами хорошие византийские образцы или проходил обучение у византийского мастера.
На иконах XIII века новгородские мастера уже показали свою идентичность. К этому времени относится икона «Николай Чудотворец». Эта икона получила подпись художника (сын Алекса Петрова) и дату (1294), что делает ее уникальным памятником. По бокам Николы в гораздо меньшем масштабе изображены фигуры Христа и Богоматери, а поля иконы украшают еще меньшие фигуры любимых новгородцами святых и полуфигур Архангелов и апостолов. В византийском искусстве такое соотношение размеров не допускалось. Святой утратил строгость фанатичного отца церкви. Перед нами добрый русский святой, готовый помочь своему протеже. Линейная обработка лица упрощается путем выявления тяги художника к центрическим, округлым формам, к гладким параболическим линиям. Все это придает образу совершенно иной, по сравнению с византийскими иконами, эмоциональный оттенок. Необычно для византийских икон и обилие орнаментальных мотивов. Одеяние святого украшено так, словно художник воспроизвел народную вышивку. И даже нимб украшен тончайшим орнаментом. В такой интерпретации много наивной, почти деревенской непосредственности восприятия.
И совсем непохожа на византийские образцы XIII века большая красная икона, представленная в рост фигурами Иоанна Лествичника, Георгия и Власия. Все они даны в неподвижных, застывших позах, напоминающих вырезанные из дерева и нарисованные картины. Иоанн глава в два раза больше святых, стоящих на его страницах, выбор которых, несомненно, был продиктован заказчиком или заказчиком иконы. Вся композиция подчинена двум измерениям, в фигурах нет и намека на объем. Художник помещает цвета в большие ровные слои и избегает черно-белого моделирования. Типы лиц-чисто русские. Здесь намечается техника знакового письма, которая впоследствии становится своего рода каноном.
С начала XIV века сохранилось лишь несколько памятников новгородской иконописи. Но известно, что за это время иконописцы не добились особых успехов.
Однако рубеж XIV-XV веков можно считать периодом расцвета иконописи. В иконах того времени краски приобретают невиданную до тех пор чистоту и насыщенность. Палитра осветляется и проясняется, из нее исчезают последние остатки былого мрака. Фаворитом является огненный оловянный цвет, который определяет веселый, мажорный характер всей палитры. Эта киноварь дается в смелом сочетании с золотым фоном и с белыми, зелеными, нежно-розовыми, синими, плотными вишневыми и желтыми цветами иконок.
Особенно красива икона «Чудо Георгия о змее» (поздний XIV век). Фигура Джорджа, сидящего на белом коне, отчетливо выделяющемся на красном фоне, прекрасно вписана в прямоугольник иконописи. Художник не боится срезать поля иконы концом развевающегося плаща, правой рукой Георгия, хвостом и передними ногами лошади. Георгий был одним из любимых святых Новгорода: он не только воин, но и крестьянин. Вышеприведенная мысль о том, что святые не являются самостоятельной силой, но молитвы о нуждах молящихся подтверждаются наличием в верхнем правом углу божественных прав.
К числу шедевров Новгородской иконописи 15 века. Века икона принадлежит «которые молящиеся новгородцы». Датируется 1467 годом. Это было время упадка государственности Великого Новгорода на фоне возвышения Москвы, и вся мысль иконы обращалась к надежде на божественное провидение. Здесь изображены два мира: горний и дольний, новгородцы обращаются к Богу и его святым с просьбой о заступничестве. Иконописец хочет сказать, что спасение Новгорода-в молитве и в благочестии. Кстати, под влиянием событий 15.Века: завершение флорентийского университета, и о взятии Константинополя турками Новгороде, еще до Москвы, начал «назвать новый диск». Здесь возникли благочестивые рассказы о бегстве святых и святынь из обесчещенных центров древнего благочестия и об их переселении в Новгород: об иконе Божией Матери Тихвинской, чудесно перенесенной из Византии в Новгород, и о столь же чудесном прибытии туда на камне святого Антония Римского с мощами.
Берестяные грамоты
Одной из важнейших особенностей Великого Новгорода является повсеместное распространение грамотности. Уровень грамотности населения Новгорода был беспрецедентным для современных европейских государств, где только привилегированные сословия имели возможность научиться писать. Обязательным условием такого уровня образования является наличие нужных материалов. Новгородская земля богата лесом, и, конечно, из березовой коры гораздо проще сделать лист, подходящий для письма, чем утеплить пергамент из кожи. Исследователи обнаружили, что кора березы варится в воде, что придает ей эластичность, снимает самые грубые слои и, как правило, обрезается со всех концов, придавая листу прямоугольную форму. В большинстве случаев буквы на березе выцарапаны острыми предметами, но были и грамоты с чернильными надписями, конечно, сохранность таких надписей намного хуже нацарапанных.
Берестяные грамоты-особый источник исторического знания. В летописях говорится о событиях государственного масштаба, то есть о событиях, которые кажутся летописцу важными и достойными внимания потомков. Но не менее важно для истории знать о жизни обычных людей, об их жизни, без чего невозможно дать полную картину любого предмета истории. Государство-это общность своих граждан, поэтому, не зная о жизни граждан, нельзя знать полностью и о самом государстве. Такие знания дают нам берестяные грамоты.
А так как значение берестяных грамот для изучения жизни Новгорода огромно, то необходимо рассмотреть этот вопрос более подробно.
Еще одна грамота, свидетельствующая о характере феодальных отношений в Новгородской республике. Это экономическое письмо приказчика своему господину: «Поклон от Михаили к осподину Тимофию. Земля готова, надобе семяна. Пришли, осподине, целовек спроста, а мы смием имать ржи без твоего слова». В этом письме Майкл заказчик просит своего господина Тимофея отправить заказ с помощью посева: земля уже распахана. Это письмо говорит нам, что семена для посева находились под особым контролем землевладельца. Ведь от их сохранности и правильного распределения зависел урожай и основной доход хозяина. Без особого распоряжения феодала даже полководец не рисковал действовать по своему усмотрению.
Отличается оригинальностью грамота такого содержания: «Есть град между небом и землею, а к ному еде посол без пути, сам ним, везе грамоту непсану». Это загадка на библейскую тему: «Есть город между небом и землей, и едет посол без пути, он не тупой, он носит негласное акта.» Город между небом и землей-это ковчег, в котором ной во время потопа спас. Немой посол-голубь, посланный посмотреть, светила ли земля. А грамота неписаная-масличная ветвь, которую голубь носит в клюве в знак того, что земля близка. Эта грамота, написанная простым гражданином, свидетельствует о повсеместном знакомстве новгородцев со Священным Писанием.
Во время раскопок было найдено много берестяных грамот, показывающих способ обучения грамоте в Новгороде.
Первое найденное из этих документов-небольшой фрагмент. На нем царапается с неуверенной, угловатый почерк начало алфавита: «А Б В Г Д Е Ж З. «. Затем клерк был смущен и начал вместо букв, которые он требовал в порядке, некоторые из их изобразить сходство.
Наиболее значительной находкой ученических упражнений, запечатленных на березе, являются несколько грамот, написанных между 1224 и 1238 годами.
Первая нашла грамоту, не представляющую собой специально подготовленный к письму лист березовой коры. Длинная надпись грамоты сделана на овальном дне туеса, берестяного сосуда, который по окончании срока давался мальчику и использовался им как писчий материал. Овальный пол, сохранивший по краям следы прошивки, был укреплен пересекающимися широкими краями березовой коры. Вот эти полосы и заполнены записями.
На первой полосе старательно выписана вся азбука от «а» до «я», а затем следуют склады: «ба, ва, га, да. » и так до «ща», потом: «бе, ве, ге, де. » до «ще». На второй полосе упражнение продолжено: «би, ви, ги, ди. » и доведено только до «си». Дальше просто не хватило места. Иначе мы прочли бы и «бо, во, го, до. «, и «бу, ву, гу, ду. «.
Мальчик, записавший алфавит и склады в этой грамоте, просто упражнялся, он уже умел читать и писать. Это можно обеспечить, вращая березовую кору почвы. Там в прямоугольной рамке тем же корявым почерком написано: «поклон от Онфима к Даниилу».
Еще одна грамота, написанная той же Онфимом: «Яко с нами Бог, услышите до послу, яко же моличе твоё, на раба твоего бы». Это отрывок из литургического текста. И скорее всего, эти слова были написаны под диктовку учителя. Этот документ еще раз подтверждает идею о том, что образование на Руси, особенно в Новгороде, имело церковный характер.
Кроме письма, новгородцы научились считать. В Новгороде, как и в других русских областях, использовалась система алфавитной нумерации, когда роль цифр играли буквы с черточками наверху, называемые «титло». Кроме того, в качестве цифр использовались не все буквы, а только те, которые присутствуют в греческом алфавите, и числовые значения букв увеличивались в том же порядке, в котором следовали Буквы в греческом алфавите.
В грамоте XIV в. В конце XIX века воспроизводится вся система существовавших тогда чисел. Сначала идут единицы, потом десятки, сотни, тысячи и, наконец, десятки тысяч до круговой буквы «Д». Таким образом, число 40.000 был изображен. Конец грамоты оторван.
Вот еще одна береста. Это духовное завещание: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. А аз раб Божии Михаиль, отхождя живота сего, пишю рукопсание при своем животе, что ми Кобилькеи 2 рубля ведати. «
Эта шутка на березе заставляет нас еще раз признать, что за каждой исторической эпохой стоит простой человек, со всеми его чувствами, мыслями, стремлениями. О жизни этого простого человека в Новгородской республике мы можем узнать по берестяным грамотам.
Заключение
В кратких словах содержание этого резюме можно передать следующим образом.
Государственное устройство в Новгороде было весьма своеобразным и является уникальным явлением в русской истории.
Новгород делился на концы в административном отношении. Под Новгородом области делились по числу концов на пять пять. Земли, удаленные от Новгорода, делились на волости. Новгородские административно-территориальные единицы пользовались большой независимостью. Известно, например, что концы и пятерки управлялись выборными постами, а в Пскове и других городах был собственный князь.
Новгородское население формально было равным по политическим правам, но в действительности оно делилось на три класса, и права граждан выполнялись в зависимости от их экономического состояния. Высшим классом были бояре, средним – живые люди, своеземцы и купцы, низшим – черные люди. Неспособность полностью осуществлять свои права большинством граждан привела к росту социального антагонизма, который во многом стал причиной падения Новгорода.
Верховная власть в Новгороде принадлежала вечу и Совету господ. Вече-собрание всех независимых граждан Новгорода, оно решало все важнейшие вопросы Новгородской республики. Но так как вече не было постоянно функционирующим органом, то наряду с ним высшим авторитетом был наделен постоянно действующий совет лордов, состоявший из самых значительных и влиятельных граждан.
Главным органом исполнительной власти в Новгороде был мэр; бургомистр избирался и вносил жизнь в решение. С другой стороны, земляк был представителем интересов новгородцев перед князем. Князь был призван вечером и выполнял прежде всего военно-полицейские функции. Отношения князя и новгородцев регулировались специальными договорами-чинами. Еще одной ступенью исполнительной власти были тюринги, в подчинении которых находились мелкие чиновники.
В экономике Новгородской республики первостепенную роль играло сельское хозяйство. Новгородцы занимались земледелием, скотоводством, овощеводством и плодоводством. Уровень развития сельского хозяйства был довольно высоким. Но нехватка почв не позволяла Новгороду полностью обеспечить себя сельскохозяйственной продукцией, поэтому необходимо было развивать другие отрасли хозяйства – промышленность и торговлю.
Новгород был крупнейшим центром ремесленного производства. Ремесленники владели многими техническими приемами во многих отраслях промышленности и особенно в металлообработке. Ремесло было многосекторным, значительной была дифференциация производства, приведшая к возникновению различных, более узких, специальностей в рамках отдельных отраслей ремесла. В целом Новгород по техническому уровню ремесленного производства и по объему его распространения не уступал средневековым городам Западной Европы.
Изучение торговли древнего Новгорода позволяет сделать вывод, что торговый обмен играл существенную роль в экономической жизни новгородского общества. Во внутренней торговле преобладала прежде всего ремесленная продукция. Именно она, в отличие от торговых отношений с другими русскими землями и зарубежьем, приобрела прежде всего регулярный характер. Между Новгородом и его сельской периферией происходил обмен в пределах, которые допускало феодальное натуральное хозяйство. Этот характер Новгородской торговли показывает его зависимость главным образом От ремесла, уровень развития которого определяла интенсивность внутриторговых отношений. Общий экономический, политический и культурный подъем Новгородского государства, благоприятное географическое положение на водных путях способствовали превращению Новгорода в один из крупнейших внешнеторговых центров древней Руси.
В Новгороде много берестяных грамот, свидетельствующих, во-первых, о высоком уровне грамотности среди новгородцев, а во-вторых, дает нам новые сведения о жизни граждан Великого Новгорода.
История Новгородской феодальной республики, как и вся русская история, весьма поучительна.
История Новгорода Великого говорит нам, что Россия имеет опыт построения демократического государства, насчитывающего не менее трех с половиной веков. Конечно, никто в Средние века не говорил о правах человека и свободе слова, но основной принцип, закрепленный во имя демократии (народной власти), был определяющим в Новгородском государственном порядке; новгородцами называли свободных граждан Новгорода.
Но вот что интересно: за мнимой народной властью скрывалась Боярская олигархия. За полным юридическим равенством скрывалось неравенство экономическое и, следовательно, фактическое неравенство прав. И вот еще один урок истории: за провозглашенными демократическими правами может стоять самая примитивная финансовая олигархия. И если крупные новгородские бояре-капиталисты нашли способ обмануть «свободных граждан», если население небольшого города по сегодняшним меркам могло напрямую общаться с властями, то в наше время развития СМИ и населения в десять миллионов человек, когда претендентов на власть иначе, чем по телевизору, увидеть трудно, олигархия имеет неплохие шансы на процветание.
И вот третий урок, который можно извлечь из истории Новгородской республики. В то время, когда Новгородское государство с его республиканским устройством и слабой централизацией пришло в упадок из-за социальных противоречий, монархическая Москва собирала землю под свою руку и строила новое русское государство: сильная государственная власть доказывала свою целесообразность в России.
Список литературы
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.