Новая статья известного ученого посвящена социальному познанию что
Новая статья известного ученого посвящена социальному познанию что
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «познание»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию об уровнях познания;
− одно предложение, раскрывающее отличительные черты рационального уровня познания.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) определение понятия: познание — это вид деятельности человека, направленный на получение знаний об окружающем мире, природе, человеке;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение содержащее информацию об уровнях познания: Учёные-обществоведы выделяют два уровня познания: чувственное и рациональное;
(Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию об уровнях познания.)
3) одно предложение, раскрывающее отличительные черты рационального уровня познания: Рациональное познание представляет собой познание существенных свойств и связей реальности, лежащих за пределами чувственного и эмоционального опыта.
(Может быть приведено любое другое предложение, раскрывающее отличительные черты рационального уровня познания.)
Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.
Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «познание»;
2) составьте два предложения:
— одно предложение, содержащее информацию об уровнях познания;
— одно предложение, раскрывающее особенности одного из видов познания.
(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)
1. Смысл понятия: это вид деятельности человека, направленный на получение знаний об окружающем мире, природе, человеке.
2. Одно предложение с информацией об уровнях познания, опирающейся на знание курса, например: к уровням познания относят чувственное и рациональное познание.
3. Одно предложение, раскрывающее особенности одного из видов познания с опорой на знание курса: обыденное познание носит несистематический характер, базируется на опыте повседневной жизни.
Новая статья известного ученого посвящена социальному познанию. Что из перечисленного представляет отличительные особенности социального познания? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) выделение эмпирического и теоретического уровней познания
2) стремление к познанию истины
3) необходимость учитывать вероятностный характер действия законов и закономерностей
4) включение познающего субъекта в объект познания
5) создание художественного образа окружающего мира
6) ограниченность использования эксперимента
1) выделение эмпирического и теоретического уровней познания — нет, неверно, это отличительная особенность научного познания.
2) стремление к познанию истины — нет, неверно, это характерно для любого вида познания.
3) необходимость учитывать вероятностный характер действия законов и закономерностей — да, верно, так как объектом изучения выступает общество и его структура.
4) включение познающего субъекта в объект познания — да, верно, ученый является частью общества, которое изучает.
5) создание художественного образа окружающего мира — нет, неверно, это характерно для искусства.
6) ограниченность использования эксперимента — да, верно, так как он может вступать в противоречие с морально-этическими нормами.
Установите соответствие между характеристиками знания и видами истины, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗНАНИЯ | ВИД ИСТИНЫ | ||||||||||||||||||||
ФОРМА | УРОВЕНЬ ПОЗНАНИЯ | ||||||||||||||||||
ХАРАКТЕРИСТИКА | СТУПЕНЬ (УРОВЕНЬ) А) создаёт образ конкретного объекта Б) отражает сущность объекта познания В) фиксирует внешние признаки предмета, явления или процесса Г) осуществляется познающим субъектом Д) создаёт условия для постижения истины 1) рациональное познание 2) чувственное познание 3) и рациональное, и чувственное познание Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: А) создаёт образ конкретного объекта — 2) чувственное познание, так как оно предполагает восприятие окружающего мира при помощи органов чувств. Б) отражает сущность объекта познания — 1) рациональное познание, так как сущность можно понять только посредством мышления. В) фиксирует внешние признаки предмета, явления или процесса — 2) чувственное познание, так как оно предполагает восприятие окружающего мира при помощи органов чувств. Г) осуществляется познающим субъектом — 3) и рациональное, и чувственное познание, так как без познающего субъекта невозможен сам процесс познания. Д) создаёт условия для постижения истины — 3) и рациональное, и чувственное познание, так как любое познание направлено на изучение окружающего мира, постижение истины. Установите соответствие между методами и уровнями познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: А) ощущение — чувственное познание. Б) понятие — рациональное познание. В) восприятие — чувственное познание. Г) представление — чувственное познание. Д) суждение — рациональное познание. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Рациональный уровень познания — присуще только человеку, является сложным способом отражения действительности посредством абстрактного мышления. Автор пишет об интеграции научного знания, сближении между собою методов исследования в разных областях знания, подчеркивая, что «теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом». Только ли интеграция характерна для современной науки? Сформулируйте свою точку зрения и приведите два аргумента в ее обоснование. Прочитайте текст и выполните задания 21—24. Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука — это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе. Для всякого научного познания существенно наличие того, что исследуется, и то, как оно исследуется. Ответ на вопрос о том, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, а ответ на вопрос о том, как осуществляется исследование, раскрывает метод исследования. Качественное многообразие действительности и общественной практики определило многоплановый характер человеческого мышления, разные области научного знания. Современная наука — чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения сущего, но и их отражение в сознании, т.е. сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления. Предмет науки влияет на ее методы, т.е. приемы, способы исследования объекта. Так, в естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках — статистика. Вместе с тем границы между науками в достаточной степени условны. Для современного этапа развития научного познания характерно не только появление смежных по предмету дисциплин (например, биофизика), но и взаимное обогащение научных методологий. Общенаучными логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятностный подходы и многое другое. В каждой науке различаются эмпирический уровень, т.е. накопленный фактический материал — итоги наблюдений и экспериментов, и теоретический уровень, т.е. обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом Новая статья известного ученого посвящена социальному познанию чтоДолгое время люди считали, что Земля плоская. Чем это представление является с точки зрения современных научных взглядов: относительной истиной или заблуждением? Поясните свой ответ и приведите по одному примеру заблуждения и относительной истины в познании мира. В правильном ответе должны быть указаны: 1. Это высказывание является заблуждением. Объяснение: сегодня точно известна ошибочность таких представлений. 2. Могут приведены следующие примеры: — заблуждения: Колумб считал, что западный путь в Индию был короче. — относительная истина: Человек является высшей ступенью эволюции. Могут быть приведены и иные примеры, не искажающие смысла. Новая статья известного ученого посвящена социальному познанию. Что из перечисленного представляет отличительные особенности социального познания? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) выделение эмпирического и теоретического уровней познания 2) стремление к познанию истины 3) необходимость учитывать вероятностный характер действия законов и закономерностей 4) включение познающего субъекта в объект познания 5) создание художественного образа окружающего мира 6) ограниченность использования эксперимента 1) выделение эмпирического и теоретического уровней познания — нет, неверно, это отличительная особенность научного познания. 2) стремление к познанию истины — нет, неверно, это характерно для любого вида познания. 3) необходимость учитывать вероятностный характер действия законов и закономерностей — да, верно, так как объектом изучения выступает общество и его структура. 4) включение познающего субъекта в объект познания — да, верно, ученый является частью общества, которое изучает. 5) создание художественного образа окружающего мира — нет, неверно, это характерно для искусства. 6) ограниченность использования эксперимента — да, верно, так как он может вступать в противоречие с морально-этическими нормами. Установите соответствие между характеристиками знания и видами истины, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова. Исходя из контекста, последовательность 382956 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов. Относительная истина — это знание Относительная истина всегда отражает текущий уровень нашего знания о природе явлений. Например, утверждение «Земля вертится» — абсолютная истина, а утверждение о том, что вращение Земли происходит с такой-то скоростью, — относительная истина, которая зависит от методов и точности измерения этой скорости. Правильный ответ указан под номером 2. Верны ли следующие суждения о критериях истинности знания? А. Один из главных критериев истины — это соответствие знания интересам познающего субъекта. Б. Один из главных критериев истины — это полезность знания. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 1. соответствие законам логики; 2. соответствие ранее открытым законам той или иной науки 4. простота, экономичность формы 5. практическая эффективность, степень полезности результат практической теории. Суждение А неверно Правильный ответ указан под номером: 2 А если истинное знание не полезно, то оно не истинное? К примеру, в лесу есть мухомор. Это, безусловно, истина, но, на мой взгляд, бесполезное, лично для меня. Даже лично для вас, это полезное знание, так как благодаря ему вы знаете, что мухоморы есть нельзя. Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, — это 1) факты, установленные путём наблюдений 2) знание, которое невозможно опровергнуть 3) отсутствие субъективизма в оценивании 4) выводы, полученные экспериментальным путём Абсолютная истина — полное, исчерпывающее знание о предмете, которое нельзя опровергнуть. Правильный ответ указан под номером 2. Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «истина». (В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) Прочитайте текст и выполните задания 21—24. Человек не может существовать в мире, не научившись в нем ориентироваться. Ориентация зависит от способности людей адекватно постигать мир, соотнося знания о мире и знания о себе. Поэтому вопрос познания является одним из самых философских. Познание в первом приближении можно определить как совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе. Те явления или процессы, на которые направлена познавательная активность людей, принято называть объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, обретает статус субъекта познания. Субъектом познания может быть индивид, группа, общество в целом. Таким образом, познание — это специфическая форма взаимодействия субъекта и объекта познания, конечной целью которого является получение истины, обеспечивающей освоение объекта с учетом потребностей субъекта. Отсюда необходимость исследовать механизм взаимосвязи, который возникает между получающим знание субъектом и объектом как источником знания, между субъектом и знанием, между знанием и объектом. При рассмотрении проблемы взаимосвязи между субъектом и знанием возникает комплекс вопросов. Отчасти они возникают в связи с освоением субъектом уже наработанного знания (монографии, схемы, формулы, таблицы и т.п.). Освоение готового знания имеет свою специфику, и последняя задает субъекту познания свои «правила игры». Кроме того, в отношении между субъектом и знанием возникает проблема оценки знаний со стороны субъекта, определения их адекватности, полноты, достаточности для решения конкретной проблемной ситуации. И наконец, есть свои проблемы и в отношении между знанием и объектом как источником этого знания. Это вопросы истины знания, ее критерия. Всякое знание всегда есть знание о конкретном объекте. В связи с этим возникает вопрос о достаточности оснований для осуществления перехода от «смутного» восприятия объекта к рациональным выводам относительно объекта, переход от субъективного к объективному. (И,И, Калькой, Ю.А. Сандулов) Укажите два определения познания, которые дают авторы. Правильный ответ должен содержать следующие определения: 1) совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе; 2) специфическая форма взаимодействия субъекта и объекта познания, конечной целью которого является получение истины, обеспечивающей освоение объекта с учетом потребностей субъекта. Как авторы определяют субъект познания? Какие три субъекта познания они называют? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «истина». В правильном ответе должны быть приведены следующие элементы: 1) Определение: тот, кто осуществляет познавательную деятельность, обретает статус субъекта познания; 2) Названные субъекты познания: индивид, группа, общество в целом. 3) Объяснен смысл понятие, например: истина — знание, объективно соответствующее предмету познания. Какие два аспекта связи субъекта и знания выделяют авторы? Проиллюстрируйте примером каждый из них. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) два аспекта связи: — освоение субъектом уже наработанного (готового) знания и оценка знаний со стороны субъекта; — определение их достаточности для решения конкретной проблемы. 2) примеры, допустим: — школьник изучает открытые Ньютоном законы (освоение субъектом уже наработанного (готового) знания и оценка знаний со стороны субъекта); — учащиеся проводят опыты по выращиванию растений, для чего на каждом этапе они определяют, какие знания им необходимы и достаточны (определение их достаточности для решения конкретной проблемы). Могут быть приведены другие примеры. В тексте говорится о вопросах истины знания, ее критерия как проблемы в отношении между знанием и объектом. С опорой на знания курса, назовите любые известные вам три критерия истины. В правильном ответе могут быть приведены критерии: 1) общественная практика (тот или иной вид познания имеет в качестве критерия истины соответствующую именно ему форму практики: обыденная практика, наблюдение, эксперимент и т. д.); 2) формально-логический критерий (применяется в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику; например, выявление логических противоречий в математических рассуждениях); 3) непротиворечивость тем знаниям, чья истинность установлена. Могут быть приведены критерии истины в других формулировках. В правильном ответе должны быть приведены следующие элементы: 1) Определение: тот, кто осуществляет познавательную деятельность, обретает статус субъекта познания; 2) Названные субъекты познания: индивид, группа, общество в целом. 3) Объяснен смысл понятие, например: истина — знание, объективно соответствующее предмету познания. Какая из рассмотренных автором избирательных систем в наибольшей степени защищает сильные политические партии? Используя текст и обществоведческие знания, объясните, в чём проявляется эта защита. Назовите и проиллюстрируйте примером одну любую функцию политических партий, которая проявляется в избирательном процессе. Прочитайте текст и выполните задания 21—24. Не все демократии одинаковы. Истинные демократии представляют собой политические системы, в которых определённые люди получают доступ к власти и право принимать решения в результате свободных всеобщих выборов. Однако механизмы избрания парламента и формирования правительства отличаются друг от друга в зависимости от национальной формы правления… При президентской республике власть передаётся посредством прямых выборов, а не в результате продвижения на лидирующие позиции в той или иной влиятельной партии, как при парламентской республике. Парламентские системы, в отличие от президентских, поддерживают и защищают сильные партии. Таким образом, при выборе президентской либо парламентской модели нужно исходить из того, что предпочтительнее: ориентироваться на партии или на отдельных кандидатов, победивших на прямых выборах. Ещё одно различие политических систем состоит в способе голосования для избрания кандидатов в высшие органы власти: пропорциональном или мажоритарном (принцип большинства). При мажоритарной системе от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее количество голосов. Системы пропорционального представительства предполагают распределение мест в парламенте в соответствии с количеством полученных на выборах (по партийным спискам) голосов… Зачастую избиратель при принятии решения, за кого голосовать, руководствуется следующими соображениями. Граждане голосуют, руководствуясь зачастую общепринятыми мнениями и идеологиями, а не тщательным сопоставлением разных вариантов политического решения проблем, стоящих перед страной. Кроме того, избиратели охотно прислушиваются к мнениям окружающих, в том числе к призывам самих кандидатов. Исход выборов определяется не только ходом предвыборной борьбы, но не в меньшей степени личными обстоятельствами, убеждениями и пристрастиями каждого голосующего. Что, по мнению автора, отличает истинную демократию? С опорой на текст назовите две разновидности республиканской формы правления. Какое различие между ними отмечает автор? В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы: 1) ответ на первый вопрос: — Истинные демократии представляют собой политические системы, в которых определённые люди получают доступ к власти и право принимать решения в результате свободных всеобщих выборов. 2) ответ на второй вопрос: — Парламентская и президентская республики. 3) Ответ на третий вопрос: — Механизмы избрания парламента и формирования правительства. (ИЛИ При президентской республике власть передаётся посредством прямых выборов, а не в результате продвижения на лидирующие позиции в той или иной влиятельной партии, как при парламентской республике). Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках. В тексте упомянуты «соображения», оказывающие влияние на поведение избирателя. Назовите любое из этих «соображений». Используя обществоведческие знания, укажите одно позитивное и одно негативное последствия выбора избирателя под влиянием этого «соображения». В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы: 1) Ответ на первый вопрос: — общепринятые мнения и идеологии; — мнения окружающих, в том числе призывы самих кандидатов. 2) Ответ на второй вопрос (при указании в качестве «соображения» мнения окружающих, в том числе призывы самих кандидатов): — Позитивное: большинство людей редко ошибается. — Негативное: партии могут обмануть в своих обещаниях. Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках. Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три аргумента, подтверждающих необходимость выборов для функционирования и развития демократического государства. В правильном ответе могут быть указаны следующие аргументы: 1. Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. 2. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. 3. Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольное законопослушание граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан. Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках. В тексте упомянуты «соображения», оказывающие влияние на поведение избирателя. Назовите любое из этих «соображений». Используя обществоведческие знания, укажите одно позитивное и одно негативное последствия выбора избирателя под влиянием этого «соображения». (В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы: 1) Ответ на первый вопрос: — общепринятые мнения и идеологии; — мнения окружающих, в том числе призывы самих кандидатов. 2) Ответ на второй вопрос (при указании в качестве «соображения» мнения окружающих, в том числе призывы самих кандидатов): — Позитивное: большинство людей редко ошибается. — Негативное: партии могут обмануть в своих обещаниях. Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках. В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы: 1) Ответ на первый вопрос: 2) Ответ на второй вопрос: — При этой системе сильная партия гарантировано проходит в парламент, получая в нем большинство мест. 3) Указание функции и ее иллюстрация примером: — Электоральная. Накануне выборов в Государственную Думу, партия КПРФ вела предвыборную агитацию, чем обеспечила себе поддержку 20% избирателей. Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках. Какие три функции денег отмечены авторами? Дайте характеристику данным функциям, для этого приведите соответствующие фрагменты текста. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «инфляция». Прочитайте текст и выполните задания 21—24. Деньги, и это самое главное, являются средством обмена. Они сокращают издержки обмена, поскольку представляют собой тот общий знаменатель, к которому приведены все товары и услуги. Деньги позволяют людям вступать в отношения обмена на срок, включающий получение дохода и оплату покупки через длительное время, откладывание покупательной способности для будущего употребления. Деньги являются также единицей измерения, позволяющей проводить расчёты будущих доходов и издержек. Однако экономическое значение денег напрямую связано с их стабильностью. В этом отношении деньги для экономики — то же самое, что язык для общения. Не существует слов, смысл которых непонятен как для говорящего, так и для слушателя — общение между ними было бы невозможно. То же самое и с деньгами. Если они не имеют стабильной и предсказуемой ценности, то для должников и кредиторов ведение обмена окажется накладным делом: сбережения, инвестиции и сделки, растянутые во времени (например, оплата в рассрочку купленного дома или автомобиля), будут связаны с дополнительным риском. При нестабильной ценности денег обмен становится затруднительным, а выигрыш от специализации, крупномасштабного производства и общественной кооперации — снижается. Причины денежной нестабильности ясны и понятны. Ценность денег, так же как и других товаров, определяется спросом и предложением. При постоянном или медленном устойчивом росте предложения денег, их покупательная способность будет относительно стабильной. И напротив, если предложение денег растёт быстро и непредсказуемо относительно предложения товаров и услуг, цены повышаются, и покупательная способность денег падает. Так нередко происходит, если правительство, для того чтобы платить по своим счетам, печатает деньги или одалживает их у центрального банка. Политики часто возлагают вину за инфляцию на алчных предпринимателей, могущественные профсоюзы, крупные нефтяные компании, иностранцев. Однако подобные уловки — не более чем средство отвлечь общественное мнение от истинных причин инфляции. И экономическая теория, и исторический опыт показывают, что инфляция возникает в силу всего лишь одной-единственной причины — быстрого роста денежной массы. Инфляция разрушает экономику страны. Но, наверное, самое разрушительное последствие- инфляции — это подрыв веры граждан в своё правительство. (Р. Строуп, Дж. Гвартни) Почему, по мнению авторов, нестабильность денег вредна для экономики? Какая причина нестабильности денег названа в тексте? Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) ответ на первый вопрос, например: — «для должников и кредиторов ведение обмена окажется накладным делом: сбережения, инвестиции и сделки, растянутые во времени, будут связаны с дополнительным риском. При нестабильной ценности денег, обмен становится затруднительным, а выигрыш от специализации, крупномасштабного производства и общественной кооперации — снижается»; 2) ответ на второй вопрос, например: — причиной нестабильности денег является быстрый рост денежной массы. Ответы на вопросы могут быть даны в иной, близкой по смыслу форме. Авторы полагают, что инфляция разрушает экономику страны. Используя содержание текста, обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три пояснения этого тезиса. Могут быть приведены следующие пояснения: 1) высокий уровень инфляции приводит к остановке производства; 2) инфляция приводит к дезорганизации системы денежного обращения и её замене системой натуральных расчётов; 3) инфляция обесценивает трудовые услуги, существенно сокращает потребление. Могут быть приведены другие пояснения. В тексте высказано мнение, что «самое разрушительное последствие инфляции — это подрыв веры граждан в своё правительство». Используя содержание текста, обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три аргумента в обоснование этого мнения. Могут быть приведены следующие аргументы: 1) антиинфляционная политика всегда негативно отражается на уровне жизни и социальном самочувствии большинства населения, поэтому недоверие населения к правительству может помешать осуществлению необходимых для снижения инфляции и оживления производства мер; 2) значительную роль в развитии инфляции играют инфляционные ожидания участников рынка, поэтому недоверие к правительству может усилить эти ожидания и дополнительно стимулировать увеличение инфляции; 3) недоверие граждан к правительству в условиях кризиса может привести к акциям социального протеста. Могут быть приведены иные имеющие основания аргументы Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «инфляция». (В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) Инфляция — падение покупательной способности денег, выраженное в долговременном росте общего уровня цен на товары и услуги в отдельно взятой стране. В правильном ответе должны быть названы функции и приведены соответствующие фрагменты текста, например: 1) Указаны три функции денег и приведены три фрагменты, дающие им характеристику: — средство обмена — «Деньги, и это самое главное, являются средством обмена»; — средство накопления — «Деньги позволяют людям вступать в отношения обмена на срок, включающий получение дохода и оплату покупки через длительное время, откладывание покупательной способности для будущего употребления»; — единица измерения — «Деньги являются также единицей измерения, позволяющей проводить расчёты будущих доходов и издержек». 2) Дано объяснение понятию, например: инфляция — падение покупательной способности денег, выраженное в долговременном росте общего уровня цен на товары и услуги в отдельно взятой стране. В тексте высказано мнение, что «самое разрушительное последствие инфляции — это подрыв веры граждан в своё правительство». Используя содержание текста, обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три аргумента в обоснование этого мнения. Прочитайте текст и выполните задания 21—24. Деньги, и это самое главное, являются средством обмена. Они сокращают издержки обмена, поскольку представляют собой тот общий знаменатель, к которому приведены все товары и услуги. Деньги позволяют людям вступать в отношения обмена на срок, включающий получение дохода и оплату покупки через длительное время, откладывание покупательной способности для будущего употребления. Деньги являются также единицей измерения, позволяющей проводить расчёты будущих доходов и издержек. Однако экономическое значение денег напрямую связано с их стабильностью. В этом отношении деньги для экономики — то же самое, что язык для общения. Не существует слов, смысл которых непонятен как для говорящего, так и для слушателя — общение между ними было бы невозможно. То же самое и с деньгами. Если они не имеют стабильной и предсказуемой ценности, то для должников и кредиторов ведение обмена окажется накладным делом: сбережения, инвестиции и сделки, растянутые во времени (например, оплата в рассрочку купленного дома или автомобиля), будут связаны с дополнительным риском. При нестабильной ценности денег обмен становится затруднительным, а выигрыш от специализации, крупномасштабного производства и общественной кооперации — снижается. Причины денежной нестабильности ясны и понятны. Ценность денег, так же как и других товаров, определяется спросом и предложением. При постоянном или медленном устойчивом росте предложения денег, их покупательная способность будет относительно стабильной. И напротив, если предложение денег растёт быстро и непредсказуемо относительно предложения товаров и услуг, цены повышаются, и покупательная способность денег падает. Так нередко происходит, если правительство, для того чтобы платить по своим счетам, печатает деньги или одалживает их у центрального банка. Политики часто возлагают вину за инфляцию на алчных предпринимателей, могущественные профсоюзы, крупные нефтяные компании, иностранцев. Однако подобные уловки — не более чем средство отвлечь общественное мнение от истинных причин инфляции. И экономическая теория, и исторический опыт показывают, что инфляция возникает в силу всего лишь одной-единственной причины — быстрого роста денежной массы. Инфляция разрушает экономику страны. Но, наверное, самое разрушительное последствие- инфляции — это подрыв веры граждан в своё правительство. (Р. Строуп, Дж. Гвартни) Почему, по мнению авторов, нестабильность денег вредна для экономики? Какая причина нестабильности денег названа в тексте? Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) ответ на первый вопрос, например: — «для должников и кредиторов ведение обмена окажется накладным делом: сбережения, инвестиции и сделки, растянутые во времени, будут связаны с дополнительным риском. При нестабильной ценности денег, обмен становится затруднительным, а выигрыш от специализации, крупномасштабного производства и общественной кооперации — снижается»; 2) ответ на второй вопрос, например: — причиной нестабильности денег является быстрый рост денежной массы. Ответы на вопросы могут быть даны в иной, близкой по смыслу форме. Какие три функции денег отмечены авторами? Дайте характеристику данным функциям, для этого приведите соответствующие фрагменты текста. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «инфляция». В правильном ответе должны быть названы функции и приведены соответствующие фрагменты текста, например: 1) Указаны три функции денег и приведены три фрагменты, дающие им характеристику: — средство обмена — «Деньги, и это самое главное, являются средством обмена»; — средство накопления — «Деньги позволяют людям вступать в отношения обмена на срок, включающий получение дохода и оплату покупки через длительное время, откладывание покупательной способности для будущего употребления»; — единица измерения — «Деньги являются также единицей измерения, позволяющей проводить расчёты будущих доходов и издержек». 2) Дано объяснение понятию, например: инфляция — падение покупательной способности денег, выраженное в долговременном росте общего уровня цен на товары и услуги в отдельно взятой стране. Авторы полагают, что инфляция разрушает экономику страны. Используя содержание текста, обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три пояснения этого тезиса. Могут быть приведены следующие пояснения: 1) высокий уровень инфляции приводит к остановке производства; 2) инфляция приводит к дезорганизации системы денежного обращения и её замене системой натуральных расчётов; 3) инфляция обесценивает трудовые услуги, существенно сокращает потребление. Могут быть приведены другие пояснения. Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «инфляция». (В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) Инфляция — падение покупательной способности денег, выраженное в долговременном росте общего уровня цен на товары и услуги в отдельно взятой стране. Могут быть приведены следующие аргументы: 1) антиинфляционная политика всегда негативно отражается на уровне жизни и социальном самочувствии большинства населения, поэтому недоверие населения к правительству может помешать осуществлению необходимых для снижения инфляции и оживления производства мер; 2) значительную роль в развитии инфляции играют инфляционные ожидания участников рынка, поэтому недоверие к правительству может усилить эти ожидания и дополнительно стимулировать увеличение инфляции; 3) недоверие граждан к правительству в условиях кризиса может привести к акциям социального протеста. Могут быть приведены иные имеющие основания аргументы Назовите любые три субъективных права граждан как субъектов частноправовых отношений и проиллюстрируйте примерами реализацию каждого из этих прав. (В каждом случае сначала назовите право, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.) Прочитайте текст и выполните задания 21−24. Именно в области частного права свобода отдельного, автономного лица раскрывается в чистом виде и истинном значении. Это не дозированные «кусочки самостоятельности», на которые даёт разрешение чиновник. И это не вольница, не поприще вседозволенности, так как перед нами всё же область права, где действуют общий правопорядок, требования законности Свобода в области частного права – это полная и суверенная самостоятельность отдельного лица, выраженная в его автономном и защищённом статусе субъекта права и в обладании им защищёнными субъективными правами. При этом и то и другое (и статус субъекта права, и субъективные права) имеют характер правовых явлений по своей основе абсолютного порядка, т.е. они открывают простор для собственного, по усмотрению, поведения и в этой связи в принципе исключают, не допускают вмешательства кого-либо в эту собственную «сферу свободы». Своеобразие частного права отчётливо проявляется при его сопоставлении с публичным правом (первому присущи юридическое равенство и координация; второму – отношения «власть – подчинение», субординация). Если же обратиться к сопоставлению частного права с центральной категорией публичного права – государственной властью, то обнаруживаются явления поистине парадоксального порядка. Ведь частное право предоставляет отдельным гражданам, их объединениям, организациям, выступающим в качестве юридических лиц, возможность в определённом круге отношений быть «собственным господином». При этом предполагается или прямо декларируется, что применительно к отношениям такого рода государственная власть как бы остаётся в стороне, она не вправе произвольно вмешиваться в частноправовые отношения. Государственная власть, по своей природе «настроенная» на то, чтобы вмешиваться в окружающие её отношения, отторгается (скажем грубее – изгоняется) из обители господства частных воль и частных интересов. В то же время совершаемые в этой сфере действия субъектов как частных лиц – договоры, односторонние акты собственника и т.д. – приобретают «самое настоящее», «полнокровное» юридическое значение. Государство, которое изначально «изгнано» из данного круга отношений, теперь обязано – не парадокс ли? – признавать частноправовые отношения, защищать их всеми законными способами и реализовывать при помощи всей системы своих принудительных органов и средств.
|