Новая голландия что было раньше на этом месте
Новая Голландия: история и мифы рукотворного острова
Дельта Невы, где расположен Санкт-Петербург, представляет собой множество островов, разделенных протоками, впадающими в Большую Неву речками и искусственными каналами. Поэтому сколько на территории города островов, сказать сложно. Лет 150 назад их было более сотни, а сейчас по разным данным насчитывается от 33 до 42.
Наряду с естественными островами, имелись и искусственные, образовавшиеся после прокладки каналов. В настоящее время единственный рукотворный остров – Новая Голландия – считается одним из самых загадочных мест в Петербурге.
Рождение Новой Голландии
Если посмотреть на карту города, то можно увидеть треугольный остров в Адмиралтейском районе. Точнее, это даже два острова, разделенных Ново-Голландским каналом. Правильная форма не оставляет сомнения в искусственном происхождении Новой Голландии, хотя она-то как раз, скорее всего, случайность.
В 1719 году бригада подрядчика Семена Крюкова рыла канал от реки Мойки до Невы. Он предназначался для сплава по нему леса на верфи Адмиралтейства и перевозки других строительных материалов. В настоящее время Крюков канал длиннее, но участок от Мойки до Фонтанки появился в 30-х годах XIX века, а в 40-х засыпали часть от Адмиралтейского канала до Невы.
В процессе прокладки Крюкова канала и образовался треугольный кусок суши, на который в 20-х годах XVIII века были перенесены склады Адмиралтейства.
Петру I это место напоминало Голландию, и рукотворный остров получил соответствующее название. Первоначально здесь располагались не только склады и мастерские, но и место отдыха государя. По его приказу в центре острова выкопали пруд и построили небольшой деревянный «дворец» — «Голландский домик», вокруг которого посадили плодовые деревья.
В 1721 году согласно указу Петра I на острове был основан военный порт, первый России. Позднее появились две протоки (от Мойки и от Крюкова канала), заканчивающиеся в «Ковше» — центральном пруду Новой Голландии. Долгое время попасть внутрь острова можно было только по этим водным магистралям, и простых обывателей туда не пускали. Вот и распространялись по городу различные, порой невероятные слухи о тайнах, скрытых за высокими кирпичными стенами пакгаузов.
Архитектура рукотворного острова
Впрочем, при Петре I все постройки Новой Голландии были деревянными, а кирпичные здания здесь начали возводить в середине XVIII века, тогда же появился и канал, разделивший остров на две части.
Новые склады, взамен обветшавших, построили по проекту Саввы Ивановича Чевакинского из красного кирпича без традиционной для того времени отделки штукатуркой. Это придало зданиям мрачный и таинственный вид, что еще больше усилило загадочность острова.
Новая Голландия всегда была территорией военных, даже тюрьма, построенная на острове в 1829 году, принадлежала Военному ведомству. Круглое строение сначала именовали «Башней», а затем за ним закрепилось название «Бутылка».
Среди мрачных и даже зловещих архитектурных сооружений Новой Голландии особое внимание привлекает величественная арка, проект которой сделал архитектор Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот. Арка перекинута через Ново-Голландский канал и обрамляет вход на остров со стороны Мойки. Необычное сочетание красного кирпича и гранита и гигантские серые колонны создают впечатление средневекового замка. Глядя на арку сложно поверить, что за ней вход в обычные армейские склады.
Мистически и романтически настроенные жители Санкт-Петербурга в это и не верили.
Тайна Новой Голландии
Слухи и мифы о Новой Голландии ходили в Петербурге самые разнообразные, причем в равной степени и во времена Российской империи, и в период Советского Союза. Мрачные кирпичные стены острова не могли не хранить зловещие тайны, которые так хотелось узнать. Именно недоступность, закрытость территории чаще всего и рождает легенды.
Довольно долго считалось, что Новая Голландия – сердце масонской организации, и даже на некоторых кирпичах нанесены знаки этого тайного общества. Ну а рассказы о масонах, как правило, сопровождаются слухами о спрятанных сокровищах. Казалось совершенно очевидным, что не может закрытая территория в центре города существовать просто так.
Начиная с 90-х годов прошлого века на остров мог попасть любой желающий, и молодежь, обожающая всякие тайны и старые развалины, там бывала нередко. Однако город неохотно отказывался от одной из своих тайн.
Поэтому, когда в 2000 году Новая Голландия была «открыта» официально в связи с организованной там выставкой современного искусства, многие горожане были разочарованы, увидев только старые здания и склады на фоне зеленой лужайки.
В настоящее время существует проект реконструкции Новой Голландии, подготовленный британским архитектором Норманом Фостером. На территории острова предполагается сохранить все исторические здания, но сделать их культурными объектами. Например, в помещении бывшей Морской тюрьмы оборудовать один из залов Петербургской Филармонии.
Новая Голландия в Санкт-Петербурге: историческое место для проведения досуга
В Новую Голландию я мечтала попасть давно. Это место притягивало меня своей историей и красотой промышленной архитектуры второй половины XVIII века. Долгое время она была закрытой от посторонних глаз. Сейчас здесь ведется реконструкция, а часть территории уже открыта для посещения.
Панорама Новой Голландии: сад-огород, детская площадка с макетом фрегата «Петр и Павел» и Гаванец
Новая жизнь бывших промышленных территорий
Во многих городах сохранились старинные промышленные здания. Большинство из них были построены в конце XIX — начале XX века. Долгое время они использовались по своему прямому назначению: в них располагались производственные цехи, склады. В наши дни необходимость в них отпала: производства либо закрылись, либо переносятся на современные площади.
Те объекты, которые представляют интерес с исторической и архитектурной точки зрения, перестраиваются и модернизируются: в них создаются деловые и развлекательные центры, жилые апартаменты. За рубежом подобная практика существует уже давно. С недавних пор подобные проекты стали реализовываться и в нашей стране, например, «Красный Октябрь», «Винзавод», «Фабрика Станиславского» и другие комплексы в Москве.
Перед архитекторами и дизайнерами во всех подобных случаях стоит непростая задача: вдохнуть новую жизнь в старые стены. Безусловно, это вызов. А Новая Голландия со своей славной историей — вызов вдвойне.
Корпуса Лесных складов в Новой Голландии вдоль Крюкова канала
История Новой Голландии
Новая Голландия — уникальный памятник промышленной архитектуры раннего классицизма, один из старейших, если не старейший, в нашей стране.
Крюков канал
Новая Голландия представляет собой два рукотворных острова в дельте Невы, ограниченные Мойкой, Крюковым и Адмиралтейским каналами. В 1719 году сюда были перенесены склады корабельного леса, прежде располагавшиеся около Адмиралтейства. Для этих целей были прорыты два канала (Крюков и Адмиралтейский), сеть бассейнов внутри, возведены сараи, где помимо корабельного леса хранились инструменты и приспособления для строительства и ремонта судов.
Лесной склад — корпус 12,12А со стороны Крюкова канала
В 1765-1780 годах сооружения Новой Голландии были перестроены в камне в стиле раннего классицизма по проекту архитектора Саввы Ивановича Чевакинского (1709 или 1713-между 1772-1780). Затем работы возглавил французский архитектор Жан-Батист Валлен-Деламот (1729-1800). Ему принадлежит создание самого, пожалуй, запоминающегося символа Новой Голландии — 23-метровой арки, переброшенной через канал, соединяющей Мойку с внутренним водоемом.
Арка Новой Голландии
Строительство на территории Новой Голландии продолжилось в XIX веке. По проекту архитектора Александра Егоровича Штауберта (1780-1843) было возведено здание морской тюрьмы («Арестантская башня», «бутылка»). В середине XIX века по проекту военного инженера Михаила Пасыпкина на месте старой кузни, заложенной еще Петром I, была построена Петровская кузница.
В начале XX века в опытовом бассейне (утрачен в начале 2000-х годов) русский кораблестроитель Алексей Николаевич Крылов (1863-1945) проводил испытания, связанные с теорией плавучести корабля. В годы Первой мировой войны на территории Новой Голландии была оборудована самая мощная в России на тот момент радиостанция морского штаба.
В советские годы на территории Новой Голландии находились склады Ленинградской военно-морской базы. Однако еще в 1970-х годах появились проекты превращения острова в культурный центр.
Реконструкция Новой Голландии в XXI веке
Лишь в 2004 году остров был передан городу и объявлен тендер на лучший проект использования комплекса. Но проекты, в том числе и победивший британского архитектора Нормана Фостера, так и не были реализованы. В 2008 году строительство и вовсе было заморожено.
Мост через канал, ведущий в Гаванец
По итогам архитектурного конкурса «Новые идеи для Новой Голландии», объявленного в январе 2011 года, победил проект американского архитектурного бюро WorkAC. Перед архитекторами, осуществляющими реконструкцию комплекса Новой Голландии, стояла непростая задача:
Новая Голландия должна стать «городом в городе». На острове планируется открытие культурных центров, театров, музеев и выставочных залов, образовательных учреждений и научных лабораторий. Каждый из этих «якорей» будет дополнен серьезной коммерческой инфраструктурой, включая офисные пространства, резиденции и гостиницы. — с сайта «Новой Голландии»
Первый этап реставрации был завершен в августе 2016 года.
Прогулка по Новой Голландии
Рядом с Новой Голландией со стороны Крюкова канала находятся Крюковские (Морские) казармы, где ныне размещается Центральный военно-морской музей, прежде располагавшийся в здании Биржи на Васильевском острове. Именно отсюда мы начали свою прогулку в сторону Новой Голландии.
Крюковские (Морские) казармы, ныне — Центральный военно-морской музей
Набережная Адмиралтейского канала застроена роскошными домами.
Дома по набережной Адмиралтейского канала
Дома по набережной Адмиралтейского канала
В большом окне Лесного склада на углу между Крюковским и Адмиралтейским каналами красуется чайка — эмблема нынешней «Новой Голландии».
Лесной склад (корпус 12,12А) и эмблема Новой Голландии
Со стороны Адмиралтейского канала открывается панорама парка в центре острова. Согласно первоначальному проекту, эта территория должна была быть застроена. Однако затем от этой идеи отказались.
Благодаря успеху временных программ было принято решение отказаться от первоначальной идеи застройки пустующей территории и организовать городской парк с современной и удобной инфраструктурой, где все и каждый может найти себе занятие и место. Остров по-прежнему будет площадкой для проведения культурных программ и больших городских проектов, часто предложенных и организованных самими жителями города. За короткий период существования летних программ стало понятно, что такая площадка жизненно необходима городу, в связи с чем процесс реставрации и запуска проекта было решено разделить на этапы, для того чтобы вести реставрационные работы, не препятствуя работе парка. — с сайта «Новой Голландии»
Вход на остров находится со стороны Адмиралтейского канала, ближе к Мойке. Через Адмиралтейский канал переброшен мост. Первоначально он назывался Чугунным, по материалу, из которого был сделан. Существующий ныне мост сооружен в 1958-1959 годах и носит название «2-й мост Круштейна».
2-й мост Круштейна
Вид в сторону Храповицкого моста и набережной Мойки
Вход на территорию Новой Голландии бесплатный. Однако надо пройти через рамки металлоискателей. Как я уже писала выше, на части территории еще ведутся реставрационные работы, поэтому доступ посетителей туда ограничен. На схеме Новой Голландии можно увидеть основные объекты для посещения.
Карта острова «Новая Голландия»
Хорошо, что можно просто лечь, сесть, что-то съесть и поболтать. Но на Острове можно еще и…
…В Инфоцентре — взять напрокат фрисби, шашки и шахматы, снаряжение для пинг-понга, петанка или бадминтона. Взять и поиграть.
…Научиться чему-то: рисовать на холсте, сесть в сиддхасану или на шпагат, выучить английский язык, отрепетировать пару па из сальсы — все это можно сделать на Острове на открытых мастер-классах.
…В парке работают киоски с едой. К еде полагается посуда, которую после еды полагается выбросить в урну. — с сайта «Новой Голландии»
Напротив входа посетителей встречает огромное кирпичное здание круглой формы, с внутренним двором внутри. Это бывшая морская тюрьма под названием «Арестантская башня», построенная в 1828-1829 годах по проекту архитектора А.Е.Штауберта. За свою форму тюрьма получила прозвище «бутылка». Считается, что отсюда пошло знаменитое выражение «не лезть в бутылку».
Здание бывшей тюрьмы «Арестантская башня» («Бутылка»)
«Бутылка» и Петровская кузница (Кузня)
Новая Голландия позиционирует себя как место для проведения досуга. К сожалению, из-за дождя и забытого в машине зонтика значительную часть времени нам пришлось прятаться под крытым навесом ресторана, расположенного в здании «Кузни». Впрочем, еда была вкусная, а вид на территорию — бесподобный.
А вообще, если верить сайту «Новой Голландии», тут можно найти массу развлечений: посетить различные курсы, купить необычные предметы, почистить перышки в салонах красоты, заняться спортом, просто почитать книгу, сидя в кресле на зеленой лужайке. Зимой в Гаванце заливают каток.
Петровская кузница (Кузня)
Сад-огород
Обращает на себя внимание детская площадка «Фрегат». Это копия голландской верфи, где строился фрегат «Петр и Павел», 80% от натуральной величины. Каркас фрегата имеет весьма внушительные размеры: 26 метров длиной и 6 метров высотой. И да, по нему можно лазить.
Детская площадка «Фрегат»
Макет фрегата «Петр и Павел»
Вид в сторону Гаванца
В Новой Голландии
На мой взгляд, Новая Голландия заслуживает того, чтобы её посетить. Даже если вы не очень любите всякие развлечения.
Информация для посетителей:
Адрес Новой Голландии: 190000, Санкт-Петербург, Набережная Адмиралтейского канала,2
Ближайшие станции метро: Адмиралтейская (1,9 км), Сенная Площадь (2,4 км), Невский проспект (2,7 км).
Часы работы:
Вход свободный, комплекс закрывается за полчаса до окончания рабочего времени острова.
Сайт: www.newhollandsp.ru
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»
Новая Голландия, почему-то раньше не слышала об этом острове. Интересное место для прогулок.
А что российские архитекторы не участвуют в конкурсах или их проекты плохи?
Новая Голландия долгое время была закрытой территорией. Поэтому о ней редко писали в путеводителях, больше в книгах по истории архитектуры. И еще она находится чуть в стороне от наиболее посещаемых памятников архитектуры.
Российские архитекторы в конкурсах участвуют, и даже часто предлагают очень интересные проекты. Но обычно выигрывают западные архитектурные бюро. Хотя результаты, на мой взгляд, не всегда хороши, наши могли бы сделать лучше.
Я даже не знала, что есть такое место в Петербурге! В следующий раз — обязательно схожу туда! 🙂
Да, обязательно! Тем более, что реставрация идет, откроют и другие объекты в Новой Голландии!
Тебе повезло с дождем. Чес слово! Я попала туда в хорошую погоду, да еще в воскресенье народу — яблоку негде упасть! И духота…
Да, наверное в солнечную погоду тут столпотворение. Все-таки сколько людей приезжает в Питер, и всем надо ПОСМОТРЕТЬ.
Думаю, тут сыграла роль реклама в метро. Меня именно она затянула. Первый раз, когда я туда попала, я была в восторге: большое пространство, несколько шезлонгов на траве и огромное пространство, где можно дышать полной грудью. Не было еще ни Бутылки, ни макета корабля.
Порадовалась тогда за жителей этого района: наконец-то детей можно выгуливать близко, и не во дворе колодце.
А вот ведь как повернулось: наверное местные сюда заглядывают редко(((
Правда, думаю, что через некоторое время все устаканится.
Да, на новое всегда много людей набегает. Но не думаю, что потом их число в Новой Голландии уменьшится. Я бы, например, еще раз съездила бы туда попозже, когда откроют после реставрации остальные объекты. И хочется посмотреть на всякие мастер-классы там, вдруг есть что-то интересное для меня.
Новая Голландия в Санкт-Петербурге — популярная культурная площадка города
Остров Новая Голландия в дельте Невы — уникальный памятник промышленной архитектуры раннего классицизма, по сути, это 2 рукотворных острова, появления которых неразрывно связано с историей Адмиралтейства.
Действительно, если посмотреть на карту Санкт-Петербурга, то можно увидеть треугольный остров в Адмиралтейском районе. Точнее, это даже два острова, разделённых Ново-Голландским каналом. Правильная форма не оставляет сомнения в искусственном происхождении Новой Голландии.
Острова в дельте Невы возникли в 1719 году в результате прорытия между Невой и рекой Мойкой 2-х каналов: Крюкова и Адмиралтейского для нужд судостроителей. Авторство современного названия, по преданию, принадлежит самому Петру I.
Название и ранняя история острова
В годы становления города на Неве — царь Пётр I приглашал голландских кораблестроителей для работы на верфях на левом берегу Невы. Первоначально «Голландией» в Санкт-Петербурге называлось место около Адмиралтейства, где были устроены склады корабельного леса.
После прорытия двух каналов склады были перенесены на образовавшийся остров. Петру I эта обстановка настолько напоминала иностранный порт и Голландию, что рукотворный остров получил название «Новая Голландия».
Пруд в центре острова и «Голландский домик»
В 1719 году бригада подрядчика Семёна Крюкова рыла канал от реки Мойки до Невы. Он предназначался для сплава по нему леса на верфи Адмиралтейства и перевозки других строительных материалов. В процессе прокладки Крюкова канала и образовался треугольный кусок суши, на который в 20-х годах XVIII века были перенесены склады Адмиралтейства.
Первоначально в Новой Голландии располагались склады и мастерские, но оставалось место для отдыха царя Петра I. На территории Новой Голландии появился пруд правильной формы. Многие исследователи утверждают, что там был расположен скромный дворец Петра I.
Как гласит предание, по приказу Петра I в центре острова выкопали пруд и построили небольшой деревянный «дворец» — «Голландский домик», вокруг которого посадили плодовые деревья. Этому есть документальные свидетельства, в том числе одна из ранних карт Санкт-Петербурга.
Первый военный порт России
В 1721 году согласно указу Петра I на острове Новая Голландия был основан — первый военный порт России. Позднее появились две протоки — от Мойки и от Крюкова канала, заканчивающиеся в «Ковше» — центральном пруду Новой Голландии.
Окончательно остров сформировался к 1730-м годам. Тогда же Новая Голландия была передана в ведомство Адмиралтейств-коллегии. В 1732 году Адмиралтейство поручило архитектору Ивану Кузьмичу Коробову построить сеть бассейнов и ряд складов по периметру острова для нужд судостроителей и Галерной верфи.
Так, на острове Новая Голландия появились первые деревянные амбары и сараи, в которых хранились корабельные леса, инструменты и различные приспособления для строительства и ремонта судов. Постройки были возведены архитектором Иваном Коробовым.
Архитектурный комплекс и новаторство
С течением времени места стало не хватать на острове, и тогда решили провести комплексную реконструкцию острова с заменой всех построек на каменные. К тому времени на посту главного архитектора Адмиралтейств-коллегии Ивана Коробова сменил его ученик Савва Чевакинский.
К 1753 году на основе планировки Коробова он разработал первый проект перестройки Новой Голландии, который не был осуществлен из-за недостатка средств. Перестройка острова началась спустя 10 лет. 27 октября 1763 года Адмиралтейств-коллегия поручила Савве Ивановичу Чевакинскому возведение на острове Новая Голландия амбаров:
таким же образом расположенных, как прежние сараи были, токмо на каменных столбах с отлогими для удобной таски эленгами.
Архитектурный комплекс острова «Новая Голландия» был возведён в стиле раннего классицизма в 1765—1780 годах. В основу нового складского комплекса был положен проект Саввы Ивановича Чевакинского. Он предложил новаторскую идею сушки леса не в штабелях, а стоймя.
Таким образом удалось увеличить вместимость складских помещений и избежать гниения дерева. Здания были построены из красного кирпича и лишены обычной для того времени штукатурной отделки.
Каменные фасады и редкая Арка
Когда в 1788 было прекращено строительство по предыдущему проекту, разработку фасадов для Новой Голландии поручили новому архитектурному фавориту двора — Жану-Батисту-Мишелю Валлен-Деламоту. Отделку фасадов производили уже в соответствии с его проектом.
Проектируя фасады складов, Деламот задумал подчеркнуть торжественность сооружений аркадным принципом: он акцентировал портиками центры арок и украсил парными колоннами скругленные угловые сараи, создав таким образом впечатление композиционного единства комплекса.
Жану-Батисту-Мишелю Валлен-Деламоту принадлежит знаменитая классицистическая арка, переброшенная через канал, соединяющий внутренний бассейн «Ковш» с Мойкой. Построенная в 1779—1787 годах Арка Новой Голландии — редкое сочетание красного строительного кирпича и тесаного гранита.
Из блоков этого гранита были сложены колонны дорического ордера, несущие мощный антаблемент, придающий этому сооружению гармонию и монументальность. Высота арки составляет — 23 метра, а ширина пролёта — 8 с лишним метров.
Так, благодаря Деламоту появился великолепный портал в классическом стиле, ставший символом острова Новая Голландия в Санкт-Петербурге. Арка перекинута через Ново-Голландский канал и обрамляет вход на остров со стороны Мойки. Необычное сочетание красного кирпича и гранита, а также гигантские серые колонны создают впечатление средневекового замка.
Интересный исторический анекдот
Арка Деламота была рассчитана на другую ширину канала, а корпуса Саввы Чевакинского составляли более острый угол, чем позволяла территория острова. Кроме того, проекты невозможно было совместить.
Позднее Чевакинский пытался исправить ещё одну ошибку: неправильный расчёт места под сваи у Адмиралтейского канала. Эта оплошность повлекла за собой отстранение архитектора от строительства Новой Голландии, и на его место был назначен инженер Иоганн Герард.
До наших времен дошел исторический анекдот. Якобы, главный руководитель строительства складов, подполковник Иоанн Герард, в начале работы потерял чертежи Жана-Батиста-Мишеля Валлен-Деламота и сделал попытку утвердить свой собственный план острова. Не желая признаваться в утрате, Герард якобы, стал строить по памяти, и преуспел.
Осмотрев готовые строения, Валлен-Деламот не имел претензий. По другой версии, в коллегии нашлась копия чертежей, выполненная и исправленная Чевакинским, и Герарду пришлось дорабатывать именно этот план. Он занялся кропотливой переработкой проекта и внёс большое количество конструктивных поправок. Чертежи Герарда были утверждены весной 1767 года.
Арка — символ острова Новая Голландия
Строительство арки затянулось на семь лет и было завершено только в 1777 году. Однако в 1782 году порталу потребовалась реконструкция и переборка антаблемента, которая закончилась к 1784 году. В целом, проект так и не был осуществлён до конца: помешали войны с Турцией и Швецией, которые велись в 1788–1789 годах.
Не были закончены работы по внутреннему бассейну комплекса, не была возведена вторая арка, по Крюкову каналу, и даже стены комплекса остались неоштукатуренными. Однако складские помещения активно использовались, а сам комплекс зданий, декорированный Деламотом, воплощённый Герардом и его преемником Михайлой Ветошниковым, стал одним из лучших образцов раннего классического стиля в российской архитектуре.