Носов живое пламя чему учит

Чему учит рассказ «Живое пламя», главная мысль рассказа «Живое пламя»?

Рассказ Носов «Живое пламя»

Носов живое пламя чему учит. Смотреть фото Носов живое пламя чему учит. Смотреть картинку Носов живое пламя чему учит. Картинка про Носов живое пламя чему учит. Фото Носов живое пламя чему учит

Главная мысль рассказа Носова «Живое пламя» учит ценить человеческую жизнь. В рассказе автор проводит параллель между жизнью человека и красным маком. Жизнь коротка, только-только начал жить и погиб в расцвете лет, защищая Родину. Но жизнь прожита не зря, как цвет мака радует глаз, так жизнь погибшего солдата за Родину оберегают люди на земле.

Главные строки в конце рассказа

Носов живое пламя чему учит. Смотреть фото Носов живое пламя чему учит. Смотреть картинку Носов живое пламя чему учит. Картинка про Носов живое пламя чему учит. Фото Носов живое пламя чему учит

Носов живое пламя чему учит. Смотреть фото Носов живое пламя чему учит. Смотреть картинку Носов живое пламя чему учит. Картинка про Носов живое пламя чему учит. Фото Носов живое пламя чему учит

Эта история, которую нам поведал автор о граче, который по непонятным причинам остался зимовать и дети спасли его, взяв собой в дом.

Грач, подружился с сорокой и даже весной, когда прилетели его сородичи, он так и остался с сорокой.

Этот рассказ о дружбе и мы видим, что не только могут дружить люди, но и птицы, даже принадлежащие к разным видам. Поэтому главная мысль рассказа как раз об этом.

Этот рассказ учит нас доброте, заботе, ведь если бы не помощь детей, птица бы погибла и от холода, и от голода. Нужно быть внимательным к тому, что нас окружает и стремиться помочь тем птицам или животным, которые оказались в сложной ситуации, да и не только к ним.

Носов живое пламя чему учит. Смотреть фото Носов живое пламя чему учит. Смотреть картинку Носов живое пламя чему учит. Картинка про Носов живое пламя чему учит. Фото Носов живое пламя чему учит

Носов живое пламя чему учит. Смотреть фото Носов живое пламя чему учит. Смотреть картинку Носов живое пламя чему учит. Картинка про Носов живое пламя чему учит. Фото Носов живое пламя чему учит

Внезапно ветер принес огромную тучу, вокруг потемнело и запахло грозой. Леля велела ребятам немедленно продвигаться к дому. Дети бежали изо всех сил, но мешал встречный ветер, а тут еще грянул гром и сверкнула молния. Начался ливень, но детям удалось добежать к дому вовремя.

Первым оказался на крыльце Миня, а следом за ним в укрытии оказались девочки. Вот только букетика в руках мальчика не было, а объяснил он это тем, что в такую погоду он не нужен.

Главная мысль рассказа состоит в том, что в экстремальных ситуациях нужно без промедления принимать верные решения. Например, если приближается гроза, то нужно искать безопасное место, где можно укрыться от непогоды. Ребята поступили правильно, устремившись к дому.

Рассказ учит нас не только искать укрытие, но и избавляться от вещей, мешающих движению. Минька выбросил свой букетик, поэтому ему удалось прибежать раньше девочек. В сложных ситуациях любая мелочь, отвлекающая внимание, может затруднить спасение.

Носов живое пламя чему учит. Смотреть фото Носов живое пламя чему учит. Смотреть картинку Носов живое пламя чему учит. Картинка про Носов живое пламя чему учит. Фото Носов живое пламя чему учит

Носов живое пламя чему учит. Смотреть фото Носов живое пламя чему учит. Смотреть картинку Носов живое пламя чему учит. Картинка про Носов живое пламя чему учит. Фото Носов живое пламя чему учит

Из этого короткого рассказа Виталия Бианки мы узнаем как медведи приноровились спасаться от летнего зноя. В рассказе медведица, по очереди, брав за шиворот своих медвежат, окунала их речку. Медвежата, не знавшие раньше, что вода может освежать, остались довольны таким и водными процедурами.

Главная мысль этого рассказа заключается в том, зверям, так же как и нам очень тяжело переносить экстремальные состояния погоды и они, так-же находят способ как спастись от них.

Этот рассказ учит нас слушать своих родителей и выполнять то, что им советуют. Медведица заботится о своих медвежатах, она хочет для них сделать лучше и после такого купания, медвежата уже знают, как можно спастись от жары.

Носов живое пламя чему учит. Смотреть фото Носов живое пламя чему учит. Смотреть картинку Носов живое пламя чему учит. Картинка про Носов живое пламя чему учит. Фото Носов живое пламя чему учит

Носов живое пламя чему учит. Смотреть фото Носов живое пламя чему учит. Смотреть картинку Носов живое пламя чему учит. Картинка про Носов живое пламя чему учит. Фото Носов живое пламя чему учит

Этот рассказ учит нас тому, что животные и птицы все понимают, все чувствуют и могут испытывать самые разные эмоции. Он учит нас любить природу и относится к ней с уважением.

Носов живое пламя чему учит. Смотреть фото Носов живое пламя чему учит. Смотреть картинку Носов живое пламя чему учит. Картинка про Носов живое пламя чему учит. Фото Носов живое пламя чему учит

Носов живое пламя чему учит. Смотреть фото Носов живое пламя чему учит. Смотреть картинку Носов живое пламя чему учит. Картинка про Носов живое пламя чему учит. Фото Носов живое пламя чему учит

Рассказ А.П.Чехова «Репетитор» небольшой по размеру, но содержит важную мысль: не стоит браться за дело обучения других людей, если сам еще мало что знаешь. Это не принесет особо хорошего результата и отношение к тебе будет весьма посредственное, как к учителю.

В этом рассказе встречаются три главных героя:

Зиберову так опостылел его ученик, что он не радуется его успехам, а пытается выставить его глупым перед его весьма строгим родителем, но это плохо получается, так как мальчик отвечает верно. Тут происходит конфуз с самим «учителем», когда он задает задачу по математике и сам же ее не может решить.

Таким образом, главная мысль произведения видится в отношении репетитора к своему делу: не берись преподавать другому того, в чем сам еще не разбираешься, и не берись кого-то учить только от нехватки денег. Так как отношение учителя к ученику и предмету дает свой отпечаток на процесс обучения и результат может получиться весьма плачевный.

Источник

Смысл рассказа «Живое пламя» Носова

Человек, переживший огромное горе, может навсегда замкнуться в себе. Он может не обращать внимание на события, происходящие вокруг, не радоваться новому дню. Такая же участь ждала и героиню рассказа «Живое пламя» Е.И. Носова. Женщина была на грани отчаяния. Ее спас молодой человек, совершивший добрый искренний поступок. В чем же заключается глубокий смысл произведения «Живое пламя» Е.И. Носова? Какую основную мысль должен понять читатель после ознакомления с рассказом?

Смысл названия книги «Живое пламя» Е.И. Носов

Маки. Невероятно яркие цветы, притягивающие внимание. Из бутоны внезапно «вспыхивают» и также внезапно «затухают». Отвести от них взгляд сложно. Именно маки в произведении Евгения Носова ассоциируются с дыханием жизни. Смысл заглавия произведения «Живое пламя» заключается в том, что наша жизнь, несмотря на проблемы, горе, тревоги, наполнена радостью, счастьем, приятными моментами. Кажется, простая клумба с маками. Но она принесла много пользы и положительных эмоций женщине, которая потеряла самого близкого человека.

Смысл произведения «Живое пламя» Е.И. Носов

В рассказе Евгения Носова можно выделить двух главных персонажей. Добрая пожилая женщина — тётя Оля. Героиня пережита страшную трагедию. Она потеряла единственного сына. Второй главный персонаж рассказа — молодой человек. Он захотел скрасить серые рутинные будни хозяйки дома. Не сказав ей ничего, молодой человек высадил на ее клумбе маки. Женщине не нравились эти цветы. По ее мнению, маки быстро увядали. Они напоминали ей жизнь, которая также угасает. Но когда посаженные семена выросли, зацвели, тётя Оля не могла насмотреться на яркое живое пламя. Клумба каждый день поднимала ей настроение, наполняя ее существование невероятными эмоциями.

Смысл произведения «Живое пламя» Евгения Носова заключается в том, что всегда нужно делать добрые поступки. Нельзя существовать в закрытом от окружающих мире. Нужно открывать своё сердце людям. Возможно, именно вы сможете подарить другому яркие эмоции, вселите в их душу веру и надежду. Важно не просто существовать на планете. Жить нужно с огнём в глазах, принося пользу людям. Горите идеями, новыми проектами, грандиозными планами. Отдавайте себя без остатка.

Люди помнят других благодаря добрым делам и полезным поступкам. Ведь это так просто: протянуть руку помощи тому, кому это действительно необходимо. Человек должен любить людей, своё Отечество. Он должен отдавать все на благо своему народу. Жизнь слишком быстротечна, однако память о добрых делах не даёт забыть о человеке.

Искренний глубокий рассказ «Живое пламя» обращен к каждому, кто не может определиться со своим призванием, кто не видит смысла своего существования. Некоторые люди подавлены, разбиты. Такой изначально была и тётя Оля. Но добрый поступок молодого человека словно вернул ее к жизни. В этих алых маках она увидела силу, мощь, которых раньше не замечала. Женщина поняла, что у каждого человека свой путь. Не всегда он сострит из счастливых моментов. Однако как мы относимся к нашим проблемам и невзгодам напрямую зависит от нас. В этом и заключается внутренняя сила человека, его стержень и твердость характера.

Смысл финала произведения «Живое пламя» Е.И. Носов

В концовке рассказа тётя Оля пересмотрела свои взгляды относительно клумбы. Изначально маки приносили ей не только положительные, но и отрицательные эмоции. Они слишком быстро увядали. Но однажды увидев их истинную красоту, женщина стала каждый год высаживать эти цветы. Смысл финала произведения «Живое пламя» заключается в том, чтобы читатель понял, что ценить необходимо каждый момент жизни. Рассказчик олицетворял маки с солнцем, ярким пламенем.

Сын главной героини прожил достойную жизнь. Он погиб молодым. Однако его жизнь нельзя сравнить со скучным бесцельным существованием. Он горел без остатка, отдавая себя людям. Сын главной героини, несмотря на возраст, успел оставить после себя значимый след. Его яркая жизнь была насыщена и интересна.

Рассказчик говорит о том, что количество лет нашего существования не имеет особого значения. Важно, что мы оставляем после себя. Маки цвели в полную силу, без оглядки. Такую жизнь восхваляет рассказчик. И у людей бывает также, когда существование наполнено глубоким смыслом.

Источник

«Живое пламя» — читательский дневник по рассказу Е. Носова

Носов живое пламя чему учит. Смотреть фото Носов живое пламя чему учит. Смотреть картинку Носов живое пламя чему учит. Картинка про Носов живое пламя чему учит. Фото Носов живое пламя чему учит

Рассказ «Живое пламя» написан писателем-фронтовиком Евгением Носовым в 1958 году.

Описание книги для читательского дневника

Автор: Евгений Иванович Носов
Название произведения: «Живое пламя»
Жанр: рассказ
Год написания: 1958
Издательство: Стрекоза
Год издания: 2021

Главные герои и их краткая характеристика

Рассказчик — молодой человек, спокойный и уравновешенный, ценит всё прекрасное.
Ольга Петровна (тётя Оля) — хозяйка дома, которая любит выращивать цветы.
Алексей — сын Ольги Петровны, летчик, геройски погибший на фронте.

Краткое содержание и сюжет

Тетя Оля радушно встретила героя, налила кваса, и сказала, что ее сын Алеша, чей портрет висел над столом, сам любил готовить и разливать по бутылкам домашний квас. Потом тетя Оля сказала, что маки уже бутоны выбросили. Герой пошел посмотреть клумбу. По краю цвели маттиолы, дальше пестрели анютины глазки, были там и другие цветы. А в центре устремились в небо три мака.

На следующий день маки расцвели, они походили на зажженные факелы и казалось, тронь их, и они обожгут. Все остальные цветы поникли рядом с маками. На исходе вторых суток маки погасли и осыпались. На клумбе сразу стало пусто. Тетя Оля вздохнула, и сказала, что короткая жизнь у мака, зато прожита в полную силу, без остатка, как у некоторых людей.

И герой вспомнил, что Алеша, ее сын, погиб на войне, спикировав на немецкий бомбардировщик. Изредка герой заезжает к тете Оле, они пьют чай, делятся новостями, а на клумбе полыхает ковер маков. Одни осыпаются, другие только раскрывают бутоны. А снизу поднимаются новые ростки, чтобы не дать погибнуть живому огню.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Автор помогал тете Оле сажать цветы. Он тайно сажает маки, которые тетя Оля не любит. Тетя Оля оставляет три мака и они растут в центре клумбы. Маки расцвели и горели, как пламя. Через два дня маки погасли, но прожили полную жизнь, как люди. Тетя Оля сравнила маки с Алешей, своим сыном, и с тех пор всегда их сажала на клумбе.

План пересказа

Основная мысль

Лучше короткая, но наполненная смыслом жизнь, чем долгое, но бесцельное существование.

Чему учит

Рассказ учит любить красоту природы, учит радоваться красивым цветам. Учит понимать, в чем смысл жизни человека. Учит приносить пользу. Учит жить ради других, а не ради себя.

Отзыв и что понравилось

Мне понравился этот глубокомысленный рассказ, и особенно сравнение короткого цветения ярких маков, с короткой жизнью человека, отдавшего ее на подвиг. И то, и другое оставляет след в истории, сохраняется в памяти, а значит происходит не напрасно.

Вывод и мое мнение

Источник

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: Е. И. Носов. Философский смысл рассказа «Живое пламя».

Предметная область: литература.

Участники (возраст, класс): учащиеся 7 класса.

познакомить учащихся с военной биографией писателя;

развивать навыки анализа художественного текста;

раскрыть идейно-художественное своеобразие рассказа.

способствовать формированию нравственной культуры учащихся;

прививать интерес к творчеству писателей-фронтовиков.

Аннотация: Данный урок является вторым в системе уроков по творчеству Е.И.Носова, знакомит учащихся с важным этапом жизни писателя, повлиявшим не только на его мировоззрение, но и на творчество. В ходе работы над текстом раскрываются глубинный смысл рассказа «Живое пламя», символическое значение названия и художественных образов, рассматриваются выразительные средства, которыми оперирует автор.

Сообщение темы, целей, задач урока.

2) Сообщения учащихся «Война в жизни Е.И.Носова».

Носов награжден орденом Отечественной войны, орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За победу над Германией».

3) Чтение рассказа учителем.

4) Работа с текстом.

— Вспомнить, что такое сюжет.

— Каков сюжет рассказа Е.И.Носова «Живое пламя»?

— Незамысловатый, казалось бы, на первый взгляд сюжет укладывается в 3 – 4 предложения. Но всё ли так просто на самом деле? Попробуем разобраться, каков глубинный, философский смысл этого произведения. Итак, что такое композиция?

— Прочитать текст самостоятельно, используя функцию ИМЭУ «Закладки», подчеркнуть словосочетания, которые показались наиболее значимыми для понимания основной мысли рассказа, поделив таким образом текст на смысловые части и составив его цитатный план.

— Какой приём лежит в основе композиции рассказа «Живое пламя»? (Антитеза)

— Что противопоставляется? (Маки – другим цветам на клумбе; отношение тёти Оли к макам в начале и в конце рассказа).

— Найти и зачитать описание клумбы.

Словарная работа : Используя функцию ИМЭУ «Словарь», дать толкование слова «куртинка» (Цветник).

— Почему автор даёт такое подробное описание цветущей клумбы? (Подчёркивает на фоне «благородных» цветов простоту маков и вместе с тем их необычность, красоту).

— Как автор подчёркивает исключительность маков, их превосходство над остальными цветами? (Маки растут «в центре» клумбы).

— Какова особенность маков? (Цветут всего два дня).

— Каким было первоначальное отношение тёти Оли к макам?(Не считает его цветком, для т.Оли это всего лишь овощ).

— Как и при каких обстоятельствах отношение к макам меняется? (Ольга Петровна полюбила маки после их бурного цветения).

— Найти и зачитать описание цветущих маков.

— С помощью каких приёмов автор создаёт образ маков?

А) метафора – «большой ковёр маков», «живой огонь», «раскрывали свои огненные языки»;

Б) Сравнение – «лепестки, точно искры», «походили на зажжённые факелы»;

В) Эпитеты – «из влажной, полной жизненной силы земли», «всё новые и новые туго свёрнутые бутоны».

— Выписать слова одной тематической группы, с помощью которых автор описывает цветущие маки (Тематическая группа с лексическим значением «огонь», «горение»: «факелы», «языки пламени», «яркий огонь», «опалят», «обжигающая яркость», «буйно пламенели»).

— Какие ассоциации возникают? (Маки вспыхнули ярко, как молния, как буйное, сильное, мощное пламя).

-«Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита». Что имеет в виду Ольга Петровна, говоря о маках?( Человеческую жизнь).

— Почему т.Оля «заторопилась в дом», при этом «как-то сгорбившись»? (Маки напомнили ей погибшего сына).

— Что и когда мы узнаём о сыне Ольги Петровны Алёше? (О судьбе Алексея читатель узнаёт в конце рассказа, маки уже отцвели. Алёша погиб, спикировав на спину фашистского бомбардировщика).

— Что символизируют маки? (Маки – символ человеческой жизни).

— Какова эта жизнь? Какими качествами должен обладать человек, выбравший себе такой жизненный путь? Выписать из текста слова, характеризующие данный образ жизни, свой выбор аргументировать.

— Финал оптимистичен. Что даёт нам возможность считать именно так?

(На земле – «полыхал ковёр маков»,

Над землёй – «огненные языки» этих цветов,

Из земли, «полной жизненной силы», – «подымались всё н6овые и новые …бутоны».

— Над чем же призывает задуматься читателя автор рассказа? (Е.И.Носов предлагает задуматься над нравственной сущностью жизни, заставляет стремиться не к безликому существованию, а к жизни, которая не боится трудностей и полна глубокого смысла. Таков философский итог рассказа).

2 группа. Используя функцию ИМЭУ « Scribble », записать ключевые слова темы. Выбор аргументировать.

6. Домашнее задание:

Мини-сочинение «Тема памяти в рассказе Е.И.Носова «Живое пламя».

Источник

Урок-мастерская ценностных ориентаций по рассказу Н. Носова «Живое пламя» в 7 классе

Носов живое пламя чему учит. Смотреть фото Носов живое пламя чему учит. Смотреть картинку Носов живое пламя чему учит. Картинка про Носов живое пламя чему учит. Фото Носов живое пламя чему учит Захарова Лидия Афанасьевна
Урок-мастерская ценностных ориентаций по рассказу Н. Носова «Живое пламя» в 7 классе

«Не дать погаснуть живому огню»

по рассказу Е. И. Носова «Живое пламя«

(урок- мастерская ценностных ориентаций и построения знаний) (2ч)

Автор: Захарова Лидия Афанасьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №18 ГО «Город Якутск» РС (Я).

Эпиграф: «Да, сгорел. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает.»

Ход мастерской.

II.Запишите в тетради слово:

— Запишите свои ассоциации к данным словам. Собираем значения и оттенки значений.

III. Поделитесь с другими своими записями.

IV. Вы подобрали «холодные» слова или «теплые»? Почему к слову «ВОЙНА» подбираются в основном «холодные» слова?

VI. Слово литературоведам.

ПАМЯТЬ ж. (мнить, мнети). Способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом. (Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля.)

ПАМЯТЬ, памяти, мн. нет, жен. 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления. (Д. Н. Ушаков. Толковый словарь.)

VII. Слово исследователям. Фразеологизмы со словом ПАМЯТЬ.

Врезаться в память (хорошо запомниться).

Свежо в памяти (еще хорошо помнится).

Это на его памяти (о чем-нибудь отдаленном: он это помнит, был свидетелем происходившего).

Прийти на память (вспомниться).

Короткая память (о человеке, который быстро забывает; обычно о том, кто не хочет помнить, вспоминать что-нибудь).

По старой памяти (в силу прежней дружбы, старого знакомства, старых отношений).

Хранить в памяти (никогда не забывать).

Память души (то, что глубоко прочувствовано кем-либо, тяжело пережито).

Вечная память (выражение пожелания всегда помнить умершего).

Война прошла, минуло много лет,

Из памяти стирая эти годы.

Но не забудь, Россия, этих бед,

О них тебе напомнят маков всходы.

Алеют маки искрой на земле,

Горят они в степных просторах, в поле

И обжигают сердце всей стране,

Как капли крови, да, горячей крови.

Цветут они и не дают забыть

О тех боях за жизнь и за свободу,

О тех, кто смог себя не пощадить,

Своею кровью обогреть всю воду.

Алеют маки искрой на земле,

И пламень тот горит не угасая,

Он обжигает сердце всей стране,

О горьких годах ей напоминая.

И сердце наше память ту хранит,

И слёзы скорби на глазах усталых,

И память прошлого в душе земли горит,

Как тот пожар в траве из маков алых.

Алеют маки искрой на земле,

Как капли крови, да горячей крови.

И обжигают сердце всей стране,

VIII. Своим огнём до страшной нашей боли

IX. Как вы думаете, почему мы рассказали вам это стихотворение?

X. Объясните смысл названия рассказа.Давайте поразмышляем: Согласны ли вы с тем, что некоторые цветы могут олицетворять определённые чувства человека? (роза- любовь, хризантемы – печаль) Согласны ли вы с тем, что в определённой ситуации человек может, не задумываясь, пожертвовать своей жизнью ради других людей? Все ли могут совершить подвиг? Согласны ли вы с тем, что память о погибших ради других людей живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей?

XI. Слово биографу. Знакомство с биографией писателя (по ходу сообщения учащиеся заполняют «Ленту времени»/

Носов Евгений Иванович родился 15 января 1925 года в селе Толмачеве под Курском в семье потомственного мастерового, кузнеца. Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб.

Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Летом 1943 года, закончив восьмой класс, ушёл на фронт, поступил в артиллерийские войска, стал наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше. В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 был тяжело ранен и 9 мая 1945 года встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино Победы».

После войны Носов продолжил учёбу, закончил среднюю школу. С детства любивший рисовать и явно обладавший талантом, уезжает в Среднюю Азию работать художником, оформителем, литературным сотрудником. Начинает писать прозу. В 1958 году выходит его первая книга рассказов и повестей «На рыбачьей тропе». (5 слайд)Рассказы Носова пронизаны заботой о людях, о родной природе, полны возмущения бездуховным, бездумным и жестоким обращением с окружающим миром.

В 1961 году возвращается в Курск, становится профессиональным писателем. Учится на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького, публикует свои произведения «Тридцать зерен», «Дом за триумфальной аркой», «Где просыпается солнце». 6 слайд

Умер писатель 13 июня 2002 года, похоронен в Курске.

-Какими делами, поступками наполнил свой след в жизни Евгений Иванович Носов?

XII. Работа по тексту рассказа.

1. Возьмите белые листы бумаги, которые лежат у вас на столах и запишите, какова основная мысль этого рассказа? (Мы вернемся к ним в конце урока)

2. Проверка домашнего задания. Прием «Дневник двойных записей»

3. На какие композиционные части можно разделить текст?

Тема развивается на основе простого сюжета.В соответствии с этим текст можно разделить на композиционные части:

1. Устройство клумбы и разговор о маках, как непригодных для клумбы цветах – завязка.

3. Яркая жизнь цветов; описание цветущих маков – кульминация. 4. Маки погасли – спад действия.

4. Вопросы по пониманию основной идеи произведения

— Выразительно прочитайте описание клумбы.

• Зачем писателю потребовалось подробное описание клумбы?

• Каким цветам автор уделяет особое внимание? Почему?

— Перечитайте эпизод, где герой-рассказчик и тетя Оля рассматривают отцветший мак.

• Как показана недолгая красота маков?

• Назовите глаголы, передающие действие маков.

Рассмотрите цепочку глаголов: пламенели – осыпались – погасли.

Как называется этот художественный прием?

Словарная работа: Художественный прием, основанный на усилении или, наоборот, ослаблении какого-либо признака, называется градация

— Отчего вдруг «как-то сгорбилась» тетя Оля?

— Что мы узнали о сыне тёти Оли? Как погиб Алексей?

— О судьбе Алексея Е. Носов сказал в одном предложении. Достаточно ли этого, чтобы мы, читатели, представили его? Каким вы себе представляете Алексея?

(Судя по тому, с какой любовью и теплотой вспоминает о нем мать, можно сказать, что Алексей был гордостью тёти Оли и до войны.)

— Изменилось ли отношение героев к макам? О чём это нам говорит?

(Мак сравнивается с человеческой жизнью. Жизнь человека так же коротка, но прекрасна. Огонь в рассказе ассоциируется с душой человека, отдавшего свою жизнь во имя жизни других.)

— Зачитайте слова Ольги Петровны о судьбе мака и о судьбе её сына.

Вдумайтесь в слова рассказа.

— Можно ли назвать маки полноправными «героями» рассказа? Что символизирует образ «буйно пламенеющего» мака, то вспыхивающего «трепетно-ярким огнём», то наливающегося «густым багрянцем»?

(Это символ возвышенного, восторженного, героического у Е. Носова. Не случайно автор сравнивает маки с «зажжёнными факелами с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени», а осыпающиеся лепестки их – с «искрами». Рассматривая «ещё совсем свежий, в капельках росы, лепесток», мать вспоминает сына, вспыхнувшего могуществом человеческого духа и сгоревшего «без оглядки».)

— Зачитайте описание маков в конце рассказа. Как вы понимаете конец рассказа?

(Любуясь «большим костром маков», автор наблюдает, как «снизу, из влажной, полной жизненных сил земли, подымались всё новые и новые туго свёрнутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню». Он напоминает вечный огонь. Знак вечной памяти и молчания.)

— Почему рассказ так озаглавлен?

(Героическое продолжает жить среди нас, в нашем сознании. Память питает корни «нравственного духа народа», «вдохновительных подвигов». Память. Она всегда с нами.)

— Сумел ли Е. Носов на страницах небольшого произведения показать жестокость войны?

XIII. Возвращаемся к началу урока. Почему мы урок начали со слов ПАМЯТЬ и ВОЙНА? Какова была цель нашего урока? Мы его достигли?

• увидеть умение писателя через один эпизод из жизни выразить своё отношение к истинным ценностям;

• уважительно относиться и чувствовать благодарную память к погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Человек прошёл по Земле и оставил след. Что это за след?

Какие слова из произведения могут стать темой нашего урока? («Не дать погаснуть живому огню»)

Считается, что семена мака любят, когда землю «беспокоят»: они могут годами пролежать в почве и начнут прорастать только после того, как почву перекопали. В Первую мировую войну во Фландрии шли кровопролитные сражения, после которых немногим, оставшимся в живых, приходилось хоронить погибших товарищей прямо на поле боя. Говорят, такого количества маков в тех местах не видели никогда ни до, ни после того страшного времени.

В Англии существует национальный праздник – День Маков – дань памяти погибшим солдатам, который отмечается 11 ноября или в ближайшее к этой дате воскресенье. Эта дата знаменует годовщину окончания 1-й мировой войны. За 2 недели до Дня маков повсеместно начинают продавать красные искусственные маки, средства от которых полностью идут на помощь ветеранам войн. Яркий и символичный цветок покупает почти каждый, чтобы сразу же приколоть к одежде в знак благодарности и светлой памяти.

XIV. Обучающиеся по очереди читают стихотворение Р. Рожественского «Реквием»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *