Нормативный акт и правовой акт в чем разница

Что такое нормативный правовой акт

Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Смотреть фото Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Смотреть картинку Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Картинка про Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Фото Нормативный акт и правовой акт в чем разница

Что такое нормативный правовой акт

Нормативный правовой акт (НПА) — это официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.

Важно: пока нормативно-правовой акт не опубликован, он не имеет силы. Могут быть прописаны разные сроки — например, конкретная дата или указание на то, через сколько дней акт вступает в силу. Есть специальные места опубликования НПА. Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации это — «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации», а также портал pravo.gov.ru.

В России есть иерархия нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы:

Это Основной закон государства, особый НПА, имеющий высшую юридическую силу. Нормативные акты, стоящие ниже по иерархии, не могут противоречить Конституции. Кроме того, в 2020 году в Конституцию были внесены поправки, по которым не соответствующие российской Конституции международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.

2. Международные договоры

Являются частью правовой системы России (ст. 15, п. 4). Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

3. Федеральные конституционные законы и федеральные законы (в том числе кодексы)

По предметам федерального ведения принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории нашей страны. По предметам совместного ведения РФ и субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов.

Федеральный конституционный закон в иерархии выше, чем ФЗ — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

ФКЗ принимаются в соответствии с Конституцией по вопросам, в ней предусмотренным. Например, режим военного положения и изменение статуса субъекта РФ определяются федеральным конституционным законом.

Кодекс — это большой федеральный закон, систематизирующий нормы в какой‑то отрасли. Например, в РФ есть Уголовный, Гражданский, Трудовой, Семейный, Земельный, Таможенный, Налоговый, Лесной, Воздушный и другие кодексы.

Кстати, о том, как инициатива становится законом, вы можете почитать здесь.

4. Федеральные подзаконные правовые акты:

5. Конституции (уставы) субъектов Федерации

Наша страна — федеративное государство и состоит из 85 равноправных субъектов. У этих республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и одной автономной области есть свои конституции (уставы). Они должны соответствовать Конституции РФ.

6. Законы субъектов Федерации

Законодательство субъектов также должно соответствовать Основному закону страны, а также не противоречить ФКЗ и ФЗ.

7. Подзаконные правовые акты субъектов Федерации

Это нормативные акты, издаваемые органами власти субъектов Федерации. Как и все остальные НПА, они должны соответствовать Конституции.

На уровне муниципальных образований существуют решения муниципального образования.

Источник

Статья 61. Нормативные и ненормативные правовые акты

Статья 61. Нормативные и ненормативные правовые акты

1. Правовые акты органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления подразделяются на нормативные и ненормативные (индивидуальные).

4. К нормативным правовым актам относятся:

1) настоящий Устав городского округа Прохладный КБР, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

2) нормативные правовые акты Совета местного самоуправления городского округа Прохладный КБР.

3) нормативные правовые акты главы местной администрации городского округа Прохладный КБР.

5. К индивидуальным (ненормативным) правовым актам относятся:

1) решения Совета местного самоуправления городского округа Прохладный КБР, носящие ненормативный характер;

2) постановления и распоряжения главы городского округа Прохладный КБР (председателя Совета местного самоуправления городского округа Прохладный КБР), носящие ненормативный характер, принимаемые в соответствии с его компетенцией;

3) постановления и распоряжения главы местной администрации городского округа Прохладный КБР по вопросам организации работы местной администрации городского округа Прохладный КБР;

4) приказы руководителей структурных подразделений местной администрации городского округа Прохладный КБР.

6. Муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти КБР в порядке, установленном законом Кабардино-Балкарской Республики.

7. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат экспертизе, проводимой органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

8. Проекты муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и местных бюджетов.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Правовой и нормативно правовой акт — что это такое и отличия

Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Смотреть фото Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Смотреть картинку Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Картинка про Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Фото Нормативный акт и правовой акт в чем разница

Каждый день в нашей жизни возникают разные события, которые принято именовать специальными словосочетаниями. Если речь идет о нормах юридического права, то можно услышать такие названия, как правовой или нормативно-правовой акт. Не многие люди способны сразу разобраться в специализированных тонкостях. Именно поэтому нужно разобраться заранее со всем непонятным, прежде чем подписывать или составлять документы. Если рассматривать общий смысл, то каждый из рассматриваемых вариантов будет похожим по смыслу, но разница все же присутствует. Необходимо понять, чем же правовой акт отличается от нормативно-правового. Правильное понимание различий является главным ключом к грамотному применению действующего в стране законодательства.

Определение понятий

Для того чтобы правильно понять, в чем заключаются основные отличия между понятиями, необходимо дать каждому из них определение.

Нормативный правовой акт, если рассматривать специализированно – документ, который является официальной бумагой. Составляется акт не просто от руки, а по строгой форме. Содержание написанного в тексте после составления не должен противоречить тем нормам, законам и постановлениям, которые действуют в стране и обладают выраженной или узконаправленной юридической силой. Существуют обязательные условия, свойственные для подобного вида официального документа.

Правовой акт – собирательный термин, объединяющий целый ряд юридических документов. Они могут издаваться различными органами, облеченными властью (местные или государственные). Имеется и другое название (синоним) – индивидуальный юридический акт. Если рассматривать особенности документа, то он представляет собой решение, вынесенное государственным органом или лицом, которое имеет на это достаточно полномочий. Решение адресовано конкретным людям, объектам, организациям или субъектам. Особенность указывает, что общий характер к этому акту не относится. Примером может являться документ, предназначенный для служебного пользования. Такие бумаги в 90% случаев удалены из общего доступа. Правовой акт не наделяется способностью создавать никаких правовых норм. Основная задача – решения направляются на индивидуальное применение.

Сравнение

Из приведенных определений становится понятно, что правовые и нормативно-правовые акты – документы различные по своим функциям, возможностям и особенностям. Для того чтобы лучше понять имеющиеся нюансы, рекомендуется провести более углубленное сравнение. Нормативно правовые акты – особые виды документов, которые должны находиться в открытом доступе. Это означает, что каждый человек, который желает с ними ознакомиться, имел бы такую возможность. Также к НП актам относится и тот факт, что все субъекты, объекты и лица должны своевременно получать сведения, если имеют место обновления и изменения в документе. Также оповещение должно быть и в том случае, когда производится отмена прежних законов, указывающихся в тексте акта.

Правовой акт отличается тем, что используется единственный раз. Повторно использовать его уже не получится, так как он просто утратит свою силу. Это означает, что все данные, отмеченные в нем, носят разовый характер. Также нужно учитывать и такую особенность, что они не устанавливают новых правил и норм, которым потребовалось бы соответствовать в будущем. Отдельные акты попадают в свободный доступ. Нормативно правовые могут быть удалены из этой категории. Также бумаги, относящиеся к НПА, могут быть защищены от последующего размещения и распространения. Нормативно-правовые документы адресуются неограниченному числу лиц. В их числе могут присутствовать, как физические, так и юридические. Также знакомство с содержанием производится субъектами хозяйствования а также благотворительным организациям. В случае с правовыми актами содержание относится к определенным субъектам правоотношений. Нередко содержание документа адресуется определенному человеку или компании. Пример: указ о награждении орденом, присвоение статуса или должности.

Выводы

После проведенного сравнения становится понятно, что разница между правовым актом и нормативным правовым актом присутствует и проявляется по целому ряду параметров. В основе лежат такие стороны, как характер применения документа. Отсюда следует, что нормативно – правовой акт является всеобщим, но может быть удален из доступа. Правовой акт является документом индивидуального назначения. Различия присутствуют также в области применения бумаг. Правовые акты адресованы ограниченному кругу лиц, вплоть до одного физического лица, тогда как нормативно-правовая составляющая акта позволяет применять содержание к неопределенному по количеству кругу лиц и субъектов. Время применения – еще одна характеристика, по которой проявляется различие между документами. Нормативно – правовая основа используется до тех пор, пока действие не отменено или не приостановлено решением соответствующего органа. Правовой акт действует в определенной ситуации, например, 1 день, месяц или даже несколько часов. Длительность в этом случае определяется конкретной ситуацией. Различия присутствуют и в установлении нормы права. Нормативно-правовой акт является основой для появления новых документов. В правовом акте нет основы, которая бы повлекла за собой появление новой правовой нормы или внесение изменений в уже существующую.

Источник

В чем разница между нормативным актом и нормативно-правовым, отличия

Основой юридической практики является практическое применение норм закона. Жизнедеятельность общества, каждого гражданина зависит от действия законов. В юридической терминологии используются такие определения, как нормативный акт, правовой и нормативно-правовой акт; в чем заключается разница между этими понятиями? На чем основана классификация?

Определение и понятие терминов

Юридические документы, содержащие или основанные на нормах закона, на основании которых регламентируются общественные отношения, можно условно классифицировать на 3 категории:

Признаком юридической силы перечисленных документов является свойство вызывать определенные юридические последствия. Юридическая сила характеризует место документа в системе, место и компетенцию органа, его издавшего.

Государственные учреждения могут издавать документы различного характера:

Это право имеют законодательные и исполнительные ветви власти всех уровней:

Общим признаком для всех видов юридических документов является их официальный статус, который определяет в каждом случае:

Отнесение к тому или другому типу документа (НА, НПА, ПА) зависит от его содержания, назначения, кем принят.

Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Смотреть фото Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Смотреть картинку Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Картинка про Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Фото Нормативный акт и правовой акт в чем разница Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Смотреть фото Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Смотреть картинку Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Картинка про Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Фото Нормативный акт и правовой акт в чем разница Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Смотреть фото Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Смотреть картинку Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Картинка про Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Фото Нормативный акт и правовой акт в чем разница

Нормативный акт

Юридические решения, содержащие нормы права, классифицируются, как нормативные документы. НА рассчитаны на длительный срок действия. Принимать их могут законодательные или другие уполномоченные учреждения в пределах их компетенции. Назначение данных документов – регулирование правовых отношений, установка обязательных правил поведения.

Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Смотреть фото Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Смотреть картинку Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Картинка про Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Фото Нормативный акт и правовой акт в чем разница

Нормативно правовой акт

Правовые решения, содержащие обязательные правила поведения, с последующими юридическими последствиями при невыполнении, относятся к нормативно-правовым. Они издаются на основе и во исполнение законов (НА). В юридической практике называются подзаконными актами.

НПА имеют иерархическую структуру, зависящую от компетенции законотворческого органа:

Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Смотреть фото Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Смотреть картинку Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Картинка про Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Фото Нормативный акт и правовой акт в чем разница Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Смотреть фото Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Смотреть картинку Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Картинка про Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Фото Нормативный акт и правовой акт в чем разница Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Смотреть фото Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Смотреть картинку Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Картинка про Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Фото Нормативный акт и правовой акт в чем разница

Государственные учреждения власти принимают НПА для регулирования различных аспектов социальной и экономической жизни. На их основе реализуются федеральные законы, направленные на содействие гражданам в осуществлении их права.

Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Смотреть фото Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Смотреть картинку Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Картинка про Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Фото Нормативный акт и правовой акт в чем разница

Правовой акт

ПА может не содержать нормативного регулирования. Такой ненормативный документ (ПА) издается высшим должностным лицом/коллегиальным органом в отношении определенных лиц и коллективов на основе действующих норм. Он не меняет старые и не устанавливает новые нормы права. Такой ПА устанавливает, отменяет, изменяет права конкретных лиц/организаций.

К правовым актам относятся:

Издавать ПА имеют право:

В документоведении индивидуальные ПА обозначают, как организационно-распорядительные.

Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Смотреть фото Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Смотреть картинку Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Картинка про Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Фото Нормативный акт и правовой акт в чем разница Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Смотреть фото Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Смотреть картинку Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Картинка про Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Фото Нормативный акт и правовой акт в чем разница Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Смотреть фото Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Смотреть картинку Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Картинка про Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Фото Нормативный акт и правовой акт в чем разница

Сравнение

Указы Президента РФ относятся к НПА, распоряжения – к ПА. Правительство РФ издает постановления в виде НПА, распоряжения по оперативным вопросам – в виде ПА.

Ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти во исполнение указов Президента, постановлений Правительства носят нормативно-правовой характер.

В чем же отличие?

Разница заключается в сроках действия, порядке утверждения и применения.

НПА может быть постоянно действующим или установленным на конкретный срок, начиная с определенной даты. Различие с НА заключается в том, что НА лежит в основе создания нормативно-правового текста. НА принимают законодательные учреждения, подписываются главой органа исполнительной власти. ПА издают исполнительные ветви власти, руководители предприятий и организаций. Документ отличается тем, что он персонифицирован, то есть в нем указано конкретное лицо, коллектив, в отношении которых меняются права.

Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Смотреть фото Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Смотреть картинку Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Картинка про Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Фото Нормативный акт и правовой акт в чем разница

Жизненные примеры

К НА относится Конституция Российской Федерации. Документ разрабатывается высшими законодательными учреждениями государства – Думой и Советом Федерации. Утверждается на Всенародном референдуме и подписывается Президентом РФ.

К ПА относятся международные договоры РФ с иностранным государством/государствами/организацией на основе международного права.

Примером ПА являются приказы директора предприятия о принятии на работу, на отпуск, на сокращение персонала, увольнение. Письменное распоряжение основано на нормах трудового законодательства, на которые могут быть ссылки (например, при увольнении указывается статья, по которой работник прекращает трудовые отношения).

Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Смотреть фото Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Смотреть картинку Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Картинка про Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Фото Нормативный акт и правовой акт в чем разница Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Смотреть фото Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Смотреть картинку Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Картинка про Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Фото Нормативный акт и правовой акт в чем разница Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Смотреть фото Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Смотреть картинку Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Картинка про Нормативный акт и правовой акт в чем разница. Фото Нормативный акт и правовой акт в чем разница

В зависимости от юридической силы НПА, НА, ПА формируются в определенную систему, где действует принцип соподчиненности, зависящий от места в иерархии власти законотворческого органа. Каждый из 3-х письменных свидетельств занимает свое место в иерархической структуре и выполняет определенную роль.

Неувязка между НА и НПА приводит к тому, что законы не выполняют возложенную на них функцию. ПА, изданные не на основе действующих НПА и НА, ущемляют права работников, коллективов.

На судебные учреждения возложена обязанность давать оценку соответствия НА, НПА, ПА, их сути, определенной в законе, и выполнению на практике. Проявлять законотворческую инициативу суды всех уровней права не имеют.

Источник

О понятии нормативного правового акта и его существенных признаках

В правоприменительной практике нередко встает вопрос различия понятий нормативного правового акта и индивидуального акта.

Одним из существенных пробелов, имеющихся в российском законодательстве, является отсутствие легального определения нормативного правового акта, что способствует значительным спором, возникающим в судебной практике по делам об оспаривании нормативных правовых актов (далее-НПА).

Первоначальное определение нормативного правового акта было дано в Постановлении Государственной думы Российской Федерации от 11.11.1996 № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации», в котором под таким актом понимался письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Аналогичная дефиниция используется и в «Разъяснениях о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утвержденных Приказом Минюста России от 04.05.2007 № 88.

В свою очередь Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» определил существенные признаками, характеризующие НПА:

— издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом,

— наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение и направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Вместе с тем, указанное постановление высшей судебной инстанции не является единственным, которым определяется понятие и признаки нормативного правового акта. Так, в Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 30.07.2013 № 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» указано, что разрешая вопрос о том, является ли оспариваемый акт органа публичной власти НПА, арбитражный суд должен установить содержатся ли в таком акте нормы права, то есть правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц либо нормы, которые вводят в действие нормы права, а также изменяют или отменяют действующие нормы права.

Таким образом, указанным постановлением не только определяется существенные признаки нормативного правового акта, но и, по сути, дается его понятие.

Учитывая изложенное, в настоящее время в российской судебной практике вопрос о понятии и признаках нормативного правового акта определен.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *