Нормативные критерии профессионального уровня педагогического работника устанавливаются чем ответ
Профстандарты и квалификационные требования для педагогических работников
Минтруд РФ с 01.01.2017 ввел в действие обязательность использования профстандарта для педагогов. Его необходимо применять, формируя кадровую политику, управляя работниками, организовывая учебу и аттестацию педагогов и заключая с ними трудовые соглашения.
Содержание профстандарта для педагогов
Профстандарт представляет собой форму, в квалификации которой указаны требования к кандидату на должность педагогического работника. Минтруд РФ Приказом от 12.04.2013 № 147н ввел в действие единообразный формат для документа.
Определяя квалификационные требования по должностям педагогических работников, нужно применять единый макет. Он включает 4 раздела:
Приказом Минтруда РФ от 18.10.2013 № 544н введен в действие профстандарт «Педагог», который обновлялся два раза — в 2014 и 2016 годах. Он касается работы педагогов дошкольного и школьного обучения.
Квалификационные требования
Педагоги дошкольного и школьного уровней могут работать над проектированием и воплощением в жизнь как процессов образовательного характера, так и программ общего образования. Стандарт включает в себя и дошкольное, и три уровня школьного обучения: начальное, среднее и основное.
Претендуя на работу, соискатель должен обладать высшим или средним профобразованием (специальность «Образование и педнауки» или в той сфере, которая соответствует предмету). Квалификационные требования к работникам образования предусматривают возможность иметь высшее или среднее профильное образование и дополнительное по тому направлению, по которому учреждение ведет деятельность. Установленные нормативы для продолжительности практического опыта деятельности отсутствуют.
Квалификационные требования по должностям
Продолжается внедрение ряда профстандартов для отдельных направлений работы педагогов.
Профстандарт для педагога-психолога
Ведет работу в части психологического и педагогического сопровождения процессов обучения в школах, учреждениях среднего и дополнительного профобразования, высших учебных заведениях. Этот специалист помогает обучающимся, у которых возникают проблемы и сложности при освоении программ.
Претендент на должность обязан иметь высшее образование по профильному направлению. Опыт не требуется.
Профстандарт специалиста в области воспитания
Специалист в области воспитания осуществляет:
Профстандарт педагога дополнительного образования
В обязанности такого сотрудника включена организация работы, связанной с преподаванием дополнительных программ, методикой их реализации.
Претендент должен обладать высшим или средним профобразованием в сфере обучения и педагогики. Существует возможность профессиональной переподготовки.
Квалификационные требования к работникам вузов
Приказом Минтруда РФ от 08.09.2015 № 608н утвержден стандарт, касающийся педагогов профессионального обучения.
В документ включены требования к работнику, касающиеся:
Научно-методическая работа находится в компетенции сотрудника. К ней отнесены:
Установленные к соискателю требования находятся в зависимости от той ступени профобразования, на которой он планирует работать.
Наличие профессионального образования по предмету, дисциплине.
Наличие педагогического образования — профпереподготовка по дисциплине для обучения.
Отсутствие — ДПО в сфере профобразования.
При запланированном обучении дисциплинам профессионального цикла у претендента должен иметься трудовой опыт в конкретной сфере (врач, финансист, дизайнер).
Запреты и ограничения
Существует ряд условий, при наличии которых лицо не будет допущено к ведению педагогического процесса.
Педагоги дошкольного и школьного уровней обязаны проходить проверки в процессе медосмотра. Если обнаружена болезнь (например, в сфере психиатрии), которая препятствует дальнейшей образовательной деятельности, работать в учреждениях сферы педагогики запрещено.
Отсутствие успешных результатов прохождения аттестации станет ограничением для работы. По действующему законодательству, педагоги постоянно должны подтверждать факт соответствия занимаемой должности. Исключением являются преподаватели высших заведений с учеными званиями.
В 1996 г. закончила СГПИ по специальности преподаватель английского и русского языков. В 2003 г. закончила Московскую Академию права и управления по специальности юрист. В 2007 г.закончила РАНХиГС по специальности менеджмент в управлении
Нормативные критерии профессионального уровня педагогического работника устанавливаются чем ответ
1. Выберите правильный ответ.
Правовой акт. регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем называется:
2. Выберите правильный ответ.
Согласно Закону РФ «Об образовании» организация питания в образовательных учреждениях возлагается:
3. Выберите правильный ответ.
Создание условий для получения детьми среднего (полного) общего образования согласно Закону РФ «Об образовании» возлагается на:
4. Выберите правильный ответ.
Для включения в трудовой договор с педагогическими работниками обязательным является:
5. Выберите правильный ответ.
За совершение дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
6. Выберите правильный ответ.
Гарантии и компенсации педагогическим работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при соблюдении следующих условий:
7. Выберите правильный ответ.
При приеме в образовательное учреждение администрация обязана познакомить ребенка и его родителей с:
8. Выберите правильный ответ.
Согласно действующему законодательству, срочный трудовой договор в обязательном порядке заключается:
9. Выберите правильный ответ.
Система оплаты труда работников образовательного учреждения устанавливается:
10. Выберите правильный ответ.
Ответственность за нарушение законодательства в области образования несут:
11. Выберите правильный ответ.
Режим рабочего времени всех работников образовательного учреждения в каникулярный период устанавливается:
12. Выберите правильный ответ.
13. Выберите правильный ответ.
14. Выберите правильный ответ.
Одна ив главных задач общеобразовательного учреждения:
15. Выберите правильный ответ.
У образовательного учреждения возникает право на образовательную деятельность с момента:
16. Выберите правильный ответ.
Комплекс международно-правовых стандартов в отношении защиты и обеспечения благополучия детей закреплен:
17. Выберите правильный ответ.
Нормативные критерии профессионального уровня педагогического работника устанавливаются:
18. Основной обязанностью работника в области охраны труда является
19. Выберите правильный ответ.
Процедура применения дисциплинарных взысканий к педагогическому работнику, допустившему нарушение Устава образовательного учреждения или норм профессионального поведения регламентируется:
20. Выберите правильный ответ.
Работодатель обязан известить работника о предстоящих изменениях в условиях трудового договора, вызванных организационными или технологическими причинами, не позднее, чем за:
21. Выберите два правильных ответа.
Споры, возникающие между работником и работодателем, рассматриваются:
22. Установите соответствие (дано уже решение):
локальный нормативный или индивидкальный правовой акт, издаваемый исключительно руководителем образовательного учреждения для решения основных и оперативных задач, стоящих перед общеобразовательным учреждением
локальный правовой акт, принимаемый общим собранием работников (обучающихся, родителей) для реализации права на участие в управлении
общеобразовательным учреждением
локальный нормативный правовой акт,устанавливающий порядок и способ осуществления работником образовательного учреждения должностных обязанностей
23. Установите правильную последовательность.
Пронумеруйте указанные нормативные правовые акты по иерархии, начиная с акта наибольшей юридической силы (выполнено):
(3) Типовое положение об общеобразовательном учреждении.
(1) Конвенция о правах ребенка.
(4) Приказ Министерства образования и науки РФ «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений».
(2) Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Тест на тему Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тест на тему Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности.
1. Основные положения о правах ребенка закреплены в (во):
1) Конвенции о правах ребенка.
2) Всеобщей декларации прав человека.
4) Международном пакте о гражданских правах.
2. Правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем называется:
1) трудовым договором,
2) коллективным договором,
3) двусторонним договором,
4) трудовым соглашением.
3. Создание условий для получения детьми среднего (полного) общего образования согласно Закону РФ «Об образовании в РФ» возлагается на:
1) органы управления образованием,
2) родителей (законных представителей),
3) общеобразовательное учреждение,
4. Для включения в трудовой договор с педагогическими работниками обязательным является:
2) условие об испытании.
3) условие о неразглашении тайны усыновления (удочерения) обучающихся,
4) условие о систематическом повышении квалификации работника.
5. За совершение дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
1) перевод на нижеоплачиваемую должность,
2) увольнение по соответствующим основаниям,
3) лишение доплат, надбавок и других поощрительных выплат,
6.Гарантии и компенсации, педагогическим работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при соблюдении следующих условий:
1) при получении образования соответствующего уровня впервые,
2) при получении образования в соответствии с занимаемой должностью,
3) при согласии руководителя образовательного учреждения.
4) если это регламентируется положениями коллективного договора образовательного учреждения.
Профессиональная переподготовка «Профессиональное образование: учитель химии и биологии. Тест по дисциплине Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности. Слушатель: Ханшке Анна Эдуардовна, 11 группы.
7. Выберите правильный ответ. Согласно действующему законодательству, срочный трудовой договор в обязательном порядке заключается:
1) с поступающим на работу лицом, являющимся пенсионером по возрасту,
2) с заместителями руководителя образовательного учреждения.
3) на время исполнения обязанностей временно отсутствующего сотрудника, за которым сохраняется место работы.
4) с лицами, поступающими на работу по совместительству.
8. Система оплаты труда работников образовательного учреждения устанавливается:
2) Коллективным договором, соглашением и (или) локальными нормативными актами образовательного учреждения.
3) исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
4) постановлением Правительства РФ.
9. Ответственность за нарушение законодательства в области образования несут:
1) только физические лица.
2) только должностные лица, нарушившие или допустившие нарушение законодательства
3) только юридические лица, нарушившие законодательство.
4) все юридические или физические лица, нарушившие законодательство
10. Режим рабочего времени всех работников образовательного учреждения в каникулярный период устанавливается:
1) решением муниципального органа управления образованием,
2) локальными актами учреждения.
3) решением педагогического совета образовательного учреждения,
4) решением общественных органов управления образовательным учреждением.
Профессиональная переподготовка «Профессиональное образование: учитель химии и биологии. Тест по дисциплине Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности. Слушатель: Ханшке Анна Эдуардовна, 11 группы.
13. Одна ив главных задач общеобразовательного учреждения:
1) создание благоприятных условии для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности.
2) обучение и воспитание сообразно уровням и формам получения образования.
3) сохранение школьных традиций.
4) получение образования на родном языке.
14. Выберите правильный ответ. У образовательного учреждения возникает право на образовательную деятельность с момента:
3) государственной аккредитации
15. Нормативные критерии профессионального уровня педагогического работника устанавливаются:
1) трудовым договором.
2) квалификационными характеристиками должностей работников образования.
3) правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения,
4) должностной инструкцией работника.
Профессиональная переподготовка «Профессиональное образование: учитель химии и биологии. Тест по дисциплине Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности. Слушатель: Ханшке Анна Эдуардовна, 11 группы
16. Основной обязанностью работника в области охраны труда является
1) обеспечение сохранности закрепленного за ним оборудования,
2) соблюдение режим труда и отдыха.
3) извещение своего непосредственного руководителя о ситуации, угрожающей жизни, здоровью или законным интересам участников образовательного процесса.
4) разработка инструкции по технике безопасности на рабочем месте.
17 Процедура применения дисциплинарных взысканий к педагогическому’ работнику, допустившему нарушение Устава образовательного учреждения или норм профессионального поведения регламентируется:
1) правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.
2) Законом РФ «Об образовании в РФ».
3) Трудовым кодексом РФ.
4) всеми перечисленными документами.
18. Работодатель обязан известить работника о предстоящих изменениях в условиях трудового договора, вызванных организационными или технологическими причинами, не позднее, чем за:
19. Выберите два правильных ответа. Споры, возникающие между работником и работодателем, рассматриваются :
3) комиссией по трудовым спорам,
4) органами местного самоуправления.
20. При приеме в образовательное учреждение администрация обязана познакомить ребенка и его родителей с:
1) Должностными инструкциями преподавателей, которые будут вести занятия с ребенком.
2) Уставом образовательного учреждения, лицензией на правоведения образовательной деятельности.
3) Коллективным трудовым договором.
4) Правилами внутреннего трудового распорядка.
Профессиональная переподготовка «Профессиональное образование: учитель химии и биологии. Тест по дисциплине Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности. Слушатель: Ханшке Анна Эдуардовна, 11 группы.
21. Учебная нагрузка, режим занятий в образовательном учреждении определяется:
1) Решением Совета образовательного учреждения.
2) Уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.
3) Расписанием учебных занятий.
22. Документ, определяющий содержание образования называется:
3) Образовательной программой.
4) Учебно-методическим планом.
23. Имеют ли педагоги право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний учащихся?
3) Имеют, только на свободу выбора и использования методик и материалов обучения и воспитания.
4) Имеют, только на свободу выбора и использования методов оценок знаний учащихся.
24. Аспектный анализ учебного занятия предполагает:
1) Анализ структуры занятия.
2) Анализ достижения целей и задач занятия.
3) Более глубокий анализ одной из сторон учебного занятия.
4) Полный анализ всех аспектов занятия.
25. Курсы повышения квалификации необходимо проходить не менее 1 раза в:
Профессиональная переподготовка «Профессиональное образование: учитель химии и биологии. Тест по дисциплине Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности. Слушатель: Ханшке Анна Эдуардовна, 11 группы.
26. Основные типы анализа учебного занятия:
1) Индивидуальный, групповой, коллективный.
2) Аспектный, краткий, полный.
3) Воспитательный, педагогический, методический.
4) Воспитательный, аспектный, групповой.
27. Учебно-методический комплекс – это:
1) Совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех учащихся в познавательной, творческой, коммуникативной и других видах деятельности.
2) Система сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития.
3) Документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы.
4) Согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи.
28. Ключевой документ, на основе которого разрабатывается УМК, является:
1) Образовательная программа образовательного учреждения.
2) Программа деятельности детского объединения.
3) Программа развития образовательного учреждения.
29. Индивидуальный образовательный маршрут – это:
1) Временная последовательность реализации образовательной деятельности старшего школьника.
2) Образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.
3) Нормативно-управленческий документ, функции которого связаны с организацией, обеспечением состояния целостности, специфики, воспроизводства и развития всех структур системы учреждения.
4) Программа образовательной деятельности учащегося, составленная на основе его интересов и образовательного запроса, и фиксирующая образовательные цели и результаты.
Профессиональная переподготовка «Профессиональное образование: учитель химии и биологии. Тест по дисциплине Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности. Слушатель: Ханшке Анна Эдуардовна, 11 группы.
30. Участниками образовательного процесса образовательного учреждения являются.
1) Обучающиеся и педагогические работники.
2) Педагогические работники и обслуживающий персонал.
3) Обучающиеся, родители и педагогические работники.
4) Родители, педагогические работники, руководящий состав.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА
Профстандарт педагога
Профессиональный стандарт – документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к работнику, действующий на всей территории Российской Федерации.
Во исполнение указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Федеральным законом от 3 декабря 2012г. № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании» были внесены изменения и дополнения в Трудовой кодекс РФ, закрепившие в статье 195.1 новые понятия – «квалификация» и «профессиональный стандарт».
Во исполнение статьи 195.1 Трудового кодекса РФ и постановления Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Министерством труда и социальной защиты РФ были разработаны следующие ведомственные нормативные правовые акты:
—приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта» (зарегистрирован в Минюсте России 24 мая 2013 г. № 28489);
—приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» (зарегистрирован в Минюсте России 27 мая 2013 г. № 28534);
Письмо Минобрнауки России от 02.11.2015 № АК-3192/06 «О пилотном введении профессиональных стандартов».
Минтрудом России были утверждены профессиональные стандарты в сфере образования: Федеральным институтом развития образования организовано профессиональное обсуждение профессионального стандарта руководителя образовательной организации
Профессиональные стандарты применяются:
Информационное сопровождение введения профстандартов
С 1 января 2017 года на территории России введен профстандарт педагогов. Он коснется всех типов образовательных учреждений. Документ принят вместо малоэффективных квалификационных справочников и должностных инструкций. Профстандарт, утвержденный приказом Минтруда РФ от 18 октября 2013 года, стал следствием изменений Трудового кодекса, которые в ст. 195 ч.1 закрепили понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация».
Что такое профстандарт педагога?
Профессиональный стандарт педагога – основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.
Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.
Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Структура профстандарта для педагогов
За основу профстандарта взята система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и развитие. Первые два раздела вполне понятно и объективно отражают требования к учителю, который на высоком уровне должен знать свой предмет и обязан владеть методическими техниками и приемами для того, чтобы донести его содержание до каждого ученика.
Более сложным для понимания профессиональным педагогическим сообществом выглядит раздел развитие, ставящий педагога в ситуацию, когда вместе с узкими специалистами — логопедом, школьным психологом он должен выявлять и решать возникшие проблемы учащихся, круг которых очень широк. Ситуацию осложняют суровые реалии, связанные с массовым сокращением школьных врачей, психологов, дефектологов по причине оптимизации штатного расписания с целью изыскания дополнительных средств для увеличения зарплат учителей.
Для чего нужен профессиональный стандарт педагога?
Авторы документа надеются, что он сумеет повысить интерес и увеличить ответственность учителей за результаты педагогической деятельности. Изменятся принципы обучения и переподготовки кадров для приведения данной процедуры в соответствии с требованиями профстандарта.
Профстандарты будут применяться в качестве:
Профстандарты включают пять видов квалификации. Каждый из них предъявляет особые требования к компетенции учителя, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач.
В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. К примеру, для проведения полноценной воспитательной работы учитель обязан овладеть 18 умениями и навыками, а для полноценного развития ученика даже двадцатью. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.
В профстандарте уделяется пристальное внимание работе учителей по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающихся. Красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, которая дифференцируется на три уровня:
Новые компетенции педагога:
Профессиональный стандарт педагога содержит 4 раздела:
Содержание профстандарта педагога отражает:
Направлениями работы по информационному сопровождению введения профессиональных стандартов:
Размещение информации о профессиональных стандартах на информационных стендах
1 ШАГ
Подготовка к внедрению профессиональных стандартов
Внедрение профессиональных стандартов невозможно, если за этот процесс будет отвечать только один человек или кадровые службы, так как в профессиональных стандартах много вопросов, касающихся сверки трудовых функций.
Состав рабочей группы
Порядок формирования и деятельность рабочей группы
В компетенцию рабочей группы входят следующие виды деятельности:
Сбор и анализ информации о профессиональных стандартах
3 ШАГ
Сверка целей профессионального стандарта и должностей, проверка трудовых функций
4 ШАГ
Проверка работников на соответствие требованиям профессионального стандарта
Проверка данных по конкретными работникам:
Уровни группировки профессиональных ролей (должностей) в профессионально-квалификационные группы с учетом трудовых функций и профессиональных действий профстандарта педагога:
В рамках стандарта устанавливаются определенные требования к выполнению педагогом его работы.
В рамках этой работы преподаватель должен: Владеть методами и формами организации экспедиций, походов, экскурсий. Использовать приемы музейной педагогики для расширения кругозора детей. Владеть формами и методами воспитательной работы, применяя их и на уроках, и во внеклассной деятельности. Эффективно координировать поведение детей для обеспечения безопасности. Оказывать всестороннее содействие в организации школьных органов самоуправления. Устанавливать четкий порядок поведения в классе, согласно школьному уставу и правилам. Осуществлять эффективное управление классами для вовлечения детей в образовательный и воспитательный процесс, мотивируя их познавательную деятельность. Ставить задачи и цели, способствующие развитию школьников вне зависимости от их происхождения, характера, способностей, искать педагогические пути для их реализации и достижения. Уметь устанавливать контакт с детьми, признавая их достоинство, принимая и понимая их.
Моделировать и создавать события и ситуации, в которых развивается эмоционально-ценностная сфера ребенка. Выявлять и реализовывать воспитательные возможности разных видов деятельности детей (художественной, игровой, спортивной, учебной, трудовой и пр.). Создавать в классе и других группах (секции, кружке) общности родителей, преподавателей, школьников.
Поддерживать конструктивные усилия взрослых в воспитательной работе, привлекать семью к процессу развития ребенка. Сотрудничать с другими преподавателями и специалистами при решении задач духовного и нравственного развития детей. Анализировать реальную обстановку в классе, поддерживать дружелюбную атмосферу. Защищать достоинство и честь школьников, помогать детям, которые оказались в сложной ситуации. Поддерживать традиции школы, внося в них положительный вклад.
Педагог должен обладать: Готовностью принимать разных детей, независимо от их учебных возможностей, физического и психического состояния, особенностей поведения. У преподавателя должна быть установка на оказание помощи всем. Способностью выявлять в процессе наблюдения проблемы детей, касающиеся особенностей их развития. Готовностью взаимодействовать с другими специалистами. Способностью оказывать адресную помощь, используя педагогические приемы. Умением понимать документы специалистов (логопедов, психологов и пр.). Способностью составлять индивидуальные программы развития. Специальными методиками, способствующими проведению коррекционной работы. Умением отслеживать динамику. Способностью защитить детей, которых не принимает коллектив. Знаниями общих закономерностей проявления индивидуальных качеств и развития личности, психологических кризисов, возрастных особенностей школьников. Умениями использовать психологические подходы в своей практике (культурно-исторический, развивающий, деятельностный). Способностью создавать психологически комфортную и безопасную образовательную среду, проводить профилактику разных форм насилия. Одним из ключевых требований выступает также наличие у педагога знаний о закономерностях семейных отношений. Они позволят наиболее эффективно строить взаимодействие с родителями.