Нормандская четверка что это такое
Что такое Нормандский формат и почему он не работает?
«Нормандский формат» или «Нормандская четверка» – это международная группа, созданная для урегулирования конфликта на востоке Украины. В ее состав входят руководители четырех государств: Франции, Германии, России и Украины.
Почему формат называют «нормандским»?
Первая встреча лидеров четырех государств состоялась 6 июня 2014 года. Тогдашний президент Франции Олланд пригласил лидеров Украины, России, а также канцлера Германии принять участие в праздновании годовщины высадки союзных войск в Нормандии.
Во время этого мероприятия состоялись прямые переговоры между президентами Украины и России относительно ситуации на Донбассе. По месту проведения первой встречи формат и получил свое название.
История «четверки»
Встречи в «нормандском» формате проводятся на уровне глав дипломатических ведомств, руководителей правительств, а также на наивысшем уровне – когда встречаются главы государств. Кроме того, представители «четверки» регулярно обсуждают текущие вопросы в телефонном режиме.
С момента создания формата состоялись десятки встреч между министрами иностранных дел стран-участниц. Главы государств встречались гораздо реже, последнее их общение состоялось в Париже, в конце 2019 года.
Сейчас идет подготовка к новому саммиту, но его точная дата пока неизвестна.
Самой продолжительной встречей «четверки» считаются переговоры в феврале 2015 года. Они проходили в столице Белоруссии, и их итогом стало подписание «Минска-2».
В октябре 2015 года стороны пришли к общему мнению, что выполнить «Минск-2» за год не получится, поэтому соглашение продлили еще на год.
Следующую встречу на высшем уровне отменили из-за задержания украинской диверсионной группы в Крыму. Киев отрицал свою причастность к произошедшему, а в Москве делали сверхжесткие заявления.
В октябре 2016 года участники формата встретились в Берлине – главным итогом саммита стало определение трех участков разведения войск. Однако реализовано оно так и не было. Встреча в Аахене проходила уже без Путина.
В мае 2019 года президентом Украины был избран Владимир Зеленский, что породило определенные надежды относительно будущих переговоров по Донбассу. Тем более, что новый украинский лидер шел на выборы с обещанием закончить войну.
Сразу после смены власти в Киеве российско-украинские контакты заметно активизировались. Помощники президентов приступили к подготовке следующего саммита. Он состоялся в декабре 2019 года в Париже. Встрече предшествовали сложные переговоры, обмен пленными, разведение войск. Украине пришлось пойти на выполнение части российских условий, касающихся Минских соглашений.
Несмотря на это, никаких прорывных решений в Париже так и не было принято. По сути, стороны в очередной раз договорились договариваться дальше.
Почему формат не работает?
Если проходят регулярные встречи «четверки», причем часть из них происходит на уровне глав государств, то почему конфликт на Донбассе до сих пор не урегулирован, и там продолжают гибнуть люди?
Проблема здесь не в самом формате, а в позициях сторон конфликта, которые можно назвать противоположными. Россия и Украина по-разному трактуют Минские соглашения, которые являются краеугольным камнем процесса урегулирования.
«Минск-1», как и «Минск-2» являются безусловной дипломатической победой России. Подписание этих соглашений – прямой результат военных поражений украинской армии в 2014 и 2015 годах. Если будет реализована их российская формулировка, то Москва получит в составе Украины полностью подконтрольный ей анклав, который Киеву придется еще и содержать за собственные деньги. Появление такой территории неминуемо приведет к дестабилизации обстановки внутри Украины, что вполне устраивает нынешнее российское руководство.
В Москве желают, чтобы ДНР и ЛНР получили право накладывать вето на любые внешнеполитические решения Киева, что закроет Украине путь в ЕС и НАТО. Причем Россия требует, чтобы все это было закреплено в украинской Конституции.
Украинское руководство прекрасно понимает, что реализация Минских соглашений в московской интерпретации – это путь к полной потере суверенитета и распаду страны. Поэтому и выполнять их не торопятся.
Есть еще и позиция Вашингтона, который формально хоть и не входит в состав «Нормандской четверки», но является ключевым игроком в урегулировании данного конфликта. Вряд ли американцев сильно заботит дальнейшая судьба Украины, но они очевидно заинтересованы в дальнейшем ослаблении Кремля.
Непризнанные территории с момента их образования находятся на полном содержании Москвы. Ежегодно оно обходится российскому бюджету в 2-3 млрд долларов. На Россию наложены жесткие санкции, которые уже давно не кажутся смешными. А есть еще и имиджевые потери, которые несет нынешняя катастрофическая экономическая и социальная ситуация в ОРДЛО. Для Кремля Донбасс – это тот самый чемодан без ручки, который нести неудобно, но и выбросить жалко.
С другой стороны, Донбасс в его нынешнем положении абсолютно не нужен Киеву. Сегодня это регион с «убитой» промышленностью и инфраструктурой, из которого разбегается население. У Украины попросту нет ресурсов – ни экономических, ни политических – чтобы принять и «переварить» его. Естественно, что ни один украинский политик официально не заявит об отказе от Донбасса, но и возвращать его в Киеве особо спешить не будут.
Учитывая противоречия между ключевыми участниками переговоров, неудивительно, что любые переговорные площадки не работают, а конфликт приобретает статус многолетнего. Нынешняя ситуация на Донбассе все больше напоминает Нагорный Карабах – там противостояние длится уже более двадцати лет.
О чем «нормандская четверка» договорилась и не договорилась в Париже
О чем удалось договориться
Формальные итоги длившегося 9 декабря более семи часов саммита в «нормандском формате» в Париже подведены в кратком коммюнике и на длительной пресс-конференции. Лидеры России, Украины, Франции и Германии договорились о следующем.
Какие противоречия снять не удалось
Зеленский ответил, что не допустит федерализации Украины, а именно так оценивают в Киеве реализацию закона об особом статусе, ведь он позволил бы создать в Донбассе отличные от других украинских регионов формы власти — собственный порядок избрания глав и собственные правоохранительные органы. Как сообщил близкий к помощнику российского президента Владиславу Суркову политолог Алексей Чеснаков, украинская делегация отказывалась фиксировать необходимость признания особого статуса на постоянной основе в коммюнике, на что Сурков пригрозил приостановить участие российской делегации в переговорах.
Можно ли считать саммит успешным
Учитывая всего две твердые договоренности — о новом саммите и об обмене удерживаемыми лицами, эксперты называют важнейшим достижением само проведение встречи. Со времени предыдущей прошло три года — она состоялась в октябре 2016 года в Берлине.
«Главный итог — возобновление работы формата, а в содержательной части главное — это то, что минские соглашения остаются базисом для урегулирования конфликта», — заявил замдиректора Института политической конъюнктуры Олег Игнатов. Насчет спорных вопросов все остались при своих, констатировал он. Украинская сторона, по мнению эксперта, излишне завышала ожидания, пыталась убедить, что у нее есть возможность склонить Россию к изменению минских соглашений, но этого не случилось.
Встреча в Париже не принесла сенсаций или крупных достижений, но сам факт активизации диалога дает надежду на прогресс, сказал РБК генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. «Еще до саммита было понятно, что никто из его участников не мог позволить себе провала, но в то же время не был готов к прорывам», — отметил эксперт.
Возможно ли ускорение мирного урегулирования
Чтобы нынешний саммит состоялся, сторонам пришлось выполнить ряд давно планировавшихся, но не выполнявшихся договоренностей, среди которых согласование «формулы Штайнмайера» и разведение сил на трех участках. Для следующего саммита «домашнего задания» нет, сказал на пресс-конференции Зеленский. Таким образом, нет и формальной причины исполнять достигнутые в Париже договоренности. Зафиксированные разногласия разрешить будет трудно. Украина и Россия по-разному понимают, в какие украинские документы должна быть вписана «формула Штайнмайера», — Киев считает, что можно ограничиться законом об особом статусе, а Москва настаивает на изменении в Конституции, напоминает Игнатов.
«Полностью пресечь нарушения перемирия в Донбассе вряд ли удастся. Конфликт приобрел собственную инерцию и динамику, переломить которые довольно трудно», — пояснил Кортунов. В то же время, при условии наличия политической воли, со временем подвижки в мирном процессе могут быть достигнуты, выразил надежду аналитик. Зеленский готов двигаться к урегулированию, но на собственных условиях, а это вряд ли будет поддержано другими участниками, указывает Игнатов.
Намерение обменяться пленными, вероятно, будет реализовано, однако к заявлениям о скором прекращении огня стоит относиться осторожно, считает директор исследовательской программы по восточному соседству ЕС и по России Финского института международных отношений Аркадий Мошес. «К этому нас приучили последние пять лет, когда подобные договоренности не всегда выполнялись», — пояснил он РБК. Конкретные инициативы свидетельствуют о попытках уменьшить масштабы конфликта в Донбассе и улучшить гуманитарную ситуацию за счет маленьких шагов, уточнил Мошес.
Почему на Украине довольны итогами встречи
Представитель оппозиционной украинской партии «Европейская солидарность» Александр Черненко оценивает итоги переговоров «со сдержанным позитивом». «Мы [оппозиция] ожидали худшего. Опасались, что Зеленский зайдет дальше в плане уступок Путину. Но опасения не оправдались, так что это парадоксальный случай, когда нереализовавшийся худший сценарий уже оценивается как успех», — заявил он РБК.
Оппозицию настораживали некоторые заявления из офиса президента Украины, в частности слова его помощника Андрея Ермака о том, что возможны изменения в Конституции Украины; были опасения, что последуют решения закупить российский газ на невыгодных для Украины условиях. Созванный лидерами оппозиции митинг у офиса президента закончился наутро после переговоров в Париже.
Можно сказать, что Зеленский успокоил общество, считает социолог, глава фонда «Демократические инициативы» Ирина Бекешкина. На вопрос, каким образом можно достичь мира с Россией, 70% граждан Украины ответили, что только путем переговоров, 17% — военным путем, ссылается она на результаты опроса, обнародованного фондом 6 декабря. Из этих 70% только 14% согласны на мир любой ценой, а остальные 58% считают, что компромиссы нужны, но не все, продолжает социолог.
«Те компромиссы, которые не принял Зеленский в Париже, — это как раз те «красные линии», которые были определены в обществе как неприемлемые: выборы на неконтролируемой Украиной территории, полная безоговорочная амнистия и формирование местной полиции на спорных территориях из исключительно местных кадров. Это воспринимается как узаконивание боевиков», — утверждает эксперт.
Нормандская четверка
Главы государств и правительств
Владимир Путин
Президент Российской Федерации
Ангела Меркель
Федеральный канцлер Германии
Эмманюэль Макрон
Президент Франции (с 14 мая 2017 года)
Владимир Зеленский
Президент Украины (с 20 мая 2019 года)
Министры иностранных дел
Хайко Маас
Глава МИД Германии (с марта 2018)
Сергей Лавров
Глава МИД России
Жан-Ив Ле Дриан
Глава МИД Франции (с мая 2017)
Вадим Пристайко
Глава Мид Украины (c 29 августа 2019)
Бывшие участники
Франсуа Олланд
Президент Франции (до 14 мая 2017 года)
Петр Порошенко
Президент Украины (до 20 мая 2019 года)
Франк-Вальтер Штайнмайер
Федеральный Президент Германии (до января 2017)
Лоран Фабиус
Глава МИД Франции (до февраля 2016)
Павел Климкин
Глава МИД Украины (до 29 августа 2019)
Президент Франции Эммануэль Макрон озвучил совместное коммюнике, согласно которому Минские соглашения по Донбассу продолжают оставаться базисом работы в «нормандском формате». Участники выступили за внесение изменений в конституцию Украины на основе формулы Штайнмайера. Трехсторонняя контактная группа должна содействовать освобождению и обмену удерживаемых лиц в связи с конфликтом до конца года на основе принципа «всех для всех». По его словам, сегодня никакого чудесного решения не достигли, но стороны будут продолжать работать.
Канцлер Германии Ангела Меркель заявила на брифинге после саммита, что в ходе переговоров удалось преодолеть «затишье» в урегулировании конфликта на Донбассе. По ее словам, лидеры стран четверки договорились о прекращении огня и разведении сил на линии соприкосновения на юго-востоке Украины. Встреча была длинной и важной, конкретно обсуждены все вопросы. Также, Меркель высказалась за продление действия закона «Об особом статусе Донбасса».
После четырехстороннего саммита в «нормандском формате» в Елисейском дворце прошла первая встреча Владимира Путина с Президентом Украины Владимиром Зеленским. Лидеры двух стран рассмотрели вопросы транзита газа через территорию Украины и дальнейшее урегулирование двухсторонних взаимных отношений России и Украины. В переговорах приняли участие члены делегаций обеих стран. В общей сложности встреча продлилась 1,5 часа.
По окончании встречи главы государств дали пресс-конференцию и обнародовали согласованные итоги Парижского саммита. В документе лидеры «нормандской четверки» выступили за внесение изменений в конституцию Украины на основе признанной «формулы Штайнмайера» и выразили приверженность установлению полноценного перемирия в Донбассе. Также, решено до конца года провести обмен пленными в формате «всех установленных на всех установленных». Кроме того договорились о полном доступе «Красного креста» ко всем удерживаемым лицам.
22 октября 2019 года Президент Украины Владимир Зеленский на встрече с президентом Германии Франком Штайнмайером заявил, что Киев выполнил свою часть для возобновления работы саммита «нормандской четверки» и рассчитывает на проведение встречи ее лидеров в ближайшее время. В свою очередь, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что Москва не видит каких-либо изменений в ситуации со стороны Киева: по-прежнему имеет место противоречивое отношение украинской стороны к «формуле Штайнмайера», не выполняются договоренности о разведении сил в районах населенных пунктов Золотое и Петровское.
6 августа 2019 года Владимир Зеленский призвал лидеров стран «нормандской четверки» к скорейшему проведению саммита по Донбассу. Это обращение было вызвано гибелью четырех украинских военнослужащих в районе Павлополя Донецкой области.
12 июля 2019 года в Париже состоялась встреча внешнеполитических советников и помощников лидеров стран «нормандской четверки», на которой была достигнута договоренность об обмене пленными, о так называемом «хлебном перемирии» на период сбора урожая, о разминировании в Станице Луганской. Стороны также определили следующие участки для разведения сил в Донбассе.
11 июля 2019 года состоялся первый телефонный разговор между Владимиром Зеленским и президентом России Владимиром Путиным. лидеры обсудили ситуацию в Донбассе, а также работу по возвращению удерживаемых с обеих сторон лиц. Была достигнута договоренность продолжить это обсуждение на уровне экспертов.
18 июня 2019 года Зеленский нанес официальные визиты в Париж и Берлин. Одной из главных тем переговоров стало прекращение военного конфликта на востоке Украины. В ходе встречи Владимира Зеленского с Ангелой Меркель было принято решение провести новый саммит в «нормандском формате» с участием России в ближайшее время.
29 мая 2019 года Зеленский провел переговоры с главами МИД Франции и Германии, на которых обсуждалось, в частности, как «оживить» минский формат.
24 мая 2019 года вступивший в должность новоизбранный президент Украины Владимир Зеленский обсудил по телефону с федеральным канцлером Германии Ангелой Меркель ситуацию на «временно оккупированных территориях Донбасса». Стороны подтвердили обоюдную заинтересованность в активизации усилий с целью возвращения мира на Донбасс.
В конце сентября 2016 года Минской контактной группе удалось договориться о разведении сил на трех участках линии разграничения, однако в начале октября процесс разведения сил был сорван фактически еще до его начала, после чего военные вернулись на прежние позиции. После этого Ангела Меркель и пригласила лидеров «нормандской четверки» на очередную встречу в Берлин.
2 октября 2015 года, встречаясь в Париже, лидеры «нормандской четверки» фактически сошлись на том, что выполнить минские соглашения за год не удастся, после чего соглашения были негласно продлены на 2016 год.
12 февраля 2015 года в Минске состоялась самая продолжительная встреча лидеров четырех государств. На переговорах, продлившихся 17 часов, был принят Комплекс мер по выполнению Минских соглашений и разработаны шаги по имплементации Минского соглашения.
6 июня 2014 года в Шато-де-Бенувиль во французской Нормандии состоялось первое заседание глав России, Германии, Украины и Франции, на встрече во время празднования 70-й годовщины высадки союзников. Встречу организовал французский президент Франсуа Олланд, который решил приступить к миротворческой миссии после событий в Крыму и начала войны на востоке Украины. Во время первой встречи лидеры четырех страны обсудили последствия противостояния на Донбассе и влияния кризиса на украинскую экономику.
Песков назвал «нормандскую четверку» самодостаточным форматом
«Вряд ли он (Байден. — Ред.) получит от президента Путина такое предложение. Это самодостаточный формат», — подчеркнул он в интервью Первому каналу.
При этом Песков указал, что эффективность данного формата в настоящее время «весьма скромна» из-за невыполнения Украиной минских договоренностей.
«Но всё-таки до сих пор и Париж, и Берлин считали, что это самодостаточный формат и нет необходимости в его расширении», — добавил пресс-секретарь президента.
Накануне лидеры Великобритании, Италии, США, Франции и Германии обсудили отношения между Россией и Украиной, а также выступили за возобновление переговоров в «нормандском формате». Политики призвали уважать украинский суверенитет, а также «выразили приверженность работе на благо мира и безопасности в Европе». Также лидеры договорились снова обсудить ситуацию после переговоров Путина и Байдена.
2 декабря министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что попытки Киева изменить ключевые положения Минских соглашений по урегулированию конфликта на Украине могут привести к катастрофе. По его словам, внутриукраинский кризис не будет преодолен, пока Киев уклоняется от выполнения взятых на себя международно-правовых обязательств, от прямого диалога с самопровозглашенными Донецкой и Луганской народными республиками и предоставления этим территориям закрепленного в конституции особого статуса.
Российский лидер 22 ноября отмечал, что Киев упорно отказывается выполнять Минские соглашения и следовать достигнутым в «нормандском формате» договоренностям по вопросу Донбасса. По его словам, особую озабоченность вызывают провокационные шаги украинской стороны по намеренному обострению ситуации в регионе, в том числе применение запрещенных Минским комплексом мер вооружений.
С 2014 года Киев проводит военную операцию против жителей Донбасса, которые отказались признавать итоги государственного переворота и новую власть на Украине. При этом в сложившейся ситуации Киев винит Москву. Россия многократно заявляла, что не является стороной внутриукраинского конфликта.
История переговоров в «нормандском формате»
Встречами в «нормандском формате» принято называть переговоры лидеров России, Украины, Германии и Франции, а также представителей МИД этих стран, в ходе которых обсуждаются вопросы урегулирования украинского кризиса.
Встречи в «нормандском формате» на высшем уровне проводились четыре раза, на уровне глав МИД — девять раз.
Формат «нормандской четверки» сформировался после встречи во Франции летом 2014 года.
6 июня в Нормандии на торжествах по случаю 70-летия высадки войск союзников прошел ряд встреч с участием президентов России, Франции, Германии и Украины.
Президент Франции Франсуа Олланд и канцлер Германии Ангела Меркель выступили инициаторами встречи президента РФ Владимира Путина и президента Украины Петра Порошенко. Беседа длилась 15 минут и носила закрытый характер.
Главы государств высказались за скорейшее прекращение кровопролития на юго-востоке страны, а также боевых действий с обеих сторон: и украинскими вооруженными силами, и приверженцами федерализации Украины.
Следующей встречей в «нормандском формате» стали переговоры министров иностранных дел России, Германии, Украины и Франции Сергея Лаврова, Франка-Вальтера Штанмайера, Павла Климкина и Лорана Фабиуса 2 июля 2014 года в Берлине. Главы МИД России, Германии, Франции и Украины провели двухчасовые переговоры, их основным итогом стала выработка совместной декларации, в которой стороны подтвердили обязательство достичь мира на Украине.
Вторая встреча на уровне министров иностранных дел России, Германии, Франции и Украины прошла 17 августа 2014 года в Берлине. Обсуждались вопросы, связанные с международными усилиями по содействию урегулированию внутриукраинского кризиса. В ходе переговоров «нормандская четверка» пришла к консенсусу по доставке гуманитарного конвоя на юго-восток Украины.
12 января 2015 года в Берлине состоялись переговоры в «нормандском формате» на уровне глав МИД. В итоговом заявлении министры подтвердили приверженность мирному урегулированию кризиса, основой для которого являются минские договоренности. Министры также призвали контактную группу по Украине встретиться в ближайшее время, чтобы продолжить работу по реализации минских договоренностей.
Очередное заседание «нормандской четверки» на уровне глав МИД прошло в Берлине 21 января 2015 года. Главным итогом встречи, которая продлилась около трех часов, стал призыв министров прекратить военные действия и отозвать тяжелое вооружение в соответствии с линией, оговоренной в приложении к минскому меморандуму от 12 сентября 2014 года. Встреча глав внешнеполитических ведомств России, Украины, Германии и Франции прошла на фоне резкой эскалации конфликта в Донбассе, где Вооруженные силы Украины с новой силой возобновили спецоперацию.
11-12 февраля 2015 года в Минске состоялась встреча в «нормандском формате» на высшем уровне. Переговоры лидеров России, Франции, Германии и Украины продолжались около 16 часов. Практическим итогом переговоров в Минске стали два документа.
Первый — Комплекс мер, направленных на имплементацию минских договоренностей, — приняла контактная группа по урегулированию ситуации на Украине. Помимо собственно прекращения огня и отвода всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния для создания зоны безопасности от 50 до 140 километров, минский документ подразумевает проведение конституционной реформы на Украине, в том числе с целью децентрализации, установление особого статуса в отдельных районах Луганской и Донецкой областей, обмен пленными. Вторым документом стала Декларация в поддержку Комплекса мер по выполнению Минских соглашений, принятая лидерами «нормандской четверки».
24 февраля 2015 года главы МИД стран «нормандской четверки» — Франции, Германии, России и Украины — обсудили в Париже выполнение минских договоренностей от 12 февраля. Встреча продолжалась около трех часов. Никаких документов по ее итогам подписано не было. В итоговом коммюнике участники переговоров призвали к строгому соблюдению всех положений минских соглашений, включающих режим прекращения огня и отвод тяжелого вооружения. Вместе с тем главы МИД «нормандской четверки» призвали «к усилению специальной миссии наблюдателей ОБСЕ и увеличению ее мандата с точки зрения персонала, оборудования и дополнительного финансирования».
23 июня 2015 года переговоры министров иностранных дел стран «нормандской четверки» прошли в Париже. Встреча прошла за закрытыми дверями и длилась более четырех часов. Глава внешнеполитического ведомства России Сергей Лавров по итогам встречи заявил, что все стороны высказали приверженность «Минску-2» и отметили, что альтернативы ему пока нет. Официальный представитель МИД Германии Мартин Шефер заявил, что переговоры министров иностранных дел стран «нормандской четверки» были противоречивыми и полными расхождений между представителями России и Украины в том, как конкретно воплощать в жизнь договоренности Минска.
12 сентября 2015 года седьмая встреча глав МИД стран «нормандского формата» прошла в Берлине. Глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер после окончания встречи заявил, что по некоторым вопросам участники переговоров в «нормандском формате» значительно продвинулись вперед, в частности, по вопросам обеспечения безопасности на востоке Украины. Участники переговоров выступили за укрепление и продолжение режима прекращения огня в Донбассе. Министры иностранных дел стран «нормандского формата» выступили за разработку в окончательном виде договоренностей об отводе вооружений калибром менее 100 миллиметров в Донбассе. По итогам переговоров министры согласились преодолеть разночтения в трактовке минских договоренностей в части местных выборов в Донбассе.
2 октября 2015 года в Париже в Елисейском дворце состоялась встреча президента России Владимира Путина, федерального канцлера Германии Ангелы Меркель, президента Франции Франсуа Олланда и президента Украины Петра Порошенко по урегулированию ситуации на Украине. В узком формате лидеры «нормандской четверки» общались примерно в течение часа, после чего переговоры продолжились в расширенном составе. В общей сложности лидеры четырех стран беседовали 4 часа 50 минут — в три раза меньше, чем на предыдущих переговорах.
6 ноября 2015 года в Германии прошла встреча в «нормандском формате» на уровне министров иностранных дел. Встреча стала восьмой по счету в рамках процесса урегулирования, на вилле МИД ФРГ в предместье Мюнхена глава немецкого ведомства Франк-Вальтер Штайнмайер принимал коллег из России, Франции и Украины. По словам хозяина встречи Штайнмайера, участники переговоров основное время работы посвятили вопросам безопасности, в частности условиям сохранения режима прекращения огня. Было решено согласовать отвод тяжелого вооружения до конца года, а также решено до конца ноября представить дорожную карту по разминированию территории Донбасса. Участники встречи традиционно уделили большое внимание гуманитарным аспектам украинского кризиса. Стороны договорились, что выборы в самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республиках пройдут в 2016 году и в полном соответствии с минскими договоренностями и законодательством Украины.
13 февраля 2016 года в Мюнхене (Германия) прошла очередная встреча «нормандской четверки» на уровне министров. Россию представлял министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, Германию — глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер, Украину — министр иностранных дел Павел Климкин. Францию в связи с отставкой главы МИД Лорана Фабиуса представлял политдиректор французского МИД Николя де Ривьер. По итогам встречи глава российского МИД Сергей Лавров отметил, что в ходе встречи обращалось внимание на необходимость воздействия на обе стороны, Киев и Донбасс, в плане более строгого выполнения договоренностей о прекращении огня. Особое внимание стороны уделили политическому блоку проблем. Также Россия обратила внимание германских и французских партнеров на блокирование Киевом участия представителей Луганской и Донецкой провозглашенных республик в совместном центре контроля и координации по вопросам прекращения огня и наблюдения за нарушениями.
Министр иностранных дел Украины Павел Климкин по итогам встречи заявил, что переговоры глав МИД в «нормандском формате» стали подготовительными для дальнейших встреч и не завершились конкретными результатами. По словам главы украинского МИД, переговоры стали «подготовительными» из-за отсутствия на них действующего министра иностранных дел Франции.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников