Нормаль крепеж что это
Нормаль крепеж что это
Термины и определения
Fasteners. Terms and definitions
Дата введения 1988-01-01
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством черной металлургии СССР
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 30.09.86 N 2941
3. Стандарт полностью соответствует стандарту СТ СЭВ 6300-88
4. Стандарт полностью соответствует международному стандарту ИСО 1891-79
6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка
7. ИЗДАНИЕ с Изменением N 1, утвержденным в июне 1989 г. (ИУС 11-89)
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения основных понятий видов крепежных изделий общемашиностроительного применения, их конструктивных элементов.
Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы, входящих в сферу действия стандартизации или использующих результаты этой деятельности.
Настоящий стандарт должен применяться совместно с ГОСТ 11708.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов-синонимов стандартизованного термина не допускается. Недопустимые к применению термины-синонимы приведены в стандарте в качестве справочных и обозначены пометкой «Ндп».
Для отдельных стандартизованных терминов в стандарте приведены в качестве справочных краткие формы, которые разрешается применять в случаях, исключающих возможность их различного толкования.
Приведенные определения можно, при необходимости, изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значение используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в данном стандарте.
В стандарте в качестве справочных приведены иноязычные эквиваленты для ряда стандартизованных терминов на немецком (D), английском (Е), французском (F) языках.
В стандарте приведены алфавитные указатели содержащихся в нем терминов на русском языке и их иноязычных эквивалентов.
В стандарте приведено приложение, содержащее терминологию и номенклатуру крепежных изделий на русском, немецком, английском и французском языках.
Нормаль крепеж что это
ВЫХОД РЕЗЬБЫ, СБЕГИ, НЕДОРЕЗЫ И ПРОТОЧКИ
Fasteners. Screw thread run-out. Washout threads,
total thread run-outs and undercuts. Dimensions
Дата введения 1988-01-01
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по стандартам
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 11.12.86 N 3780
3. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 214-86
Стандарт полностью соответствует международным стандартам ИСО 3508-76 и ИСО 4755-83
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка
Номер пункта, подпункта, перечисления, приложения
Настоящий стандарт распространяется на крепежные изделия с метрической резьбой по ГОСТ 8724 и устанавливает размеры сбегов резьбы, выполненной нарезанием или накатыванием, размеры недорезов при выполнении резьбы до упора, форму и размеры проточек для выхода резьбообразующего инструмента.
Стандарт допускается распространять на изделия с метрической резьбой, не относящиеся к крепежным.
Допускается для изделий, спроектированных до 1 января 1988 г., применять сбеги, недорезы и проточки по ГОСТ 10549.
1. Размеры сбегов и недорезов для наружной метрической резьбы должны соответствовать указанным на черт.1 и 4 (при выполнении резьбы нарезанием), на черт.2, 3 и 5 (при выполнении резьбы накатыванием) и в табл.1.
Номинальный
диаметр резьбы с крупным шагом
нормаль-
ный
корот-
кий
Производство авиационного крепежа
Авиа нормали (авиационный крепеж) служит прочному скреплению деталей в авиастроении, космической отрасли, турбостроении. Авиационные крепежные детали производятся следующих конфигураций: шестигранной, потайной, уменьшенной, полупотайной, полукруглой. Широко варьируется диаметр авиадеталей, шаг и глубина резьбы, длина стержня. Технические специалисты «МеталлПроектСтрой» могут изготовить практически любую авиационную крепежную деталь. Предприятие приобрело обширную известность в авиастроительных кругах и получило качественную репутацию как надежный партнер по поставке авиационных крепежных нормалей. Руководство предприятия прилагает максимум усилий, чтобы оправдывать ожидания наших партнеров и заказчиков.
Условия эксплуатации определяют требования к точности изделий для тех или иных задач ассортимент и качество болтов, гаек, винтов, заклепок регламентируют Отраслевые стандарты (ОСТ).
Авиакрепеж: особенности и материалы
Максимально прочные соединения возможны благодаря использованию высокотехнологичных материалов:
Главные особенности материалов авиакрепежа – высокая прочность и малый вес. Важным качеством является также пластичность материалов и хорошая сплавляемость, создающая дополнительный резерв прочности соединений.
Авиационный крепеж ОСТ
В отличие от крепежа, изготовляемого по ГОСТ, параметры авианормалей регламентируются отраслевым стандартом ОСТ1. Согласно стандарту авиационный крепеж ОСТ1 производится разных конфигураций:
Технические специалисты МеталлПроектСтрой гарантируют безупречное соответствие авиакрепежа отраслевым стандартам.
Если во всем разнообразии отраслевых стандартов ОСТ1 нет необходимой вам модели, МеталлПроектСтрой изготовит детали на заказ по индивидуальным чертежам с использованием лучших металлов.
Надежность во всем
Наш сервис так же надежен, как авианормали. Для партнеров и заказчиков предусмотрены услуги:
Новейшее холодновысадочное, накатное, шлицефрезерное, копировально-прошивочное, шлифовально-заточное и бесцентрошлифовальное оборудование гарантирует стабильно высокое качество Авиационного крепежа.
Мы ценим партнерские отношения с заказчиком. Наш крепеж и наш опыт – к вашим услугам.
Вам необходимо заказать или купить авиационный крепеж? Квалифицированные менеджеры помогут скомплектовать заявку и ответят на все ваши вопросы.
Для получения более детальной информации, консультации или заказа продукции просто позвоните нам! ☎ +7 (8634) 692-029 (многоканальный).
Покрытие крепежа — виды и обозначения по ГОСТ
Крепежные изделия изготавливаются из самых разнообразных материалов. Самое популярное сырье для производства метизов — сталь, так как основная функция крепежного элемента заключается в сохранении прочности и способности выдерживать высокие нагрузки. Различные виды стали лучше всего отвечают таким задачам.
Помимо свойств исходного материала, огромную важность имеет и его технологическая обработка в процессе производства. Технологий обработки метизов много, но самой распространенной остается та, которая предусматривает покрытие поверхности крепежного изделия различными составами.
Выбор крепежа с определенным покрытием имеет высокое значение, так как в строительных, ремонтных и промышленных работах важно то, в каких условиях будет проходить эксплуатация крепежного изделия.
Виды вредных факторов, влияющие на крепежные изделия
Среди большого количества факторов,опасных для метиза, мы можем выделить основные:
История развития технологий показала, что лучший способ избежать воздействия большинства вредных факторов (помимо изготовления метиза из качественного сырья) — это обработка поверхности крепежного элемента защитными составами. Единственная альтернатива этому — изолирование места креплений с метизами. Однако такой способ обычно непрактичный, дорогой и ресурсозатратный.
Основные способы защиты метизов путем покрытия
Кажется, что в сложном хитросплетении различных классификаций таких покрытий легко запутаться, но при пристальном изучении мы можем обнаружить, что их всего два типа: механическая и электромеханическая обработка поверхности метиза.
Механическая. Представляет собой изолирование материала метиза от внешней среды слоем защитного состава, который реализует свой потенциал только при равномерном покрытии, отсутствии трещин, сколов и других повреждений.
Электромеханическая. Подразумевает наличие электромеханического потенциала между двумя металлами. Напыление, выполненное из отрицательно заряженного материала, называют анодным, и производят путем обработки цинком, хромом, алюминием и магнием. В противовес этому существуют катодные покрытия, отличающиеся положительным потенциалом. Такое напыление производится с помощью серебра, золота, олова и меди.
Анодные покрытия. Характеризуются механической и электромеханической защитой, катодные способны обеспечить только механическую защиту.
Варианты покрытия
Метизы покрывают не только металлами. В процессе разработки крепежных изделий производитель руководствуется не только надежностью материала и прогнозируемым сроком его службы, но и конечной стоимостью метиза, а также сложностью самой технологии. Потому, в зависимости от задач, поставленных перед конечным продуктом, используются разные покрытия:
Среди всех технологий напыления существует
несколько самых популярных, давно зарекомендовавших себя во многих сферах строительства, машиностроения и приборостроения. Относительная дешевизна производственного процесса удачно сочетается с качеством конечного продукта,
что приводит к их широкому применению.
Вот некоторые из них:
Фосфатное напыление
Применяется там, где не уходит на второй план декоративная функция крепежных изделий, и внешний вид не так важен, как, скажем, практическая функциональность. Крепежи покрывают особым химическим составом, образующем на поверхности фосфатную пленку, имеющую антикоррозийные свойства. Такое напыление проникает в поры металла на микроскопическом уровне, исключая возможность сколов и расслоения.
Никель-катодное покрытие
Обеспечивает только механическую защиту, но высоко ценится в дизайне и производстве мебели. Никелированная поверхность обладает приятным внешним видом и придает крепежным элементам декоративные особенности, которые можно использовать в общей стилистике домашнего интерьера или дизайна какой-либо конструкции.
Цинковое покрытие
Цинк прекрасно переносит экстремальные температуры, а также резкие температурные перепады, негативно сказывающиеся на обычном металле. Кроме того, цинковое покрытие имеет высокий класс коррозийной устойчивости.
Условные обозначения покрытий
Все покрытия имеют свою маркировку, которая помечена на упаковке, но разобраться в тонкостях технической символики непросто. Необходимо знать числовое обозначение покрытия:
Цинковое, хроматированное | Ц. хр | 01 |
Кадмиевое, хроматированное | Кд. хр | 02 |
Многослойное: медь-никель | М. Н | 03 |
Многослойное: медь-никель-хром | М. Н. Х. б | 04 |
Окисное, пропитанное маслом | Хим. Окс. прм | 05 |
Фосфатное, пропитанное маслом | Хим. Фос. прм | 06 |
Оловянное | О | 07 |
Медное | М | 08 |
Цинковое | Ц | 09 |
Окисное, наполненное хроматами | Ан. Окс. нхр | 10 |
Окисное из кислых растворов | Хим. Пас | 11 |
Серебряное | Ср | 12 |
Никелевое | Н | 13 |
Кроме того, большое значение имеет толщина напыления, которая тоже прописывается на упаковке и исчисляется в микронах. Она всегда отмечается после типа напыления.
Цифры 016 и 019 — это общая информация по покрытию и его толщине. 01 — цинковое хроматированное покрытие. А третья цифра (6 и 9) указывает, что данные виды напыления имеют толщину 6 и 9 микрон соответственно. Встречаются также буквенные варианты, которые выглядели бы в данных случаях, как «Ц.хр6» и «Ц.хр9».
Альтернатива напылению
Не стоит забывать и о классическом способе защиты не только крепежных изделий, но и любых рабочих поверхностей — окрашивании. Это не только хороший способ обеспечить прибору или строению приятный внешний вид, но и средство защиты от вредных воздействий как химического, так и биологического характера.
Метизы тоже подвергаются окрашиванию. В основном для этого применяются порошковые составы. Разумеется, все краски, которые используются для метизов, отвечают современным требованиям, экологически безопасны и нетоксичны.
Классификация и применение крепежных изделий
Ни один строительный или производственный объект не обходится без крепежных изделий. Их применяют при скреплении небольших деталей и при фиксации крупных блоков, испытывающих серьезную нагрузку. В зависимости от назначения и сферы применения, крепеж делится на категории. Государственный стандарт, при этом, описывает лишь малую часть того, что представлено на рынке. В этой статье расскажем о том, какими бывают крепежные изделия, на какие категории они делятся и в каких сферах применяются.
Основные классификации
Существует общепринятая система классификации крепежных изделий:
Отметим, что классификация носит условный характер, и нельзя все метизы, однозначно подогнать под эти параметры. Наиболее простой пример – клепка. Особенности ее конструкции подразумевают отнесение к категории крепежа для безударной, односторонней фиксации, но существуют изделия, предназначенные или способные скреплять полимерные и композитные материалы, а это уже другая категория из списка.
Существует еще несколько видов классификации. Например, по типу конструкции. Здесь два раздела:
Также имеет смысл разделять метизы по назначению. Некоторые элементы предназначены для работы в агрессивной среде, например под водой, другие изначально предусматривают работу под высокими нагрузками. То есть, один и тот же крепеж может иметь разные сферы применения, а для их изготовления используются разные технологии и материалы.
В отношении резьбовых соединений также действует разделение по шагу резьбы. Болт одного размера может быть как с мелкой резьбой, то есть большим количеством витков, так и с крупной. И последний тип классификации – по размеру. Не существует строгого норматива, прописывающего конкретные размеры крепежа, но существует общепринятая система стандартов. В этом смысле разделить метизы по группам не получится.
Гвозди
Гвоздь, в привычном понимании – это отрезок металлического прутка, заточенный с одной стороны, и расплющенный с другой. Основная сфера применения – соединение деревянных элементов, но однозначно отнести гвозди к категории «крепежи массового использования» нельзя, так как существуют метизы, предназначенные для скрепления полимеров и композитов. Они отличаются как конструкционно, так и по материалам, использованным при их изготовлении.
На самом деле, гвоздь – очень широкое определение, включающее в себя несколько типов крепежей различного назначения:
Помимо этого существуют крепежные мебельные, сапожные и обойные гвозди, но к строительству или производству они отношения не имеют. Отдельно необходимо сказать про нейлерные гвозди. Они используются в гвоздезабивных пистолетах. Конструкционно практически не отличаются, но поставляются в блоках, соединенные между собой.
Болты и винты
Болты и винты относятся к категории резьбовых крепежей повышенной прочности. Также их часто относят к разъемным типам, что не совсем верно, так как и болт и винт могут закручиваться и в гайку и в резьбу, уже имеющуюся на скрепляемом изделии. Существует мнение, что главное различие между болтом и винтом заключается в типе крепления: болт работает исключительно в паре с гайкой, а винт вкручивается в готовую резьбу. Это неверное утверждение, так как государственный стандарт номер 27017-86 определяет, что и первый и второй тип крепежа может использоваться как в паре с гайкой, так и без нее.
Тот же ГОСТ дает четкое определение, в чем отличие этих элементов и заключается оно в степени нагрузки. Болт предназначен для работы при нагрузках на растяжение и излом, а винт исключительно при нагрузках на растяжение. И болт, и винт могут отличаться по размеру, шагу резьбы и форме головки. Так как винты работают при сильных нагрузках, конструкция их головки чаще всего имеет форму под отвертку. Форма при этом может отличаться, и очень существенно. Существует определенная классификация форм изголовья:
Отличаются и виды шлицов, и тут все гораздо сложнее, так как многие производители используют форму собственной разработки. Но, наиболее часто встречающаяся форма шлицов – это крестовина, прямая и шестигранник.
Болты, из-за своей классификации и стандартизации менее разнообразны. Их изголовье чаще всего шестигранное, предназначенное для закручивания ключом, но существуют и разновидности под отвертку. Основная сфера применения болтов – фиксация элементов методом прижима. Они создают надежное соединение с двух сторон, а устойчивость к нагрузкам определяется шагом резьбы и размером метиза.
Шурупы и саморезы
Эти два вида крепежных изделий можно отнести в одну категорию, так как они имеют схожую конструкцию и сферу применения. По сути, саморез – это тот же шуруп, но в современном исполнении и с рядом преимуществ. Так, для фиксации при помощи шурупа, необходимо сначала рассверлить отверстие, и только после этого вкрутить крепеж. Саморез, в ряде случаев сам справляется с задачей сверления и вкручивается без дополнительной подготовки посадочного места. Шуруп, даже изготовленный из закаленной стали, не имеет заточки на резьбе, поэтому, даже используя его для соединения двух деревянных элементов, необходимо сначала их подготовить.
Конструкционно, эти метизы выглядят похоже, за исключением резьбы. У шурупа она чаще всего неполная, то есть часть тела остается гладкой, хотя существуют шурупы и с полной резьбой. Саморез, если оно кроткий, полностью покрыт резьбой. Основное назначение шурупов – скрепление деревянных элементов, в то время как саморез, способен работать с металлическими элементами, что существенно расширяет сферы его применения. Саморезы для металла и дерева отличаются размером и шагом резьбы: метизы для дерева имеют широкую резьбу с большим шагом, а металлические мелкую спираль с максимально коротким шагом.
Также саморезы имеют конструкционные отличия. Обычный элемент, для закручивания в металл требует сверления отверстия меньшего диаметра, в которое и закручивается крепеж. Для упрощения этого процесса были разработаны саморезы со сверлящим наконечником. Они сами пробивают отверстие, но следует помнить, что с металлом большой толщины они не справятся. Сверлящая головка рассчитана на работу с металлом толщиной максимум до пяти миллиметров.
Анкеры и дюбели
Анкеры и дюбели имеют схожую конструкцию и принцип работы. В просверленное отверстие вставляется конический элемент, после чего забивается сам крепеж, расширяющий гильзу и надежно фиксирующийся в стене или блоке. Конструкционно дюбели от анкеров отличаются не сильно. Дюбель состоит из двух частей:
Конструкция гильзы такова, что в неразжатом положении она полностью соответствует диаметру просверленного отверстия, но при забивании крепежа она расширяется, и вытащить ее обратно практически невозможно.
Конструкция анкера несколько иная. Через тело метиза проходит болт, а стальная гильза имеет лепестки на конце. В качестве гайки используется каплевидный элемент, который при закручивании болта разжимает лепестки и надежно фиксирует анкер внутри отверстия. Помимо размеров, анкеры отличаются формой гильзы. Ассортимент такой продукции очень разнообразен, и каждый анкер имеет свое назначение. Например, анкеры-бабочки, предназначены для крепления в полных отверстиях, например сквозь плиты перекрытия. Лепестки такого анкера не только расширяются, а раздвигаются в стороны, тем самым не давая гильзе выпасть из отверстия.
Если проводить границу между дюбелями и анкерами, то можно сказать, что первые предназначены для крепления объектов при минимальной нагрузке, в то время как анкер способен выдержать серьезное напряжение. Но и тут есть отступление – строительные-забивные дюбеля. По сути это гвозди, с туго насаженной шайбой. Они забиваются в бетон специальным пистолетом, и извлечь забитый метиз становится практически невозможно. Эти крепежи также называют дюбелями, хотя правильнее было бы отнести их к строительным гвоздям, так как они не имеют расширяющейся гильзы и держаться только за счет забивания.
Гайки, шайбы и гроверы
Эти три метиза можно отнести в один раздел, так как они относятся к категории фиксирующих, и не работают как отдельный крепеж. Начнем с самого простого элемента – шайбы. Это круглое изделие, наживляемое на болт и устанавливаемое под гайку. Шайба препятствует раскручиванию гайки и в ряде случаев перекрывает пустое пространство, если отверстие, в которое вставлен болт, больше, чем диаметр самого болта. Шайбы, несмотря на свою простоту, могут отличаться по материалу, из которого они изготовлены. Наиболее привычные гайки изготавливаются из металла, но существуют также резиновые и пластиковые элементы. Они используются при креплении изделий, требующих бережного отношения к поверхности. Например, крашеный профнастил закручивается через резиновую шайбу. Она обеспечивает плотное соединение, но в отличие от металла не способна нанести вред крашеному покрытию.
Гровер – одна из разновидностей крепежной шайбы. Это металлическое кольцо, распиленное с одной стороны и изогнутое по спирали. При стягивании гайкой кольцо принимает изначальную форму, тем самым создавая напряжение, то есть, обеспечивая лучший прижим. Гроверы изготавливаются из более прочной марки стали, и после раскручивания они снова изгибаются, что позволяет использовать их многократно. Назначение гровера – препятствование раскручиванию, то есть то же, что у обычной шайбы. Но гровер, благодаря своей форме, может работать под сильной нагрузкой и обеспечивает надежное соединение при вибрации. Гроверы используются в машиностроении и на различных станках, то есть везде, где присутствует вибрация. Если закрутить гайку без гровера, она просто раскрутится со временем.
Гайки – самый разнообразный метиз в данной категории. Они служат для фиксации резьбового крепежа, то есть накручиваются на болт или винт. Помимо размера и шага резьбы, гайки отличаются формой, и список конфигураций довольно большой:
Это далеко не полный список форм-факторов гаек, и многие производители современного оборудования используют собственные конструкции, как это происходит с формой винтов и шурупов.
Заклепки
Разновидность крепежных изделий, попадающая под категорию безударной фиксации и одностороннего монтажа. Применяется при скреплении нескольких объектов путем клепания, то есть не требует закручивания или ударов по метизу. Состоит из двух элементов:
Принцип действия следующий: клепка вставляется в специальный инструмент, который захватывает металлический центральный стержень. После этого клепка погружается в заранее просверленное отверстие, и нажатием на рычаги инструмента, металлический стержень вытягивается, расширяя алюминиевую гильзу. За счет разницы плотности металлов, алюминий полностью сплющивается, как только достигает места фиксации. После этого инструмент отрезает уже не нужный стрежень, и клепка остается внутри, надежно скрепляя объекты.
Изъять такой крепеж из посадочного места уже невозможно. Только путем высверливания, то есть заклепка является одноразовым крепежом и далеко не всегда ее можно использовать. Например, стандартные клепки не используют при скреплении деревянных элементов. Натяжение метиза может просто расщепить дерево. Также существует ограничение по толщине скрепляемых элементов. Клепки бывают разных размеров, и максимальная толщина скрепляемых элементов не должна превышать длину алюминиевой гильзы. Также следует понимать, что чем длиннее и толще клепка, тем сложнее ее будет зафиксировать ручным инструментом, так как придется прикладывать серьезное усилие. В этом случае используются клепальные машины с электрическим приводом или сложной системой рычагов, снижающих нагрузку на человека, который использует инструмент.
Также клепки отличаются по материалу, из которого они изготовлены. Существуют медные и латуневые метизы, но основная сфера их применения довольно узкая. Они используются при судостроении, то есть при фиксации элементов, находящихся в агрессивных условиях. Например, под водой. Кроме того, медные клепки применяются на объектах повышенной пажароопасности. При соприкосновении с чем-либо они не создают искру, в отличие от обычной стали.
Шпильки
Шпилька – один из самых простых видов крепежей в конструкционном плане. Это прямой металлический штырь, полностью или частично покрытый резьбой. Вкручивается в посадочное место и позволяет скрепить два объекта или произвести фиксацию при помощи гайки. Шпильки используются в машиностроении и при производстве различных станков, но существуют и другие разновидности. Например, сантехнические шпильки. Их особенность в том, что резьба на двух концах отличается. То есть, с одной стороны это шуруп, а с другой обычный болт. Такая шпилька позволяет производить крепление к бетонным поверхностям различных сантехнических изделий, например, унитазов. Закрепив одну часть в бетонный или деревянный пол, снаружи остается болтовая часть, на которую впоследствии накручивается гайка.
В зависимости от назначения и сферы применения, шпильки могут быть как обычными, металлическими, то есть без специального покрытия, так и защищенные. Типов защиты много, как и методов их нанесения. Наиболее распространенный тип – цинк. Он наносится на поверхность метиза гальваническим методом и предотвращает появление коррозии.
Заключение
Ассортимент крепежных изделий обширен и здесь описаны далеко не все типы крепежей и сферы, где они могут применяться. Зайдя в любой магазин в Москве или любом другом городе, вы увидите совершенно нестандартные изделия, например, болты с кольцом. Они используются для подвесов. Или анкеры нестандартной формы. Выбор крепежа зависит от поставленной задачи, но не менее важно найти достойного производителя. Изготовлением крепежа на заказ занимаются десятки компаний и далеко не все могут похвастаться высоким качеством своей продукции. Купить крепеж несложно, но может ли производитель гарантировать качество и надежность изделия? Магазин, как правило, ответственности вообще не несет.
Следует отдавать предпочтение только проверенным производителям. Не стесняйтесь и не ленитесь всегда требовать у продавца сертификат качества, который у него должен быть в обязательном порядке. Если же продавец в магазине отказывается предоставить сертификат соответствия, это повод задуматься о качестве продукта и его происхождении.