Номинативный словарь в логопедии что это
LV. Грамматический строй речи
Lll. Лексическая сторона речи
Это словарный запас.
Различают пассивный и активный словарь:
— Пассивный словарь – слова понимаемые ребенком.
— Активный словарь – слова используемые ребенком.
— номинативный – имена существительные,
Для оценки состояния пассивного словаря предлагаются инструкции:
— покажи, где собака (номинативный)
— покажи, кто лечит (предикативный)
— покажи красный шар (атрибутивный)
Для оценки активного словаря предлагаются инструкции:
— назови кто (что) это? (номинативный)
— скажи, что делает доктор? (предикативный)
— скажи шар какого цвета? (атрибутивный)
Включает в себя морфологический и синтаксический компоненты.
1. Морфологическая сторона речи – включает функции словоизменения и словообразования.
— Словоизменение связано с изменением грамматического значения слова, при этом его лексическое значение (предметная отнесенность) остается неизменным.
— При словообразовании производное слово имеет другое лексическое значение, по отношению к производящему слову. Словообразование осуществляется различными способами – префиксальный, суффиксальный, префиксально-суффиксальный.
А. Словоизменение имен существительных по числам и падежам:
— образование множественного числа имен существительных в именительном падеже:
Материал: предметные картинки
— образование имен существительных во множественном числе родительном падеже:
платье – много платьев
кукла – много кукол
дверь – много дверей
— изменение имен существительных по косвенным падежам:
Именительный Кто? Что? (есть)
Родительный Кого? Чего? (нет)
Дательный Кому? Чему? (дам)
Винительный Кого? Что? (вижу)
Творительный Кем? Чем? (горжусь)
Предложный О ком? О чем? (думаю)
— употребление существительных с числительными 2 и 5
Б. Словоизменение имен прилагательных (по числам, родам и падежам)
В. Словоизменение глаголов (по лицам, числам в настоящем времени, по родам в прошедшем времени)
Г. Словообразование имен существительных
— образование существительных с уменьшительно ласкательными суффиксами
— образование детенышей животных
Д. Словообразование прилагательных
— образование качественных прилагательных
— образование относительных прилагательных
— образование притяжательных прилагательных
Е. Словообразование глаголов
— образование приставочных глаголов
Синтаксис связан с изучением структуры предложений и словосочитаний.
Памятка «Коррекционно-логопедическая работа по развитию номинативного словаря у детей дошкольного возраста с ОНР»
Памятка для учителей – логопедов ДОУ
«КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
I этап: Развитие пассивного словаря существительных.
— Развитие номинативного словаря.
— Развитие слухового внимания и памяти.
Примерные виды заданий:
«Проговаривание наименований предмета»
Содержание: Используются предметы или их изображения по изучаемой лексической теме. При ознакомлении с новым словом взрослый просит детей повторить его вместе хором. Затем взрослый задает вопрос о предмете каждому ребенку: «Скажи, что это?»
Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета.
Содержание: Педагог просит детей закрыть глаза («Раз, два, три, не смотри!», прячет и задает вопрос: «Где автобус?» Дети ищут предмет по подсказке взрослого: «Холодно. Холоднее. Теплее. Еще теплее. Горячо». Подсказка может быть дана в записках, разложенных по группе (зачитывает взрослый): «Ищите автобус рядом с книжной полкой»; «Ищи автобус там, где много есть воды»; «Ищи автобус под елкой»; «Ищи автобус там, где много машин». Игра с поиском исчезнувшего предмета помогает детям запомнить новое слово.
II этап: Активизация и закрепление словаря существительных.
— Актуализация и обогащение словаря существительных.
— Развитие словесно-логического мышления.
— Развитие слухового внимания и памяти.
Примерные виды заданий:
Игра «Угадай, кто так делает?»
Содержание: Дети встают в круг. Педагог бросает мяч одному из детей и предлагает угадать: Воркует кто? (Голубь.) Жужжит кто? (Жук.) Жалит кто? (Пчела.)
Игра «Чудесный мешочек».
Игра «Разложи картинки по сходству».
На доске выставляется ряд картинок: овца, дерево, корова.
Содержание: детям раздаются картинки: свитер, шапка, варежки, шарф (к картинке овца); стол, деревянные грабли, деревянные ворота или забор, стул (к картинке дерево); бутылка молока, масло, сыр, мороженое (к картинке корова). У каждого ребенка по 2—3 картинки. Педагог предлагает детям положить свою картинку к одной из трех картинок на доске и объяснить, почему он положил именно так.
Игра «Какое что бывает?»
Педагог спрашивает, что бывает высоким, а ребенок отвечает: дерево, столб, человек и др. Здесь можно провести сравнение: что выше дерево или человек?
На вопрос о том, что бывает широким, дети отвечают: река, дорога, лента и др. Затем, побуждая ребенка к сравнению, можно спросить: «А что шире ручеек или река?». Играя дети учатся классифицировать предметы по цвету, по форме /Что бывает красным, зеленым, круглым? /.
Узнавание предметов по эпитетам. Зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная, душистая – что это? Береза.
Подбор предмета к действиям. На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет – что это? Солнце.
Игра «Слово-ассоциация». Педагог называет слово, допустим, «мёд», и просит ребёнка назвать, что он представляет, когда слышит это слово? Например: ребёнок назовёт слово «пчела», тогда следующий игрок должен назвать свою ассоциацию, но к новому слову – например, «цветок», «луг», «пасека» и т. д.
Игра «Кому принадлежит фраза?» Человек, какой профессии мог сказать данную фразу.
— Откройте рот и скажите «а-а-а-а-а-». (Врач.)
— Какие пуговицы пришить вам на эту блузку: белые или черные? (Портной.)
— Сколько килограммов картошки вам взвесить? С вас 25 рублей. (Продавец.)


Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Коррекционно-развивающая работа по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи (1 часть) Основной задачей работы по развитию речи с ребенком старше 12 месяцев является пробуждение речевой активности и потребность в речевом общении.
Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста «Времена года» Цель: развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР Задачи: Коррекционно-образовательные: • создать условия для закрепления знаний.

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются.

Номинативный словарь в логопедии что это
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
В статье рассматривается вопрос, что такое номинативность.
Нужны занятия с логопедом?
Главное средство общения между людьми – речь. Как определяет Т.В. Жеребило речь – это последовательность знаков языка, организованная по его законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации.
Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Н.И. Жинкин, Д.Н. Шмелев, А.И. Смирницкий и другие занимались вопросами изучения речи.
Слово является основной номинативной и когнитивной (когнитивной) единицей языка, которая используется для наименования и составления отчетов об объектах, процессах, свойствах [4]
Д.Н. Шмелев относит к ряду признаков слова – номинативность.
Номинативность – это способность называть явления реальной реальностью и представлять их в форме лексических значений. Слово – это номинальная единица языка, предназначенная для обозначения – по отдельности или в совокупности – всего существенного в мире и в сознании людей [1].
Изучение онтогенеза лексической системы является предметом работ многих авторов С.Н. Цейтлина, Р.И. Лалаева, А.Р. Лурия, А.К. Маркова, Е.А. Аркина, А.Н. Гвоздева и других.
А.Н. Гвоздев, рассматривая детскую речь, подчеркнул, что существительных 50,2% слов четырехлетнего ребенка, что составляет большую часть относительно других частей речи [3].
Факты А.Н. Гвоздева совпадают с данными С.Н. Цейтлин, которая говорит о том, что основную часть слов двухлетних детей составляют существительные [11].
А. В. Захарова, исследуя словарный запас детей в возрасте от 6 до 7 лет, определила, что в словаре детей из существительных самые популярные слова означают людей, например: мать, люди, мальчик [6].
Слова, которые ребенок сначала изучает, знакомясь с миром, в котором он родился и живет, эти слова называются объектами, окружающими ребенка. По наблюдениям Е.И. Тихеевой, это тематические группы слов, которые называют:
1) близких ребенку людей, их родственные и общественные отношения, их имена;
2) самого ребенка, части его тела;
3) предметы быта, игрушки;
4) вещи из интерьера помещений, где живет и «учится» ребенок, предметы, окружающие его во дворе, саду, огороде, парке, встречающиеся ему на ближайшей и более отдаленной улице;
5) объекты живой природы: животных, части их тела, их повадки; растения, их части, изменения, которые с ними происходят;
6) объекты неживой природы во все времена года;
В.И. Логинова, Ю.С. Ляховская, описывая тематическую разновидность словарного запаса, используемого дошкольником, отмечает, что дети 3–6 лет используют слова – названия предметов: одежда, обувь, посуда, мебель, еда, транспортные средства; названия частей тела человека, животных, названия природных объектов и явлений. К старшему дошкольному возрасту, доля слов с обобщенным значением (животные, транспорт, инструменты) увеличивается. Все части речи представлены в лексиконе, хотя процент существительных значительно выше [7].
В логопедии проблеме овладения лексикой детей с патологией речи уделяется достаточно внимания. Исследователи, такие как Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина Н.С. Жукова Л.Н. Ефименкова, Л.Ф. Спирова и другие, которые, в частности, изучали проблему общего недоразвития речи, отмечали бедность словарного запаса, недостаточное развитие процессов обобщения и абстракции, срыв процесса тематического отбора и семантического выбора слов [5].
Р.Е. Левина определила, что характерной чертой словарного запаса ребенка с общим недоразвитием речи является неточность употребления слов, что выражается в словесных парафазиях [8].
Среди многочисленных словесных парафазий у дошкольников наиболее распространенными являются замены слов, принадлежащих к одному семантическому полю. Среди замен существительных преобладают замены слов, относящихся к одному и тому же родовому понятию (лось – олень, тигр – лев, оса – пчела, лимон – апельсин) [12].
Наряду со смешиванием слов по родовидовым отношениям, наблюдаются замены слов на основе других семантических признаков:
1) смешение слов на основе сходства по признаку функционального назначения: миска – тарелка, лейка – чайник, метла – щетка, кружка – стакан;
2) замена слов, обозначающих предметы, внешне сходные: майка – рубашка, фонтан – душ;
3) замена слов, обозначающих предметы, объединенные общностью ситуации: каток – лед, вешалка – пальто;
4) смешение слов, обозначающих часть и целое: воротник – платье, паровоз – поезд, кузов – машина;
5) замена обобщающих понятий словами конкретного значения: обувь – ботинки, цветы – ромашки, посуда – тарелки, одежда – кофты;
6) использование словосочетаний в процессе поиска слова: кровать – чтобы спать, плита – газ горит, щетка – зубы чистить, клумба – копают землю;
7) замена слов, обозначающих действия или предметы, словами существительными: открывать – дверь, играть – кукла, лекарство – болеть, кровать – спать [8].
Подобные факты приводятся Р.И. Лалаевой. Бедность в словаре проявляется, например, в том, что дошкольники с общим недоразвитием речи даже в течение 6 лет не знают много слов. К ним относятся слова названий ягод, рыб, цветов, диких животных, птиц, орудий труда, профессий, частей тела и частей предмета и т. д. [6].
Т.Б. Филичева говорит, что имея очень ограниченный словарный запас, ребенок не понимает смысла некоторых даже самых простых слов и поэтому искажает их, пропускает, заменяет, смешивает. Многие слова используются неточно, в некоторых случаях их значения расширяются, в других случаях они понимаются слишком узко. Понимание и использование слов – ситуативно [10].
Нарушение предикативного словаря у детей с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития
Данная статья посвящена рассмотрению особенностей формирования интеллекта детей с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития детей в зависимости от состояния предикативного (глагольного) словаря.
В статье уделяется внимание таким важным проблемам, как влияние предиката на развитие вербально — логического мышления и связной речи, а также формированию лексической системности у детей с учётом представлений о предикате современной лингвистики и психолингвистики.
Предикативный (глагольный) словарь — это вся совокупность слов, обозначающих действие или состояние предмета, в данном языке.
Развитие предикативной лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того, как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение с взрослыми.
Определенный объем словаря, точность понимания значения слова и уместное употребление слова необходимы ребёнку для полноценного общения, для овладения чтением и в дальнейшем письмом.
Расширение словарного запаса происходит в процессе активного речевого общения, в первую очередь, со взрослым. Именно в процессе речевой деятельности формируются и формулируются мысли.
Одним из видов речи является внутренняя речь, характеризуемая абсолютной предикативностью.
Предикативность — это отнесение содержания предложения к действительности, проявляющееся лишь в составе текста.
Предикативностью называют также общее, глобальное логическое свойство всякого высказывания, а также свойство мысли, её направленность на актуализацию сообщаемого.
В теоретической лингвистике придаётся большое значение предикативности. В.В. Виноградов, С.В. Кацнельсон и др. отводят предикату главную роль в организации синтаксических единиц, составляющих основу речевой коммуникации.
Поскольку предикат составляет основу внутренней речи и является одним из главных членов предложения, можно утверждать, что развитие предикативного словаря влияет на мышление ребёнка и на становление связной речи.
Овладение предикативной лексикой положительно влияет на познавательное развитие ребёнка, на развитие мышления и вербальной коммуникации. Л. С. Выготский подчеркивал, что от речи зависит развитие вербального мышления.
Для качественного развития словаря ребёнку необходимо овладеть синонимами и антонимами, фразеологическими оборотами. Поскольку большинство глаголов в русском языке многозначны, то ребёнку необходимо различать значение слова в контексте. В зависимости от отношения говорящего к высказыванию, слова приобретают эмоциональную окраску. Ребёнку необходимо различать тончайшие оттенки семантики. Последовательность усвоения ребенком глаголов определяется их семантической функцией и частотностью использования в речи окружающих.
Таким образом, дошкольнику необходимо постичь долгий и трудный процесс познания родного языка, чтобы приобщиться к культуре общества и начать формироваться полноценной «языковой личностью».
Итак, каким же образом взаимозависят состояние интеллекта и предикативного словаря у детей с системной речевой патологией и у детей с системной психической патологией?
Нарушение предикативного словаря у детей с общим недоразвитием речи (ОНР)
При ОНР интеллект ребёнка сохранен, что даёт ему возможность усваивать смысловой компонент слова. Дети с данной речевой патологией могут объяснить значение глагола.
Характерными трудностями для детей с ОНР при актуализации предикативного словаря являются:
Нарушение предикативного словаря у детей с задержкой психического развития (ЗПР)
В отличие от детей с ОНР, дети с ЗПР затрудняются при объяснении значений глагола, что обусловлено задержкой развития мышления.
Выше указывалось на многозначность большинства глаголов русского языка. Этот факт особенно затрудняет актуализацию глаголов детьми с задержкой психического развития, так как они не понимают значение слова в контексте.
Исследования С.Г. Шевченко показывают, что низкая познавательная активность приводит к тому, что дети с задержкой психического развития значительно отстают по уровню развития лексической, грамматической и семантической сторон речи.
Для детей с ЗПР характерны следующие трудности:
Значительными различиями сформированности предикативного словаря у детей с ОНР и с ЗПР являются следующие:
Направления логопедической работы по развитию предикативного словаря
При проведении логопедической работы по развитию предикативной лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, о структуре значения слова, о закономерностях формирования лексики в онтогенезе, об особенностях лексики у детей с речевой патологией и со сложной структурой дефекта.
С учётом этих факторов формирование предикативного словаря проводится по следующим направлениям:
Солоцкая Ольга Николаевна,
учитель-логопед,
ГБДОУ №6 Красногвардейского района,
г. Санкт- Петербург
Понятие о лексическом строе речи
Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)
Понятие о лексическом строе речи
Речь – это сложная деятельность анатомо-физиологического аппарата, который состоит из центрального и периферических органов. Все органы речевой системы неразрывно связаны друг с другом и взаимодействуют под влиянием коры головного мозга.
Негативное влияние на все сферы личности ребенка оказывает неполноценное речевое функционирование, а именно: затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия, значительно тормозится развитие игровой деятельности. А потому его развитие речи, ее лексической составляющей, необходимо, как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Прежде чем рассматривать процесс уточнения, обогащения и активизации словаря, необходимо дать определение понятию лексического строя речи, словарном запасе и лексеме. Исследователи свидетельствуют, что формирование лексического строя речи определяется, прежде всего, уровнем интеллектуального развития ребенка, непосредственно связано с функционированием различных типов мышления, наглядно-действенного, наглядно-образного, вербально-логического и других психических процессов, а также с развитием всех компонентов языковой системы. Кроме того, формирование лексики определяется и воздействием социальной среды.
Лексический строй речи – это компонент языка, который включает в себя активный и пассивный словарный запас, умение пользоваться им в конкретной ситуации. В структуру лексического строя речи входит: номинативный, предикативный и атрибутивный словари, а также словари служебных частей речи (наречия, местоимения и т.д.
Лексический уровень языка представляет собой совокупность лексем, которые являются результатом действия механизмов словообразования и словоизменения. Полноценное овладение речью предполагает адекватное усвоение речи в единстве формы и содержания. Конкретное слово уже в момент появления является одновременно и звучанием, и значением. Имея свою структуру, как языковой знак, оно включается в языковую систему и функционирует в ней по законам данного языка.
В понятие слова входит языковая единица, которая служит для обозначения (наименования) предметов и признаков (действий, отношений, качеств, количеств). Под значением слова понимают отображение в слове реалий действительности (предметов, признаков, ношений, процессов и т. д.). Основная функция слова – называние действительности (так называемая номинативная функция) и обобщение.
Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают часть словарного состава языка, понятную ребенку. Она зависит от возраста, психического развития, социальной среды. Под активным словарем – часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретным ребенком.
Словарный состав представляет собой в наибольшей степени подвижным языковым уровнем. В лексике отражаются все процессы исторического развития общества. С появлением новых предметов, явлений возникают новые понятия, а вместе с ними – и слова для наименования этих понятий. Учитывая все это, словарный состав общенародного языка можно разделить на две большие группы: активный словарь и пассивный словарь.
Большой психологический словарь под ред. Б.Г. Мещерякова определяет «активный словарь» как совокупность слов, которыми пользуется человек при построении высказываний (в устной и письменной речи); а «пассивный словарь» – совокупность слов, которые человек более или менее точно понимает (при чтении и слушании), но не использует сам в речи. Пассивный словарь шире активного словаря.
К пассивному запасу слов относятся такие, которые либо являются устаревшими, либо, наоборот, в силу своей новизны еще не получили широкой известности и также не употребляются повседневно. Таким образом, слова пассивного запаса делятся, в свою очередь, на устаревшие и новые (неологизмы).Те слова, которые вышли из активного употребления, относятся к числу устаревших, Например, явно устаревшими являются слова, переставшие употребляться в связи с исчезновением понятий, которые они обозначали: боярин, дьяк, вече, стрелец, опричник, гласный (член городской думы), бурмистр и др. Слова этой группы называются историзмами, они более или менее известны и понятны носителям языка, но активно ими не используются [45, с. 335].
Если понятие о предмете, явлении, действии, качестве и т. д. сохраняется, а названия, закрепленные за ним, в процессе развития языка заменяются новыми, более приемлемыми по тем или иным причинам для нового поколения носителей языка, то старые наименования также переходят в разряд пассивной лексики, в группу так называемых архаизмов (греч. archaios — древний). Например: понеже – потому, вежды – веки, гостьба – торговля и др. Некоторые из слов подобного типа практически стоят уже за пределами даже пассивно существующих лексических запасов современного литературного языка. Например: тать – вор, разбойник; стрый – дядя по отцу, стрыиня – жена дяди по отцу. Процесс перехода слов из группы активного употребления в пассивную группу длительный. Он обусловлен и внеязыковыми причинами, например социальными изменениями, и собственно языковыми, из которых весьма существенную роль играют системные связи устаревающих слов: чем они обширнее, разнообразнее и прочнее, тем медленнее переходит слово в пассивные слои словаря. К устаревшим относятся не только те слова, которые давно вышли из употребления, но и те, которые возникли и устарели совсем недавно, например: ликбез (ликвидация безграмотности) и др.
Новыми словами, или неологизмами (греч.пеos – новый, logos – понятие), называются, прежде всего, такие слова, которые появляются в языке для обозначения новых понятий, например: кибернетика, летилан (антимикробное волокно), интерферон (лекарство), и др. Подобные слова образуют группу собственно лексических неологизмов. Возникновение новых наименований для тех понятий, которые уже имели в языке название, тоже является одним из путей появления неологизмов. В данном случае происходит утрата одних слов за счет активизации других, синонимичных первым, затем переход вытесненных слов в пассивные слои лексики, т. е. их архаизация.
Неологизмами являются и слова, вновь образованные по определенным нормативным моделям от слов, давно существующих. Например: актив –активист, активистка, активистский, активизм, активизация; атом – атомоход, атомщик, атомник; и многие другие простые и сложные слова, составляющие группу так называемых лексико-словообразовательных неологизмов.
К неологизмам относятся и такие, ранее известные в русском языке слова и словосочетания, у которых развилось новое значение, ср., например, пионер –первооткрыватель и пионер – член детской коммунистической организации.
Семантическое обновление слов – один из самых активных процессов, пополняющих лексическую систему современного русского языка. Вокруг слова, начинающего жить заново, группируются совершенно новые лексемы, возникают новые синонимы, новые противопоставления.
Если об устаревшей лексике (историзмах и архаизмах) можно получить необходимые представления в толковых словарях, а также в специальных исторических словарях русского языка, то специального словаря новых слов до последнего времени не существовало, хотя интерес к неологизмам возник очень давно.
Словарь, как отмечают составители и издатели, не является нормативным. Он объясняет и иллюстративно подтверждает ту часть новых слов и значений (около 3500), которые получили более или менее широкое распространение (не следует смешивать это с понятием активного запаса лексики).
Понятие актуализации произошло от латинского «aktualis», т.е. «деятельностный», что позволяет воспринимать актуализацию как приведение потенциального (латентного) состояния субъекта в состояние деятельности (активности). В этом же смысле «актуализация» трактуется и в философии как понятие, означающее изменение бытия на основе идеи перехода от возможности к действительности. В социологии понятие «актуализация» является частью более общего понятия «социальная активность» и определяется по степени реагирования на изменения в социальной среде.
В наши дни в современной научно-методической литературе по логопедии используется понятие «актуализация словарного запаса». В исследовании А.В. Егоровой термин «актуализация» понимается как процесс, направленный на уточнение, обогащение, систематизацию имеющегося словарного запаса ребенка и перевода импрессивного словаря в экспрессивную речь (включение слова в словосочетание, предложение, текстовое сообщение) [38, с. 75-76].
Также в педагогической энциклопедии анализируется понятие как «актуализация знаний», определяемое как выполнение действий, состоящих в извлечении усвоенного материала из памяти долговременной или кратко временной для последующего использования его при узнавании, припоминании, воспоминании или при непосредственном воспроизведении [32, с. 18].
В исследованиях по коррекционной педагогике и специальной психологии Н.В. Новотворцева представила понятие об актуализации следующим образом: «Актуализация – (от лат. aktualis –действительный, существующий) – перевод в действие, в состоянии активности того, что имелось лишь потенциально». В психологии это восстановление в памяти удержанного ею раннее или сохраненного: образов, движений, мыслей, словесных высказываний, чувств, осуществляемое в процессах узнавания и воспроизведения.
Л.Г. Парамонова указывает, что процессы обогащения и систематизации словарного запаса дифференцировать практически невозможно, поскольку они должны происходить одновременно. Под обогащением словарного запаса понимается ознакомление ребенка с возможно большим количеством слов при условии четкого соотнесения их с реальными предметами, действиями и признаками предметов и действий, чтобы ребенок хорошо понимал, что именно скрывается за каждым словом. В понятие же систематизации словарного запаса входит его подразделение на отдельные группы слов, выделенные по каким-то определенным, принятым в русском языке принципам.
Таким образом, чем обладая большим словарным запасом, тот или иной человек, тем богаче и выразительнее его речь и тем более тонкие нюансы своих мыслей он способен передать. Масштаб «словарных запасов» разных людей с нормальным уровнем речевого развития очень велик – от 6 до 25 тысяч слов. Как исследовал А.Р. Лурия, первое из названных чисел обеспечивает человеку возможность свободного общения на данном языке.
Уточнение словаря – это словарно-стилистическая работа, развитие гибкости словаря, его точности выразительности, которая включает:
— наполнение содержанием тех слов, которые усвоены, не вполне точно, что обеспечивается включением их в контекст, сопоставлением и сравнением с другими словами;
— усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах;
— усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов;
— усвоение лексической синонимии и тех оттенков значений слов, которые свойственны отдельным синонимам в синонимической группе.
Таким образом, понятие «актуализации» связано с «деятельностью (активностью)»; в психолого-педагогических исследованиях «актуализация» рассматривается как перевод в действие, в состоянии активности того, что имелось лишь потенциально; в коррекционной педагогике «актуализация словарного запаса» трактуется как процесс, направленный на уточнение, обогащение, систематизацию имеющегося словарного запаса ребенка и перевод импрессивного словаря в экспрессивную речь.
В процессе развития лексической составляющей речи ребенка на разных этапах ребенок владеет разным количеством лексических единиц, которых ему недостаточно для осуществления полноценной коммуникации. В рамках данного исследования понятия «словарный запас речи» и «словарный состав языка», «слово» и «лексема» будут использоваться как синонимичные понятия.
Список использованной литературы:
Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М.: «Владос», 2009. 703 с.
Караулов, Ю.Н. Русский язык : Энциклопедия /Ю.Н. Караулов. – 2-Е ИЗД., Перераб. и доп. – М. : Большая Рос. Энцикл. : ДРОФА, 1997