Номера без триколора для чего они нужны
Почему с госномеров машин стал пропадать российский флаг, и чем это грозит автовладельцу
Причин, по которым автовладельцы отказываются от триколора при изготовлении новых регистрационных знаков, много. Так, если речь идет о молодых водителях, то они таким образом пытаются выделиться из общей массы. Или же зачастую просто не хотят «портить внешний вид машины», устанавливая «жестянки» с красно-голубыми вкраплениями, несочетающимися с цветами самого авто.
Есть и другие аргументы против триколора. Скажем, некоторые антипатриоты, частенько выезжающие за границу на собственном автомобиле, не желают, чтобы чужеземцы сиюсекундно идентифицировали их, как русских. Такие несуразные объяснения встречаются на форумах. Ну и что, что на «номерах» все равно остается надпись RUS, подсказывающая иностранцам национальность водителя — главное, нет флага.
Но самая интересная причина, по которой автовладельцы вешают «жестянки» без триколора — это привилегии, решающие массу проблем с сотрудниками ГИБДД.
Да, многие водители действительно думают, что «номера» без флага — опознавательный знак особых лиц, при виде которых гаишники закрывают лицо руками. Эта легенда — а иначе подобное заблуждение не назовешь — уходит корнями в 90-е, когда регзнаки без триколора в самом деле выдавались лишь спецслужбам. Но все изменилось, и сегодня рассчитывать на поблажки от полицейских автовладельцам, решившим выделиться, не приходится.
А насколько законно «удаление» триколора с госномеров, нам поможет ГОСТ Р 50577−93, в котором недвусмысленно прописаны все требования к регистрационным знакам транспортных средств. В п. 3.4 документа сказано, что на табличках «допускается дополнительно наличие изображение государственного флага». Допускается, а не требуется. То есть, право выбирать — наносить триколор на госзнак или нет — всегда остается за автовладельцем.
Номера без триколора: для чего они нужны и как получить
Внимательные водители заметили, что в потоке стали часто попадаться автомобили с российскими регистрационными номерами, но без изображения государственного флага. Это не более, чем новая мода, но изготовители дубликатов обещают наделить такие знаки магическими свойствами.
Во-первых, там сообщается, что они позволяют «выделиться из потока и сделать автомобиль уникальным». Во-вторых, «по словам владельцев», на номера без триколора и с выпуклыми литерами RUS не присылают штрафы с камер. Но все не так однозначно, и автомобилистам следует быть внимательными.
Да, это законно. ГОСТ Р 50577-93 (по этому стандарту изготавливают номера без флажка) требует, чтобы на госномерах обязательно были выпуклые литеры RUS. При этом изображение государственного флага «допускается дополнительно». То есть, его может и не быть. А если оно есть, то номер должен соответствовать установленным требованиям: равновеликие горизонтальные полосы, расположение справа от литер RUS и на одном с ними уровне.
Изготовители дубликатов лукавят, когда пишут, что предлагаемый формат соответствует стандартам, применяемым к военным, дипломатическим или полицейским автомобилям. Триколора у спецномеров нет, но при этом у них другой цвет фона: черный — у военных, синий — органов внутренних дел, красный — у дипломатов. Знаки с белым полем никакими преимуществами не обладают.
Утверждения, что номера без флага не полагались обычным автомобилистам, также не соответствуют действительности. Первоначально новый формат госномеров, введенный в 1993 г., не подразумевал триколора. Флаг появился в 1994 г., но в Башкортостане, Приморье, Санкт-Петербурге и Татарстане водители вплоть до середины 2000-х продолжали получать знаки старого формата.
Номер без флага в ГИБДД не выдадут — придется ехать в компанию, занимающуюся изготовлением дубликатов. Новый регламент регистрации транспортных средств, вступивший в силу в 2013 г., позволил получать дубликаты номеров вместо утерянных. Это подорвало нелегальный бизнес похитителей регистрационных знаков. При этом изготовлением дубликатов должна заниматься аккредитованная компания и делать их в соответствии с ГОСТом.
Один такой номер обойдется в 1-2 тыс. руб., а за комплект возьмут 2-3 тыс. руб. Это на несколько сотен дороже обычного регистрационного знака с флажком. Кроме того, некоторые фирмы берутся сделать знаки с жирным шрифтом (это якобы тоже дает преимущество) и даже без окантовки. Вот тут нужно быть осторожными: ГОСТ жестко регламентирует формат номеров, высоту и толщину букв.
Никаких преимуществ номер без флага не дает, и вся эта история придумана для наживы на доверчивых автомобилистах. Нет иммунитета и от дорожных камер — на фото постановлений не всегда возможно разглядеть надпись RUS, не говоря уже о триколоре. ГОСТ прямо не требует наличия триколора на номере, но у остановившего машину инспектора, конечно, могут возникнуть вопросы к такой «самодеятельности».
В середине 1990-х были введены «номера-вездеходы» для властных структур — с триколором вместо цифрового кода региона. Сотрудникам ДПС запрещалось останавливать и досматривать такие автомобили. В конце 2016 г. их отменили, но различные ведомства продолжали пользоваться знаками отдельных серий — например, ЕКХ и АМР. Подписанное Путиным постановление, обязавшее выдавать номера в порядке очередности без резервирования отдельных серий и сочетаний, мало что изменило.
Нечитаемый регистрационный знак может обернуться для водителя серьезным штрафом. Если за грязный номер выпишут 500 руб., то сознательное сокрытие обойдется в 5 тыс. руб. или закончится лишением прав на срок от одного до трех месяцев. Машину с нечитаемым или отсутствующим регистрационным знаком в Москве все равно эвакуируют.
МВД подготовило законопроект, изменяющий процедуру регистрации автомобиля. Он предусматривает возможность получить номера сразу в автосалоне, при покупке автомобиля, а также самостоятельно выбрать комбинации букв и цифр. Кроме того, в министерстве предлагают продавать красивые номера на аукционе, что позволит искоренить коррупцию в ГИБДД.
Номера без флага: что в них особенного и почему водители о них мечтают
В потоке машин все чаще попадаются автомобили с российскими регистрационными номерами, но без изображения флага страны. О вполне законном изменении изготовители дубликатов иной раз заявляют, что отсутствие флага не только поможет «сделать автомобиль уникальным», но и наделит его особыми привилегиями — например, владельцу не будут приходить штрафы с дорожных камер.
Autonews.ru разбирается, чем на самом деле примечательны государственные регистрационные знаки без российского триколора.
Как регулируются автомобильные номера
Номерные знаки на автомобиле регулируются российским ГОСТ Р 50577-93. Закон определяет только размеры знака (его ширину, высоту и длину), разрешенные цифры и буквы, а также обозначение региона регистрации транспортного средства. Обязательно также наличие на номере выпуклой латинской надписи обозначения страны — RUS. Штраф за нарушение этого ГОСТа составляет 500 рублей. При этом отсутствие самого российского флага не противоречит государственному стандарту для автомобильных номеров, это дополнительный элемент номерного знака, от которого при желании можно отказаться.
Где получить номера без флага
С 1 января 2020 года с ГИБДД частично сняли обязанность по выдаче регистрационных знаков. Номерные знаки с российским триколором выдают именно в ведомстве при регистрации или перерегистрации автомобиля. Однако после вступления в силу нового регламента регистрации в 2013 году в России появилось много частных компаний, которые изготавливают другие номера: можно взять регистрационный знак и платно переделать его без флага. Дилеры ожидают, когда у них заработает постановка автомобилей на учет — тогда полиция будет только присваивать буквы и цифры, а изготавливать номер водитель будет самостоятельно в аккредитованном месте. Тогда решение об использовании флага будет только за владельцем автомобиля.
Стоимость номера без флага
Комплект из двух таких номерных знаков обойдется примерно в 3 тыс. рублей. При этом стоимость обычного номера с флагом дешевле всего на несколько сотен рублей. Некоторые компании предлагают дополнительно напечатать цифры и буквы жирным шрифтом или удалить окантовку с номерного знака, но здесь надо обязательно сверяться с ГОСТ, чтобы номера были признаны законными.
Есть ли преимущества на дорогах у номеров без флага
Номера без флага: сколько стоят и как получить
В больших городах возникла новая мода на номера без триколора — такие знаки якобы выделяют автомобиль из потока, сотрудники ГИББД его не останавливают, а камеры не могут распознать при нарушениях. Разбираем, откуда вообще взялись эти знаки, как их можно легально получить и дают ли они какой-нибудь иммунитет на дороге.
Главное отличие номеров без триколора — иной внешний вид: помимо отсутствия флага надпись RUS на них немного смещена и сделана выпуклой. Такой вид может привлекать тех, кто действительно ищет способ выделиться на дороге. Кроме того, табличка, выполненная исключительно в черном и белом цветах, выглядит строже и может лучше подходить к машинам с некоторыми видами тюнинга — например, если владелец предпочитает однотонную окраску без дополнительных украшательств.
Второе утверждение касается дорожных камер, которые якобы не могут распознать табличку при отсутствии флага. И то и другое не соответствует действительности. Сотрудники ГИБДД останавливают машины, не обращая внимания на наличие или отсутствие флага, а камеры идентифицируют знаки по буквам и цифрам точно так же, как и в случае со стандартными номерами.
Формат номерных знаков в России описывает ГОСТ Р 50577-93, который действует с 1993 года и предусматривает целый ряд вариантов исполнения табличек, включая номера с флагом и без него. Изначально таблички без флага выдавали только организациям и ведомствам, а с 1997 года в распоряжении ГИБДД остался единственный вариант с триколором на алюминиевой основе со светоотражающим покрытием. При этом ГОСТ остался прежним, поэтому в России и сегодня могут использоваться регистрационные знаки как с флагом, так и без него.
В соответствии со стандартом номер должен иметь черные символы на белом фоне. Знак делится на две части: буквенно-цифровой код и цифровой код региона в отдельном окошке. Используются только буквы, имеющие аналоги по начертанию в латинском алфавите. Иные цветовые решения применяются для автомобилей МВД, диппредставительств, военных и такси.
Фирмы, специализирующиеся на изготовлении знаков, предлагают также номерные таблички с цифрами и буквами более жирным шрифтом. Такие номера также могут быть как с флагом, так и без него. Идея та же — получить номера, которые визуально будут отличаться от других. Стоят такие таблички немного дороже.
Изготовители утверждают, что толщина шрифта полностью укладывается в российские ГОСТы, но на практике у конкретных экземпляров могут быть некоторые отклонения. Стандарт устанавливает толщину букв и цифр на уровне 11 мм, а более широкие буквы получаются, как правило, в результате заливки всей выпуклой поверхности символа, а не только его верхней части. А вот менять сам шрифт букв и цифр нельзя, так как он строго регламентируется теми же ГОСТами.
Некоторые компании также предлагают напечатать номер без окантовки, где на белой табличке остаются только черные коды знака и региона, не обрамленные черными рамками. При этом сами окантовки на табличке остаются, но окрашиваются в цвет фона, поэтому изготовители утверждают, что требования ГОСТа выполняются. На самом деле стандарт требует не только наличия выдавленных окантовок определенной высоты, но и регламентирует их цвет, который должен соответствовать цвету цифр и букв.
Поэтому номера без окантовок являются незаконными, за использование таких табличек владельца могут оштрафовать на 500 рублей. Кроме того, к владельцу могут применить статью о видоизменении регистрационного знака, что грозит уже штрафом 5000 руб. и лишением прав на срок до трех месяцев. Вот почему многие фирмы позиционируют такие знаки как сувенирную продукцию.
При первичной или повторной регистрации автомобиля в ГИБДД с 1997 года выдают только привычные знаки с флагом. Получить номера без флага таким путем невозможно, но их можно изготовить самостоятельно, обратившись в специализированную фирму. С 2013 года такие компании получили право на изготовление номерных знаков в соответствии с ГОСТом просто по заявлению автовладельца. Более того, с августа 2020 года штамповать номер водитель сможет только в сторонней организации, где будет сам принимать решение, какие именно таблички заказать для своей машины.
За изготовление комплекта номерных знаков без флага специализированные компании просят от 2 до 3 тыс. рублей. Один знак обойдется вдвое дешевле. Стандартный знак обычно обходится дешевле на несколько сотен рублей — это связано с тем, что на табличках без триколора приходится дополнительно выдавливать надпись RUS. Сделать заказ на изготовление знаков можно дистанционно, а доставка готовых, например по Москве, обойдется еще в 400–500 рублей.
Стоимость знаков с жирными символами обычно выше и оценивается в 3000–3500 рублей. За жирный номер без флага просят до 4000 руб., а вот таблички без окантовок чаще всего выпускают по цене обычных стандартных номеров.
Номера без флага в России — что нужно знать водителям?
Все чаще на дорогах можно встретить автомобили с регистрационными знаками, на которых нет привычного российского триколора. Эта модная тенденция у многих вызывает вопросы. Разберемся, где же можно получить подобные номера и для чего автомобилисты делают выбор в пользу таких табличек.
Законно ли иметь номер без флага России?
Разумеется, номера без флага абсолютно законны. В противном случае ни один водитель не смог бы проездить с ними долго: его обязательно остановили бы инспекторы ГИБДД.
Внешний вид регистрационных знаков регламентирует ГОСТ Р 50577-2018. На большинство легковых автомобилей устанавливаются однострочные номера типа 1. В пункте 3.4 по поводу этого есть важная оговорка. Здесь говорится о том, что на табличках данного вида допускается присутствие государственную триколора. Именно «допускается», поэтому изображение флага на самом деле не является обязательным.
В МРЭО ГИБДД вам никогда не выдадут регистрационные знаки без триколора. МВД – государственная организация, поэтому к подобным вопросам здесь относятся категорично. А вот если обратиться к частнику, при желании легко можно заказать таблички без флага.
Сегодня подобные услуги оказывает множество фирм. Достаточно зайти в интернет и набрать в поиске соответствующий запрос. За заказом необязательно ехать: его могут доставить по почте. Перед оплатой товара важно убедиться в том, что компания является сертифицированным производителем и выпускает продукцию по лицензии МВД.
Кстати, регистрационные знаки без триколора все-таки выдавались в ГИБДД до 1994 года. Потом государство поменяло свою позицию. В большинстве регионов изображение флага стало обязательным. И только в некоторых субъектах (в Башкортостане, Татарстане, Приморском крае и Санкт-Петербурге) водители продолжали получать такие номера еще около 10 лет.
А есть ли преимущества номера без флага России перед номером с флагом России?
Регистрационный знак, на котором отсутствует флаг, действительно выглядит солидно. Надпись RUS на таких табличках смещена к центру правого поля. Сам номер выполняется только в черно-белой цветовой гамме. Однозначно, он позволяет водителю выделиться в транспортном потоке.
В этом-то и заключается привлекательность таких регистрационных знаков. Особенно эффектно они смотрятся на черных машинах. У наблюдателей создается впечатление, что транспортное средство принадлежит не рядовому водителю, а лицу, занимающему какую-то высокую должность.
Считается, что номера без флага помогают защититься от камер, которые фиксируют правонарушения. Некоторые автомобилисты также утверждают, что необычные таблички помогают избежать остановки сотрудниками ДПС.
Последнее утверждение явно не соответствует действительности. Скорее наоборот: инспекторы ГИБДД уделяют подобным машинам больше внимания. Если человек купил регистрационный знак без флага своего государства, значит, он может быть склонен к протестному поведению. А это обычно влечет за собой различные административные проступки. Поэтому повышенный интерес со стороны полицейских нередко оказывается для водителя неприятным сюрпризом.
Кстати, от автоматических камер номера без флага тоже не защищают. Комплексы считывают их наравне с обычными табличками. Поэтому от «писем счастья» они застраховать не способны.
Есть еще один довод в пользу того, чтобы отказаться от идеи поставить номера без триколора. Цена таких табличек в 2-3 раза выше, чем у обычных регистрационных знаков. Хотя, если денежный вопрос не стоит для вас на первом месте, то почему бы и нет?