Ноктюрн на водосточной трубе что это
Стихотворение и анализ «А вы могли бы?»
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
на флейте водосточных труб?
Краткое содержание
«А вы могли бы?» Музыкальный дом в Дрездене.
Стихотворение написано от первого лица, что помогает читателям максимально тонко проникнуться эмоциями поэта. В эпицентре произведения располагается лирический герой, являющийся неисправимым оптимистом. С первых строк герой сообщает о том, что смог раскрасить серые будни «краской из стакана». Данное сообщение надо воспринимать не в прямом, а в переносном смысле: видимо, лирический герой скрасил свои будни чем-то таким, что было особенно приятно его душе.
Но на одном раскрашивании герой не остановился. Смотря на обыкновенный студень, он замечает целый океан, в котором жёсткая рыба манит губами. Взгляд лирического героя невероятно цепкий: он подмечает любую незначительную деталь окружающего мира. При этом в его голове возникают необычные ассоциации. Герой абсолютно не боится предстать перед читателями странным человеком. Всё с точностью наоборот: он гордится своей способностью видеть во всём лишь прекрасное.
Посредством заключительных строк лирический герой обращается к окружающим его людям, задавая им вопрос: «Способны ли они видеть красоту в серых житейских буднях?». На первый взгляд, этот вопрос выглядит риторическим. Но, герой надеется, что каждый читатель даст на него свой объективный ответ.
История создания
1912 год оказался для Маяковского особенно знаменательным: в этот год он уверенно вошёл в русскую литературу, опубликовав стихотворение «Ночь». Тогда же молодой поэт «отдал своё сердце» литературному направлению «футуризм». С этого момента началась история создания не только данного произведения, но и всех шедевров великого русского футуриста. Это стихотворение Маяковский написал спустя год после своего литературного дебюта, в 1913 г. Как известно, жизнь молодого поэта складывалась весьма непросто. Видимо поэтому, основываясь на собственном печальном опыте, он научился замечать черты прекрасного в самых простых и привычных вещах.
Жанр, направление, размер
Произведение относится к самому излюбленному жанру Маяковского – гражданской лирике. Стихотворение считается образцом литературного направления «футуризм». Основными особенностями данного направления являются следующие маркеры: неприятие буржуазного мира, протест против косности и узости мещанского мировосприятия.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. В качестве поэтического орудия автор использует перекрёстную рифмовку, которая, в сочетании с четырёхстопным ямбом, придаёт стихотворным строкам особую напевность.
Композиция
С композиционной точки зрения, произведение представляет собой монолог-обращение лирического героя к окружающим людям. Этот монолог можно разделить на две семантические части. Поэт, словно бусины, нанизывает множество ярких ассоциаций, вызванных у него обыденными вещами. Деление на четверостишия отсутствует, что придаёт стихотворному тексту особую целостность.
Образы и символы
Маяковский, работая в футуристической манере, с целью передачи основной идеи произведения, создал следующие образы:
Темы и настроение
В произведении автор раскрывает тему красоты окружающего мира. Каждый человек, по мнению Маяковского, должен самостоятельно решить, как ему следует воспринимать собственную жизнь: как череду серых будней, либо как волшебную, вдохновляющую реальность. Настроенческий пафос произведения передаёт читателям палитру невероятно ярких эмоций, таких как: уверенность в собственных силах, оптимизм, нацеленность на успех, радость жизни.
Основная идея
Основная идея произведения заключена в следующем утверждении: каждому человеку необходимо избавляться от утилитаризма и узкого практицизма. Подобный настрой помогает не только человеку, но и обществу, развиваться, продуктивно двигаться вперёд.
Данное стихотворение представляет собой образец страстного призыва к расширению фантазийных рамок, к высвобождению творческой энергии, к попытке заново переосмыслить ранее принятые нормы общежития.
Средства выразительности
С целью передачи душевных эмоций лирического героя поэт использует самые разнообразные средства выразительности:
Владимир Маяковский — А вы могли бы: Стих
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
Анализ стихотворения «А вы могли бы» Маяковского
Стих Маяковского «А вы могли бы…» наиболее ярко отражает его оригинальный талант поэта-футуриста. Оно было написано в 1913 г. и является одним из первых серьезных заявлений автора о себе.
Стихотворение имеет небольшой размер, но при этом перенасыщено сложными смысловыми конструкциями. Начинается оно с гордой демонстрации авторского «Я». Маяковский отличался бунтарским характером, ему был свойственен крайний индивидуализм и склонность к необычным экстравагантным выходкам, шокирующим окружающих. Быстрота и бескомпромиссность действия подчеркнута словом «сразу». Лирический герой проводит резкую черту между собой и обыденностью окружающего мира. Он намерен решительно преобразовать серость «будня».
Сложные метафоры («блюдо студня», «косые скулы океана»), применяемые автором, с трудом поддаются восприятию. По классическим представлениям они должны означать перенесение свойств одного предмета на другой по общему признаку. Но Маяковский создает метафоры совершенно произвольно, исключительно по собственным представлениям. Он не учитывает сходство предметов, а основывается на произведенном эффекте.
В основе произведения только угадывается обычный будничный процесс принятия пищи. Автор стремится волшебным образом осветить это действие, раскрасить его яркими красками. Противопоставляя себя серой массе, лирический герой создает свой уникальный мир, где «на чешуе жестяной рыбы» можно прочесть «зовы новых губ».
В заключительных строчках Маяковский обращается с риторическим вопросом к читателям. Его парадоксальность делает ответ заранее известным. «Ноктюрн… на флейте водосточных труб» сыграть никому не удастся. Только автор уверен в своих безграничных возможностях. Богатое воображение и способность всегда «плыть против течения» — залог его уверенности.
Маяковский считал, что ему подвластно все, не существует никаких границ и пределов. Но в гордом и самоуверенном тоне чувствуется тоска поэта от одиночества. Финальный вопрос – это также попытка найти единомышленников. Поэт презирал буржуазное общество за отсутствие фантазии и пошлое мещанство. Это чувство сделало его впоследствии горячим сторонником революции, лозунгом которой было полное уничтожение старого мира и строительство абсолютно нового общества. Это стремление, в свою очередь, привело к разочарованию поэта советской властью, когда он понял, что по-прежнему остается одиночкой, а люди в массе нисколько не изменились.
Слушать аудио-стихотворение:
Читать похожие стихи:
Здравствуйте.
Моё мнение что произведение написано от имени ВЕТРА.
Есть такое выражение: «Я художник, я так вижу».
Это выражение ироничное, а Маяковский в своем стихе серьезно показал, как чувствует, как видит художник, поэт.
Обыденность раскрашена в другие цвета.
Прочитав все комментарии на стихотворение, я понял, что у каждого свое представление на этот счет, но вот мое мнение по этому поводу:
«Я сразу смазал карту будня» — скорее всего, опять же сугубо субъективно, тут имеется ввиду, что «карта» — ежедневная рутина, которую главный герой «смазал» — сделав более яркой, ритмичной и добавил ‘жизни’ к ней и сделал он это дерзко, незамедлительно — «плеснувши краску из стакана» — и незамедлительно — «Я сразу».
«Я показал на блюде студня,
Косые скулы океана.» — тут автор имеет ввиду, что он показал свой талант, то, чего не будет у других — его неповторимого стиля, а так же показал умение видеть то, что не сможет увидеть каждый — «косые скулы океана» — умело жонглируя метафорами, смысл, заложенный автором, который до сей поры так и остался неизвестен.
«На чешуе жестяной рыбы,
Прочел я зовы новых губ» — очень интересное место, где, как я думаю, автор хотел сказать, что «рыба» — это старые стихи и все устои с ямбами и стихотворным размером, и эта рыба уже устарела и автор увидел в ней нечто новое — «зовы новых губ» — увидел там то, что всеми не было признано, за что и были писатели серебряного века первое время не любимы — они ломали устои, правила, по которым писались стихи, все это для них лишь значил пустой звук и они писали так, как они хотели и видели, проявляя свой талант. Хочу подметить, что Маяковский первое время за это и не любил Александра Сергеевича, это он уже потом написал свою поэму «Юбилейное» с немым диалогом с самим с собой, а не любил он его за то, что у того, видите ли, было все слишком постно, слишком идеально: стихотворный размер, каждая строчка идеально срифмована — Маяковский считал это лизанием ж*пы, всем читателям того времени, просто, чтобы угодить им, но поменял же он свое мнение на его счет, как и над Есениным, из за того, что он не понимал, что это было не «лизанием ж*пы», а Пушкин делал то, что ему нравилось! Это был его талант!
Вернувшись к стихотворению, мы видим самую интересную его часть, часть, ради которой и было предисловие:
«А Вы
Ноктюрн сыграть
Могли бы
На флейте водосточных труб» — если в предыдущей части лирический герой нам показывал свое умение идеально подстраивать все под стихотворный размер, то сейчас, он показывает нам свою суть! Он показывает, опять же, свой талант! И какой же он, все же, хитрый лис, ведь если соединить 3 верхние строчки в этом отрывке, то получится почти идеальный стихотворный размер (что такое стихотворный размер, надеюсь, кто не знает, догадался забить это в интернете, если же нет, то это уже ваши проблемы, т.к. объяснять что это — уж точно не мой конек). Здесь же мы видим вызов главного героя другим, недовольным, его творчеству! Он показал другим, что ОН может как они, но вот могут ли ОНИ как ОН? Вот что спрашивает Владимир других! И это, естественно, был риторический вопрос, ведь он, опять же хитрый лис, знает, что нет! Они то, как раз, не могут как он. И, возвращаясь разделению одной строчки: «А вы ноктюрн сыграть могли бы» — это было сделано специально, в своем собственном стиле, со своим почерком, со своей фишкой, со своим ТАЛАНТОМ Маяковский ставит жирную точку в этих распрях, ведь он доказал всем, что он может как они, да еще как! Завуалировав такой гениальный смысл! Именно по этой причине это мой самый любимый поэт того времени, и, хоть в некоторых частях я с ним не согласен, но не поражаться его талантам у меня не получится никогда.
Подведя итог хочу сказать, что, конечно, это все сугубо субъективно и, несомненно, кто то видит в этом иной смысл, но, если смотреть по годам, то стихотворение было написано именно в те «бунтарские» годы Маяковского, где он пытается заявить о себе другим, не боясь общественного гнева, а наоборот, питаясь им для новых творческих позывов.
Ноктюрн для водосточных труб
НОКТЮРН ДЛЯ ВОДОСТОЧНЫХ ТРУБ
«…Я сразу смазал карту будня,
Плеснувши краску из стакана.
Я показал на блюде студня
Косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
Прочел я зовы новых губ.
А вы
Ноктюрн сыграть
Могли бы
На флейте водосточных труб?»
Машину с крепкими ребятами внутри Макс заметил в последнюю минуту, оказавшись уже возле подъезда Рудика. Останавливаться поздно, Крюков поднялся на третий этаж и нажал кнопку звонка.
Дверь открыл сам Рудик, и это хорошо.
— Что ты ходишь по ночам, какого черта? – прищурился он на лампочку на площадке.
Макс достал из кармана блокнот и написал на листке: «Принеси футляр».
Рудик ушёл и вернулся через несколько секунд, в его руках футляр от флейты. Крюков жестом попросил отдать его. И, как только футляр оказался у него, быстро нажал на кнопку, а затем вонзил выскочившую иглу Рудику в бок.
Рудика хватило на то, чтобы удивленно взглянуть на Макса, после чего он судорожно попытался глотнуть воздуха и упал на площадку возле двери.
Крюков не спеша вышел из парадного и, чувствуя на себе настороженные взгляды из припаркованной у соседнего подъезда машины, уселся в «Лексус» Шиловского а затем не торопясь вырулил на дорогу и умчался к Аристарху.
Макс сидел в кресле,равнодушно наблюдая, как Шиловский мечется по квартире.
— Я думал, у меня еще есть время! – выкрикивал он из соседней комнаты. – Как они могли так быстро! Что б им провалиться!
На столе появился большой кейс, куда Шиловский, торопясь, кидает пачки купюр и золотые монеты.
— Какого лешего ты сидишь, Макс! – закричал он. – Собирайся! Или ты забыл, что я не вожу машину?
Затем Аристарх сел в кресло и попытался успокоиться.
Ну, а Крюкову чего собираться, все его с ним. Но он встал и направился к террариуму. Присел на корточки перед стеклянным домиком с лягушками и надел на руку кожаную перчатку.
— Ну, что ты возишься, Макс! – крикнул Шиловский, видя идущего к нему парня. – Иди к машине, я сейчас, следом за тобой.
Макс послушно кивнул а затем подошёл к Аристарху Михайловичу и, прижав того коленом к креслу, одной рукой зажал ему нос. А когда удивленный Шиловский, задыхаясь, открыл рот, засунул туда золотую лягушку.
Агонии почти нет. И Шиловского тоже больше нет.
Крюков взял со стола кейс, не спеша закрыл за собой дверь, затем вышел на улицу и сел в машину.
А вы могли бы?
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочёл я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
. на флейте водосточных труб?
Это стихотворение Маяковского знают многие. И фразу «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?» помнят наизусть. А про что же в нем говорится на самом деле? Вот стихотворение
» Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?»
Что такое «карта будней»? Вовсе не географическая карта, как думают многие. Это «Carte du Jour» ( букв. перевод «карта дня») — так раньше называли дневное меню. Сейчас такое выражение не встречается, употребляется только в несколько измененной форме. Официанты в ресторане могут спросить: «Будете брать меню (специально подобранный набор блюд) или A la Carte (когда выбирать блюдо надо самостоятельно)?»
«Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана».
В общем, сидел Маяковский в ресторане, размахивал, видно, руками, да и залил вином меню. А ел–то что он там? Понятно, что рыбный студень. Только его раньше для застывания не по тарелкам заливали, а в специальную металлическую форму, чтобы заливное выглядело как настоящая рыба.
«. я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.»
Ел себе заливную рыбу, а напротив сидела барышня, которой так хотелось понравиться. Был обычный серый питерский вечер. За окном шёл дождь, вода с переливами скатывалась по водосточной трубе. Как ещё поэту произвести впечатление на противоположный пол? — Сходу написать стихи о самых обыденных вещах. Мол, кто ещё так может?
«А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?»
Тут же и записал то, что получилось, на обратной стороне меню. А потом много лет разные «исследователи» додумывали, что же хотел сказать поэт.
Слямзено сиё замечательное исследование (?) из недр интернета.