Ногайцы и казахи что их связывает
Ногайцы и казахи что их связывает
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Ногайско-казахские историко-культурные связи и современные отношения
В ногайском народе говорят: «ногайлар эм казаклар быр казанан шыккан халк» («ногайцы и казахи люди одного казана (т.е. люди одной семьи»). И действительно, историко-генетические связи ногайцев и казахов настолько переплетены, что иначе считать не возможно.
Очень тесно переплетение навыков имеет хозяйственная деятельность ногайцев и казахов. В прошлом они вели кочевой образ жизни в сходных географических условиях, что способствовало общим закономерностям функционирования кочевого хозяйства. И ногайцы, и казахи кочевали, соблюдая меридиональный принцип.
В эпическом наследии народов воспеваются общие герои Эдиге, Шора батыр, Мамай, Адиль-Солтан, Эр-Таргын, Ормамбети и другие. Чтится общая память о таких средневековых поэтах как Казтувган, Асан Кайглы, Досмамбет азаулы и др.
Часты в то время были и династические брачные отношения между ногайцами и казахами.
Мы знаем, что судьба ногайцев оказалась драматичной. В середине XVI века начался распад Ногайской Орды, который продолжался до 30-х годов XVII века, когда поволжские степи заняли калмыки. Основным местом проживания ногайцев становится Кубань и Северный Кавказ. Некоторая часть стала оседать вокруг г. Астрахани и окрестностей. Позже, в ходе переселенческого движения мухаджирства, часть ногайцев Кубани и Северного Кавказа стала проживать в Турции.
С момента распада Ногайской Орды основная масса ногайцев была оторвана от тесного общения с казахами. При этом часть ногайцев вошла в состав казахов Малого жуза. Не зря в памяти казахов сохранился период «ногайлы», как время благоденствия и спокойствие, время тесных отношений ногайцев и казахов. Также до сих пор часть казахов помнит о своем ногайском происхождении, называя себя как «ногайлинцы».
В какой-то степени можно говорить о том, что былые ногайско-казахские отношения сохранились только в среде астраханских ногайцев или тех ногайцев, которые переселялись обратно в Волго-Уральские степи.
Согласно Указу императрицы Елизаветы Петровны от 27 июля 1744 г. «О зачислении в Оренбургское казачье войско всех пришельцев, поселившихся в крепостях Оренбургской губернии», они получили казачий статус.
Надо отметить тот факт, что к середине и концу XIX в. «нугай-казак» был не собственно род, а «группа родов». Его подразделения: кояс, уйсен, костанбалы и казан-колак – стали пониматься как самостоятельные букеевские «ру».
С момента присоединения Букеевской орды в 1801 году устанавливаются более тесные отношения ногайцев-карагашей с казахами. Первоначально по причине увеличения контингента кочевых подданных между ними возник земельный вопрос. Для урегулирования этих отношений в 1806 году от 19 мая было издано Положение « О землях кочевых народов Астраханской губернии». Вопрос о размежевании земель тянулся почти всю первую половину XIX века. По этой причине между ногайцами-карагашами и казахами возникали земельные споры и несогласования.
Сегодня ногайско-казахское сотрудничество в Астраханской области продолжается в рамках деятельности национально-культурных общественных организаций. Общество Молодежный центр ногайской культуры «Эдиге» и Молодежный центр областного общества казахской культуры «Жолдастык» проводят совместные мероприятия в области культуры, спорта и просвещения молодежи.
В целом, можно отметить факт того, что Казахстан для ногайцев России и всего мира сегодня является этнокультурным ориентиром, так как казахи лучше сохранили традиционную культуру со степным колоритом. Ногайская культура в силу разбросанного проживания в таких регионах России как Астраханская область, Дагестан, Чечня, Ставропольский край и КЧР подверглась влиянию других народов. Отмечен в целом факт «кавказизации» ногайской культуры, как следствие такого положения.
Сегодня в Казахстане проходят обучение ногайцы из России. Отрадно, что молодые ногайцы получают образование в Казахстане в сфере культуры и искусства. В частности, можно отметить обучение ногайских студентов в Алматинской национальной консерватории им. Курмангазы. В Президентском оркестре Республики Казахстан работает ногаец из Карачаево-Черкессии Арсланбек Султанбеков и пользуется большим уважением среди казахов.
В 2009 году в городе Астана был создан Центр ногайской культуры. Был проведен фестиваль с приглашением ногайских артистов из разных регионов России.
В сентябре 2009 года в Астраханской области состоялся гастрольный тур трио «Мира и согласия» из Астаны во главе с Арсланбеком Султанбековым, на концертном мероприятии в г. Астрахани под названием «Наследие кочевников», впервые в Астрахани были показаны уникальные номера, имеющие тесную связь с традиционной культурой ногайцев и казахов. Зрителей в зале приветствовал консул Республики Казахстан в Астраханской области А. У. Сыздыков, который тогда только что вступил в должность.
Очень важна деятельность, которая проводится государством Казахстан в сохранении культурного наследия ногайцев и казахов в рамках функционирования археологического центра «Хан ордалы Сарайшик». Под патронажем Президента Казахстана Н. А. Назарбаева создан уникальный музейный комплекс на основе археологических раскопок средневекового городища Сарайчик.
В целом можно отметить, что исследование вопроса о ногайско-казахских отношениях сегодня представляет как научную, так и практическую значимость, в силу большого интереса к этому вопросу и дальнейшего развития отношений между этими народами.
Э.Ш.Идрисов, сборник материалов конференции «Перекрестки истории». Астрахань, 2010
[1] См. А.И. Исин Казахское ханство и Ногайская Орда во второй половине XV-XVI вв. Алматы, 2004; Р.Х. Керейтов Ногайцы. Особенности этнической истории и бытовой культуры. Ставрополь, 2009;
[2] В.В.Трепавлов История Ногайской Орды. М., 2001. С.157-162.
[3] А.И. Исин Указ. соч. С. 42.
[4] В.М. Викторин Субэтносоциум «нугай-казак» на границе Западного Казахстана и Нижнего Поволжья: парадоксы взаимодействия тюркских этносов // Сарепта: Историко-этнографический вестник. Вып. 2. Волгоград, 2006. С. 52-59.
[5] А.И.Исин Указ. соч. С. 42-43.
[6] В.М.Викторин Указ. соч. С. 56.
[7] Государственный архив Астраханской области (далее ГААО). Ф.394. Оп.1.Д.4372.Л.1.
КАЗАХИ И НОГАЙЦЫ: ОДИН НАРОД?
В предыдущей статье были заданы вопросы об истории Ногайской орды, которые были адресованы авторитетным лицам.
На наши вопросы отвечает местный исследователь, краевед и общественный деятель Махамбет Галымжанович Хакимов.
ВОПРОС: В XV—XVII веках на территории Казахстана просуществовало государство Ногай. Потом эта территория стала принадлежать Казахскому ханству. Как все это происходило?
ОТВЕТ: Ногайская Орда (государственное образование) просуществовала в период XV-XVII веков, и занимало только западную часть Казахского ханства и эта территория затем стала фактическими пределами казахского Младшего Жуза.
А теперь даю полный ответ на ваш вопрос, и начну с объяснения слова и понятие «ногай», которое произошло от человека по имени Ногай (его отец Кутлуккий-бий). Они родом из восточно-тюркского племени «мангыт», которое во времена самого Чингиз-хана, (в начале XIII века) обосновалось в «Дашт-Кыпчак», а это пространство от гор Алтая до реки Едиль (Волга). И здесь они породнились и смешались со здешними кыпчакскими племенами. Во времена походов Золотой Орды на Запад (на Русь и Восточную Европу), представитель мангытской знати по имени Ногай, проявил себя как смелый и толковый командир (ранее сотник, затем тысячник), так что он всегда был «на виду» у Бату-хана и командующего его армии Субедая. В конце того похода и далее, Ногай стал «темником» (военачальник корпуса в 10 000 воинов), который от имени ордынской власти «присматривал» за Русью и прочими западными странами. Проще говоря, он в войнах усмирял непокорные страны, собирал дань, проводил политику и прочие проявления доминирования в данных регионах (поэтому неудивительно, что Ногай до сих пор нелестно упоминается в средневековой истории Восточной Европы). Ко всему тому, он всегда помогал силой прийти к власти очередному хану в Золотой Орде (Ногай пережил семерых ханов).
Еще одна важная деталь для дальнейшего повествования. Наряду с упомянутыми ханствами с 1480 году возникла и Московская Русь (будущая «метрополия» для всех ханств), основой которой была Московское княжество, поэтому его народ в западной Европе называли «московиты», в восточной Европе –«москали», и т. д. И этот народ в основном состоял из потомков угрских и славянских племен. Среди этого народа также много было различных тюрков, в разные времена (Х-ХVIII века) оседавших в русской среде, и их всех подряд называли … «татарами». Ну, да ладно, продолжим свой рассказ.
Жизнь в новых государствах шла своим чередом, хотя часто случались войны между ними, особенно активной была Ногайская Орда. Так на востоке она участвовала в становлении и междоусобицах Абулхаирского ханства, в результате чего немалая часть его населения (после поражения от Казахского ханства) ушла на юг, А их хан Мухаммед Шейбани сумел захватить всю Среднюю Азию, свергнув там власть потомков Хромого Тимура (Тамерлан). И самое главное, назвала завоеванный народ именем своего почитаемого хана … «узбек» (золотоордынский хан Узбек из начала XIV века). Надо заметить, что такого этнического названия раньше вообще не существовало в среднеазиатской среде древних народов Хорезма, Согды, Бактрии и Ферганы.
Итак, в войнах за приволжские территории (1552-1556 годов) помощь тюркам Казани и Астрахани оказывала лишь Ногайская Орда, которая затем в Приазовье сумела самостоятельно отбить наступление войск русского царя (так стали называться их правители) Ивана Грозного в войне 1556-1559 годов. И тогда, при подстрекательстве московской политики, тогдашние казахские ханы заняли земли около рек Жем (Эмба) и Ак Жайык (Урал), т. е. был нанесен «удар в спину» ногаям. Несколько раз эти территории и племена алшынов и ногаев переходили из рук в руки, … то они в Казахском ханстве, то в Ногайской орде. И это кончилось очень плохо, когда очередной казахский хан Хак-Назар (Ак-Назар), считавший себя еще и ногайским ханом, в 1580 г. ушел с войском из г. Сарайшык в поход на Узбекское ханство, возомнив себя великим полководцем, но там он и его войско бесславно погибло. Итогом этих событий стала страшная трагедия, т. е. оставшийся без военного прикрытия г. Сарайшык (именно такого момента ждали исполнители московской политики), бывшая столица ногаев и казахов, была полностью разрушена. Это сделали русские стрельцы (из Астрахани) и «воровские» казаки атамана Еремы (Ермак с Волги), Они жадно и варварски разграбили даже захоронения кыпчакских, золотоордынских, ногайских и казахских ханов.
До этих событий, в результате прошедших войн, Московская Русь захватила земли Казанского и Астраханского ханств, до Каспийского моря, вдоль реки Волга (название реки Едиль-Итиль было приказано забыть). Далее в русской истории, оставшихся ногаев на востоке от реки Волги стали называть «Большие Ногаи», а на западе от Волги (в Приазовье) – «Малые Ногаи». Кроме того немалое число ногаев ушло в Казахское ханство, в родственную среду алшынов, в знак протеста против прорусской ориентации некоторых своих правителей, например, мырзы Орыса (Урус, по-русски), потомки которого в дальнейшей истории значатся как русские князья Урусовы. То же самое произошло с отпрысками мырзы Жусупа (по-русски, Юсуп), т. е. его потомки тоже стали русскими князьями Юсуповыми. К слову, в Руси также возникали подобные династии из числа казанских и крымских татар, и других народов.
Итак, в начале 17 века официально уже не было целой Ногайской Орды, существовавшую в период 1426-1604 годов, но его народ был жив и продолжал борьбу за существование. Теперь большинство ногаев с боями (после русского захвата низовьев Поволжья) прорывались через р. Волгу и в течение XVII века уходили к своим сородичам в Приазовье и Причерноморье, которых они знали еще со времен своего предка Ногая. Вместе с ним откочевала часть башкиров и татар, тоже не желавших терпеть господство московитов на приволжских землях. К уходящим ногаям примкнула часть казахов-алшынов,, во главе с султаном Ахмед-Гереем (сын Хак-Назара). Как становится ясно из этих исторических событий, все происходило из-за насильственной политики московитов, заключающейся в изгнании (или уничтожении) тюркских народов приволжских территорий, которые теперь считались … «исконно русскими».
Напомню, до ухода из Прикаспия самыми известными там были такие ногайские объединения, как «Жетысан», находящихся на землях между реками Едиль (Волга) и Ак Жаиком (Урал), и «Жембулак» на территории междуречья Ак Жайыка и Жема (Эмба).
ОТВЕТ: Продолжаем наш дальнейший рассказ об истории ногаев. В первой половине XVII века, большинство ногаев в западных краях возглавлял батыр-предводитель Ер-Таргын, и хотя у них не было официальных государственных образований, но их (в Предкавказье и Причерноморье) военно-политические объединения сыграли (вольно-невольно) существенную роль в дальнейшей истории всех здешних народов. К тому же, Османская империя (Турция), Крымское ханство и Запорожская Сечь всегда использовали ногаев, как немалую военную силу, против наступающей Московской Руси, которая сама переживала невзгоды в войнах XVII века с Речью Посполитой (Польша и Литва) и погрязла в своей междоусобице (1590-1612 годы), называемой в русской истории «Великая Смута». И тогда у них не было единого царя, трон занимали различные бояре (Б. Годунов, В. Шуйский), объявились различные самозванцы (Лжедмитрий I, Лжедмитрий II) и прочие проходимцы. И, в конце концов, всех этих «цецаревичей» разогнало польское войско и посадило на трон в Кремле своего королевича (принц) Владислава. И только народное русское ополчение, во главе с князем Д. Пожарским (якобы русский) и купцом К. Мининым (крещеный татарин), сумело в войнах восстановить независимость своей страны. А в 1613 году, при поддержке патриарха Филарета (бывший боярин Федор Романов), московским царем был избран … его 16-летний сын Михаил Романов.
И вот, при такой внешнеполитической обстановке, ногайский народ в южных регионах получил временное затишье от русской экспансии, и активно участвовал в истории и политике Крымского ханства и Запорожской сечи, особенно в их войнах с Речью Посполитой и Московским царством. А территория ногаев, от Прикаспия и до северного Причерноморья, в мировой истории обозначалась как «Ногайская Степь». Но в 20 веке это название региона тоже было предано забвению, теперь там Ставропольский и Краснодарский края, т. е. в течение XVIII-XIX веков эти регионы были захвачены Российской империей. Поясню, что бывшая (в 15-17 веках) Московская Русь, при царе Петре I переименована в Российскую империю (с 1721г.), и, соответственно сам Петр I стал называться императором. Далее, несмотря на все эти потрясения и войны, эта империя продолжало свои экспансии на всех своих границах. Не буду перечислять все западные войны Российской империи (со Швецией и другими европейцами), только поведаю про события, связанные с историей ногаев.
Например, в 1687-1689 годах попытка России «с ходу» захватить Таврию (Северное Причерноморье) и Крым Была отбита крымцами и ногаями. Также в 1695 году турки и ногаи совместно отбили вторжение Петра I на город Азов (бывшая Тана). Однако в следующем походе (1696г.) имперским войскам в союзе с князем Аюкой (правитель калмыков) все же удалось захватить Азов и прилегающие территории, которые были объявлены российской собственностью, и здесь был заложен первый российский флот. В 1705-1706 годах войско Петра I (опять в союзе с Аюкой) разгромило восстание русского посадского народа и стрельцов в Астрахани и Царицыне. А в 1707-1708 годах было подавлено выступление казаков атамана К.Булавина (в этой войне пргибло 20 тысяч казаков) и русский царь навсегда лишил Донское казачество их самоуправления, т. е. все командование дончаками теперь было только от империи. Несогласные с потерей самостоятельности, часть донских казаков, во главе с атаманом Некраса, ушла на Кубань. Далее ногаи и некрасовцы совместно (и в союзе с турками) участвовали в дальнейших войнах против Российской империей.
На другой окраине «Ногайской Степи», донские казаки и калмыки, при полной поддержке Российской империи, были тоже задействованы на уничтожение ногаев. Их задачей была отторжение земель у ногаев (объединения Жетысан и Жембулак, которых возглавляли мырзы Джакшат и Аташ) и вытеснение их из этого региона. А на южной окраине этой Степи (в Предкавказье и Кубани) находились другие ногайские племена, которые помогали в войнах вышеупомянутым сородичам. Так что, опасаясь самих ногаев, империя дополнительно соорудило цепь укреплений от Дона до Волги, называемых в истории «Царицынской линией», ставшей теперь границей. И тогда разгорелись взаимно ожесточенные войны, обе стороны несли тяжелые потери. И хотя ногаи вынужденно отступали, но они наносили тяжелые ответные удары, упомяну несколько случаев. Так, в 1711 году калмыки хана Аюки (титул «хан» получен от Петра I) внезапно напали и разорили кочевья ногаев на Кубани и угнали в плен много народа. В том же году, калмыкский князь Чеметь и часть донских казаков нагло повторили набег на Кубань, но подготовившиеся ногаи и их союзники казаки-некрасовцы (бывшие дончаки), полностью истребили этих налетчиков. А отрубленную голову Чемета отправили в г. Стамбул, демонстрируя турецкому султану (он их союзник) свою способность давать отпор любому врагу.
В 1715 году мырза Бахтыгерей (предводитель ногаев на Кубани) разгромил вновь вторгнувшееся воинство калмыков, а самого Аюку преследовал до самого Нижнего Поволжья, разорил его владения, отнял личное имущество, и освободил ногаев, ранее попавших в плен. А Аюке повезло, он успел спрятался за Царицынской линией, где была сосредоточена экспедиционная российская армия для похода на … восток, но теперь она была развернута для войн с «самостийными» ногайскими объединениями. Тут дело было в том, что Петр I давно вынашивал замыслы по захвату Казахского ханства и среднеазиатских стран. Для этого, он через казахский Прикаспий, хотел вторгнутся в Хивинское ханство (в южном Приаралье), а затем продолжить завоевания в Средней Азии. При этом еще планировалась наступление Джунгарии на казахов и узбеков (с востока). Но все эти имперские желания по первой попытке вторжения Российской империи в данный азиатский регион, вольно-невольно сорвал ногайский мырза Бахтыгерей, за голову которого даже была объявлена русская награда в 5 000 рублей. Но среди ногаев не нашлось предателей, а Бахтыгерей в дальнейшем геройски погиб в 1729 году в очередной войне с наседавшей империей, теперь уже на Северном Кавказе.
Под натиском имперской армии, ногаи вынуждено мигрировали на юг, в Причерноморье и на Кавказ, где присоединялись к своим сородичам (обитавших здесь со средневековых времен), и соседним народам, вместе с которыми их свела историческая судьба в Причерноморье (особенно с Крымским ханством). Так что, неудивительно, что кочевые «ногайские орды» участвовали в политике и войнах в этом регионе.
А оставшихся ногаев, имперская власть разместила на определенных территориях (на юге Украины и в Молдавии) и называла их Белгородская Орда и Буджакская Орда. Однако ногаи предпочитали называть себя по-прежнему … Жетысан, Жембулак, Едишкол. Были еще попытки создать ногайскую кавалерию в составе российской армии, инициаторами этой идеи были князь Потемкин (при Екатерине II), затем император Павел I в 1801 году, но ногаи и их знать отказывались воевать за Россию. После очередного отказа, по указу (в 1807 году) следующего императора Александр I, все ногаи из Северного Причерноморья обязывались переселиться в Прикубанье и Северный Кавказ. А ногаи не противясь императорскому указу дружно ушли в те края, дело в том, что эти места являются их исторической родиной. И тогда и именно там концентрировались теперь ногаи из всех других регионов, в силу происходящих событий. И теперь местные ногаи и пришедшие соплеменники вместе приняли активное участие в Кавказских войнах, против наступающей Российской империи
Вот такова была драматическая история тюрков-ногаев, а их потомки поныне находятся в Турции, Казахстане, Украине, России, на Кавказе и Балканах, и где бы они не находились … они по-прежнему называют себя НОГАЙ.
ВОПРОС: сходства ногайцев с казахами: культура и традиции, язык и вероисповедание.
ОТВЕТ: Сходства в традициях и культуре не буду перечислять, ибо они идентичны, т. е. они (за небольшим различием) одинаковы у ногаев и казахов. Даже перечень племен у казахов и ногаев один и тот же. Например, в составе ногаев есть племена:
— уйсын, дулат, канлы, катаган и другие (как у казахов в Старшем Жузе),
— кыпшак, найман, аргын, конырат, кереит (керей) (как в Среднем Жузе)
— почти весь перечень родов и племен из числа алшынов (как в Младшем Жузе).
Разумеется, состав племен у ногаев не возник в одно время, т. е. он образовывался в течение многих веков (особенно в средневековье), в силу различных исторических причин, и этот процесс происходил в течение 12-19 веков.
С уважением к читателям,
автор Махамбет Галымжанулы Хакимов.
От редактора: Все эти истории, в т. ч. о наших ногаях, более подробно изложены в книге «Айкын Тарих» (годы издания 1996 и 2006 годы), где в виде исторического эссе (свободное изложение) рассказано истории более 500 различных племен-народов (в основном – о тюрках), существующих поныне в пространстве от Китая до Восточной Европы. А в этой статье, отвечая на наши вопросы автор приводит свои ответы, которые практически являются изложением истории ногаев!
Казахи и ногаи – разделённый народ
Историк и общественный деятель, представитель ногайского народа Мурад Заргишиев будет писать для Esquire.kz о вопросах истории и тюркологии. В первой колонке, он доказывает, что ногаи и казахи являются одним, но разделённым в истории народом.
Великий классик степной поэзии, «қазақ поэзиясының атасы» (отец казахской поэзии) Шал-Кийиз Тиленши-улы — казах или ногай? Поэт Асан Кайгылы, которого Шокан Валиханов назвал «ногайским философом», — казах или ногай? Поэты и воины Казтуган Суйиниш-улы и Досмамбет Азаулы — ногаи или казахи? Нашим великим классикам были бы не понятны такие вопросы.
Чем дальше мы углубляемся в историю наших народов, тем труднее отличить друг от друга казаха, ногая, каракалпака, степного крымского татарина, даштикыпчакского узбека… И это неудивительно, ибо в Золотой Орде (Джучиевом Улусе) все мы были единым народом с именем ногайлы. В казахской культуре даже есть такое сакральное понятие, как ноғайлы дәуiрi, ноғайлы заманы — ногайлинская эпоха, под которой подразумевается эпоха Джучиева Улуса. Все богатырские поэмы казахского, ногайского и каракалпакского эпоса повествуют не о казахском, ногайском, каракалпакском или татарском народе, а исключительно о народе ногайлы, о Стране Ногайлы. Почитайте любой национальный эпос: одни и те же герои, одни и те же дастаны — «Едиге», «Шора», «Кобланды», «Ер Таргын», «Орак и Мамай», «Карасай и Казы» и т. д. В казахском эпосе, например, каждый батыр на вопрос, кто он, гордо заявляет: «Мен — Ноғайлы елiнiң / Елден шыққан ерiмiн, / Артық туған шерiмiн, / Асыл туған бѳрiсiмiн».
Выдающийся казахский учёный Шокан Валиханов писал: «По преданиям своим киргизы [т.е. казахи] почитают себя потомками татар Золотой Орды, которая в героических поэмах (джирах) называется «Ноғайлының Ауыр Жұрт», а героем всех своих поэм считают золотоордынских ногаев».
Но распад золотоордынской империи в XV веке привёл к расколу этой единой общности. Слава Аллаху, у наших народов сохранилась историческая память! Наша культура полна свидетельств о нашем едином прошлом. Даже сегодня невозможно без слёз слушать скорбный кюй о разделении единого народа на казахов и ногаев: «Жылау, жылау, жылау күй… / Жылаған зарлы мынау күй ― / Қазақ пен ноғай айрылды, / Қазақ сартқа қайрылды… / Ноғайлының ну елi / Күңiрендi, қайғырды… / Ел қанаты қайрылды! / Зор күн туды, зор күндер, / Кеттi күлкi мол күндер, / Жылау менен қоштасу… / Келер ме қайтып ол күндер?…» Для современной казахской истории ногайлинская эпоха, ноғайлы дәуiрi, ноғайлы заманы, является прямой и неразрывной связью с историей Золотой Орды. Поэтому для меня и ногаи, и казахи, и каракалпаки, и крымские татары, и даштикыпчакские узбеки — это ветви единого Байтерека, Священного Древа Жизни, части единого ногайлинского этноса. Приезжая в Казахстан я убеждаюсь в этом, когда свободно говорю с казахами, и речь идет не о понимании друг друга ввиду близости и похожести языков – речь идёт об одном и том же языке.
История раскидала народы, сегодня ногаи живут в России. В разных регионах страны — в Астраханской области, Дагестане, Ставропольском крае, Чеченской Республике, Карачаево-Черкесии, Крыму. Трудовая миграция привела к возникновению ногайских диаспор на севере — Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, Мурманске. Сохраняется ли в таких условиях ногайская культура и язык? Да, несмотря на многие трудности, мы сумели пронести сквозь века свой язык, культуру и традиции. Хотя в последние десятилетия на ногаев оказывает ощутимое влияние культура соседних кавказских народов — музыка, танцы, обычаи, национальная кухня. Россия — крупнейшая в мире многонациональная и многоконфессиональная страна. И сегодня (как и в советское время) в регионах компактного проживания в общеобразовательных школах преподаются ногайский язык и литература. Власти оказывают поддержку сохранению ногайской культуры на уровне федерального правительства и регионов.
Нерешённых проблем тоже много. Однако всё познаётся в сравнении: ногаи, вынужденно эмигрировавшие в XVIII-XIX веках в Османскую империю, не имеют ничего из того, что имеют ногаи, оставшиеся в России. Мы в России изучаем в школе родной язык и литературу, на ногайском языке издаются книги, газеты и журналы, существуют радио- и телепередачи. А в Турции у ногаев нет ничего этого, несмотря на большую диаспору. Разница на уровне государственной политики: в Турции стараются ассимилировать ногаев (называют их noğay türkleri), а в России есть возможность сохранить свою самобытность.
Однако большую угрозу несёт глобализация. Ползучий процесс размывания культурной идентичности, утраты языка и традиций коснулся всех народов, в том числе ногаев. Это естественный, стихийный процесс, ему трудно противопоставить юридические законы. Поэтому возрастает значение языка и культуры. Я рад, что в Казахстане много делается для возрождения исторической памяти. Одним из таких мероприятий стала Международная экспедиция «От Хэнтэя до Улытау: возрождение исторической памяти».
Это мероприятие призвано помочь народам устоять и сохранить себя. Экспедиция начала работу в августе в Монголии у горы Бурхан-Халдун. Это место свято для монголов — здесь прошло детство Чингиз-хана. Никогда ранее тут не проводились археологические работы. Но уважение, которым окружено имя Чингиз-хана в Казахстане, доверие монгольской стороны к Международной Тюркской Академии и лично к её президенту г-ну Дархану Кыдырали помогли нашей экспедиции получить разрешение на эти исследования.
В ходе экспедиции исследователи обнаружили неизвестные ранее ритуальные комплексы, статуи эпохи Тюркских каганатов. По предварительным данным, памятники могут быть связаны с именем Ильтериш Кутлуг кагана, правившего в VII веке. Дальнейшее изучение артефактов прольёт свет на неизвестные страницы истории наших далёких предков. Кроме казахских и монгольских учёных, в экспедиции участвовали представители России, Турции, Монголии, Азербайджана, Кыргызстана. Завершилась она в сентябре на Улытау, где историю Тюркских каганатов продолжили Монгольская империя и её Джучиев Улус (Золотая Орда), Казахское ханство, Ногайская Орда.
Улытау — место сакральное для каждого кочевника. Тут находятся мавзолеи Джучи-хана и Алаша-хана, могилы выдающихся правителей Золотой Орды Едиге и Токтамыша. Здесь была одна из ставок последнего казахского хана Кенесары. Эта земля — колыбель Джучиева Улуса, а Казахстан — прямой наследник золотоордынской цивилизации. И сегодня Казахстану выпала колоссальная ответственность за сохранение этого наследия.