Нко иноагент что это
Как российское законодательство регулирует работу иноагентов
Кто такие иноагенты
Это понятие появилось в законодательстве в 2012 году, изменения были внесены в Закон «О некоммерческих организациях». В соответствии с ними иностранным агентом может быть признана некоммерческая организация, которая участвует в политической деятельности в России и при этом получает финансирование или имущество от иностранных организаций или граждан.
Смотрите также
Вячеслав Володин назвал проявлением двойных стандартов призыв Великобритании отменить закон об иноагентах
Согласно закону, финансируемые из‑за рубежа политические некоммерческие организации должны самостоятельно регистрироваться в Минюсте России в качестве «иностранных агентов». Позже Министерство юстиции получило право самостоятельно включать некоммерческие организации в реестр «иностранных агентов». Однако предусматривается, что решение о включении НКО в реестр «иностранных агентов» может быть обжаловано в суде.
При этом в действующем законодательстве оговаривается, что к политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного, животного мира. А также благотворительная деятельность.
А отдельный гражданин может считаться иноагентом?
Да, позднее законодательство было усовершенствовано, и в случае, если физическое лицо в интересах иностранного СМИ-иноагента создает и распространяет для широкого круга лиц текстовые, аудио- и видеоматериалы, получая при этом поддержку из‑за рубежа, оно может быть признано иноагентом. При этом поддержка может быть финансовой, материальной или организационно-методической.
Такие граждане обязаны подать уведомление о включении их в перечень иностранных агентов, а затем раз в полгода предоставлять отчет о своей деятельности и о тратах зарубежных средств.
Физлица, выполняющие функции иноагентов, до прекращения своей деятельности как иностранный агент не смогут занимать должности на государственной и муниципальной службе, а также быть допущенными к государственной тайне.
Помимо этого, иноагентами могут быть объявлены общественные объединения, не зарегистрированные в качестве юридических лиц и получающих при этом иностранное финансирование в целях участия в политической деятельности.
И НКО, и физлица должны отчитываться о своей деятельности.
Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, ежегодно представляют в Минюст аудиторское заключение и отчет о своей деятельности и о персональном составе руководящих органов, а также ежеквартально — документы о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников. Кроме того, НКО-иноагенты обязаны раз в полгода публиковать в интернете отчеты о своей деятельности.
По аналогии с правовым регулированием деятельности НКО, выполняющих функции иноагента, установлен уведомительный порядок учета общественных объединений. На них возлагается обязанность ежеквартально информировать уполномоченный орган об объеме и целях получаемого иностранного финансирования и его фактическом расходовании.
Кроме того, иноагенты должны сопровождать публикуемые материалы, в том числе в СМИ, c указанием на то, что они произведены иноагентом. При этом требование не затрагивает блогеров и иных пользователей социальных сетей.
Распространение в СМИ или интернете информации об НКО-иноагентах или физлицах-иноагентах без указания, что данная организация или гражданин включены в соответствующий реестр, наказывается штрафами:
Нарушение общественным объединением, получающим финансирование на осуществление политической деятельности из‑за рубежа и не зарегистрированным как юрлицо, порядка предоставления сведений о своей деятельности получит предупреждение или штраф:
В свою очередь, физическое лицо – иноагент за аналогичное нарушение может отделаться предупреждением либо заплатить штраф от 30 до 50 тыс. руб.
Неуказание физлицом – иноагентом своего статуса карается штрафом от 10 до 30 тыс. руб.
Производство общественным объединением, включенным в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иноагента, различных материалов и их распространение без соответствующей маркировки влечет штраф:
В свою очередь, для отдельных членов такого объединения, не указавшего маркировки, что материалы произведены иноагентом, штраф составит 5 тыс. руб.
Штрафы для НКО-иноагентов за распространение материалов без маркировки составят до 500 тыс. руб. для юридических лиц.
За злостное уклонение от исполнения обязанностей по представлению документов, необходимых для включения в реестр НКО-иноагентов, предлагается наказывать штрафом в размере до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Аналогичные наказания предлагается установить за нарушение порядка деятельности иностранного СМИ-иноагента или учрежденного им российского юридического лица, выполняющего функции иноагента.
За неподачу заявления о включении в список иноагентов или непредоставление отчетов о деятельности, в случае если ранее уже применялась административная ответственность, лица могут быть приговорены к аналогичному штрафу и обязательным, а также к принудительным работам на срок до пяти лет либо лишению свободы на тот же срок.
Статус иностранного агента для некоммерческой организации: признаки и порядок приобретения.
Деятельность некоммерческих организаций неразрывно связана с развитием гражданского общества, в рамках которого его члены получают широкие возможности по реализации своих прав и интересов. Характеризующими их принципами традиционно признаются независимость от государства и, как следствие, отсутствие излишнего государственного вмешательства в вопросы их создания и деятельности, добровольность формирования, предоставление им максимальной самостоятельности и возможности действовать на основе начал самоуправления и координации, однако это не означает их бесконтрольное функционирование со стороны государства.
Такое понятие, как «некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента», появилось в правовом поле Российской Федерации сравнительно недавно для усиления контроля за некоммерческими организациями, осуществляющими политическую деятельность за счет финансирования иностранных источников.
Это явление получило свое закрепление в Российском законодательстве с появлением Федерального закона от 20.07.2012 № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».
В соответствии с данным федеральным законом с 21 ноября 2012 года введен новый правовой статус для российских некоммерческих организаций — некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента.
Для признания организации иностранным агентом необходимо наличие обоих признаков одновременно; т.е. как наличие финансирования из иностранных источников, так и участие в политической деятельности сами по себе не являются достаточными для признания организации иностранным агентом.
Перечень источников формирования имущества некоммерческих организаций дан в п. 1 ст. 26 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Это пожертвования и аналогичные по статусу поступления (не являющиеся выручкой от реализации товаров, работ и услуг); членские взносы, вклад учредителей и иные аналогичные поступления; выручка от реализации товаров, работ и услуг; доходы по акциям и вкладам; денежные средства, переданные по договору комиссии, поручения или агентскому договору для исполнения поручения (не является доходом организации) и т.д.; данный перечень не является закрытым.
Следует обратить внимание, что законодательством не нормирована не только форма получения денежных средств из иностранных источников, но и их объем.
Таким образом, если в составе членов организации, уплачивающих членские взносы, имеется иностранное юридическое либо физическое лицо, лицо без гражданства либо российское лицо, которое получает средства от таких лиц, то квалифицирующий признак по иностранным источникам финансирования выполнен вне зависимости от размера взноса и его доли в бюджете организации в целом.
Вторым необходимым признаком присвоения некоммерческой организации статуса иностранного агента является ее участие в политической деятельности.
Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.
Важным в толковании понятия «политическая акция» является то, что любое публичное мероприятие, упомянутое в вышеназванном федеральном законе, однозначно (исходя из определения) является акцией. Таким образом, участие некоммерческой организации в проведении или финансировании собрания, митинга, шествия или пикетирования будет являться участием в акции.
Политической акцией может быть любое мероприятие, как публичное, так и непубличное, мотивы проведения которого связаны с изменением декларируемых в законах или иных нормативных и ненормативных актах целей и задач либо с изменением или отменой конкретных мер, направленных на их достижение. Характерно, что проводимые акции с позиции закона должны иметь цель воздействия на государственные органы или общественное мнение. Это, прежде всего, любая форма обращения к ним, в том числе посредством петиций, сборов подписей, демонстрации лозунгов, открытых писем, видеообращений и т.п.
Согласно Федеральному закону «О некоммерческих организациях» к политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчеству.
Таким образом, при получении денежных средств и имущества от иностранных источников в целях осуществления вышеуказанной деятельности, некоммерческая организация не может быть признана некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.
Несмотря на то, что каждый из рассмотренных признаков признания некоммерческой организации иностранным агентом достаточно широк, для того чтобы считать некоммерческую организацию иностранным агентом, все эти признаки должны проявиться одновременно.
Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента подлежат государственной регистрации в общем порядке в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях», но, вместе с тем, обязаны состоять в реестре некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (реестр), ведение которого осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации.
Порядок ведения реестра утвержден Приказом Минюста России от 30.11.2012 № 223 «О Порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».
Заявление о включении некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, в реестр представляется в Минюст России непосредственно или почтовым отправлением, а также в форме электронных документов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет либо одновременно с документами, подаваемыми для государственной регистрации такой организации в качестве юридического лица, либо до начала осуществления такой организацией функций иностранного агента.
На основании представленного заявления Министерство юстиции Российской Федерации принимает распоряжение о включении некоммерческой организации в реестр. Сведения о некоммерческих организациях, содержащихся в реестре, размещаются на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации.
За неподачу заявления о включении организации в реестр деятельность организации может быть приостановлена на срок не более полугода.
Злостное уклонение от исполнения обязанностей по представлению документов, необходимых для включения в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок (ст. 330.1 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Необходимо отметить, что в настоящее время в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, внесена лишь одна некоммерческая организация – Некоммерческое партнерство «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ».
Наделение некоммерческой организации статусом некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, возлагает на нее дополнительные обязанности по сравнению с другими некоммерческими организациями. В частности, материалы, издаваемые и (или) распространяемые такой организацией, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.
Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, обязаны представлять в Минюст России дополнительную отчетность, установленную приказом Минюста России от 16.04.2013 № 50 «О форме и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».
Согласно данному приказу такая организация представляет в Минюст России непосредственно, либо в виде почтового отправления с описью вложения, либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) следующую информацию:
Получение Минюстом России указанных документов подтверждается уведомлением, которое выдается некоммерческой организации (в случае непосредственного представления) или в течение трех рабочих дней с даты их представления направляется в виде почтового отправления или в электронной форме.
Также были внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в Уголовный кодекс Российской Федерации, устанавливающие административную и уголовную ответственность за невыполнение некоммерческими организациями обязанностей, предусмотренных для некоммерческих организаций, осуществляющих функции иностранного агента.
Так, согласно ст. 19.7.5-2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредоставление или несвоевременное предоставление некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), предоставление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим государственным органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо предоставление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Статьей 19.34 вышеуказанного кодекса установлена ответственность за осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, а также за издание некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, материалов и (или) их распространение, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием сети «Интернет», без указания на то, что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Такая деятельность влечет наложение соответствующего административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Необходимо отметить, что, не смотря на большой объем проделанной работы, как законодательными, так и исполнительными органами государственной власти в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранных агентов, данные изменения в законодательстве Российской Федерации вызвали различные сомнения и неодобрение некоторыми представителями иностранных органов.
«Это вершина идиотизма». Как любого россиянина смогут признать иноагентом и кто помогает их «искать»
Кто такой иностранный агент
В нынешнем законопроекте, который уже приняли в первом чтении, физическое лицо признается иноагентом при выполнении двух условий. Первое – получение финансирования из-за рубежа. И это необязательно деньги: в законопроекте прописано, что это в том числе предоставление имущественной или организационно-методической помощи со стороны иностранных органов власти, организаций и граждан.
Вторым условием для получения статуса иноагента является участие в политической деятельности или сбор информации в военно-технической области. На физлицо (в случае принятия законопроекта) распространятся формы и цели политической деятельности НКО-иноагента. При этом человек должен действовать в интересах иностранного государства, его госорганов, фондов, граждан или международной организации. Под «политической деятельностью» НКО законодатели подразумевают участие в организации публичных мероприятий, митингов, шествий, демонстраций, пикетов, в выборах, референдумах, наблюдениях за ходом голосования и деятельности политических партий. К ней же относятся публикации мнения о решениях властей и политике, проводимой государством; обращения к госорганам с просьбой принять, изменить или отменить закон или нормативно-правовой акт; проведение соцопросов среди населения, обнародованные результаты которых могут формировать у населения общественно-политические взгляды и убеждения.
— Стать иностранным агентом может каждый. Для этого не обязательно заниматься политикой, достаточно организовать экологический пикет при взаимодействии, например, с Greenpeace. Закон включает просто произнесение вслух оценки деятельности любых органов государственной власти. Мне кажется, никакая общественная деятельность не возможна без такой оценки, — рассказал на пресс-конференции «Новые законодательные инициативы – новые угрозы обществу» Александр Верховский.
Иностранными агентами могут стать даже граждане других стран, кроме дипломатов, сотрудников консульств, зарубежных журналистов и представителей международных организаций, которые находятся в России по официальному приглашению.
«Когда в государстве есть разные сорта граждан — это всегда приводит к печальным последствиям». Что пишут в соцсетях о новом законе об иноагентах
Что должен делать человек, получивший статус иноагента
Человек, занимающийся политической деятельностью и получающий материальную помощь из-за рубежа, должен самостоятельно подать заявление о включении его в реестр иноагентов. Если он не заявился, то в список его включит Минюст. После внесения в реестр иностранный агент должен раз в полгода предоставлять в Минюст отчет о политической деятельности и информацию, на какие цели пошли иностранные деньги или как использовалось зарубежное имущество.
— По опыту НКО мы знаем, что никакая логическая связь между деятельностью и получением средств не предполагается, это именно отчет обо всей политической деятельности и отчет обо всех средствах не российского происхождения: как ты их получил и как ты их потратил. Если ты не смог объяснить, то штраф от 30 до 50 тысяч рублей, — пояснил Верховский.
Иноагент должен маркировать все посты в социальных сетях и сообщать о своем статусе во время публичных выступлений. Указывать статус должны будут и другие люди, должностные лица и организации, которые публикуют комментарий, пост и другие материалы иноагента на своих ресурсах. За невыполнение этого требования планируют ввести штрафы: для обычных людей — до 2,5 тыс. руб., для должностных лиц – от 4 до 5 тыс. руб., для юридических – от 40 до 50 тыс. руб.
Помимо этого, иностранному агенту запрещено иметь доступ к гостайне и занимать должности в органах местного самоуправления. Иноагент, решивший участвовать в выборах, должен заявить об этом при регистрации. Если человек не имеет статуса иноагента, но получал в течение двух лет деньги из-за рубежа, то он помечается как кандидат, «аффилированный с иностранным агентом». Аффилированным считается и человек, который участвует в деятельности НКО, признанного иноагентом. Александр Верховский отметил, что таким образом будут нарушены права россиян:
— Все это серьезное нарушение свободы слова: для будущих иностранных агентов, журналистов, для всех! Конечно же, нарушается право быть избранным. Собственно говоря, за последние годы это беспрецедентное наступление на наши гражданские, политические права, которое объясняется неким западным вмешательством.
По информации РИА «Новости», еще одной инициативой российских парламентариев стало предложение лишать свободы до пяти лет тех людей, которые нарушают административное законодательство об иностранных агентах. Это предложение пока не внесено на рассмотрение в Госдуму.
Кто помогает государству искать иноагентов
Twitter 9 ноября заблокировал аккаунт Комитета защиты национальных интересов из-за нарушений правил соцсети. Эта новость осталась бы незамеченной, если бы за организацию, в аккаунте которой на тот момент насчитывалось всего 103 подписчика, не вступился Роскомнадзор. Ведомство направило в администрацию соцсети требование о «незамедлительной разблокировке доступа к аккаунту». В Роскомнадзоре посчитали, что блокировка – это сокрытие истинных мотивов действий НКО и СМИ, которые, по мнению комитета, являются иноагентами.
— Заблокированные материалы являются независимыми расследованиями фактов иностранного финансирования политической деятельности организаций в России, — указано в сообщении Роскомнадзора.
Логотип Комитета защиты национальных интересов. Коллаж «7×7»
Сайт Комитета защиты национальных интересов заработал в июне 2020 года. На нем анонимные участники проекта публикуют информацию о людях и организациях, которые якобы получают финансирование от зарубежных коммерческих компаний и правительственных структур для своей общественно-политической деятельности. Организаторы проекта утверждают, что хотят информировать жителей России об ангажированности и «реальных целях» тех или иных организаций и общественников, тем самым сделать их работу «более прозрачной и понятной».
— Не секрет, что нередко за этим формальным и неформальным [иностранным] финансированием и красивыми лозунгами скрываются инструменты прямого вмешательства иностранных государств во внутренние дела России. При этом люди, вовлекаемые в проекты этих организаций, далеко не всегда осведомлены об их ангажированности и реальных целях, — написано на сайте проекта.
В реестре комитета значится больше 400 человек, которые, по информации проекта, якобы получают иностранные деньги: это редакторы и журналисты изданий «Idel.Реалии», Meduza и «Настоящее время», руководители общества «Мемориал» и Московской школы гражданского просвещения, сотрудники Фонда борьбы с коррупцией, волонтеры «Открытой России», координаторы движения «Голос» и других организаций.
Правозащитники «Общественного вердикта» собрали более полумиллиона рублей на оплату штрафа за отсутствие метки «иноагента» в соцсетях
Помимо публикации официальной информации с сайта Минюста, комитет занимается так называемыми собственными расследованиями. Так, по информации участников проекта, они выяснили, что США якобы профинансировали Украину на 145 млн руб. для борьбы с российской дезинформацией, с 2016 по 2020 год Национальный фонд демократии из США выделил проамериканским НКО в России 1,6 млрд руб., Совет министров северных стран перечислил 120 млн руб. на правозащитную деятельность и укрепление демократии в России, на продвижение реформ организация USAID направила 1,3 млрд руб., а Европейский союз выделил 277,7 млн руб. на повышение медиаграмотности россиян. Всего же, по данным комитета, общая сумма поддержки российских НКО иностранными организациями и государствами составила более 7 млрд руб.
О создателях и руководителях комитета, который выступает за «прозрачность» информации, мало что известно. Ни на сайте, ни в Telegram-канале, ни на страницах в соцсетях «ВКонтакте», Facebook и Instagram проекта нет информации о его участниках. Все публикуемые материалы в социальных сетях комитета анонимны. При этом сам комитет призывает на своем сайте к открытости.
— Нас объединяет идея честной и прозрачной работы в публичном поле, — анонимно заявляет комитет в разделе «О проекте».
Единственным указанием на руководителя проекта является неподписанная фотография на сайте комитета, во вкладке «О нас». Мужчина, чей снимок размещен на сайте, похож на председателя совета федеральных координаторов Всероссийского добровольческого движения «Волонтерская рота „Боевого братства“» Антона Демидова. Эта организация, как утверждают ее организаторы, занимается патриотическим воспитанием молодежи, проводит образовательные семинары и помогает незащищенным слоям населения. В том числе движение сотрудничает с «Единой Россией». В октябре 2020 года Демидов возглавил проект МГЕР (Молодая гвардия «Единой России») «Мобилизация». Он также является сопредседателем движения «Антимайдан».
Человек, чья фотография опубликована на сайте, похож на координатора движения «Волонтерская рота „Боевого братства“» Антона Демидова. Коллаж «7×7»
В социальных сетях Антона Демидова нет упоминаний о Комитете защиты национальных интересов. В группе комитета в соцсети «ВКонтакте» администраторы закрыли возможность видеть подписчиков, в Instagram комитета Демидова нет ни в подписчиках, ни в подписках, участники группы скрыты и в Facebook. В социальных сетях Демидов проигнорировал сообщения корреспондента «7×7», без ответа остались и сообщения в Telegram-канале комитета и Instagram волонтерской роты.
Как закон об иностранных агентах отразился на НКО
— Сейчас таких проверок [от правоохранительных органов], как раньше, нет. Человек [Александр Тузов] строчил доносы, что мы на следующей неделе собираемся свергнуть государственную законность и связать Путина, прямо так и писал. Нас проверяли, действительно ли мы собираемся свергать Путина или нет и сколько мы потратили на его свержение: три рубля или 35 тысяч. Этому не находилось подтверждений, и он снова писал доносы. А сейчас [после признания фонда иностранным агентом] ему стало неинтересно. Вроде дело сделано, все получили свои звезды, и не стало больше доносов в правоохранительные органы, — рассказал корреспонденту «7×7» Олег Шарипков.
Директор фонда «Гражданский союз» Олег Шарипков. Фото из архива «7×7»
По словам главы «Гражданского союза», после внесения фонда в реестр иноагентов им пришлось в четыре раза больше отчитываться в Минюст. «Гражданский союз» внесли в стоп-лист всех пензенских СМИ, которые зависят от регионального правительства. Местные чиновники сократили число контактов с фондом. Некоторые бизнесмены, которые раньше активно жертвовали организации, теперь не рискуют перечислять деньги или просят не упоминать их имена в списках жертвователей. Только за этот год организация недополучила около 7 млн руб., которые могла потратить на закупку, например, термометров в больницы региона.
Параллельно фонд продолжает судиться с Минюстом. Шарипков подал жалобу в Верховный суд с требованием признать внесение фонда в реестр иностранных агентов незаконным. Вторая жалоба «Гражданского союза» за штраф в 300 тыс. руб. за нарушение порядка деятельности НКО, признанной иностранным агентом, сейчас находится на рассмотрении в ЕСПЧ.
— Это вообще идиотский закон [который сейчас рассматривается в Госдуме]. У меня фантазия не настолько богатая, чтобы предположить, чем это может обернуться. [Помимо закона о физлицах — иностранных агентах] они придумали, что организации должны спрашивать разрешение, чтобы, например, купить ручки. Мы спрашиваем: «Красные или зеленые?» «Нет, не покупайте ручек вовсе, пишите перьями», — отвечают они. И за свое решение они не будут нести ответственности, как обычно.
Мне кажется, это вершина идиотизма. Так никто не может работать. Если ты принимаешь решение, ты несешь за него ответственность. Не хочешь нести – иди на фиг. Все такие организации закроются, откроются вновь под другим именем и будут дальше прекрасно работать.
Олег Шарипков сказал, что из-за будущих ужесточений в законе он планирует закрыть фонд.
Беспокойство о судьбе НКО в России высказала и сопредседатель организации «Человек и закон» из Марий Эл Ирина Протасова. На пресс-конференции, посвященной новому законопроекту, она сказала, что в регионах начнут «отрабатывать» практики вводимых ограничений и устраивать проверки еще до принятия законопроекта.
Сопредседатель организации «Человек и закон» Ирина Протасова. Фото Юлии Ожигановой
— Еще нет закона, но уже есть давление [на организации и правозащитников], и достаточно серьезное. Региональным властям не нужен закон для того, чтобы идти впереди, выполняя инициативы, которые появляются сверху. [В регионах] уже есть распоряжение, чтобы госвласти никак не контактировали с НКО — иностранными агентами. Если раньше у нас было много программ, направленных на просвещение в области прав человека среди сотрудников ФСИН, судей, прокуроров, то сейчас нам отказывают в этих семинарах. Организации боятся сотрудничать с теми, кто признан иностранным агентом. Никто не хочет оказаться в этом реестре. После принятия закона публичные мероприятия сойдут на нет: люди будут бояться приходить на них, чтобы вдруг не стать иностранным агентом, — рассказала Ирина Протасова.
По ее словам, после того как их организацию в 2014 году признали иностранным агентом, у них проходит около 16 проверок в год – от Минюста, прокуратуры, Роскомнадзора до трудовых и пожарных инспекций. Ирина Протасова сказала, что проверки проводятся по заявлениям «так называемых доброжелателей». Это сильно отвлекает от основной деятельности и отражается на физическом и психологическом состоянии сотрудников. Правозащитница предполагает, что после введения законопроекта в России станет меньше гражданских активистов, а часть правозащитных организаций в регионах прекратят свою деятельность.