Нижне ижорская колония что такое
История нашего соседа: пос. Тельмана
Страницы истории
История нашего соседа: пос. Тельмана
Колхоз им. Тельмана был создан в конце 1920-х годов на месте бывших немецких колоний, возникших ещё при Екатерине II.
Места для поселения отводились в приволжских губерниях России: Саратовской и Самарской. В 1765 г. Семьям, которые не смогли устроиться в Поволжье, было разрешено водным путём добраться до Санкт-Петербурга. По указанию Екатерины II для колонистов были выделены лесистые земли, в т.ч. на правом берегу Ижоры. На этих землях немцы создали Верхне-Ижорскую и Нижне-Ижорскую колонии. Нижняя – из 16 дворов (на территории совр. ул. Анисимова) и Верхняя – из 12 дворов (на территории совр. пос. Тельмана).
Естественно, что выбор расположения ижорских поселений был связан с уже существовавшими на р. Ижоре Адмиралтейскими лесопильней и заводами, которым были нужны рабочие руки и обеспечение сельхозпродукцией. Река Ижора была судоходной, что было важно для поселенцев, на родине традиционно пользовавшихся водными путями.
По контракту ижорские колонисты получали по 30 десятин земли на семейство. Земля давалась в наследуемое пользование без права дробления семейных участков и считалась общественным достоянием всей колонии. Казна обеспечивала колонистов домами и хозяйственными постройками. Выдавалось единовременное пособие на обустройство. Колонисты должны были платить только поземельную подать.
В реальности условия контрактов не были выполнены ни российскими властями, ни колонистами. Отмежёванные под колонии участки оказались значительно меньше обещанных. Качество земли при этом было чрезвычайно низким. Данное обстоятельство наряду с факторами субъективного характера (отсутствием у части колонистов земледельческого опыта) обусловило существенные трудности в экономическом развитии колоний, сохранявшиеся на протяжении первых десятилетий их существования.
В этой ситуации ижорские колонисты, со своей стороны, «объявили себя к платежу обязанности своей неимущими» и приступили к уплате поземельных и ссудных денег позже оговоренных в контрактах сроков, причём размеры платежей были уменьшены вчетверо.
Активные меры по улучшению положения колонистов были предприняты лишь со вступлением на престол Павла I. По его указанию в 1797 г. была проведена ревизия для выяснения их нужд, осуществлён отвод земель в полном объёме, упорядочена система управления колониями.
По данным переписи, в 1805 г. в двух колониях было 28 дворов и домов, в которых проживало 33 семьи из 244 душ.
В первой половине XIX века положение немецких колонистов стало значительно улучшаться, о чём свидетельствуют различные источники.
Ещё в 1806 г. Н.Я. Озерецковский отмечал хорошее состояние их огородов и пашен. Благодаря компактному проживанию немецкие колонисты в России долго сохраняли свой язык, нравы, обычаи и элементы национального костюма. Они проявляли присущие немцам аккуратность, трудолюбие, предприимчивость, умение хозяйствовать. Жители ижорских колоний стали прекрасными огородниками и снабжали выращенными овощами колпинцев и петербуржцев.
Составители Военно-статистического обозрения Российской империи середины XIX в. отмечали: «Колонии, лежащие в окрестностях Петербурга, по своему устройству далеко превосходят лучшие русские селения и заключают в себе дома, которые могли бы служить украшением уездного города».
Есть сведения о существовании в Колпине уже в 1872 г. «колониального магазина» на углу 1-й Никольской ул. (из акта Комиссии по обревизованию АИЗ и села Колпино). Его владельцем был житель немецкой колонии Фридрих Гетц. Можно предположить, что торговал он продукцией хозяйств колонистов.
После захвата гитлеровскими войсками села Ям-Ижора в колонии были направлены формирования ижорских ополченцев. Местом ожесточённых боёв стала Третья колония. После того, как колония была освобождена, ещё более двух лет линия фронта проходила в непосредственной от неё близости.
В соответствии с приказом НКВД от 30 августа 1941 г. началась принудительная эвакуация лиц немецкой и финской национальностей, проживавших в Ленинградской области.
В результате войны от колоний остался лишь один дом (совр. адрес – ул. Анисимова, д. 3). После ВОВ Нижне-Ижорская колония вошла в состав Колпина. В 1947-1948 гг. появились названия улиц: Анисимова, Оборонная, Ижорского батальона, Артиллерийская, Пионерская, Сталинградская, Красноборская, а также Зелёная набережная.
Рядом кладбище и СИЗО — весь жизненный путь: жители пригорода Петербурга рассказали, каково это — жить рядом с «Крестами», самым большим изолятором в Европе
Колпино — довольно большой город на юго-востоке от Петербурга. Его население составляет почти 145 тысяч человек. Сейчас город знают благодаря следственному изолятору № 1 («Кресты-2»). Его называют самым большим в Европе (и даже в мире). Тюрьма занимает 35 гектаров и рассчитана на 4 тысячи человек. Интересный факт: «Кресты» находятся на фоне крестов, так как расположены рядом с городским кладбищем.
— В какой-то момент тут стали строить что-то серого цвета. Народ начал интересоваться: что такое, новое предприятие строят? А потом — бах, «Кресты»: все такие — опа! И осели. „Ничего себе, а зачем нам тут ‘Кресты’?“ Ну а, думаете, кого-то об этом спросили? — вспоминает житель Колпино Александр.
Корреспондент и фотограф издания The Village отправились в Колпино, чтобы разобраться, как такое соседство влияет на жизнь города. Выяснилось, что «Кресты-2» надежно отрезаны от основной части города железной дорогой и «Сапсанами», а жителей гораздо больше волнуют проблемы транспорта и освещения дворов.
Следственный изолятор
Возведение «Крестов» началось в 2007 году. На него было потрачено 13,5 миллиардов рублей. Сроки «заселения» СИЗО несколько раз сдвигались: первоначально его собирались заселить в 2014 году, но случилось это только в 2017.
«Выглядело как строительство отеля», — говорит неравнодушный колпинец Олег Шляхтин.
Переезду арестантов из старого изолятора на Арсенальной набережной в Петербурге предшествовала череда скандалов: фигурантами дел о хищениях и растратах стали в том числе сами «тюремщики» — должностные лица ФСИН.
Прямо напротив СИЗО № 1 в Колпино находится торгово-развлекательный комплекс «ОКА» — с парковки открывается вид на гигантское здание, в пасмурный день почти сливающееся с пейзажем. В ТРК — куда в выходной день нон-стоп идут и едут местные жители — не заметили каких-либо перемен за последний месяц. Некоторые сотрудники даже не были в курсе, что изолятор уже заселили: «Во время строительства по улицам ходило больше выходцев из Центральной Азии, а сейчас пока спокойно», — рассказали в расположенной в «ОКА» фитнес-студии.
Добавив, что, возможно, ситуация изменится, когда «СИЗО откроется» (интересную оговорку про «открытие» изолятора мы позже слышали от многих собеседников).
«Про надежды в связи с рабочими местами в «Крестах» я не слышал. Сотрудники в итоге все переехали из старого СИЗО», — отмечает местный житель Олег Шляхтин.Торгово-развлекательный комплекс, расположенные рядом с ним баптистская церковь и здание-«стекляшка» пирамидальной формы с «Пятерочкой» и гостиницей, жилые кварталы позднесоветской застройки — все дома на параллельной изолятору Октябрьской улице отрезаны от «Крестов-2» железной дорогой, обнесенной забором. По ней, в числе прочего, ездят «Сапсаны». Постройка просматривается из высокоскоростного поезда, а вот заключенные «Сапсаны» не видят: «Окна высоко и затонированы», — говорит адвокат Ольга Петрова.
Соседство людей не пугает
— В нашей группе вопрос о соседстве с „Крестам“ поднимался в основном ради смеха: „рядом кладбище и СИЗО — весь жизненный путь“, — говорит житель городаДенис. — Опасений нет никаких, потому что рядом — эмчээсовская часть (ФГКУ Невский спасательный центр. — Прим. ред.). Как соседи рассуждали: даже если арестанты прорвутся, вряд ли побегут сюда. Их здесь встретят.
— Нам бы „Сапсаны“ по другой ветке пустить. И решить проблему с пробками. А „Кресты“. Что они есть, что нет, — поделилась зоозащитница Анна
— Пять лет назад я переехал в Колпино из Металлостроя, где много лет существует исправительная колония. Соседство с ней меня никак не напрягало, кроме тех случаев, когда из колонии кто-то сбегал и в течение часа перекрывали все три центральные улицы Металлостроя. В это время по поселку невозможно было ходить — на каждом перекрестке кого-то ловили, — рассказал Александр, — Поначалу, когда я переехал в Колпино, здесь было очень страшно. Если пошел в магазин после 11–12 часов вечера и вернулся живой и целый, считай, повезло. Вечерами тут собирается «элита» Колпино. С безопасностью в городе и сейчас так себе. Как, наверное, и везде. Откроешь местные информационные ресурсы: кого-то ограбили, кого-то избили, кого-то убили. Думаешь: ну что я буду это читать.
— Что касается колпинских «Крестов», то у жильцов дома у «О’кея», особенно на верхних этажах, открывается шикарный вид на кладбище и СИЗО, — продолжает рассказ Александр, — Встал утром в солнечную погоду, потянулся, раздвинул шторы… Мне кажется, сразу все прелести жизни в солнечную погоду уходят глубоко на задний план. Здание еще такого цвета, что никаких эмоций, кроме негативных, не вызывает. Даже «Кресты» на Арсенальной набережной не вызывали такого пессимизма. Может, так и надо: чтобы люди, приходя в это заведение, осознавали — ничего светлого их там не ждет.
— У моего знакомого из окна открывается грустный вид на «Кресты». Я спрашиваю у него: «Как ты живешь?» А он: «Я перестал уже замечать. Раньше глаз резало, а сейчас просто обычный вид». Наверное, глаз замыливается, — подытоживает местный житель.
—В Колпино я живу с 1982 года, — рассказывает местный активист Олег Шляхтин. Район меняется в лучшую сторону и уже примерно лет 10 как стал самодостаточным пригородом. Тут есть все — от развлечений до бытовых услуг. Я сам и многие мои друзья, бывает, неделями не ездим в другие районы Петербурга, всего хватает. С вводом Софийской улицы значительно улучшилась транспортная ситуация. Пробки есть — и неслабые, но стало легче.
— Одна из главных проблем города — полное отсутствие света во дворах многоэтажных домов. Такая ситуация по всему Колпинскому району, и очень давно — во многих дворах конца 1970–80-х она с самой постройки. В 1990-е не было денег, но совершенно непонятно, почему это продолжается до сих пор. Сначала мне обещали, что по части адресов сделают проект в 2016 году, а сами работы проведут в 2017–2018-м. А когда я в начале 2017-го снова поднял этот вопрос, сроки вдруг серьезно изменились на 2020–2030 годы. Итого скоро исполнится 40–50 лет, как дворы стоят без света. Я сделал фотографии проблемных дворов с адресами и наглядную карту, — поделился мужчина.
— Как отражается эта проблема на жизни района? Дворы пустеют с 17 часов. Ночью — вопли пьющих и вандализм. А могло бы быть как в ЖК с хорошим благоустройством — например, «Я романтик» (жилой комплекс на намыве Васильевского острова, о котором The Village писал в 2017 году. — Прим. ред.). Вряд ли есть коррелирующая статистика по криминалу, но колпинцы могут рассказать много печальных историй про Заводской проспект или улицу Братьев Радченко. Лично меня расстраивает также то, что привыкшие к ситуации жители не очень понимают, что это ненормально, — подытоживает мужчина.
Печальные ожидания
В администрации Колпинского района на вопрос журналистов об «ожиданиях от самого большого изолятора Европы» неофициально ответили: «Ожидания печальные». Они объяснили это тем, что в городе трудная транспортная ситуация, которое СИЗО лишь усугубит из-за того, что к «сидельцам постоянно ездят адвокаты и родственники». На прочую торговую инфраструктуру и социальную обстановку, считают в администрации, «Кресты» никак не влияют.
Сейчас «ведутся работы второго этапа реконструкции Оборонной улицы от Тверской до Лагерного шоссе со строительством путепровода через железнодорожные пути Московского направления». Первый этап реконструкции ознаменовался тем, что в конце 2016 года в Колпино появился второй — 300-метровый — мост через Ижорский пруд, Оборонный. Многие жители связывают появление моста с запуском «Крестов-2». Но проблемы с дорогами все равно остаются самыми острыми в Колпино, несмотря на то, что появление изолятора такого масштаба должно было улучшить ситуацию.
Моя жизнь. Книга вторая. 1979—1994
Это вторая книга мемуаров – продолжение жизнеописания обычного человека, который родился и жил до двадцати лет в СССР, затем жил уже в Российской Федерации.Думаю, что мои воспоминания будут интересны всем, кто родился в шестидесятые-восьмидесятые годы. В книгу также вошли описания исторических событий, происходивших в нашей стране в эти годы. Особенно интересно почитать книгу будет жителям города Колпино. (На обложке фото главной проходной Ижорского завода г. Колпино в 1980-е годы)
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Моя жизнь. Книга вторая. 1979—1994 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Историческое отступление о городе Колпино
Впервые в письменных документах об ижорских поселениях упоминается в булле римского папы Александра III к упсальскому епископу Стефану в 1164—1181 годах, призывающей к распространению католичества на прибалтийско-финские народы.
Во времена новгородской республики на землях южного берега Невы и её притоков проживало многочисленное племя ижоров. Новгородская летопись сохранила имя знатного ижорца Пелгуя (Пелгусия), руководившего пограничной новгородской стражей на здешних местах и сообщившего летом 1240 года новгородскому князю Александру Ярославичу о приходе шведского войска. Двадцатилетний князь, собрав войско, двинулся навстречу врагу. 15 июля 1240 года состоялась знаменитая Невская битва в устье реки Ижоры, закончившаяся победой русских полков. После этой битвы князь Александр вошел в историю как Александр Невский.
Упоминания о поселениях на реке Ижоре можно найти и в новгородских писцовых книгах. В 1500-х годах по Неве проходил главный торговый путь связывающий Новгород с Западом, и, устье Ижоры, с её пологими берегами, как нельзя лучше подходило для организации своеобразной торгово-перевалочной базы, о чём и упоминается как о поселении «рябок у клетей». Здесь можно было отремонтировать суда, пополнить запасы продовольствия.
В 1706 году, по указу царя Петра I Санкт-Петербургским Адмиралтейским двором, на берега Ижоры были присланы работные люди, крепостные крестьяне Новгородского, Пошехонского, Белозерского уездов. Они валили лес, разделывали бревна, вязали плоты и сплавляли древесину вниз по Ижоре в Неву, на Адмиралтейский двор.
В 1707 году Петр I пожаловал земли, по обоим берегам реки Ижоры, своему ближайшему сподвижнику, светлейшему князю А. Д. Меншикову, который на месте старой шведской пильной мельницы в 11 верстах от устья (сегодня на этом месте располагается совхоз им. Тельмана), в 1710 году, возобновляет лесопильное производство. Через два года пильни на Ижоре, согласно царского указа, передаются в Адмиралтейскую коллегию. Они отправляют свою продукцию на строительство кораблей Балтийского флота.
22 мая 1719 года, указом Петра I: «Ижорскую мельницу в два или три года в место ниже, и именно тут, где ныне лежит известь и амбар, дабы с Невы удобнее лес уже по Ижоре переводитца». В 1722 году была отмежёвана территория от плотины в обе стороны на 250 саженей и по версте вверх и вниз по течению реки Ижора. Точная дата закладки селения не определена, поэтому традиционно, день рождения своего города, колпинцы, отмечают 12 сентября, совмещая свой праздник с днем памяти святого благоверного князя Александра Невского.
Название Колпино имеет форму притяжательного прилагательного. В его основе или колпь «чубатая цапля» (в говорах — и другие водоплавающие птицы), или прозвищное личное имя (диалектное колпина «щёголь»). Названия Колпь, Колпино распространены в топонимии Новгородских земель и соседних территорий (Владимирская, Вологодская, Московская области).
В соответствии с правилами русского языка (строгой литературной нормой) слово «Колпино», как и другие русские географические названия на « — о», склоняется, «В Колпине, от Колпина». Если имеется родовое слово, то правильно не склонять: из города Колпино; если родового слова нет, то возможны оба варианта, склоняемый и несклоняемый: в Колпино и в Колпине. В настоящее время в свободном употреблении функционируют оба варианта, как склоняемый, так и несклоняемый варианты таких названий.
Заводы, состоявшие в морском ведомстве, комплектовались рекрутами (людьми принятыми на военную службу по воинской повинности или найму). Рекруты, поступившие на завод, вступали в брак и селились на заводской земле. Дети их числились кантонистами (малолетние и несовершеннолетние сыновья нижних воинских чинов, принадлежащих со дня рождения к военному ведомству и в силу своего происхождения обязанные военной службой) и после обучения в заводской школе поступали в число рабочих. Рабочие, выходя по выслуге лет в отставку, оставались жить в Колпино, а способные к работам служили на заводе по вольному найму. Так образовалось население Колпино. В 1785 году в поселении имелось уже 87 дворов.
На заводах так же работали жители двух ближайших финских деревень, Мокколово, которая располагалась на полуострове, где сейчас расположился Парк культуры и отдыха, и чуть выше по течению Ижоры, Лангелово. А так же немецкие колонисты, поселившиеся на правом берегу Ижоры в 1765 году, образовав поселение, Нижне-Ижорская колония (район улицы Анисимова). Всё население имело единое целое с Колпино.
Река Ижора делила Колпино на две части. На правом берегу располагалась Колпино-Никольская слобода, представлявшая собой широкую длинную улицу, застроенную домами с четырёхскатными крышами. Там жили заводские мастера и подмастерья. У плотины раскинулась Никольская слобода. Её дома сгрудились вдоль дороги в Петербург. Здесь находились кабаки, питейные заведения, харчевни, лабазы и постоялые дворы. На левом берегу разлива реки Ижоры раскинулась Чухонская слобода, где жили преимущественно работные люди и ссыльные мастеровые, которые использовались на самых тяжёлых работах. В стороне от разлива, также на левом берегу, начала строиться Новая слобода.
В начале XIX века проведена кардинальная реконструкция гидротехнических сооружений Колпино. Произведены работы по углублению и очистке дна реки Ижоры, поперёк реки построена новая большая плотина (фактически — дамба с водопропускной системой в центре), прорыт левобережный Полукруглый канал и новый — Прямой канал (строительство завершилось в 1809 году, ныне Комсомольский) с плотиной в конце, для отвода избыточных паводковых вод.
9 мая 1847 года была открыта первая очередь Николаевской железной дороги, которая доходила до Колпино, открытие было приурочено ко дню паломничества к чудотворнойиконе Николая угодника Божия. «Журнал для чтения воспитанников военно-учебных заведений» писал в связи с этим событием: «С тех пор как открыта езда по железной дороге из Петербурга в Москву, жители столицы узнали, что такое Колпино. В 45 минут вы проезжаете расстояние в 23 версты и, высмотрев все любопытное, можете возвратиться к вечеру домой. Прямые улицы с чистенькими домами, числом до 900, дают Колпину вид опрятного уездного города, каких у нас не слишком много в глубине России. Все население состоит из мастеровых и чиновников, служащих при заводе. Каждый имеет свой дом, патриархально передавая его вместе с занятиями по службе из рода в род».
С введением в 1862 года на Ижорских заводах вольнонаемного труда встал вопрос об изменении статуса Колпино и 23 октября 1878 года Александр II подписал указ о переводе села Колпино в ранг посада Царскосельского уезда и о подчинении его гражданским властям. Население посада, составлявшее семь тысяч человек, избрало в 1880 году первый состав депутатов местного самоуправления — посадской думы.
Информация для жителей города Колпино
В нашей повседневной жизни в Колпино, куда я переехал осенью 1978 года, мы, молодые ребята и девчонки, да и все колпинцы наверно, пользовались «народными» названиями магазинов и других мест в городе. Поэтому я решил разместить в начале моей второй книги, микротопонимы, чтобы вы (молодые жители Колпино), более ясно представляли, что как называлось в Колпино, в наше время 1970-90-х годов.
И еще, в своей книге я часто упоминаю названия улиц и номера домов, перекрестки и прочие сведения. Людям, не бывавшим в Колпино, это будет не интересно, а вот для колпинцев, возможно эти сведения и пригодятся, так что я специально не стал эти описания убирать.
«БАМ» — дом 15 по Павловской улице. В 1980-е годы, во времена борьбы с алкоголизмом, в этом доме находился самый Большой Алкогольный Магазин города.
«Близнецы» — два магазина на проспекте Ленина, дома 9 и 10, очень похожие здания. В советское время там были: в доме 10 — продовольственный магазин и кулинария; в доме 9 — булочная и овощной магазин.
«Булочная «Дубок» — дом 52 по проспекту Ленина. В советское время в этом доме находилась булочная.
«Вертолёт», «У вертолёта» — перекрёсток улицы Веры Слуцкой и бульвара Трудящихся. В конце 1980-х годов на этом перекрёстке (со стороны ПТУ), стоял списанный армейский вертолёт Ми-26, в котором в дальнейшем размещался тир, потом бар. В дальнейшем его подожгли и демонтировали.
«Военохот» — здание завода «Военохот №4» по бульвару Трудящихся, 16.
«Дом торговли», он же «26 магазин» — дом 7/5 по улице Труда. В советское время здесь был магазин №26.
«Зенитка» — район памятника «Ижорский таран» (по установленному там зенитному орудию).
«Инженерные дома» — №23 и 27 по Советскому бульвару (до революции там жили инженеры Ижорского завода).
«Керосинка» — угол улицы Павловской и Братьев Радченко (Западной). Ранее там находилась керосинная лавка.
«Комиссионный», «Комис», «Комок» — дом 9 по улице Братьев Радченко. В советское время здесь находился комиссионный магазин. В настоящее время здесь находится продуктовый магазин «Веста».
«Кривой магазин» — магазин в доме 18/12 по проспекту Ленина. Здание имеет кривой фасад в плане.
«Магазин на Коммуне» — дом 7 на площади Коммуны.
«Мороженица» — дом 7 по улице Братьев Радченко. В советское время здесь находилось кафе-мороженое.
«Новый универсам» — магазин по адресу Пролетарская улица, дом 60. Ныне — магазин «Пятёрочка».
«Огурцово» — район новой застройки ближе к совхозу имени Тельмана, назван по совхозным теплицам, в которых выращивали огурцы.
«Пивбар», «Нептун» — дом 53 по проспекту Ленина. Типовая «стекляшка», в советское время на первом этаже находился пивной бар «Нептун», а на втором, в конце 80-х — дискотека «Континент».
«Плиты» — так до войны именовался бульвар Свободы (из-за находящейся там плотины). В войну он получил прозвища «Карельский перешеек» и «Перешеек смерти» — так часто немцы бомбили и обстреливали этот единственный путь, соединявший тогда оба берега Ижоры.
«Проспект» — проспект Ленина как таковой («живет на проспекте»), в отличие от Заводского проспекта, чаще всего именуемого просто «Заводским».
«Полтинник» — дом по адресу Павловская улица, 82. В советское время там располагался продовольственный магазин №50. Ныне — «Пятёрочка»
«Простоквашино» — новый район на правом берегу Ижоры (до новой застройки 80-х годов там находились частные дома деревенского типа).
«Сарай» — магазин по адресу бульвар Трудящихся, 35/1. В советские времена там располагался хозяйственный магазин.
«Сковородка» — В советское время, место для танцевальных вечеров в Колпинском городском саду (у центральной проходной Ижорского завода). Танцпол представлял собою круглое деревянное здание, типа большой беседки. На танцах играл духовой оркестр Колпинского Дворца культуры и ансамбль. Сгорел танцпол в 1977 году. Сейчас на этом месте большая круглая клумба.
«Старый универсам» — несколько магазинов в одном здании, улица Веры Слуцкой, дом 89.
«Капелька» — в 80-90-е годы кафе-мороженое на втором этаже «Старого универсама».
«Троицкое поле» — район нынешней улицы Труда, ранее Троицкой, названной по находившемуся там Троицкому собору. Проходная Ижорского завода там называется «Троицкими воротами».
«Шанхай» — район Заводского проспекта, в 70-е годы бывший отдалёнными новостройками.
«Фидерная» — перекрёсток проспекта Ленина и улицы Танкистов и выходящая на него улица. Названы по названию электрической подстанции находящейся рядом. Там же, недалеко, находится проходная Ижорского завода и Колпинская швейная фабрика.
«Чухонка» — остров, на котором находится Парк культуры и отдыха им. 40-летия ВЛКСМ, там же «взрослый пляж». Назван по финской деревне Мокколово, ранее там стоявшей (чухонцы — прозвище финнов). В 80-е годы, летом на Чухонке было очень здорово. Работали лодочная станция, множество аттракционов: карусели, качели, колесо обозрения. К концу 90-х, практически все это пришло в негодность и было демонтировано.