Ницше с чего начать
Ницше с чего начать
WOTANJUGEND запись закреплена
В какой последовательности читать Ницше.
На правах абсолютных и истинных ницшеанцев: ответ на просьбу некоторых наших читателей составить последовательность и приоритет в чтении Ницше.
В каком-то смысле Ницше можно читать хронологически, однако это не совсем так. Если вы совершенно не знакомы с ним, основополагающими вещами станут его ранние, и зачастую незавершенные работы по греческому миру. Если эти работы окажутся для вас непонятны и чужды вашему глазу, дальнейшее чтение Ницше для вас просто бессмысленно.
1) «Греческое государство». Это базовый короткий труд из периода его раннего творчества, в котором, однако, уже отчетливо виден привычный нам Ницше, его мысль и восприятие им действительности на контрасте с Античностью. Прочитать можно на нашем сайте (в двух частях):
https://www.wotanjugend.info/hellas_01
https://www.wotanjugend.info/hellas_02
2) «Гомеровское соревнование». То же, что и «Греческое государство»: взгляд на мир греков глазами эллина. На сайте — https://www.wotanjugend.info/homertournament
3) Менее характерные и чуть менее значимые, но не менее примечательные короткие работы: «Гомер и классическая филология», «Греческая женщина», «Мы, филологи».
II. Основополагающие труды
1) «Антихрист». Превосходно дополняет дух самого суждения из «Греческого государства», поэтому стоит здесь на первом месте, если вы только начинаете знакомство с Ницше. Один из столпов не только в его философии, но и для всей остальной философии Нового времени. Наша рецензия — https://www.wotanjugend.info/antichrist_1888
2) «Генеалогия морали». Фундаментальный труд о суждениях разной породы людей, книга, обращенная к «единичной породе читателей», прежде всего, к читателю благородной крови (впрочем, как и почти что вся остальная мысль Ницше). В дополнении к «Генеалогии морали» — «Утренняя заря, или мысль о моральных предрассудках» (что примечательно, «Генеалогия» была написана спустя 6 лет, однако читать следует сначала именно её)
3) «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего». Книга-обличитель. Наиболее ясный и характерный аспект, суждение, вытекающее из этой книги в одной из рецензий: «Ницше, как и Кьеркегор, а также Достоевский, был одним из первых, кто сумел показать, какие смертоносные яды несет для человеческой души ход развития современной цивилизации». https://www.wotanjugend.info/jenseitsvongutundböse
4) «Человеческое, слишком человеческое» — в определенной доли, переломная работа для Ницше, своеобразное предисловие к «Антихристу», которое, однако, следует читать после него.
5) «Веселая наука (La Gaya Scienza)». Поэзия и суждения по множеству актуальный вопросов.
6) «Сумерки идолов, или Как философствуют молотом». Сам Ницше называл это сочинение законченным введением в свою философию
III. Углубленное наследие для философов будущего
1) «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого». Übermensch, толпа, поэтика. Одна из самых сложных работ для своего истинного понимания, о чем писал и сам философ. К сожалению, чернь его наставлениям не последовала, и сейчас это самая читаемая его книга, а от того и наиболее оскверненная.
2) «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм». Важный труд для студентов и философов, дихотомия Аполлон-Дионис, ставшая фундаментальной для всей западной философии. Наиболее планомерно и объемно эту мысль развил в наши дни А. Дугин (серия книг «Ноомахия»)
3) «Ecce Homo. Как становятся сами собою».
4) «Воля к власти: Опыт переоценки всех ценностей». Это «Братья Карамазовы» для Ницше, абсолютно фундаментальная работа, завершающая цикл сознательной жизни Ницше, но открывающая тем самым новые горизонты, дописанная после смерти его сестрой. Хайдеггер делил ницшеанскую философию на два этапа: «Воля к власти» и всё остальное.
IV. О том, каким человеком был Ницше с психологической и личностной точки зрения:
1) «О настроениях» (написано 19-летним Ницше летом 1864 г.в Наумбурге)
2) Цикл «Несвоевременные размышления».
3) Работы contra Wagner: «Казус Вагнер», «Ницше contra Вагнер».
4) «Странник и его тень»
5) «Смешанные мнения и изречения»
V. Всё остальное: поэзия и другие сочинения, которые можно читать в любой последовательности между чтением из второго и четвертого пункта.
Ницше с чего начать
Том 06: В шестой том полного собрания сочинений Ф. Ницше вошли наиболее поздние его произведения, созданные во второй половине 1888 года. «Сумерки идолов» публикуются в переводе H.H. Полилова, который был тщательно сверен и отредактирован. Текст «Ессе homo» подготовлен на основе перевода Ю.М. Антоновского, в который добавлены фрагменты нового перевода, в том числе те фрагменты рукописи Ницше, которые впервые увидели свет лишь в рамках немецкого академического собрания сочинений Ницше под редакцией Д. Колли и М. Монтинари. «Антихрист» публикуется в переводе AB. Михайлова (озаглавленном переводчиком «Антихристианин»)
Том 07: Предлагаемый перевод воспроизводит все содержание рабочих тетрадей Ницше 1869-1873 гг., в том числе наброски к «Рождению трагедии» и «Несвоевременным размышлениям», прозаические и драматические опыты Ницше, его дневниковые записи времен франко-прусской войны. Выполнен по немецкому академическому изданию под редакцией Д. Колли и М. Монтинари (Kritische Studienausgabe) и включает в себя с 1-й по 31-ю группы 7-го тома этого издания.
Том 09: В издательстве «Культурная революция» вышел 9-ый том Полного собрания сочинений Ф.Ницше в 13-ти томах. Данный том содержит черновики и другие записи, относящиеся к периоду 1880–1882 гг. В первую очередь это фрагменты, связанные с работой философа над «Утренней зарей» и «Веселой наукой». Среди черновиков и записей 1881 г. – чрезвычайно важные для понимания философии Ницше фрагменты, посвященные вечному возвращению и проблеме познания. Часть тома составляют заметки, сделанные Ницше во время чтения трудов Декарта и Спинозы (в изложении К. Фишера), Б. Паскаля, Ст. Милля, Г. Спенсера, Р. У. Эмерсона, а также художественных произведений французских авторов (в особенности Стендаля и графини де Ремюза).
Том 10: Наибольшая часть сделанных Ф.Ницше в 1882-1884 гг. записей связана с его работой над «Так говорил Заратустра». Отдельные фрагменты позднее вошли в «По ту сторону добра и зла» и «К генеалогии морали». В числе остальных фрагментов особый интерес представляют записи, сделанные Ницше во время чтения работ В.Ру, Н.Гартмана, Р.У.Эмерсона, П.Рэ, Л.Шмидта, А.Поста и других авторов.
Том 11: Одиннадцатый том полного собрания сочинений Ф.Ницше содержит черновики и другие записи, относящиеся к периоду 1884-1885 гг. В первую очередь это фрагменты, связанные с работой Ницше над четвертой (заключительной) книгой «Так говорил Заратустра», и новым изданием «Человеческого, слишком человеческого», а также над «По ту сторону добра и зла» и сборником стихотворений, впоследствии так и не изданным. Другую группу составляют заметки, сделанные во время чтения художественных произведений (А. де Кюстина, О. де Бальзака, братьев Гонкур, Э.Ренана, Стендаля, П.Мериме, Гете и мн. др.) и научных работ (Г.Тейхмюллера, Э. фон Гартмана, П.Дейссена, Г.Ольденберга). Отдельного упоминания заслуживают записи, посвященные Вагнеру, а также центральным для Ницше темам воли к власти и вечного возвращения.
Том 12: Настоящим томом открывается издание полного собрания сочинений Ф. Ницше. Этот и следующий ( 13-й) тома в основном включают материалы незавершеного исследования, над которым философ работал в последние годы своей жизни. Попытка редакторской реконструкции этого замысла, глубоко повлиявшая на интеллектуальную и политическую историю XX в., знакома читателю под названием «Воля к власти».
Предлагаемый перевод воспроизводит все содержание ницшевских рабочих тетрадей названных лет, в частности, авторскую версию набросков к будущему трактату, которая оставалась неизвестной до 70-х гг. прошлого столетия. Выполнен по немецкому академическому изданию под редакцией Д. Колли и М. Монтинари.
На русском языке издается впервые.
Три шага к осмысленной жизни, согласно Ницше
История о верблюде, льве и ребёнке
Фридрих Ницше будет сопровождать вас в вашем собственном поиске смысла
В 1882 году Фридрих Ницше познал глубину отчаяния. Он жил с рядом проблем со здоровьем, психическими расстройствами и посттравматическим стрессовым синдромом, приобретённым в результате службы санитаром во время Франко-прусской войны (в тот период он также заразился дифтерией и дизентерией). Последней каплей стало то, что женщина, которую он глубоко любил и которой несколько раз делал предложение руки и сердца, бросила его.
Ницше был необычайно одарённым молодым человеком. Он получал степень доктора философии, будучи ещё подростком, и получил должность преподавателя в удивительно молодом возрасте – 24 года.
В конце 1860-х годов подающий надежды философ также преуспел как наездник и солдат. Казалось, ему было суждено стать капитаном прусской армии, но несчастный случай во время катания на лошади и его слабое зрение (он едва мог видеть) положили конец его военной карьере. Он вернулся в академию, где снова преуспел.
Ницше был одарённым писателем, а также академическим гением, который развил экстраординарное понимание одних из самых глубоких идей, которые лежат в основе наших убеждений. Он на новом интеллектуальном уровне рассматривал привычные моральные и философские концепции, которые считаются само собой разумеющимися даже сегодня.
Книги вроде «Человеческое, слишком человеческое», «Несвоевременные размышления» и «Весёлая наука» разрушили мораль, религию, разум и обнажили пустоту в сердце современной цивилизации.
Однако Ницше был далёк от нигилизма. Философ глубоко верил в возможности человека. Он стремился писать подобную Евангелию беллетристику, которая служила руководством для тех, кто разделял его презрение к традиционным ценностям, табу и священным вещам.
Именно в 1882 году, в тот сложный период своей жизни – страдая от психических и физических недугов, обитая в фактической изоляции в Рапалло (Италия) и переживая разрыв с Лу Саломе, женщиной, которую он так любил – Ницше начал писать одну из самых необычных книг философского канона: «Так говорил Заратустра».
Книга представляет собой философский роман, который повествует о спуске мудрого отшельника – Заратустры – из его жилья в горах в вымышленную землю, где он делится мудростью в серии тематических эпизодов.
Легендарный тёзка Заратустры – основатель древнеперсидской религии зороастризм. Пророк считается первым, кто изобрёл бинарную мораль «добра» и «зла», которая пробилась в авраамические религии и которую мы принимаем как должное сегодня.
Ценности и обычаи, которые когда-то считались вечными, со временем рухнули. Ницше считал, что «смысл» жизни находится внутри нас самих.
Ницше проповедовал «жизнеутверждение», честное и мужественное оспаривание всех доктрин, которые сдерживают людей, какими бы распространёнными они ни были.
Вместо этих доктрин Ницше разработал свои собственные доктрины, которые служат инструментами для людей, стремящихся стать тем, кого философ назвал “Übermensch”, что означает «сверхчеловек». Сверхлюди владеют своими эмоциями, радуются тому, что просто существуют, и творят, прежде всего.
Заратустра был идеальным рупором для Ницше, потому что он верил, что Заратустра может исправить то, что было его окончательной ошибкой (мораль).
«Заратустра создал самое пагубное заблуждение, мораль; следовательно, он должен также стать первым, кто признает это».
Это не значит, что Ницше был лишён этики; более того, он был против того, что мораль сдерживает людей от действий из любви или творчества. Философ был против правил, ценностей и кодексов.
У Ницше были свои ценности. Он решительно выступал против антисемитизма и национализма, столь распространённых среди немцев в его время (и которые станут катастрофической смесью в двадцатом веке).
Ницше полагал, что одержимость шаткими понятиями, такими как «нации» и «расы», мешает человеку найти своё высшее «Я».
Это важный момент: Ницше не верил, что расизм и национализм, например, являются «злом» с моральной точки зрения. Он верил, что это болезни, передаваемые из поколения в поколение, и от них освободятся те, кто ищет своё высшее «Я».
Этика Ницше заключалась в том, чтобы исключить плохие идеи, а не классифицировать их как зло.
Устами Заратустры, ближе к началу книги, Ницше излагает три метаморфозы, через которые должен пройти человек, чтобы обрести истинную свободу и изобилие творческой силы. Используя аллегорические образы, он описывает метаморфозы как верблюда, льва и, наконец, ребёнка.
Когда Заратустра спускается вниз из своего жилища в горах, его потрясает безразличие людей к тому, чему он хочет их научить.
Мудрец уподобляет людей стаду. Город, который он посещает, называется «Пёстрая Корова», что является умным философским намёком на презрение Платона к правлению большинства в демократии. «Пёстрая Корова», по сути, означает «управление стадом».
Персонаж Ницше, Заратустра, презирает стадо. Стадные животные не желают иметь дело с дискомфортом. Им просто хочется безопасного и богатого пастбища: спокойной и относительно (но не очень) обеспеченной жизни без каких-либо сюрпризов. Стадо держится вместе и не желает рисковать, его члены полагаются на пастуха, который должен показать им, что для них хорошо.
Верблюд
В отличие от большинства в стаде, есть люди, которые сильны духом, и они начинают духовный путь к самореализации, который они могут или не могут завершить. Первый этап этого пути – когда мы становимся «верблюдами».
Как бы странно ни звучала эта метафора, в ней много смысла. Верблюд является носильщиком и олицетворяет «сильный» дух, он, в отличие от стадного животного, с удовольствием берёт на себя ношу.
«Есть много вещей для духа, сильного духа, в котором обитают уважение и благоговение: его сила жаждет тяжёлого, самого тяжёлого [. ] таким образом, он становится на колени, как верблюд, и желает, чтобы его хорошо нагрузили».
Те из нас, кто силён духом, хотят вникнуть глубже в смысл вещей, но эта задача требует много багажа. Мы хотим, чтобы нас хорошо нагрузили, мы желаем взять на себя тяжёлую ношу потому, что дух верблюда стремится «радоваться» своей силе, «спешить в пустыню», испытывая уважение ко всем тем тяжёлым грузам, которые являются великими и хорошими.
Мы читаем, путешествуем, учимся, открываем. Нагрузка растёт. До нас дошло так много знаний, скрытых в книгах. Мы радуемся нашей силе нести это бремя.
Одинокий путь верблюда
Более того, верблюд берёт на себя самые сложные вещи, которые бросает ему жизнь. Он должен преодолеть страх, встретиться лицом к лицу с истиной, вынести неразделённую любовь и так далее.
Но пустыня одинока, и дух верблюда больше не хочет нести бремя идей и знаний, которые ему не принадлежат. Верблюд обнаружил, что мир не имеет существенных или универсальных ценностей. Нет никакого смысла в жизни.
Верблюд развивает желание снять с себя ношу, взять под контроль собственную судьбу и сказать «Я хочу».
Лев
Но чтобы свалить с себя ношу и создать собственный смысл и судьбу, вы должны пройти через новую трансформацию.
В одинокой пустыне происходит вторая метаморфоза: чтобы исполнить своё предназначение, духу нужно править пустыней, стать властелином пустыни, чтобы обрести свободу. Для этого лев, как говорит Ницше, должен бороться с существующим владыкой. Существующий владыка – это дракон, называемый «Ты должен», и этот дракон – большое препятствие на пути к истинной свободе.
«Ты должен» – это разрешение; все моральные законы и общественные ценности, которые существовали до этого, диктуют нам, кто мы и как мы должны действовать. Дракон соблазнителен, он сверкает золотыми чешуйками, на каждой из которых написано «Ты должен».
Тысячи чешуек символизируют тысячи лет «Ты должен», столетия кодексов о том, как вы должны мыслить и действовать. Дракон – враг истинного самообладания.
Дух льва должен бросить вызов дракону. На тысячах сверкающих чешуек дракона написана золотая фраза «Ты должен». Дракон представляет собой разрешение: все ценности, которые были до нас.
Столкнувшись с драконом, лев говорит: «Я хочу!» Но дракон возражает, что все ценности уже созданы. Он заявляет: «Нет места «Я хочу»».
Лев должен сразиться с драконом, чтобы стать повелителем пустыни и завоевать свободу.
Когда лев противостоит дракону, он рычит то, что Заратустра называет «священным «нет»». Священное «нет» – это отказ от всех ценностей, которые существовали до льва. Ницше был апатридом (он отказался от гражданства Пруссии), безработным и безбожным. Он должен был бороться с теми, кто не одобрял жизненный выбор, который он сделал, включая его собственную семью.
Описывая льва, он, возможно, говорил о собственном опыте. Сверхчеловек, по его мнению, был истинной личностью, тем, кто развивал самообладание на собственных условиях.
Каспар Давид Фридрих «Двое, созерцающие Луну», 1825-1830
Ребёнок
Дух теперь желает иметь собственную волю. Те, кто отказался от мира, который был до них, теперь имеют силу победить.
Представьте себе состояние чистой личности, которая не обременена правилами, обычаями и условностями общества. Представьте себе человека, который управляет своей судьбой, определяет собственные ценности (которые он никому не навязывает) и пребывает в состоянии свободного творчества и игры.
На что похоже то состояние, которое находится прямо у нас под носом? Конечно же, речь идёт о ребёнке.
«Ребёнок – это невинность и забвение, новое начало, игра, самоходное колесо, первое движение, священное «да»».
Ницше считал, что истинно свободный дух будет подобен играющим детям, которые впервые открывают мир, не обременённый тем, что было раньше (отсюда и «забвение»). Ребёнок любопытен и полон удивления. Ребёнок не отягощён правилами и ценностями, он открывает для себя смысл в вещах.
Произнеся «священное «нет»», чтобы отвергнуть всё, что было раньше, ребёнок выкрикивает «священное «да»», которое утверждает жизнь.
Мы можем создавать собственные ценности, рисковать, чтобы получить то, что хотим, от жизни. Священное «да», как утверждает Ницше, есть игра творения. Дух становится своей собственной волей, он завоёвывает свой собственный мир.
Написав «Так говорил Заратустра», Ницше ещё больше отдалился от друзей и семьи. Удушающая тяжесть викторианских ценностей усугубляла всё более ухудшающееся психическое здоровье Ницше.
Несмотря на свои проблемы, он продолжал писать необычайно дальновидные книги, которые предвещали борьбу отдельных людей и наций в двадцатом веке. Ницше стал интеллектуальным титаном, чья работа предвосхитила психологию, экзистенциализм, структурализм и постмодернизм.
Ницше в последние годы своей жизни
Бродя по улице в Турине, Ницше был окончательно сломлен, когда увидел, как кучер изо всех сил хлещет лошадь. Он обнял руками шею лошади, чтобы защитить её, и упал на землю. Ницше так и не оправился от бездны душевных болезней, тяготивших его с 44 лет. После двух инсультов и воспаления лёгких Ницше умер летом 1900 года в возрасте 55 лет.
Мы все знаем, что внутри нас есть высшее «Я», и аллегорические метаморфозы Ницше – это лишь руководство, помогающее пройти через страдания, которые неизбежно приходят вместе со стремлением к истинной свободе и творческому самообладанию.
В своей книге «Человеческое, слишком человеческое» Ницше писал: «Они боятся своего высшего «Я» потому, что, когда оно говорит, оно говорит требовательно».
Ницше заставляет нас найти в себе мужество слушать. Если мы сможем понять, «почему» мы живём, мы сможем вынести практически любое «как».
Ницше для чайников: 115 лет со дня смерти автора концепции Сверхчеловека
К 115 годовщине смерти великого Фридриха Ницше редакция m24.ru подготовила краткое и простое объяснение его философских концепций, а также объяснение того, почему он действительно стал знаком своего времени.
Ницше познакомился с творчеством Достоевского в 1887 году или даже раньше. К тому времени он уже был состоявшимся философом. Тем не менее в его философии есть определенные переклички с творчеством русского писателя. В философском романе «Так говорил Заратустра», увидевшем свет в 1883 году, есть небольшая часть «О бледном преступнике», которую традиционно связывают с философской концепцией романа «Преступление и наказание», вышедшего в 1866 году.
Философ пишет: «Недостаточно только примириться с тем, кого казните вы. Да будет скорбь ваша любовью к Сверхчеловеку: так оправдаете вы продление собственной жизни!» – вторя идиоматическому «тварь я дрожащая или право имею?» Родиона Раскольникова.
Ницше сам был плоть от плоти своего времени и не изобретал велосипед. Он органично вписывался в назревавшие в Европе умонастроения. В то же время сам философ, принимая во внимание критику своей философии и сближение с Достоевским, уже хорошо известным в Германии и Франции, считал, что мировоззрение литератора одинаково родственно его позициям, сколь и чуждо, оставляя за героями его произведений надежду на искупление и духовное обновление и утверждая тем самым гуманизм Достоевского.
Трактат Ницше «Рождение трагедии из духа музыки», 1972 год. Фото: wikimedia.org
Достоевский для него стал великим художником и «одним из величайших открытий его жизни». И именно искусство и культура должны, по его мнению, заполнить пропасть, образовавшуюся после преодоления религии.
«Христианская вера есть с самого начала жертвоприношение: принесение в жертву всей свободы, всей гордости, всей самоуверенности духа и в то же время отдание самого себя в рабство, самопоношение, самокалечение». И далее: «Лицемерное вероучение, обернувшее неспособность отомстить в прощение».
Для Ницше христианство становится огромной машиной по отказу от благ. Все это похоже на взгляд на ту же проблему, что лежит в основе марксистской теории, только через другие очки. Ницше не был философом абстракции. Он очень конкретный и остро реагирующий на реальную политическую, социальную и экономическую ситуацию рубежа веков. Вот почему так жадно впитал его философию Адольф Гитлер – оправдание своего нигилизма. Но по факту трактат «Воля к власти», причисляемый к основам нацизма, был всего лишь удачной компиляцией цитат философа.
Примерно на одну ступень с христианской моралью Ницше ставит алкоголь. Для него что одно, что другое – средство лишь временно притупить боль и осознание собственной немощи. И только Сверхчеловек сможет отринуть устаревшую мораль и перейти на новую ступень. Только он сможет дать четкий и однозначный ответ на вопрос – «тварь я дрожащая или право имею?» И поэтому только один герой христианского вероученья достоин внимания – Понтий Пилат. Он убивает Бога, и через это становится Сверхчеловеком.
Ницше с чего начать
Art Traffic. Культура. Искусство запись закреплена
Фридрих Ницше «Учиться у Заратустры. С комментариями и объяснениями» (2017)
Серия «Философия на пальцах»
Фридрих Ницше – мыслитель, который помогает людям обрести самое себя, стать собой и даже превзойти себя. Этому, в частности, учит его Заратустра – пророк, мятежник, Сверхчеловек, альтер-эго автора. То, как Ницше это делает, до сих пор остается загадкой и является необыкновенно притягательным. Его работы предельно откровенны, истины шокируют, но в то же время помогают читателю задуматься над собственными действиями, переосмыслить их, найти в себе силы идти против течения и главное – понять свое предназначение в жизни и двигаться вперед выбранным путем. При этом Ницше не предлагает никакой методики, не дает никаких указаний, его рассуждения всегда символичны, понимать их можно по-разному. Каждый берет то, в чем нуждается в данный момент. Поэтому всякий раз в произведениях философа можно открывать для себя что-то новое и удивляться, что ранее оно осталось незамеченным.
Драма неприкаянной души
Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов
Предисловие
Отдел первый. О первых и последних вещах
Отдел второй. К истории моральных чувств
Отдел пятый. Признаки высшей и низшей культуры
Отдел шестой. Человек в общении
Отдел девятый. Человек наедине с собой
Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого
Часть первая
Предисловие Заратустры
Речи Заратустры
Часть вторая
По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего
Предисловие
Отдел второй. Свободный ум
Отдел четвертый. Афоризмы и интермедии
Отдел пятый. К естественной истории морали
Отдел седьмой. Наши добродетели
Отдел девятый. Что аристократично?
Формат FB2/EPUB/PDF
Издательский макет или текст (eBook)
Книга из серии «Философия на пальцах»:
Лао-цзы «Книга о Пути жизни (Дао-Дэ цзин). С комментариями и объяснениями» (2017): vk.com/wall-52526415_45571
Платон «Теория государства c комментариями и объяснениями» (2018):
Материал подготовлен сообществом @arttraffic2
Формат FB2/EPUB/PDF (eBook)
https://vk.com/wall-52526415_45998
Фридрих Ницше – мыслитель, который помогает людям обрести самое себя, стать собой и даже превзойти себя. Этому, в частности, учит его Заратустра – пророк, мятежник, Сверхчеловек, альтер-эго автора. То, как Ницше это делает, до сих пор остается загадкой и является необыкновенно притягательным. Его работы предельно откровенны, истины шокируют, но в то же время помогают читателю задуматься над собственными действиями, переосмыслить их, найти в себе силы идти против течения и главное – понять свое предназначение в жизни и двигаться вперед выбранным путем. При этом Ницше не предлагает никакой методики, не дает никаких указаний, его рассуждения всегда символичны, понимать их можно по-разному. Каждый берет то, в чем нуждается в данный момент. Поэтому всякий раз в произведениях философа можно открывать для себя что-то новое и удивляться, что ранее оно осталось незамеченным.