Никоновская летопись о чем кратко
НИКОНОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ
Первоначальная редакция Никоновской летописи доводила изложение до 1520 года. Создавалась под руководством митр. Даниила прибывшими вместе с ним в Москву книжниками Иосифо-Волоколамского мон., которые работали при митрополичьей кафедре.
Основными источниками Никоновской летописи являлись Симеоновская, Иоасафовская, Новгородская 5-я хронографическая летописи, а также сборник церковного содержания первой четверти XVI века (ныне в РГБ) и Хронограф 1512 года. Наряду с ними, использованы различные местные летописцы, повести, сказания, жития святых, записи народного эпоса, архивные документы.
Целый ряд известий Никоновской летописи (в основном по древнейшему периоду русской истории) носит уникальный характер и имеется только в составе этой летописи. Исторический материал подвергся в Никоновской летописи существенной литературной и идеологической обработке. Составитель Никновской летописи последовательно проводил идеи защиты имущественных интересов Церкви, союза светской и духовной власти, полной поддержки внутренней и внешней политики вел. кн. московского Василия III Ивановича. На страницах Никоновской летописи нашли исторические обоснование вопросы, являвшиеся предметом обсуждения на церковном соборе 1531 года: о праве монастырей на владение сёлами, о законности поставления русского митрополита собором епископов без санкции патриарха Константинопольского, о борьбе с ересью.
В научный оборот Никоновская летопись введена В.Н. Татищевым, ошибочно предположившим, что летопись была создана при участии патриарха Никона.
Издания:
Русская летопись по Никонову списку. СПб., 1767–1792. Ч. 1–8;
Полное собрание русских летописей. СПб., 1862–1910. Т. 9–14. М., 1965. М., 2000.
Летопись Никоновская
Летопись Никоновская – крупнейший памятник русского летописания XVI в., получивший свое название по одному из списков, принадлежавшему патриарху Никону. В научный оборот введена В. Н. Татищевым, ошибочно предположившим, что летопись и создана при участии патриарха Никона. Первоначальная редакция Л. Н. доводила изложение до 1520 г. и была составлена при московской митрополичьей кафедре в кон. 20-х гг. XVI в. Ее оригинал сохранился в рукописи М. А. Оболенского (ЦГАДА, ф. 201, № 163).
Л. Н. представляет собой обширную компиляцию, в которой использованы различные местные летописцы, повести, сказания, жития святых, записи народного эпоса, архивные документы. Основными источниками Л. Н. были Летописи Симеоновская, Иоасафовская, Новгородская Хронографическая, а также сборник ГБЛ, ф. 173, № 82. Целый ряд известий Л. Н. носит уникальный характер и дошел до нашего времени только в составе этой летописи. Исторический материал подвергся в Л. Н. существенной литературной и идеологической обработке. При этом составитель Л. Н. последовательно проводил идеи защиты имущественных интересов церкви, союза светской и духовной власти, полной поддержки внутренней и внешней политики правительства великого князя Василия III. Кроме того, на страницах Л. Н. нашли историческое обоснование вопросы, которые явились предметом обсуждения церковного собора 1531 г.: о праве монастырей на владение селами, о законности поставления русского митрополита собором епископов без санкции константинопольского патриарха, о борьбе с ересью. Изучение стилистических особенностей редакторских вставок в тексте Л. Н. убеждает в том, что редактором-составителем летописного свода являлся митрополит Даниил (1522–1539 гг.) – крупный писатель, церковный и политический деятель средневековой Руси.
Во 2-й пол. 50-х гг. XVI в. летописный свод митрополита Даниила (каковым является Л. Н.) был соединен с материалами официальной историографии. С митрополичьего летописца была снята копия и дополнена по Летописи Воскресенской и Летописцу начала царства редакции 1556 г. – так образовался Патриарший список (БАН, 32.17.8). Эта рукопись с самого начала обращалась в церковных кругах: в нач. 60-х гг. XVI в. она использовалась при составлении «Степенной книги» (в митрополичьем Чудовом монастыре, см. Афанасий, митрополит); в XVII в. она хранилась в патриаршей ризнице, а в 70-х гг. этого же столетия список был положен в основу обширного патриаршего свода, известного по двум беловым копиям (ЦГАДА, ф. 181, № 351/800 и ГБЛ, ф. 556, № 34). Оригинал же летописного свода митрополита Даниила остался в Казенном приказе и был дополнен по тем же источникам, которые были использованы в Патриаршем списке: по Воскресенской летописи (но в другом объеме) и Летописцу начала царства. Несколько позже к нему была присоединена еще одна часть с изложением событий 1556–1558 гг. – так образовался список Оболенского. Существует предположение, что именно над этой рукописью работал в 1560 г., во время пребывания в Ливонии, известный государственный деятель периода «избранной рады» А. Ф. Адашев.
В 1568–1576 гг., когда в Александровской слободе по царскому заказу создавался грандиозный Летописный свод Лицевой, список Оболенского использовался в качестве главного источника при изложении событий русской истории. По-видимому, в конце правления Ивана IV Грозного список был передан в Троице-Сергиев монастырь, где находился до 1637 г. В 1637 г. в связи с затребованием рукописи в московский Приказ Большого дворца в монастыре с нее была снята копия, которая положила начало новой редакции Л. Н.; текст летописи был дополнен некоторыми повестями и продолжен по Летописцу Новому (памятнику официальной историографии XVII в.). Троицкая редакция Л. Н. известна по нескольким спискам, один из которых (Никоновский – БАН, 17.2.5) был выполнен специально для патриарха Никона и дал название всей летописи.
Изд.: Русская летопись по Никонову списку. СПб., 1767–1792. Ч. 1–8; ПСРЛ. СПб., 1862–1910. Т. 9–14 (фототипическое воспроизведение: М., 1965).
Лит.: Лихачев Н. П. Палеографическое значение бумажных водяных знаков. СПб., 1899. Ч. 1. С. CLIV–CLXXI; Шахматов А. А. 1) Разбор сочинения И. А. Тихомирова «Обозрение летописных сводов Руси Северо-Восточной». СПб., 1899. С. 166–177; 2) Иоасафовская летопись // ЖМНП. 1904. № 5. С. 69–79; 3) Обозрение. С. 370–371; Платонов С. Ф. К вопросу о Никоновском своде // ИОРЯС. 1902. Т. 7, кн. 3. С. 24–33; Лавров Н. Ф. Заметки о Никоновской летописи // ЛЗАК. 1927. Вып. 1 (34). С. 55–90; Розанов С. П. «Никоновский» летописный свод и Иоасаф как один из его составителей // ИпоРЯС. 1930. Т. 3, кн. 1. С. 269–287; Кузьмин А. Г. Рязанское летописание. М., 1965. С. 20–32; Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI–XVII вв. М., 1980.
Доп.: Лурье Я. С. Генеалогическая схема летописей XI–XVI вв., включенных в «Словарь книжников и книжности Древней Руси» // ТОДРЛ. Л., 1985. Т. 40. С. 190–205.
Никоновская летопись
Никоновская летопись — крупнейший памятник русского летописания XVI века. Названа по имени патриарха Никона, которому принадлежал один из её списков.
Содержание
Списки
Согласно концепции Б. М. Клосса, оригинал первоначальной редакции Никоновской летописи представлен в списке Оболенского, а точнее, в его первых 939 листах. Этот свод составлен между 1526 и 1530 годами, при участии митрополита Московского Даниила.
Позднее к списку Оболенского были приплетены листы 940—1166 с изложением событий 1521—1556 годов. Заключительная же его часть (листы 1167—1209 из бумаги середины 1570-х годов) описывает события 1556—1558 годов.
Новая редакция Никоновской летописи была составлена около 1637 года, к тексту были добавлены «Повесть о житии Фёдора Ивановича» и «Новый летописец».
Лаптевский, Голицынский и «Древнего летописца» тома Лицевого свода, напечатанные в ПСРЛ как варианты, имеют заметные отличия, в издании иногда печатается в два столбца.
Состав
Соотношение объёма текста:
Кроме того, в составе т. XIII и XIV ПСРЛ напечатаны также продолжения текста Никоновской летописи:
Дополнительные тексты и подробные повести [3] :
В продолжениях летописи особенно подробно изложены:
Несмотря на значительную полноту сведений, в неё вошли далеко не все тексты, имевшиеся в более ранних летописях. Например, отсутствует «Русская правда», очень кратко изложены фольклорные рассказы о мести Ольги древлянам (945 год) и об осаде печенегами Белгорода (997 год).
Источники
Согласно Б. М. Клоссу, непосредственными её источниками являлись Иоасафовская летопись, Хронографический список Новгородской пятой летописи и так называемый Хронограф «редакции 1512 года».
Летопись содержит ряд вставок из Хронографа о византийских царях и истории Византии, причем хронология часто спутана:
Также есть выписки из истории Болгарии и Сербии:
Дополнения
Дополнениями к Никоновской летописи принято называть сведения летописи, не находящие аналогий в более ранних источниках.
Особенно много сведений содержится о времени правления Владимира Святославича. В XII веке есть ряд дополнений по истории Рязанского княжества. Половцы нередко именуются татарами.
Некоторые дополнения таковы:
Издания и литература
Никоновская летопись: списки и состав
Никоновская летопись – крупнейший исторический памятник 16 века. Он интересен тем, что в нем представлен наиболее полный перечень событий российской истории, которых нет в других рукописных источниках.
Кроме того, в книге имеются сведения о соседних народах, что и определило интерес ученых к этому своду. Он оказал большое влияние на летописание нашей страны, поскольку является наиболее полным среди других аналогичных произведений.
Введение в научный оборот
Никоновская летопись стала известна широкой общественности благодаря известному исследователю В. Н. Татищеву, который использовал ее при написании своего главного труда по истории России. Он дал краткую характеристику этому важнейшему памятнику, отметив, что он доведен до 1630 года и подписан патриархом Никона.
Во второй половине 18 века источник был опубликован Шлецером и Башиловым, которые использовали в качестве основы рукопись своего предшественника. В конце 19 – начале 20 столетия была осуществлена новая публикация, причем при этом были привлечены новые списки. В дореволюционной историографии Никоновская летопись изучалась весьма активно.
Главное внимание ученые обращали на источники, которые послужили основой ее написания. Интерес к ней не угас и в советское время. За этот период исследователи также определили время и место ее составления, установили личность автора, а также провели глубокий анализ общественно-политической ситуации той эпохи, в которую она возникла.
Об авторе и его взглядах
Никоновская летопись была составлена по инициативе митрополита Даниила, который занимал этот пост в 1522–1539 годах. Он увлекался старинной литературой, имел доступ к древним рукописям и проявлял интерес к общерусским делам. Кроме того, он интересовался политической историей, поддерживал действия московских правителей. Поэтому составленный под его руководством памятник проникнут общерусским характером, что и определило его значение в общественно-политической мысли.
В центре внимая составителя оказались многие актуальные и важные проблемы его времени. Среди них видное место занимал вопрос об имущественном положении митрополии и отношении духовной и светской властей. Кроме того, Даниил интересовался сотрудничеством Руси и Литвы, а также историей своей родины – Рязанского княжества. Также он большое место отводил борьбе с ересью.
Источники
Никоновская летопись, происхождение названия которой было связано с именем патриарха 17 века, на самом деле была составлена в предыдущем столетии. Татищев ошибочно предположил, что этот памятник был составлен при Никоне, которому принадлежал один из списков.
Основой написания летописи послужили повести, старинные сказания, жития святых, фольклор, а также архивные материалы. При написании текса составители привлекли другие летописи, например Иосафовскую, Новгородскую и многие другие. Не следует забывать, что целый ряд сведений рассматриваемого памятника уникален и дошел до нашего времени только в его составе.
Церковный вопрос
Важнейшие вопросы своего времен отразила Никоновская летопись. Происхождение названия данного памятника связано с ошибкой, в свое время допущенной Татищевым. Однако оно настолько прочно вошло в научные круги, что до сих пор сохранилось. Составители рукописи проделали важную обработку материала, анализ которого позволяет понять, какие проблемы их волновали.
Авторы защищали имущество церкви. Спор о том, должны ли монастыри владеть землями и другой собственностью, был одним из самых острых в средневековой Руси. Поэтому неудивительно, что летопись проводит мысль о необходимости сохранения за митрополией ее имущественного положения. Никоновская летопись, происхождение которой следует рассматривать в контексте эпохи, проводит мысль о необходимости союза светской и духовной власти.
Темы собора 1531 года
На этом собрании ставились очень важные вопросы о положении и статусе церковной и монастырской иерархии, что нашло свое отражение в рассматриваемом памятнике. Один из самых спорных вопросов эпохи – это проблема того, могут ли монастыри владеть селами или же нет. Памятник утверждает, что они имеют права иметь в собственности земельные наделы. Это была господствующая в то время точка зрения, которой придерживалась и великокняжеская власть.
Еще один важный для того времени вопрос о церковной жизни – это постановления русских митрополитов без санкции Константинополя. В 15 веке русская церковь получила самостоятельность. И поэтому необходимо было зафиксировать ее новый статус. Кроме того, в данное время возникли ереси, борьба с которыми была весьма ожесточенной. Поэтому эта тема также нашла отражение в памятнике.
Редакции
Никоновская летопись, названия которой произошли от ее списков, впоследствии была дополнена другими материалами официального характера. Обработка оригинала имела важное значение. Она способствовала как систематизации накопившихся архивных документов, так и развитию общественно-политической мысли. Свод митрополита Даниила был дополнен Воскресенской летописью и Летописцем начала царства.
Таким образом появился знаменитый Патриарший список. Этот новый свод широко использовался в первую очередь в церковных кругах, где во второй половине 16 века возникла знаменитая Степенная книга – произведение, повествующее о правлении древнерусских князей, жизни митрополитов. Данный памятник интересен еще и тем, что является первой попыткой систематизации русской истории.
Новый список
Наиболее важным источником по средневековому времени является Никоновская летопись. Кратко о данном своде можно отметить следующее: это ценная рукопись, которая легла в основу последующего общерусского летописания 16-17 веков. Ее оригинал хранился в Казенном приказе, что говорит о том важном значении, которое ей придавали официальные власти при составлении новых сводов.
Через некоторое время она была дополнена уже упомянутыми материалами. Также к ней была добавлена часть, которая рассказывала о событиях, произошедших в 1556–1558 годах. Так возник знаменитый список Оболенского. Это самый полный вариант оригинала. Через некоторое время к нему были присоединены листы, которые расширяли хронологию повествования.
Влияние на официальную историографию
В основу нового княжеского свода второй половины 16 века снова легла Никоновская летопись. Опричнина стала временем формирования новой идеологии. Иван Грозный стремился объяснить самодержавный характер царской власти. Поэтому при нем началась активная работа по созданию литературных произведений, обосновывающих данную идею.
В 1568–1576 годах в Александровской слободе началось составление большого нового свода, который назывался Лицевым. В нем нашли отражение события как мировой, так и отечественной истории. Он был украшен миниатюрами, так как повествование велось «в лицах». Никоновская летопись, содержание которой соответствовало замыслу царя и составителей нового памятника, использовалась при его написании. После этого рукопись была передана Троице-Сергиеву монастырю, где хранилась вплоть до 1637 года.
Дальнейшая обработка
В указанный год свод был отправлен в приказ Большого дворца. Поэтому с рукописи была сделана копия специально для монастыря. Она легла в основу другого списка, который был дополнен материалами. Впоследствии он продолжил повествование на основе официального памятника русской общественно-политической мыли 17 века – Летописцу Новому. Эта новая редакция сохранила несколько списков. Один из них принадлежал патриарху Никону, имя которого и дало название всему памятнику.
Структура
Наиболее важные события русской истории отразила Никоновская летопись. Краткое содержание данного памятника может быть охарактеризовано так: эта рукопись излагает события с 9 до 16 века.
Вначале помещен памятник церковного характера: список епископов. Далее идет хронологическое погодное изложение происшествий. Разделы, описывающие 12 век, освящены более подробно, чем те, что посвящены другим столетиям. К оригиналу прибавлены дополнительные тексты, повествующие об истории 16 века, в частности о правлении Ивана Грозного.
Продолжения
Никоновская летопись, состав которой отличается сложностью из-за нескольких редакционных обработок, имеет дополнительные вставки. Они также заслуживают внимания. Отдельно следует упомянуть о фрагментах Царственной книги, из которой было взято описание происшествий за 1533–1553 годы. Данный памятник – это важная часть Лицевого свода, которая проводит идею самодержавной власти правителя.
Упомянутый фрагмент особенно интересен тем, что над его содержанием работал сам Иван Грозный. Правитель был особенно заинтересован в том, чтобы обосновать идеологически неограниченную власть монарха. Также отдельно следует упомянуть о таком памятнике, как повесть о жизни его сына и наследника.
В этой рукописи описывается правление Федора Ивановича. Автор отмечает, что он был очень набожен и почти все время проводил в молитвах и посте. Из этого памятника вырисовывается образ нового правителя – человека тихого и кроткого. Также в источнике есть известие об ее одном важном событии из церковной жизни – учреждении патриаршества на Руси. Главой русской церкви стал Иов, который и написал повесть. В ней он также дал хвалебную характеристику Борису Годунову. Также описал поход царя на Иван-город.
Повести
К Никоновской летописи прилагается целый ряд интересных литературных произведений. Часть из них посвящена религиозным темам, другая – битвам и сражениям из отечественной и мировой истории. Одна из них – о взятии Царьграда в 1204 году. Это событие, которое потрясло сознание современников.
Другая повесть рассказывает о борьбе русских князей за главный, владимирский престол. Несколько произведений посвящены борьбе с монголо-татарами, шведами. Некоторые повествуют о судьбе князей, бояр, митрополитов. Также в свод были включены жития святых, истории из жизни правителей и известных людей средневекового времени.
Дополнения
Кроме указанных памятников, в летописи имеются более подробные описания некоторых политических событий. Отдельно следует упомянуть рассказ о венчании Ивана Грозного на царство. Это очень важный фрагмент, поскольку повествует об одном из наиболее знаковых событий в русской истории – принятии правителем царского титула.
Принимая во внимание тот факт, что летопись была в центре внимания Ивана Васильевича, который использовал ее текст для обоснования идеи самодержавной монархии, необходимо отметить, что вставка подобного рассказа имела важное идеологическое значение. Также необходимо упомянуть повесть о взятии Казани – одном из ключевых событий в истории его правления.
Вместе с тем Никоновская летопись не содержит ряд важных текстов, которые можно найти в других памятниках. Например, в рассматриваемой рукописи нет «Русской Правды» – важного законодательного документа. Тем не менее данный свод – важнейший источник общерусского характера. Он оказал большое влияние на обществено-политическую мысль 16-17 веков.
ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ РУССКИХ ЛЕТОПИСЕЙ
Тома 9-14. Никоновская летопись
Тома Никоновской летописи
• Том 9. VIII. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью▼
• Том 10. VIII. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью▼
• Том 11. VIII. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью▼
• Том 12. VIII. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью▼
• Том 13. 1-я половина. VIII. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью▼
• Том 13. 2-я половина. VIII. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью▼
• Том 14. 1-я половина. I. Повесть о честном житии царя и великого князя Феодора Ивановича всея Руссии. II. Новый летописец▼
• Том 14. 2-я половина. Указатель к Никоновской летописи (IX—XIV тт.)▼
Летопись Никоновская — крупнейший памятник русского летописания XVI в., получивший своё название по одному из списков, принадлежавшему патриарху Никону. В научный оборот введена В. Н. Татищевым, ошибочно предположившим, что летопись и создана при участии патриарха Никона. Первоначальная редакция Л. Н. доводила изложение до 1520 г. и была составлена при московской митрополичьей кафедре в конце 20-х гг. XVI в. Её оригинал сохранился в рукописи М. А. Оболенского (ЦГАДА, ф. 201, No 163).
Летопись Никоновская представляет собой обширную компиляцию, в которой использованы различные местные летописцы, повести, сказания, жития святых, записи народного эпоса, архивные документы. Основными источниками были Летописи Симеоновская, Иоасафовская, Новгородская Хронографическая, а также сборник ГБЛ, ф. 173, No 82. Целый ряд известий Летописи Никоновской носит уникальный характер и дошёл до нашего времени только в составе этой летописи. Исторический материал подвергся в Летопись Никоновская существенной литературной и идеологической обработке. При этом составитель её последовательно проводил идеи защиты имущественных интересов церкви, союза светской и духовной власти, полной поддержки внутренней и внешней политики правительства великого князя Василия III. Кроме того, на страницах Летописи Никоновской нашли историческое обоснование вопросы, которые явились предметом обсуждения церковного собора 1531 г.: о праве монастырей на владение сёлами, о законности поставления русского митрополита собором епископов без санкции константинопольского патриарха, о борьбе с ересью. Изучение стилистических особенностей редакторских вставок в тексте Летописи Никоновской убеждает в том, что редактором-составителем летописного свода являлся митрополит Даниил (1522—1539 гг.) — крупный писатель, церковный и политический деятель средневековой Руси.
Во 2-й пол. 50-х гг. XVI в. летописный свод митрополита Даниила (каковым является Летопись Никоновская) был соединён с материалами официальной историографии. С митрополичьего летописца была снята копия и дополнена по Летописи Воскресенской и Летописцу начала царства редакции 1556 г. — так образовался Патриарший список (БАН, 32.17.8). Эта рукопись с самого начала обращалась в церковных кругах: в нач. 60-х гг. XVI в. она использовалась при составлении «Степенной книги» (в митрополичьем Чудовом монастыре, см. Афанасий, митрополит); в XVII в. она хранилась в патриаршей ризнице, а в 70-х гг. этого же столетия список был положен в основу обширного патриаршего свода, известного по двум беловым копиям (ЦГАДА, ф. 181, No 351/800 и ГБЛ, ф. 556, No 34). Оригинал же летописного свода митрополита Даниила остался в Казённом приказе и был дополнен по тем же источникам, которые были использованы в Патриаршем списке: по Воскресенской летописи (но в другом объёме) и Летописцу начала царства. Несколько позже к нему была присоединена ещё одна часть с изложением событий 1556—1558 гг. — так образовался список Оболенского. Существует предположение, что именно над этой рукописью работал в 1560 г., во время пребывания в Ливонии, известный государственный деятель периода «избранной рады» А. Ф. Адашев.
В 1568—1576 гг., когда в Александровской слободе по царскому заказу создавался грандиозный Летописный свод Лицевой, список Оболенского использовался в качестве главного источника при изложении событий русской истории. По-видимому, в конце правления Ивана IV Грозного список был передан в Троице-Сергиев монастырь, где находился до 1637 г. В 1637 г. в связи с затребованием рукописи в московский Приказ Большого дворца в монастыре с неё была снята копия, которая положила начало новой редакции Летописи Никоновской; текст летописи был дополнен некоторыми повестями и продолжен по Летописцу Новому (памятнику официальной историографии XVII в.). Троицкая редакция Летописи Никоновской известна по нескольким спискам, один из которых (Никоновский — БАН, 17.2.5) был выполнен специально для патриарха Никона и дал название всей летописи.
Том 9. VIII. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью
Полное собрание русских летописей. — Т. 9. VIII. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью / Под ред. А. Ф. Бычкова. — СПб.: Типография Эдуарда Праца, 1862. — 256 с.
Том 10. VIII. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью
Полное собрание русских летописей. — Т. 10. VIII. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью / Под ред. А. Ф. Бычкова. — СПб.: Типография министерства внутренних дел, 1885. — 244 с.
Том 11. VIII. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью
Полное собрание русских летописей. — Т.11. VIII. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью / Под ред. С. Ф. Платонова. — СПб.: Типография И. Н. Скороходова, 1897. — 254 с.
Том 12. VIII. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью
Полное собрание русских летописей. — Т.12. VIII. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью / Под ред. С. Ф. Платонова при участии С. А. Адрианова. — СПб.: Типография И. Н. Скороходова, 1901. — 266 с.
Том 13 (первая половина). VIII. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью
Полное собрание русских летописей. — Т. 13. 1-я половина. VIII. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью / Под ред. С. Ф. Платонова, при участии С. А. Адрианова — СПб.: Типография И. Н. Скороходова, 1904. — 302 с.
Том 13 (вторая половина). VIII. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью
Полное собрание русских летописей. — Т. 13. 2-я половина. I. Дополнения к Никоновской летописи. II Так называемая царственная книга / Под ред. С. Ф. Платонова. — СПб.: Типография И. Н. Скороходова, 1906. — 303—532 с.
Том 14 (первая половина). I. Повесть о честном житии царя и великого князя Феодора Ивановича всея Руссии. II. Новый летописец. Указатель к Никоновской летописи (IX—XIV тт.)
Полное собрание русских летописей. — Т. 14. 1-я половина. I. Повесть о честном житии царя и великого князя Феодора Ивановича всея Руссии. II. Новый летописец / Под ред. С. Ф. Платонова и П. Г. Васенко — СПб : Типография М. А. Александрова, 1910.
Том 14 (вторая половина). I. Повесть о честном житии царя и великого князя Феодора Ивановича всея Руссии. II. Новый летописец. Указатель к Никоновской летописи (IX—XIV тт.)
Полное собрание русских летописей. — Т.14. 2-я половина. Указатель к Никоновской летописи (IX—XIV тт.) / Под ред. В. Г. Дружинина. — Петроград: Типография министерства земледелия, 1918.