Никодимов грех что это

Никодимов грех митрополита N

Так назывался материал, опубликованный в майском номере нашей газеты, вызвавший неоднозначные отклики. Речь шла о «голубом лобби» в среде высших иерархов Русской Православной Церкви. Слово иеромонаху отцу АНАТОЛИЮ (Берестову), сотруднику Российского православного университета, священнику Больничного храма Во Имя Святого Преподобного Серафима Саровского при Институте трансплантологии и искусственных органов.

Эта явно антицерковная статья на руку многим недругам Русской Православной Церкви. По Государственной думе уже бегает госпожа Лахова (вы знаете, за какой страшный законопроект она выступает) и кричит: «Так вот они какие!» Даже возникает мысль, что статья инспирирована определенными силами, прежде всего так называемыми нашими друзьями на Западе, которые желали бы раскола Русской Православной Церкви.

Мне хотелось бы привести слова Святейшего Патриарха Алексия II из его Обращения к клиру и приходским советам храмов города Москвы на Епархиальном собрании 16 декабря 1997 года. Говоря о расцвете, который наступает для церкви, он подчеркнул: «Не следует забывать о том, что в мире сем церковь всегда была, остается и будет гонимой. Сегодня против нее восстают различные силы, пытаясь расколоть ее и ослабить, разрушить ее целостность, посеять вражду и недоверие между ее членами, подорвать авторитет в глазах людей».

Статья «Никодимов грех митрополита N» начинается со слухов о пошатнувшемся здоровье Патриарха Алексия II, якобы курсирующих в кулуарах Московской Патриархии уже несколько месяцев, и о развернувшейся в связи с этим борьбе высших иерархов за патриарший престол. При живом, практически здоровом, активно работающем Патриархе…

Я, например, вижу, как интенсивно служит наш Патриарх, принимает и архиереев, и священников, и мирян, ездит по епархиям. Может быть, недоразумение по поводу нездоровья связано с тем, что была отменена майская поездка Святейшего Патриарха в Японию? В конце Великого поста Алексий II действительно перенес нетяжелый приступ мерцательной аритмии, который быстро прошел, но врачи и окружение настаивали на отмене этой труднейшей поездки: по пути в Японию планировались однодневные остановки в каждой сибирской епархии. Для пожилого человека такая интенсивная программа с перелетами из одного часового пояса в другой могла оказаться крайне обременительной.

В статье выделяются две сферы влияния в среде высшего духовенства: малочисленная по количеству, но весомая по функциям группа «голубых» и большая, но несплоченная группа архиереев, которые радеют за интересы церкви. Но духовные ценности православия отстаивают все иерархи. Другое дело, что каждый из них – личность со своим мнением, стилем работы, психологическим стереотипом. С некоторыми взглядами я тоже не согласен, однако не выношу это на суд всего общества.

Все мы люди, и нет среди нас безгрешных. К сожалению, и среди священнослужителей бывают непорядочные люди. Безгрешным был один Иисус Христос. Он дал нам силы и возможности бороться с грехом и искушением.

Сейчас в церковь приходит много людей из мира, совершенно нецерковных. Среди них могут попадаться люди с извращенным сексуальным поведением. Благодаря благодатной помощи церковных таинств и тонкой пастырской работе они находят в себе силы побороть грех. И не только этот. Есть молодые люди, в недавнем прошлом наркоманы, сумевшие разорвать зависимость. Они поступили в университет и успешно учатся.

…В статье сам «никодимов грех» неразрывно связан с именем митрополита Никодима. Это легендарное имя обросло многочисленными слухами. Но известно ли вам, что именно благодаря митрополиту Никодиму в 60-е годы были спасены наши духовные школы? Знаете ли вы, что митрополит Никодим спас наш епископат? Ведь Хрущев однажды заявил, что через 20 лет покажет по телевидению последнего попа. Проводилась страшная антирелигиозная кампания, планировалось закрытие духовных школ. Совет по делам религий имел указание от Политбюро не рукополагать священников в епископы. Ожидалось, что старые епископы вымрут и церковь погибнет. Но неутомимая деятельность митрополита Никодима принесла свои плоды. Он сумел доказать, что для поддержания международного престижа Русской Православной Церкви необходима плеяда молодых, грамотных епископов. И буквально пробил рукоположение. Этих епископов называли никодимовцами и подозревали в грехах только из-за духовной близости с митрополитом

Был ли никодимов грех? Сейчас никто не может утверждать это. Я много раз разговаривал со старыми священниками, знавшими митрополита, и никто не сказал ничего конкретного. Свидетелей нет. И совсем недавно, беседуя с пожилым архиереем, который хорошо знал митрополита Никодима, был в дружеских отношениях с ним, я услышал следующее: «Что ж, слухи ходили. Знаю и другое. В советское время в отношении меня в Патриархии собралось огромное количество подобных писем. Почему? Я только диву даюсь…»

Бывший иподиакон Роман Южаков упоминает некоего митрополита N, избрание которого Патриархом осложнило бы отношения Патриархии со многими православными церквами. Можно догадаться, о ком идет речь. Тем более что действительно есть архиереи, которые стремятся к власти очень активно. Это страшная, но правда. Один молодой архиерей как-то поделился со мной: «Если вдруг умрет Патриарх и выберут митрополита N, нам всем придется уходить в катакомбы». Потому что начнется перестройка церкви на западный лад.

Теперь что касается другого героя газетной публикации – некоего епископа Г., который в бытность свою настоятелем одного монастыря «пользовал юных служек», а после перевода в Сибирь пытался продолжать в том же духе. Но сибирские священники устроили ему «темную». Могу предположить, о ком идет речь. Но только «темная» была совсем по другому поводу – Г. обвиняли в грехе сребролюбия. Настоятель этот вообще человек своеобразный, очень жесткий, занимавшийся порой рукоприкладством.

Я принимал монашество в Валаамском монастыре – одном из самых строгих. Нет там никакого «голубого лобби». В последнее время открылось много монастырей, их более трехсот. Туда приходят преимущественно молодые люди. Могу допустить априори, что там, где нет богатых духовных традиций и слабо налажено духовное окармительство, такое явление нельзя исключить. Но эти люди при выявлении греха быстро оказываются за пределами монастыря. В Троице-Сергиевой Лавре в советское время так были выдворены два или три монаха. Были случаи, когда священники совращали мирян. Мне известны попытки совращения послушников.

Редкие, исключительные случаи. Но отношение к ним особое. Если украдет уборщица – это одно, но когда преступление совершает милиционер – совсем другое. То же касается преступления, совершенного священнослужителем, особенно архиереем, который должен быть воплощением высокой нравственности.

Источник

Никодимов грех что это. Смотреть фото Никодимов грех что это. Смотреть картинку Никодимов грех что это. Картинка про Никодимов грех что это. Фото Никодимов грех что этоrussiaforall

Россия для всех

Никодимов грех что это. Смотреть фото Никодимов грех что это. Смотреть картинку Никодимов грех что это. Картинка про Никодимов грех что это. Фото Никодимов грех что это
Начало здесь.

Маловероятно, чтобы гей-проблема РПЦ могла быть решена с помощью церковной «ЧК», как это рисует автор статьи в «Известиях». «Никодимовы врата» – метафора карьерной стратегии внутри церковной организации, где горды жёстким делением на монахов, священнослужителей и мирян, более того, – на женщин и мужчин.

Наивность или лицемерие?

Трудно войти «вратами никодимовыми», но ещё труднее из них выйти. Без надлежащего патронажа (будь то угодничество перед начальством или его сексуальное ублажение) вряд ли «повезёт» стать официальным монахом или священником (архиерейство даже трогать не будем). Что говорить о том, чтобы расстричься или сложить с себя иерейский сан?
Расстриги клеймятся как дезертиры, сбежавшие из фронтового окопа. Не подумайте, что это насмешка над РПЦ. Многие верующие вполне серьёзно именуют свою церковь «воинством Христовым», а где армия, всегда найдутся не только герои, но и предатели. Именно такой оказалась реакция православной блогосферы на расстрижение Ростислава (Ярослава Якубовского), наместника подворья Оптиной Пустыни в Санкт-Петербурге, признавшегося в сожительстве с женщиной и деторождении.
Я. Якубовский, – байкер до и после принятия сана, – неординарная личность, поэтому его относительно честный поступок это исключение на фоне сотен ведомых только иереям и их разнополым партнёрам «падений». Клирики, состоящие в антиканоничных интимных связях, готовы скорей «грешить и каяться», чем расписаться в служебном несоответствии. Схема такая: пал, поднялся, поскользнулся, снова упал, опять упал, ещё раз упал, а «Христа не предал».
Есть у этой трогательной «верности до смерти» и более утилитарные причины. Сохранить репутацию, тем более, карьеру «расстриге» – совершеннейший unreal, как выражаются англоязычные. Православный, оставивший монашество, не может рассчитывать на его повторное принятие, тем более нельзя сложить с себя, а затем снова возложить священный сан.
« Монашество – служение всей жизни, – утверждается в проекте «Положения о монастырях и монашествующих». – […] Никто не вправе освободить человека от данных им монашеских обетов. Оставление монастыря и монашества лицом, давшим монашеские обеты, является тяжким преступлением перед Богом, Которому давались обеты». И это ещё совсем свежий, в 2012 году составленный текст, что уж говорить о более древних установках…
Становясь иноком или священником, человек делает выбор на всю жизнь, что в современных условиях неограниченного обмена информацией, свободы идентичностей, свободы передвижения и других прав по меньшей мере наивно. Настроения, жизненные установки человека постоянно меняются и это нормально. Во многих случаях перемена выбора подтверждает здоровье психики, способность обрабатывать полученный жизненный опыт, критически воспринимать реальность. Но традиционная модель церковной иерархии (речь, в данном случае, не только о РПЦ) такой гибкости не предполагает. Свобода личности, богатство жизненного опыта (да и просто здравый рассудок, честно говоря) иерархии, где исповедуют ценности патриархата, без надобности.
Стоит ли напоминать, что делать один-единственный выбор за жизнь в пользу монашества или священства столь же выполнимо, как клясться возлюбленному в верности до гроба. Однако если общество предусматривает для супругов возможность развода и повторных браков, то церковь однозначно рассматривает «павшего» как преступника, которого, по доброте христианской, предварительно осудив, пожалеют.
В противном случае пострадает имидж клерикальной корпорации. Свободный вход и выход из корпорации лишил бы её членов формальной власти, основанием для которой в отсутствии чудотворения и проповеднического дара, является голое членство, «ношение сана». В этом смысле восстание наиболее популярного в России православного проповедника А. Кураева против гомосексуального лобби есть восстание носителя дара против носителей сана.

Что же представляют из себя «носители сана» – монахи, священники и епископы РПЦ, те, кого массовое сознание принимает за «лицо церкви», а те и скромно молчат в ответ? Согласно «банальному» критерию Станислава Белковского (01:50 и далее), их можно поделить на две части: верующих и неверующих.
Следует уточнить, что верующие-профессионалы (клирики) не просто должны верить в Бога (как верующие-дилетанты). Они обязаны соблюдать церковные каноны, благодаря которым клирики используют привилегии своего сана, не говоря о трудоёмком исполнении обязанностей, без коих человечество наверняка ждала бы гибель… Соответственно, неверующие клирики, не видят нужды блюсти каноны, не ставят судьбу человечества в зависимость от вовремя отслуженной литургии, заняты решением более утилитарных задач.
Как это выглядит на практике? Согласно канонам, иеромонах переспавший с кем-либо (с кем – тоже имеет значение, но не столь) не может ни совершать богослужений, ни носить священного сана, пока не искупит этот грех тяжкой епитимьей. Систематического и повторного совершения подобных деяний для иеромонаха вообще не предусмотрено. Такого иеромонаха (как иеромонаха, разумеется), согласно канонам, существовать не должно. Впрочем, как и православного христианина, регулярно занимающегося с кем-либо сексом вне брака. Поэтому если верующий иеромонах с кем-то и переспит, то он честно признается об этом в исповеди, а честный духовник наложит на него соответствующую епитимью, епископ снимет сан и далее по списку. Это если они верят в каноны. При такой постановке вопроса в церквях МП некому было бы служить, да и ходить – тоже некому. Как тогда отжимать недвижимость и бюджет у государства, как спекулировать на дутом количестве верующих? Проблемка.
Поэтому ставка в РПЦ МП делается на неверующих. С ними надёжней. В их число входят: паразиты, которые кроме имитации богослужения, ничего не хотят делать, карьеристы, аферисты, извращенцы всех мастей, не говоря о нарушителях, которые находят способ причислять себя к верующим, и при том ни в чём себе не отказывать.
Высшие посты в РПЦ МП могут занимать только монашествующие лица (патриарх, епископат, настоятели монастырей, члены Священного синода и др.). В условиях отсутствия каких-либо реальных прав у церковных общин и женатых священников, вся полнота власти принадлежит монахам, т.е. людям бессовестным (если они неверующие) или психически неуравновешенным (если верующие).
Мы приближаемся к самому интересному…

В оформлении использован фрагмент работы Лены Хейдиз «Химера православия».

Источник

ПРАВДИВАЯ СЕНСАЦИЯ! Дьякон Андрей Кураев: Предельно откровенно о «голубом лобби» в нашей Церкви, а также о том, что за дети сидят рядом с п. Кириллом на Рождественской ёлке?

Никодимов грех что это. Смотреть фото Никодимов грех что это. Смотреть картинку Никодимов грех что это. Картинка про Никодимов грех что это. Фото Никодимов грех что это

Дьякон Андрей Кураев — фигура, мягко говоря, неоднозначная. Насколько нам известно, по крайней мере, два известных и уважаемых старца отзывались о нем негативно — о. Николай Гурьянов и о. Иероним Санаксарский!

Однако как человек, обладающий важной инсайдерской информацией, он, безусловно, интересен, а в позиции по проблеме содомии в Церкви — полностью его поддерживаем! В первом сюжете он рассказал о том, как он узнал о «голубом лобби» в РПЦ. Во втором — раскрывает тайну о том, чьи детишки так мило окружают п. Кирилла на детских мероприятиях, в частности, на празднике, связанном с Рождеством и новогодней елкой!

Около 50 епископов из 300 принадлежат к… «голубому лобби»!

Напомним, что эта тема возникла в конце 2013 года, когда стало известно о «голубом» скандале в Казанской семинарии. Ряд семинаристов пожаловались на домогательства со стороны руководства этого духовного учебного утверждения. Из Москвы в Казань приехал протоиерей Максим Козлов и провел свое расследование. Как утверждает дьякон Кураев, сначала РПЦ хотела не придавать огласке это дело. Но оно просочилось в прессу. Дальше последовало увольнение о. Андрея из Московской Духовной Академии. После этого опальный дьякон не успокоился, а стал писать в своем блоге о голубом лобби в РПЦ и давать интервью либеральным СМИ.

Предоставим слово ему и его оппонентам.

Дьякон Андрей Кураев: Люди ждут очищения РПЦ от «голубого лобби»!

– о. Андрей, почему именно сейчас вы решили рассказать о «голубом лобби» в РПЦ?

– Сама эта тема давно обращала на себя внимание в церковной среде. Священники, епископы и семинаристы с горечью рассказывали мне об этом. Но эти рассказы неизменно сопровождались просьбой: «Ой, только ты никому об этом не говори. На меня не ссылайся». И вот в декабре появились жалобы казанских семинаристов на домогательства. Эти жалобы убедили Комиссию Московской Патриархии, что такая проблема существует, а следы работы самой этой комиссии попали в казанскую прессу. Эти жалобы могли быть придавлены «голубым лобби». И я решил поддержать комиссию Патриархии – сделать тему достаточно публичной, чтобы ее нельзя было замолчать. Просто хотелось помочь конкретным ребятам из этой семинарии.

Но последующая реакция оказалось боле чем неожиданной. Меня выгнали из Московской Академии, а сегодня отец Всеволод Чаплин уже угрожает мне отлучением от Церкви. Две недели после моей статьи про гомосексуальное епископское лобби патриархия молчала. Я полагал, что она могла бы выбрать из четырех возможностей: 1) промолчать; 2) начать борьбу за нравственное очищение Церкви; 3) «симметрично» наказать и меня и гомоепископов; 4) открыть огонь только по мне как нарушителю заговора молчания. Сегодня стало ясно, что выбран наихудший для будущего Церкви вариант. Страсть мщения оказалась выше разума.

– Вы упомянули, что около 50 епископов из 300 принадлежат к «голубому лобби». Неужели так много?

– По тем жалобам, которые получаю я – да – такое число епископов. Но само лобби – гораздо больше. К лобби принадлежит люди, которые не только сами участвуют в этом грехе, но и те, кто об этом молчит, кто покрывает это. Скажем, есть нормальный епископ – аскет и подвижник. Но он боится связываться с голубыми карьерно-перспективными священниками, у которых есть связи в московских верхах. И поэтому он их награждает, он их повышает, дает хорошие характеристики, хотя в душе, конечно, презирает. И получается, что человек стал заложником и соучастником работы этого «голубого лобби».

– Некоторые имена вы даже назвали. Был эпизод, что при Патриархе Алексии нескольких епископов отстранили, а при Патриархе Кирилле вернули. Это Гурий, Савва и Никон. Почему их вернули?

– Я не знаю. Это вопрос к Патриарху. И беда в том, что Патриархия не сделала даже попытки объясниться с людьми. Есть такое церковное правило, сформулированное еще апостолом Павлом, что «епископ должен иметь доброе свидетельство от внешних», не говоря уже о церковном народе. В данном случае речь шла о людях, у которых – дурная репутация. Правдиво это или нет – это другой разговор. Но вот репутация у них дурная. А репутация – это факт, влияющий на восприятие этого человека множеством людей. И по-хорошему надо было сначала исправить репутацию, объяснить людям, а потом уже назначать. За такого рода решением стоит авторитарный стиль управления Церковью. И просто презрение к людям. Кого хотим, того назначим. А ваше мнение нам фиолетово.

– А Гурий, Савва и Никон – какие должности сейчас занимают?

– Никон, кажется, викарий Пермской епархии. Савва – в Приднестровье. Гурий – в Казахстане.

– А Анастасий, который тоже упоминался, где?

– Он остался в Казани на своем месте. Он по-прежнему митрополит. Он даже угрожает священникам: «Если пойдешь против меня, с тобой будет тоже, что с Кураевым». И у него все хорошо. Из Казани в Тверь переведен обвиняемый проректор – игумен Кирилл (Илюхин). Но по тому, что мне рассказывали казанские семинаристы, беда в том, что в Казани все руководство этим грехом повязано. И почетное устранение одного человека, не решает этой проблемы.

– Есть версия, что специально в советские годы в РПЦ внедрялись голубые священники. Это так? Или они всегда там были?

– Они были всегда. Но в советские годы КГБ помогало их карьере. Скомпрометированный человек легко управляем.

– О Ленинградском митрополите Никодиме (Ротове) – учителе Патриарха Кирилла всегда ходило много слухов. Сейчас все вышло на поверхность. У него точно была голубая ориентация?

– Точно можно говорить только об одном. Что у него была именно такая репутация – это факт новейшей церковной истории. С первых моих лет учебы в семинарии при упоминании его имени сразу же и монахи, и священники употребляли термин «Никодимов грех». И все понимали о чем идет речь. Но еще раз – человек и его репутация не всегда одно и то же. И все же наличие определенной репутации становится значимым фактором биографии данного человека.

– Иван Охлобыстин предложил вернуть уголовное наказание за мужеложство. Не начнется ли в Церкви охота на ведьм?

– Сегодняшнее интервью Всеволода Чаплина показывает, что на роль ведьмы назначен я. А в остальном – нет. Охлобыстин – частное лицо, он не лидер церковной политики.

– Сейчас много карьеристов приходит в Церковь?

– Да. Сейчас Церковь некоторыми людьми воспринимается как один из карьерных лифтов. (На эту тему читайте, в частности, опубликованный нами материал: «Новый казначей Архангельской епархии «матушка» Александра Васильевна Соловьева (в девичестве Пермикина) успешно демонстрировала в сетях свои… «потрясающие» стринги, татуировку на левом боку, упражнения по «тренировке ягодиц» и участие в весьма сомнительных шоу!» — ред.)

Происходит открытие множества новых епархий и это дает возможность множества синекур для офисного планктона в рясах. Можно сидеть рядом с епископом, формально считаться монахом, но на самом деле серьезно к исполнению монашеских обетов не относиться. Есть такая печалька в нашей церковной жизни. И когда молодой человек находится рядом с епископом, не имеет серьезной работы, молитвы, физической нагрузки, питание у него сверх нормы – банкеты для епископа и его спонсоров … Жизнь такого карьериста глубоко безнравственна по определению. Он все время ищет как сделать своему начальнику приятное. Есть огромный риск, что такой человек сорвется во что-то очень нехорошее.

– Вы не боитесь мести за ваши разоблачения?

– Все возможно. Но у меня здесь по соседней комнате ползает семимесячный внучок. И мне уже пора думать о том, что я ему расскажу. Я ему собираюсь рассказывать легенды, сказки, героические истории про воинов и богатырей. И если он однажды меня спросит: «Дедушка, а ты сам – воевал или нет?» И что я ему скажу: «Ты знаешь, один голубой дракон зашипел на меня. Я испугался и спрятался в домике». Неудобно мне будет. Пришла и мне пора дать ответ на классический вопрос – «Какой пример вы подаете детям?!».

– Некоторые критики обвиняют вас, что вы играете в одной команде с пятой колонной. Якобы пытаетесь раскачивать нашу хрупкую Церковь?

– Наша Церковь уже 20 лет спокойно растет. Церковь – общенародная. Это одна из скреп политического строя. Церковь достаточно сильна и здорова для того, чтобы заметить свои собственные проблемы и самостоятельно их решить. У нас спокойная ситуация. Войны нет. Государственная власть настроена благожелательно по отношению к Церкви. Идеальные тепличные условия. Если в этих условиях откладывать операцию… Надо как в футболе решиться на обновление состава даже ценой одного проигранного сезона. И будет гигантское уважение – молодцы! Сами решили проблему. Что касается моей политической позиции, то ее просто нет. Меня пробовали все время записать в какую-нибудь партию. Но у меня одна идентичность. Я член Русской Православной Церкви. Мне партийные идентичности не нужны. Мне говорят, как ты посмел пойти на встречу с девушками из «Pussy Riot». А вы почитали – что я им сказал? Обсуждается сам факт встречи. Скажу словами Александра Галича: «Не волнуйтесь, я не уехал. И не надейтесь, я не уеду». Я остаюсь в России и в Русской Православной Церкви. Патриарх Кирилл – мой Патриарх. Даже если он лишит меня сана.

– Патриарх Кирилл – свободный человек, поэтому он непредсказуем.

– Совместные акции с «Pussy Riot» планируете?

– Мы завершили встречу на том, что надо помогать людям, находящимся в условиях лишения свободы. Я и сам езжу по тюрьмам. Но чтобы у меня был доступ к заключенным, нужно, чтобы руководство колонии, зоны не видело во мне какого-то агента. Чтобы я был равен самому себе. Я пришел, рассказал о душе, о вере, о Христе, о Евангелии. И мне важно сохранить мою чисто церковную идентичность. Именно для того, чтобы работать за пределами храма, в тех же зонах или университетах.

– У вас есть персональные враги в РПЦ? Кто против вас сражается?

– Такого досье у меня нет.

– Вам не перекрыли возможность выступать?

– Да, теперь карьерно-ориентированные священники и епископы забудут мой телефон. Уничтожат наши совместные фотографии. Это все будет. Переживем.

– Как вы прогнозируете развитие этого скандала?

– С каждым годом все очевиднее страшный разрыв календарей: мир живет в 21 веке, а наша Церковь в «просвещенном абсолютизме» с крепостным правом в придачу.

У нас в Церкви установилась система, которая называется «ксенократия» – власть чужаков. Элита прописала для себя совсем другой закон, чем для нас. Это как каста секретарей обкомов при Брежневе – неподсудная и несменяемая – корпорация епископов. Когда даже за очевидное преступление не лишают сана, а лишь на время отправляют в почетную, но денежную отставку, а потом возвращают. Власть и народ в Церкви разъезжаются по встречным полосам. И нынешнее «укрепление дисциплины» лишь отягчает общий кризис.

После блогерских заметок многие представители РПЦ высказались примерно в одном ключе, заявив, что о. Андрей сгущает краски и клевещет. Своё отношение к нему выразил Протоиерей Всеволод Чаплин (напомним, речь идет о 2014 годе — ред.). Он призвал о. Андрея покаяться, сказав фразу, которую сейчас активно цитируют и которая, судя по всему, станет новым устойчивым выражением, глубоким по смыслу: «Надо служить Богу, а не блогу». Всеволод Чаплин считает, что дьяконом Кураевым движет чувство мести и гордыня, но у него есть шанс исправиться, «потому что в жизни отца Андрея было много вдохновляющих, миссионерских, проповеднических, писательских успехов». Многие священнослужители полагают, что в выступлении Всеволода Чаплина предельно ёмко и чётко сформулирована официальная позиция РПЦ по этому скандальному вопросу.

Отец Тихон Шевкунов: «Я в эту грязь даже влезать не хочу».

– Я не хочу обсуждать эту тему. Я уже выступил по телеканалу «Союз». Все это покажут. Больше я в эту грязь даже влезать не хочу.

Отец Максим Козлов: «Верю, что о. Андрей преодолеет внутренние трудности».

– о. Максим, как вы можете прокомментировать заявления Андрея Кураева?

– Я могу только присоединиться к словам о. Всеволода Чаплина. Он обратился к о. Андрею по-отечески. Он говорил с ним как ответственный церковный пастырь: и строго, и с любовью. И указывая на ошибки. И давая возможность согрешившему раскаяться. Целиком поддерживаю позицию своего старшего коллеги и брата.

– Будет ли церковь расследовать факты, о которых говорит дьякон Кураев?

– Мы клирики Русской Православной Церкви доверяем своему Патриарху и своему Синоду. И знаем, что те проблемы, которые в Церкви есть – решаются и будут решаться впредь.

– То, что о. Андрей говорил про Казанскую семинарию – это правда?

– Все проблемы в Казанской семинарии будут решаться. Меры всегда принимаются и в тех случая, когда надо кого-то поощрить и кого-то наказать. А такие решения не принимаются путем интернет-голосования.

– Я искренне надеюсь, что о. Андрей как человек, который много лет стоял у Престола Божия, несомненно преодолеет нынешние внутренние трудности. Осознает, что самое главное для священнослужителя – это священнослужение. Как удачно сказал о. Всеволод: «Служить нужно Богу, а не блогу». Мы надеемся, что служению Богу он посвятит оставшуюся часть жизни.

Евгений Никифоров, радио «Радонеж»: «Церковь очищается и будет очищаться».

– Факты, о которых о. Андрей говорит – были и есть. Это постыдное пятно на Церкви и Церковь должна более деятельно освобождаться от людей, которые ее позорят. Учитывая общую падшесть нашей человеческой природы, увы, подобные истории будут и дальше. Наша задача, чтобы Церковь сохраняла свою идентичность. Она будет сама собой, когда она будет святой, соборной и апостольской. Церковь очищается и будет очищаться. Сейчас мы живем в информационном обществе. Скрыть ничего невозможно. Раньше, когда были случаи нарушения церковной этики и у католиков, и у нас, людей с таким пороком переводили куда-нибудь подальше – в какие-то отдаленные приходы. С надеждой на их исправление. Где-то это исправление происходило. Где-то нет. Если они продолжали придаваться пороку, их запрещали в священнослужении. Но дело в том, что грех клеветы – тоже распространен. Люди склонны верить плохому, злу – больше, чем добру. Пока у Церкви нет ясных фактов в отношении некоторых епископов, она не пойдет на поводу у общественного мнения, скандала, журналистов. Что движет дьяконом Кураевым? Это его личностные особенности. Не совсем адекватное понимание своего места в Церкви, «звездная болезнь». За этим стоит большая гордыня. Желание указывать всем. У нас в Церкви все делается по послушанию. И старцы не просто на себя берут функцию быть старцами. Им это поручает священноначалие. Отец. Андрей на себя взял функции чистильщика Церкви. Когда проявляется такое самоволие – это неверие в саму суть Церкви, как сообщества, которое в состоянии справиться с проблемами, которые есть. Его пафос связан с его личными особенностями и духовным неблагополучием.

На острую тему высказался и православный публицист, известный журналист, политолог Максим Шевченко.

Максим Шевченко: «о. Андрей Кураев поднял больную тему, гонения на него будут продолжаться».

– Максим Леонардович, что вы думаете о призывах дьякона Кураева к РПЦ – очиститься от голубого лобби?

– О том, что рассказал дьякон Андрей Кураев, должен думать Священный Синод. Об этом много писали, мне приходилось с этим сталкиваться. Я считаю, что Церковь должна очиститься от всех, кто позорит священнический сан – в отношении кого, есть такие подозрения. Все это должен решить церковный суд. О. Андрей взвалил на себя очень тяжелую миссию – разговор о «голубом лобби» в РПЦ. Я так понимаю, к нему обратились студенты – ребята из Казанской семинарии. о. Андрею невозможно пойти против совести, против Христа. Он очевидно дал слово. И поклялся самому себе – быть может. Или духовник ему сказал: «Стой до конца». о. Андрей не прав только в одном – он стал апеллировать к либеральной общественности. Во всем остальном он абсолютно прав.

– Он говорит о 50 голубых епископах из 300. Вы согласны с этим цифрами?

– Про цифры я ничего не знаю. Надо сосредоточиться на конкретных судьбах. Если есть конкретные люди, на которых есть конкретные обвинения и свидетельства – то надо этих людей зачищать. Никакую статистику и обобщения во внимание принимать не нужно. Надо разбираться с каждым конкретным случаем. Просто должен быть церковный суд. Есть жалоба – надо с ней разбираться. Иногда может иметь место и клевета – страшная и порочащая человека. По казанской семинарии есть тема. Надо разбираться с Казанской семинарией. А мыслить «вообще» – это не христианское дело.

– Вы согласны, что есть проблема карьеристов, функционеров, которые приходят в Церковь?

– Карьеристы всегда были есть и будут. Клерикальная структура – это управленческая структура. В Церкви карьера только одна – это карьера Иисуса Христа. Это карьера страдания и войны с духом века сего. о. Андрей стал бросать вызов именно духу века сего. Карьера о. Андрея будет в том, что он будет подвергаться гонениям. Что он будет подвергаться унижениям и поношениям. Но это «карьера» – христианская. А другая карьера, она где угодно – хоть в КГБ, хоть в Церкви, хоть в ЖЭКе, хоть в министерстве сельского хозяйства. Она совершенно одинакова. Патриархия – это просто бюрократическая, управленческая структура. Если люди приходят ради карьеры в какую-то структуру – это свойство человеческой природы. Это все наследие синодального и советского времени.

– о. Всеволод Чаплин осадил, если так можно выразиться, о. Андрея, призвал его служить Богу, а не блогу, покаяться за свои разоблачения. Что вы об этом думаете?

– Я обычно с о. Всеволодом соглашаюсь. И люблю его как человека. И хорошо его знаю. В данном случае о. Всеволод действует на стороне официальной клерикальной структуры – бюрократической. о. Андрей поднял тему, от которой Церковь стонет давно. С конца 80-х – начала 90-х всегда эта тема обсуждалась, все говорилось. Я помню екатеринбургский скандал, когда зона и тюрьмы взбунтовались против епископа, отказавшись принимать его, обвинив его в том, что он голубой. Я оцениваю выступление о. Андрея как крайне мужественное и христианское. Он идёт на большие проблемы. И они будут расти. Но очевидно, он дал слово, что будет стоять до конца. Я уважаю такую позицию. Как известно, в истории христианства люди говорили: «На сем стою и не могу иначе». Их поливали грязью, тянули на костры… Но именно так живет христианство в истории. Никто из нас не без греха. И о. Андрея можно за многое упрекнуть. За его посиделки с «Pussy Riot» – я его упрекал и буду упрекать. Но его мужество в борьбе со злом – может вызвать только уважение к нему.

– Некоторые считают, что он подрывает авторитет Церкви, выноси сор из избы. Мол, Церковь сама должна во всем разобраться…

– Кто должен разобраться? Я православный. Моя жена православная. В стране еще 80 миллионов православных. Вы проведите опрос среди 80 миллионов: «Хотите ли вы, чтобы некоторые священнослужители в РПЦ были содомитами?» И вы получите репрезентативную выборку. Уверен, что подавляющее большинство скажет: «Нет. Не хотим». Значит, надо с этим бороться. Этот порок умещается в сотые доли процента. Основная масса православных верующих, монахов, священнослужителей – это достойнейшие люди. Себя они считают грешными. Так принято в православии. Чем строже живет человек, тем больше говорит о своих грехах. Монастыри, приходы – там безупречные люди в подавляющем большинстве. Но есть в стаде и плохие овцы. От них надо очиститься. Это очевидно и однозначно. И здесь не может быть компромиссов. Не надо лезть в жизнь каждого человека. Это он пусть со своим духовником разбирается. Но если известны случаи активного воздействия на молодых как это рассказывается про Казанскую семинарию – это преступление. Таких людей надо выводить за штат. Должно быть проведено расследование. о. Андрей не порочит Церковь и не мажет ее черной краской. Он работает на очищение Церкви. Он избрал очень тяжелую миссию. Его будут гнать и порочить. Но представим себе Христа на его месте. Если бы Христу студенты казанской семинарии рассказали о том, что там творится – разве бы он смирился с этим? Так Синедрион и осудил Христа, когда он обвинял фарисеев и служителей Синедриона –«порождением ехидны». Православные верующие должны помолиться за о. Андрея, чтобы Господь укрепил его и нашу церковь.

– Сейчас много говорят про «голубизну» Никодима Ротова – учителя Патриарха Кирилла. Что вы об этом знаете?

– Это абсолютная клевета. Это обсуждать даже не стоит. Кто-то хочет порочить мертвых. Это все полная чушь. Я знаю многих учеников Владыки Никодима – это выдающиеся священнослужители, епископы нашей Церкви – они много сделали для ее созидания. Их имена у всех на слуху. Одно дело разбирать ситуацию в Казанской семинарии, другое дело – порочить имя одного из выдающихся богословов, мыслителей и строителей Церкви в советское время. (О митр. Никодиме (Ротове) читайте опубликованный на нашем сайте материал — ред.)

– Почему Патриарх Кирилл до сих пор не высказался по делу Андрея Кураева?

– Я не считаю, что Патриарх Кирилл должен комментировать выказывания дьякона. Мы не должны тут указывать. Святейший Патриарх в курсе этого конфликта. о. Всеволод согласовал свое выступление с Патриархом. В любом случае – в Церкви дышит Дух Божий. Церковь разрешит этот скандал в исторической перспективе – как надо, а не по человеческой суете. Уверен, что Патриарх скажет свое слово, когда результаты расследования будут точно известны. Церковное расследование – дело не быстрое. Надо все досконально выяснить, чтобы не было ошибки.

В Евангелии есть прекрасные слова, характеризующие Христа и его подвиг, которые можно было бы в равной мере отнести и к Андрею Кураеву. « Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы ГРЕХА; а теперь и видели, и ВОЗНЕНАВИДЕЛИ и Меня и Отца Моего. Но да сбудется слово, написанное в законе их: ВОЗНЕНАВИДЕЛИ Меня НАПРАСНО! « (Ин. 15: 24-25).

От Редакции: Согласно пророчествам, которые оставил архиеп. Феофан (Полтавский) и которые ему передали еще до революции некие старцы, Последний Русский Царь, когда придет к власти, выведет за штат и, скорее всего, отлучит от Церкви, практически ВСЕХ нынешних архиереев: пересчитать оставшихся в сущем сане хватит пальцев одной или двух рук! Кстати, та же участь ждет и многих священников из числа нынешнего клира: о падении белого духовенства пророчествовала св. блаж. Пелагея Рязанская — «сами пойдут в ад, и паству за собой потащут»!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *