Никколо макиавелли считал что государство должно основываться на твердых принципах
Взгляды Макиавелли на государство
Никколо Макиавелли (1469-1527)
Труды: «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия».
Макиавелли свойственно реально-политическое понимание политики. Его не интересуют модели идеальных государств, он исследует средства достижения политических целей, а также механизмы осуществления политики.
Он утверждает, что люди эгоистичны и ждать от них чего-либо хорошего не приходится. Чтобы уберечь людей от самих себя (бесконечных конфликтов) появляется государство. Правитель, глава государства, должен всегда помнить, что люди злы. Его главная задача – сначала прийти к власти, а затем её удержать. Он может пользоваться любыми доступными средствами ради достижения своей цели, ему разрешено быть циничным, лживым и жестоким.
Здесь проходит важное отличие учения Макиавелли от идей античных философов, которые говорили, что цель политики – это хорошая жизнь граждан.
Макиавелли рассуждает о плохих и хороших государствах, а также о плохих и хороших гражданах и исследует условия, при которых появляются первые и вторые.
Хорошие государства – это государства стабильные. Такие, где правитель умеет поддерживать баланс между различными эгоистическими интересами своих граждан.
Хороший гражданин – воинственный и патриотичный.
Плохое государство – это государство, где граждане открыто конфликтуют и где, следовательно, нет стабильности.
Макиавелли не осуждает деспотизм как таковой. Он утверждает, что определённые задачи государства могут потребовать государя-деспота. Например, в современной ему Италии стояла задача объединения и создания единого государства, Макиавелли считал, что сильный и жестокий правитель может оказаться весьма эффективным, чтобы добиться цели.
Государь, по Макиавелли, это человек, который создает мораль и законы для подданных. Макиавелли подчиняет мораль политике. Мораль для подданных и для государя – отличается. К примеру, в частной жизни люди назовут некое действо «убийством», но политики скажут, что «неприятелю был нанесён большой удар». Но мораль подданных подчиняется морали государя (морали, которую установил для них государь).
Макиавелли называет самые разные средства, которые может использовать государь ради удержания власти, и ни одно из них не осуждает. Он подчёркивает, что, с точки зрения задач государства, любое средство в определённый момент может оказаться оправданным. Иными словами, Макиавелли разделяет этику и политику и провозглашает лозунг о том, что цель в политике оправдывает средства. Средства – внеморальны.
Знаменитые высказывания Макиавелли:
«Кто хочет жить в мире, тот должен готовиться к войне».
«Кто имеет хорошее войско, найдет и хороших союзников».
«Самое скверное в жизни не заботы, не болезни, не бедность, не горе – а скука».
«Дела, неугодные подданным, государи должны возлагать на других, а угодные – исполнять сами».
«Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает».
«Всякая перемена прокладывает путь другим переменам».
«Люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость».
«Самое лучшее государство – то, подданные которого веселятся и благоденствуют».
«Когда дело идет о спасении отечества, не может быть речи о предательстве и верности, о зле и добре, о милосердии и жестокости, – но все средства равны, только бы цель была достигнута».
Литература: Гуннар Скирбекк, Нилс Гилье «История философии».
Теория государства Макиавелли
Никколо Макиавелли – видный итальянский политический деятель, историк, военный теоретик и философ, основоположник «учения политического реализма».
Макиавелли родился во Флоренции. С 1498 по 1512 гг. был на государственной службе в должности секретаря второй канцелярии Флорентийской республики. В этот период Макиавелли приобрел опыт и знание политических институтов, человеческих нравов, что нашло отражение в его сочинениях.
Важнейшими проблемами философии Макиавелли были причины возвышения и гибели государств, условия создания сильного государства, роли правителя в нем, влияние личности на ход исторических событий, мотивы человеческих поступков. Основные сочинения Макиавелли «Государь», «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия», «Диалог о военном искусстве».
Теория государства Макиавелли
Макиавелли одним из первых философов эпохи Возрождения отверг теократическую концепцию государства, согласно которой государство зависит от церкви как высшей власти на Земле. Он полагал, что политические системы рождаются, достигают величия и могущества, а затем приходят в упадок, разлагаются и гибнут, т.е. не зависят от божественного предопределения. Государство и природу царящих в нем законов, считает Макиавелли, необходимо понимать, опираясь на разум и опыт.
Макиавелли утверждает, что социально-правовые взгляды, гражданские добродетели людей, может воспитать только государство, а не церковь. Напротив, церковь расшатала устои государственной власти, пытаясь соединить в своих руках духовную и светскую власть, ослабила в людях стремление служить государству. Государство же – это высшее проявление человеческого духа; в служении ему Макиавелли видит цель и счастье человеческой жизни.
Лучшей формой государства Макиавелли считает республику, однако ее установление возможно лишь при определенных конкретно-исторических условиях. Критически оценивая политическое положение своей страны, характер граждан, совершенно лишенных гражданских добродетелей, Макиавелли приходит к выводу о невозможности объединения Италии под единой республиканской властью. Он убеждён, что итальянская действительность требует установления единовластия и создания сильного независимого национального государства.
Утверждению сильного государства Макиавелли приносит в жертву мораль и благо отдельной личности. Нравственные принципы применимы только к частной жизни людей, но не к политике. Государственный интерес превыше всего. Макиавелли писал, что всегда, когда приходиться обсуждать вопрос, от которого единственно зависит спасение государства, не следует останавливаться ни перед какими соображениями справедливости или несправедливости, человечности или жестокости, славы или позора. Впоследствии появился термин «макиавеллизм», обозначающий политику, которая пренебрегает законами морали и при достижении политических целей использует антигуманные средства.
При таком видении государства особая роль в нем принадлежит правителю.
Учение о политической власти и качествах, которыми должен обладать правитель
Власть правителя в понимании Макиавелли отличается неограниченным характером. Основой же правления и права является сила, которая разрушает все то, что противоречит государственным интересам (идеал сильной власти). Именно поэтому правитель в своей деятельности может игнорировать законы морали.
Макиавелли считает, что «всякий признает, что было бы лучше всего, если бы нашелся Князь со всеми качествами, признаваемыми за хорошие, но так как иметь их все и неуклонно проводить не позволяют сами условия человеческого существования, то Князь должен быть настолько благоразумен, чтобы уметь избегать позора тех пороков, которые могли бы лишить его государства… И он может также не бояться осуждения за те пороки, без которых трудно удержать государство».
Глава государства «не должен считаться с упреками в жестокости, если только такая слава необходима для того, чтобы удержать подданных в единении и повиновении. Ведь ограничивающийся весьма немногими примерными наказаниями будет милосерднее тех, которые, вследствие неуместного милосердия, допускают разрастись беспорядкам, порождающим убийства и грабежи, ибо последние составляют бедствие для всего общества в совокупности, кары же, исходящие от Князя, касаются лишь отдельных лиц».
А что лучше для правителя – быть любимым или внушать страх? Конечно, было бы хорошо, чтобы его и любили, и боялись. Однако поскольку сочетать эти два чувства очень трудно, просто невозможно, то лучше, чтобы боялись. «Любовь поддерживается лишь отношением обязанности, которое порывается вследствие порочности людей при всяком столкновении с личным интересом, страх же держится боязнью наказания, которая никогда не прекращает своего действия». Вместе с тем государь должен внушать страх, не навлекая на себя ненависти.
Как огня государь должен беречься прослыть легкомысленным, малодушным, нерешительным. Он должен приложить все старания к тому, чтобы его решение было бесповоротно, и чтобы общее мнение о нем было таково, что никому и в голову не придет обмануть его. Что же касается верности своим обещаниям, то правитель может пренебречь ими, если такое соблюдение может обратиться против него самого и интересов государства.
Rel.kz
Қазақша Мәліметтер Сайты
Идея государства в политической концепции Макиавелли
Идея государства и правителя в политической концепции Макиавелли
XVI век вошел в историю как век великих духовных, культурных, политических, религиозных перемен и потрясений в жизни Европы. В это время на европейском континенте начинается процесс преодоления феодальной раздробленности, происходит становление централизованных абсолютистских государств, способствовавших образованию наций, объединению народа. Одновременно с этим начинает терять политический авторитет католическая церковь, ранее представлявшая собой единственную объединяющую силу Западной и Центральной Европы.
В этот исторический период общей для всех западноевропейских стран становится культура Возрождения, предпосылкой и основой которой выступил гуманизм, противопоставивший церковно-схоластической учености светские науки и образование.
Светские науки в центр своих исследований поставили человека, его отношения с другими людьми, а взамен схоластических умозрительных построений — наблюдение, опыт, рационалистические выводы. Гуманизм также обусловил резкое повышение интереса к античному наследию.
Новый взгляд на мир, отличный от средневекового, зародился в Италии. Возрождение изменило понимание человека и его культуры, освободило их от диктата религии, подвергло радикальному пересмотру содержание социальных и политических теорий. Теперь философы стали рассматривать государство глазами человека, стали выводить его законы из разума и опыта, а не из теологии. В объяснении сущности и природы государства взамен однозначного религиозного толкования они выдвинули земные интересы и потребности человека.
Главным источником итальянского Ренессанса и одним из самых цивилизованных городов мира была Флоренция. С Флоренцией в истории человеческой культуры связаны великие имена в литературе, искусстве и политике. В это время на место схоластическому и строгому порядку политической власти средних веков приходит политический беспорядок, нашедший свое отражение в макиавеллевском «Государе».
С освобождением человека от старых идеологических пут, исчезновением традиционных моральных ограничений, отсутствием какого-либо ведущего принципа политика превратилась в неприкрытую борьбу за власть, в связи с чем значительную роль в политике начинает играть искусство политической игры.
Николо Макиавелли своими трудами положил начало политико-правовой идеологии Нового времени, поскольку в основе его политического учения, свободного от теологии, лежало исследование деятельности современных ему правительств, анализ истории древних государств, изучение интересов и стремлений участников политической жизни.
Макиавелли утверждал, что изучение прошлого дает возможность предвидеть будущее, а также научиться средствам и способам действий, полезным в настоящем. «Нет ничего удивительного в том, что, говоря о завоевании власти, о государе и государстве, я буду ссылаться на примеры величайших мужей. Люди обычно идут путями, проложенными другими, и действуют, подражая какому-либо образцу, но так как невозможно ни неуклонно следовать этими путями, ни сравняться в доблести с теми, кого мы избираем за образец, то человеку разумному надлежит избирать пути, проложенные величайшими людьми, и подражать наидостойнейшим, чтобы если не сравняться с ними в доблести, то хотя бы исполниться ее духа».
Природа человека, заявлял философ, одинакова во всех государствах и у всех народов, в основе человеческих действий лежит интерес. Поэтому, для того чтобы управлять людьми, необходимо знать их интересы, стремления, причины поступков. В связи с чемустройство и деятельность государства должны базироваться на изучении природы человека, его психологии и потребностей.
Как мы видим, подобное понимание было совершенно новым словом в политике. Макиавелли, в отличие от политических учений античных времен и средних веков, перестает в отношениях человека и государства однозначно отдавать приоритет целому, напротив, итальянский политик и философ признает за человеком наличие частного интереса, который не только не может не приниматься во внимание, но во многом способен определять деятельность самого государства.
Цель политических трудов итальянского ученого — раскрыть на основании опыта истории, анализа современных событий, как завоевывается власть, как она удерживается и как теряется. Таким образом, Макиавелли, по сути, отрицает сакральный характер государства, власти, исходит из того, что от самого человека, его ума, талантов, действий а, в частности, от деятельности правителей зависит благополучие и устойчивость государственной власти.
В этой связи в своих произведениях автор, разбирая различные примеры из истории, дает, например, рекомендации руководителям государства по проблемам государственной жизни, удержания власти, опасностей, грозящих государству и т.д., то есть по поводу того, на что следует правителям обратить внимание, для того чтобы их государство было благополучно и устойчиво.
В учении Макиавелли часто политические цели оправдывают недостойные средства их достижения, что, скорее всего, является отражением особенностей его времени. В Италии того времени редкий правитель мог похвастаться законностью своей власти, даже папы во многих случаях обеспечивали свое избрание бесчестными средствами. «Всегда, когда приходится обсуждать вопрос, от которого единственно зависит спасение государства, — писал итальянский философ, — не следует останавливаться ни перед каким соображением справедливости и несправедливости, человечности или жестокости, славы или позора, — но, отбросив всякие соображения, решиться на то, что спасает и поддерживает свободу».
Так, например, герой, которому расточает похвалы автор в своей книге «Государь» — герцог Чезаре Борджиа — это ловкий и беспринципный правитель Романьи. Однако следует отметить, что Макиавелли восхищался не целями, который ставил перед собой герцог, а искусством, с которым тот их добивался.
«Подобная интеллектуальная честность в вопросах, касающихся политической бесчестности, — остроумно заметил Б. Рассел, — едва ли была бы возможна в какое-либо иное время и в какой-либо иной стране».
Целью государства и основой его прочности Макиавелли считал безопасность личности и незыблемость собственности, так как человек, которого лишают какой-либо выгоды, никогда не забывает этого, считал политик. С точки зрения итальянского мыслителя, безопасность частной собственности, как и безопасность личности, являются «благами свободы».
Согласно учению Макиавелли, блага свободы наилучшим образом обеспечиваются в республике. В свободных землях и странах, рассуждал философ, богатства все время увеличиваются: «Ибо все страны и области, пользующиеся свободой, выказывают во всем чрезвычайные успехи. Народонаселение там многочисленнее, потому что браки свободнее и все их желают. Каждый гражданин радуется рождению детей, которых может прокормить; он уверен, что никто не лишит их наследства, знает, что дает жизнь не рабам, а людям свободным, которые, смотря по своим достоинствам, могут достигнуть высшего значения в стране. Богатства, создаваемые земледелием и промышленностью, возрастают в изобилии. Каждый охотно старается приобрести и приумножить достояние, которым надеется спокойно пользоваться. Таким образом, люди равно заботятся и о частных, и об общественных выгодах, и вследствие этого удивительно преуспевают и те и другие».
В соответствии с античной традицией Макиавелли выделял шесть форм правления: три правильные — монархия, аристократия и народное правление, и три неправильные — тирания, олигархия и лицензия (вседозволенность, разнузданность). Все формы правления, согласно философу, являются губительными дня государства: неправильные — по определению, а правильные — из-за их исторической кратковременности. Правильные формы, по мнению ученого, быстро перерастают в свои противоположности: монархии — в тиранию, аристократии — в олигархию, а демократии — в лицензию.
Макиавелли предлагает выход из этого порочного круга — смешанную форму правления по образцу Римской республики, где консулы олицетворяли монархическую форму правления, сенат — аристократическую, а народное собрание — демократическую.
Следовательно, размышляя о наилучшей форме правления, вслед за античными авторами итальянский политик отдает предпочтение смешанной (из монархии, аристократии и демократии) республике.
По мнению Макиавелли, смешанная республика представляет собой наиболее оптимальный результат и средство согласования стремлений и интересов борющихся социальных групп, поскольку «в каждой республике всегда бывают два противоположных направления: одно — к пользе народа, другое — к выгодам высших классов, из этого разногласия вытекают все законы, из даваемые в интересах свободы».
Таким образом, согласно учению итальянского философа о государстве предпосылкой любого государства является существование двух противоположных социальных слоев: с одной стороны, существование знати, господствующего слоя, с другой стороны — существование народа. По мнению политика, интересы знати, руководящего социального слоя и народа являются противоположными, более того, между ними есть непримиримые противоречия: «Ибо нет города, где не обособились бы два этих начала: знать желает подчинять и угнетать народ, народ не желает находиться в подчинении и угнетении».
Вследствие этого противоречия наиболее оптимальной формой государства является смешанная форма. «Переживая беспрерывные превращения, все государства обычно из состояния упорядоченности переходят к беспорядку, а затем от беспорядка — к новому порядку… Ибо добродетель порождает мир, мир порождает бездеятельность, бездеятельность — беспорядок, а беспорядок — погибель и — соответственно — новый порядок порождается беспорядком, порядок рождает доблесть, а от нее проистекают слава и благоденствие».
Следовательно, единственно лучшей формы правления не существует. Если в условиях стабильности наиболее приемлемой формой правления является республика, то при создании и реформировании государства необходимо единовластие — принципат.
По этому поводу Макиавелли пишет: «Надо принять за общее правило, что никогда или почти никогда ни одна республика и ни одно царство не было хорошо устроено или преобразовано вновь на прежних своих основаниях, от которых отклонилось, если основателем его не было одно лицо; необходимо, чтобы воля одного давала государству его порядок, и чтобы единичный ум распорядился всеми его учреждениями».
В связи с этим, философ рассматривал государство как некое отношение между правителем и подданными, потому в центре внимания знаменитого трактата итальянского ученого «Государь» — реальная способность правителя повелевать своими подданными. Свободное государство, согласно Макиавелли, должно быть основано на компромиссах образующих его социальных слоев — народа и знати. Поэтому, по мнению мыслителя, любой руководитель, становясь во главе государства, в своей власти должен опираться на одну из этих социальных групп.
Ученый полагал, что если власть опирается на знать — элитный социальный слой, то она будет непрочной, ибо среди знати встречается множество амбициозных людей, которые по своим качествам, происхождению считают себя равными правителю государства. Поэтому в любой момент представители знати готовы сами возглавить государство, или, по крайней мере, стремиться к этому. Та же власть, которая опирается на народные массы, является, по мнению итальянского политика, более прочной и устойчивой, поскольку народ знает и понимает, что между ним и правителем существует качественное различие.
Макиавелли стремился опровергнуть общее мнение историков о порочности народа. Народные массы, по его мнению, честнее, мудрее и рассудительнее знати. Если единоличный правитель лучше создает законы, устраивает новый строй и новые учреждения, то народ лучше сохраняет учрежденный строй. Народ зачастую ошибается в общих вопросах, но очень редко — в частных. При избрании должностных лиц, убежден философ, народ делает несравненно лучший выбор, нежели государь. Поэтому, в том случае, когда государь опирается на народные массы, выражает их интересы, его власть является более устойчивой. Следовательно, делает вывод политик, власть, опирающаяся на народ, является более прочной и устойчивой.
Абдильдин Ж. Собрание сочинений в десяти томах. Т. 10. Астана — 2012, — 552 стр.
20 цитат из «Государя» Никколо Макиавелли
Нельзя назвать и доблестью убийство сограждан, предательство, вероломство, жестокость и нечестивость: всем этим можно стяжать власть, но не славу
Пять столетий эта книга остается одним из главных трактатов о власти, государстве и политике. Никколо Макиавелли закончил свой труд в 1513 году, но текст был опубликован лишь в 1532-м, спустя пять лет после смерти автора. В конце 60-х годов XVI века католическая церковь внесла «Государя» в список запрещенных произведений, но интерес к этому «интеллектуальному бестселлеру» только подогрелся. Макиавелли выступал сторонником сильной власти и не гнушался советовать правителям вещи, кажущиеся сегодня циничными и даже дикими.
Но если сделать скидку на эпоху, в которой жил автор, и вчитаться в текст, то в «Государе» можно найти и много полезных вещей, интересных не только для сильных мира сего.
Мы выбрали 20 цитат из знаменитого трактата:
За малое зло человек может отомстить, а за большое — не может; из чего следует, что наносимую человеку обиду надо рассчитать так, чтобы не бояться мести.
Чтобы постигнуть сущность народа, надо быть государем, а чтобы постигнуть природу государей, надо принадлежать к народу.
Как могут двое поладить, если один подозревает другого, а тот в свою очередь его презирает.
Когда же настали тяжелые времена, они предпочли бежать, а не обороняться, понадеявшись на то, что подданные, раздраженные бесчинством победителей, призовут их обратно. Если нет другого выхода, хорош и такой, плохо лишь отказываться ради него от всех прочих точно так же, как не стоит падать, полагаясь на то, что тебя поднимут.
Умы бывают трех родов: один все постигает сам; другой может понять то, что постиг первый; третий — сам ничего не постигает и постигнутого другим понять не может. Первый ум — выдающийся, второй — значительный, третий — негодный.
Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро, как добро, так и зло.
Что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись. Говорят, что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх.
Люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого. Что опять-таки естественно и закономерно, так как завоеватель притесняет новых подданных, налагает на них разного рода повинности и обременяет их постоями войска, как это неизбежно бывает при завоевании.
Люди же таковы, что, видя добро со стороны тех, от кого ждали зла, особенно привязываются к благодетелям, поэтому народ еще больше расположится к государю, чем если бы сам привел его к власти.
Победа никогда не бывает полной в такой степени, чтобы победитель мог ни с чем не считаться и в особенности — мог попрать справедливость.
Всегда отыщется повод для мятежа во имя свободы и старых порядков, которых не заставят забыть ни время, ни благодеяния новой власти.
Если мне возразят, что многие уже были государями и совершали во главе войска великие дела, однако же слыли щедрейшими, я отвечу, что тратить можно либо свое, либо чужое. В первом случае полезна бережливость, во втором — как можно большая щедрость.
Однако же нельзя назвать и доблестью убийство сограждан, предательство, вероломство, жестокость и нечестивость: всем этим можно стяжать власть, но не славу.
Люди мстят либо из страха, либо из ненависти.
Поистине страсть к завоеваниям — дело естественное и обычное; и тех, кто учитывает свои возможности, все одобрят или же никто не осудит; но достойную осуждения ошибку совершает тот, кто не учитывает своих возможностей и стремится к завоеваниям какой угодно ценой.
Других же советников не бывает, ибо люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость.
Все вооруженные пророки побеждали, а все безоружные гибли.
Если основания не заложены заранее, то при великой доблести это можно сделать и впоследствии, хотя бы ценой многих усилий зодчего и с опасностью для всего здания.
Чтобы избежать ненависти, государю необходимо воздерживаться от посягательств на имущество граждан и подданных и на их женщин.