Ни слова о грайме что значит
Grime – голос Туманного Альбиона
“Грайм для меня это я и мои парни. Мы просто чиллим.
Все что мы делаем – это грайм.”
JME
Грайм – жанр родившийся в нулевых на окраинах Лондона, на стыке классического юк-гэриджа, драм-н-бэйса и джангла. Вышедший из подвалов, гаражных студий, блоков социального жилья, соединивший в себе ломанный бит, агрессивный флоу (flow – ритмика читки), остросоциальные текста, жанр стал истинно британским ответом хип-хопу из-за океана.
Содержание
Историю жанра принято делить на две волны – условные Grime 1.0 и Grime 2.0. Первая волна не принесла грайму глобальной известности, но вторая, начавшаяся в 2013-2014 годах, захлестнула все уголки земного шара. Канье Уэст выходит на одну сцену с легендами жанра, Скепта сотрудничает с Асап Роки и Ксавьером Вульфом, а его коллаборации с Nike собирают многочисленные кемпы.
Но обо всем по порядку.
Grime 1.0
Начавшись в конце 90-тых, когда Willey первым стал читать поверх джангл-музыки, первая волна грайма быстро захватила многих МС Туманного альбиона. Как и панк, грайм произрастал снизу, от людей, чей голос не был отражен в популярной культуре. Пытаясь быть услышанными, битмейкеры писали музыку без профессионального оборудования на старых компьютерах и игровых приставках, семплируя звуки индустриального Лондона, полицейские сирены и грохот выстрелов, а МС записывались в своих комнатах. Пиратские радиостанции, подпольные рэйвы и подвальные грайм-клэши – людям это нравилось, они доверяли историям, рассказанным в треках, ведь артисты читали по-английски, с английским акцентом. Формировалась идентичность британской уличной музыки, использующей местный слэнг и раскрывающей лондонские реалии. Сотни молодых парней смогли выйти из тени и рассказать всей британии о вещах, по-настоящему волнующих их.
Благодаря специфике бита и текстов казалось, что жанр никогда не выйдет из андерграунда. Однако в 2003 Dizzie Raskal выпускает свой альбом «Boy in da corner», звучание которого идеально подошло как для рэйвов, так и для обычного прослушивания и грайм выходит из подполья на британскую мейнстрим-сцену, захватывая клубы, радиоротацию и телевизор.
Grime = Crime
Одновременно с зарождением грайм-сцены был организован отдел полиции Trident,он же «Трезубец», на счету которого множество отмененных рэйвов и выступлений. Также была введена скандально известная форма 696, обязующая владельцев площадки информировать Трезубец о предстоящем мероприятии. В ней необходимо было указывать почти все персональные данные артиста, тем самым устанавливая тотальный контроль за сценой. Существовала даже практика, когда полиция анализировала треки МС, и если его криминальные текста оказывались правдой, то артист оказывался за решеткой.
Даже отсидев свои сроки, исполнители не могут легально выступать, потому что Трезубец всячески препятствует выступлению. Так, например, легендарный Giggs, арестованный за ношение девятимилиметрового и вышедший из тюрьмы в 2003, вынужден выступать в качестве секретного гостя, выходя на сцену всего на несколько треков и после скрываться в неизвестном направлении.
На волне давления со стороны органов правопорядка сцена претерпевала изменения, со временем приведшее к тотальному упадку жанра. Некогда пионер Диззи, как и многие другие легенды, ушел в более попсовое звучание, открестившись от маргинального слова Grime и выступая вместе с Шакирой на MTV EVA в 2012.
Но грайм не умер. Перебравшись на просторы Soundcloud’а, музыканты все больше и больше экспериментировали со звучанием, а роль MC отошла на задний план. В 2013 году вышел сборник Grime 2.0, комментарий к которому очень четко характеризовал происходящее в жанре на тот момент: “В то время, как MC всеми силами искали способы продаться подороже, грайм-сцена развивалась усилиями изобретательных битмейкеров. Влияние хип-хопа, джангла, а также самой прогрессивной электроники было должным образом абсорбировано новым поколением битмейкеров”. Выход данного сборника является знаменательной вехой развития жанра, ведь именно с него принято отсчитывать вторую волну, открывшую для грайма весь мир.
Grime 2.0
Настоящий успех и выход в свет для жанра случился в 2015 году. Тогда поп-икона и мастер перфоманса Канье Уэст вышел на сцену BRIT Awards (важнейшей британской ТВ-премии) в окружении группы мужчин, одетых во все черное с огнеметами в руках и исполнил трек All Day. В толпе публика узнали грайм-ветеранов, таких как Skepta, JME, Stormzy, Novelist (которому на момент выступления было 18 лет) и многих других. После этого музыкальные издания заговорили о возрождении жанра.
Однако некоторых сей перфоманс шокировал, стоит вспомнить легендарное интервью девушки, вдохновившее Skepta на один из самых известных своих треков “Shutdown”: ”A bunch of young men all dressed in black dancing extremely aggressively on stage. It made me feel so intimidated and it’s just not what I expect to see on prime-time TV.”
Со своим Shutdown Skepta повел грайм в Америку, срывая sold-out’ы на каждом своем выступлении. Благодаря своей дружбе с Drake, который кстати сделал татуировку Boy Better Know (грайм-лейбл младшего брата Skepta – JME) жанр пробился и в американский мэйнстрим, став единственной британской музыкой, которой это удалось.
Последние три года грайм у всех на слуху, Stormzy становится четвертым исполнителем в истории, весь дебютный альбом которого «GANG SIGNS & PRAYER» попадает в top-100 британских чартов, фит Skepta и Asap Rocky держится в топе эплмьюзик, а икона американского андерграунда и отец клауд рэпа Xavier Wulf записывает со Skepta ремикс на свой легендарный Check it Out.
В России же интерес к грайму рос с 2015 года, когда московская группировка Zuluwarrior разбавила засилье техно в клубах сочными басовыми миксами, в которых успешно смешивался юкей гэрэдж, грайм и басслайн. Волну британской музыки быстро подхватили и вот уже сам Skepta выступает на Пикник-Афиши 2016, а хэдлайнером FACES&LACES 2017 становится Giggs.
Сейчас грайм стал неотъемлемой частью современной культуры и проник почти во все ее области. Галереи вывешивают холсты с легендами жанра в аристократических нарядах (ссылка), а американские рэперы активно сотрудничают с британскими эмси. Скепта участвует в показах знаковых дизайнеров и уже третий раз выпускает коллаборацию с Nike. Так и Zuluwarrior, в этом году сделавшие со спортивным гигантом совместную коллекцию, посвящённую уличному футболу.
Грайм
гринди, ритм-н-грайм, электро-грайм
Грайм (англ. grime ) — музыкальный жанр, возникший в начале 2000-х годов в восточном Лондоне (Ист-Энд) на стыке гэриджа и хип-хопа. Грайм характеризуется темпом около 138 ударов в минуту, минималистичным брейкбитом с ярко выраженными малыми барабанами, «консольными» футуристическими электронными звуками и глухими раскатистыми басами. Как правило, поверх этих музыкальных зарисовок, так называемых «риддимов», идёт скоростная ритмичная читка или пение в стиле современного ар-н-би; атмосфера треков часто очень мрачная и агрессивная. В период становления эту музыку также называли саблоу (sublow), эйтбар (8-bar) и эскибит (eskibeat). Нередко грайм-риддимы путают с дабстепом, другим преимущественно инструментальным ответвлением гэриджа, пришедшим с юга Лондона; в то же время дабстеп-композиции зачастую используют в качестве основы для вокальных грайм-треков — путём наложения поверх типичной читки.
Изначально термином грайм, несущим уничижительный оттенок (grime — грязь), обозначали новую волну гэриджа низкого качества от продюсеров из небогатых районов, пишущих свою музыку используя «базовые пакеты» таких программ для персональных компьютеров как FruityLoops и Reason, а также на дешёвых грувбоксах или вовсе на игровых консолях. Однако к 2002 году грайм оформился в цельную эстетическую форму. Композиции в этом жанре ротируются на музыкальных телеканалах и попадают в хит-парады. Некоторым представителям грайма удалось подписать контракты с крупными лейблами звукозаписи и спонсорские контракты с известнейшими компаниями спортивной одежды и обуви. В 2003 году ярчайший представитель грайма Dizzee Rascal стал обладателем престижной британской музыкальной премии Mercury Prize за свой дебютный альбом «Boy in da Corner».
Основной метод распространения грайма — это так называемые «микстейпы» и пиратское радио, хотя эта музыка представлена и на некоторых легальных альбомах и радиостанциях (Kiss 100, BBC 1Xtra, BBC Radio 1 и т. п.). Мощнейший рупор грайма — спутниковый телеканал Channel AKA (в прошлом — Channel U).
Основные представители
Наиболее известные представители грайма:
Продюсер Oddkut выбирает лучшие грайм-треки и рассказывает о важных исполнителях жанра
Балаковский грайм-продюсер Oddkut, он же Никита Куценко из московской бэйс-тусовки United и проекта Taэt Vremya выпускает треки на лейбле крестного отца жанра DJ Slimzee. В преддверии петербургского сета 21 августа он собрал плейлист из 10 неочевидных хитов грайма и рассказал о важных представителях жанра, про которых вы могли не знать.
Squarewave делает музыку с 16 лет — его ранние треки получили поддержку легендарной пиратской станции Kool FM и известной джангл-команды Full Cycle из Бристоля, а его группа Nasha Experience выиграла Best Alternative Act на UK Asian Music Awards в 2011 году. Запустил лейбл New World Audio в 2010 году, также вел еженедельную передачу на культовой радиостанции Kool FM.
Музыкант сначала был диджеем Тинчи Страйдера, затем стал грайм-продюсером, а его почерк — sounds of the sir — чуть ли не одна из фирменных фишек-тегов в грайме. Одна из последних его работ — хит Stormzy «Big for Your Boots».
Sir Spyro вел передачу про новинки грайма на Rinse FM (центр притяжения британского грайма и другой urban music) с 2005 по 2017 год. Сейчас Sir Spyro ведет собственную программу на лондонском радио BBC Radio 1Xtra.
Лондонский эмси, ветеран грайма. Вошел в легендарную группу Roll Deep, когда ему было 22. В 2007 году трек Killa P «Skeng» с его кузеном Flowdan от The Bug буквально разлетелся по миру, это один из фирменных дабстеп-треков. Сейчас артист концентрируется на сольной карьере.
Пионер грайма, начал читать в возрасте 13 лет. Stormin MC — основатель коллектива N.A.S.T.Y. Crew, в который потом вошли Kano, D Double E и Jammer (ныне топовые МС). Одним из первых артист стал использовать гэридж-инструменталы (uk garage) и писать агрессивные тексты — он, по сути, приложил руку к рождению фирменного звучания грайма. Stormin MC часто выступал в маске под псевдонимом Teddy Bruckshot. Артист умер от рака в возрасте 34 лет, после его смерти артисты и фанаты скорбили по нему в социальных сетях — Скепта, Диззи Раскал, Example и Rag’N’Bone Man отмечали его влияние на андеграундную сцену Великобритании.
Lady Chann — одна из наиболее известных британских женщин-эмси наряду с Lady Leshurr и Ms Dynamite. Для нее характерен напористый флоу с неповторимым ямайским акцентом. Время от времени появляется во фристайлах на BBC Radio 1xtra и NTS Radio. Vice называет ее «женским лицом» дэнсхолла в Великобритании, а Guardian — «королевой дэнсхолла». Из видных хитов — фит на дабстеп-треке от Zomboy «Here to Stay».
Что впереди у грайма в 2020-м?
Более не являясь хаотичной урбанистической выскочкой, сможет ли грайм-сцена извлечь выгоду из своего новообретённого глобального охвата?
В ходе недавнего бифа Wiley и Stormzy — словесной войны, которая каким-то образом захватила воображение как Grime Twitter, так и BBC Breakfast — мы видели, как Stormzy вызывал полемику своим выбором битов в обоих своих диссах.
На своём первом треке — “Disappointed” — он избегал грайма и вместо этого использовал инструментал из “Know Better” юкей дрилл артиста Headie One. Следующий дисс — “Still Disappointed” — показал Big Mikey, зачитывающего поверх бита из классического трека от Kano — “Mic Check 1-2”.
“Still Disappointed” взлетел на 21-ю позицию в чартах и в четвёртый раз обозначил появление в них трека Stormzy, использующего старый бит, открыв дискуссию о силе ностальгии в грайме. Wiley ответил на это публикацией просьбы о битах, которые звучали бы как будущее грайма, и носился по всему Лондону, дабы связаться с молодыми начинающими эмси в их студиях.
Будущее грайма — снова актуальная тема для дискуссий на сцене.
Старые фанаты уже испытали предположительную “смерть” грайма раз пять или шесть. Это как всерьёз обсуждалось журналистами, так и пародировалось Logan Sama’ой и его серией футболок “Grime is Dead”.
Восходящие музыканты, например Kish, Squintz и M.I.C обсудили создание нового жанра под названием “Grime 2”, в чём можно чётко углядеть беспечное завершение эпохи старших участников сцены. Но предложения вроде таких так же показывают, что сцена раскалывается на отдельные группы, кующие свою собственную версию жанра, в соответствии со своими правилами.
Этот жанр всегда был в лучшем случае непредсказуемым, а в худшем — взрывоопасным, но теперь за его плечами огромное количество крупных звёзд и хитов. Как же дальше продолжит расти и развиваться грайм? Когда-то ревностно Лондоно-центричный, как же у грайма получится удержать международный интерес?
Что, вкратце, есть будущее грайма? Мы задали этот вопрос музыкантам, DJ’ям и двигателям индустрии, формирующим сцену.
M.I.C: Грайм станет более представляющим современный урбанистический UK
Меня очень волнует грайм. Более, чем думают окружающие.
Думаю, если посмотреть на микрокосм, состоящий из меня, людей вокруг, и того, чем мы занимаемся, то я действительно вполне доволен. Есть небольшая группа людей, делающих отличную музыку, вносящих разнообразие в звучание, распространяющих грайм на различных новых территориях, по-разному себя представляющих — это делает меня счастливым. Если же смотреть на всю картину мира, то я бы не был таким оптимистом; но пока тот микрокосм существует, я не особо переживаю.
Что сейчас является центром обсуждений — это изменения, и однажды грайм станет открыт для более массового слушателя. Хотя бы посмотрите на JME, он — отличный пример роста в плане своих убеждений и взглядов. Со временем он отказался от некоторой лирики и вырос. Это очень вдохновляет.
Думаю, что для людей важно быть гораздо более амбициозными: обладать идеями и не бояться авангарда — M.I.C
Мой идеал будущего грайма — жанр, который берёт ответственность за плохое поведение, но который также разделяет влияния и открыт новым веяниям.
Думаю, что для людей важно быть гораздо более амбициозными: обладать идеями и не бояться авангарда. Быть более бесстрашными со своими шоу, одеждой, музыкой. Я хочу, чтобы люди из грайм-тусовки ставили перед собой как можно более смелые цели.
DJ Oblig: Будущее грайма не будет иметь границ
Грайм может быть чем угодно, что мы хотим в нём увидеть; единственным сдерживающим фактором является его мышление. Как только мы избавимся от границ, мы сможем развиваться.
Я всегда старался вкладывать в распространение грайма за границей. Он зародился, когда я был в Нью-Йорке, так что я создавал сцену там. Там у меня была только одна грайм-вечеринка, а так же было грайм-шоу [на радио]. Я был первым, кто пригласил AJ Tracey в Штаты. С тех пор у меня не проходил интерес к такому.
Бразильское движение — одно из самых интересных, что я видел в грайме за свою жизнь.
Часто таким интернациональным движениям чего-то недостаёт. Им всё нравится, они хотят делать грайм, но они не способны создать аутентичную сцену. В Бразилии есть куча DJ-ев, тонна эмси… Это настоящая сцена.
Я приезжаю в Бразилию и остаюсь там на неделю. У них для меня три шоу и два радио сета. Я получаю сообщения от разных людей каждый день. Мне приходится скачивать переводчик с португальского, чтобы просто отвечать.
Они всё делают правильно. Когда ты смотришь видео с их шоу, то ощущаешь, что как будто они проходят у тебя на родине.
A.G: Грайм вырастет, когда научится уважать себя и воспринимать новые таланты
Жанру необходимо немного больше гордости. Если ты уважаешь своё дело, то его станут уважать и остальные.
Когда занимаешься своим делом, и оно очень DIY, тогда это сложно — и качество не появляется, как может происходить в других жанрах, так что я всегда защищаю грайм в этом плане. Но мне кажется, что необходимо вкладывать чуточку гордости в свою работу: убедиться, что сэмплы почищены; убедиться, что договор с PR подписан; и убедиться, что трек сведён хорошо.
Энергия грайма неповторима — A.G
Мне бы хотелось видеть в грайме больше менторства: люди, которые смогут протянуть мост через пропасть между младшим и старшим поколениями. Такой подход поможет и тем, и другим: старшему поколению поможет оставаться в курсе происходящего, а младшему — научиться зарабатывать на жизнь своим творчеством.
Я всегда считала грайм неотъемлемой частью Лондонской музыки, да и Британской музыки в целом. Его звучание уникально, но дело не просто в звучании: энергия грайма неповторима. У него всегда будет будущее, потому что он был создан с нуля, а теперь граймовые клаши в новостях, и всё такое. Это культ. Будущее видится мне ярким навсегда.
FFSYTHO. Благодаря интернету интернациональная сцена сблизится ещё сильнее
Для меня всё началось с домашних фристайлов на подоконнике. Тогда был запущен челлендж с хэштегом #UKGrimeCypher. Я написала Terror Danjah, попросив бит, и в течение 24-х часов он пригласил меня в Red Bull Studios. Мы превратили тот фристайл в трёхминутную песню, которая была отправлена прямо DJ Target’у.
Я часто говорю, что интернет сейчас обладает потрясающей силой. Он сильно продвинул грайм, который стал открытым всем желающим, в глобальном смысле — вместо того, чтобы быть только для людей, посещающих Лондонские сеты и рейвы.
Часто вижу различные международные коллаборации и так же не могу дождаться, когда в грайм придут новые интернациональные звучания — например, карнавальное звучание Бразильской сцены.
Артисты типа Stormzy, имеющие успех в мейнстриме, так же определённо добавляют нам аудитории. Грайм в чартах дает первое ознакомление, и стриминговые сайты с грайм-плейлистами, и так далее. Грайм мелькает на различных церемониях награждения. Я думаю, что всё впереди, и что грайм будет становиться только популярнее.
P Money: Грайму необходима последовательность и структура, чтобы добиться своего истинного потенциала
Нам нужна последовательность и структура.
В 2016-2017 годах людям нравился грайм, и мы вкладывались. Альбомы от JME, Kano, Skepta, Wiley, P Money, Stormzy и остальных — но затем пустота на три года. Не было ни серьёзных видео, ни крупных кампаний, ни мощных коллабораций. Не было ни больших туров, на которых бы выступала целая обойма звёзд. Почему? Не знаю. Но бесчисленное количество раз мы доказывали, что, как только мы начинаем выпускать грайм с таким вложением, которое больше подходит поп-музыке, всё стухает.
Почему у нас нет своих собственных грайм лейблов, активно выпускающих биты и песни, или построенных студий? Или грайм-туров, печатных изданий, магазинов мерча, музыкальных магазинов? Некоторые из нас уже давно должны были купить место для сбора, в конце концов.
Бесчисленное количество раз мы доказывали, что, как только мы начинаем выпускать грайм с таким вложением, которое больше подходит поп-музыке, всё стухает — P Money
Я начал проводить ивенты в Праге со Smack. Каждую пару месяцев будут грайм-тусовки за границей, чтобы выступить перед 1000 людей. Есть грайм в Китае, Японии, Австралии, США, Европе и т.д., но там недостаточно народу, чтобы придти и работать с людьми. Их сцены отстают от нашей на годы, так что сейчас они на этапе, когда энтузиасты, которые живут своей обычной жизнью и у которых нет больших бюджетов, устраивают ивенты. Мы должны объединиться, уменьшить свои гонорары и помочь грайму у них вырасти до того уровня, как у нас.
Peter Todd, глава лейбла No Hats No Hoods: Каталоги музыки — самое важное, что пропало из грайма
Я вполне уверен за будущее грайма. Тот этап, на котором мы сейчас, — когда артистам недостаточно просто записать один хитовый трек, чтобы получить массовую востребованность и внимание. Им приходится работать на свою аудиторию.
Хотя это и создаёт трудности для музыкантов на начальном этапе, это ещё значит, что те, кто сможет их преодолеть, станут известными с изрядным багажом работы за плечами, а не просто с одним или парой треков. Дискографии, люди, выпускающие больше музыки: в целом, это и даёт людям карьеру.
Не думаю, что есть достаточно хороших менеджеров и лейблов, которые могут развивать музыкантов и направлять по разным путям. Думаю, поколение 2014-го было несколько сбито с толку “старшими”, говорящими, что “Тебе ничего и никто не нужен”. Посыл был в том, что всё можно сделать самому, и не нужна команда, что я не считаю верным. Это значит, что у них было несколько треков, которые стали успешными, но, получив внимание и охват, к которым они не были готовы, так что они просто выпускали всё, что им хотелось, вместо консультации с людьми, которые могли бы повременить и помочь им с этим.
Ребята типа M.I.C занимаются тем, что прикольно и интересно. Он действительно крут, потому что он выглядит иначе, звучит иначе, он является личностью — и я считаю, что это всё очень важно. Мы обязаны лелеять и помогать людям вроде него. Он классный, и люди вроде него восхищают меня, вызывая желание услышать их новые проекты.
Shakira Walters, основательница Girls Of Grime: Сильная сцена — самодостаточная сцена
Нам необходимо продолжать с DIY позицией и людьми, работающими в своих коммьюнити.
Когда в дело включаются лейблы, некоторые начинают переживать, что те возьмут верх. Мне понятно это, но вместе с этим я считаю, что у нас есть ответственность за то, чтобы звучание не расплывалось. Нам необходимо действовать, чтобы помогать и показывать, как это делается.
Когда я запустила Girls of Grime пару лет назад, это было потому, что я выросла на грайме, но затем, когда я пошла на рейв, там было 98% парней — хотя когда-то было 50/50.
Я запустила блог, чтобы продвигать в грайме талантливых женщин и дать им платформу. Сейчас я хочу отмечать женщин, участвующих в сцене, не только музыкантов. Суть в том, чтобы создать пространство, где молодые люди могут увидеть девушек в грайме.
Я хочу видеть молодежь в грайм-культуре, и у меня приготовлена карьерная лестница для них внутри жанра. В грайме должны появиться деньги. Грайм должен стать самодостаточным, со всеми этими медиа-агентствами и букинг-агентами и так далее, которые будут состоять из людей этой сцены и этой культуры.
Rapture 4D: Грайм будет черпать вдохновение из смежных жанров
Продюсеры, которым нравится грайм, но которые также являются фанатами другой музыки, помогут в развитии жанра.
Грайм абсолютно уникален, такого звучания не получилось бы ни в одном другом уголке мира, но теперь люди из стран, далеких, как Бразилия или Австралия, начинают в него втягиваться. Грайм становится больше глобальным, чем UK-центричным звучанием, и во всём мире появляются звучания, вдохновлённые граймовыми элементами.
Ежедневно я слушаю музыку, которая толкает грайм вперёд. Мне нравятся Korma, Audiogutter, да и у Polonis есть свой конкретный стиль. А ещё The Slimzos gang — они делают бэнгеры! Лейбл The Boxed — другая сторона футуристичного грайма, реально крутая и любопытная, с абсолютно отличным звучанием.
Изменения начинаются в андеграунде, затем люди с большей популярностью подбирают эти новые звуки и эксперименты и открывают их своей аудитории. Оно начинает расти, как ветвь дерева, и оно продолжит расти в разных направлениях.
Автор: Paul Gibbins
Перевод: Anton Varkentin
Редактура: Vladimir Svintsov