Нфт картины что это такое
NFT — это пирамида, и люди уже теряют на ней деньги
Фотографы, создатели фильмов и цифровые художники из кожи вон лезут, чеканя NFT в попытке по-быстрому разбогатеть, но на самом деле только способствуют перетоку денег от творцов к технологическим миллиардерам. Почему так много людей купилось на идею о том, что нечто является ценностью просто потому, что все так говорят?
Если вы ещё не создали свой первый NFT и вам интересно, как это работает, то вкратце процесс выглядит так: вы заводите кошелёк, покупаете немного Ethereum и выбираете платформу. Затем берёте одно из своих цифровых творений и платите примерно 70-100 долларов, чтобы «отчеканить» это произведение в Non-Fungible Token (невзаимозаменяемый токен). Выбираете начальную цену и ждёте, когда начнут поступать ставки. Можно даже подготовиться к аукциону, чтобы создать ажиотаж.
Одно из самых удобных мест для начала работы с NFT — это сайт Rarible, который сбивает с толку своей криптоэстетикой, созданной из кошмарной смеси случайности и мемов. Сайт выглядит как ужасающий гибрид детских мультиков и 4chan.
Если вы один из фанатов технологии или у вас есть друзья, любящие быть на острие прогресса, то, возможно, вы получите приглашение на платформу наподобие Foundation.app. Подобные сайты создают определённый уровень эксклюзивности, они обеспечивают фильтрацию, гарантирующую, что перевести свои работы в NFT сможет только ограниченный круг людей. Если вы не знаете никого с инвайтом, то придётся отправиться в специальный канал на Discord-сервере Foundation и вежливо его попросить; учтите, что канал осаждают люди с синдромом упущенной выгоды (FOMO, Fear of missing out), поэтому просьбы об инвайтах появляются каждые 30 секунд.
На Foundation.app вам понадобится приглашение. На Nifty Gateway нужно будет загрузить видео, дающее владельцам сайта понять, что вы достаточно ценны, чтобы разрешить вам продавать на нём свои работы.
Какую бы платформу вы ни выбрали, вам не удастся проигнорировать тот факт, что многие люди продают кучу цифровых произведений сомнительного качества за абсурдно большие суммы. Это очень сильно мотивирует тоже заняться подобным.
Мотивация — настолько неотъемлемая часть этих платформ, что многие из продаваемых произведений отражают это в своей эстетике. Творения с буквами FOMO повсеместно встречаются в этом море стремления покупать, продавать и быть проданным. Это чувство, что ты опаздываешь попасть на борт, быть началом чего-то нового, является фундаментом всего, что связано с NFT, и это настоящий маркетинговый шедевр. Почти каждый твит, сообщающий об аукционе, в котором тебе нужно участвовать, напоминает, что художественное произведение будет продаваться только в течение краткого периода времени. Синдром FOMO настолько мощен, что вы начнёте ощущать, что уже теряете деньги, так как всё ещё не зарегистрировались.
Лучшие продавцы на Rarible.com за последние 24 часа. 60,15ETH на момент написания стоили чуть больше 100 000 долларов.
Токены NFT обеспечивают новый способ владения и восхитительную возможность продавать всевозможные художественные произведения. Как концепция они обладают привлекательными аспектами, например, при создании токена можно указать комиссионные, которые вы будете получать каждый раз, когда он будет продаваться в будущем (обычно около 10%). Криптовалюты предлагают альтернативу экономической системе, управляемой банкирами с Уолл-стрит, политиками и инсайдерскими сделками, обещая в определённой степени демократизировать экономические структуры, повысив свободу и гибкость. Этот новый бунтарский образ мышления также влияет на создаваемые произведения, которые кажутся бесконечным празднованием того, как новая система перераспределит власть.
Очарованная публика
Для многих это выглядит как способ разрушения существующего режима; но если приглядеться, то можно понять, что это просто крайнее проявление неолиберализма. Вместо того, чтобы убеждать вас покупать объекты, которые вам не нужны, вас убеждают покупать воображаемый оптимизм, основанный на всеобщем восхищении. Кроме того, наше поколение имеет убеждение в том, что каждый из нас особенный, а значит наше творчество должно обладать прирождённой ценностью; NFT — это наш шанс продать его.
Один из аукционов Foundation.app на момент написания статьи.
Не думаю, что нечто может быть более «мета», чем симулируемое владение цифровой копией художественного произведения, описывающего себя как посвящение историческому моменту культурно-экономического движения. А ещё автор заявления «забывает» о том, что платформами владеют такие миллионеры, как близнецы Уинклвосс, известные судебным иском против Марка Цукерберга за кражу их идеи Facebook.
Ох уж этот FOMO
«Покупайте, продавайте и открывайте для себя редкие цифровые товары», — так гласит слоган OpenSea.io. Если вам стало интересно, как цифровой объект может быть редким, то вы задаёте правильный вопрос. В прошлом веке философ Вальтер Беньямин исследовал вопрос связи подлинности искусства с его уникальностью, а также проблему дисбаланса, вызванного фотографией и механическим воспроизведением произведений. Не знаю, что бы Беньямин сказал об NFT, но этот конфликт между нашей любовью к подлинности и неспособностью виртуального мира предоставить альтернативу не разрешается владением токенами сомнительного происхождения. Цифровая редкость — это притворство.
Общество становится менее физическим и более виртуальным, поэтому нет никакого совпадения в том, что NFT получили популярность в то время, когда наши социальные взаимодействия стали минимально ощутимыми. Кроме того, творческие индустрии сейчас играют значительную роль в экономике крупных стран, и тем не менее, несмотря на предполагаемую ценность вклада художников, их занятость в значительной степени нестабильна (что в глазах общества сделали привлекательной чертой), поэтому для заработка им часто приходится выполнять обычный монотонный труд. Морковка, которой манит людей NFT, невероятно привлекательна: давайте все будем продавать что-нибудь виртуально, чтобы мы могли коллективно притвориться, что теперь этим владеет кто-то другой.
Искусство воображаемой ценности
Один из товаров на Foundation.app
Задача рынка произведений искусства всегда заключалась в том, чтобы убедить достаточное количество людей в ценности творений. Кроме того, он был теневой банковской системой, упрощающей перемещение крупных сумм денег через границы или сокрытие их от налоговиков. Ценность произведений, продаваемых сегодня как NFT, возникла благодаря маркетингу, FOMO и массовому притоку ничего не подозревающих продавцов и покупателей, с готовностью следующих за знаменитостями и крупными брэндами. Через эту систему отмываются деньги, и как пузырь она неустойчива.
Чего мы не видим среди всех этих блестящих веб-сайтов и прекрасных работ, так это огромного объёма выпущенных произведений, которые не продаются. Продажа NFT не сильно отличается от продажи принта: её намного проще осуществить, если у вас есть восхищённая армия фанатов, готовых поделиться своими деньгами, а в случае с NFT это ещё проще, если эти фанаты уже являются техногиками. Если вы цифровой художник с большим количеством поклонников, то вы сможете добиться успеха, и вам будет на руку, если вы активно продвигаете криптоэстетику. Это скромное меньшинство продавцов; подавляющее большинство только теряет деньги, потому что выпуск токенов небесплатен, и будьте уверены, кто-то делает на этом неплохую прибыль.
Это не совсем обмен произведениями
Я уже собирался отчеканить свой первый продукт, но потом осознал, что выставить его на Rarible.com будет дороже, чем 70 долларов. Многие считают, что высокие цены на «газ» означают, что Ethereum как валюта не подходит для этой цели.
Будучи дружелюбными, поддерживающими людьми, художники мотивируют своих коллег покупать произведения друг друга, спасая их эго и внушая чувство того, что потраченные на газ деньги не были выброшены впустую. Однако даже если не учитывать стоимость газа, большинство платформ добавляет 3% комиссионных к сумме, выплачиваемой покупателем, а затем берёт долю в 15% от того, что получает продавец: этот щедрый, поддерживающий акт покупки друг у друга произведений искусства становится просто средством набивания карманов миллионеров, создавших платформы. Художникам гораздо лучше было бы просто отправлять друг другу чеки, постить фотографии чеков в социальных сетях, а затем просто оставлять эти чеки у себя, не обналичивая.
Огромный вред окружающей среде
Многие художники закрывают глаза на огромный углеродный след NFT. Одна художница, озабоченная сохранением окружающей среды, к своему ужасу выяснила, что чеканка шести её токенов оставила такой же след, как работа её студии в течение двух лет. Точные цифры реального воздействия NFT активно обсуждаются (однако платформы, разумеется, отказываются в этом участвовать), однако любые разговоры о подобном рынке без упоминания потенциального вреда окружающей среде являются совершенно безответственными.
Если есть победители, то есть и побеждённые
Если вы не знаете, что покупаете, то не тратьте на это 6 600 долларов.
На поверхности рынку NFT придали такой вид, как будто там все делают деньги, но хотя крипта и в самом деле может переписывать законы экономики, одно остаётся неизбежным: если кто-то делает деньги, то кто-то другой должен их терять. NFT не могут волшебным образом генерировать богатство из ниоткуда; они делают их на тех, кто купился на идею быстрого дохода для пришедших на рынок первыми. Как объясняет автор книги Attack of the 50 Foot Blockchain Дэвид Джерард, «NFTs полностью рассчитаны на выгоду криптоаферистов. Единственная цель, которой служат художники — быть восторженными простофилями, „накачивающими“ концепцию крипто. И, разумеется, покупать криптовалюту для оплаты „чеканки“ NFT».
Вероятно, ценам на продажу даже необязательно оставаться постоянными. Им достаточно перестать расти так стремительно и внезапно, тогда более безопасным вариантом будет хранение долларов в банке, чем Ethereum в кошельке, где его цена может колебаться за день в пределах 20%. После того, как уверенность инвесторов даст трещину, коллапс случится довольно быстро.
Ethereum растёт в цене, когда люди продолжают покупать Ethereum, и такое симулируемое владение якобы редкими цифровыми ресурсами является сфабрикованным спросом. Криптовалютам отчаянно нужно найти причину, по которой люди должны менять свои доллары на ещё чуть более виртуальную денежную систему, и пока самым актуальным решением являются NFT. Когда оно достигнет точки насыщения, рынок подстроится под ситуацию, и может возникнуть хаос.
Этот пузырь лопнет; вопрос только в том, когда это случится.
На правах рекламы
VDSina предлагает VDS с посуточной оплатой, возможностью установить любую операционную систему, каждый сервер подключён к интернет-каналу в 500 Мегабит и бесплатно защищён от DDoS-атак!
NFT в искусстве
За последний месяц разговоров, новостей и даже мемов с упоминанием аббревиатуры NFT стало так много, что кажется, будто в мире искусства больше ничего не происходит. В англоязычном сегменте новой социальной сети Clubhouse дня не проходит без хотя бы одной дискуссии с названием вроде «Все, что вы должны знать об NFT», а почти все разговоры об искусстве в конце концов тоже сводятся к обсуждению NFT. Объясняем, что такое невзаимозаменяемый токен — и как он помогает художникам бороться за свои права, а также создавать произведения, которые меняются в реальном времени.
Пока готовился этот материал, блокчейн-компания Injective Protocol приобрела у нью-йоркской галереи Taglialatella принт Бэнкси Morons (White) за 95 тысяч долларов и устроила в секретном месте в Бруклине ее сожжение в прямом твиттер-эфире. Как только работа догорела, ей был присвоен NFT (невзаимозаменяемый токен), что стало первым случаем превращения материального произведения искусства в цифровой актив. Представители галереи о планах сжечь после приобретения не знали. Сама работа представляет собой сценку на аукционе, где торгуется картина с текстом I can’t believe you morons actually buy this shit. Итак, кому и зачем нужны невзаимозаменяемые токены и почему все вдруг заговорили о них сейчас?
блокчейн и искусство
В 2009 году появилась технология блокчейн, которая за годы существования стала альтернативой традиционной финансовой среде и своеобразной реакцией на растущее недоверие к централизованным финансовым институтам.
Блокчейн (буквально «цепь из блоков») — технология, лежащая в основе работы криптовалют. Она организует базу данных, состоящую из цепочки блоков, в каждом из которых хранится информация о предыдущем блоке. Эта база данных децентрализована, то есть хранится она на всех компьютерах участников системы, так же, как и все совершенные транзакции отображаются сразу на всех компьютерах. Эту систему сложнее взломать, она прозрачна и надежно защищена.
Александр Сальников, со-основатель и директор по продукту Rarible, называет блокчейн-технологию решением проблемы отсутствия права собственности на информацию в интернете: «теперь есть способ сказать про картинку в интернете, что „она моя“, а потом это право при желании кому-нибудь продать»
Сама технология блокчейн не нова, но ее активная интеграция в мир искусства началась недавно, и за последние несколько лет появилось множество стартапов, использующих блокчейн-инструменты для подтверждения подлинности и уникальности произведений цифрового искусства, продажи традиционных предметов искусства в индивидуальное или коллективное владение. Первая платформа для сертификации произведений искусства Verisart была запущена в 2015 году британским предпринимателем и коллекционером Робертом Нортоном (ранее сооснователем платформы Sedition art для диджитал-художников и директором Saatchi Online).
Неделю назад один из самых дорогих в мире художников Дэмиен Херст сделал шаг в сторону блокчейна и выставил на онлайн-платформе Heni Leviathan серию из восьми принтов The Virtues, изображающих цветущие вишневые деревья. Каждый принт был оценен в 3000 долларов, а покупатели впервые могли оплатить покупку произведения Херста криптовалютами Bitcoin или Ethereum. Принты названы по перечню добродетелей этического кодекса самураев — Justice, Courage, Mercy, Politeness, Honesty, Honor, Loyalty, Control.
Damien Hirst, «The Virtues»
ЧТО ТАКОЕ И ЗАЧЕМ НУЖЕН NFT?
Для того чтобы перенести произведения искусства в блокчейн, его нужно «токенизировать». Сделать это можно двумя способами — выпустить один токен для одного произведения или разбить произведение на несколько токенов, позволяющих продать его в коллективное владение. NFT (nonfungible token) — это невзаимозаменяемый токен, подтверждающий право собственности на произведение искусства, чаще всего цифрового. Сам токен — это запись в блокчейне, своего рода виртуальная «ценная бумага» в цифровом мире, стоимость которой определяется ее создателем.
Допустим, вы художник, занимаетесь digital-искусством, выкладываете свои произведения в инстаграм, у вас достаточное количество фолловеров и к вашему творчеству проявляет интерес художественное сообщество. Для продажи работ вы можете пойти по традиционному пути через галерею (которая возьмет комиссию от продажи вашей работы), а можете самостоятельно «токенизировать» произведение на одном из криптомаркетплейсов, назначить ему цену и дождаться своего покупателя.
Покупатель NFT-объекта получает блокчейн-сертификат, который хранится в цифровом кошельке и подтверждает владение объектом. Информация об этом владении и обо всех его последующих изменениях будет доступна всем участникам системы, открыто и прозрачно. Само произведение искусства, будь то анимация, картинка или видео, при этом продолжает жить в интернете в общем доступе.
25 февраля цифровой художник Майк Винкельман, известный как Beeple, выставил на аукционе Christie’s работу Everydays: the first 5000 days, существующую как NFT-объект и представляющую собой коллаж из 5000 уникальных изображений, которые с 2007 по 2021 он ежедневно выкладывал в свой инстаграм. Аукцион завершится 11 марта, ставки уже сейчас превысили отметку 3 млн долларов. Christie’s стал первым из мировых аукционных домов, выставивших на торги NFT-арт-объект, что стало определенным признанием новой технологии авторитетным игроком арт-рынка и вывело ее в мейнстрим.
Beeple, «Everydays: the first 5000 days»
Еще раньше, в октябре 2020 года коллекционер Пабло Родригес-Фрайле приобрел аутентифицированное на блокчейне 10-секундное видео Beeple с лежащим на траве нарисованным гигантским телом Дональда Трампа за 67 000 долларов, а в конце февраля этого года продал его за 6,6 млн долларов на аукционе Nifty Gateway.
Певица и подруга Илона Маска Grimes недавно выставила на том же Nifty Gateway коллекцию цифровых артефактов и заработала 6 млн долларов от продажи десяти объектов. Основную долю продажи составили два лота Earth и Mars — короткие видео с оригинальными саундтреками, у каждого есть тысячи копий, на торгах было продано около 700 экземпляров на общую сумму 5,18 млн долларов. Уникальное видео Death of the Old с летающими под песню Граймс ангелами было продано за 389 тысяч долларов и стало самым дорогим объектом аукциона. Торги продлились всего двадцать минут после того, как Граймс объявила о них в своем твиттере.
По данным Nonfungible.com, в 2020 году объем продаж на рынке NFT превысил 350 млн долларов и вырос почти на 300% по сравнению с 2019-м. Есть предпосылки полагать, что в 2021 году этот рост продолжится.
ГДЕ ЕЩЕ ПОКУПАТЬ ТОКЕНИЗИРОВАННОЕ ИСКУССТВО?
Основными площадками для продажи и покупки являются криптомаркетплейсы и онлайн-платформы, вокруг каждой из которых формируется свое комьюнити заинтересованных коллекционеров.
Snark Art — основанная в 2017 году в США Михаилом Либманом и Андреем Алехиным технологическая лаборатория и платформа для создания произведений искусства, использующая блокчейн как креативную среду. Самый известный кейс соединения it-технологий с искусством — арт-проект 2018 года 89 Seconds Atomized со знаменитой художницей Ив Суссман. Ее 10-минутная видеоработа, основанная на картине Веласкеса «Менины», находится в коллекциях нескольких мировых музеев, но выставляется довольно редко. Snark.art. предложили художнице разбить произведение на 2000 фрагментов-атомов и поэкспериментировать с концепцией коллективного владения арт-объетом. Так видеоработа стоимостью 200 тысяч долларов была разделена на кусочки экрана размером 20/20 пикселей стоимостью всего 100 долларов. Чтобы посмотреть работу целиком, владельцы фрагментов должны договориться между собой и «одолжить» атомы у других участников.
Rarible — одна из ведущих площадок для создания NFT и торговли ими, была организована в 2019 году Алексеем Фалиным и Александром Сальниковым. В феврале этого года американская актриса Линдси Лохан выпустила там свой токен с начальной ценой 59,4 тысячи долларов (33 ETH), заявив, что верит в финансовую децентрализацию мира, а биткоин — это его будущее. Александр Сальников, сооснователь и директор по продукту Rarible, называет свой подход в отбору художников, которые выставляются на платформе, «довольно либертарианским»: «Есть люди, которые хотят рисовать и сказать этим что-то миру. А есть люди, которые хотят это увидеть и купить. Мы их объединяем».
The Art Exchange — платформа, ориентированная на тех, кто хочет покупать традиционное искусство, что отличает его от перечисленных выше площадок, нацеленных все-таки на диджитал-арт. Его основательница, издательница The Art Newspaper Инна Баженова сама собирает классическое искусство, поэтому решила создать инструмент, позволяющий снизить «порог входа» в среду коллекционеров и дать более широкой аудитории прикоснуться к владению признанными шедеврами. Здесь можно стать совладельцем произведения Боттичелли или Рембрандта, такой цифровой актив не утратит ликвидности, а токен может быть передан в наследство. Сами картины при этом продолжают путешествовать по выставкам, как это часто происходит с работами из частных коллекций — владельцы иногда их и не видят.
Malevich — придуманный заместителем главы аукциона Philips Светланой Марич блокчейн-проект работает по краудфандинговой модели и предлагает пользователям инвестировать в «материальное» произведение искусства на стадии его создания (то есть на вырученные деньги художник создает работу для будущей выставки). Взамен участники получают токен с правами на работу, который в случае успеха произведения, можно будет продать подороже. Можно и просто приобрести Artwork token работ Евгения Антуфьева, Павла Пепперштейна или Константина Бранкузи, которые физически останутся доступны для публики в музее или галерее, а вы будете знать, что это произведение из вашей коллекции.
Что нам со всем этим делать?
Концепция криптоарта, по мнению многих погруженных в процесс, скорее ориентирована на младших миллениалов и поколение Z, людей, которые родились и выросли с технологиями. Для них в порядке вещей отслеживать редкие «дропы», покупать виртуальную одежду и воспринимать мемы как объекты искусства, за владение которыми можно дорого заплатить. Анимированное изображение с Nyan Cat было продано за 580 тысяч долларов, цена на пиксельного лягушонка Pepe на платформе OpenSea доходит до 150 тысяч долларов. Эти картинки и гифки — классические интернет-мемы, опубликованные миллионами пользователей, но именно NFT-технология позволяет кому-то быть счастливым владельцем шедевра мировой узнаваемости.
Трудно судить о доле серого рынка искусства, но очевидно, что блокчейн-технологии сделают транзакции искусства более прозрачными. Для самих художников следить за дальнейшим перемещением работ по миру станет безусловным бонусом (собрать ранние работы для ретроспективы зрелому художнику сегодня очень тяжело, а блокчейн позволит оставаться в контакте с последним владельцем), и кроме того NFT станет революционной технологией в области авторских отчислений: платформа Rarible, например, позволяет заложить в сделку процент отчислений художнику при следующих перепродажах — например 10%, которые художник будет получать каждый раз, как кто-то с выгодой перепродаст его работу.
Что такое NFT-токены и почему картинки продают за миллионы? Разбираем феномен
Котики за сотни тысяч
Расшифровка аббревиатуры не проясняет ровным счетом ничего: NFT означает non-fungible token, то есть невзаимозаменяемый токен. Сам по себе токен — запись в блокчейне. Но обычный токен можно заменить другим без каких-либо последствий. Условно — это как снять с банковской карты сто рублей и затем пополнить карт-счет на эту же сумму. В случае с NFT все сложнее: токен не получится заменить так, чтобы это не нарушило систему. Следовательно, каждый NFT-токен оказывается уникальным, его нельзя поставить на место другого NFT-токена.
Технологию создали еще в 2017 году на блокчейн-платформе Ethereum. Считается, что впервые NFT-токены реализовали в игре CryptoKitties: здесь можно покупать уникальных персонажей-котов. Приобретя цифровое животное, вы становитесь его владельцем и знаете, что у остальных пользователей точно такого же существа не будет.
Уникальность NFT-токена — ключевая особенность, которая делает технологию идеально подходящей под оформление права собственности на что-либо. Здесь возникает простая аналогия с миром «физического» искусства: есть оригиналы картин, а есть копии — и порой их даже выдают за подлинники. Но создание NFT-токена для, например, цифрового изображения будет указывать на оригинал работы, а хозяин такого токена может называть себя владельцем предмета искусства с правом распоряжаться им: продать, подарить и так далее.
Но вопросы все равно возникают: допустим, в интернете не проблема найти изображение такой же цифровой картины и скачать его — зачем тогда платить? Аргумент первый: пиратство никто не отменял. Аргумент второй, решающий: вы скачаете копию, а не оригинал. Как если распечатаете «Джоконду» на принтере или даже закажете современному художнику точную версию шедевра Да Винчи, которую нельзя будет по внешним признакам отличить от подлинника. Отсутствие права владения NFT-токеном укажет, что у вас подделка, но не настоящая работа. А значит, все один в один как и с обычным искусством. Разве что выдавать подделку за оригинал будет бесполезно. При этом копии допускаются, но если они изначально позиционируются как оригинал: скажем, малый тираж монет или коллекционных карточек. Ведь лимитированная версия чего-либо не подразумевает, что должен быть выпущен только один экземпляр.
Громкие сделки
Ожидаются и другие громкие сделки. Например, боец смешанных единоборств Хабиб Нурмагомедов объявил о выпуске NFT-токенов, которые приурочены к завершению карьеры. Токены будут выглядеть как карточки трех достоинств — золото, платина, алмаз. Планируется выпустить 290 золотых карт, 29 платиновых и лишь одну алмазную.
NFT-токен — сертификат подлинности и принадлежности, просто в новой, оттого и непривычной оболочке. Для цифрового искусства его можно считать прорывом, если само такое искусство будет пользоваться спросом, но все идет к тому, что очень даже будет. Среди проблем называют лишь одну: поскольку NFT-токен по технологии не особо отличается от криптовалют, и аппетиты к электричеству у него приличные. Сможет ли вопрос экологии повлиять на развитие NFT-токенов и криптовалют в целом, покажет время.