Независимость судей означает что
Что означает независимость судей?
Что действительно означает независимость судей?
Судебная система приемлет наличие верховной власти. Действие судей также могут быть наказуемы, посредством воздействия специализированной коллегий. То есть, другими словами, есть высшие инстанции, которые курируют деятельность судов и судей. Но, независимость одного судьи проявляется исключительно в процессе его решений. То есть, в процессе рассмотрения дела исключительно судья и никто иной не принимает решение. Если же судья получает какие-то указания от вышестоящих инстанций по поводу вынесения приговора, то это считается нарушением закона.
Независимость судей касается только работы, личная жизнь подчиняется общим правилам.
Зачем нужна независимость судей?
В принципе, если взять и рассмотреть деятельность других государственных инстанций, то становится вполне очевидным тот факт, что руководство может влиять на действие своих подчиненных. Что же касается судей, то чтобы исключить действия коррупции, судья не подчиняется вышестоящим инстанциям в вопросах вынесения приговоров, определений, постановлений и решений.
Независимость судей считается очень важным фактором демократичной системы судопроизводства. Каждый судьи имеет четко определенные обязанности и может рассматривать только те дела, которые попадают под его юрисдикцию. Кроме всего прочего, судья в принятии решений руководствуется исключительно законодательной базой, а не советами и рекомендации руководства. Таким образом, формируется система, позволяющая судье реально оценивать суть дела и выносить реальные и правильные решения. В тоже время структура судебной системы защищает граждан от возможных судебных ошибок кассационными и апелляционными инстанциями.
То есть, независимость судей – важный аспект демократичной системы судопроизводства. И в нашей стране данный аспект реализован на высшем уровне. А защита интересов граждан от судебных ошибок реализована в кассационных и апелляционных инстанциях.
Как называется молоток судьи?
Если вы участвовали в судебном заседании, то знаете, что у судьи есть неотъемлемый атрибут его власти. Это деревянный молоток, который судья использует для того, чтобы огласить.
Что означает обоснованность приговора суда?
Приговор суда выносится исключительно на основании детально изученного дела, всех доказательств, мнений экспертов и пр. Есть такое понятие, как обоснованность приговора. Данное.
Что такое арбитражный суд РФ?
В нашей стране судебная система продумана до мелочей. Есть арбитражный суд, кассационный, апелляционный и суды общей юрисдикции. Что такое арбитражный суд РФ? Это судебная.
Что такое частное определение суда?
Судьи выносят решения, приговоры, определения и постановления. Есть такое понятие, как частное определение суда. Вы должны понимать, что такое частное определение суда и как оно.
Статья 8 ГПК РФ. Независимость судей
(официальная действующая редакция, полный текст статьи 8 ГПК РФ с комментариями)
1. При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
2. Судьи рассматривают и разрешают гражданские дела в условиях, исключающих постороннее на них воздействие. Любое вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответственность.
3. Гарантии независимости судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
4. Информация о внепроцессуальных обращениях государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан, поступивших судьям по гражданским делам, находящимся в их производстве, либо председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по гражданским делам, находящимся в производстве суда, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и не является основанием для проведения процессуальных действий или принятия процессуальных решений по гражданским делам.
Комментарий к статье 8 ГПК РФ в действующей редакции
Статья 8 ГПК РФ в действующей редакции устанавливает принцип независимости судей применительно к гражданскому судопроизводству, конкретизируя конституционный принцип независимости судей, закрепленный в статье 120 Конституции РФ.
Действие комментируемой статьи распространяется не только на судью, рассматривающего конкретное гражданское дело. Оно распространяется на всех участников гражданского судопроизводства, предупреждая их от вмешательства в осуществление правосудия. Стоит отметить, что данная статья не вводит ответственности за подобное вмешательство, она отсылает нас к другим законам, устанавливающим ответственность за допущенные нарушения принципа независимости судей.
В качестве примера установленной ответственности можно привести положения главы 31 Уголовного кодекса РФ, которые определяют ответственность за преступления против правосудия, в том числе связанные с воспрепятствованием осуществлению правосудия, посягательство на жизнь и здоровье судей, высказывание угроз судьям, рассматривающим дело.
В статье 8 ГПК РФ закреплено, что гарантии независимости судей специально устанавливаются в законе. Сам кодекс, устанавливая процессуальные процедуры, при решении возникающих вопросов позволяет суду опираться именно на закон при оценке письменных доказательств, разрешении заявления об отводе судьи, вынесении решения в совещательной комнате.
Принцип независимости опирается на процессуальные нормы при обжаловании судебных постановлений. Устанавливая четкую процедуру и сроки обжалования, основания для изменения и отмены судебных решений, законодатель минимизировал возможное влияние вышестоящих судебных органов. Кроме того, нужно отметить, что несоблюдение принципа независимости влечет отмену судебного постановления.
Дополнительный комментарий к ст. 8 ГПК РФ
Положения рассматриваемой статьи 8 ГПК РФ в действующей редакции в полной мере соответствуют ст. 120 Конституции РФ, согласно которой судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.
В ст. 8 ГПК РФ в новой редакции говорится о независимости судей при осуществлении правосудия. Это вовсе не означает, что судьи независимы и подчиняются только закону лишь при рассмотрении и разрешении ими спора, т.е. в то время, когда они участвуют в судебном заседании, а до заседания и после него этот принцип не действует. Введение в ст. 8 слов «при осуществлении правосудия» преследовало лишь одну цель — четко определить сферу действия принципа независимости судей и подчинения их только закону: он действует только при исполнении судьями своих служебных, судейских обязанностей и не функционирует вне этой сферы.
Нормы, закрепленные в ст. 8 ГПК РФ, предписывают судьям быть независимыми при исполнении ими служебных обязанностей, т.е. при разрешении дел и всех иных вопросов, связанных с их рассмотрением, они не должны быть подчинены кому-либо, а также связаны в действиях волей либо влиянием граждан, должностных лиц, государственных и иных органов, организаций, сковывающими или заранее предопределяющими то или иное решение. Судьи должны рассматривать и разрешать дела в условиях, исключающих всякое постороннее воздействие на них.
Вместе с тем свободное выражение судьями своей воли при осуществлении правосудия вовсе не означает, что принимаемые ими по всем вопросам решения обусловлены только их собственным, ни на чем не основанным усмотрением или желанием.
Независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону — два органически взаимосвязанных положения. С одной стороны, независимость судей — не самоцель, а средство, непременное условие правильного применения закона, вынесения законных судебных постановлений, означает, что при рассмотрении и разрешении спора судьи никому, кроме законов, подчиняться не должны. С другой — подчиненность судей только закону обеспечивает их независимость.
Правовая норма, закрепляющая принцип независимости судей и подчинения их только закону, адресована не только судьям, но и любым государственным органам, органам местного самоуправления и иным органам, организациям, должностным лицам и гражданам. Всем им закон запрещает осуществлять какое-либо воздействие на судей и вмешательство в их деятельность по осуществлению правосудия. Нарушение закона влечет уголовную ответственность.
Принцип независимости судей и подчинения их только закону действует во всех стадиях процесса и обязателен для судей всех судов общей юрисдикции. Он проявляется во взаимоотношениях, складывающихся внутри состава суда (при коллегиальном рассмотрении дел), в отношениях нижестоящих судов с вышестоящими судами в единой системе судов общей юрисдикции, в отношениях суда с другими участниками процесса и гражданами, должностными лицами, государственными и иными органами, организациями, не участвующими в деле.
Обеспечение независимости судей
Независимость судей судов общей юрисдикции обеспечивается многими нормами и институтами ГПК.
Независимость судей в гражданском судопроизводстве обеспечивается прежде всего действием принципов законности, гласности, непрерывности, непосредственности и др. Реализация принципа независимости судей гарантируется наличием в ГПК правил, регулирующих порядок разрешения судьями всех вопросов, возникающих при разбирательстве дела (ст. 15), института отвода судей (ст. ст. 16 — 21), правил оценки доказательств (ст. 67), правил о тайне совещательной комнаты (ст. 194) и др.
Важную роль в укреплении гарантий реализации принципа независимости судей играют и детально разработанные правила об основаниях к отмене решений, постановлений, закрепленные в ст. 330 Кодекса.
Содержание принципа независимости судей и подчинения их только закону раскрывается в Кодексе в какой-то мере односторонне — только под углом запрета постороннего воздействия на судей и вмешательства в их деятельность.
Но ведь нарушителем рассматриваемого принципа может быть и сам судья. Никаких преград, барьеров действующая редакция ГПК судье не ставит. Это, видимо, обусловлено односторонней оценкой в теории и практике содержания принципа, который понимается лишь как право судей на свободное принятие решения. Между тем независимость, независимое положение судьи в процессе рассмотрения конкретного дела — это не только право, но и его обязанность. Зависимый судья не вправе садиться в судейское кресло. Выполнение этой обязанности тоже надо надежно (может быть, и гораздо жестче, чем в отношении судьи — лица, участвующего в деле) гарантировать. Действующие правила отвода судей, правила о недопустимости повторного участия судьи в деле лишь в какой-то мере решают проблему. Но в действующем законодательстве в этом направлении далеко продвинуться не удалось.
Нарушение установленных законом правил о независимости судей при рассмотрении конкретного гражданского дела следует рассматривать как безусловное основание к отмене решения.
Не нашли ответ на свой вопрос? Задайте его юристу по телефону!
Санкт-Петербург: +7 (812) 565-33-70
Гражданский процесс. Ответы на экзаменационные билеты
В настоящее пособие включены краткие ответы на вопросы по гражданскому процессу. Пособие составлено на основе новейшего конституционного законодательства РФ и международных договоров РФ и полностью соответствует программе курса «Гражданский процесс». Целью настоящего пособия является оказание помощи в изучении гражданского процесса, подготовке к сдаче курсовых экзаменов. Книга предназначена для студентов всех форм обучения высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гражданский процесс. Ответы на экзаменационные билеты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
11. Принцип независимости судей
Данный принцип закреплен Конституцией РФ, ГПК РФ и Законом о судебной системе.
Сущность данного принципа заключается в том, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Иными словами, независимость предполагает определенные рамки поведения в правовом поле, без влияния (давления) со стороны любых органов, организаций, должностных лиц и граждан.
Независимость достигается путем установления правила, согласно которому судьи несменяемы. Судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только по решению соответствующей квалификационной комиссии. Несменяемость и неприкосновенность судей обеспечивают их независимость от какого-либо внешнего влияния. А полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке, установленном законом.
Независимость также проявляется в том, что судьи неприкосновенны и они не могут быть привлечены к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.
Независимость гарантируется следующими правилами:
1) суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции и закону;
2) судьи, присяжные, народные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции и закону;
3) в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей;
4) лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность.
Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом. Принцип независимости судей не означает, что судья полностью свободен в осуществлении правосудия. Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию и другие законы. При исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях он должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.
Судья не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность^ также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.
Независимость судьи обеспечивается:
1) предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;
2) запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
3) установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;
4) правом судьи на отставку;
5) неприкосновенностью судьи;
6) системой органов судейского сообщества;
7) предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.
Судьи, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление.
Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, распространяются на всех судей РФ и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.
Гарантии и принцип независимости судей. Что означает и как обеспечивается принцип независимости судей?
Независимость судей выступает важнейшим признаком системы. Она отражена во многих нормативных актах, главным из которых выступает Конституция. Что означает принцип независимости судей? Узнаем об этом далее.
Определение
Независимость судей – это, по сути, следование только нормам Конституции и ФЗ. При осуществлении своей деятельности судьи неподотчетны никому. Независимость судей следует понимать как исключение любого влияния на них со стороны иных лиц и организаций в ходе рассмотрения конкретных дел.
Принцип независимости судей и подчинение их только закону предполагает формирование таких условий для выполнения ими своих функций, при которых они были бы в состоянии принимать свои решения согласно Конституции и федерального законодательства (ФЗ), руководствуясь при этом внутренними убеждениями. В ходе разбирательства их мнение не связано с точкой зрения участников процесса. Независимость судей обеспечивается ограждением от какого-либо влияния, давления со стороны. При соблюдении этих условий можно говорить о реальной самостоятельности всей ветви власти, в которой задействованы эти должностные лица.
Ответственность
В случае установления несоответствия акта госоргана или иной инстанции закону суд выносит решение, основываясь на нормах права. Несоблюдение данного предписания является серьезным процессуальным нарушением. Оно влечет за собой отмену решения. Конституционный принцип независимости судей и подчинение их только закону налагает на них обязательство пресекать любые вмешательства в разрешение дел. Вместе с этим, народным заседателям, избираемым впервые, необходимо разъяснять основные задачи, цели и понятия, специфику исполнения обязанностей, требования. В противном случае сложно обеспечить рассмотрение дел согласно нормам права.
Современные реалии
Суд включен в число таких инстанций, решения которых, так или иначе, находятся в сфере функционирования иных госорганов, должностных лиц на различном уровне, граждан, в той либо иной степени заинтересованных в исходе рассмотрения конкретных дел. В этой связи отмечается и выработанное многолетней практикой многообразие способов и методов влияния на уполномоченные на разбирательство организации. Среди приемов воздействия можно отметить попытки подкупа, угрозы физической расправы. И чем дальше, тем изощреннее они становятся.
Гарантии независимости судей
Их разработке и реализации на практике уделяется особое внимание. Работа в данном направлении проводится достаточно давно. Сдвиг в этом вопросе связан с принятием Закона, регламентирующего статус судей. Однако формированием условий, которые исключают угрозу воздействия извне, поставленная задача не решается полностью. Кроме этого, существует вероятность влияния на одних судей со стороны других или председательствующего. Именно поэтому нормы призваны решить эту двуединую проблему. В частности, процессуальный кодекс предписывает выносить решения в специальной комнате. В ходе обсуждения в нее не допускается никто посторонний, и могут находиться судьи, участвующие в рассмотрении конкретного дела. Для исключения влияния на решение председательствующего он голосует последним. И к присяжным, и к народным заседателям так же, как и к профессиональным судьям, относится правило тайны совещания. Это значит, что должностным лицам, обсуждающим и выносящим решение, запрещается разглашать мнения, высказанные в ходе принятия постановления. Исполнение этого требования обеспечивается тем, что при нарушении тайны совещания вынесенный акт будет отменен.
Требования
Принцип независимости судей не выступает в качестве какого-либо лозунга или призыва. Это нормативное предписание, посредством которого реализуются поставленные задачи. Данное положение подкрепляют гарантии независимости судей, выраженные, кроме прочего, в установлении определенных требований к статусу. В частности, к ним относят:
В Конституции закреплено положение о разделении властей. На нем также основывается принцип независимости судей. В соответствии с положением эта ветвь власти действует самостоятельно, отдельно от других.
Требования к кандидатам
Посредством их исполнения также реализуется принцип независимости судей. Кандидаты на должность должны:
Возрастные ограничения
Принцип независимости судей реализуется и в определенных требованиях к возрасту должностного лица. В вышестоящей инстанции может работать гражданин, достигший 30 лет, в ВС или ВАС – 35. В последнем случае стаж работы в юридической сфере – не меньше 10 лет. В Конституционном суде может работать гражданин с сорока лет. При этом его стаж должен быть не меньше 15 лет. Пределом возраста для пребывания в качестве судьи считается 70 лет. Для уставных (конституционных) инстанций субъектов РФ может устанавливаться своя верхняя граница.
Срок полномочий
В соответствии с общим правилом, период пребывания в должности для судьи не имеет ограничений. Однако данное положение предусматривает два исключения. Так, Мировой судья избирается на 5 лет населением того округа, на который распространяется его юрисдикция. Должностные лица городских (районных), окружных (гарнизонных, флотских) военных инстанций назначаются на три года. По окончании данного периода они могут назначаться на неограниченный срок.
Права
В случае нарушения принципов независимости и неприкосновенности, при угрозе физической расправы с судьей или членами его семьи, посягательстве на имущество председатели арбитражных инстанций и общей юрисдикции должны принять соответствующие меры. Они предусмотрены в ФЗ №45. По его положениям государство гарантирует защиту судей. Председатели обязаны информировать соответствующие инстанции, а также ВС, ВАС РФ об указанных обстоятельствах.
Надзорная деятельность
Принцип независимости судей, как выше было сказано, предусматривает исключение любого вмешательства. Однако это предписание не распространяется на проверки госорганов, не затрагивающих существа принимаемых решений. Так, например, налоговые службы могут проконтролировать правильность начисления госпошлин и полноту поступления средств в бюджет. Это необходимо для предотвращения разного рода ошибок.
В заключение
Принцип независимости судей, закрепленный в Конституции, служит для реализации законности, беспристрастному и объективному исполнению задач правосудия. Тем не менее вся система в целом имеет и существенные недостатки. В частности, это касается статуса судей. Должностные лица неподотчетны никому, а это значит, что вся ответственность за принимаемые решения лежит на их совести. Некоторые судьи в большей степени руководствуются собственными убеждениями, чем буквой закона. Это, в свою очередь, создает предпосылки к снижению авторитета власти и свидетельствует об отсутствии объективности в принятии решений. Эта проблема достаточно часто поднималась на разных уровнях, в том числе и в Федеральном собрании. Однако на практике зачастую положение остается именно таким.
Независимость судей означает что
Статья 5. Самостоятельность судов и независимость судей
1. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону.
2. Судьи, присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
(в ред. Федерального конституционного закона от 03.02.2014 N 1-ФКЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.
4. В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.
5. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом.
(в ред. Федерального конституционного закона от 03.02.2014 N 1-ФКЗ)