Нейротехнологии и программирование что это

«Новая эра Web»: Университет ИТМО начинает подготовку IT-специалистов в области нейротехнологий

Мировая наука уже длительное время ломает голову над пониманием устройства и принципов работы человеческого мозга. Этот чрезвычайно сложный орган является объектом изучения во многих исследованиях.

Примерами могут быть Brain Initiative и Human Brain Project, которые стоят на пересечении таких областей, как медицина, биология и нейроинформатика.

На сегодняшний день рынок нейротехнологий оценивается в 180 миллиардов долларов, и эксперты прогнозируют, что эта цифра вырастет до 1 триллиона к 2035 году.

Спектр применимости и перспективы

Нейроразработки активно применяются в медицине для создания разного рода имплантов — кохлеарных для улучшения слуха и нейронных, помогающих восстановить зрение. Также нейротехнологии применяются в военном секторе, игровой индустрии (комплексы для развития когнитивных способностей) и образовании.

Весной 2013 года в Сан-Франциско проводилась конференция NeuroGaming Conference & Expo, во время которой 18 компаний со всего мира продемонстрировали «нейрологические» достижения в области развлечений. Например, композитор Ричард Варп (Richard Warp) представил систему NeuroDisco, которая с помощью специальной гарнитуры позволяла слушателю микшировать музыку, реагируя на изменение его эмоционального состояния.

Подобные конференции проводятся и в сфере образования. Например, во время семинара «Нейротехнологии: Улучшение человеческого мозга и изменение облика общества», проводимого институтом политических исследований PIPS, ученые делились своими мыслями о том, как новые технологии помогут улучшить когнитивные способности человека с помощью биологических, химических и сенсомоторных решений.

Что касается России, то здесь наиболее интенсивно развивающимся направлением остается нейромедтехника. Например, отечественная компания «Нейробиотикс» разработала интерфейс взаимодействия «мозг — компьютер», который дает парализованным пациентам возможность управлять экзоскелетами с помощью электроэнцефалограмм. Достижение было опробовано в рамках соревнования Сybathlon для «спортсменов-киборгов».

Еще одна компания, работающая в этой области, — «Моторика», которую основал выпускник факультета Точной механики и технологий Университета ИТМО Илья Чех. Команда работает над созданием доступных протезов с использованием 3D-печати, чтобы помочь детям с травмами рук.

При этом «Моторика» занимается разработкой и бионических протезов, которыми можно управлять сигналами нервной системы, снимаемыми с предплечья. Разработчики планируют запустить в продажу первый российский бионический протез целой руки, и на сегодняшний день уже создан протез кисти, который успешно прошел тестирование.

Еще одной перспективной областью развития нейротехнологий является сектор образования. По прогнозам специалистов группы «Нейронет», занимающейся развитием интернета, электронное обучение в скором времени найдет применение для нейровычислительных интерфейсов. Шлемы виртуальной реальности начнут следить за психоэмоциональным состоянием студента, предотвращая «перегорание».

«Популярность онлайн-обучения растет год от года, но есть и ряд проблем: до сих пор онлайн-курсы успешно заканчивают не более 5% слушателей, — комментирует заведующая кафедрой Компьютерных образовательных технологий Университета ИТМО Любовь Лисицына. — Путь к решению проблемы низкой результативности онлайн-курсов лежит в развитии технологий электронного обучения, в использовании новых моделей и методов для реализации нейроинтерфейсов с целью расширения ресурсов мозга».

Поэтому сотрудниками Университета ИТМО ведутся разработки по созданию специальных программно-аппаратных комплексов для исследования поведения человека во время обучения. В компании «Нейронет» заявляют, что нейротехнологии являются перспективным и многообещающим направлением. Они также предполагают, что в 2035 году сфера нейрообразования на мировом рынке будет оцениваться в 280 миллиардов долларов.

Особенности подготовки специалистов по нейротехнологиям

Международное аналитическое агентство Мarkets and markets провело исследование и выяснило, что одним из главных ограничивающих факторов роста рынка нейротехнологий является недостаток квалифицированных технических экспертов для разработки и поддержки сложных нейроинтерфейсов. При этом, как считают в аналитической компании Allied Market Research, к 2020 году разработка нейротехнологий станет одним из самых наукоемких процессов.

В первую очередь это связано с тем, что нейротехнологии стоят на пересечении компьютерных наук, биологии, медицины, материаловедения и машиностроения. Чтобы преуспеть в этой области недостаточно просто уметь программировать — необходимо знать устройство центральной нервной системы, понимать, как функционирует мозг, и разбираться в особенностях работы человеческого организма в целом.

Объединить эти области знаний решили в Университете ИТМО. С 2017 года на кафедре Компьютерных образовательных технологий появится новая программа бакалавриата «Нейротехнологии и программирование». Как отмечает Любовь Лисицына, на текущий момент в России нет ничего подобного, а решение об открытии является реакцией на запросы рынка труда.

Что будут уметь выпускники?

Первый блок программы обучения включает в себя программирование на нескольких языках с применением пакетов специализированного ПО и спецификаций. В основе второго блока лежит ознакомление с результатами научных исследований Университета ИТМО, связанных с нейротехнологиями.

«За время курса студент приобретет навыки создания программных систем с использованием нейроинтерфейсов для решения разных задач. Например, для идентификации личности, для определения эмоционального состояния человека, для развития когнитивных функций», — рассказывает Любовь Лисицына. Таким образом, выпускник будет не только хорошим программистом, но и получит знания об искусственном интеллекте, биометрии, аффективных вычислениях.

Получить дополнительную информацию о содержании программы «Нейротехнологии и программирование», а также задать вопрос напрямую можно на сайте кафедры.

Источник

Нейротехнологии и программная инженерия

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Программа магистратуры нацелена на подготовку специалистов под действующую отрасль в реальном секторе экономики с поддержкой одним или несколькими предприятиями.

09.04.04 Программная инженерия

Программное обеспечение для реализации нейротехнологий

Программное обеспечение для сферы телекоммуникаций

Нейротехнологии и программирование что это. Смотреть фото Нейротехнологии и программирование что это. Смотреть картинку Нейротехнологии и программирование что это. Картинка про Нейротехнологии и программирование что это. Фото Нейротехнологии и программирование что это

ДОКУМЕНТЫ

ПАРТНЕРЫ ПРОГРАММЫ

ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ

В рамках магистерской программы «Нейротехнологии и программная инженерия» вы изучите не только современную методологию программной инженерии, но и средства для разработки и использования нейротехнологий.

Нейротехнологии и программирование что это. Смотреть фото Нейротехнологии и программирование что это. Смотреть картинку Нейротехнологии и программирование что это. Картинка про Нейротехнологии и программирование что это. Фото Нейротехнологии и программирование что это

Программа имеет 2 специализации:

Специализация 1. Программное обеспечение для сферы телекоммуникаций

В рамках этой специализации вы пройдете обучение по следующим профильным дисциплинам:

Дисциплины 1, 2 и 4 реализуются на базе корпоративного партнера АО «Нэксайн», что позволяет приблизить обучение к лучшим практикам создания и прототипирования сложных программных систем для сферы телекоммуникаций, в том числе с использованием BitBucket, TeamCity, Ansible, Docker, Kubernetes и др. Не останутся без внимания и вопросы тестирования и автоматизации развертывания программного обеспечения (ПО), экономической составляющей его разработки на всех этапах жизненного цикла.

Специализация 2. Программное обеспечение для реализации нейротехнологий

В рамках этой специализации вы пройдете обучение по следующим профильным дисциплинам:

Сильная сторона этой специализации — прекрасная материально-техническая база, созданная на нашем факультете для разработки, исследования и использования различных интерфейсов программных систем, в том числе «мозг-компьютер». Она включает в себя не только оборудование от корпоративного партнера этой специализации ООО «Брейн Девелопмент», но и таких ведущих производителей как OpenBCI, HTC, Great Lakes NeuroTechnologies BioRadio, Bitronics Lab и др.

Во время обучения вы сможете проводить научные исследования:

Источник

Где учиться нейротех-программированию

Заведующая кафедрой «Компьютерные образовательные технологии» Университета ИТМО рассказывает о профессии программиста в сфере нейротехнологий.

Научно-технический прогресс ускоряется с каждым днем; быстрее меняется и окружающая нас реальность. В этих условиях выбор и обучение профессии становится всё более сложным делом: мало выбрать специальность, которая востребована сегодня – и вузы, и абитуриенты должны уметь заглянуть далеко вперёд и найти профессию, которая останется нужной спустя десятилетия.

Но и этого мало: чтобы после окончания университета выпускник чувствовал себя комфортно и мог легко конкурировать на рынке труда, он должен понимать важнейшие тенденции развития его компетенций. Другими словами, молодой специалист должен представлять, какой станет в ближайшем будущем сфера его профессиональной деятельности, какие задачи ему предстоит решать и где откроются наибольшие перспективы для роста.

Нейротехнологии и программирование что это. Смотреть фото Нейротехнологии и программирование что это. Смотреть картинку Нейротехнологии и программирование что это. Картинка про Нейротехнологии и программирование что это. Фото Нейротехнологии и программирование что это

В этой связи самой многообещающей является, пожалуй, профессия программиста: ребята, которые выберут эту стезю, точно не останутся без работы и через пять лет, и через двадцать пять. К чему стоит готовиться сегодняшним абитуриентам, задумывающимся о поступлении на специальности Computer Science?

Читайте также :

Попробую ответить на примере одной из сфер применения их талантов — сферы нейротехнологий. Эта сфера станет одной из самых востребованных и интересных в ближайшем будущем, она окажет влияние на все отрасли экономики и вместе с тем столкнётся с острым кадровым голодом.

Область нейротехнологий лежит на стыке таких областей, как нейрофизиология, медицина, когнитивная психология и информатика. Это технологии, которые базируются на принципах функционирования нервной системы человека, и требуются они для того, чтобы исследовать наш мозг (а ведь мы даже сегодня знаем о нём гораздо меньше, чем, например, о космосе) и создать продукты и услуги, основанные на механизмах его работы.

Глобальный рынок нейротехнологий сегодня оценивается в 180 миллиардов долларов, а к 2035 году, по прогнозам экспертов, достигнет 1 триллиона. Безусловно, эта индустрия в ближайшее время будет испытывать потребность в подготовке квалифицированных программистов.

В России рынок нейротехнологий активно формируется. Его становление и развитие является основной задачей Национальной технологической инициативы (НТИ) Нейронет, «дорожная карта» которой была одобрена в 2016 году президиумом Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России. Нейронет станет следующим этапом развития современного интернета (Web 4.0), в котором взаимодействие участников (человек—человек, человек—машина) будет осуществляться с помощью новых нейрокомпьютерных интерфейсов — то есть компьютеры станут нейроморфными (похожими на мозг). Это потребует большого числа программистов, готовых решать новые задачи, связанные с разработкой и реализацией нейротехнологий в самых различных сферах деятельности (медицина, фармакология, образование, коммуникации).

Нейротехнологии и программирование что это. Смотреть фото Нейротехнологии и программирование что это. Смотреть картинку Нейротехнологии и программирование что это. Картинка про Нейротехнологии и программирование что это. Фото Нейротехнологии и программирование что это

Задачи сферы нейротехнологий

Это может быть интересно :

Какие задачи актуальны для вышеупомянутой сферы нейротехнологий? Приведу в пример несколько актуальных задач, над которыми работают, в частности, учёные Университета ИТМО.

Во-первых, это задача непрерывной идентификации пользователей электронных систем на основе измерения его биометрических показателей. Такие технологии будут иметь широкое применение: корпоративные системы с санкционированным доступом, «умные дома», дистанционное обучение и др. Думаю, в ближайшем будущем нас ожидают сюрпризы от разработчиков новых средств для биометрической идентификации личности.

Во-вторых, задача непрерывного отслеживания функционального состояния человека в процессе его познавательной деятельности. Не секрет, что при этом нервная система человека испытывает серьёзные нагрузки. Например, ученик, проходящий онлайн-курс без участия преподавателя, не всегда самостоятельно чувствует тот момент, когда стоит остановиться и отдохнуть, а длительное перенапряжение может вызвать заболевания. Мы разработали и используем на практике методы для контроля функционального состояния человека и своевременной диагностики критических для его здоровья состояний. Однако уже сейчас понятно, что решение этой задачи сопряжено с многочисленными проблемами (сбор и обработка больших объёмов информации, целесообразное использование методов теории искусственного интеллекта и др.), которые смогут решить только программисты следующего поколения.

В-третьих, задача «фитнеса мозга» человека, позволяющего существенно расширить его когнитивные способности (внимательность, скорость мышления, память и т. п.). Это потребует создания принципиально новых программных средств виртуальной реальности для когнитивных тренингов и тренингов по релаксации.

В-четвертых, задача геймификации взаимодействия пользователей с электронными системами для того, чтобы их «общение» было более продуктивным. Решение данной задачи связано не только с разработкой новых игровых механик, но и с исследованием латентных (скрытых) характеристик поведения человека.

Нейротехнологии и программирование что это. Смотреть фото Нейротехнологии и программирование что это. Смотреть картинку Нейротехнологии и программирование что это. Картинка про Нейротехнологии и программирование что это. Фото Нейротехнологии и программирование что это

Необходимые компетенции

Читайте также :

Программирование в сфере нейротехнологий, при всей внешней привлекательности, имеет свои особенности и ограничения. Хочу дать несколько советов тем, кто собирается выбрать эту стезю.

Но этим проблему не решить. Обучение бакалавра длится четыре года, и выходит, что к моменту получения молодым специалистом диплома его знания уже во многом устарели. Поэтому при выборе такой профессии абитуриент должен отдавать себе отчет в том, что ему придется многому обучаться самостоятельно. Собственно, это и является одной из важнейших целей подготовки программистов: приучить студента заниматься своим самообразованием в течение всей жизни.

Во-вторых, это профессия молодых. Как правило, с возрастом многие программисты стремятся уйти от рутинной работы и стать руководителями и аналитиками IT-проектов, уступая места рядовых программистов свежеиспечённым выпускникам университетов. Для такого карьерного роста понадобится хорошая базовая подготовка в области точных наук. Предметное программирование тесно связано с задачами моделирования, а моделирование — это прежде всего математика на очень приличном уровне. И абитуриент должен понимать, что он любит эту науку, иначе идти в программисты нет смысла.

В-третьих, профиль образовательной программы для программистов должен быть связан с актуальными прикладными задачами. Время «чистых» программистов прошло! Сегодня любой потенциальный работодатель отдаёт предпочтение тем, кто разбирается в задачах, специфичных для данной индустрии, знает модели и методы их решений и может предложить свой способ, который позволит компании получить преимущество на рынке. Поэтому при выборе образовательной программы абитуриент должен критически оценить свои склонности и симпатии и выбрать ту программу, которая соответствует интересам его потенциальных работодателей.

Где учиться в России

Что же сегодня предлагают университеты тем выпускникам школ, которые решат связать свою жизнь с участием в проектах Нейронет в качестве программистов? А вот здесь вопрос остается открытым: к сожалению, в отечественных вузах образовательных программ для IT-специалистов в области нейротехнологий пока практически нет.

Первую в России программу подготовки бакалавров по данному направлению запускает в 2017 году Университет ИТМО – это программа «Нейротехнологии и программирование», открытая на кафедре «Компьютерные образовательные технологии». Разрабатывая данную программу, мы постарались учесть все аспекты, о которых говорилось выше: в ней сочетается мощная математическая база, формирование продвинутых навыков программирования и серьезная подготовка в области наук, изучающих мозговую активность человека – при этом обучение ведется через вовлечение студентов в решение упомянутых задач развития нейротехнологий. Смею надеяться, что в обозримом будущем российские вузы смогут предложить абитуриентам, интересующимся данной сферой, более широкий выбор. Ну а пока – добро пожаловать в Университет ИТМО!

Источник

Нейротехнологии и программирование

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Конкурсная группа: 09.03.04 Программная инженерия

Нейротехнологии и программирование что это. Смотреть фото Нейротехнологии и программирование что это. Смотреть картинку Нейротехнологии и программирование что это. Картинка про Нейротехнологии и программирование что это. Фото Нейротехнологии и программирование что это

ДОКУМЕНТЫ

ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа является откликом на опережение спроса рынка труда в программистах, владеющих навыками разработки и реализации нейротехнологий. Для этого студенты учатся программировать на языках: Java, C/C++, Python, JavaScript, РНР и др. с использованием спецификаций HTML5, CSS3, XML, XSL, ECMAScript, Ajax; пакетов программ Adobe Creative Suite, CorelDRAW, Sound Forge, 3ds Max и др.; технологий баз данных Oracle Database, MySQL, MongoDB, Apache Derby, Berkeley DB и др.; цифровых комплексов «Юный нейрофизиолог», Open BCI, BioRadio Human Physiology Kit и др.

АКТУАЛЬНОСТЬ И ЗНАЧИМОСТЬ ПРОГРАММЫ

Программа и ее профиль напрямую связаны с национальной технологической инициативой (НТИ) Нейронет. НТИ Нейронет является откликом на многочисленные международные проекты по исследованию мозга, которые определят в ближайшее время следующую технологическую революцию в области создания новых нейротехнологий для кардинального увеличения производительности умственного труда за счет интеграции мозга человека и компьютеров. Нейронет станет следующим этапом развития современного интернета (Web 4.0), в котором взаимодействие участников (человек — человек, человек — машина) будет осуществляться с помощью новых нейрокомпьютерных интерфейсов. Поэтому актуальность программы не вызывает сомнений, а ее значимость определена растущим спросом в таких специалистах на рынке труда.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Целью программы является подготовка элитных инженерных кадров (программистов) для содействия НТИ Нейронет в области разработки программных средств для реализации нейротехнологий. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи.

ДИСЦИПЛИНЫ

«Биометрия и нейротехнологии»

Целью дисциплины является изучение теоретических основ биометрии и нейротехнологий; применение и оценивание эффективности методов обработки цифровых сигналов для идентификации личности в электронных системах. В ходе обучения студенты познакомятся с математическими методами для обработки данных при построении биометрических систем для реализации нейротехнологий.

«Нейротехнологии и аффективные вычисления»

Целью дисциплины является изучение теоретических основ аффективных вычислений и их использования при разработке нейротехнологий; применение и оценивание эффективности различных методов обработки биометрических данных для распознавания эмоций и функциональных состояний пользователей электронных систем. Студенты научатся разрабатывать, модифицировать и адаптировать алгоритмы аффективных вычислений для решения конкретных задач.

«Инжиниринг программных систем»

Целью дисциплины является изучение теоретических основ методологий и стандартов инжиниринга программных систем, в том числе функциональных и объектных; использовать методологию SWEBOK на этапах разработки требований, создания, тестирования и сопровождения системы с использованием выбранного языка программирования (С++, Python, Java и др.); оценивать трудоемкость создания и качество программной системы, в том числе на основе COCOMOII. В рамках данной дисциплины предусмотрена курсовая работа.

«Нейроинтерфейсы информационных систем»

Целью дисциплины является изучение теоретических основ создания и практической реализации нейроинтерфейсов в информационных системах; применение нейроинтефейсов цифровых комплексов «Юный нейрофизиолог», Open BCI, BioRadio Human Physiology Kit и др. для сбора, обработки и оценивания данных о работе головного мозга человека; проектировать новые нейроинтерфейсы на основе использования методов объектного проектирования (UML) и реализовывать их на выбранном языке программирования (С++, Python, Unity C# и др.), в том числе для систем дополненной и виртуальной реальности; проводить эксперименты для оценки эффективности разработанных нейроинтерфейсов.

Мультимедиа технологии

Целью дисциплины является изучение теоретических основ мультимедиа технологий; применение инструментальных средств для обработки текстовой, графической, аудио и видео информации; применение технологии нелинейного видео монтажа, обработки звука. В ходе обучения студенты научатся работать с программами Adobe Premiere, Adobe AfterEffect, Camtasia Studio, Audacity, FrameForge Previz Studio, FilmMaker и др.

Источник

Нейротехнологии и программирование что это

Нейротехнологии и программирование что это. Смотреть фото Нейротехнологии и программирование что это. Смотреть картинку Нейротехнологии и программирование что это. Картинка про Нейротехнологии и программирование что это. Фото Нейротехнологии и программирование что это

Заведующая кафедрой «Компьютерные образовательные технологии» Университета ИТМО рассказывает о профессии программиста в сфере нейротехнологий.

Научно-технический прогресс ускоряется с каждым днем; быстрее меняется и окружающая нас реальность. В этих условиях выбор и обучение профессии становится всё более сложным делом: мало выбрать специальность, которая востребована сегодня – и вузы, и абитуриенты должны уметь заглянуть далеко вперёд и найти профессию, которая останется нужной спустя десятилетия.

Но и этого мало: чтобы после окончания университета выпускник чувствовал себя комфортно и мог легко конкурировать на рынке труда, он должен понимать важнейшие тенденции развития его компетенций. Другими словами, молодой специалист должен представлять, какой станет в ближайшем будущем сфера его профессиональной деятельности, какие задачи ему предстоит решать и где откроются наибольшие перспективы для роста.

В этой связи самой многообещающей является, пожалуй, профессия программиста: ребята, которые выберут эту стезю, точно не останутся без работы и через пять лет, и через двадцать пять. К чему стоит готовиться сегодняшним абитуриентам, задумывающимся о поступлении на специальности Computer Science?

Попробую ответить на примере одной из сфер применения их талантов — сферы нейротехнологий. Эта сфера станет одной из самых востребованных и интересных в ближайшем будущем, она окажет влияние на все отрасли экономики и вместе с тем столкнётся с острым кадровым голодом.

Область нейротехнологий лежит на стыке таких областей, как нейрофизиология, медицина, когнитивная психология и информатика. Это технологии, которые базируются на принципах функционирования нервной системы человека, и требуются они для того, чтобы исследовать наш мозг (а ведь мы даже сегодня знаем о нём гораздо меньше, чем, например, о космосе) и создать продукты и услуги, основанные на механизмах его работы.

Глобальный рынок нейротехнологий сегодня оценивается в 180 миллиардов долларов, а к 2035 году, по прогнозам экспертов, достигнет 1 триллиона. Безусловно, эта индустрия в ближайшее время будет испытывать потребность в подготовке квалифицированных программистов.

В России рынок нейротехнологий активно формируется. Его становление и развитие является основной задачей Национальной технологической инициативы (НТИ) Нейронет, «дорожная карта» которой была одобрена в 2016 году президиумом Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России. Нейронет станет следующим этапом развития современного интернета (Web 4.0), в котором взаимодействие участников (человек—человек, человек—машина) будет осуществляться с помощью новых нейрокомпьютерных интерфейсов — то есть компьютеры станут нейроморфными (похожими на мозг). Это потребует большого числа программистов, готовых решать новые задачи, связанные с разработкой и реализацией нейротехнологий в самых различных сферах деятельности (медицина, фармакология, образование, коммуникации).

Задачи сферы нейротехнологий

Какие задачи актуальны для вышеупомянутой сферы нейротехнологий? Приведу в пример несколько актуальных задач, над которыми работают, в частности, учёные Университета ИТМО.

Во-первых, это задача непрерывной идентификации пользователей электронных систем на основе измерения его биометрических показателей. Такие технологии будут иметь широкое применение: корпоративные системы с санкционированным доступом, «умные дома», дистанционное обучение и др. Думаю, в ближайшем будущем нас ожидают сюрпризы от разработчиков новых средств для биометрической идентификации личности.

Во-вторых, задача непрерывного отслеживания функционального состояния человека в процессе его познавательной деятельности. Не секрет, что при этом нервная система человека испытывает серьёзные нагрузки. Например, ученик, проходящий онлайн-курс без участия преподавателя, не всегда самостоятельно чувствует тот момент, когда стоит остановиться и отдохнуть, а длительное перенапряжение может вызвать заболевания. Мы разработали и используем на практике методы для контроля функционального состояния человека и своевременной диагностики критических для его здоровья состояний. Однако уже сейчас понятно, что решение этой задачи сопряжено с многочисленными проблемами (сбор и обработка больших объёмов информации, целесообразное использование методов теории искусственного интеллекта и др.), которые смогут решить только программисты следующего поколения.

В-третьих, задача «фитнеса мозга» человека, позволяющего существенно расширить его когнитивные способности (внимательность, скорость мышления, память и т. п.). Это потребует создания принципиально новых программных средств виртуальной реальности для когнитивных тренингов и тренингов по релаксации.

В-четвертых, задача геймификации взаимодействия пользователей с электронными системами для того, чтобы их «общение» было более продуктивным. Решение данной задачи связано не только с разработкой новых игровых механик, но и с исследованием латентных (скрытых) характеристик поведения человека.

Необходимые компетенции

Программирование в сфере нейротехнологий, при всей внешней привлекательности, имеет свои особенности и ограничения. Хочу дать несколько советов тем, кто собирается выбрать эту стезю.

Но этим проблему не решить. Обучение бакалавра длится четыре года, и выходит, что к моменту получения молодым специалистом диплома его знания уже во многом устарели. Поэтому при выборе такой профессии абитуриент должен отдавать себе отчет в том, что ему придется многому обучаться самостоятельно. Собственно, это и является одной из важнейших целей подготовки программистов: приучить студента заниматься своим самообразованием в течение всей жизни.

Во-вторых, это профессия молодых. Как правило, с возрастом многие программисты стремятся уйти от рутинной работы и стать руководителями и аналитиками IT-проектов, уступая места рядовых программистов свежеиспечённым выпускникам университетов. Для такого карьерного роста понадобится хорошая базовая подготовка в области точных наук. Предметное программирование тесно связано с задачами моделирования, а моделирование — это прежде всего математика на очень приличном уровне. И абитуриент должен понимать, что он любит эту науку, иначе идти в программисты нет смысла.

В-третьих, профиль образовательной программы для программистов должен быть связан с актуальными прикладными задачами. Время «чистых» программистов прошло! Сегодня любой потенциальный работодатель отдаёт предпочтение тем, кто разбирается в задачах, специфичных для данной индустрии, знает модели и методы их решений и может предложить свой способ, который позволит компании получить преимущество на рынке. Поэтому при выборе образовательной программы абитуриент должен критически оценить свои склонности и симпатии и выбрать ту программу, которая соответствует интересам его потенциальных работодателей.

Где учиться в России

Что же сегодня предлагают университеты тем выпускникам школ, которые решат связать свою жизнь с участием в проектах Нейронет в качестве программистов? А вот здесь вопрос остается открытым: к сожалению, в отечественных вузах образовательных программ для IT-специалистов в области нейротехнологий пока практически нет.

Первую в России программу подготовки бакалавров по данному направлению запускает в 2017 году Университет ИТМО – это программа «Нейротехнологии и программирование», открытая на кафедре «Компьютерные образовательные технологии». Разрабатывая данную программу, мы постарались учесть все аспекты, о которых говорилось выше: в ней сочетается мощная математическая база, формирование продвинутых навыков программирования и серьезная подготовка в области наук, изучающих мозговую активность человека – при этом обучение ведется через вовлечение студентов в решение упомянутых задач развития нейротехнологий. Смею надеяться, что в обозримом будущем российские вузы смогут предложить абитуриентам, интересующимся данной сферой, более широкий выбор. Ну а пока – добро пожаловать в Университет ИТМО!

Автор: Любовь Лисицына
Источник: Newtonew

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *