Нейропсихолог детский что это

Зачем ребенку нейропсихолог

Психолог, кандидат психологических наук Сальникова Ирина Анатольевна рассказывает, когда ребенка нужно показать нейропсихологу и чем он поможет.

Чем занимается нейропсихология и кто такой нейропсихолог?

Нейропсихология — наука на стыке психологии (высшие психические функции) и медицины (физиологические процессы и болезни в организме человека). Она изучает, как устроен и функционирует мозг и как это влияет на психику человека (и ребенка) и его поведение.

Другими словами, нейропсихология изучает, какие участки и процессы в мозге отвечают за высшие психические функции: восприятие, память, внимание, мышление, речь.

А нейропсихолог — это клинических психолог, который может эти функции оценить и помочь им развиться лучше или восстановиться.

Кто обращается за помощью к нейропсихологу? Какую помощь он может оказать?

Клиентом нейропсихолога может стать любой взрослый или ребенок старше 3-х лет. Головной мозг каждого человека развивается индивидуально и имеет как сильные (ресурсные), так и слабые (дефицитарные) стороны, которые не всегда приводят к патологическим изменениям высших психических функций, но могут влиять на продуктивность деятельности.

Основная задача нейропсихолога — выявить сильные и слабые стороны головного мозга и привести их к балансу. Например, ребенок плохо усваивает учебный материал, и психолог выясняет, что у него хорошо развита зрительная память. Тогда ребенок может использовать зрительные подсказки, чтобы лучше успевать в школе.

Как проводится нейропсихологическая диагностика?

Обязательно в тихом, хорошо проветренном помещении, чтобы ничего не отвлекало, при достаточном освещении, за столом. Психолог использует специальные инструменты.

Диагностика состоит из заданий, которые раскрывают особенности внимания, памяти, восприятия, мышления, речи, пространственного восприятия, межполушарного взаимодействия, зрительно-моторной координации, уровня контроля и саморегуляции обследуемого.

Многие задания можно оценить количественно (на сколько баллов развит навык у ребенка). Это нужно не чтобы сравнивать детей между собой, а чтобы следить за развитием самого ребенка (сколько баллов было год назад, сколько стало сейчас). Например, для исследования памяти и внимания используем задание «Запомни 10 слов».

С какими проблемами нужно обратиться к нейропсихологу?

Нейропсихология разрабатывалась для реабилитации людей с локальными поражениями головного мозга (после инсульта, черепно-мозговых травм). Сейчас нейропсихологи много работают с детьми, так как мозг ребенка более пластичен — если есть трудности, их можно быстро преодолеть, мозг быстро адаптируется.

Помощь нейропсихолога необходима, когда ребенок:

В чем заключается лечение в нейропсихологии?

Лечение в нейропсихологии называют нейрокоррекцией. Нейрокоррекция состоит из двух частей: двигательной (напоминает лечебную физкультуру) и когнитивной (похожа на занятие с логопедом или дефектологом). Нейрокоррекция обходится без лекарств.

Включая в программу нейрокоррекции двигательные и когнитивные (умственные) упражнения, мы работаем сразу со всеми навыками. Упражнения «перестраивают» работу мозга так, что ребенок становится более усидчивым и внимательным, допускает меньше ошибок при чтении или письме, улучшаются его память, моторные навыки. Незрелые участки мозга получают развитие, а функции, которых вообще не было, часто появляются — стоит только нейропсихологу подобрать правильное задание.

Например, у меня был мальчик 7 лет. Родители переживали из-за его гиперактивности, неусидчивости и плохого поведения и успеваемости в школе. После курса нейрокоррекции, ребенок стал более спокойным, мог себя контролировать и сдерживать, появилось произвольное внимание, что значительно повлияло на его успех в школе.

А сколько длится курс нейрокоррекции?

Это зависит от результатов диагностики: какие нарушения выявил психолог у ребенка и насколько они сильные. Специалист индивидуально разрабатывает программу занятий, так как курс идет от простых упражнений к сложным, а «простые» и «сложные» упражнения у каждого ребенка свои, в зависимости от его слабых и сильных сторон.

В среднем, чтобы «запустить» процессы в мозге в нужном направлении, нужно заниматься не меньше полугода 2 раза в неделю и с регулярными домашними тренировками. Я не рекомендую бросать занятия не дойдя до конца — тогда начатая «перестройка» останется незавершенной, проблемы могут вернуться и даже стать серьезнее.

Во время нейрокоррекции родители должны быть готовым к тому, что развитие не всегда происходит только в сторону прогресса, могут наблюдаться и временные ухудшения. Это нормально, мозг устает, сопротивляется изменениям. Главное — не бросать занятия в этот кризисный этап, набраться терпения и настроиться на результат.

В каком возрасте лучше приводить ребенка к нейропсихологу?

Наиболее продуктивны нейропсихологические занятия для детей от 5 до 12 лет. В этом возрасте мозг уже достаточно сформирован, чтобы ребенок осваивал и развивал навыки, но в то же время еще пластичен, чтобы легко перестроиться.

Источник

Что делает детский нейропсихолог? Зачем он ребенку?

Нейропсихолог детский что это. Смотреть фото Нейропсихолог детский что это. Смотреть картинку Нейропсихолог детский что это. Картинка про Нейропсихолог детский что это. Фото Нейропсихолог детский что это

Ребенок перебивается с двойки на тройку? Он не в силах выучить даже самое короткое стихотворение? Пишет с ошибками, и вся тетрадь в красных исправлениях?

Если вы проводите весь вечер за домашним заданием, а на следующий день ребенок опять приносит двойку или тройку, это не значит, что он не способен учиться или патологически ленив. Чаще всего причина кроется в недостаточной сформированности высших психических функций, незрелости мозговых структур. Поможет ребенку в этой ситуации специалист, который называется нейропсихолог.

Чем занимается нейропсихология?

Этот раздел медицины и психологии изучает взаимосвязь функционирования мозга и поведения, психики человека. Иными словами, нейропсихолог – это врач, который может объективно оценить состояние высших психических функций и помочь их восстановить (если они утрачены в силу тяжелой травмы или болезни) или развить, когда это необходимо.

Особенности развития головного мозга у каждого человека индивидуальны. Большое значение имеет то, как протекали беременность и роды, раннее детство, были ли перенесены тяжелые инфекции или травмы, соответствовали ли развивающие занятия возрасту ребенка и т. д. Нейропсихолог выявляет сильные и слабые стороны мозга, чтобы привести их к одному уровню, сделать работу обоих полушарий более гармоничной и продуктивной.

Поскольку детский врач оценивает развитие и поведение ребенка с точки зрения законов развития головного мозга, высших психических функций и личности и использует специфические методы диагностики, то именно он может выявить на ранней стадии серьезные заболевания и разработать наиболее эффективную программу коррекции или формирующего обучения с учетом индивидуальных особенностей малыша.

В каких случаях следует обратиться к детскому нейропсихологу?

Чаще всего функциональная незрелость структур головного мозга у ребенка, который здоров в неврологическом отношении, проявляется в следующих ситуациях:

Положение усугубляется стрессом или сложной жизненной ситуацией, например, развод родителей, утрата близкого родственника, переезд в другой город и т. д. Функциональная незрелость структур мозга часто возникает из-за того, что детей в раннем возрасте слишком перегружают «развивашками». Бывает, трехлетний карапуз ходит и на китайский, и на музыку, и в театральный. В результате происходит то же самое, когда высотное здание возводят на слабом фундаменте: оно рушится.

Родители удивляются, почему ребенок, формально полностью готовый к обучению, то есть умеющий читать, считать, писать, начинает плохо себя вести, получать неудовлетворительные оценки, испытывает трудности при нахождении в коллективе. Большинство родителей начинают обращаться за помощью к репетиторам или наказывать ребенка, когда как на самом деле настоящая причина кроется вовсе не в детской лени, а в отсутствии прочного «фундамента» для успешного обучения.

Показать ребенка детскому нейропсихологу необходимо в следующих случаях:

Кроме того, помощь нейропсихолога необходима, если ребенок давно занимается с логопедом с практически нулевым результатом, или у него выявлено отставание в развитии – умственном, речевом, психическом, психоречевом.

С какого возраста можно посещать нейропсихолога?

Детский нейропсихолог в основном работает с детьми в возрасте от 5 до 12 лет, в этот период структуры мозга пластичны, и «перестройка» происходит относительно быстро и эффективно. В более старшем возрасте нейронные связи становятся более жесткими, формируются медленнее. Вы можете привести к нейропсихологу и подростка, но зоны воздействия и принципы работы будут уже другими.

Как работает нейропсихолог с детьми?

Нейрокоррекция начинается с нейропсихологической диагностики. Она совершенно безболезненна и состоит из комплекса специальных заданий, выявляющих причины трудностей с учебой и поведением. Диагностика занимает примерно 1,5 – 2,5 часа.

Главный принцип нейрокоррекции – обратный онтогенез. Это понятие означает, что нейропсихолог как бы возвращает ребенка к его более раннему детству и «запускает» те мозговые структуры, которые в то время по каким-то причинам «дали сбой».

При нейрокоррекции используется комплекс двигательных заданий и дыхательных упражнений, основанный на тех движениях, которые характерны для детей первого года жизни. Программа состоит из трех этапов:

Каждый этап длится около 20-25 занятий, и в него обязательно должна включиться вся семья, ведь необходимо изменить и сложившиеся родительско-детские отношения.

Нейрокоррекция по времени занимает от 4 месяцев до 4 лет, все зависит от тяжести случая. Родителям нужно понимать, что первое время может наблюдаться резкое ухудшение поведения и успеваемости ребенка, но вскоре все придет в норму. Это нормальная реакция мозга на протекающие в нем изменения. Необходимо, чтобы ребенок привык мыслить и действовать по-другому.

Перед началом занятий нейропсихолог обычно направляет ребенка на консультацию к неврологу и педиатру. Она нужна, поскольку некоторые упражнения противопоказаны со стороны опорно-двигательного аппарата и ЦНС. Врач должен владеть полной информацией о здоровье малыша.

Дата публикации: 12.12.2018. Последнее изменение: 28.10.2021.

Источник

Когда нужно обращаться к нейропсихологу? Свод признаков.

Когда нужно обращаться к нейропсихологу? Свод признаков.

Нейропсихолог детский что это. Смотреть фото Нейропсихолог детский что это. Смотреть картинку Нейропсихолог детский что это. Картинка про Нейропсихолог детский что это. Фото Нейропсихолог детский что это

Когда нужно обращаться к нейропсихологу?

Нейропсихолог – психолог, имеющий квалификацию клинического психолога.
В сферу деятельности нейропсихолога входят задачи нейропсихологической диагностики и нейропсихологической реабилитации и коррекции.
Нейропсихологическая диагностика позволяет выявить, какие зоны мозга работают некорректно, то есть, позволяет установить причины тех или иных нарушений.
Нейропсихологическая коррекция – комплекс мероприятий, направленных на восстановление или формирование недостаточной функции через систему специально организованных воздействий

Нейропсихологическая коррекция основана на восстановлении правильной работы структур мозга за счет поэтапного прохождения всех этапов онтогенеза

Мы рекомендуем обратиться к нейропсихологу для проведения диагностики, если ребенок или взрослый:

При наличии одной или нескольких подобных жалоб мы рекомендуем Вам обратиться за консультацией к нейропсихологу.

Нейропсихологическая диагностика позволяет:

✅определить сильные и слабые стороны в развитии мозговых систем;

✅узнать готов ли ваш ребенок к школе;

✅выявить ведущую руку и особенности обработки информации мозгом;

✅понять причину различных нарушений в развитии (СДВГ, дислексия, дисграфия, трудности в математике,чтении и письме и другое.)

✅правильно, с учетом особенностей развития мозга, выстроить коррекционную программу или программу подготовки к школе

Обследование включает:

На основании проделанного исследования дается заключение с подробными выводами о работе мозговых систем и психических функций и рекомендации по дальнейшей работе.

Нейродиагностика проводится индивидуально (с детьми до 18 лет присутствуют родители) и включает задания разного уровня сложности.

Диагностика проводится в присутствии родителя/родителей в течение 1 часа (в некоторых случаях необходимы 2 встречи) и состоит из 3 этапов.

На первом этапе выслушивается запрос (жалобы родителя). Психолог знакомится с ребенком — устанавливает контакт, исследует материал, наглядно демонстрирующий развитие ребенка (тетради, рисунки, поделки и т.п.), собирает информацию о развитии ребенка.

На втором этапе ребенку предлагается серия заданий в игровой или учебной форме (в зависимости от возраста) с картинным (стимульным) материалом или без него. Задания направлены на изучение состояния функций внимания, зрительной и слуховой памяти, зрительно-пространственных функций, навыков планирования и самоконтроля, мышления, речи и т.д.

Специалист ЦНиР
Детский нейропсихолог, клинический психолог, преподаватель по нейро-йоге
Романова О.А.

Источник

Детский нейропсихолог- что за специалист, в каких случаях может помочь

Детский нейропсихолог – это специалист, который изучает связь высших психических функций (например, память, мышление, речь) с работой различных зон головного мозга. С помощью диагностики детский нейропсихолог выявляет, где произошел сбой, вследствие которого у ребенка появились трудности в развитии или обучении.

В каких случаях стоит обратиться к детскому нейропсихологу?

В возрасте 3-5 лет:

— Ребенок плохо говорит (не выговаривает многие звуки, не правильно строит фразы, имеет маленький словарный запас);

— Ребенок неуклюжий, неловкий (часто спотыкается, падает, ударяется об углы);

— Ребенок ни минуты не сидит на месте;

— Ребенок часто жалуется на усталость;

— Внезапные смены настроения.

Нейропсихолог детский что это. Смотреть фото Нейропсихолог детский что это. Смотреть картинку Нейропсихолог детский что это. Картинка про Нейропсихолог детский что это. Фото Нейропсихолог детский что это

В возрасте 6-7 лет:

— Ребенок плохо говорит (выговаривает не все звуки, не правильно строит фразы, имеет маленький словарный запас);

— Часто не доводит начатое дело до конца;

— Плохая память (плохо запоминает стихи, часто приходится повторять что-либо);

— Импульсивный (часто перебивает, начинает отвечать, не дослушав вопрос);

— Неправильно держит ручку, карандаш;

— Не умеет сам одеваться (проблемы с застегиванием пуговиц, кнопок, молний, завязыванием шнурков);

— Медлительность или гиперактивность;

— Не умеет играть со сверстниками (не понимает или не придерживается правил игры, часто злится, плачет, отказывается принимать участие в игре);

— Диагностика готовности к школе (выявление сильных и слабых сторон ребенка, возможных школьных трудностей, выбор профиля школы, определение возможности начала обучения с 6 лет).

Нейропсихолог детский что это. Смотреть фото Нейропсихолог детский что это. Смотреть картинку Нейропсихолог детский что это. Картинка про Нейропсихолог детский что это. Фото Нейропсихолог детский что это

Начальная школа:

— Постоянно отвлекается на уроках:

— Часто нарушает дисциплину;

— Очень долго выполняет домашние задания, часто делает ошибки;

— Зеркально пишет буквы и цифры (старше 8 лет);

— «Вдруг» появились тики, заикание, энурез, плаксивость, раздражительность, агрессивность;

— Быстро устает на уроках;

— Дома выполняет задания лучше, чем в классе;

— Проблемы в математике (трудности счета, решения примеров, не понимает смысла задач, путает операции сложения и вычитания, умножения и деления, путает цифры);

— Проблемы в чтении (путает буква, читает по слогам или по буквам, медленно читает, не понимает смысла прочитанного, заменяет буквы при чтении, не дочитывает окончания слов, теряет строку);

— Проблемы в письме (путает буквы, пропускает буквы, слоги или слова, пишет лишние элементы букв, буквы или слоги, делает много ошибок при письме, пишет как «курица лапой», теряет строку, неправильно списывает).

Нейропсихологическая коррекция – это безаппаратный и немедикаментозный метод, состоящий из набора двигательных и когнитивных упражнений, которые способствуют формированию функций самоконтроля, двигательных функций, пространственных представлений, повышению уровня работоспособности, развитию внимания, памяти, речи, мышления, воображения и многих других функций ребенка, составляющих базу успешного обучения.

Коррекционная программа составляется по результатам нейропсихологической диагностики, основываясь на индивидуальных особенностях ребенка.

Нейропсихолог детский что это. Смотреть фото Нейропсихолог детский что это. Смотреть картинку Нейропсихолог детский что это. Картинка про Нейропсихолог детский что это. Фото Нейропсихолог детский что это

Что должны знать родители, обратившиеся за помощью к детскому нейропсихологу?

записаться к врачу можно по телефону регистратуры: (343) 311-33-80

адрес: г.Березовский, ул.Шиловская 28-6 как доехать

Источник

Как работает нейропсихолог с детьми?

Нейропсихолог детский что это. Смотреть фото Нейропсихолог детский что это. Смотреть картинку Нейропсихолог детский что это. Картинка про Нейропсихолог детский что это. Фото Нейропсихолог детский что этоХотите вырастить своих детей счастливыми?
Устали бороться с детской ленью и капризами?
Не знаете, как помочь ребенку преодолеть кризис или болезнь?

Детский нейропсихолог – врач, изучающий строение, деятельность мозга, взаимосвязь поведения ребенка с психикой. Проще говоря, он исследует взаимозависимость процессов, регулирующих внимание, память, речь, мышление, восприятие и отдельных участков головного мозга. Он помогает заложить фундамент для успешной учебы и счастливой жизни, восстанавливая и «ремонтируя» психические функции на высшем уровне.

Изначально нейропсихология создавалась как способ реабилитации для людей с тяжелыми поражениями головного мозга, например, после травм черепа, аварий, падений, инсультов. Чаще всего среди пациентов нейропсихологов можно увидеть малышей, поскольку их мозг очень пластичен и быстро поддается коррекции.

Когда необходима помощь детского нейропсихолога?

Обратиться к этому специалисту следует, если ваш малыш:

Как правило, нейропсихологи принимают малышей с трехлетнего возраста. Наиболее эффективно нейрокоррекция проходит у детей 5-12 лет. Детский мозг уже сформировался, чтобы ребенок мог освоить и развить навыки, и быстро перестраивается на новые алгоритмы работы.

Что происходит на консультации?

В качестве основных методов коррекции нейропсихолог использует физические упражнения и интеллектуальные задачи. В большинстве случаев, если нет тяжелых заболеваний, которые требуют постоянного приема препаратов, никакие медикаменты не назначаются.
Во время первой консультации врач обследует ребенка, предлагая ему выполнить несложные задания: сложить разрезанную картинку, нарисовать рисунок на заданную тему, запомнить цепочку слов или предметов, ответить на ряд вопросов и т. д. Родители должны заранее подготовить следующую информацию:

В конце приема нейропсихолог сообщит вам, какие именно есть нарушения, объяснит способы их коррекции и предложит план занятий.

Как проходят занятия с нейропсихологом?

Коррекционный процесс является комплексным и проходит в три этапа. Благодаря такому подходу изменения происходят очень плавно, в безопасном для ребенка режиме.

В процессе коррекции врач использует следующие принципы:

Помните, что чем раньше будет начата коррекция, тем успешнее и устойчивее будет эффект.

Когда и какие будут результаты?

Длительность курса нейропсихокоррекции зависит от глубины и характера нарушений. Изменения будут происходить постепенно. По мере прохождения коррекции ребенок научится:

Важно!

В начале курса нейропсихокоррекции иногда наблюдается ухудшение: имеющиеся проблемы обостряются. Почему так происходит? Это связано, прежде всего, с перестройкой связей и привыканием к новым механизмам взаимодействия и деятельности. Крайне важно перетерпеть этот непростой период и продолжать ходить на занятия. Старайтесь сохранять спокойствие и поддерживать малыша.

Нейропсихолог может направить ребенка на консультацию к неврологу и педиатру, особенно если диагностированы тяжелые заболевания: эпилепсия, болезни сердца и сосудов, опорно-двигательного аппарата, органов чувств. В этих случаях без медикаментозной поддержки не обойтись. Также могут потребоваться комплексные занятия с логопедом, например, при нарушениях речи.

Дата публикации: 26.11.2018. Последнее изменение: 13.01.2020.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *