Нейрофункциональная диагностика что это
Нейрофизиология
Нейрофизиология в клинике WMT – широчайшая диагностика для обнаружения изменений нервной системы.
Приём ведёт:
Заказать очную или онлайн-консультацию
Активность мозга постоянно меняется, обладая зависимостью от времени суток, состояния человека, режима сна и бодрствования. Нейрофизиологические исследования дают самую подробную информацию о функционировании мозга, позволяют оценить его волновую активность, состояние сосудов и внутренних структур в режиме реального времени. Врач функциональной диагностики исследует центральную нервную систему, включая функции осязания, координации, слуха и обоняния.
Нейрофизиолог определяет причины следующих проблем:
НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЭЛЕКТРОМИОГРАФИЯ (ЭМГ)
Максимально комфортный диагностический метод, с помощью которого врач оценивает функциональное состояние мышц и окончаний периферических нервов. Диагностика определяет степень распространенности, тяжесть и характер поражения мышечной ткани и нервных волокон.
Во время исследования к телу пациента прикрепляют электроды, которые получают импульсы от мышц и показывают локализацию нарушений.
Показаниями к ЭМГ являются:
непроизвольное сокращение жевательной мускулатуры, которое сопровождается сжиманием челюстей и скрежетанием зубами, чаще всего во сне.
ЭЛЕКТРОНЕЙРОМИОГРАФИЯ (ЭНМГ)
Метод, благодаря которому врач оценивает состояние периферических нервов и мышц. ЭНМГ проводится в течение 30-60 минут. Пациент сидит или лежит, во время диагностики врач просит в определенные моменты расслаблять и напрягать мышцы, чтобы зарегистрировать импульсы в разном состоянии.
Диагностика назначается при:
ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЯ (ЭЭГ)
Высокоинформативный метод исследования головного мозга, который оценивает состояние нервной системы с помощью регистрации биоэлектрических потенциалов коры головного мозга.
В клинике WMT пациенты могут пройти следующие виды электроэнцефалографии:
Исследование применяется для оценки и определения причин:
ВЫЗВАННЫЕ ПОТЕНЦИАЛЫ
Метод исследования функций головного мозга, который с помощью электродов на теле пациента, регистрирует ответы нервной системы на разные внешние искусственные раздражители.
Метод применяется для:
РЕОЭНЦЕФАЛОГРАФИЯ (РЭГ)
Метод исследования сосудов головного мозга, который оценивает кровоток крупных и мелких сосудов головы и шеи.
Методика позволяет определить наличие патологий мозгового кровообращения и конкретную локализацию поражений, а также дает врачу информацию о сосудистом тонусе и скорости кровотока, вязкости крови.
Реоэнцефалография назначается при:
Запишитесь на функциональную диагностику в клинике WMT по номеру 8 (861) 206-03-03 . или оставьте заявку на сайте.
Методы нейропсихологической диагностики
Давайте поговорим о целях, принципах и методах такого важного направления в психологии, как нейропсихологическая диагностика. Такие знания будут полезны для студентов, начинающих специалистов и всех интересующихся нейроподходом, ведь многие методики успешно применяются в процессе патопсихологических и психосоматических исследований. Надеемся, что наша информация расширит знания о влиянии особенностей головного мозга на психику и представления о коррекции психологических нарушений.
Понятие нейропсихологической диагностики и ее цели
Нейропсихологическая диагностика – это процесс исследования состояния мозга, особенностей памяти, внимания, мышления и других психических процессов личности для выявления нарушений и их коррекции. Диагност дает комплекс заданий и наблюдает за пациентом. В процессе также используются аппаратные методы.
В ходе такого обследования можно выявить: особенности функционирования участков мозга и очаги патологий, которые могут быть напрямую связаны с трудностями в поведении, в характере, в обучении, в общении.
Ученые при помощи нейропсихологии пытаются решить многие проблемы:
Что диагностирует нейроспециалист у взрослых и детей?
В зависимости от возраста пациента, методы диагностики будут носить разный характер, ведь у взрослых мозг уже сформирован, а у детей – только проходит период развития.
При обследовании взрослого человека, нейропсихолог будет констатировать в своем заключении дефицит или поломку определенных отделов мозга или коры больших полушарий. В работе с ребенком исследуется степень сформированности мозговых зон, хотя иногда и в юном возрасте обнаруживается отклонение от нормы стволовых мозговых образований.
Методы нейродиагностики
Основные диагностические тесты для взрослых были разработаны еще в период Второй мировой войны в процессе исследований, которые проводились в госпиталях. При классическом подходе нейропсихолог дает пациенту задания, которые помогают дать оценку функциям восприятия, памяти, речи, слуха, зрения, навыкам чтения, счета и другим.
Однако, если трудности нейропсихологического характера имеет трехлетний неговорящий малыш, такой метод не даст результатов. Поэтому психологи используют индивидуальные техники диагностики для каждого конкретного случая, в зависимости от возраста пациента, психических дисфункций и конечных задач.
Обычно применяются две группы методов диагностики.
1. В первую группу входят исследования для получения знаний:
2. Вторая группа методов – это использование научных подходов и возможностей аппаратной диагностики для коррекции нарушений (поведения, утраченных функций, медленного развития):
Этапы нейропсихологического обследования и его продолжительность
Нейропсихологи выстраивают свою работу поэтапно:
Профессионал в этой области должен уметь оперативно и грамотно принять все необходимые решения, поэтому обследование проходит в емком формате и не занимает более 90 минут для взрослых и 40 минут для детей. Продолжительность диагностики зависит от возраста пациента и его состояния здоровья. Если пациент устал, нейропсихолог должен прервать обследование, потому как утомление плохо влияет на мозговую деятельность и может ощутимо исказить точность результатов.
Кому нужно пройти нейропсихологическую диагностику?
Главная цель обследования – определить пострадавшее мозговое звено у взрослого человека или выявить причину нарушений, задержки или асинхронии развития у ребенка. Поэтому проконсультироваться у нейропсихолога настоятельно рекомендуется при следующих диагнозах (или подозрениях на них):
Низкая успеваемость, необщительность, невнимательность, невозможность сконцентрировать внимание или усидеть на одном месте в возрасте 4-11 лет также должны насторожить родителей. Возможно, ребенок просто не может вести себя иначе из-за особенностей мозговых отделов и нуждается в коррекционной помощи специалиста.
Виды нейропсихологической коррекции
По результатам нейродиагностики специалист составляет план лечения.
Основными видами нейропсихологической коррекции будут:
Двигательная коррекция, состоящая из комплекса полезных физических задач (массаж, упражнения для растяжки, нормализации мышечного тонуса и улучшения психоэмоционального фона; дыхательные тренировки, призванные активизировать навыки концентрации внимания, саморегуляции и самоконтроля; задания для развития моторики, занятия с сенсорными материалами).
Когнитивная коррекция проводится при помощи задач, тестов, настольных игр, которые развивают память, внимание, воображение и мелкую моторику.
Подвижные игры, игры с конкретными правилами также используются нейропсихологами для достижения положительной динамики у детей с нарушенным здоровьем и низким уровнем коммуникации.
Зачастую нейропсихолог не ограничивается каким-то одним коррекционным методом, а применяет их в комплексе, пытаясь разнообразить задания для достижения более устойчивого результата лечения. Разумеется, в выборе методики специалист учитывает возраст, диагноз, рекомендации лечащего врача и личные особенности пациента.
Не только изучить теоретическую часть нейропсихологии, но и научиться применять на практике методы диагностики и коррекции патологий мозговой деятельности у детей поможет наш курс профессиональной переподготовки.
Нейрофункциональная диагностика
Электроэнцефалография (ЭЭГ) — метод исследования деятельности головного мозга человека; основан на суммарной регистрации биоэлектрической активности отдельных зон, областей, долей мозга. Применяется в современной нейрофизиологии, а также в неврологии и психиатрии. У человека и других позвоночных с помощью специальных высокочувствительных приборов можно зарегистрировать спонтанные электрические колебания отдельных зон, областей, долей мозга, для которых характерна соответствующая периодичность. Как и в случае с ЭКГ, эти колебания улавливаются металлическими электродами, приложенными к поверхности тела (коже головы), и такая регистрация обозначается термином – электроэнцефалограмма ЭЭГ. Волны ЭЭГ (альфа-, бета-, гамма- и тета-волны) от разных областей головы неодинаковы и в особенности различаются по частоте и амплитуде. Анализируя эти волны, можно приблизительно судить об активности мозга в норме и патологии.
Подготовка перед проведением электроэнцефалографии (ЭЭГ):
Электронейромиография (ЭНМГ) – это комплексный метод исследования, в основе которого лежит электрическая стимуляция нерва с последующим анализом параметров вызванных потенциалов, регистрируемых с иннервируемой мышцы или с самого нервного ствола. ЭНМГ позволяет судить о полноценности функции периферического нервно-мышечного аппарата, определить уровень поражения нерва, а также объективно оценить динамику клинических изменений в процессе лечения. Основными показаниями к ЭНМГ являются травматические, воспалительные, сосудистые и другие поражения периферических нервов, корешков, нервных сплетений, спинного мозга и мышц; амиотрофии; острые вялые парезы; миотонии; миастения; рассеянный склероз.
Вызванные потенциалы нервной системы (ВП) — это электрическая реакция нервной системы в ответ на раздражение. В целях получения ВП проводят стимуляцию рецепторов и периферических нервов.
Реоэнцефалография — это неинвазивный, безопасный и безболезненный метод, позволяющий контролировать состояние мозгового кровообращения, основанный на записи изменяющейся величины электрического сопротивления тканей при пропускании через них слабого электрического тока высокой частоты. Исследование оценивает приток крови к головному мозгу и ее отток. Различают нормальные показатели РЭГ и показатели с отклонениями. Каждому отклонению от нормы соответствует свой тип головной боли и свой метод ее лечения. Проведение РЭГ до и после лечения позволяет оценить эффективность выбранного метода терапии. Применение при исследованиях специальных функциональных проб позволяет разграничить функциональные и органические изменения. Наиболее часто используют пробы с поворотами и наклонами головы, гипервентиляцией. Остро возникающие сдвиги артериального давления отражаются на реоэнцефалограмме изменением тонуса и даже уровня пульсового кровенаполнения, что также необходимо учитывать при анализе исследования.
Подробности уточняйте у администраторов!
Мы с радостью Вас ждём!
Нейрофункциональная диагностика что это
Очень часто пациенты путают эти исследования. Давайте вместе разберемся, что это за методы, чем они отличаются, кому и зачем назначаются.
ЭхоЭГ (эхоэнцефалография или эхоэнцефалоскопия) — метод исследования головного мозга с помощью ультразвука. Может использоваться как у детей, так и у взрослых. Но не путайте его с нейросонографией! Нейросонография это тоже ультразвуковой метод, который возможно выполнить только маленьким детям с незакрывшимся родничком. При этом доктор на экране видит структуры мозга, может их померить и оценить. Суть ЭхоЭГ сводится к тому, что, распространяясь внутри головы, ультразвуковой луч отражается от разных по плотности сред и возвращается обратно. При этом врач на экране видит не анатомические структуры головного мозга, а своеобразный график, по которому может оценить: положение срединных структур, которые при наличие патологического образования (опухоль, гематома, абсцесс) будут смещены. Объёмное образование будет смещать срединные структуры в непораженную сторону. Смещение более 2 мм считается достоверным признаком. Метод ЭхоЭГ используется для оценки силы и характера пульсации эхосигнала в режиме реального времени, что необходимо для определения повышено ли внутричерепное давление, или нет. Исследование косвенно позволяет судить о наличии гидроцефалии (излишнее скопление жидкости в желудочковой системе головного мозга). Универсальность ЭхоЭГ заключается в том, что этот метод не имеет противопоказаний, и его можно применять как у взрослых, так и у детей любого возраста. Исследование не занимает много времени и не требует подготовки. Выполняется в положении лёжа на спине. Голова должна быть неподвижна, поэтому для обследования ребенка желательно присутствие родителей, чтобы помочь придержать голову, отвлечь ребёнка. На кожу головы в определенные точки наносится специальный гель, туда врач устанавливает датчики и выводит нужные эхосигналы, которые отображаются на экране в виде графика.
Таким образом, это исследование чаще всего назначается врачом-неврологом при черепно-мозговых травмах, инсультах, при подозрении на опухоли, абсцессы, водянку головного мозга в условиях, когда другие методы визуализации головного мозга, такие как КТ/МРТ или нейросонография, недоступны или не могут быть выполнены в силу разных причин (например, тяжелое состояние пациента, закрывшийся родничок). Но следует помнить, что метод по сути «слепой»: саму гематому, абсцесс или опухоль увидеть и померить точные размеры невозможно, определяется только смещение срединных структур (можно определить с какой стороны патологический процесс).
А вот для измерения внутричерепного давления, метод ЭхоЭГ является самым востребованным, безопасным и главное — применимым к взрослым и детям. Выделяют 3 степени повышения внутричерепного давления (в зависимости от выраженности пульсации эхосигнала): норма — 10–30%, лёгкая — 30–50%, умеренная — 50–75%, выраженная внутричерепная гипертензия — 75–100%. Некоторые неврологи скептически относятся к измерению внутричерепного давления, считая этот метод не всегда точным и показательным. Действительно, на достоверность результатов могут влиять некоторые факторы. В первую очередь — это эмоциональное состояние ребенка в момент исследования (при плаче и крике регистрируется более высокий процент пульсации эхосигнала, чем он регистрировался бы в спокойном состоянии). Также немаловажным является опыт врача проводящего исследование (правильность установки датчика, правильная интерпретация увиденных изменений. ). Поэтому при выполнении всех условий, метод имеет право на существование и является одним из самых простых способов неинвазивной диагностики внутричерепного давления.
Для проведения электроэнцефалографии (ЭЭГ), или как привыкли называть это исследование пациенты — «шапочка», действительно на голову пациента надевается своеобразная шапочка. Она может выглядеть по-разному (разные цвета, может быть изготовлена из любых материалов – ткань, резина, быть цельной или состоять из соединенных между собой жгутиков). С помощью шапочки к коже головы крепятся электроды, которые улавливают возникающие в головном мозге электрические импульсы и передают их по проводам на компьютер, где они отображаются в виде волн. Во время исследования пациенту проводятся различные пробы, чаще всего – это «открывание-закрывание глаз», фотостимуляция (вспышки света с определенной частотой) и проба с гипервентиляцией (просят глубоко подышать). По характеру электрических импульсов, по тому, где они возникают, с какой частотой и амплитудой, как ведут себя во время проб, врач делает заключение о наличии или отсутствии эпилептической активности, патологических очагов, о соответствии частотно-амплитудных характеристик импульсов возрасту. ЭЭГ помогает врачу определиться с причиной неврологических расстройств у пациента (функциональное или органическое поражение головного мозга?). С помощью ЭЭГ возможно контролировать эффективность лечения ряда заболеваний (для этого ЭЭГ сначала снимается перед лечением, затем в процессе и после прохождения лечения). ЭЭГ необходимо снимать пациентам после перенесенных ЧМТ (черепно-мозговая травма), после операций на головном мозге, при наличии обмороков, судорог, приступообразной головной боли (мигрень?), приступов головокружения, панических атак, суицидальных наклонностях, депрессии, при расстройствах сна (ночные кошмары, частые пробуждения, хождение во сне…), при задержке развития речи, при заикании, при тиках, при энцефалитах, при инсультах. Противопоказаний к ЭЭГ нет. Могут быть трудности с фиксацией электродов из-за открытых раневых поверхностей кожи головы после травм, в этом случае проводить исследование или нет решается индивидуально. Так же могут быть затруднения снятия ЭЭГ у пациентов с психическими расстройствами, у маленьких детей и у детей с особенностями поведения, так как им сложно сохранять покой во время исследования и выполнять инструкции врача при проведении проб. В момент исследования пациент находится в тёмной комнате и практически постоянно глаза его должны быть закрыты, что тоже может быть препятствием для проведения ЭЭГ у малышей. Выходом из положения для таких деток является — видео-ЭЭГ мониторинг (запись ЭЭГ во сне в течение нескольких часов под видео контролем).
Подготовка к ЭЭГ: перед прохождением исследования за 3 суток рекомендуется ограничить применение седативных (снотворные) и бодрящих препаратов (кофе, крепкий чай, энергетики), перед процедурой голова должна быть чистой (хорошо вымытой, без гелей, масла, лаков и пенок). Отдельно стоит рассказать о подготовке к ЭЭГ с депривацией сна. Данное исследование назначается для выявления скрытых очагов эпилептической активности и чаще назначается пациентам с припадками, у которых не удалось выявить эпиилептический очаг с помощью обычной ЭЭГ. Для того что бы очаг себя «проявил» его необходимо спровоцировать, создав мозгу определенные условия (при этом мозг находится в состоянии возбуждения). Суть метода в том, что пациент не должен перед исследованием спать некоторое время, например, ребенка 2–3 лет будят в 3–4 часа ночи и не дают ему больше спать, а к 9 часам приходят на исследование. Для детей более старшего возраста время без сна увеличивается (до 18 часов у детей старше 12 лет). Исследование проводится сидя или лежа, пациент выполняет более расширенный спектр проб. Нужно понимать, что во время ЭЭГ с депривацией сна возможно развитие эпилептического припадка.
Уважаемые пациенты, надеюсь теперь вы без труда будете ориентироваться в этих исследованиях и больше не будете их путать!.
Нейрофункциональная диагностика что это
Узнать сильные и слабые стороны ребенка. Понять, какой вид спорта ему лучше выбрать. Определить тип восприятия и причины задержек в развитии. Составить план развивающих занятий. Все это обещают специалисты по нейропсихологической диагностике.
Классическая диагностика проводится у детей от 4 лет. Моему сыну Егору пока только два: для малышей вроде него существует диагностика раннего возраста. Она немного отличается подходами и результатом, но тоже может многое рассказать родителю о ребенке и помочь во взаимоотношениях с ним.
В этой статье я хочу поделиться опытом, как мы с сыном посещали нейропсихолога и какие выводы из этого сделали.
Средняя стоимость нейродиагностики в Москве — 7-10 тысяч рублей
Что это такое?
Для начала коротко о методе. В нейропсихологической диагностике не задействуется никакого оборудования, аппаратуры или анализов. Этот метод основан исключительно на наблюдении за ребенком во время игры. Специалисты предлагают детям разные типы заданий и в зависимости от того, справляются те с ними или нет, делают вывод о развитии различных зон мозга.
Диагностика позволяет увидеть и оценить следующие моменты:
Кому нужна нейродиагностика?
Пройти нейродиагностику полезно каждому, но особенно важна она для детей с какими-либо из следующих симптомов:
Если у ребенка нет явных задержек в развитии, то лучше всего проходить нейродиагностику перед походом в первый класс. Специалист подскажет, как готовиться к школе, как сделать так, чтобы во время обучения не проседали слабые стороны, и как организовать досуг ребенка продуктивно и с пользой.
Однако существует также нейродиагностика раннего возраста: ее можно проходить с детьми от года до 4 лет. В это время только идет закладка высших психологических функций, но уже можно увидеть зарождающиеся проблемы и начать их коррекцию, чтобы они не переросли в трудности в будущем.
Суть нейродиагностики — в тестировании через игру и взаимодействие с предметами.
Нейродиагностику могут проводить и взрослым людям: после инсульта, черепно-мозговых травм или потери памяти
Я не видела у своего ребенка проблем с развитием: в свои два года он уже говорит, хорошо понимает просьбы, владеет базовыми навыками самообслуживания, справляется с заданиями вроде забросить мяч в кольцо, нарисовать линию, найти одинаковые фигурки или сложить простые паззлы. Но мне было интересно, что скажет на все это специалист, заметит ли зоны риска, которых не замечаю я. А главное, мне хотелось понять причины кризиса в поведении сына и спросить совета о том, как вести себя в случае истерик.
Как проходит процесс?
Диагностика длится час. Как у малышей, так и у детей постарше. Поначалу такое время меня смутило: разве сможет двухлетка целый час заниматься чем-то одним? На самом деле как таковое тестирование длилось около тридцати минут, все остальное время уделяется свободной игре, во время которой специалист смотрит на взаимоотношения ребенка с родителями и поведение в бытовой среде.
Дальше малыша пригласили занять место за столом. Специалист расположилась напротив него, а нас, родителей, попросила сесть в стороне — так, чтобы ребенок видел, что мы рядом, но при этом не отвлекался на наше присутствие. Тут же нам дали четырехстраничную анкету: в ней были вопросы о течении беременности и родов, этапах физического и эмоционального развития ребенка (например, в каком возрасте научился держать голову, а в каком — говорить первые слова), режиме дня, любимых игрушках, особых наблюдениях у врачей, навязчивых реакциях и выявленных задержках развития (если такие есть).
Пока я отвечала на вопросы, нейропсихолог предлагала Егору игры на разные зоны развития. Среди них были:
Были задания и другого рода: надуть щеки так же, как это делает педагог, показать пальчиками «козу», назвать эмоции детей на фотографии, прыгнуть на двух ногах несколько раз подряд, бросить и поймать мяч.
В конце Егору дали игрушки для свободной игры: машинки, паровозы, фигурки животных, — а родителям в это время нейропсихолог озвучила свои заключения.
Какие выводы можно сделать?
Специалист подтвердил, что наш ребенок развивается в полном соответствии возрасту, без перекосов в какую-либо сторону. Нам дали перечень игр, которые можно купить для дальнейших занятий, подсказали, чем можно заниматься всей семьей, чтобы это было одновременно и весело, и полезно.
Нейропсихолог особо подчеркнула, что в возрасте до трех лет ребенок развивается через движение, поэтому приоритет всегда стоит отдавать активным играм на свежем воздухе: бросать мяч ногами и руками, учиться попадать в кольцо, прыгать через препятствия, играть с кольцебросом, сбивать мячом кегли, осваивать мини-гольф и, конечно, забираться на всевозможные лестницы на детских площадках.
Активные игры на улице и бытовые навыки для детей раннего возраста важнее, чем развивающие занятия.
Одним из наших запросов было разобраться с капризным поведением сына и понять, что делать в ситуациях, когда он заставляет всех плясать под его дудку, а в ином случае пускается в истерики. Психолог заверила нас, что это нормальный тип поведения в его возрасте, более того — это связано с высоким интеллектом малыша, который уже в два года может строить в голове сценарии дальнейших действий и заставлять окружающих выполнять их. Даже если эти требования кажутся нам абсурдными (положить косточку обратно в черешню, кинуть на пол стул или вынуть изо рта съеденный пирожок).
Реагировать здесь можно по-разному: в случаях, когда у родителей есть желание и ресурс подчиниться, то мягко выполнить требованиях, в случаях же, если требования нарушают правила, установленные в доме, ваши собственные принципы или просто угрожают безопасности, — то твердо сказать «нет» и, не обращая внимания на возможные крики и истерики, сделать так, как нужно вам. Психике ребенка это не повредит, но поможет расставить границы в семье.
Нейропсихолог разобрала конкретные ситуация, в которых мы не понимали, как вести себя, дала рекомендации по режиму дня и подготовке к детскому саду, разобрала спорные моменты, которые возникали в общении с ребенком прямо по ходу приема
В итоге я вышла из кабинета куда более уверенной мамой, чем была до диагностики. Получила четкий план действий на будущее, уверилась в том, что с ребенком все в порядке и он развивается полноценно и гармонично. И избавилась от чувства вины за слезы и истерики — теперь я знаю, как вести себя в таких ситуациях. И что на самом деле работать над личными границами теперь нужно мне, а не ребенку.