Нейродинамические свойства мозга это что

Что такое нейродинамический подход и как он помогает детям развиваться

Нейродинамические свойства мозга это что. Смотреть фото Нейродинамические свойства мозга это что. Смотреть картинку Нейродинамические свойства мозга это что. Картинка про Нейродинамические свойства мозга это что. Фото Нейродинамические свойства мозга это что

Что такое нейродинамика?

Обычно так называют особенности процессов возбуждения и торможения в нервной системе, их баланс. Нормальная нейродинамика означает, что нервные клетки работают «в штатном режиме», могут быстро переходить от торможения к возбуждению и обратно.

Но в разных науках определения могут отличаться. Например, в педагогике под нейродинамикой часто подразумевают общий уровень мозговой активности. А пониженную нейродинамику связывают с низким уровнем умственной работоспособности у детей, который может приводить к трудностям в обучении и потенциальным задержкам в развитии.

Почему нейродинамика у детей снижается?

Здесь играют роль множество факторов, включая наследственные. Но одна из самых распространенных предпосылок — это дефицит свободных, спонтанных движений. Для полноценного развития нервной системы ребенку нужно активно взаимодействовать с окружающей средой. А такое взаимодействие возможно в первую очередь благодаря двигательной активности.

Когда спонтанных движений становится меньше, начинаются трудности не только с телом, но и с мозгом. Ведь именно двигательная активность учит мозг обрабатывать информацию от всех органов чувств и целостно воспринимать окружающий мир.

Особенно важны движения, стимулирующие работу вестибулярного аппарата: это одна из самых значимых для развития мозга систем.

Виктория Ефимова, кандидат педагогических наук, психофизиолог, руководитель клиники «Прогноз» и центра «Логопрогноз» (Санкт‑Петербург):

«Все, что связано с движением, закладывается в мозге ребенка еще до рождения. Если ребенок, находясь в утробе, недополучил «пищи» в виде движений мамы, то даже если роды прошли в срок и без лишних трудностей, он все равно находится в группе риска с точки зрения возможных нарушений развития мозга.

Впоследствии этот дефицит будет только расти — после рождения ребенка ждут коляска, автомобильные кресла, сидение в магазинных тележках… Обычно сигнал бедствия родители подают позже, когда ребенок не заговорил к четырем годам. На самом деле все дело в острой нехватке спонтанных движений».

Как вестибулярная система связана с развитием и работой мозга?

Она участвует в выполнении целого ряда функций. Это не только координация, ориентировка в пространстве и планирование движений. Вестибулярная система задействована во внимании, артикуляции, регулировании уровня мозговой активности.

Важность вестибулярного аппарата стала очевидна с началом полетов в космос. Оказалось, что в условиях невесомости этот аппарат не может работать — возникает так называемое космическое слабоумие. В первые дни полета космонавтам сложно зрительно воспринимать объекты. Многие из них начинают писать «зеркально», то есть ориентируя буквы в противоположную сторону — так же, как школьники с трудностями в обучении.

Работу вестибулярной системы можно оценить и на Земле. Попробуйте повращать головой, глядя на предмет перед собой. Картинка останется практически стабильной, потому что вестибулярный аппарат корректирует положение глазных яблок.

Но если у ребенка он не развит, то схема не сработает. И когда ему, например, потребуется списать что-то с доски в тетрадь, то изображение и на доске, и в тетради будет прыгать перед глазами. Причем проверка у окулиста не покажет никаких отклонений, ведь дело не в проблемах со зрением.

Нейродинамические свойства мозга это что. Смотреть фото Нейродинамические свойства мозга это что. Смотреть картинку Нейродинамические свойства мозга это что. Картинка про Нейродинамические свойства мозга это что. Фото Нейродинамические свойства мозга это что

К каким нарушениям приводит дефицит активности и неразвитая вестибулярная система?

Это зависит от возраста. В младенчестве ребенок может позже, чем его ровесники, начать держать голову, сидеть и ползать. Возможны трудности с жеванием пищи.

В дошкольном возрасте нарушения выражаются в неуклюжести, гиперактивности или, напротив, заторможенности. Дети тяжелее начинают говорить, путают лево и право, боятся темноты.

В школе возникают проблемы с выражением мыслей, чтением и письмом, счетом или распознаванием цифр. Кроме того, ребенку трудно списывать с доски и ориентироваться во времени, он не может или не любит кататься на велосипеде.

Александр Николаев, президент «Интеко»:

«Раньше подобные неврологические отставания достаточно быстро компенсировала открытая среда — дворы, леса, парки. У нас не было гаджетов и телевизоров, поэтому мы постоянно мечтали, создавали в своем сознании целые романы. И, конечно, значительно больше времени проводили вне дома, где нас не ждали, как сегодня, абсолютно безопасные горки и тщательно продуманные алгоритмы. Зачастую мы выбирали себе развлечения сами — прыгали через овраги, влезали на деревья, скатывались с горы на куске картона. Наш мозг постоянно изобретал задачи, исследовал, рисковал, работал!»

Как эти нарушения можно предотвратить или исправить в современной среде?

Для коррекции применяются разные методы. Один из наиболее эффективных — нейродинамическая гимнастика. Это физические упражнения и подвижные игры в специально организованном пространстве. Они учат мозг планировать и выполнять движения, считывая и интерпретируя информацию от всех органов чувств. И в результате — обеспечивают достаточный для развития двигательный и сенсорный опыт.

Но все это можно реализовать не только в клиниках и реабилитационных центрах, но и на улице. Специалисты компании «Интеко» вместе с экспертами детского неврологического центра «Прогноз» разработали методику оснащения детских площадок, которая основана на нейродинамическом подходе и тренировке вестибулярной системы. Методика позволяет правильно подобрать оборудование для детской площадки — таким образом, чтобы игровое пространство стало настоящим фитнес-залом для мозга. В основе подхода — авторская методика детского невролога Олега Ефимова и психофизиолога, руководителя клиники «Прогноз» Виктории Ефимовой. Разработчики объединили медицинские и архитектурные знания, чтобы перенести развивающие практики из клиники во дворы. Авторы методики уверены, что если такие детские площадки станут массово доступными, то детей с трудностями в обучении будет значительно меньше.

Ирина Коршунова, директор по маркетингу компании «ИНТЕКО», идейный вдохновитель проекта нейродинамических детских площадок:

«Проблема современных детей — острый недостаток разнообразной физической активности. Особенно отчетливо последствия дефицита движения неврологи зарегистрировали летом 2020 года, по завершении весеннего карантина, который буквально обездвижил население крупных городов.

Поэтому важно обеспечить дворовые пространства города полноценным для развития физических и когнитивных функций оборудованием. Причем сделать его интересным, побуждающим к движению, решению задач и включению логического мышления».

Нейродинамические свойства мозга это что. Смотреть фото Нейродинамические свойства мозга это что. Смотреть картинку Нейродинамические свойства мозга это что. Картинка про Нейродинамические свойства мозга это что. Фото Нейродинамические свойства мозга это что

Чем нейродинамические детские площадки отличаются от всех остальных?

На обычных площадках предлагаются понятные алгоритмы, к которым ребенок быстро теряет интерес. Например, взобраться по лестнице на горку и скатиться вниз. В итоге многие дети стараются выйти за пределы площадок, пытаясь найти нужные виды физической и сенсорной активности.

Игровое оборудование нейродинамической площадки открывает простор для фантазии и возможность изобретать движения.

Оборудование позволяет двигаться в разных направлениях, а не только вверх-вниз и вперед-назад, как на обычных горках и качелях. Для каждого возраста предусмотрен свой уровень сложности.

Какие снаряды и тренажеры нужны на нейродинамических площадках?

Пространство нужно оснастить таким образом, чтобы оно развивало сразу несколько систем.

Пространство площадки может выглядеть как система бревен, холмов или башен с переменной высотой, крутизной и фактурой. Также необходимы различные скаты и подъемы со ступенями, зацепами и канатами. Внутри площадки можно разместить тоннели и пещеры или полосу препятствий, связав конструкции фиксированными и подвесными мостиками.

Такие площадки уже существуют?

Детские площадки, оборудованные по принципам нейродинамического подхода, появятся в жилом комплексе West Garden в Москве. Его планируют ввести в эксплуатацию в 2022–2023 годах. Но проектные решения универсальны: их могут использовать и другие девелоперы, а также муниципальные власти.

Источник

Нейродинамические свойства

Вы будете перенаправлены на Автор24

Нейродинамические свойства — это одна из составляющих структуры индивидных характеристик человека, в основе которых лежат соответствующие свойства нервной системы.

Свойства нервной системы

Свойства нервной системы представляют собой ее врожденные особенности природного характера. Они оказывают влияние на формирование индивидуальных особенностей поведения, а также некоторых личностных отличий в характере и способностях людей.

Типологические особенности нервной системы можно характеризовать устойчивостью проявления в спокойном состоянии. Это значит, что они отражают человека в течение длительного времени, а иногда и на протяжении всей жизни.

Постоянство проявления типологических особенностей ученые объясняют их генетической обусловленностью. Это доказано благодаря использованию специального близнецового метода, когда сопоставление сходства проявления свойств нервной системы у моно- и дизиготных пар с помощью метода корреляционного анализа по многим свойствам показало тесные связи у монозиготных пар.

Исходя из этого психогенетик Равич-Щербо сделала вывод о том, что в процессе проявления свойств нервной системы генотипические факторы имеют решающее значение.

Проблему существования индивидуальных типологических свойств нервной системы впервые в физиологии поставил Павлов, который наблюдал поведение собак, переживших утопление в процессе наводнения. Ученый обнаружил, что у некоторых животных сохраняются выработанные ранее условные рефлексы. У других же после перенесенного стресса разрушаются рефлексы и появляются признаки невроза.

Силу нервной системы Павлов определял в качестве способности переносить очень сильные раздражители. Она понималась им как выносливость нервной системы, при этом была установлена обратная связь силы нервной системы и чувствительности.

Нейродинамические свойства темперамента

В состав нейродинамических свойств можно включить силу, уравновешенность, подвижность и динамичность нервной системы.

Силу нервной системы определяет работоспособность нервных клеток, которая позволяет выдерживать долговременное возбуждение без перехода в режим охранительного торможения.

Готовые работы на аналогичную тему

Павлов рассматривал уравновешенность нервной системы в качестве сбалансированности возбуждения и торможения. Эта пара проявляется в процессе их сопоставления.

В своих исследованиях Теплов определял уравновешенность в виде совокупности вторичных свойств нервной системы, которые можно рассматривать с помощью соотношения показателей возбуждения и торможения по каждому из вторичных свойств. В число последних входит сила, подвижность, динамичность и лабильность.

Подвижность нервной системы является свойством. Которое состоит в способности проявлять быструю реакцию на изменения в переменчивой среде. В качестве ее базовых элементов можно назвать скорость и легкость перемены нервных процессов на процессы противоположного или того же знака, а также скорость проявления и прекращения нервного процесса.

Динамичность нервной системы характеризуется посредством легкости возникновения возбуждения и торможения при выработке условных рефлексов.

На основании нейродинамических свойств происходит формирование психодинамических свойств темперамента. Они способны предопределять динамику психической деятельности.

В состав психодинамических свойств входят:

Активность представлена динамическим условием становления деятельности людей, для которой характерна обусловленность производимых действий через внутренние состояния субъекта. Общую активность поведения предопределяет энергичность, степень включаемости в деятельность и инициативность.

Сенситивность является свойством человека, которое характеризует степень его чувствительности к происходящим событиям, включая готовность к аффективным реакциям.

Гибкость поведения считается легкостью приспособления к новым условиям. Ее определяет такое психодинамическое свойство, как пластичность. Противоположной является ригидность, то есть затрудненность в изменении субъектом намеченной программы деятельности в условиях, которые объективно требуют перестройки.

Темп психических процессов можно характеризовать скоростью реакции, которая проявляется в скорости запоминания, быстрых ответах на вопросы, способности переключать внимание и др.

Показатели экстраверсии и интроверсии – это характеристики направленности индивида на мир внешних объектов или на явления своего внутреннего мира.

Особенности нейротипических (нейродинамических) свойств

Нейротипические свойства включены в состав структуры индивидных свойств человека. Основаниями для этого можно считать:

Совокупность нейродинамических свойств в большей мере связана с нижележащими уровнями организма, включая его восстановительные функции, соматическую конституцию и тип вегетативного реагирования. Также они относятся и к вышележащим уровням организма, в том числе к свойствам темперамента, стилю деятельности и особенностям психических процессов.

Нейродинамические свойства часто называют нейротипическими. Их рассмотрение происходит на нескольких уровнях:

При исследовании типов высшей нервной деятельности индивида следует помнить о том, что вместе с типологическими свойствами, которые характеризуют нервную систему в целом, можно говорить и о парциальных, частных типологических свойствах, которые отвечают за работу отдельных областей коры.

По мнению Б. М. Теплова, между общими и парциальными свойствами нервной системы можно наблюдать функционально-психологические различия, при этом общие свойства представляют собой основу темперамента, а парциальные представляют специальные способности. Данные взгляды в дальнейшем получили развитие в работах Небылицына.

Источник

Низкая нейродинамика, высокая утомляемость, истощаемость

Школа — один из важнейших социальных институтов в жизни ребенка. Отводя в школу, каждый родитель обязательно наставляет: «Учись хорошо, будь отличником!» Всем папам и мамам хочется, чтобы их ребенок был успешен, чувствовал себя комфортно на уроках, хорошо взаимодействовал и коммуницировал со взрослыми и со сверстниками, стал предметом гордости для своей семьи. Однако родительские ожидания не всегда оправдываются. Учеба в школе, с одной стороны, становится «лакмусовой бумажкой», выявляющей проблемы, которые ранее не замечали взрослые (или не хотели замечать). С другой — своеобразным механизмом, запускающим многие нежелательные неврологические процессы.

И тогда у родителей младших школьников появляются бесчисленные жалобы, связанные с проблемами школьного обучения. Вот несколько жалоб:

Чаще всего родители пытаются решить проблему с помощью репетиторов, зубрежки, стараются больше заниматься, «натаскивают» детей, ведут назидательные беседы.

Чаще всего родители пытаются решить проблему с помощью репетиторов, зубрежки, стараются больше заниматься, «натаскивают» детей, ведут назидательные беседы.

Но проблемы не решаются, а всё больше усугубляются.

Ребенок всё больше не справляется на уроках, при выполнении заданного на дом, не успевает за своими сверстниками в классе. И самый печальный исход — утрата учебной мотивации. Поскольку у ребенка «всё не получается», к сугубо нейропсихологическим проблемам добавляются чисто психологические – снижение самооценки, развитие комплекса неполноценности, неуверенность в себе и тд. и поведенческие – агрессия, плохое поведение, частые уходы из дома, «уход» в виртуальный компьютерный мир, нарушения социальных связей.

Данное поведение является уже вторичным дефектом, указывая на то, что проблема стала хронической и других способов ее решения ребенок не смог найти.

Это указывает на то, что есть проблемы, обусловленные нейропсихологическими механизмами. Ведь высшие психические функции, такие как мышление, речь, память, внимание и другие связаны с мозговой активностью.

У кого-то отдельные структуры мозга развиваются быстрее, у кого-то медленнее. Несформированность некоторых из них не дает возможности решить возникшие у ребенка проблемы обычными общепринятыми педагогическими способами.

Признаки снижения нейродинамических показателей

Частыми причинами малоуспешного обучения в школе являются сниженные нейродинамические показатели ребенка или слабый уровень мозговой активности. Такие дети быстро истощаемы, очень долго сидят и «мучают» домашнее задание, тяжело встают по утрам в школу, тяжело сидят на уроках, начинают крутиться, ерзать на стуле, отвлекаться, не могут концентрировать внимание на одном деле.

При этом общий интеллектуальный уровень ребенка может быть достаточно высок.

Снижение нейродинамических показателей не позволяет ребенку полноценно проявить свои интеллектуальные способности. Часто к указанным сложностям присоединяются неврологические проблемы: тики, энурез, энкопрез, повышенная тревожность, эмоциональная неустойчивость.

Единственно возможная результативная помощь таким детям – это грамотная профессиональная нейропсихологческая коррекция.

Нейропсихологическая диагностика помогает выявить причины отставания или неравномерности развития ребёнка с помощью тестовых заданий, которые показывают степень зрелости и уровень взаимодействия различных отделов головного мозга. Для подтверждения и уточнения результатов безаппаратной диагностики в нашем центре существует оценка с помощью приборов способности мозга к переработке вестибулярной, зрительной и звуковой информации, оценка качества кровоснабжения мозга, а также энергоснабжение стволовых структур головного мозга.

Первый блок мозга отвечает за его активность. Если первый блок недостаточно развит, то ребёнок быстро утомляется.

Например, дети на уроке быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться.

С помощью нейропсихологической стимуляции можно компенсировать нестабильность работы ЦНС, что поможет ребенку добиться успеха и распрощаться с низкой нейродинамикой, истощаемостью, утомляемостью НАВСЕГДА.

Очень важно как можно раньше установить истинную причину дефекта, и начать работу раньше, так как своевременная коррекция позволяет в той или иной мере приблизить нарушенное развитие к нормальной работе, что существенно облегчит вхождение ребенка в учебную, спортивную, творческую среду.

Нейропсихологическая коррекция позволяет ребенку безмедикаментозно преодолеть трудности обучения, развития или общения. Нейропсихологическая коррекция оказывает терапевтическое воздействие на организм – улучшает эмоциональное и физическое состояние, повышает самооценку и уверенность в себе, раскрывает внутренние резервы и способности, развивает дополнительные скрытые возможности головного мозга.

Своевременная нейропсихологическая коррекция позволит ребенку сохранить желание учиться и стать успешнее — как в учебе, в спорте, музыке так и в жизни в целом.

Источник

Часть I. Основы общей психологии.

Глава 4. Личность и индивидуальность (Психический склад личности).

Конституциональные и нейродинамические свойства индивида.

Конституция и психические особенности. Связь между конституциональными особенностями и психикой человека была подмечена еще Гиппократом, который описал два резко отличающихся типа людей: habitus apoplecticus — плотный, мускульный, сильный и habitus phitisicus — тонкий, изящный, слабый. В настоящее время насчитывается более 20 классификаций типов телосложения. Понятие конституции шире, чем тип телосложения. Под общей конституцией понимают совокупность наиболее существенных индивидуальных особенностей и свойств, закрепленных наследственно и определяющих специфику реакций организма на воздействие среды. Помимо общей конституции выделяют два класса частных: морфологические и функциональные. Морфологические конституции представлены хромосомной и телесной; функциональные — биохимической, физиологической, нейродинамической. Наиболее изучены в психологии соотношения между телесной, физиологической, нейродинамической структурами и психическими особенностями человека.

В современных исследованиях конституциональная структура телосложения рассматривается как соединение гуморально-эндокринных и метаболических характеристик с более точным комплексным определением параметров морфологической структуры человеческого тела. При этом важен учет места телесной конституции в целостной индивидной организации, что позволяет избежать упрощенных представлений о взаимосвязи телосложения с психическими особенностями развития человека, в первую очередь с темпераментом. К числу наиболее известных классификаций типов телосложений относятся описанные Кречмером и Шелдоном. Кречмера, как психиатра и психолога, интересовала проблема предрасположенности людей к различного типа психозам. Сопоставляя особенности телосложения и вид психического расстройства своих пациентов, Кречмер выделил 3 типа конституции, каждому из которых соответствуют определенные черты темперамента и предрасположенность к конкретным видам психических расстройств (табл. 5).

Тип телосложенияТип темпераментаПри расстройствах психики предрасположенность к:
Лептосоматический (астенический): хрупкое телосложение, высокий рост, плоская грудная клетка, вытянутое лицоШизотимический: замкнутость, упрямство, ригидность установок, сложность в приспособлении к среде, склонность к абстракцииШизофрении
Пикнический: тучность, значительные жировые отложения, малый или средний рост, большой живот, округлая голова на короткой шееЦиклотимический: общительный, добродушный, подвержен колебаниям эмоций от радости и веселья до печалиМаниакально-депрессивному психозу
Атлетический: крепкое тело, хорошо развитая мускулатура, высокий или средний рост, широкие плечи, выпуклые лицевые костиИксотимический: спокойный, сдержанный в мимике и жестах, маловпечатлительный, ригидное мышление, трудно приспосабливается к перемене обстановкиЭпилепсии

Кречмером был выделен еще один тип телосложения — диспластический, но для него не удалось выявить соответствующего темперамента.

Связь между телосложением и темпераментом Кречмер объяснял особенностями химического состава крови и гормональных систем. Его учение оказало сильное влияние на развитие дифференциальной психиатрии и психологии

К числу наиболее известных сегодня конституциональных типологий относится типология Шелдона. Разрабатывая типологию, он шел не от клиники, а от нормы. В основе его типологии лежат не дискретные признаки, а непрерывно распределенные компоненты телосложения. Шелдон выделил 3 компоненты телосложения, назвав их по имени зародышевых листков, из которых они развивались: эндоморфный (из него развиваются кости, мышцы, сердце, кровеносные сосуды); мезоморфный (из него развиваются внутренние органы); эктоморфный (из него развиваются нервная система, мозг, рецепторный аппарат). Представителей каждого типа характеризуют определенные особенности телосложения. Эндоморф внешне похож на пикника, его характеризует округлость тела, наличие отложений жира на бедрах и плечах, вялость и неразвитость конечностей. Мезоморф, также как и атлет, характеризуется широкими плечами и грудной клеткой, хорошим развитием мускулатуры, незначительным количеством жира. Наконец, эктоморф похож на астеника, для него характерны длинные руки и ноги, неразвитая мускулатура, вытянутое лицо с высоким лбом, хорошо развитая нервная система.

Шелдон ввел количественную оценку (7-балльную) каждого компонента телосложения, что позволило объективировать и точно оценить тип телосложения. Он провел сопоставление типов телосложения и способов действия, которые выбирают индивиды, получив при этом высокую корреляцию (порядка 0,80) между компонентами соматотипа и темперамента (табл. 6). Некоторые из выводов Шелдона нашли свое подтверждение в более поздних исследованиях.

Соматотип Тип темперамента Описание типа темперамента
ЭндоморфияВисцеротонияПреобладание дружелюбия, жажда похвалы, любовь к комфорту, приветливость, расслабленность в осанке и движениях, легкость в выражении чувств, тяга к людям в трудную минуту, мягкость при опьянении
МезоморфияСоматотонияУверенность в осанке и движениях, любовь к приключениям, скрытность в чувствах и эмоциях, тяга к действиям в тяжелую минуту, агрессивность и настойчивость при опьянении
ЭктоморфияЦеребротонияСкованность в осанке, необщительность, социальная заторможенность, скрытность, тяга к одиночеству в трудную минуту, ориентация к поздним периодам жизни, устойчивость к действию алкоголя

Однако конституциональный подход был подвергнут справедливой критике за то, что в нем игнорируются социальные условия формирования психических свойств человека, за необоснованное соотнесение личностных черт с признаками темперамента, обусловленными конституцией. Например, попытка объяснения некоторых мировоззренческих черт, отношения к людям как наследственных, обусловленных типом телосложения. Указывается также на необоснованность утверждения о том, что здоровые люди носят в себе зародыш психического заболевания.

Конституциональный подход, активно заявивший о себе в 20-е-40-е гг. XX в., установивший взаимосвязи психических свойств и телесной организации человека, не смог, тем не менее, объяснить механизмы этих связей. Для этого, по-видимому, необходимо привлечь свойства других уровней и другие генотипические обоснования, в частности, нейродинамические.

Нейродинамические свойства человека. Нейродинамические свойства включаются в структуру индивидных характеристик человека, их основу составляют основные свойства нервной системы.

Свойствами нервной системы называются природные врожденные особенности нервной системы, влияющие на формирование индивидуальных особенностей поведения и некоторых индивидуальных различий способностей и характера человека (Теплов). В данном случае речь идет о степени выраженности, особенностях протекания процессов возбуждения и торможения, то есть о типологических особенностях нервной системы.

Типологические особенности нервной системы характеризуются устойчивостью проявления в состоянии покоя, а это означает, что они характеризуют человека на протяжении длительных периодов, а иногда и всей жизни. Постоянство проявления типологических особенностей объясняется их генетической обусловленностью. Доказательства этому были получены благодаря использованию близнецового метода. Сопоставление степени сходства проявления свойств нервной системы у моно- и дизиготных пар методом корреляционного анализа показало по многим свойствам большую тесноту связей у монозиготных пар (коэффициенты корреляции по некоторым признакам достигали 0,90 и более). Исходя из этого Равич-Щербо сделала вывод о том, что в проявлении свойств нервной системы генотипические факторы играют решающую роль. Вопрос о влиянии условий жизни, воспитания и тренировки на проявление свойств нервной системы остается открытым до сих пор.

Вопрос о существовании индивидуально-типологических свойств нервной системы впервые в физиологии был поставлен Павловым. Наблюдая поведение собак, переживших затопление во время наводнения, он обнаружил, что у одних животных сохранились выработанные ранее условные рефлексы, у других после перенесенного стресса разрушились, и у них появились признаки невроза. Животных, благополучно перенесших стресс, он определил как обладающих сильной нервной системой, других считал обладателями слабой нервной системы. Для слабого типа, как писал Павлов, «прямо невыносима как индивидуальная, так и социальная жизнь с ее наиболее резкими кризисами». Им были открыты также такие свойства нервной системы, как подвижность нервных процессов и их уравновешенность, то есть баланс возбуждения и торможения. В последующие годы было открыто существование и других свойств нервной системы и предпринята попытка определения структуры их соотношения. Так, Небылицын исходил из того, что имеются 4 первичных свойства нервной системы: сила, подвижность, динамичность и лабильность. Эти свойства характеризуют как возбуждение, так и торможение. Соотношение возбуждения и торможения этих основных свойств дает возможность говорить о четырех вторичных свойствах: балансу по силе, балансу по подвижности, балансу по динамичности, балансу по лабильности. Согласно этой точке зрения, существует 8 первичных свойств (учитывая проявления каждого из них по возбуждению и торможению) и 4 вторичных — всего 12 свойств нервной системы. Однако эта схема не является достаточно доказанной и работающей, ее применение на практике встречает целый ряд трудностей. Дискуссионными остаются вопросы о наличии силы нервной системы по отношению к торможению, вызывает вопрос рассмотрение лабильности отдельно по отношению к возбуждению и торможению, так как вероятнее всего она является сочетанием протекания того и другого. Не находит достаточного подтверждения существование динамичности, как скорости и легкости генерации возбуждения и торможения при формировании временных связей.

Конкретные механизмы проявления типологических особенностей нервной системы до сих пор остаются не до конца понятными. В последние годы получены экспериментальные данные, указывающие на роль гормональной регуляции в проявлении основных свойств нервной системы, в частности адреналина, АКТГ, кортизона (Ильин). В настоящее время наиболее изученными являются: сила нервной системы, ее подвижность и лабильность.

Сила нервной системы определялась Павловым как способность переносить сверхсильные раздражители и понималась как выносливость нервной системы. Впоследствии была установлена обратная связь силы нервной системы и чувствительности, то есть индивиды, обладающие сильной нервной системой, характеризуются низким уровнем чувствительности анализаторов, и, наоборот, для слабой нервной системы характерной является высокая чувствительность. Сила нервной системы стала определяться по уровню активации ЭЭГ и рассматриваться как активированность нервной системы, чувствительность при этом является вторичной характеристикой, зависящей от уровня активации нервной системы в покое. Как влияет сила нервной системы на поведение, деятельность человека? Представители сильного и слабого типов нервной системы различаются по показателям выносливости и чувствительности. Для человека с сильной нервной системой характерным является высокая работоспособность, малая подверженность утомлению, способность в течение длительного промежутка времени помнить и заботиться о выполнении нескольких видов заданий одновременно, то есть хорошо распределять свое внимание. В ситуациях напряженной деятельности, повышенной ответственности наблюдается улучшение эффективности деятельности. Более того, в условиях обычной, повседневной деятельности у них развивается состояние монотонии, скуки, что снижает эффективность работы, поэтому лучших своих результатов они добиваются, как правило, в условиях повышенной мотивации. Совсем по-другому характеризуется поведение человека со слабой нервной системой. Для него характерна быстрая утомляемость, необходимость в дополнительных перерывах для отдыха, резкое снижение продуктивности работы на фоне отвлекающих факторов и помех, неспособность распределить внимание между несколькими делами одновременно. В ситуациях напряженной деятельности снижается эффективность работы, возникает тревога, неуверенность. Особенно ярко это проявляется в ситуациях публичного общения. Для слабой нервной системы характерна высокая устойчивость к монотонии, поэтому представители слабого типа добиваются лучших результатов в условиях повседневной, привычной деятельности.

Лабильность нервной системы — быстрота возникновения и исчезновения нервного процесса. В основе этой скоростной характеристики деятельности нервной системы лежит усвоение ритма приходящих к тканям импульсов. Чем большую частоту способна воспроизвести та или иная система в своем реагировании, тем выше ее лабильность (Введенский). Показателями лабильности являются КЧСМ (критическая частота слияния мельканий), а также ЭЭГ-показатели (латентный период и длительность депрессии L-ритма после предъявления раздражителя). Одним из важнейших жизненных проявлений является скорость переработки информации, лабильность эмоциональной сферы. Лабильность положительно влияет на учебную успешность и успешность интеллектуальной деятельности.

Можно ли рассматривать одни типологические особенности как «хорошие», облегчающие адаптацию, а другие как «плохие», затрудняющие ее, как это делал в свое время Павлов? Современные данные, полученные психофизиологами, психологами и клиницистами, свидетельствуют о том, что каждое из свойств нервной системы имеет как отрицательные, так и положительные стороны. Так, например, положительной стороной слабой нервной системы является ее высокая чувствительность, высокая устойчивость к монотонии, более высокое проявление скоростных качеств. Положительной стороной инертности нервных процессов является установление более прочных условно-рефлекторных связей, лучшая произвольная память, большая глубина проникновения в изучаемый материал, большая терпеливость к испытываемым затруднениям. Таким образом, типологические особенности определяют не столько степепь приспособления человека к среде, сколько различные способы адаптации. Особенно ярко это проявляется в формировании индивидуального стиля деятельности. Стиль деятельности — это система приемов выполнения деятельности. Проявление стиля деятельности многообразно — это и приемы организации психической деятельности, и практические способы действий, и особенности реакций и психических процессов. «. под индивидуальным стилем следовало бы понимать всю систему отличительных признаков деятельности данного человека, обусловленных особенностями его личности» (Климов). Индивидуальный стиль вырабатывается в течение жизни и выполняет компенсаторную приспособительную функцию. Так, представители слабого типа нервной системы быструю утомляемость компенсируют частыми перерывами для отдыха, предварительным планированием и регулярностью деятельности, отвлекаемость внимания — усиленным контролем и проверкой работ после их выполнения. Предварительная тщательная подготовка дает возможность уменьшить нервно-психическое напряжение, возникающее в ответственные моменты деятельности.

Типологические свойства нервной системы являются основой формирования темперамента, способностей человека, влияют на развитие ряда личностных черт (например, волевых), их необходимо учитывать в профессиональном отборе и профориентации. В исследованиях, проведенных на операторах энергосистем, было показано, что психические качества, позволяющие справляться с работой в аварийной ситуации, больше выражены у лиц с сильной нервной системой. В связи с этим было введено понятие «оперативной надежности человека», базирующееся на типологических особенностях свойств нервной системы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *