Невский проспект в честь чего назван
Невский проспект — история: от создания до современности
Невский проспект, связывающий площади — Дворцовую и Александра Невского, является самым сердцем Санкт-Петербурга, его главной магистралью, знаменитой во всем мире. Протяженность Невского составляет 4,5 км.
Заложенный в 1710 году Петром Великим проспект всего на 7 лет младше славного города на Неве. Спустя 2 года после основания Невского, в 1712-м государь перенес столицу России из Москвы в Санкт-Петербург. Невский проспект стал главной магистралью столицы Российской империи.
Петербуржцы гордятся Невским проспектом, искренне обожая его. Но многие ли знают его историю? О том, как складывалась судьба великой улицы Северной столицы и пойдет речь дальше, в мельчайших и интереснейших подробностях.
Начало Невского проспекта
Необходимость в прокладке проспекта возникла вскоре после основания Санкт-Петербурга. В то время к нему с юга из Москвы и Великого Новгорода можно было подъехать по Новгородской дороге, сегодня это трасса от Лиговского проспекта до Таврического сада. Невский проспект планировался как главные въездные южные ворота в Петербург.
Далее дорога в районе Кирочной улицы разделялась на несколько дорог, одна из них пролегала вдоль Невы, и вела на запад к Фонтанке, также приводила к гласису перед Адмиралтейством, который назывался Адмиралтейским лугом. Его не застраивали, так как свободное пространство было необходимо для крепости. Этой дорогой пользовались для подвоза продовольствия к Адмиралтейству. Но ее часто размывало. И надежной ее было трудно назвать. А ведь именно эта часть дороги Новгородского тракта связывала Адмиралтейство, построенного в 1704 году, с центральной Россией.
В начале будущего Невского проспекта, между Адмиралтейским лугом и Мойкой располагалась Морская слобода, в которой жили рабочие верфи. В 1705 году здесь построили Морской рынок, где торговали продуктами, мясом, рыбой, а также дровами и сеном. Через Морскую слободу к Морскому рынку шла Большая Морская улица.
Рядом с рынком, на набережной Мойки стоял дом адмирала Корнелия Крюйса, который руководил строительством Адмиралтейства и был президентом Адмиралтейств-коллегии. Адмирал жил рядом с моряками и рабочими Адмиралтейства. Этот особняк стал одним из первых именитых жилых зданий на Невском проспекте. Дальнейшая судьба дома Крюйса неизвестна.
Также причиной закладки Невского проспекта явились победы русской армии в Северной войне — под Полтавой и взятие Выборга. Пётр I понял, что шведы к городу на Неве уже близко не подойдут, и начал обдумывать план по переносу столицы из Москвы в Санкт-Петербург.
Город, образованный вокруг крепости и верфи, начал готовиться к приёму царского двора и к своему статусу. Так, в 1710 году был основан Александро-Невский монастырь. Сразу же появилась необходимость в этом месте создавать удобный въезд в Петербург с юга.
Начали прокладывать «першпективу» по наикратчайшему пути от Адмиралтейства до Новгородского тракта. На карте Петербурга виден прямой угол между Невским и Лиговским проспектами. По версии краеведа Петра Николаевича Столпянского, именно в этом месте река Фонтанка была наиболее узкой и удобной для наведения переправы. Так было определено направление Невского проспекта. Его назвали Большой першпективной дорогой.
В 1712 году во время строительства монастыря также прокладывалась дорога. Когда в 1718 завершили строительство дороги, ее стали величать по названию монастыря — «Невской першпективной дорогой». Первое упоминание об этой дороге можно найти в исторических летописях, где говорится о дороге к Невскому монастырю. Независимая прокладка двух дорог объясняет излом в районе площади Восстания.
При прокладке Большой першпективной дороги возникли большие сложности с грунтом. Местность была болотистой. В зыбкий грунт строителя забивали стойки, поперёк них связками крепили брёвна от днищ барок, по которым настилали доски. Процесс возведения Невской першпективной дороги был сложнее. Неоднократно прокладывались гати, которые также укрепляли днищами барж.
Поначалу Большая першпектива вяло застраивалась, поскольку государь планировал сделать центр города на Васильевском острове. А вот Невская першпектива была более успешной. Местность вокруг нее отводилась под земли служителям монастыря и рабочему населению.
Часто можно услышать историю о том, что Невский планировали сделать вытянутым и прямым, как стрела. Якобы, две эти дороги начали прокладывать одновременно с двух сторон. Они должны были соединиться на Новгородском тракте. Но нерадивые строители, мол, не рассчитали, вот, и вышел изгиб, где государь, говорили, приказал их высечь. Однако миф далек от реальности, два отрезка будущего Невского проспекта строились в разное время и до 1738 назывались по-разному: одна — Большой першпективой, другая – Невской першпективой.
Возведением дороги Петербургу удалось перешагнуть через Мойку, которая до того являлась естественной границей города. Новой границей Санкт-Петербурга стала Фонтанка. Между Мойкой и Кривушей образовалась Переведенская слобода, где жили рабочие, приехавшие сюда из разных уголков. К 1712 на углу Большой першпективной дороги возвели небольшую деревянную церковь Рождества Богородицы. Это был первый храм на Невском проспекте.
Большая першпективная дорога стала соединяться с другими округами Петербурга. Через некоторое время ее скорректировали в пределах Адмиралтейского луга, чтобы она выходила на центр Адмиралтейства, на котором незадолго возвели башню со шпилем. Однако она все ещё представляла собой узкую просеку среди болота. По мнению Столпянского пленные шведы, привезенные из Москвы, вскорости превратили её в удобное шоссе. Их работа увенчалась посадкой четырёх рядов берёз.
С тех пор на Большой першпективе началось строительство мостов. В 1715 году был возведен первый мост через Фонтанку, через год построили мосты через Мойку и Кривушу.
На содержание магистрали уходило много денег, поэтому проезд был платным. Размер платы казался непомерным. Однако все средства реально уходили на поддержание дороги, которую ежегодно укрепляли заново: за год к весне днища барж погружались в болотистый грунт, приходились укладывать новые. Не только деньгами путешественники могли расплачиваться за проезд, но и стройматериалом, булыжником, которым в 1720-х годах и удалось вымостить дорогу.
По случаю переноса мощей Святого князя Александра Невского в Александро-Невский монастырь в 1724 году генерал-полицмейстер Антон Девиер сделал блестящий подарок Большой першпективе. На ней вечером зажглись первые фонари, которые были установлены через каждые 106 м. и заправлялись конопляным маслом. Под фонарями установили лавочки.
Благодаря благоустройству Большой першпективы она стала главной въездной дорогой, подъездом к центру Петербурга. В 1728-1730 годах на першпективе появилась немецкая церковь Святого Петра с двумя зданиями, построенными по проекту архитектора Доменико Трезини. Таким образом, они образовали перед кирхой парадные проезды. В дальнейшем этот приём применяли при возведении других храмов, что намного обогатило художественно-архитектурный ансамбль Невского проспекта. Почти сразу же появилась тут и голландская община.
Императрица Анна Иоанновна много сделала для развития Петербурга и Большой першпективы. В знак этого и для торжественной встречи царицы в 1731 году на дороге у Мойки возвели триумфальные ворота в виде трёхпролётной арки с башенкой, были украшены золочёной резьбой и скульптурой. Они возводились по проекту российского архитектора Ивана Кузьмича Коробова. Их назвали Адмиралтейскими.
В 1733-1737 годах была возведена каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Своей величавой колокольней, увенчанной высоким шпилем, перекликающимся со шпилем Адмиралтейства, она стала главной высотной доминантой Большой першпективной дороги. Церковь строилась во имя чтимого списка Казанской иконы Божией Матери, который был перенесен за день до ее освящения. В будущем здесь возведут грандиозный Казанский собор.
Вот, как описывают Невский проспект очевидцы того времени, например, Карл Рейнхольд Берк в своих «Путевых заметках о России»:
Морской рынок возле Адмиралтейства со своей торговлей сеном и дровами представлял опасность для верфи как источник возможных пожаров. Поэтому его перенесли подальше и от Адмиралтейства и от першпективы на участок между Мойкой и Большой Морской улицей в новое здание, построенного по проекту Георга Иоганна Маттарнови.
Это подтверждает историк К. В. Малиновский в своей книге «Санкт-Петербург XVIII века», цитируя указ Сената от 24 апреля 1735 года:
«имеющийся на Адмиралтейском острову Морской рынок перевесть немедленно на порожнее место, показанное от Полицмейстерской канцелярии, идучи к Невскому монастырю по правую сторону перспективной дороги, а на том новом рынке места Санктпетербургским купецким людям отводить от Полицмейстерской канцелярии, от Камер-Конторы и от Ратуши, с общаго согласия, полинейно, чем в которой линии торговать».
«. за Мьею речкою по проспективной на погорелых местах, для осторожности от пожарного случая, отныне впредь вместо новозачатого обывательми деревянного строения, и которые ещё не зачали, всем строить каменное строение на погребах в одно жильё неотменно, и для того зачатыя строении велеть разобрать».
В 1738 году городская комиссия дала названия 17 главным магистралям Петербурга, в том числе Большой першпективе, которая стала Невской Проспективной улицей. Так стал называться участок трассы в Адмиралтейской части, до Мойки. Через год Невской Проспективной улицей стали называть уже и дорогу до современной площади Восстания. Вскоре это название распространилось на весь участок дороги от Адмиралтейства до Александро-Невской лавры. И становится абсолютно очевидным тот факт, что имя проспекту было дано в честь монастыря, а не Невы.
История Невского проспекта
Невский проспект – одна из самых первых и точно самая известная улица в Петербурге.
Ее протяженность составляет 4,5 км. Наибольшая ширина – 60 м у Гостиного Двора, а наименьшая – 25 м у реки Мойки.
На плане Санкт-Петербурга 1705 года Невского проспекта ещё нет, но первые городские постройки уже нанесены на карту. Также есть Новгородский тракт и пути к Зимнему дворцу и Адмиралтейству по берегу Невы. Официальным годом рождения Невского проспекта можно считать 1718 год.
Невский пересекает три реки: Мойку (Зеленый мост), канал Грибоедова (Казанский мост) и Фонтанку (Аничков мост).
Необходимость в прокладке Невского проспекта возникла вскоре после основания Санкт-Петербурга. Единственный сухопутный путь, который связывал Адмиралтейство (промышленный центр нового города) с центральной Россией — Новгородская дорога, от которой по берегу Невы шла тропа. Новгородская дорога проходила примерно по линии современного Лиговского проспекта до Таврического сада. Тропа пересекала Фонтанку по плотине, построенной мастером И. Матвеевым к 1705 году по прямому указанию Петра I: «Перебить тое речку».
Новгородская дорога проходила примерно по линии современного Лиговского проспекта до Таврического сада
В начале 1710-х годов был заложен монастырь (будущая Александро-Невская лавра) и рядом с ним быстро выросло поселение. Возникла необходимость связать два городских центра с Новгородским трактом, который вёл внутрь страны. По высочайшему повелению началось сооружение просеки.
В 1712 году монахи монастыря начали прокладывать дорогу от монастыря к Новгородскому тракту, к 1718 году она была завершена («…проложена и управлена»). Для строительства просеки требовалось преодолеть болотные топи. Технология строительства была достаточно простой — валили лес, корчевали пни, для осушения болот рыли канавы и по трассе дороги укладывали фашины, засыпая их песком.
Просеки от Адмиралтейства и от лавры вместе и образовали будущий Невский проспект. Именно тем, что две дороги прокладывались независимо друг от друга, и объясняется излом улицы в районе современной площади Восстания. По замыслу архитектора Н. Ф. Гербеля проспект стал одной из пяти лучевых улиц, расходящихся от Адмиралтейства.
Так или иначе, Невский проспект возник во второй половине 1710-х годов. Историки указывают, что два отрезка Невского проспекта изначально не были связаны между собой — просеки вышли к Новгородской дороге в разных точках. Есть мнение о том, что более трудный участок («монастырский») был пройден первым.
Проспект сразу стал крупной востребованной магистралью и, после наведения мостов через водные преграды, полностью заменил старую тропу. Зелёный мост через Мойку был наведён в 1720 (возможно в 1717—1718 годах). Мост был деревянный, подъёмной конструкции. Переправа являлась городской границей в 1703—1726 годах, здесь собирались подати, для этого стоял Мытный двор, рядом с которым находился Гостиный двор.
Ещё раньше был построен мост через Фонтанку, в 1715 году император Пётр I издал указ: «За Большою Невой на Фонтанной реке по першпективе зделать мост». К маю 1716 года работы уже были закончены и деревянный балочный многопролётный мост на свайных опорах, перекрыл как сам проток, так и заболоченную пойму. C 1726 года сюда была перенесена городская граница, была построена караульная будка.
В 1721 году начальный участок, проходящий по Адмиралтейскому лугу, был обсажен с обеих сторон рядами берёз, образовавшими аллею. В 1720-х годах дорога была благоустроена: были высажены четыре ряда берёз по сторонам дороги, эти деревья регулярно подстригались. В этот же период дорогу замостили камнем, её содержали в чистоте пленные шведы. С 1723 года проспект первым в России получил уличное освещение: были установлены масляные фонари, позже под ними были установлены скамейки для отдыха прохожих.
Сохранилось описание этой аллеи, выполненное в 1721 году камер-юнкером в свите герцога Карла-Фридриха Голштейн Готторпского:
Около шести вечера прибыли мы благополучно в Петербург, который со времени моего отъезда оттуда так изменился, что я вовсе не узнал его. С самого начала мы въехали в длинную и широкую аллею, вымощенную камнем, и по справедливости названную проспектом, потому что конца её почти не видно. Она проложена только за несколько лет и исключительно руками пленных шведов. Несмотря на то, что деревья, посаженные по обеим её сторонам в три или четыре ряда, ещё невелики, она необыкновенно красива по своему огромному протяжению и чистоте, в которой её содержат (пленные шведы должны каждую субботу чистить её), и она делает чудесный вид, какого я нигде не встречал. На Адмиралтействе, красивом и огромном здании, находящемся в конце этой дороги, устроен прекрасный и довольно высокий шпиц, который выходит прямо против проспекта.
— Фридрих-Вильгельм фон Берхгольц. Запись в дневнике от 23 июня (4 июля) 1721 года.
Своё современное название Невский проспект получил не сразу, а лишь в 1781 году, произошло от названия Александро-Невской Лавры, которая носит имя святого благоверного князя Александра Невского. До этого магистраль, соединявшая Адмиралтейство и Александро-Невскую лавру называлась сначала просто дорогой к Невскому монастырю или першпективной дорогой к Невскому монастырю (с 1718 года), затем сменила несколько похожих названий: Большая першпективная дорога, Большая Невская першпектива, Невская першпектива (с 1768 года). Часть проспекта от современной площади Восстания до Александро-Невской лавры непродолжительное время (в 1753 году) носила название Старая Невская Першпективная улица. С 1781 года название Невский проспект стало официальным, хотя в 1783—1785 годах существовало название Большой Невский проспект.
В октябре 1918 года к первой годовщине Октябрьской революции магистраль получила название проспект 25-го Октября, которое просуществовало чуть более четверти века, после чего в блокадном Ленинграде проспекту было решено вернуть историческое название. С 13 января 1944 года проспект снова называется Невским.
Вся застройка теневой стороны начала XVIII века была уничтожена пожаром 1736 года. После этого согласно решениям комиссии о Санкт-Петербургском строении деревянных домов на Невском больше не строили, и с 1766 года на проспекте строились только каменные дома.
В XVIII веке начало перспективы, которую открывал первый Зимний дворец (ныне дома 11—15) застраивалась дворцами знати, многие из которых сохранились до сих пор: Строгановский дворец, дом Чичерина, Аничков дворец, в конце XVIII века начал возводиться дворец Белосельских-Белозерских. На правой стороне появились католическая церковь Святой Екатерины, Армянская церковь. В 1761—1785 годах построен Гостиный двор, превративший проспект в торговый центр города.
К началу XIX века в целом сложился облик Невского проспекта. В 1801 году на углу Садовой улицы построено здание Публичной библиотеки, в 1799—1804 годах — здание Городской думы.
В 1804—1806 годах воздвигнут дом Чаплиных (дом 13), в 1801—1811 годах — Казанский собор (вместе с ним сформировалась Казанская площадь). С 1800 до 1819 года между Полицейским (ныне Зелёным) и Аничковым мостами существовал бульвар, в 1830-х годах на Невском проспекте сооружена торцовая мостовая, просуществовавшая до 1930-х годов. В 1820-х годах построен дом Сухозанета (дом 70), в 1830-х годах — здание банка (дом 38, архитектор К. И. Росси), в 1831—1833 — дом Голландской церкви (дом 20), где в 1839 году помещалась редакция журнала «Отечественные записки», в 1833—1838 годах — Лютеранская кирха святого Петра (между домами 22—24). В 1846 году сооружено здание «Пассажа» (дом 48), в 1800 году — дворец Белосельских-Белозерских (дом 41; перестроен в 1846). С постройкой в 1851 году Николаевского (ныне Московского) вокзала возникла Знаменская площадь, которая вот уже 90 с лишним лет называется площадью Восстания в честь событий Февральской революции и является важным архитектурно-композиционным узлом города.
Zentralbild St. Petersburg, Rußland
Blick auf den Newski-Prospekt, eine der Hauptstraßen der Stadt. Im Hintergrund die Admiralität.
Aufnahme 1906
[Scherl Bilderdienst]
В первой половине XIX века проводятся работы по благоустройству проспекта. В 1832 году его от Адмиралтейства до реки Фонтанки мостят торцом. В 1839 году участок от Адмиралтейства до Литейного проспекта начали освещать газовыми фонарями. От Знаменской площади вдоль проспекта в 1843 году началось регулярное движение омнибусов. В 1863 году по Невскому проспекту была пущена конка. 30 декабря 1883 года проспект получил электрическое освещение. В конце XIX — начале XX веков на Невском проспекте строились здания банков, правлений акционерных обществ, торговых фирм, многие двухэтажные дома надстроены до четырёх-пяти этажей. В 1901—1903 году сооружён дом Торгового товарищества «Братья Елисеевы» (дом 56/8), в 1902—1904 годах — дом компании «Зингер» (ныне «Дом книги»).
В декабре 1907 года по Невскому проспекту открыто движение трамваев. В 1911—1912 годах построены дом Вавельберга (дом 7/9) и торговый дом Мертенса (дом 21).
15 января 1930 года на пересечении проспекта 25 Октября и проспекта Володарского (ныне Литейный проспект) был установлен первый в СССР светофор.
В 1936 году по проспекту 25 Октября, покрытому асфальтом, пошли первые в городе троллейбусы.
594288 09.10.1941 Аэростаты на Невском проспекте в Ленинграде. Анатолий Гаранин/РИА Новости
13 января 1944 года перед окончательным снятием блокады Ленинграда по просьбе жителей многим улицам были возвращены исторические названия, в том числе и Невскому проспекту.
Улица с перспективой: как возник и менялся Невский проспект
Невский проспект – главная улица Санкт-Петербурга. Со времен Николая Гоголя ситуация на Невском ничуть не изменилась. Это по-прежнему главная улица Санкт-Петербурга. Ежедневно по ней проходит около двух миллионов человек. Количество машин пока не подсчитывали, зато есть другая, не менее говорящая статистика. Из-за автомобильных выхлопов Невский – самое теплое место во всей Северной столице. Температура здесь в среднем на два-три градуса выше, чем на окраине города. В эти дни Невский проспект отмечает 300-летие.
Невский проспект начал строиться при Петре I. Отечественных архитекторов в то время в России почти не было, поэтому прокладывать дорогу поручили французу – Жану Батисту Леблону. Работали в основном пленные шведские солдаты.
Необходимость создания этой улицы возникла сразу после начала строительства Петербурга. Тогда единственным сухопутным путем между растущим городом и центральной частью страны служил Новгородский тракт, который подходил к новой столице в районе сегодняшнего Лиговского проспекта. К нему Невский проспект и вывели.
Многие гости считают, что Невский заканчивается на площади Восстания, но это не так. Проспект просто меняет направление, примерно на 30 градусов. Строительство дороги шло независимо с двух сторон. Более длинная часть (Большая першпектива) – от здания Адмиралтейства, короткая (Невская першпектива) – от Александро-Невской лавры. Работа осложнялась тем, что земля вблизи Невы была болотистой. Для преодоления топей приходилось применять сложные для тех времен технологии. Чтобы осушить болото, рыли глубокие канавы, куда стекала вода, а после на трассу укладывали связки прутьев и засыпали их песком.
За год настилы тонули в болотистом грунте, поэтому проезд по проспекту в XVIII веке был платный. Собранные деньги шли на восстановление. С верхового брали три копейки, с телеги – пять, а с кареты, в зависимости от числа лошадей, от 10 до 30 копеек. Столько же стоили восемь килограммов хлеба или четыре литра водки. Путешественники могли заплатить и булыжными камнями, и строительными материалами: они в то время были в дефиците.
Облик Невского проспекта
Сначала Большая першпектива застраивалась вяло. Дело в том что Петр Первый планировал сделать центром города другое место – Васильевский остров. В свою очередь, Невская першпектива, наоборот, вовсю заполнялась домами. Местность вокруг нее отводилась под земли монастырским и рабочему люду. Эту часть проспекта петербуржцы до сих пор неофициально называют Старо-Невским.
С 1726 года по вечерам вдоль дороги через каждые 106 метров зажигались фонари, заправленные конопляным маслом. У фонарных столбов стояли скамьи для прохожих. Перед домами были высажены деревья. Жители частенько развешивали на них белье. Городские власти даже издали указ «О запрещении санкт-петербургским жителям развешивать что-либо на березках на Невской першпективе».
Весь VIII век Невский проспект застраивался роскошными домами и дворцами, принадлежавшими зажиточным горожанам. Но большинство из них были деревянными, поэтому дожить до наших дней им было не суждено. В результате крупного пожара в 1736 году все постройки нечетной стороны улицы сгорели. После этого происшествия здания на Невском стали возводить только из камня.
Среди них особенной красотой выделяются церковь Святой Екатерины, дворец Белосельских-Белозерских, Казанский собор и Большой Гостиный двор.
Облик Невского проспекта несколько раз менялся вслед за крутыми поворотами российской истории. В XIX веке, например, мостовые все время оставались чистыми, потому что всех пойманных за ночь проституток привлекали к общественным работам и заставляли в четыре часа утра проспект подметать. На каждом перекрестке стояли деревянные полицейские будки, в которых дежурили по три служителя закона. Весь проспект был увешан вывесками лавочек и мастерских. Поскольку большая часть населения в то время была неграмотной, вывески имели вид ярких выразительных картинок. Современный облик Невский проспект приобрел уже во время правления Александра III и Николая II. Из 63 тогдашних зданий только 25 претерпели изменения.
Все новшества всегда появлялись в первую очередь на Невском проспекте. В 1832 году Невский первым осветили газовыми фонарями. В 1907-ом по нему пустили первые трамваи. В 2017-ом установили автобусные остановки с подзарядками для телефонов и электронными табло для отслеживания транспорта.
Советский Невский
С приходом советской власти многие улицы города изменили название. Так, Невский проспект превратился в проспект 25 Октября. Ходил даже такой анекдот: «Сколько от Манежа до Апраксина двора?» На самом деле, идти меньше пяти минут, но отвечали так: «Ох, долгонько! От 25 Октября и аж до 3 июля!» Так называлась соседняя, Садовая улица.
Фото: Белинский Юрий/ТАСС
Во время гражданской войны Невский проспект в короткие сроки лишился былого лоска. В 1919 году по нему перестали ходить трамваи. Дома не отапливались, что вело к постепенному разрушению фасадов. Проспект не убирался, а в 1920-х годах и не освещался. Писатель Вениамин Каверин так описывал тогдашнюю обстановку на Невском проспекте:
«Вот он какой! Не так величествен, как представлялось в воображении, даже, пожалуй, скромен – и пуст! Окна магазинов заколочены, кое-где стекла разбиты, панель не подметена. Но главное – пуст!»
Почему «Невский»?
Проспект получил название вовсе не в честь реки, хотя она и расположена рядом. Его назвали так в честь Александро-Невской лавры, которая, в свою очередь, носит имя небесного покровителя города Александра Невского.
Юбилей Невского проспекта Петербург будет праздновать на протяжении всего октября 2018 года. В программу войдут бесплатные уличные концерты, экскурсии в храмы и даже фестиваль еды. Рестораны предложат посетителям блюда петербургской кухни: жареную корюшку, пышки, бефстроганов и даже блины Арины Родионовны на свекольном соке.