Невольник не богомольник что значит
Невольник — не богомольник
Есть такая пословица: «невольник — не богомольник». Ее принято вспоминать, когда речь идет о том, что любая «обязаловка» несовместима с христианской верой — ни в школе нельзя преподавать Православие насильно, ни в жизни нельзя к вере принудить и заставлять человека ходить в Церковь.
Но часто критики упрекают: дескать, вы, православные, для проформы так говорите, а на самом деле считаете, что веру нужно агрессивно навязывать. На этом можно ответить вот что. Мы не можем считать, что веру нужно навязывать, уже хотя бы потому, что в Библии — в нашей главной книге — есть история о том, как Бог никому ничего не навязывает. Это — история Благовещения Пресвятой Богородицы.
Мы привыкли к этому сюжету, тысячи раз он становился темой полотен и литературных произведений. Он как будто покрыт музейной пылью. Но если пыль сдуть и посмотреть на него вблизи как на историю обычного, как мы с вами, человека — юной девушки Марии, мы увидим небывалое по напряженности событие. К ней, глубоко верующей благочестивой иудейке, является архангел Гавриил и провозглашает, что она, Непорочная Дева, родит Сына от самого Бога. Трудно представить, но вообразите, что бы испытали в такой ситуации лично Вы?
Для Девы Марии, должно быть, нет сомнений, что с ней говорит Божий посланник и все услышанное — от Бога. И все же Мария в смятении. Что значило в иудейском обществе того времени родить ребенка не от мужа? Вполне возможно, быть побитой камнями как прелюбодейка. Да и кто вокруг поверит, что ее ребенок — Сын Божий, тот самый Мессия, которого ждет весь ее народ. Мария задает ангелу тревожный вопрос: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Ангел объясняет: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя». Тут снова стоит остановиться и вдуматься: что могла почувствовать юная девушка, услышав такое… Как это понять?! Как это принять?! Как это вместить?! Что теперь делать?!
И вот тут звучат слова принципиально важные слова — Дева Мария смиренно соглашается: «Cе, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему».
Могла бы Дева Мария, грубо говоря, отказаться? Наверное, могла. Мог бы Бог исполнить свой замысле насильственно — грубо говоря, не спрашивая согласия Марии? Мог бы — для Него нет ничего невозможного. Но Бог этого не делает. И это имеет колоссальное значение: Он сотворил человека свободным и теперь всегда и во всем ждет от человека только его доброй воли, только его личного желания. Бог не может спасти человека против воли самого человека. От нас нужен хотя бы шаг навстречу Богу. В раю Адам и Ева, сотворенные свободными людьми, добровольно от Бога отворачиваются: выбирают зло — нарушают заповедь и вкушают плод с древа познания, и Господь изгоняет первых людей из Эдема. Так начинается история нашего мира, который отныне — после грехопадения — считается падшим. Несколько тысячелетий спустя юная девушка Мария — точно так же добровольно и свободно — выбирает добро, Бога и смирение перед Ним. И начинается новая история падшего мира — история его исправления через приход Богочеловека Иисуса Христа.
Ключевые слова здесь — добровольно и свободно. Праздник Благовещения в этом смысле раскрывает, на чем строятся в христианстве отношения человека и Бога. А именно, какого образа мыслей и поступков Бог от человека ждет.. В этом смысле точно звучит пословица «невольник — не богомольник». Смирение перед Богом не может быть ничем иным, кроме как актом свободного выбора.
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Невольник — не богомольник?
На последнем заседании Священного Синода тюремные храмы были подчинены новому Синодальному отделу. О том, какая картина сложилась в России «за решёткой» и как Церковь может её изменить, размышляет протоиерей Сергий Киселёв — благочинный Троицкого округа Москвы, член Епархиальной комиссии по социальной деятельности в местах лишения свободы.
— Отец Сергий, 5 марта был создан Синодальный отдел по тюремному служению. Какие задачи, на ваш взгляд, будут стоять перед ним?
Задачи будут стоять прежние: духовное окормление заключённых, находящихся во всех колониях, тюрьмах, изоляторах. Но, думаю, новый отдел повысит результативность работы, которая велась раньше.
— Существуют разные мнения о статусе тюремных священников. Как вы думаете, должны ли они стать штатными сотрудниками Федеральной службы исполнения наказаний по аналогии с военным духовенством, или правильнее сохранить их независимость?
С другой стороны, если человек благословлён на это служение, он должен находиться на каком-то содержании. Поэтому возникает вопрос, каким образом мы построим отношения с ФСИН. Здесь необходимо оценить все нюансы и, может быть, найти третий путь.
— В идеале священник тюремного храма должен быть освобождён от служения на приходе?
— Конечно, он может совмещать одно и другое, как совмещаем все мы до сегодняшнего дня. Но если говорить о работе, которая сегодня нужна, целесообразно поручить священнику это послушание от начала и до конца. Работы много, потребность заключённых или подследственных в духовном окормлении, Таинствах, общении со священнослужителем очень высока. Сколько бы мы ни проводили времени в изоляторе (иногда приходит по несколько клириков), его всё равно недостаточно. Список просьб к нам большой, и мы очень медленно его исполняем.
Людям важно общение с Церковью, с Евангелием, с Крестом |
— Людям на свободе трудно понять жизнь за решёткой. Но видно, что это своеобразный параллельный мир, «другая Россия». Насколько священнику трудно и страшно туда входить? Как приходится встраиваться в тюремную жизнь?
Момент их взаимоотношений между собой и законов, которые они используют в своей внутренней жизни, я никогда не рассматривал и никогда в это не вникал. Если человек страдает от условий, в которых находится, встреча со священнослужителем ему всегда помогает. И мы его настраиваем таким образом, чтобы он не терял своего первородства, своего образа и подобия Божия, своей человечности; чтобы если к нему кто-то несправедливо относится, он бы отвечал по-христиански. Нужно поддержать людей в том, чтобы, находясь в волчьей стае, они могли не выть по-волчьи, но остаться людьми и не нанести себе личный вред.
Церковь реально влияет на то, чтобы отношения и между служащими и заключёнными, и среди самих заключённых были, насколько это возможно, человеческими. Конкретные результаты есть.
— Кто те заключённые, которые к вам приходят?
— Это совершенно разные люди в смысле, возраста, культуры, национальности и религиозной принадлежности. Я лично имел опыт общения не только с верующими или слабо верующими православными людьми, но и с принадлежащими к другим конфессиям и даже другим религиям. Они очень хотели не просто психологической разгрузки, а серьёзной духовной беседы, чтобы духовно укрепиться, не впасть в уныние и отчаяние, найти поддержку.
Конечно, среди них есть «игроки», которым просто нужно разнообразить свои дни. Такие люди, как и безразличные к священнослужителям, тоже встречаются. Но когда мы устраиваем встречи в праздники Пасхи, Рождества, Крещения, освящаем все камеры, устраиваем внутри изолятора Крестный ход из храма с участием заключённых и персонала, то при всём напряжении, которое человек там испытывает, всё равно видишь радость и неформальное отношение к нам.
Бывали случаи, когда человек с несколькими сроками просил у Бога |
— Какой процент заключённых обращается к священнику? Кто эти люди в тюремной иерархии: случайно оступившиеся или, в том числе, рецидивисты?
— Руководство тюрем иногда просит священников не приносить в камеры Священные книги, потому что заключённые могут их пустить на курево? Правда ли это? Приносите ли вы с собой молитвословы, иконки, крестики?
Когда сначала мы носили в камеры свечи, руководство ФСИН по городу Москве не рекомендовало этого делать, потому что может быть пожар и в замкнутом пространстве сгорает кислород. Но книги, иконы и крестики мы носим до сегодняшнего дня. У нас есть библиотека, которой пользуются очень многие заключённые. О глумлении над святыней я не слышал никогда. Это, наверно, характерная черта: серьёзность отношения заключённых, независимо от религиозной принадлежности и национальности, к нашей православной вере.
Своим служением Церковь в корне меняет влияние тюрьмы на человека |
— Много ли равнодушных к вере?
— В идеале тюрьма должна перевоспитывать человека, возвращать его к нормальной жизни, а не просто изолировать от общества. Но в современной России это утопия: человек, попавший за решётку, тут же получает «прописку» в блатном мире, и включаются механизмы, которые не дают из него выйти. Как может Церковь изменить эту ситуацию, помочь людям удержаться?
— Освободившиеся люди часто неспособны адаптироваться в обществе: не ходят возвращаться домой, не могут устроиться на работу, даже если им дают такую возможность. Что для них можно реально сделать?
— Это очень сложный вопрос, который пока, насколько я знаю, нашей Церковью не рассматривался. Ко мне иногда приходили люди, вышедшие на свободу, чтобы отслужить благодарственный молебен, помолиться и заверить меня в том, что хотят дальше опираться на Церковь, на молитву, на помощь Бога. Но такой человек имеет определённые привычки, зависимости: он хочет не согрешить, но слабость его толкает.
С другой стороны, есть люди, которые окончательно сделали выбор, но общество не всегда готово их принять. Может быть, новый отдел будет рассматривать эту проблему, чтобы не только духовно окормлять таких людей после заключения, но и помогать им устроиться на работу, дать рекомендацию, наблюдать за их дальнейшей жизнью.
В подмосковном приходе, где я являюсь настоятелем, есть хозяйство, и мы строим детский приют, чтобы взять этих ребят для их воспитания, окормления, содержания при храме. Больше двух лет я вёл работу с юристами, мы прошли очень многие исследования, переговоры для того, чтобы осуществить этот проект, но закон нам не позволил этого сделать. С нашей точки зрения, мы нашли юридическую основу, но нам не пошли навстречу.
— В какой-то степени. Их опыт я учитывал в своей работе, читал их статьи и общался с ними напрямую.
— Какими качествами должен обладать священник, который служит в тюрьме?
Как понять пословицу: «невольник-не богомольник»?
Речь не только о таких невольниках, но и о тех, кто лежит дома на уютном диване. Нужно ли им говорить о вере, или пусть лежат дальше?
Эта пословица церковная. Значение её в том, что никого силком не заставишь стать верующим, и не нужно этого делать, тащить в храм всех окружающих: сестёр, братьев, друзей, одноклассников, сотрудников по работе.
Нужно жить так, чтобы они сами захотели понять, что такого есть в вашей душе, и чего недостаёт им. Свою душу насильно не вложишь, имейте терпение и показывайте добрый пример, чтобы вашей жизнью прославлялся Бог. Тогда, возможно, и окружающие захотят изменить свою жизнь. Преподобный Серафим Саровский говорил об этом так: «Стяжи Дух мирный, и вокруг тебя спасутся тысячи». Начните с себя, это гораздо труднее. Незлобие, терпение и любовь к ближним сотворят чудо.
Изречение затрагивает всех тех, кто обращён в какую-то религию насильно. Он совершает непонятные ему ритуалы, соблюдает неприятные ему традиции. И молится не молясь, а бормоча бессмысленные слова.
Такие невольники не делают блага ни себе, ни окружающим. Никому. Они совершенно зря зажигают свечи, кладут за компанию с кем-то поклоны и просят у Бога того, чего порекомендовали попросить его назойливые «пастыри».
Богомольниками становятся лишь добровольно.
Думаю, имеется в виду то, что нельзя заставить человека делать что-то против его воли, даже если это самое замечательное и полезное занятие. Сразу вспоминается еще одна пословица, которая гласит, что благими намерениями дорога в ад выстлана. Как-то так.
Ответна этот вопрос находится в Библии. » Если кому-то из вас недостает мудрости, пусть просит у Бога, который дает всем щедро и без упрека, и ему будет дано. Но пусть просит с верой, нисколько не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, которую ветер гонит и бросает в разные стороны. Иакова 1:5,6. Прежде всего нужно помнить к кому мы обращаемся в молитве и кого вы просите с верой. Отвечает на молитвы Бог, никто иной, и именно он дает вам ответ. Даст ли Бог ответ на вашу молитву, зависит от искренности вашей молитвы и от того на сколько вы верите в то, что Он вам ответит. Молитва это не ритуал, а реальное обращение к Богу.
Горячей, молитву делает искренность, порыв, идущий от души. И искренняя надежда на то, что молитва дойдет по назначению. Верить надо в Господа, и верить искренне, а не просто для галочки. Так же, молитва не должна быть похожей на торг, типа, «Господи, сделай так, чтобы. Если ты сделаешь, как я прошу, то я брошу пить, курить, гулять» и т.д. Это, конечно, утрированный пример, но люди, зачастую, именно так и возносят молитву. А это в корне неправильно.
Благодать Божию, душевное спокойствие! Начнешь видеть то что раньше видеть не мог и понимать то что ранее не доступно было для понимания.
Вы знаете, дело в том, что многие слово «молиться» понимают как то, что надо обязательно кланяться, обязательно стоять наколенях, в общем, унижаться.
Ведь молиться-то как раз надо именно про себя, идя на работу, едя в транспорте, даже при приготовлении пищи. Тут не суть важно, а именно про себя. Сам Господь Иисус в этом плане говорил в нагорной проповеди именно о том, что надо молиться именно про себя, втайне, а не на показ.
Итак, что же касается того, что верующий иногда не хочет молиться, это не то, что он потерял веру, просто бывают такие ситуации, именно духовные, когда уже сил ни на что не хватает, своего рода кризис, вот так мозно это всё назвать.
Да,: так вот, у человека просто опускаются руки, и ему ничего уже не хочется делать.
Просто хочется упасть, и не встать. Это временно, думаю, что какая-то происходит фаза: человек перестаёт хотеть молиться.
Всё-таки, хотя верующие люди не просто верующие, они люди, прежде всего. А всем людям свойственно чувствовать, переживать, и. сомневаться в том числе.
Вот, как ни крутите, как бы и кто что ни говорил, а даже у верующего человека есть сомнения. Хотя многие это и отрицают, не знаю, может стыдяться, хотя чего тут стыдиться, не понимаю. Так вот, люди сомневаются, и, когда приходит определённое время, у них просто опускаются руки.
Это вам моё объяснение.
Я, хотя и не отношу себя ни к акой конфессии, но я по-своему верующий. Могу сказать: у меня бывают такие времена, когда, ни молиться, ни делать что-либо не хочется.
Так ведь сказано: по вере вашей и воздастся.
Человек может просить о том, что ему не нужно на самом деле. И опять же, просит и ребенок у родителей. Они ему несомненно желают добра и поэтому дают отнюдь не то, что он просит. Довольно часто так случается.
Поэтому и Отец наш небесный тоже решает, давать нам это или погодить. Нужно ли это, заслуженно, или может как раз другое заработали и достойны.
Но просить нужно. Просто быть искренним в этом, как и при любой просьбе, адресованной к кому бы то ни было.
Однажды я была свидетелем того, как у мужчины парень вытащил бумажник. Мужчина выхватил монтировку из под сидения, и догнал воришку. Лицо у него было зверское, думала убьет. Укравший кошелек согнулся, тоже думал монтировкой ему достанется. Смотрю, разговаривают. Взял его за рукав, ведет к машине, а попутно что-то зло вычитывает, и дергает за рукав. Посадил в машину. Я слушаю дальше диалог, потому что сижу в ней. Парнишка почти плача рассказывал, что дома есть нечего, совсем нет ничего. Украл, потому что не знал как накормить младших. Мать запойная, лежит. Мы поехали к нему домой. Мужчина зашел, посмотрел на все. Оказалось правдой. Дал парню денег, велел купить продукты и записал адрес, чтобы проверить что будет дальше и пообещал подумать, как помочь подростку с работой.
Это было не в России, там законы чуть другие. Но человеческие законы везде одни: не укради. Лучше попросить. Но не все могут себя переступить и просить. Разве украсть легче и лучше?
За этих детей, наверное, кто-то еще молился. Может даже та запойная мать, ведь это болезнь.
Анатолий 2
Такая история. Много лет назад был знаком с девушкой. Потом мы перестали общаться и я ничего о ней не знал, но всегда хотел найти ее и узнать как она живет. Недавно узнал, что в 2010 она ушла в монастырь. Решил найти ее там. В местной епархии только два женских монастыря, у меня была информация в какой именно монастырь она ушла в 2010 году плюс косвенные доказательства из других источников, что она может быть именно в этом монастыре. Там и решил ее искать.
Монастырь нашел, дважды туда ездил, но игуменья сначала лгала (что для меня было шоком, потому что сначала считал, что религиозный человек такого статуса должен быть как минимум высоко порядочным человеком), что моей знакомой там нет. Простояв безрезультатно у ворот монастыря 5 часов и уезжая, я заметил игуменье, что ее поведение противоречит христианским ценностям человеколюбия и принятия воли Божией, что, видимо, ее задело. Во второй приезд игуменья со мной общаться отказалась и вызвала полицию по надуманному поводу, а когда полиция не нашла в моем поведении правонарушения (я просто стоял за воротами монастыря с воздушными шариками в течение 5 часов), игуменья, прямо при сотрудниках полиции, пообещала бороться со мной «своими методами». Когда я в ответ призвал ее помнить, что она христианка и ведет себя неподобающим образом, она выдала еще более шокирующую фразу «Не твое дело».
То есть уровень порядочности и адекватности игуменьи по итогам моего общения с ней представляется мне сомнительным. Ее уровень знания юридических норм и общий уровень интеллекта характеризуется, например, тем фактом, что по приезду вызванной ею полиции, когда выяснилось, что признаков правонарушения в моем присутствии у ворот монастыря нет, она стала обвинять меня в том, что я сфотографировал монастырь в свой прошлый приезд и что в рюкзаке у меня есть фотоаппарат (по ее мнению это, видимо, противозаконно), а также в том, что я оставил в свой предыдущий приезд у ворот монастыря пакет с комнатным цветком и запиской с просьбой передать его моей знакомой (это тоже по ее мнению противозаконно). Под конец она заявила, что «знает к кому я принадлежу», видимо, имея в виду какую-то организацию. На мою просьбу пояснить что она имеет в виду, она заявила, что говорить ничего не будет, но органы разберутся. Поэтому я лично даже не вполне уверен в том, что этот человек полностью психически здоров. Я не хочу думать какого рода «духовное окормление» такая игуменья может предоставить тем, кто живет в ее монастыре, и какой вообще смысл всем людям, которые живут в этом монастыре, находиться под руководством такого руководителя, если они, конечно, не находятся там вынужденно. Лично я придерживаюсь мысли, что никто не может научить другого человека тому, что не умеет сам. Более того, если эта игуменья с длительным опытом монашества все равно демонстрирует такой текущий духовный уровень, то это ставит под сомнение само предположение, что через монашескую жизнь можно с уверенностью достичь высокого духовного развития.
Как я понимаю, даже человек, ушедший в монастырь, остается гражданином РФ и сохраняет все гражданские права (хотя, как слышал, в монастырях практикуется отъем паспортов у проживающих в монастыре, что само по себе противозаконно). Так, Конституция РФ, статья 17, пункт 2 говорит «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». То есть, даже если человек добровольно, по принуждению или в каких-то других обстоятельствах заявит об отказе от своих конституционных прав, то такой отказ не будет иметь юридической силы, а лицо, которое нарушает конституционное право другого человека в любом случае должно преследоваться по закону. Также, надеюсь, мы все понимаем, что законодательство РФ имеет преимущественное значение над любыми монастырскими уставами, а Конституция РФ имеет преимущественное значение над всем законодательством.
Далее, Конституция РФ, статья 23, пункт 1 гласит, что «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни». То есть никакая игуменья не имеет законного права препятствовать общению своих подопечных в том числе с людьми вне монастыря. Также помимо нарушения права на неприкосновенность частной жизни моей знакомой руководство монастыря очевидно нарушает и мое личное право на неприкосновенность моей частной жизни и мое право общаться с человеком, с которым я хочу общаться, даже если он находится в монастыре и лично согласен со мной общаться. Например, если бы моя знакомая была не в монастыре, а в местах лишения свободы, то даже в этой ситуации закон предусматривает право нам с ней встретиться и пообщаться.
Препятствие, которое создает игуменья, в данном случае состоит либо в том, что, пользуясь ситуацией, когда нужный мне человек находится на территории монастыря, закрытого учреждения, и я не могу непосредственно обратиться к нему, игуменья не информирует мою знакомую о моем желании пообщаться с ней. Либо же, если моя знакомая уже имеет информацию о моем желании пообщаться с ней, препятствие в общении заключается в том, что игуменья не разрешает ей это сделать, то есть по сути угрожает ей явным или скрытым образом какими-то последствиями, если моя знакомая не подчинится ее решению и осуществит свое право на частную жизнь, которое дано ей законодательством. Наконец игуменья препятствует осуществлению и моего личного права на неприкосновенность моей частной жизни через угрозу физической расправы (одна сестра, когда я стоял с шариками перед воротами монастыря во второй приезд, сказала мне, что если я не уйду, они попросят местных мужчин разобраться со мной)
Прошу вас высказать ваше мнение по данной ситуации и о наиболее правильном на ваш взгляд пути решении проблемы.
Евгений Ананьев
Супер Модератор
Вадим Ламзиков
Такая история. Много лет назад был знаком с девушкой. Потом мы перестали общаться и я ничего о ней не знал, но всегда хотел найти ее и узнать как она живет. Недавно узнал, что в 2010 она ушла в монастырь. Решил найти ее там. В местной епархии только два женских монастыря, у меня была информация в какой именно монастырь она ушла в 2010 году плюс косвенные доказательства из других источников, что она может быть именно в этом монастыре. Там и решил ее искать.
Монастырь нашел, дважды туда ездил, но игуменья сначала лгала (что для меня было шоком, потому что сначала считал, что религиозный человек такого статуса должен быть как минимум высоко порядочным человеком), что моей знакомой там нет. Простояв безрезультатно у ворот монастыря 5 часов и уезжая, я заметил игуменье, что ее поведение противоречит христианским ценностям человеколюбия и принятия воли Божией, что, видимо, ее задело. Во второй приезд игуменья со мной общаться отказалась и вызвала полицию по надуманному поводу, а когда полиция не нашла в моем поведении правонарушения (я просто стоял за воротами монастыря с воздушными шариками в течение 5 часов), игуменья, прямо при сотрудниках полиции, пообещала бороться со мной «своими методами». Когда я в ответ призвал ее помнить, что она христианка и ведет себя неподобающим образом, она выдала еще более шокирующую фразу «Не твое дело».
То есть уровень порядочности и адекватности игуменьи по итогам моего общения с ней представляется мне сомнительным. Ее уровень знания юридических норм и общий уровень интеллекта характеризуется, например, тем фактом, что по приезду вызванной ею полиции, когда выяснилось, что признаков правонарушения в моем присутствии у ворот монастыря нет, она стала обвинять меня в том, что я сфотографировал монастырь в свой прошлый приезд и что в рюкзаке у меня есть фотоаппарат (по ее мнению это, видимо, противозаконно), а также в том, что я оставил в свой предыдущий приезд у ворот монастыря пакет с комнатным цветком и запиской с просьбой передать его моей знакомой (это тоже по ее мнению противозаконно). Под конец она заявила, что «знает к кому я принадлежу», видимо, имея в виду какую-то организацию. На мою просьбу пояснить что она имеет в виду, она заявила, что говорить ничего не будет, но органы разберутся. Поэтому я лично даже не вполне уверен в том, что этот человек полностью психически здоров. Я не хочу думать какого рода «духовное окормление» такая игуменья может предоставить тем, кто живет в ее монастыре, и какой вообще смысл всем людям, которые живут в этом монастыре, находиться под руководством такого руководителя, если они, конечно, не находятся там вынужденно. Лично я придерживаюсь мысли, что никто не может научить другого человека тому, что не умеет сам. Более того, если эта игуменья с длительным опытом монашества все равно демонстрирует такой текущий духовный уровень, то это ставит под сомнение само предположение, что через монашескую жизнь можно с уверенностью достичь высокого духовного развития.
Как я понимаю, даже человек, ушедший в монастырь, остается гражданином РФ и сохраняет все гражданские права (хотя, как слышал, в монастырях практикуется отъем паспортов у проживающих в монастыре, что само по себе противозаконно). Так, Конституция РФ, статья 17, пункт 2 говорит «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». То есть, даже если человек добровольно, по принуждению или в каких-то других обстоятельствах заявит об отказе от своих конституционных прав, то такой отказ не будет иметь юридической силы, а лицо, которое нарушает конституционное право другого человека в любом случае должно преследоваться по закону. Также, надеюсь, мы все понимаем, что законодательство РФ имеет преимущественное значение над любыми монастырскими уставами, а Конституция РФ имеет преимущественное значение над всем законодательством.
Далее, Конституция РФ, статья 23, пункт 1 гласит, что «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни». То есть никакая игуменья не имеет законного права препятствовать общению своих подопечных в том числе с людьми вне монастыря. Также помимо нарушения права на неприкосновенность частной жизни моей знакомой руководство монастыря очевидно нарушает и мое личное право на неприкосновенность моей частной жизни и мое право общаться с человеком, с которым я хочу общаться, даже если он находится в монастыре и лично согласен со мной общаться. Например, если бы моя знакомая была не в монастыре, а в местах лишения свободы, то даже в этой ситуации закон предусматривает право нам с ней встретиться и пообщаться.
Препятствие, которое создает игуменья, в данном случае состоит либо в том, что, пользуясь ситуацией, когда нужный мне человек находится на территории монастыря, закрытого учреждения, и я не могу непосредственно обратиться к нему, игуменья не информирует мою знакомую о моем желании пообщаться с ней. Либо же, если моя знакомая уже имеет информацию о моем желании пообщаться с ней, препятствие в общении заключается в том, что игуменья не разрешает ей это сделать, то есть по сути угрожает ей явным или скрытым образом какими-то последствиями, если моя знакомая не подчинится ее решению и осуществит свое право на частную жизнь, которое дано ей законодательством. Наконец игуменья препятствует осуществлению и моего личного права на неприкосновенность моей частной жизни через угрозу физической расправы (одна сестра, когда я стоял с шариками перед воротами монастыря во второй приезд, сказала мне, что если я не уйду, они попросят местных мужчин разобраться со мной)
Прошу вас высказать ваше мнение по данной ситуации и о наиболее правильном на ваш взгляд пути решении проблемы.