Невежество знать не больше чем знают другие

Афоризмы от Владимира Ильича Ленина

Ленин (Ульянов) Владимир Ильич
(один из организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года в России, председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР, создатель первого в мировой истории социалистического государства.)
(1870-1924)

1. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна

2. Все на свете имеет две стороны

3. Надо уметь учитывать момент и быть смелым в решениях

4. Лучше неудачно сказать правду, чем умолчать о ней, если дело серьезное

5. Именно молодежи предстоит настоящая задача создания коммунистического общества

6. Всякая крайность нехороша; все благое и полезное, доведенное до крайности, может стать и даже, за известным пределом, обязательно становится злом и вредом

7. Без революционной теории не может быть и революционного движения

9. Больших слов нельзя бросать на ветер

10. Война есть испытание всех экономических и организационных сил каждой нации

11. Озлобление вообще играет в политике обычно самую худую роль

12. Всеобщая вера в революцию есть уже начало революции

13. Власть центрального учреждения должна основываться на нравственном и умственном авторитете

14. Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше

15. Умен не тот, кто не делает ошибок. Умен тот, кто умеет легко и быстро исправлять их

16. Слова обязывают к делам

17. Надо быть осторожным, чтобы в критике недостатков не переходить границу, где начинаются пересуды

18. В личном смысле разница между предателем по слабости и предателем по умыслу и расчету очень велика; в политическом отношении этой разницы нет

19. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя

20. Идеи становятся силой, когда они овладевают массами

21. Равнодушие есть молчаливая поддержка того, кто силен, того, кто господствует

22. Равенство по закону не есть еще равенство в жизни

23. Отчаяние свойственно тем, кто не понимает причин зла

24. Из всех искусств для нас важнейшим является кино

25. Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их

26. Капиталисты готовы продать нам веревку, на которой мы их повесим

29. Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов

30. Никто не повинен в том, если он родился рабом; но раб, который не только чуждается стремления к своей свободе, но оправдывает и приукрашивает свое рабство, такой раб есть вызывающий законное чувство негодования, презрения и омерзения холуй и хам

32. Надо систематически взяться за то, чтобы велась работа создания такой прессы, которая не забавляла и не дурачила массы

33. Нужно уметь работать с тем человеческим материалом, который есть в наличии. Других людей нам не дадут

35. Не так опасно поражение, как опасна боязнь признать свое поражение

36. Невежество менее удалено от истины, чем предрассудок

38. Несдержанность в половой жизни — буржуазна: она признак разложения

39. В половой жизни проявляется не только данное природой, но и привнесенное культурой

40. Нравственность служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше

41. Я не поручусь также за надежность и стойкость в борьбе тех женщин, у которых личный роман переплетается с политикой, и за мужчин, которые бегают за всякой юбкой и дают себя опутать каждой молодой бабенке. Нет, нет, это не вяжется с революцией

42. Недостатки у человека как бы являются продолжением его достоинств. Но если достоинства продолжаются больше, чем надо, обнаруживаются не тогда, когда надо, и не там, где надо, то они являются недостатками

44. Пока есть государство, нет свободы. Когда будет свобода, не будет государства

45. Политика есть самое концентрированное выражение экономики

47. Мы будем работать, чтобы внедрить в сознание, в привычку, в повседневный обиход масс правило: «все за одного и один за всех», правило: «каждый по своим способностям, каждому по его потребностям», чтобы вводить постепенно, но неуклонно коммунистическую дисциплину и коммунистический труд

48. Коммунизм есть высшая, против капиталистической, производительность труда добровольных, сознательных, объединенных, использующих передовую технику, рабочих

49. Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу

50. Революция пролетариата совершенно уничтожит деление общества на классы, а следовательно, и всякое социальное политическое неравенство

51. Политические события всегда очень запутаны и сложны. Их можно сравнить с цепью. Чтобы удержать всю цепь, надо уцепиться за основное звено

52. Поменьше политической трескотни. Поменьше интеллигентских рассуждений. Поближе к жизни

53. Пусть 90% русского народа погибнет, лишь бы 10% дожили до мировой революции

54. Революции в белых перчатках не делаются

56. Сказать неправду легко. Но, чтобы доискаться правды, необходимо иногда много времени

58. Талант надо поощрять

59. С изобретателями, даже если они немного капризничают, надо уметь вести дело

60. Мы не можем обойтись без романтики. Лучше избыток ее, чем недостаток. Мы всегда симпатизировали революционным романтикам, даже когда были не согласны с ними

61. Во всякой сказке есть элементы действительности

62. Фантазия есть качество величайшей ценности

63. Учиться надо тому, что без машины, без дисциплины жить в современном обществе нельзя, — или надо преодолеть высшую технику, или быть раздавленным

64. Экономист всегда должен смотреть вперед, в сторону прогресса техники, иначе он немедленно окажется отставшим, ибо кто не хочет смотреть вперед, тот поворачивается к истории задом

65. Невежество не есть аргумент

66. Ум человеческий открыл много диковинного в природе и откроет еще больше, увеличивая тем свою власть над ней

67. Только тогда мы научимся побеждать, когда мы не будем бояться признавать свои поражения и недостатки

69. Учиться, учиться и учиться!

70. Подъем общего культурного уровня масс создаст ту твердую, здоровую почву, из которой вырастут мощные, неисчерпаемые силы для развития искусства, науки и техники

71. От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности

72. Без известного самостоятельного труда ни в одном серьезном вопросе истины не найти, и кто боится труда, тот сам себя лишает возможности найти истину

73. Мы должны тщательно изучать ростки нового, внимательнейшим образом относиться к ним, всячески помогать их росту

75. Юристов надо брать ежовыми рукавицами и ставить в осадное положение, ибо эта интеллигентская сволочь часто паскудничает

76. Лучше меньше, да лучше

77. Мы грабим награбленное

78. Разбитые армии хорошо учатся

79. Религия – род духовной сивухи

80. Интеллигенция – не мозг нации, а говно

81. Люблю я, когда люди ругаются, — значит, знают, что делают, и линию имеют

82. Швыряться звонкими фразами — свойство деклассированной мелкобуржуазной интеллигенции. Надо говорить массам горькую правду просто, ясно, прямо

83. Нам не нужно зубрежки, но нам нужно развить и усовершенствовать память каждого обучающегося знанием основных фактов

84. Школа вне жизни, вне политики — это ложь и лицемерие

85. Мы в первую очередь выдвигаем самое широкое народное образование и воспитание. Оно создает почву для культуры

86. Трудящиеся тянутся к знанию, потому что оно необходимо им для победы

87. Из маленькой ошибки всегда можно сделать чудовищно-большую, если на ошибке настаивать, если ее углубленно обосновывать, если ее «доводить до конца»

88. Не бояться признавать своих ошибок, не бояться многократного, повторного труда исправления их — и мы будем на самой вершине

89. Анализируя ошибки вчерашнего дня, мы тем самым учимся избегать ошибок сегодня и завтра

90. Умен не тот, кто не делает ошибок. Таких людей нет и быть не может. Умен тот, кто делает ошибки не очень существенные, и кто умеет легко и быстро исправлять их

91. Если мы не будем бояться говорить даже горькую и тяжелую правду напрямик, мы научимся, непременно и безусловно научимся побеждать все и всякие трудности

92. Надо иметь мужество глядеть прямо в лицо неприкрашенной горькой правде

93. Не надо обольщать себя неправдой. Это вредно

94. Самокритика, безусловно, необходима для всякой живой и жизненной партии. Нет ничего пошлее самодовольного оптимизма

95. Человеку нужен идеал, но человеческий, соответствующий природе, а не сверхъестественный

96. Не мудрствуй лукаво, не важничай коммунизмом, не прикрывай великими словами халатности, безделья, обломовщины, отсталости

97. Проверяй всю свою работу, дабы слова не остались словами, практическими успехами хозяйственного строительства

98. О человеке судят не по тому, что он о себе говорит или думает, а по тому, что он делает

99. Труд же сделал из нас ту силу, которая объединяет всех трудящихся

100. Бывают такие крылатые слова, которые с удивительной меткостью выражают сущность довольно сложных явлений

101. Ничего не знаю лучше «Appassionata», готов слушать ее каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, думаю: вот какие чудеса могут делать люди!

103. Не ошибается тот, кто ничего практического не делает

Источник

АФОРИЗМЫ ПО АВТОРАМ

Конфуций

(Кун-Цзы), 511-479 д.н.э. Величайший древнекитайский мудрец, мыслитель.

Безумец жалуется, что люди не знают его, мудрец жалуется, что не знает людей.

Благородный в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.

Благородный муж живёт в согласии со всеми, а низкий человек ищет себе подобных.

Благородный человек думает о долге, а мелкий человек о выгоде.

Благородный человек ищет причины своих неудач в себе самом, а подлый человек ищет их в других.

Блажен тот, кто ничего не знает: он не рискует быть непонятым.

Блажен, кто ничего не знает. Он не рискует быть непонятым.

В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Нынче учатся для того, чтобы удивить других.

В искусных речах гибнет добродетель.

Верьте в первую очередь в себя, другие последуют этому примеру.

Всё имеет красоту, но не каждый это заметит.

Все люди близки друг к другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания.

Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни.

Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество.

Даже самое длинное путешествие начинается с одного шага.

Для того чтобы познать новое, необходимо изучить старое.

Добром нужно отвечать на добро, а на зло нужно отвечать справедливостью.

Достойный человек не идет по следам других людей.

Драгоценный камень нельзя отполировать без трения. Также и человек не может стать успешным без достаточного количества трудных попыток.

Если вы хотите добиться успеха, избегайте шести пороков: сонливости, лени, страха, гнева, праздности и нерешительности.

Если есть праведность в сердце, будет красота в характере.
Если есть красота в характере, будет гармония в доме.
Если есть гармония в доме, будет порядок во всей стране.
Если есть порядок в стране, будет мир во всем мире.

Если кто-то хочет тебя сильно обидеть, значит ему еще хуже.

Если совершенствуешь себя, то разве будет трудно управлять государством? Если же не можешь усовершенствовать себя, то как же сможешь усовершенствовать других людей?

Если тебе плюют в спину, значит ты впереди.

Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков.

Если хочешь знать, как обстоят дела с правлением страны, здоровы ли нравы, прислушайся к ее музыке.

Если человек научится управлять самим собой, ему не составит труда управлять государством.

Если человек не человеколюбив, что он поймет в музыке?

Благородный муж винит себя, низкий человек винит других.

Благородный муж думает о морали, долге и о том, как бы не нарушить законы; низкий человек думает о том, как бы получше устроиться и извлечь выгоду.

Благородный муж, впадая в нужду, стойко её переносит. Низкий человек, впадая в нужду, распускается.

Благородный человек думает о долге, а мелкий человек о выгоде.

Благородный человек живёт в согласии с другими людьми, но не следует за ними. Простолюдин же следует за другими, но не живёт с ними в согласии.

Блажен, кто ничего не знает. Он не рискует быть непонятым.

Быть высоконравственным, значит, быть свободным душой. Люди, постоянно гневающиеся, беспрестанно боящиеся и отдающиеся страстям, не могут быть свободны душой.

В искусных речах гибнет добродетель.

Все люди близки друг к другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания.

Для того чтобы познать новое, необходимо изучить старое.

Если государство управляется правильно, бедность и незнатность вызывают стыд. Если государство управляется неправильно, то стыд вызывает богатство и знатность.

Если название неправильное, то слова не повинуются.

Если только учиться и не стремиться к размышлениям, то от этого мало будет проку. А если только размышлять и не учиться, то это приведёт к возникновению сомнений и непостоянства.

Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков.

Когда исходят лишь из выгоды, то множат злобу.

Когда не ведают далёких дум, то не избегнут близких огорчений.

Когда пути неодинаковы, не составляют вместе планов.

Когда слова утрачивают своё значение, народ утрачивает свою свободу.

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.

Люди с разными принципами не могут найти общего языка.

Мудрец стыдится своих недостатков, но не стыдится исправлять их.

Мудрый не знает волнений, человечный не знает забот, смелый не знает страха.

На добро отвечают добром. На зло отвечают справедливостью.

Народ можно заставить повиноваться, но нельзя заставить понимать почему.

Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, но беспокойся о том, что ты не знаешь людей.

Не говорить с человеком, с которым можно говорить, значит потерять человека; говорить с человеком, с которым нельзя говорить, значит терять слова. Умный человек не теряет человека и не теряет слов.

Не меняются только самые умные и самые глупые.

Не наказывай капризный желудок излишней пищей.

Не происходит изменений лишь с высшей мудростью и низшей глупостью.

Не следует говорить о том, что уже совершено. Не следует противиться тому, что уже делается. Не следует порицать за то, что уже упущено.

О благородном муже нельзя судить по мелочам, ему нужно доверить больше дела. Низкому человеку нельзя доверить большие дела, но о нём можно судить по мелочам.

Обдумывай, верно ли и возможно ли то, что ты обещаешь, ибо обещание есть долг.

По природе все люди сходны между собой, привычки и воспитание делают людей отличными друг от друга. Лишь высшая мудрость и крайняя глупость неизменны.

Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра.

Путь благородного человека рождается в нём самом, но проходит проверку у народа.

Слово должно быть верным, действие должно быть решительным.

Словом «взаимность» можно руководствоваться всю жизнь. Это значит: «не делай другим того, что не желаешь себе».

Те, у кого разные пути, не могут совместно договориться, чтобы действовать.

Человек может сделать великим учение, которое он исповедует, но учение не может сделать человека великим.

Человеколюбие включает знание людей. Нужно выдвигать людей прямых и отстранять людей лживых, и тогда лживые люди смогут стать прямыми.

Человеку со слабым умом нельзя сообщать высоких и глубоких принципов.

Чем строже и безжалостнее ты осудишь себя, тем справедливее и снисходительнее будешь судить других.

Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю.

Источник

Умные и дураки

Раскол в обществе произошел не по линии убеждений, а по линии интеллекта.
А. Невзоров.

Нет ничего ужаснее деятельности невежества. Где глупость — образец, там разум — безумие.
И.В.Гёте

Альберт Эйнштейн считал, что в мире есть только две бесконечные вещи: Вселенная и глупость. И добавлял: «хотя насчет Вселенной я не уверен».

Увы, это так: мир кишит дураками, не замечающими и даже не подозревающими о своей дремучести. Потому-то для гения существуют границы, а для глупости — нет.

Роберт Бёрнс говорил об особой — я бы сказал спасительной — иерархии дураков:

Жму руки дуракам обеими руками.
Как многим, в сущности, обязаны мы им!
Ведь если б не были другие дураками,
То дураками быть пришлось бы нам самим.

В действительности, мудрость уникальна и ограничена, невежество повсеместно и беспредельно: умные и продвинутые штучны, дураки и задуренные массовы.

Говорят: глупца видно по лицу, а умного — по глазам. Верно, но не абсолютно.

Умного можно переубедить, глупость постоянна и непобедима. Умные всегда полны сомнений, глупцы непоколебимы в своей уверенности. Они слишком уверены в себе или упорствуют в своем заблуждении.

Умный всё замечает. Глупец ко всему придирается. Умный живет доводами, дурак — предрассудками. Мудрые люди обдумывают свои мысли, глупые — провозглашают их. Потому среди фанатиков так много идиотов.

Ум берет один барьер за другим, глупость вообще не знает преград. Дурак не тот, кто не знает, а кто знать не хочет. Невежество любит стабильность и страшится перемен.

Умные стремятся бежать толпы, для дураков толпа, масса — родная стихия. Умные выделяются, дураки мимикрируют.

Умные не обижаются, а делают выводы. Дураки склонны осмеять, оскорбить или оклеветать ближнего. Они замечают только промахи людей и не обращают внимания на их достоинства. Злословие и клевета не имели бы такой силы, если бы глупость или дремучесть не пролагали им пути.

Невежество — мать злобы, зависти, алчности и всех прочих низких и грубых пороков и дьявольских грехов. С невеждой о науках рассуждать — что злак пшеничный в солончак бросать (Саади). Невежество — недуг. Покровители невежества суть самые ожесточенные враги человечества (Клод Гельвеций). Таковы все правители, крепящие свою власть обманом и поощрением невежества.

К добру и миру тянется мудрец,
К войне и распрям тянется глупец (Рудаки).

Какую бы глупость вы ни придумали, всегда найдется огромная масса людей, готовых ее осуществить (марксизм, ленинизм, нацизм, чучхе). Оскар Уайльд так и говорил: «Самые глупые поступки люди совершают из самых возвышенных побуждений». Если даже 150 миллионов человек говорят или поддерживают глупость, она так и остается глупостью.

Глупцы плохо поддаются обучению, склонны к самообману, скорее обманывают больше самих себя, чем других.

Руководить умными проблематично, глупцами управлять легко. Но и результаты — соответствующие…

Умные и продвинутые разительно отличаются от дураков и дремучих. Народ, не способный их различить и предпочитающий вторых первым, обречен на вечное прозябание.

ПОЧЕМУ ДУРАКИ НЕ ЛЮБЯТ УМНЫХ?

Дурак на Руси — высшее звание, а глупость — дело чести.
В. Бутков

На Руси так много дураков, потому что на Руси выгодно быть дураком.
В. Грудев

Вообще-то дураков — преобладающее большинство, потому появилось ироническое выражение — «интеллектуальное большинство». А потому — согласно демократическому принципу большинства — дураки всегда правы, ибо именно они есть «нормальные люди» и именно они — количеством своим — выбирают власть. Можно сказать, что мир принадлежит дуракам, и в нем легче всего реализовать дурацкие проекты, изначально рассчитанные на дураков. Опыт тоталитарных стран ярко показал, что дураки вполне могут долгое время существовать без умных и под руководством других дураков-собратьев или фанатиков. Поэтому изобличать их в дурости — неблагодарное и, наверное, глупое дело. Но я все-таки попробую…

Вся история развития культуры, науки, человеческой мысли как таковой — это история людей, которых сначала называли дураками — за то, что они думали не так, как интеллектуальное большинство, а потом начинали называть «гениями» за то, что объясняли большинству то, что оное принять и понять не могло. Инквизиция считала опасными дураками и провокаторами людей типа Коперника и Галилея, а нынешние микромегасы по сей день считают «идиотами» Эйнштейна, Джойса, Пастернака или Бродского.

Читаешь в Рунете комментарии к текстам или выступлениям людей бритвенного ума и диву даешься: откуда у дураков столько злой язвительности и изобретательности в поношениях умниц или экспертов. Впрочем, это вполне понятно: умный может легко справиться с двумя-тремя дураками, но когда они наваливаются на него скопом, как в России, он, увы, бессилен.

Люди вообще не любят тех, кто на них не похож, даже если эти непохожие умнее или лучше, чем они сами. Дурак считает дураком всякого, кто рассуждает не так, как он. Часто называют дураками (а то и идиотами) не тех, кто не умеет думать, а тех, кто не похож на большинство.

Дураки не любят умных по многим причинам — за смекалку и явное интеллектуальное превосходство, за успешность, изобретательность, гибкость, непредсказуемость, инакость, персональность-индивидуальность, трудолюбие, потребность непрерывно учиться, еще за то, что умные часто ставят дураков в неудобное положение…

Дураков раздражает не собственная дурь или лень, но те, кто поднялся над общепринятым общественным мнением, над «такими, как все» и над «так надо». Сограждан «левши» особенно раздражает успешность и изобретательность… Не удивительно, что производительность труда в России много ниже, чем в развитых странах. Здесь продолжают действовать стандарты совкового мышления: все должны одинаково зарабатывать, одинаково думать и «не высовываться»…

Дураки инстинктивно боятся умных и завидуют им. У дураков прекрасное, я бы сказал — собачье — чутье на умных, как на опасных чужаков. И оно их редко подводит. Как Верные Русланы, они хорошо знают больные места умников и кусают без промаха. Благо, умные гораздо уязвимее и чувствительнее.

В России как-то особенно не любят по-настоящему умных людей. Разделение или различение по уму раздражает русских — возможно, из-за сильного влияния идеи равенства, которым здесь никогда не пахло, или из-за пресловутой «соборности» (правильнее говорить — стадности), толкающей к тому, чтобы быть «как все» («все так делают»). Здесь абсолютное большинство извечно пребывало в мире фикций, химер, лжей и обманов, и привыкло к примитивным и ложным целям. Характеризуя массу, Фридрих Ницше полтора столетия тому назад писал: «Сильные с такой же естественной необходимостью стремятся разойтись, как слабые сойтись».

Да, Россия гордится своими гениями, но «любить умеет только мертвых». Так здесь издавна принято, потому-то современников, делающих открытие, здесь часто признавали сумасшедшими, и список таковых бесконечен — от Чаадаева, Рылеева и Гоголя до всех инакомыслящих современности.

«Срезать надо с земли всех образованных, тогда нам, дуракам, легче жить будет, а то — замаяли вы нас!» — М.Горький

Надо признать, что умным быть тяжелее, чем дураком. Дураку жить легче: он ни о чем не думает, не обременяет себя сомнениями, радостно и бездумно идет, куда его зовут, а вот умный постоянно сомневается, думает, мучается, все время пытается создать или понять новое, неведомое, невозможное… У дурака превалируют преграды, у умного — поиск способов их преодоления. Дурак склонен к разрушению, умный — к созиданию. Надо честно признать, что дуракам удается приспособить свой мир именно для себя (интеллектуального большинства). И было бы странно ожидать от них чего-то другого.

Умные могут ошибаться, тогда как дурак всегда прав. Он абсолютно нечувствителен к доводам, потому что знает всё до опыта или доказательств. У умных всегда много проблем, для дураков мир прост и очевиден. От конфликтов с окружением дурака спасает то, что у других дураков обычно такие же «принципы» или «взгляды». Умные люди неповторимы и разнообразны по складу ума, дураки очень похожи друг на друга. Впрочем, бывают дураки энергичные — это самая страшная разновидность дураков.

Только в России могла родиться мысль «дуракам везет». И это — правильная мысль, потому что мало где дуракам все дороги открыты, а умные — всегда в аутсайдерах, потому что «покушаются на систему». Для дурака все умные — либо инакомыслящие, либо «русофобы». Умный в принципе не способен быть вождем у дураков, энергичные и изворотливые дураки с этой ролью справляются много лучше. Умный в гору не пойдет — дураки не пустят.

Кстати, удача — действительно привилегия дураков, а не умных. Об этом писал еще Петр Ершов в «Коньке-горбунке»:

Но давно уж речь ведется,
Что лишь дурням клад дается,
Ты ж хоть лоб себе разбей,
Так не выбьешь двух рублей.

Дуракам действительно везет больше, потому что их — больше. Потому дураки — опора государства, достояние нации, лучшие патриоты и за это родина тоже любит своих дураков. Правда, страна, где умные остаются в дураках, тоже остается в дурачках.

Послушаем братьев Стругацких: «Дурака лелеют, дурака заботливо взращивают, дурака удобряют, и не видно этому конца. Дурак стал нормой, еще немного — и дурак станет идеалом, и доктора философии заведут вокруг него восторженные хороводы. А газеты водят хороводы уже сейчас. Ах, какой ты у нас славный, дурак! Ах, какой ты бодрый и здоровый, дурак! Ах, какой ты оптимистичный, дурак, и какой ты, дурак, умный, какое у тебя тонкое чувство юмора, и как ты ловко решаешь кроссворды. Ты, главное, только не волнуйся, дурак, всё так хорошо, всё так отлично, и наука к твоим услугам, дурак, и литература, чтобы тебе было весело, дурак, и ни о чем не надо думать. А всяких там вредно влияющих хулиганов и скептиков мы с тобой, дурак, разнесем (с тобой, да не разнести!)».

Беда России не в дорогах и не в дураках, а в дураках, указывающих дорогу.

Своими мы руками
С убийцами и дураками
Россию вколотили в гроб.
Ты жив, — так торжествуй, холоп!
Быть может, ты, дурак, издохнешь,
Протянешь ноги и не охнешь:
Потомству ж — дикому дерьму —
Конца не будет твоему:
Исчезнет все, померкнут славы,
Но будут дьяволы-удавы
И ты, дурак из дураков,
Жить до скончания веков.
Убийством будешь ты гордиться,
Твой род удавий расплодится, —
Вселенную перехлестнет;
И будет тьма, и будет гнет!
Кого винить в провале этом!
Как бездну препоясать светом,
Освободиться от оков?
Тьма — это души дураков.

В.Пелевин: «Чует сердце: скоро, скоро в России закончится время дураков — и начнется время других дураков».

ПОЧЕМУ В РОССИИ ТАК МНОГО ДУРАКОВ?

Я давно обратил внимание на интереснейший, но практически неисследованный лингвистический факт: количество синонимов конкретного слова в языке хорошо коррелирует с реальной распространенностью обозначаемого этим словом феномена.

Скажем, у слова «дурак» неисчислимое количество «слов-родственников»: балда бездарь, болван, глупец, дундук, дуралей, дурачина, дурачок, дурень, дурной, дурилка, дурик, дурында, даун, тычина, полудурок, полоумный, пустоголовый, слабоумный, скудоумный, придурок, придурковатый, отморозок, орясина, дубина, дубьё, чушка, кувалда, ударенный, идиот, оболтус, обалдуй, балбес, олух, остолоп, обормот, простофиля, тупец, туполом, тупица, фофан, профан, рюха, тюха, теха, тютя, межеумок, осёл, пень, недотепа, бестолочь, кулема, простак, простофиля, кретин, безмозглый, недотёпа, головотяп, растяпа, бестолковщина, глупый, тупой, тупоголовый, тупоумец, бестолочь, безголовый, бестолковица, чокнутый, сумасшедший, ненормальный, кретин, дебил, дегенерат, мутант, мужлан, мужик, простак, простоватый, деревенщина, увалень, переросток, баран, козел, осёл, невежа, ротозей, лоботряс, фалалей, нескладеха, некумека, раззява, дырокол, несмышлёныш, шельма, шаромыжник, тетеря, вахлак, облом, разиня, ротозей, губошлёп, баклуша, мямля, жужжала, калабалык, рохля, чайник, юродивый, юрод, блаженный, гусёк, чурбан, бревно, дерево, дупло, шпала, полено, ворона, глупыш, баклан, лопух, вата, валенок, тулуп, сундук, сапог, туфля, помело, метла, бельмес, барабошка, чебурек, дятел, чалдон, чурка, долдон, шланг, зубило, маразматик, телепень, дуботол, дуботряс, чебурашка, Буратино, Шариков, чекмарь, тапочек, калоша, шут, скоморох, клоун…

Вы думаете — всё? Отнюдь: дубина стоеросовая, болван стоеросовый, осел на двух копытах, пень берёзовый, пень пнём, пень с глазами, больной на всю голову, голова баранья, голова дубовая, голова еловая, голова и два уха, голова садовая, дурья голова, малый не дурак и дурак не малый, простуженный на всю голову, дурак дураком, дурак и не лечится, дурак и уши холодные, круглый дурак, мозги в туалете оставил, набитый дурак, олух царя небесного, пустоголов, сибирский валенок, тупой как сибирский валенок, тормозная колодка, зашибленный, толоконный лоб, медный лоб… И все равно — очень далече до исчерпания… Потому что синонимов сотни и сотни…

Я глубоко убежден, что нет, никогда не было и никогда не будет «умных» и «глупых» народов. Везде и всегда рождаются нации со среднестатистическими задатками, своими мудрецами и глупцами, своими пророками и поэтами, и даже дети из первобытных племен вполне способны одолеть курс Гарварда и Йеля и, получив элитное образование, стать современной элитой. Ибо природное «распределение по уму» — словосочетание режущее слух, не определяется местом рождения, но только исторической генетикой и социальными факторами. Гениев можно «потушить», если они родились в гетто, а дуракам противоестественный отбор, идущий в авторитарных и тоталитарных странах, порой позволяет дорваться до вершин власти. Но, повторяю, природа производит умных и дураков по одним и тем же неведомым законам, одинаково действующим на всей территории планеты Земля.

В книге «Русский характер» я особо отметил талантливость русского народа, гениям которого посвятил множество книг. Почему же тогда в русском языке такое невероятное обилие синонимов слова «дурак»? Я не знаю, исследовал ли кто-нибудь эту проблему до меня, но хочу предложить собственный ответ на вопрос, вынесенный в заголовок.

Для этого надо ввести в оборот словосочетание «производство дураков», может быть даже — «индустрия производства дураков». Эти словосочетания сегодня так же актуальны, как скажем «утечка мозгов» или понимание первостепенной важности концентрации ума для быстрого экономического роста. Американский экономист Пол Ромер получил Нобелевскую премию 2018 года за то, что ярко продемонстрировал связь быстрого экономического роста с инновациями, то есть — с количеством продвинутых и талантливых новаторов, способных производить новые идеи, знания и технологии.

В передовых странах создана масса программ, нацеленных на создание оранжерейных условий, снова-таки извините за словосочетание, для «производства талантов»: поиск их по всему миру, создание специальных школ и стипендий для вундеркиндов, льготы для топ-выпускников школ и элитных университетов, массовое открытие стартапов стэнфордского типа и т.д. Этот процесс запущен недавно, но плоды его говорят сами за себя: скажем, только в Силиконовой долине сегодня работает 1000 (. ) стартапов, связанных с единственной проблемой — созданием и использованием искусственного интеллекта… Я уж не говорю о том, что крупнейшие фирмы мира затрачивают по несколько миллиардов долларов в год (. ) на, так сказать, «фирменную науку», творимую лучшими специалистами мира…

Какое отношение имеет всё это к теме моего эссе? Прямое! Точно так же как можно создать «индустрию производства умных» (режет слух?) в мире давно уже работает мощнейшая индустрия по производству «дураков», или, говоря точнее, индустрия, направленная на сознательное снижение интеллектуального уровня некоторых народов.

Прежде чем разъяснить эту мысль, приведу показательный пример. Когда к власти в государстве, ведомстве, фирме приходит дурак, то, как правило, он окружает себя еще большими дураками, дабы хоть как-то «выглядеть» на их фоне. И, наоборот, умный руководитель окружает себя более умными работниками, понимая зависимость результатов работы от количества и качества их идей. Потому-то государства и предприятия с дурными руководителями приходят в упадок и «загибаются», а с умными — процветают. Это — трюизм…

На нашей планете легко просматривается то и другое. В чистом или рафинированном виде сказанное ярко иллюстрирует корейский полуостров — один народ и два государства — государство процветания и государство голодухи: достаточно вспомнить, что так называемый «Трудный поход», продолжавшийся в КНДР с 1995 по 1999 годы, унес до 3 миллионов жизней голодающих северокорейцев (до 15 % населения страны), и что именно в эти годы Республика Корея начала мощный рывок в первую десятку самых процветающих стран мира, экономически опередив при этом на маленьком-маленьком и безресурсном полуострове грандиозную во всех смыслах Россию…

Законный вопрос: а кому и зачем нужно искусственно создавать индустрию, направленную на снижение интеллектуального уровня собственного народа? Отвечаю: такая потребность возникает всякий раз, когда, в соответствии с принципом противоестественного отбора, власть в стране захватывают недоумки. По определению, окружив себя еще большими дураками, у них не хватает тямы создать процветающую страну, и для того, чтоб удержать бессменную грозную власть, им не остается ничего другого, кроме как быстрое понижения интеллектуального уровня народа. Потому что аксиомой бездарной политики является крылатая фраза: «Дураками управлять проще». Кстати, в России близкую мысль высказала императрица Екатерина II: «Пьяным народом легче управлять».

Правда, потом Сергей Капица уточнил: «Страной дураков легче управлять, но у нее нет будущего». А острослов в тему моей статьи добавил: «Кроме дураков и дорог, в России есть еще одна беда: дураки, указывающие, какой дорогой идти».

Беря быка за рога, должен сказать, что одурачивать и дебилизировать народ много проще, нежели взращивать таланты и элиты. Да и средств оболванивания народа — пруд пруди: «великие и непобедимые учения», «власть народу, заводы рабочим, земля крестьянам, хлеб голодным!», «мудрые вожди», «невиданные успехи», «планы партии — планы народа!», «ум, честь и совесть нашей эпохи!», «победа коммунизма неизбежна!», «победа будет за нами!», «догоним и перегоним!», «первый Вася на Луне», «нынешнее поколение будет жить при коммунизме», «всё для блага человека, всё во имя человека!», «Всё лучшее — детям!», «Братья навек!»

Даже несколько подзабытое, но весьма актуальное: «Руки прочь от братского народа!»…

Землю — крестьянам!
Заводы — рабочим!
Траву — наркоманам!
Денег — всем прочим!
Все на маевку! Стакан не забудь…
Чтобы покрепче лозунг загнуть!
Лысым — расческу!
Корявому — бабу!
К пиву студентам — камчатского краба!

Еще эффективнее оказываются одурачивающие игрища на тему патриотизма или ксенофобии, которые очень точно в свое время описал Александр Иванович Герцен: «Патриотизм — это свирепая добродетель, из-за которой пролито вдесятеро больше крови, чем от всех пороков вместе». А Борис Артамонов уточнил: «Идол «Родины» впервые за всю историю был взят на вооружение той прослойкой народа, которая ненавидит свободу, которая желает вернуться назад в рабство».

Мы знаем Чарльза Дарвина, как создателя теории эволюции, но он был широким мыслителем и, в частности, ему принадлежит афоризм «Невежество чаще рождает уверенность, чем знание», — максима, развитая позже Бертраном Расселом: неприятный недостаток нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, удалены от принятия решений.

В 1999 году Джастин Крюгер и Дэвид Даннинг сформулировали принцип, согласно которому люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом неспособны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации. Это приводит к возникновению у них завышенных представлений о собственных способностях, тогда как действительно высококвалифицированные специалисты лишены возможностей им воспрепятствовать.

Для проверки выдвинутой гипотезы когнитивных искажений реальности Крюгер и Даннинг провели серию экспериментов с участием студентов — слушателей курсов по психологии и выяснили, что для людей с низкой квалификацией в любом виде деятельности характерно следующее:
1. Они склонны переоценивать собственные умения.
2. Они неспособны адекватно оценивать действительно высокий уровень умений у других.
3. Они неспособны осознавать всю глубину своей некомпетентности.

К чему это я? — Это к проблеме неадекватности дураков: несчастные, одураченные пропагандой или одержимые примитивными идеями, неспособные понять и ощутить всю глубину и грандиозность реальности, они выстраивают в своем сознании примитивные, химерические или утопические картины мира, а затем, если им удалось дорваться до власти, начинают свою разрушительную деятельность по зомбированию своего народа. И, как мы знаем из истории, это им не только удается, но приемники периодически «повторяют» следующий цикл одурачивания через мощную государственную машину информационной обработки сознания масс, достигая при этом невиданных и невероятных результатов — как, скажем, в той же Северной Корее.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *