Неверно что тема отражена в повести очарованный странник богатырства

Тема праведничества в русской литературе. Н.С. Лесков «Очарованный странник»

Разделы: Литература

Русский человек со всем справится.

1. Вводное слово учителя:

Здравствуйте! Наступил новый день, день необычный. Сегодня первый весенний денёк. Посмотрите, какой он добрый, ласковый. Вот уже встало солнышко и улыбается нам. Улыбнитесь и вы друг другу. Я рада вас видеть и от души желаю вам добра. Закройте глаза. Выдохните всё самое плохое, что накопилось у вас за неделю: обиду, злость, слёзы, а вдохните Добро, Красоту и Любовь. Я желаю вам, чтобы с этого урока вы ушли с сердцем, наполненным Добром, с душою, открытою для Любви. А что пожелаете мне вы? (Спасибо).

А сейчас я приглашаю вас в увлекательный мир литературы, а вот и наши проводники – писатели и поэты. О чём это они спорят?

2. Опреление целеполагания, темы урока и основной проблемы произведения.

Звучит диалог писателей (выступление подготовленных учеников, элемент драматургии):

— По-вашему, небось, всё надо хороших писать, а я, брат, что вижу, то и пишу, а вижу я одни гадости.
— Это у вас болезнь зрения.
— Может быть, но только что же мне делать, когда я ни в своей, ни в твоей душе ничего, кроме мерзости, не вижу.

— Неужели в самом деле ни в моей, ни в чьей иной русской душе не видать ничего, кроме дряни? Неужто, всё доброе и хорошее, что когда-либо заметил художественный глаз других писателей,- одна выдумка и вздор? Это не только грустно, это страшно. Если без трёх праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то, как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живёт в твоей и моей душе. Мне это стало несносно и ужасно, и пошёл я искать праведных, пошёл с обетом не успокоиться, доколе не найду хотя то небольшое число трёх праведных, без которых “ несть граду стояния”, но куда я ни обращался, кого ни спрашивал – все отвечали мне в том роде, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое-каких хороших людей и тот, и другой знавали. Я и стал это записывать.

Вы узнали этих писателей? О чём они спорят? (Один из них – Николай Семёнович Лесков, он много путешествовал, встречался с людьми, искал праведников. Результаты поисков он отразил в своих произведениях. Одно из них – повесть “Очарованный странник”).

Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить? Попробуйте сами определить цели на урок? Что бы вы хотели узнать, вынести для себя с урока? (дети определяют свои цели).

Я тоже определила для себя цели, давайте посмотрим, совпали ли ваши цели с моими? (Открываю цели на оборотной стороне доски):

1. Определить, кто такие праведники?
2. Можно ли Ивана Северьяновича Флягина назвать праведником?
3. Актуально ли произведение “Очарованный странник” в наше время?

Итак, перед нами три цели-вопроса. Как вы думаете, какой из них заявляет главную проблему повести? (второй). Над этим вопросом мы будем работать в течение урока и к концу урока попытаемся на него ответить.

Как бы вы определили тему урока. Какие есть предложения?

(Тема праведничества в повести Н.С.Лескова “Очарованный странник”).

3. Формирование новых знаний.

При подготовке к уроку вы работали в группах, пытаясь исследовать текст повести с точки зрения какой-либо проблемы.

В четвёртую группу вошли самые творческие личности – режиссёры, художники, артисты, поэты.

1. Знакомство с понятиями “праведник, праведничество”.

Как вы думаете, с чего нужно начать? Без какого понятия нам не обойтись? (праведники, праведничество).

Кто такие праведники? (Вспомним сказку “Маланья – Голова Баранья”, они живут по законам добра, наделены любовью к людям, готовностью им помочь, самопожертвованием ради других).

Какими качествами должен обладать праведник? (скромность, трудолюбие, честность, милосердие, сострадание, сочувствие).

Давайте проследим путь Ивана Северьяновича Флягина в праведники. Каким был этот путь? (сложным, он много испытал, много страдал, был на краю гибели и не погиб).

Где мы знакомимся с героем? (в пути).

3. Мотив богатырства в повести.

Мотив богатырства как-то ещё в повести проявился? (участие в войне на Кавказе, желание за народ помереть).

А вещественная какая-то деталь есть в образе героя, свидетельствующая о нравственных устоях героя? (поясок со словами “Чести моей никому не отдам”).

А одет во что богатырь? Есть здесь несоответствие? (да, ни внешне, ни внутренне он не монах).

4. Значение имени и фамилии героя, литературные ассоциации.

А как зовут героя? Вам знакомо это имя? (Иван-царевич, Иван-дурак).

В повести он Иван-царевич или Иван-дурак? (трижды, как в сказке, его называют дураком, но в сказках Иван-дурак – лежебока, глуп лишь до поры, до времени, а настанет трудная година и превратится Иванушка-дурачок в Ивана-царевича).

Какие ещё литературные ассоциации вызывает у вас этот герой? Почему? (Обломов, с его великой душой, Мцыри).

Так что же в себе носит герой? (неуспокоенное сердце и душу, главный жизненный принцип героя – человек должен бороться, терпеть и страдать).

Тема борения с жизнью пройдёт через всю повесть.

5. Тема борения с жизнью, цепь испытаний, выпавших на долю героя.

Чем живёт герой – умом или сердцем? (жизнь увлекает его, он не задумывается над своими поступками)

В чём видит он своё предназначение? (обещанный сын, обязан посвятить свою жизнь служению Богу).

Через какие испытания пришлось пройти герою, чтобы понять, для чего он пришёл в этот мир? (жизнь испытывает его бесполезным трудом – эпизод с камешками; проходит герой испытание на честность – отказ идти вместе с цыганом; испытание бездействием – в няньках).

Трижды появляется образ монашка, который зовёт идти его в монастырь. Подчиняется ли он этим знамениям? Почему? (оставляет право выбора за собой, всегда испытание проходит до конца, живёт в твёрдой уверенности, что русский человек со всем справится).

Какие ещё испытания выпали на долю героя? (плен, пьянство, испытание любовью).

6. Самое главное испытание на человечность – испытание любовью!

Какова дальнейшая судьба Груши и Флягина? Какие литературные ассоциации у вас возникли? (Судьба Груши подобна судьбе Белы из романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”).

Какой была последняя встреча героев? (Инсценировка эпизода последней встречи Груши и Ивана Северьяновича).

Как вы оцениваете поступок героя? Преступление или подвиг во имя любви? (дискуссия).

Герой говорит, что после смерти Груши, он “зачеркнул” себя. Что это значит? (С этого момента он начинает жить для других, за других, приобретает родство со старичками, меняется судьбой с их сыном, но продолжает жить сердцем!).

Следующее испытание – Кавказ, впервые герой называет себя великим грешником? Почему? Что-то изменилось в его взглядах на мир, на собственную жизнь? (меняются нравственные ориентиры – “Много душ на своём веку загубил”).

И вот, наконец, наш герой в монастыре, сбылось пророчество? (Нет) Почему монастырь не стал последней пристанью для Флягина? (Дух не успокоился, внутренний голос говорит: “Ополчайся”).

8. Мотив странничества и дороги. Смысл названия повести.

Ещё раз вернёмся к мотивам странничества и дороги. Изменился ли герой в конце повести? Чем была дорога, странствия для Ивана? (это не только жизненный путь героя, это путь нравственного перерождения, становления личности).

Объясните смысл названия повести. Чем очарован герой? (жизнью, красотой, борением).

9. Главный вопрос урока…

Вернёмся к главному вопросу урока “Можно ли Ивана Северьяновича Флягина назвать праведником”? Почему? (стал выше нравственно, ощущает личную ответственность за судьбу Родины и готовность умереть за неё, и это ощущение вполне осознанно, в отличие от первых шагов его жизни).

10. Актуальность произведения Н.С.Лескова.

Как вы думаете, в наше время есть такие люди, как Иван Флягин? Нужны ли они России?

4. Творчество юных режиссёров.

А сейчас я слово передаю нашим юным режиссёрам. Они смонтировали эпизоды к фильму по произведению Лескова, но вот незадача: перепутались дубли фильма.

Задание: определите, какой эпизод изображён в кадре, подберите к каждому из них название из текста Лескова, расположить все кадры фильма согласно хронологии повести автора.

Неверно что тема отражена в повести очарованный странник богатырства. Смотреть фото Неверно что тема отражена в повести очарованный странник богатырства. Смотреть картинку Неверно что тема отражена в повести очарованный странник богатырства. Картинка про Неверно что тема отражена в повести очарованный странник богатырства. Фото Неверно что тема отражена в повести очарованный странник богатырства

Неверно что тема отражена в повести очарованный странник богатырства. Смотреть фото Неверно что тема отражена в повести очарованный странник богатырства. Смотреть картинку Неверно что тема отражена в повести очарованный странник богатырства. Картинка про Неверно что тема отражена в повести очарованный странник богатырства. Фото Неверно что тема отражена в повести очарованный странник богатырства

Неверно что тема отражена в повести очарованный странник богатырства. Смотреть фото Неверно что тема отражена в повести очарованный странник богатырства. Смотреть картинку Неверно что тема отражена в повести очарованный странник богатырства. Картинка про Неверно что тема отражена в повести очарованный странник богатырства. Фото Неверно что тема отражена в повести очарованный странник богатырства

Неверно что тема отражена в повести очарованный странник богатырства. Смотреть фото Неверно что тема отражена в повести очарованный странник богатырства. Смотреть картинку Неверно что тема отражена в повести очарованный странник богатырства. Картинка про Неверно что тема отражена в повести очарованный странник богатырства. Фото Неверно что тема отражена в повести очарованный странник богатырства

Неверно что тема отражена в повести очарованный странник богатырства. Смотреть фото Неверно что тема отражена в повести очарованный странник богатырства. Смотреть картинку Неверно что тема отражена в повести очарованный странник богатырства. Картинка про Неверно что тема отражена в повести очарованный странник богатырства. Фото Неверно что тема отражена в повести очарованный странник богатырства

Неверно что тема отражена в повести очарованный странник богатырства. Смотреть фото Неверно что тема отражена в повести очарованный странник богатырства. Смотреть картинку Неверно что тема отражена в повести очарованный странник богатырства. Картинка про Неверно что тема отражена в повести очарованный странник богатырства. Фото Неверно что тема отражена в повести очарованный странник богатырства

5. Рефлексия. Лестница достижений учащихся.

На какой ступеньке в понимании проблемы праведности, лесковской концепции этого понятия вы находитесь?

Неверно что тема отражена в повести очарованный странник богатырства. Смотреть фото Неверно что тема отражена в повести очарованный странник богатырства. Смотреть картинку Неверно что тема отражена в повести очарованный странник богатырства. Картинка про Неверно что тема отражена в повести очарованный странник богатырства. Фото Неверно что тема отражена в повести очарованный странник богатырства

Комментированное оценивание ответов учащихся

6. Домашнее задание.

Творческая работа на выбор: сочинение по теме урока, составить кроссворд по теме урока.

Источник

Анализ повести «Очарованный странник» (Н.С. Лесков)

Николай Семёнович Лесков был знаменитым русским писателем, публицистом и литературным критиком. В отличие от многих писателей-современников, Лесков не относился к дворянству. Возможно, именно поэтому он поднимал остросоциальные темы и имел конфликты с цензорами. Одним из самых известных произведений Николая Семёновича является повесть «Очарованный странник». Рассмотрим поподробнее анализ данного произведения по плану.

История создания

Замысел произведения «Очарованный странник» у автора появился, когда он путешествовал по Ладожскому озеру. К созданию повести писатель приступил в 1872 году. Через год работу над книгой Лесков закончил.

Писатель решил отнести свой труд в редакцию «Русского вестника». Когда главный редактор ознакомился с повестью, то заявил, что она недоработана, и отказался её публиковать. Затем Николай Семёнович изменил название своего произведения. Так, повесть «Чернозёмный Телемак» стала носить название «Очарованный странник». После этого автор отнёс произведение в редакцию «Русского мира», где его и опубликовали.

Известно, что свой труд Николай Семёнович посвятил генералу, который стал участником войны на Кавказе. Его звали Сергей Егорович Кушелев.

Жанр и направление

Принято считать, что произведение Лескова «Очарованный странник» является повестью. Однако многие литературные критики и исследователи утверждают, что в произведении объединены элементы жития и приключенческого романа. Так, повесть схожа с жанром бытия страданиями главного героя и его поисками душевной гармонии. А вот признаком приключенческого романа, представленным в произведении, является смена деятельности персонажа. Он был и няней, и конюхом, и лекарем, и монахом и так далее.

Таким образом, Николай Лесков создал поистине значимое произведение, отобразив в нем насущные проблемы современности. Данная повесть представляет собой большую ценность, ведь она смогла наставить многих читателей на правильный путь.

Композиция

Повесть «Очарованный странник» включает в себя двенадцать глав. Их объединяют воспоминания персонажа. Автор использовал приём «рассказа в рассказе» в сцене, когда монах, плывя на пароходе, рассказывает пассажирам о собственной жизни. Также он отвечает на их вопросы. Это позволяет Лескову выразить свое собственное мнение, подчеркнув наиболее важные моменты повествования.

Кульминацию повести составляет момент духовного перерождения персонажа, дар пророчества, а также испытания тёмных сил. Композиция произведения «Очарованный странник» имеет свои особенности. Так, рассказчик, передавая конкретную историю, использует подходящую лексику.

Смысл названия

Смысл названия произведения «Очарованный странник» указывает на невероятную способность персонажа восхищаться окружающим миром, несмотря на тяжелый жизненный опыт. По воле судьбы герой стал странником — монахом, который путешествует по святым местам и проповедует Божье слово. Как известно, это призвание ему дала мать, которая предназначила долгожданного сына для религиозного служения. Несмотря на то, что Иван далеко не сразу принял свою судьбу, он всю жизнь прожил подобно страннику и шел к своей цели, даже не зная о ней. Многие поступки он совершил, повинуясь чарам (вина, любви, татарской магии и цыганского влияния), но все они магическим образом привели его к монашескому обету и приобретению новых способностей.

У писателя получилось создать настоящую легенду о русском характере и нравственной силе. Николай Семёнович утверждал, что ему удалось создать произведение легко и непринуждённо, буквально «на одном дыхании».

Автор и его друзья на палубе знакомятся с монахом, который рассказывает необычную историю своей жизни.

Иван родился в семье крепостного крестьянина. Его мать долго не могла родить и в молитвах обещала Богу, что ее сын станет его слугой. И тогда родился мальчик. Но Иван не проявлял склонности к религиозной службе. Ему нравились лошади графа. Со временем он стал управлять упряжкой и ходить за ними. И однажды он из озорства ударил кнутом монаха, который упал и умер. Тот стал являться мальчику во снах и предрек, что тот будет несколько раз умирать, но восстановится и придет к духовному призванию.

Теперь он стал странником и просвещал людей. Более подробно о его приключениях Вы можете прочитать в кратком содержании по главам.

Главные герои и их характеристика

Многомудрый Литрекон перечисляет главных героев повести «Очарованный странник» и представляет их характеристику:

Тематика произведения «Очарованный странник» представлена в списке. Литрекон ее расширит, если Вы напишите, чего не хватает. В своем произведении Николай Лесков затронул множество важных тем. Автор описал временной промежуток с 1820 по 1830 годы. Так, Николай Семёнович поднял тему праведничества, смысла жизни и предназначения, патриотизма и веры. Несмотря на то, что персонаж был вымышленным, его образ получился очень правдоподобным и живым.

Проблемы

Проблематика повести «Очарованный странник» тоже будет расширена и дополнена, если читатель напишет в комментариях, чего не достает в этом списке:

Основная идея

Главная мысль повести «Очарованный странник» заключается в том, что каждый человек со временем находит свое истинное предназначение и осознает свой смысл жизни. Какими бы путями ни вела нас судьба, в финале нас ждет осознание собственных возможностей и целей. Только ради этого важно работать над собой и повышать уровень восприятия, иначе призвание так и останется тайной за семью печатями.

Кроме того, смысл повести «Очарованный странник» заключается в обретении особого жизненного предназначения. Иван Флягин осознает необходимость в бескорыстном служении своему народу. Праведность персонажа состоит в посвящении себя людям.

Чему учит?

Автор в своем произведении утверждает, что христианская мораль будет актуальной в каждом столетии. Главный герой, выбрав грешные увеселения, отрекся от Бога. На примере главного героя писатель продемонстрировал, насколько нелепой и никчемной может быть жизнь без веры. «Очарованный странник» заставляет задуматься о том, что каждому из нас нужна опора в виде морали и нравственности, веры и любви к людям.

Нравственные уроки повести актуальны и в наши дни. Люди ищут свое место в мире, но забывают о том, что все взаимосвязано, и если они будут идти по головам и сеять зло, то их итогом станет разоренная донага земля. Ведь князь, например, был богат и влиятелен, но был ли он счастлив? Нет. Все развлечения быстро надоедали, а гнетущая тоска от неправильно выбранного курса его тяготила.

Критика

Произведение «Очарованный странник» вызвало множество споров в литературных кругах. Рецензенты и ругали, и хвалили книгу. Рассмотрим обе стороны медали:

«В смысле богатства фабулы это, может быть, самое замечательное из произведений Лескова, но в нем же особенно бросается в глаза отсутствие какого бы то ни было центра, так что и фабулы в нем, собственно говоря, нет, а есть целый ряд фабул, нанизанных как бусы на нитку, и каждая бусинка сама по себе и может быть очень удобно вынута, заменена другою, а можно и еще сколько угодно бусин нанизать на ту же нитку.» (Н. К. Михайловский, статья в журнале «Русское богатство», 1897, №6)

А вот так выглядит первоначальный отказ печатать повесть:

«…Михаил Никифорович* после колебаний пришел к заключению, что печатать эту вещь будет неудобно. Не говоря о некоторых эпизодах, как например, о Филарете и св. Сер­гии, вся вещь кажется ему скорее сырым материалом для выделки фи­гур, теперь весьма туманных, чем выделанным описанием чего-либо в действительности возможного и происходящего. (письмо Н. А. Любимова — Н. С. Лескову, 8 мая 1873 г.)

Но многие критики возразили в ответ на это обвинение и привели в качестве аргумента реакцию публики:

Вы нашли это чем-то недоделанным, «материалом» более, чем окон­ченным произведением, но я позволю себе не разделить этого мнения. интерес его все время поддерживается равно, и когда рассказ кон­чается, жаль становится, что он кончился. Мне кажется, лучшей похвалы нет для художественного произведения! Вы его [Лескова] теперь как бы отстраняете (и неосновательно, по-моему) от «Русского Вестника».» (письмо Б. М. Маркевича — М. Н. Каткову, 15 мая 1873 г.)

Многие авторы отметили, что автор передал основные черты русского менталитета:

«В русской жизни, растекающей­ся на огромные пространства, с различною природою и различными на­родностями — драгоценный и далеко еще не исчерпанный материал для литературы… …Лесков, с его впечатлительностью и от­зывчивостью, не мог не чувствовать художественной стороны… … распространенный в среде русского народа характер, в котором простодушие довольно привлека­тельно сочетается с фаталистическою покорностью судьбе. (Р. Дистерло, очерк «Н. С. Лесков», «Неделя», 1890 г.)

Источник

Анализ произведения «Очарованный странник» (Лесков)

Автор: Guru · Опубликовано 09.05.2017 · Обновлено 12.10.2017

В повести «Очарованный странник» автор предпринял попытку религиозного истолкования российской действительности. В образе Ивана Флягина Лесков изобразил подлинно русский характер, раскрыв основу ментальности нашего народа, тесно связанную с православием. В современные реалии он облачил притчу о блудном сыне и тем самым вновь поднял вечные вопросы, которыми человечество задается не первое столетие.

История создания

Николай Семенович Лесков создавал свою повесть на одном дыхании. На всю работу ушло меньше года. Летом 1872 года писатель путешествовал на Ладожском озере, том самом месте, где происходит действие в «Очарованном страннике». Автор не случайно выбрал именно эти заповедные края, ведь там располагаются острова Валаам и Корелу, старинные обиталища монахов. В этой поездке и родился замысел произведения.

Уже к концу года работа была закончена и приобрела заглавие «Чернозёмный Телемак». Автор вкладывал в название отсылку к древнегреческой мифологии и привязку к месту действия. Телемак – сын царя Итаки Одиссея и Пенелопы, героев поэмы Гомера. Он известен тем, что бесстрашно отправился на поиски пропавшего родителя. Так и персонаж Лескова пустился в долгий и опасный путь в поисках своего предназначения. Однако редактор «Русского вестника» М.Н. Катков отказался печатать повесть, ссылаясь на «сырость» материала и указывая на несоответствие названия и содержания книги. Флягин – апологет православия, а писатель сравнивает его с язычником. Поэтому литератор меняет заглавие, но относит рукопись в другое издание, газету «Русский мир». Там она и была опубликована в 1873 году.

Смысл названия

Если с первым вариантом названия все ясно, то возникает вопрос, в чем заключается смысл заглавия «Очарованный странник»? Лесков вкладывал в него не менее интересную мысль. Во-первых, оно указывает на насыщенную жизнь героя, его странствия, как на земле, так в пределах своего внутреннего мира. В течение всего жизненного пути он шел к осознанию своей миссии на земле, в этом состоял его главный поиск – поиск своего места в жизни. Во-вторых, прилагательное указывает на способность Ивана ценить красоту окружающего мира, очаровываться ею. В-третьих, писатель использует значение «колдовские чары», ведь нередко персонаж поступает неосознанно, как будто не по своей воле. Его ведут мистические силы, видения и знаки судьбы, а не разум.

Повесть называется так еще и потому, что автор указывает финал уже в заглавии, как будто исполняя предначертание. Мать предрекла сыну будущее, пообещав его Богу еще до рождения. С тех пор над ним довлеют чары судьбы, направленные на то, чтобы исполнить предназначение. Странник идет не самостоятельно, а под действием предопределения.

Композиция

Структура книги – не что иное, как модернизированная и композиция сказа (фольклорного произведения, которое подразумевает устный импровизированный рассказ с определенными жанровыми особенностями). В рамках сказа всегда есть пролог и экспозиция, которые мы видим и в «Очарованном страннике», в сцене на судне, где путешественники знакомятся между собой. Далее следуют воспоминания рассказчика, каждое из которых имеет свою сюжетную канву. Флягин повествует сказание о своей жизни в той стилистике, которая свойственна людям его сословия, более того, он передает даже речевые характеристики других людей, что являются героями его историй.

Всего в повести 20 глав, каждая из которых следует, не повинуясь хронологии событий. Рассказчик выстраивает их по своему усмотрению, основываясь на случайных ассоциациях героя. Так автор подчеркивает, что всю жизнь Флягин прожил также стихийно, как и рассказывает о ней. Все, что произошло с ним, — череда взаимосвязанных случайностей, как и его повествование – вереница историй, связанных смутными воспоминаниями.

Лесков не случайно добавил книгу в цикл легенд о русских праведниках, ведь его творение написано по канонам жития – религиозного жанра, в основе которого лежит биография святого. Композиция «Очарованного странника» это подтверждает: сначала мы узнаем об особенном детстве героя, наполненном знаками судьбы и знамениями свыше. Потом описывается его жизнь, наполненная аллегорическим смыслом. В качестве кульминации выступает сражение с искушением и бесами. В финале Бог помогает праведнику выстоять.

О чем повесть?

Два путешественника беседуют на палубе о дьячке-самоубийце и знакомятся с монахом, который едет по святым местам спасаться от искушения. Людям становится интересна жизнь этого «богатыря», и он охотно делится с ними своей историей. В этой биографии и заключается суть повести «Очарованный странник». Герой родом из крепостных крестьян, служил кучером. Его мать с трудом выносила дитя и в молитвах пообещала Богу, что ребенок будет ему служить, если родится. Сама же она умерла в родах. Но сын не хотел идти в монастырь, хоть его и преследовали видения, призывающие выполнить обещание. Пока Иван упрямился, с ним случилось много бед. Он стал виновником смерти монаха, который приснился ему и предвещал несколько «погибелей», прежде чем Флягин придет в монастырь. Но и этот прогноз не заставил задуматься молодого человека, который хотел жить для себя.

Главные герои и их характеристика

Повесть богата действующими лицами из самых разных сословий и даже национальностей. Образы героев в произведении «Очарованный странник» столь же многогранны, сколь их пестрый, неоднородный состав.

Проблемы

Богатая проблематика в повести «Очарованный странник» вмещает в себя социальные, духовные и морально-этические проблемы личности и целого народа.

Основная идея

Перед нами отрывается душа простого русского мужика, которая нелогична, а иногда даже легкомысленна в своих действиях и поступках, а страшнее всего, что она непредсказуема. Поступки героя объяснить невозможно, ведь внутренний мир этого, казалось бы, простолюдина — это лабиринт, в котором можно и заблудиться. Но, чтобы не происходило, всегда есть свет, который выведет на правильный путь. Этот свет для народа – вера, непоколебимая вера в спасение души, даже если жизнь омрачила ее грехопадениями. Таким образом, главная мысль в повести «Очарованный странник» заключается в том, что праведником может стать каждый человек, нужно лишь впустить в свое сердце Бога, раскаявшись в злых поступках. Николай Лесков, как ни кто другой из писателей, смог понять и выразить русский дух, о котором иносказательно и туманно говорил еще А.С. Пушкин. Писатель видит простом мужике, который воплотил в себе весь русский народ, веру, которую многие отрицают. Несмотря на это кажущееся отрицание, русский народ не перестает верить. Его душа всегда открыта для чуда и спасения. Она до последнего ищет что-то святое, непостижимое, духовное в своем существовании.

Идейно-художественное своеобразие книги заключается в том, что она переносит библейскую притчу о Блудном сыне в современные автору реалии и показывает, что христианская мораль не знает времени, она актуальна в каждом столетии. Иван тоже осерчал на привычный уклад вещей и покинул отчий дом, только вот его домом с самого начала была церковь, поэтому его возвращение в родную усадьбу не принесло ему покоя. Он ушел от Бога, предаваясь грешным увеселениям (алкоголь, смертельные бои, воровство) и все глубже увязая в трясине порочности. Его путь был нагромождением случайностей, в нем Н. С. Лесков показал, как пуста и нелепа жизнь без веры, как бесцельно ее течение, что всегда заносит человека не туда, где бы он хотел оказаться. В результате, как и его библейский прототип, герой возвращается к истокам, в обитель, которую ему завещала мать. Смысл произведения «Очарованный странник» кроется в обретении смысла бытия, который призывает Флягина к бескорыстному служению своему народу, к самоотречению ради высшей цели. Иван не мог сделать ничего более масштабного и правильного, чем это посвящение себя всему человечеству. В этом его праведность, в этом его счастье.

Критика

Мнения критиков о повести Лескова, как всегда, разделились из-за идеологических разногласий рецензентов. Они высказывали свои соображения в зависимости от журнала, в котором публиковались, ведь редакционная политика СМИ тех лет была подчинена определенной направленности издания, его главной идее. Были западники, славянофилы, почвенники, толстовцы и т.д. Кому-то из них, конечно, нравился «Очарованный странник» по причине того, что их взгляды нашли в книге свое обоснование, а кто-то был категорически не согласен с миропониманием автора и тем, что тот именовал «русским духом». Например, в журнале «Русское богатство» критик Н. К. Михайловский выразил свое одобрение писателю.

В смысле богатства фабулы это, может быть, самое замечательное из произведений Лескова, но в нем же особенно бросается в глаза отсутствие какого бы то ни было центра, так что и фабулы в нем, собственно говоря, нет, а есть целый ряд фабул, нанизанных как бусы на нитку, и каждая бусинка сама по себе и может быть очень удобно вынута, заменена другою, а можно и еще сколько угодно бусин нанизать на ту же нитку.

Столь же восторженно отозвался о книге критик из журнала «Русская мысль»:

Поистине чудное, способное растрогать самую черствую душу собрание высоких приме­ров добродетелей, которыми крепка земля русская и благодаря которым «стоит град»…

Н. А. Любимов, один из издателей «Русского вестника», напротив, отказался печатать рукопись и обосновал отказ в публикации тем, что «вся вещь кажется ему скорее сырым материалом для выделки фигур, теперь весьма туманных, чем выделанным описанием чего-либо в действительности возможного и происходящего». На эту реплику красноречиво ответил Б. М. Маркевич, который был первым слушателем этой книги и видел, какое хорошее впечатление она произвела на публику. Он считал произведение чем-то «в высшей степени поэтическим». Особенно ему понравились описания степи. В своем послании Любимову он написал следующие строки: «Интерес его все время поддерживается равно, и когда рассказ кон­чается, жаль становится, что он кончился. Мне кажется, лучшей похвалы нет для художественного произведения».

В газете «Варшавский дневник» рецензент сделал акцент на том, что произведение близко к фольклорной традиции и имеет истинно народное происхождение. Герой, по его мнению, обладает феноменальной, типично русской выдержкой. О своих бедах он повествует отстраненно, как о чужих несчастьях:

Об особенности русского менталитета, изображённого в образе Ивана Флягина, писал рецензент Р. Дистерло. Он подчеркнул, что Лескову удалось понять и отобразить простодушную и покорную судьбе натуру нашего народа. Иван, по его мнению, не отвечал за свои поступки, его жизнь как бы была дана ему свыше, а он смирился с нею, как с тяжестью креста. Также очарованного странника охарактеризовал Л. А. Анненский: «Герои Лескова — люди вдохновенные, очарованные, загадочные, опьяненные, отуманенные, безумные, хотя по внутренней самооценке всегда «невиноватые», всегда – праведники».

О художественном своеобразии прозы Лескова высказался литературный критик Меньшиков, подчеркнув наряду со своеобразием недостатки стилистики писателя:

Стиль его неправилен, но богат и даже страдает пороком богатства: пресыщенностью.

Сам автор реагировал на критику эмоционально и высказывался о ней с резкостью, присущей недооцененному таланту:

Нельзя от картин требовать того, что Вы требуете. Это жанр, а жанр надо брать на одну мерку: искусен он или нет? Какие же тут проводить направления? Этак оно обратится в ярмо для искусства и удавит его, как быка давит веревка, привязанная к колесу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *