Неверно что совершенная конкуренция предполагает

Раздел 2. Теория производства

Цель: определение оптимума фирмы в условиях совершенной конкуренции.

Оглавление

2.1. Определение цены и объема производства в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном периоде

Эта тема посвящена исследованию влияния внешней для фирмы среды на ее поведение. В зависимости от различных рыночных ситуаций по-разному решаются вопросы цен и объемов производства.

В микроэкономике обычно анализируется поведение предприятий в 4 рыночных ситуациях: совершенная конкуренция, как противоположность ей – монополия, и в качестве промежуточных состояний – олигополия и монополистическая конкуренция.

В реальной действительности наиболее типичны монополистическая конкуренция и олигополия. Однако процесс принятия решений фирмой наиболее четко виден при анализе совершенной конкуренции и монополии. Они дают как бы образец или стандарт поведения фирмы.

В условиях совершенной конкуренции предприятие вынуждено продавать продукцию по независящей от него рыночной цене. Другая ситуация – предприятие-монополист, обладая абсолютной рыночной властью, может выбрать в качестве независимой переменной либо выпуск, либо цену, предоставляя рынку возможность определять величину выпуска. На рынке олигополии предприятия чаще всего являются ценоискателями. Хотя олигополист и обладает определенной рыночной властью, но не может так просто влиять на цену, как монополист. Ему приходится учитывать, как на его ценовое решение будут реагировать соперники. В отличие от олигополистов предприятиям, работающим на рынке монополистической конкуренции, нет необходимости учитывать реакцию конкурентов. Предприятия не являются взаимозависимыми. Их поведение ближе к поведению предприятий в условиях совершенной конкуренции. Неоднородность продукции, ее дифференциация дает таким предприятиям определенную степень рыночной власти при назначении цен.

Совершенная конкуренция предполагает: малые размеры и множественность предприятий, производство ими однородной продукции, невозможность изменять цены, свободу входа в отрасль и выхода из нее, совершенную информированность.

Неверно что совершенная конкуренция предполагает. Смотреть фото Неверно что совершенная конкуренция предполагает. Смотреть картинку Неверно что совершенная конкуренция предполагает. Картинка про Неверно что совершенная конкуренция предполагает. Фото Неверно что совершенная конкуренция предполагает

Рис. 1. Линия спроса на продукцию конкурентной фирмы

Неверно что совершенная конкуренция предполагает. Смотреть фото Неверно что совершенная конкуренция предполагает. Смотреть картинку Неверно что совершенная конкуренция предполагает. Картинка про Неверно что совершенная конкуренция предполагает. Фото Неверно что совершенная конкуренция предполагает

Рис. 2. Линия, характеризующая выручку конкурентной фирмы

Для определения уровня производства, при котором конкурентная фирма будет получать максимальную прибыль, используются два подхода:

1. Сравнение общей выручки – TR и совокупных (валовых) издержек – ТС:

Неверно что совершенная конкуренция предполагает. Смотреть фото Неверно что совершенная конкуренция предполагает. Смотреть картинку Неверно что совершенная конкуренция предполагает. Картинка про Неверно что совершенная конкуренция предполагает. Фото Неверно что совершенная конкуренция предполагает

Рис. 3. Максимизация прибыли или минимизация убытков
конкурентной фирмы (сопоставление TR и TC)

Точки А и С – точки критического объема производства: любые объемы за пределами этих точек ( Qc) принесут убытки, т. к. общая выручка меньше общих затрат (TR TVC, т. к. некоторая часть выручки пойдет на оплату TFC.

Если же TR Сравнение предельной выручки (MR) и предельных издержек (MC):

Общее правило для любой фирмы: фирма будет максимизировать прибыли или минимизировать убытки, производя такой объем продукции, при котором:

Неверно что совершенная конкуренция предполагает. Смотреть фото Неверно что совершенная конкуренция предполагает. Смотреть картинку Неверно что совершенная конкуренция предполагает. Картинка про Неверно что совершенная конкуренция предполагает. Фото Неверно что совершенная конкуренция предполагает

Рис. 4. Максимизация прибыли конкурентной фирмы (сопоставление MR и MC)

При объеме производства Qa предельные издержки минимальны. Однако фирма, стремящаяся к максимизации прибыли, должна продолжить расширять производство до Qe, где MR=MC. Прибыль на единицу продукции равна разнице между ценой и средними издержками (p–AC) или ес – на графике. Общая величина прибыли будет равна площади pcp * ec.

Предположим, однако, что цена меньше средних издержек (p Минимизация убытков

Неверно что совершенная конкуренция предполагает. Смотреть фото Неверно что совершенная конкуренция предполагает. Смотреть картинку Неверно что совершенная конкуренция предполагает. Картинка про Неверно что совершенная конкуренция предполагает. Фото Неверно что совершенная конкуренция предполагает

Рис. 5. Минимизация убытков конкурентной фирмы
(сопоставление MR и MC)

В данной ситуации убытки фирмы равны площади p * pcce. Стремясь минимизировать убытки, фирма должна попытаться покрыть выручкой средние постоянные затраты: AFC=AC–AVC. Если цена выше AVC, то фирме это удастся.

Таким образом, если p>AVC, то в краткосрочном периоде фирме стоит продолжить функционирование. Если же p, — закрыться и оплатить убытки из собственного кармана.

2.2. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде

В данной ситуации на передний план выступает такая особенность совершенной конкуренции, как свобода входа в отрасль и выхода из нее, т. е. мобильность ресурсов.

Неверно что совершенная конкуренция предполагает. Смотреть фото Неверно что совершенная конкуренция предполагает. Смотреть картинку Неверно что совершенная конкуренция предполагает. Картинка про Неверно что совершенная конкуренция предполагает. Фото Неверно что совершенная конкуренция предполагает

Рис. 6. Оптимум конкурентной фирмы в долгосрочном периоде:
a) предприятие, б) отрасль

В итоге в долгосрочном периоде оптимум конкурентной фирмы в точке e, где MR=MC=AC, т. е. устанавливается при нулевой экономической прибыли (что не означает отсутствие бухгалтерской прибыли).

Выводы

Вопросы для самопроверки

Литература

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *