Неверно что при рисовании фигуры человека
Откуда у человека ноги растут? Ошибки при рисовании сидящей фигуры.
А новичку и подавно сложно учесть все тонкости и особенности рисования человеческого тела. Чтобы нарисовать сидящего человека художнику приходится решать ещё и некоторые сверхзадачи, помимо вышеперечисленного, например, анализировать положение стула или подиума в пространстве, соотносить друг с другом точки опоры фигуры и точки равновесия, находить пропорциональные отношения фигуры и окружения.
Но всё-таки рисовать человека с натуры и по фотографиям (куда без них) обязательно нужно, даже если вы ещё только начинаете свой путь в изобразительном искусстве. Наброски фигуры с натуры развивают глазомер и чувство пропорций, усиливают смелость и уверенность проведения линий и наложения штрихов, учат видеть необычное, интересное и мгновенно фиксировать подсмотренное на листе бумаги. Пусть первые наброски будут не очень реалистичными и смешными, но они будут, а это уже шаг на путь к успехам в рисовании.
В данной статье я опишу основные ошибки начинающих и продвинутых художников при изображении человека в положении сидя и подскажу, как их не допустить или исправить. В любом случае, вы, дорогие друзья, обратите внимание на некоторые ключевые моменты в рисовании сидящего человека и постараетесь сделать всё правильно и хорошо в своих работах.
1). Соединение таза и ног.
8). Руки не сгибаются в запястье.
Если с локтевым и плечевым суставом всё более-менее понятно, то запястье часто вызывает сложности в рисовании. Часто сидящий человек держит руки на столе или на коленях, при этом направление движения предплечья и кисти руки могут почти совпадать. Чтобы человек не выглядел роботом, лучше отделить их друг от друга, сменив наклон движения плоскости предплечья и тыльной стороны ладони.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее…
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже 🙂
ОБ АВТОРЕ:
Неверно что при рисовании фигуры человека
Рис 1а, Визуальное отличие набросков по затраченному на них времени: краткосрочный и длительный.
Рис 1б, Визуальное отличие набросков по затраченному на них времени: краткосрочный и длительный.
По морфологии изображения набросок может быть точечным, линейным, тональным, пятновым, силуэтным, а так же смешанным (интегрирующим несколько морфологических элементов).
Рисунок 2 а. Использование различных морфологических элементов в наброске. С туденческие работы Андриановой И., Безденежных Н., Фаттаховой Ю., Степановской П. Рук. ст. преп. каф. ИД РГППУ А. С. Чувашов.
Рисунок 2 б. Использование различных морфологических элементов в наброске. Студенческие работы Чудиновой Н., Безденежных Н., Фаттаховой Ю., Самарина С. Рук. ст. преп. к аф. ИД РГППУ А.С. Чувашов.
По целевой направленности он может быть самостоятельным художественно-творческим, учебным или подготовительн ым (рабочим материалом) для картины. Так для художественно-творческого наброска главной целью может быть быстрая фиксация свежести восприятия выразительности одного или группы объектов наблюдаемого мира (в частности фигуры человека); для подготовительного – целью будет поиск и исследование наиболее выразительного художественного оформления идеи-замысла в соответствии с реалиями действительности, создание рабочего материала для работы в студии без натуры. Для учебного наброска фигуры человека (как и для любой темы в образовании) цели делятся на обучающие, развивающие, познавательные и воспитательные.
Обучающая: Научить методам изображения человека в графике, живописи, скульптуре в условиях краткосрочной работы.
Развивающая: Сформировать целостное представление о формообразовании фигуры человека и взаимосвязях фигуры человека с окружающим миром.
Познавательная: Через аналитическое рисование фигуры с изучением строения костной и мышечной систем, пропорций и индивидуальных особенностей познается гармонические и математические законы устройства природы и место человека в ней.
Воспитательная: Во-первых, воспитать любовь, уважение к человеку и «любование» его телом, во-вторых, воспитать культуру изобразительной трактовки и подачи изображения человека.
В соответствии с целями при работе над учебным наброском должны выполняться следующие задачи:
· точно формулировать требования к наброску;
· методически последовательно выполнять этапы работы над наброском в кратковременных условиях;
· развивать практические навыки рисования: глазомер и ручную умелость;
· изучить пропорциональные взаимосвязи и конструктивно-анатомическое строение тела человека;
· применять знания о воздушной и линейной перспективе;
· знакомиться с аналогами различных манер рисования художников и вырабатывать индивидуальную.
Рисовальщик должен обладать следующими компетенциями: знать анатомическое строение человека и исторические аналоги рисования набросков; уметь четко подмечать особенности фигуры и движения, а также соотносить наблюдения с теоретическими знаниями о строении человека; владеть навыками быстрого отображения человека в наброске.
Последовательность ведения работы
Для опытного художника определенных этапов работы над наброском может и не быть. Часто изображение создается сходу, без подготовительной разметки. Н.К. Ли в своей книге «Рисунок. Основы учебного академического рисунка» отмечает, что набросок нужно выполнять свободно, непринужденно, особенно не стараясь детально передать натуру в изображении. Легкость, свежесть, раскованность – отличительная черта работы над наброском [3].
Для обучающегося самыми общими рекомендациями могут быть: 1. определить композиционное расположение габаритных размеров изображения в формате листа; 2. схематично (линиями) нанести оси частей тела в движении с отметками пропорциональных отношений; 3. Возможно, схематично зарисовать анатомические реалии тела (костного скелета, групп мышц); 4. Прорисовать очертания фигуры и одежды. 5. Исходя из задач, выявить объем светотеневой моделировкой формы.
При рисовании обычно стараются соблюдать законы воздушной и линейной перспективы, но не обязательно. Однако даже в линейном рисунке можно выявлять объем и пространство нажимом на карандаш при рисовании разных планов: контрастно на переднем и нюансно на дальнем плане. В изображении фигуры важно под одеждой и под кожей убедительно проявлять анатомию человека. В условиях быстрой работы для убедительного рисунка важно особо обратить внимание на три основных составляющих изображения человека: анатомичность, характерные особенности фигуры, движение.
Под анатомической составляющей в данной статье подразумеваются закономерности связанные с пропорциями и костно-мышечным строением.
А) Такие факты как раса, пол, возраст, наследственность, среда обитания, физиологические особенности и индивидуальные различия позволяют при изучении пропорций учитывать лишь средние размеры людей, наиболее часто встречающиеся в жизни. Особенно в этой связи принято в каждом конкретном случае измерять пропорции и переносить углы с натуры. За единицу измерения или модуль* при анализе фигуры общепринято принимать голову человека. В историческом развитии изобразительного искусства утвердились два общепринятых канона*: восьмикратное деление и 7,5 голов в фигуре. Современный канон в изображении взрослого человека выше 180 см., роста составляет около 8 голов, для среднего роста от 165 до 180 см – 7,5 голов, для роста ниже 165 см – от 6 голов в фигуре человека.
Разработкой канона занимались: Л. да Винче, который за модуль брал длину лицевой части головы человека, а так же А. Дюрер, который вывел канон восьмикратного деления фигуры, т.е. равного восьми длинам головы, при котором сверху от макушки вниз на оси откладываются:
1 отметка – подбородок;
2 отметка – линия сосков на груди;
3 отметка – приблизительно область пупа, локтевого сустава, нижние углы грудной клетки;
4 отметка – лобковый симфиз (лонное сращение);
5 отметка – середина бедра, окончание верхних конечностей при выпрямленном теле;
6 отметка – нижняя граница колена;
7 отметка – середина голени;
8 отметка – стопа (уровень земли).
Для 7,5-кратного канона сверху вниз следует отметить 4 раза длину головы. Измерение пятой отметки следует начать выше на половину длины головы. Смещение происходит в области симфиза на половину головы. Этот канон вывел П. Рише.
5 отметка – от углов подвздошных костей (на 0,5 головы выше симфиза) до верхнего края колен;
6 отметка – широкая часть икроножных мышц;
7 отметка – голеностопный сустав;
7,5 отметка – стопа (уровень земли).
Для обеих ситуаций область симфиза делит фигуру человека пополам. Ширина плеч достигает 2-х высот головы; рука в горизонтальном положении от грудной кости соответствует 4-м высотам головы, при опущенном положении – 3,5 голов; нога – 4 головы. Кисть равна лицевой части головы.
Рисунок 3. Сравнение пропорций 8-кратного и 7,5-кратного канона. Схема из книги Е. Барчаи «Анатомия для художников»
У детей до двух лет голова меньше тела в 4 раза, с двух лет – в 5 раз, у 6-летнего – в 6 раз, у 12-летнего – в 7 раз. Грудная клетка ребенка примерно равна величине головы.
Рисунок 4 – 6. Пропорции тела человека. Схемы из книги Готтфреда Баммеса « Sehen und verstehen»
Б) Основой фигуры человеческого тела является костный скелет, представление о котором необходимо приобрести перед выполнением наброска, т.к. он дает рисующему вспомогательные ориентиры – контрольные точки для рисования. Таковыми обычно служат темя, яремная ямка, 7-й шейный позвонок, акромиальные концы ключицы, мечевидный отросток грудной кости, нижние углы грудной клетки, углы подвздошных костей, лонное сращение, большие вертелы бедра, крестцовые ямки и все суставы с видимыми мыщелками и отростками, хорошо видимыми под кожей.
Рисунок 7 – 8. Схема костного скелета
В) Видимую пластику тела образуют следующие группы мышц. Грудино-ключично-сосцевидные мышцы соединяют голову с плечевым поясом, со стороны спины шея переходит в трапециевидную мышцу. От яремной ямки, через мечевидный отросток к пупку и до симфиза образуется серединная или «белая» линия. По обе стороны «белой» линии от грудины до верхней трети плечевой кости располагаются грудные мышцы, а от мечевидного отростка к лонному сращению идет прямая мышца живота. Рёбра и подвздошные костям соединяют косые мышцы живота. На спине наиболее проявлены трапециевидная и широчайшая мышцы спины. Для выявления пластики руки показывают дельтовидную мышцу, бицепс и трицепс на плече, группы сгибателей и разгибателей предплечья. На ногах пластику образуют четырехглавая мышца бедра спереди и двуглавая сзади. На голени спереди мышцы особо не проявлены, а к медиальной поверхности большеберцовой кости кожа вообще плотно прилегает, поэтому внешний вид голени образуют хорошо видные сзади две головки икроножной мышцы. Третью головку у нетренированного человека обычно не видно, но мастера обычно рисуют камбаловидную мышцу для изящной формы ноги. При рисовании следует обратить внимание на S-образность в пластике, присущую костям, контуру тела, движению [1].
Рисунок 9. Анатомическая схема мышц, образующих пластику тела.
Часто, даже очень образованные и опытные художники при изображении человека имеют «под рукой» анатомические атласы. Так классическими для понимания формы тела считаются книги: «Анатомия для художников» Енё Барчаи, которую особенно полезно читать; и книги немецкого педагога и художника Готтфреда Баммеса, например « Sehen und verstehen », которые, напротив, важно смотреть (тем более, что их редко можно встретить на русском языке)
Характер или характерные особенности фигуры
Под этой составляющей подразумеваются особенности связанными с полом, возрастом, полнотой или стройностью и индивидуальными отличиями тела.
А) Гендерные различия в пластике фигуры.
Сравнивая мужское и женское тело, можно выявить, что пропорции плеч и таза различаются: у женщин плечи уже, чем таз, тогда как у мужчин наоборот таз уже, чем плечи. Можно также указать на проявленную мускулистость мужского тела и большую округлость женского. Естественно в женском теле даже под одеждой ярко выражена грудь, при рисовании которой следует учитывать, что ее формируют грудная мышца и молочная железа. Считается важным, чтобы оси груди не образовывали слишком большой угол, продолжения осей должны встречаться на линии позвоночника.
Рисунок 10. Сравнение мужской и женской фигуры.
Б) Возрастные особенности пластики фигуры.
Эти особенности можно найти в осанке, росте, проявленности костного скелета в фигуре пожилых людей, связанной с дряблением кожи, или молодости тела.
Рисунок 11. Возрастные особенности фигуры. Студенческие работы Самарина С., и ст. преп. каф. ИД РГППУ А.С. Чувашова
В) Особенности типов телосложения.
Это такие типы как полное телосложение, плотное, спортивное, худощавое и т.д., а также смешанные, например, стройный торс и массивные ноги.
Рисунок 12. Индивидуальные особенности фигуры. Студенческие работы Степановской П., Гиниятуллиной А., Пундик Л., и ст. преп. каф. ИД РГППУ А.С. Чувашова.
Г) Индивидуальные особенности строения тела.
Прическа, удлиненные или укороченные конечности, низко опущенный таз, сутулость, развитость или неразвитость частей тела, видимая инвалидность и т.д.
В среде художников считается дурным тоном употреблять слово «поза». Его заменяют термином «движение», но под ним также понимается положение тела, его точек опоры и распределение веса в пространстве. Центр тяжести легко выявить, опустив перпендикуляр от яремной ямки и симфиза и точек опоры к плоскости земли. Под влиянием притяжения центр тяжести стремится к центру земли. Середина отрезка между проекциями крайних точек будет проекцией центра тяжести, который указывает на распределение веса тела и устойчивость. Центр тяжести при обыкновенном стоянии совпадает с проекциями яремной ямки и симфиза и находится на равном удалении от подошв, точно между ними. В иных положениях равновесно тело тогда, когда срединная точка отрезка между крайними проекциями точек находится в абрисе опоры и части тела уравновешиваются вокруг центра тяжести подобно чашам весов, или между опорами, когда вес тела распределяется равномерно.
В положении стоя особое внимание стоит уделить контропостному (разносному) положению тела. При таком движении опора производится на одну ногу, вторая приставлена практически без веса. За счет этого большой вертел напряженной ноги поднимается выше вертела свободной. Оси ног, таза, грудной клетки и головы образуют S-образное взаиморасположение. А оси, проведенные между большими вертелами и акромиальными концами ключиц, будут направлены в противоположные стороны.
При сидении опора находится на седалищных буграх, если спину человек держит с помощью мышц ровно. Если человек отклоняется вперед, то вес распределяется между седалищными буграми и стопами, т.к. проекция яремной ямки падает между ними. Если сидящий отклоняется назад и опирается помимо седалищных костей на руку или локоть, то центр установится между опорами. Объекты, на которые человек опирается также следует рисовать, чтобы изображение не вызывало вопросов.
При ходьбе тело попеременно опирается то на одну, то на другую ногу, перемещая центр тяжести (падая и подставляя ногу), и совершает вертикальные, поперечные (падение и выравнивание), колебательные (подскакивание и оседание) и вращательные (противоположные движения плеч и бедер) движения.
Рисунок 13. Таблицы из книги Готтфреда Баммеса « Sehen und verstehen»
Рисунок 14. Различные движения. Студенческие работы Андриановой И., Безденежных Н., Степановской П., и ст. преп. каф. ИД РГППУ А.С. Чувашова
* Канон – система типизации изображения. Модуль – единица меры, при создании того или иного канона.
1. Барчаи Е. Анатомия для художников. Москва: Эксмо-пресс, 2001. – 344 с. (Серия «Классическая библиотека художника»)
3. Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. Москва: Эксмо, 2004. – 480 с., илл.
4. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник для уч. 5 – 8 кл.: В 4 ч. Ч. 4. Краткий словарь художественных терминов. Обнинск: Титул, 1996. – 80.: цв. илл.
Ghenadie Sontu Fine Art
BLOG
Фигура человека. Конструкция фигуры в целом, основные движения. Пропорции. Основные точки и применение их при рисовании
Во время того или иного движения человека меняется взаимное положение костей его скелета, напрягаются соответственные группы двигательных мышц, что вызывает изменения во внешней пластической форме всей фигуры. Поэтому построение учебного рисунка должно основываться на знании характера работы, степени напряженности мышц, вызванных различными движениями фигуры. Проблему эту мы подробно рассматриваем в разделах, посвященных методике рисования отдельных частей тела человека.
Внешняя пластическая форма человеческого тела непосредственно зависит от ее внутреннего строения. Поэтому без четкого сознания причин, вызывающих изменения очертаний внешних форм, студент не сможет убедительно построить фигуру человека в рисунке. В лучшем случае процесс рисования сведется к более или менее точному копированию видимых форм, пороки которого так ярко охарактеризовал академик архитектуры В. А. Веснин: «. прежде всего надо отмести все методы «срисовывания» и «копирования» как методы, приучающие к пассивному отношению к натуре, к подражанию, к бессмысленному ее повторению. Надо твердо усвоить, что рисование есть активный процесс — большая работа мысли, глаза и руки. ».
Для иллюстрации прямой зависимости изменения пластической формы фигуры человека от характера производимого им движения приведен простейший пример. На рис. 180 изображен опирающийся на одну ногу натурщик. Степень равновесия фигуры можно проверить с помощью отвеса. В случае устойчивого равновесия живой модели отвес, опущенный из центра тяжести фигуры (находится в середине таза), должен пересечь опорный след. В этом случае опорная нога значительно наклонится в наружную сторону, таз, нагруженный массой туловища и лишенный опоры второй ноги, тоже примет наклонное положение. Так будет создано характерное для подобного случая движение «перекоса».
Наклон ноги и перекос таза будут подчеркнуты сильным выступом большого вертела бедра опорной ноги. Ради сохранения равновесия верхняя часть позвоночного столба, жестко соединенного своей нижней частью с тазом, изогнется в противоположную сторону. Этот изгиб отчетливо отразится на средней линии торса. Грудная клетка, будучи жестко связанной с позвоночным столбом, наклонится в сторону опорной ноги. При этом нижние ребра грудной клетки с одной стороны приблизятся к подвздошным костям таза, а с другой — отойдут от них. Плечевой пояс, принимая естественное положение, соответствующее движению грудной клетки, наклонится в сторону, противоположную наклону таза. Шея в нижней своей части продолжит движение позвоночного столба, а в верхней — вместе с головой отклонится в сторону, противоположную опорной ноге.
Таким образом, общее движение всей фигуры будет напоминать плавную змеевидную линию, а центр тяжести таза, груди, головы будет проектироваться на опорный следок. Неопорная нога несколько согнется в суставах, ее колено расположится ниже колена опорной ноги. Руки могут принять самые различные положения, однако опущенная рука над опорной ногой и поднятая другая рука будут находиться в соответствии с движением плеч и подчеркивать естественность позы всей фигуры. Мышцы в основном окажутся в сжатом, напряженном состоянии со стороны опорной ноги и растянутом, расслабленном с противоположной. Итак, мы проследили, каким образом опора фигуры человека лишь на одну ногу вызывает строгое логичное взаиморасположение костей и мышц, которое сказывается во внешней пластической форме всей фигуры. Уяснив эту взаимосвязь, студент может создать достаточно убедительный образ нагруженной собственным весом фигуры человека.
Для понимания «механики» различных движений человеческой фигуры и их верного отражения в рисунке необходимо прежде всего уяснить значение в этом процессе местоположения центра тяжести всего тела и его отдельных частей (рис. 170). Стоя или сидя, человек сознательно, но чаще всего инстинктивно занимает такое положение, при котором вся нагрузка от веса его тела воспринимается всем скелетом, а работа мышц фиксирует это положение. Поэтому в свободно стоящей или сидящей фигуре ее общее движение и движение отдельных частей определяется взаимным расположением точек опор и центров тяжестей всей фигуры и ее частей. Естественно, что в том случае, когда фигура имеет устойчивое статическое положение, отвес, опущенный из центра тяжести всего тела человека, должен пройти через площадь его опоры. Неподвижное положение более динамичных своих поз человек сохраняет благодаря усиленной работе определенных групп мышц.
Центр тяжести общий и отдельных частей тела человека
Сложно и бесконечно разнообразно расположение в пространстве тела человека, совершающего динамические движения. От статических оно отличается не только иным положением центра тяжести и более активной работой мышц, но не в меньшей степени и законами инерции движущихся масс тела. Поэтому при ходьбе, беге, работе и других сложных движениях, совершаемых человеком, отвес, опущенный из общего центра тяжести, в некоторые моменты выходит за пределы площади опоры, и равновесие тела достигается за счет сил инерции. Общий центр тяжести стоящего человека находится в середине его таза, при сложных положениях человека центр тяжести может выходить за пределы его тела.
Человек сознательно управляет положением центра тяжести своего тела, создавая определенную взаимосвязь его отдельных частей (рис. 171). Это позволяет ему легко совершать различные сложные движения во время работы, спортивных упражнений, танцев и т. п. Отработанные в процессе жизни движения кажутся естественными, а подчас красивыми и гармоничными. При неожиданных, случайных падениях человек инстинктивно стремится привести центр тяжести своего тела в устойчивое положение.
Естественно, что средствами рисунка можно запечатлеть лишь какой-то один момент происходящего в пространстве и во времени процесса движения. Поэтому для верной передачи впечатления от одного момента движения важно изучить весь процесс этого движения и запомнить, какое положение предшествовало зафиксированному нами моменту и какая поза последует за ним. Каждая часть изображенной фигуры должна сохранять следы предыдущего движения и одновременно включать последующее. Задача художника — выбрать одно, единственное положение фигуры, которое наиболее ярко и выразительно отразило бы характер данного вида движения.
Рассмотрим теперь фигуру человека, совершающего сильный поворот вокруг вертикальной оси (см. рис. 171). В этом случае общее вращательное движение складывается из относительно небольших постепенных поворотов отдельных частей тела. Поворот голеностопных суставов, коленных и тазобедренных сочленений, позвонков грудной клетки, поясницы и шеи позволяет вращать голову (при неподвижно стоящих следках) на 180°в каждую сторону.
Рисуя фигуру человека в различных положениях, следует отчетливо представлять себе расположение основной кости таза, грудной клетки, изгиб позвоночного столба, положение костей конечностей. Одним словом, пластическая анатомия должна помочь студенту уяснить характер движения в различных суставах, возможные взаимоположения основных частей человеческого тела, работу определенной группы мышц. Одним словом, надо уяснить строго обоснованную, логическую связь всех частей тела человека с характером движения его фигуры. Поэтому в процессе обучения рисованию полезно наложить кальку на готовое изображение фигуры и вписать в ее контур кости скелета.
На схематических рисунках показаны статические виды движения фигуры человека и его частей (см. рис. 170), их совокупность создает богатую гамму движений, которая отражает не только физические возможности и состояние человека, но и его сложные душевные переживания. Учебный рисунок фигуры человека должен непременно основываться на знании пропорций, которые, выступая в различных математических отношениях, выражают правильность геометрического строения формы. «Пропорция,— отмечает Витрувий,— есть соответствие между членами всего произведения и его целым по отношению к части, принятой за исходную, на чем и основана вся соразмерность».
При некоторых изменениях пропорций тела человека в связи с индивидуальными особенностями можно, однако, отметить некоторые общие пропорциональные закономерности, типичные для большинства людей (рис. 172). Эти средние пропорции нормально развитой фигуры взрослого мужчины могут быть приняты за исходные, по сравнению с которыми легче заметить особенности пропорционального строя индивидуума.
Пропорции тела человека как наиболее гармоничного создания природы были в центре внимания художников, теоретиков искусства. Исследования пропорций содержатся в книгах римского теоретика архитектуры Витрувия, гениального художника эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, архитекторов того же времени Альберти и Палладио, крупных исследователей пропорций Цейзинга, Месселя и Хэмбеджа. Вопрос о пропорциях занял существенное место в творчестве архитекторов и исследователей нашего времени и прежде всего знаменитого французского архитектора Ле Корбюзье и советских зодчих И. В. Жолтовского, М. Я. Гинзбурга, В. Ф. Кринского и др.
Благодаря этим трудам в процессе исторического развития искусства было создано немало канонов пропорций, которые основаны на глубоком изучении живого человека и отражают идеальные представления той или иной эпохи о совершенной красоте человеческого тела.
Отметим основные пропорциональные закономерности фигуры взрослого мужчины среднего роста. Высота головы составляет 1/ 7,5—8, ширина плеч приблизительно 1/4, а ширина таза 1/5 общей высоты фигуры, лонное сочленение делит ее пополам, колени помещаются на половине высоты ноги, пальцы опущенной руки доходят до середины бедра.
Пропорции мужской и женской фигур. Возрастные изменения
Голова высокого мужчины дости гает более 1/8 части его роста, а голова низкого мужчины относительно больше и составляет лишь 1/7 часть. Длина туловища менее подвержена индивидуальным изменениям, чем длина ног, поэтому у высоких людей обычно ноги относительно длиннее, а у низких — короче. По сравнению с мужчинами женщины имеют меньший рост, относительно более длинное туловище и короткие ноги, более широкий таз и узкие плечи, меньший размер головы, кисти руки и следка ног.
На протяжении жизни человека пропорции его тела меняются очень сильно (рис. 172). Объясняется это тем, что в процессе роста отдельные его части тела увеличиваются по-разному, например высота головы увеличивается в 2 раза, туловища в 3, руки в 5, а шеи в 6 раз. У новорожденного ребенка голова составляет 1/4 часть его высоты, у шестилетнего—1/6, а у взрослого человека 1/7 или 1/8 часть. Для быстрого и уверенного рисунка фигуры человека с натуры и особенно «по воображению», как было уже сказано, необходимо знать и применять так называемые опорные точки, или маяки, фиксирующие важнейшие анатомические узлы фигуры и направляющие линии движения основных масс тела.
По опорным точкам определяют положение фигуры в пространстве и ее пропорциональный строй. Они как бы служат начальными маяками построения рисунка с учетом перспективных сокращений и позволяют наметить характер движения каждой части тела.
Отметим главные точки фигуры человека (рис. 173). Лонное сочленение и выступы подвздошных костей спереди, нижний позвонок копчика и выступы подвздошных костей сзади определяют положение таза. Первый и седьмой шейные, двенадцатый грудной и нижний крестцовый позвонки, а также копчик фиксируют характер движения позвоночного столба. Яремная ямка и мечевидный отросток грудной кости, а также выступы линий окончания грудной клетки отмечают наклон и поворот грудной клетки. Большой вертел бедра, коленный сустав и голеностопное сочленение позволяют сообщить ногам нужное движение. Точки акромиальных отростков отмечают ширину и поворот плеч, а плечевой, локтевой и запястный суставы определяют движение рук.
В процессе проработки деталей фигуры необходимо, помимо указанных главных опорных точек, помечать опорные точки Отдельных костей и мышц (суставы пальцев, лодыжки, мыщелки колен и т. п.).
Основные направляющие линии вертикально стоящей на обеих ногах фигуры имеют такие положения: линия таза наклонена вперед, живота — вертикально, грудной клетки — назад, шеи — вперед, а головы — несколько назад, ось голени располагается вертикально, а бедра наклонена вбок. Основные линии предплечья и плеча составляют между собой небольшой угол, другие части тела (кисть, стопа, суставы и пр.) имеют свои направляющие линии.
При сложных движениях человека направление основных масс его тела меняется в значительных пределах, создавая большое число различных его положений. Наблюдая опорные точки и направляющие линии фигуры и помечая их на листе бумаги с учетом перспективных сокращений, мы получаем прочный «скелет» рисунка человека.
Среди различных факторов, влияющих на построение рисунка человека, важное место занимает физиологическая оптика, в частности зрительное восприятие линий и объемных форм. Человеческому зрению свойственно поддаваться оптическим обманам. Эта способность зрительного восприятия должна учитываться в процессе изучения изображения формы. Речь идет об иллю зорной оценке длины, площади, угла наклона и кривизны формообразующих элементов фигуры. Несовершенство нашего зрительного оптического аппарата и психологического восприятия модели иногда служит причиной ложных истолкований размеров и конфигураций.
В учебном рисунке фигуры человека очень важна корректирующая роль мозга, ибо механический перенос размеров, видимых глазом, приводит к известным ошибкам, особенно при рисовании фигуры человека в ракурсе. «Фотографически» изображенная модель, по правилам конической проекции, может оказаться в рисунке диспропорциональной, зрительно неубедительной. Опыт показывает, что в этом случае правдивое изображение фигуры человека будет результатом проецирования как бы параллельными лучами с сохранением объемных пропорций частей тела без перспективных изменений, т. е. дальние части несколько увеличивая, ближние — уменьшая (рис. 174, 175). При изображении человека в сложных перспективных сокращениях рисующий должен представлять, воображать исходные фронтальные виды фигуры (сбоку, спереди, сзади), а также характерные «сечения» изображаемой фигуры (см. рис. 173).