Неверно что относят к экологическим отношениям

Неверно что относят к экологическим отношениям

Сборник итоговых тестов по дисциплине Экологическое право (Основы экологического права) с ответами

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Отраслью какого права является экологическое право?

+ Это самостоятельная отрасль российского права;

— Это подотрасль гражданского права;

— Это институт конституционного права.

2. Экологическое право это отрасль права, предмет которой составляют отношения, которые:

+ касаются природопользования, охраны окружающей среды, защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц в указанных сферах;

— возникают при использовании природных ресурсов, их добыче, переработке и реализации, в том числе путем экспорта;

— связаны с охраной флоры и фауны, обеспечением окружающего мира в надлежащем и пригодном для жизни состоянии.

3. К какому виду источников экологического права относится устав перерабатывающего предприятия?

+ К локальным нормативным правовым актам;

— К муниципальным нормативным правовым актам;

— К правовым обычаям.

4. Основным источником экологического права, имеющим наивысшую юридическую силу, является:

— Постановления Правительства РФ.

5. Особенностью источников экологического права является то, что:

+ правовые нормы указанной отрасли содержатся в иных самостоятельных отраслях права, а также то, что отсутствует единый экологический кодекс;

— они устанавливаются и принимаются исключительно на федеральном уровне власти;

— они четко определены конкретными нормативно-правовыми актами, главным из которых является Экологический кодекс РФ.

6. Система экологического права включает в себя институт:

— преступлений против окружающей среды;

— надзора в сфере природопользования.

7. Экологическое право регулирует общественные отношения в сфере:

— использования и охраны природных ресурсов;

— защиты экологических прав граждан и организаций.

8. Принципы экологического права:

+ составляют отдельный институт этой отрасли;

— образуют подотрасль экологического права;

— нормативного закрепления не получили.

9. Одним из основных принципов экологического права является:

+ презумпция опасности любой экологической деятельности;

— презумпция невиновности государственных органов в сфере природопользования;

— презумпция безвозмездности природопользования.

тест 10. Объектами экологического права являются:

+ окружающая природа, ее объекты, ресурсы и комплексы, а также экологические права граждан и юридических лиц;

— совокупность норм права, которые регулируют отношения в области пользования и охраны природы и е ресурсов;

— взгляды и убеждения на практические проблемы правоприменения экологического законодательства.

11. Экологическое право относится к числу:

12. Что из указанного относится к международным источникам экологического права?

— Конвенция ООН против пыток от 1984 г.;

13. К специальным принципам международного экологического права относится:

+ абсолютный суверенитет каждого государства над собственными природными ресурсами;

— принцип мирного урегулирования споров;

— добросовестность в выполнении международных обязательств государствами.

14. Субъектом международного экологического права не является:

15. Проявлением какого метода правового регулирования в экологическом праве является государственный экологический контроль?

16. Окружающая среда в экологическом праве означает:

+ совокупность природных и антропогенных объектов;

— объекты, созданные человеком;

— объекты природного мира: ресурсы, система экологии, ландшафт и прочие.

17. Как наука экологическое право является:

+ системой взглядов, теорий и знаний в сфере экологического права;

— совокупностью научных работ в сфере природопользования;

— комплексом тем по изучению норм экологического права студентами ВУЗов.

18. Соотношение экологического права с другими отраслями, которое проявляется во включении в последние норм по защите окружающей среды, называется:

19. Нормы экологического права, которые регламентируют охрану и пользование отдельными видами природных объектов, например, лесов, земли, недр и т.п. – это нормы:

тест_20. Классификация экологических правоотношений в зависимости от оснований их возникновения:

+ общие и конкретные;

— абсолютные и относительные;

— материальные и процессуальные.

21. Состояние окружающей среды, которое определяется по конкретным показателям, называется ее:

22. Механическое загрязнение окружающей среды предполагает:

+ ее засорение предметами, которые не вызывают физико-химических последствий;

— снижение ее качества в результате естественных природных катаклизмов;

— отклонение от нормы ее физических свойств: температуры, энергии, радиации и т.п.

23. Что относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области охраны окружающей среды?

+ подача исков о возмещении вреда окружающей среде в результате нарушения экологического законодательства;

— организация мероприятий по защите окружающей среды в зонах экологического бедствия;

— государственная экологическая экспертиза.

24. Целью экологического страхования является:

+ защита имущественных прав лиц при наличии экологических рисков;

— защита прав и законных интересов лиц в области охраны окружающей среды;

— возмещение морального вреда, причиненного правонарушениями и преступлениями в области природопользования.

25. Кем определяются области, в которых применяют наилучшие доступные технологии?

— Министерством природных ресурсов РФ;

26. Экологическую экспертизу проводят для:

+ определения соответствия документации о планируемой хозяйственной деятельности нормам экологического законодательства;

— установления степени вреда, причиненного окружающей среде экологическими правонарушениями;

— определения качества окружающей среды с использованием нормативных показателей.

27. Какой вид ответственности за нарушение экологического законодательства законом не предусмотрен?

28. Список редких и исчезающих видов животных, растений и других организмов называется:

29. Распространение знаний в области экологической безопасности, состояния качества окружающей среды и об использовании ресурсов природы – это:

тест*30. Кто не обязан предоставлять декларацию о воздействии на окружающую среду?

31. К объектам охраны окружающей среды не относятся:

— компоненты природной среды;

32. Сочетание определенных типов рельефа, флоры, почвы, которые сформировались в одном климате характеризует понятие:

33. Комплексное наблюдение за состоянием окружающей среды, протекающими в ней процессами и явлениями, оценка и прогноз изменений ее характеристик называется:

+ государственным экологическим мониторингом;

34. Не являются приоритетным направлением деятельности на территории лесопаркового зеленого пояса:

+ строительство капитальных объектов;

— проведение научных исследований.

35. Использование разными способами водных объектов в целях удовлетворения потребностей субъектов такого использования называется:

— охраной водных объектов.

36. По своему целевому предназначению все леса классифицируются на:

+ защитные, резервные и эксплуатационные;

— противоэрозионные, грунтоувлажняющие, почвозащитные, полезащитные;

— лиственные, хвойные, смешанные.

37. С какого возраста наступает уголовная ответственность за совершение экологических преступлений?

Источник

Экологическое право. Тест 1

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

1. Экологическое право регулирует общественные отношения в сфере
природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
природопользования и охраны окружающей среды
обеспечения экологической безопасности охраны окружающей среды и рационального природопользования

2. Методы экологического права включают
императивный и диспозитивный
императивный и административно-правовой
диспозитивный и гражданско-правовой
экологизацию и императив

3. Окружающая среда — это
совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов
совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов
комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов
естественные экологические системы, природный ландшафт и составляющие их элементы

4. Природный объект — это
естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства
земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир
объект, не подвергшийся изменению в результате хозяйственной и иной деятельности
компоненты природной среды, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной или иной деятельности

5. Воздействие хозяйственной и иной деятельности на природную среду допустимо
исходя из требований в области охраны окружающей среды
исходя из требований экологической экспертной комиссии
в соответствии с экологическими стандартами
в соответствии с нормативами качества окружающей среды

6. Снижение негативного воздействия на окружающую среду обеспечивается на основе использования
наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов
современных достижений науки и техники
очистных сооружений и экологизированных технологий
малоотходных и безотходных технологий с учетом экономических и социальных факторов

7. Конституция РФ определяет, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как
основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории
достояние государства и народов, проживающих на его территории
неотъемлемая часть субъектов РФ
материальная основа деятельности органов местного самоуправления

8. Конституция РФ устанавливает, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами и другими природными ресурсами относятся к ведению
РФ и ее субъектов
субъектов РФ
только РФ
субъектов РФ и органов местного самоуправления

9. Экологические правоотношения – это регулируемые нормами экологического права отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере
природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
обеспечения экологической безопасности
рационального природопользования и охраны окружающей среды — охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности

10. Основанием возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений являются
юридические факты
действия (бездействие) субъектов
решения органов публичной власти
явления, события

11. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками
свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц
свободно, если это не наносит существенного ущерба окружающей среде и не нарушает прав других лиц — свободно, но после согласования с органами местного самоуправления
свободно, если это не наносит вреда окружающей среде и не нарушает прав арендаторов земельных участков

12. Арендная плата за земельные участки устанавливается
в денежной и натуральной форме
в денежной форме
в натуральной форме
в форме налога

13. В частной и муниципальной собственности могут находиться
пруд и обводненный карьер
обособленные водные объекты
участки акватории суммарной площадью не более 3 квадратных км
участки реки протяженностью не более 2,5 км

14. Предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании
договора водопользования или решения о предоставлении в пользование
договора аренды
договора водопользования
договора аренды, договора водопользования или сервитута

15. На лесные участки, не входящие в состав земель лесного фонда, распространяются права
постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования, аренды и сервитута
аренды и ограниченного пользования чужими участками
постоянного (бессрочного) пользования и аренды
пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды и сервитута

Источник

Экологические отношения и экологические правоотношения: понятие, особенности, структура

Экологические отношения: понятие, особенности, структура

Взаимодействие общества и природы исторически подразделяется на две подсистемы, существующие в единстве и борьбе противоречий:

Экономическая подсистема направлена на потребление природных ресурсов как источников продовольствия и сырья, на использование природной среды в качестве места и средства жизни. Она выражает экономические интересы общества, олицетворяющие потребительское отношение к природе.

Экологическая подсистема выражает потребности общества и отдельного человека в чистой, здоровой и благоприятной для жизни окружающей природной среде.

Экологические отношения вторичны по своему происхождению. Они возникают как защитная реакция на появление отрицательных последствий экономической деятельности человека по использованию природы.

Формы экологических отношений:

Виды экологических отношений:

Природоохранительные отношения возникают в связи с охраной природных объектов в комплексе их взаимосвязи с экологической средой. Непосредственными объектами охраны здесь выступают природная среда как совокупность экологических систем, отдельные природные комплексы и территории.

Природноресурсовые отношения — отраслевые. Они складываются применительно к отдельным охраняемым природным объектам, природным ресурсам, которые служат источниками удовлетворения экономических потребностей. В данном аспекте они включают:

Для этих отношений характерна двойная связь. С одной стороны, выполняя охранительные задачи, они входят в состав экологических отношений. С другой — образуют органическое целое с отношениями в области рационального использования земель, недр, вод, лесов и т.д.

Экологические правоотношения: понятие, особенности, структура

Объектом правового регулирования со стороны государства являются соответствующие социальные отношения. Будучи урегулированными нормами права, данные отношения приобретают качественно иной, правовой характер. Социальные отношения, урегулированные со стороны государства нормами права, в теории права носят название правоотношений.

Состав экологических правоотношений

Правоотношение является сложным социальным образованием, имеющим определенное внутреннее строение, составными элементами которого являются участники, объекты и содержание правоотношения.

Участники правоотношений (субъекты):

Участники экологических правоотношений выступают в них в качестве:

Кроме того, государство в лице специально уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления выступает в экологических правоотношениях в качестве правоприменителя.

Содержание правоотношений

Содержание правоотношений составляют взаимные права и обязанности их участников.

Объект экологических отношений

Отражая реализуемые на практике интегрированный и дифференцированный подходы к правовому регулированию общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы, в современном законодательстве в качестве самостоятельных объектов таких отношений выделяются:

Основными свойствами компонентов окружающей среды как объектов экологических правоотношений являются их естественное происхождение и неразрывная связь с природой. Если какой-либо компонент окружающей среды изъят из нее и обособлен, не состоит более с ней в неразрывной связи (земля в цветочном горшке, вода, текущая по водопроводным трубам), то он является объектом иных правоотношений (гражданско-правовых, отношений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения).

Окружающая среда определяется как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Иначе можно сказать, что окружающая среда – совокупность природной среды и антропогенных объектов (определения даны в ст. 1 Закона об охране окружающей среды).

Природная среда или природа определяется как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.

Природный объект определяется как естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Природно-антропогенный объект — как природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

Антропогенным объектом является объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

Таким образом, в состав окружающей среды в отличие от природы включены антропогенные объекты. Однако в соответствии со ст. 4 Закона об охране окружающей среды объектами охраны являются:

Т.е антропогенные объекты в список объектов охраны не включены (Прим.: ФЗ следовало бы назвать Закон об охране природной среды).

Закон определяет также иные объекты охраны: природные, природно-антропогенные объекты, естественные экологические системы, природные комплексы, природные ландшафты, природные ресурсы, компоненты природной среды. Компонентами природной среды являются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Определения ряда компонентов природной среды установлены отдельными федеральными законами.

Объектом правоотношений являются также действия их субъектов. Так, например, если хозяйствующий субъект осуществляет загрязнение окружающей среды сверх установленных нормативов, то на него налагается ответственность в соответствии с действующим законодательством, а также может быть подан в суд иск о прекращении его деятельности. В данном случае объектом правоотношений будет поведение субъекта.

Часто экологические правоотношения включают совокупность приведенных объектов. Так, например, при привлечении хозяйствующего субъекта к ответственности за нарушение нормативов выбросов и сбросов к объекту данного правоотношения относятся действия ответственного субъекта и состояние компонентов окружающей среды.

Виды экологических правоотношений

Экологические правоотношения классифицируются по тем же критериям, что и правоотношения, относящиеся к любой иной отрасли права. Прежде всего, они сами являются составляющим элементом системы правоотношений, делящейся по отраслям права (трудовые, гражданско-правовые, семенные и т.д.).

Источник

Экологические правоотношения

Понятие и виды экологических правоотношений

Реальность экологического правоотношения проявляется в трансформировании общих правил, предусмотренных нормами экологического права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы (объективное право), в конкретные права и обязанности участников данного отношения (субъективное право). Объективное право представляет собой совокупность правовых норм, устанавливающих права и обязанности неопределенного круга субъектов экологического права. Субъективное право является индивидуализированным. Общие права и обязанности становятся принадлежностью конкретных лиц, участвующих в правоотношении. При этом регулируемые объективным экологическим правом общественные отношения превращаются в конкретные экологические правоотношения.

Экологические правоотношения характеризуются определенными признаками:

Экологические правоотношения направлены на обеспечение интересов человека, гражданина, общества и государства в рамках общественных отношений, образующих предмет экологического права, т.е. отношений собственности на природные ресурсы, по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности, по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Экологические правоотношения, будучи выделенными по отраслевому признаку, в зависимости от иных оснований классификации весьма разнообразны.

В соответствии с функциями норм права экологические правоотношения, формируемые на их основании, подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные экологические правоотношения направлены на обеспечение развития общественных отношений по природопользованию и охране окружающей среды. Это правоотношения по поводу экологического нормирования, экспертизы, лицензирования, сертификации, аудита, ведения государственных кадастров природных ресурсов и комплексов, мониторинга и др. К охранительным правоотношениям относятся правоотношения по защите экологических прав физических и юридических лиц, по применению юридической ответственности за экологические правонарушения.

В теории права различаются общие и конкретные правоотношения. Общие экологические правоотношения возникают непосредственно из закона. Такие правоотношения складываются между личностью (или юридическим лицом) и государством. В таком случае закон является юридическим фактом, порождающим экологическое правоотношение. Так, общие экологические правоотношения возникают из ряда норм Федерального закона «Об охране окружающей среды» о запретах: о строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до отвода земельных участков в натуре (ст. 37); ввода в эксплуатацию предприятий и иных объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающими выполнение установленных требований в области охраны окружающей среды (ст. 38), ввоза в Российскую Федерацию радиоактивных отходов и ядерных материалов из иностранных государств в целях их хранения и захоронения (ст. 48) и др. Конкретные правоотношения возникают на основе юридических фактов, например разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, сброс сточных вод и т.п.

Посредством экологических правоотношений реализуются предусмотренные в нормах экологического права меры по обеспечению рационального природопользования, охране окружающей среды, реализации, соблюдению и охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. Эти меры имеют своих адресатов.

Экологические правоотношения имеют свою структуру. Ее элементами являются субъекты, объекты, права и обязанности.

Субъекты экологических правоотношений. Правоспособность и дееспособность

Круг субъектов определяется законодательством. Однако мера участия субъектов в экологических правоотношениях различна. Она определяется их правоспособностью и дееспособностью.

Экологическая правоспособность организации возникает на основаниях и в порядке, которым предусмотрены законом.

Экологическая дееспособность, в отличие от правоспособности, всегда возникает по достижении определенного законом возраста. Экологическая дееспособность возникает в полном объеме по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Объекты экологических правоотношений

Объектами экологических правоотношений являются объекты экологических отношений, регулируемых нормами экологического права. Объекты экологических отношений весьма разнообразны. В рамках интегрированного и дифференцированного подходов к регулированию экологических отношений выделяются две группы объектов.

Более подробно вопрос об объектах экологических общественных отношений рассмотрен в главе II учебника.

Применительно к вопросу об объектах экологических правоотношений целесообразно рассмотреть также вопрос о сфере их распространения. Прежде всего подчеркнем, что такие объекты расположены в основном в пределах государственной территории Российской Федерации. Некоторые такие объекты расположены и за пределами территории российского государства, например исключительная экономическая зона.

Содержание экологических правоотношений

Содержание экологических правоотношений определяется совокупностью субъективных экологических прав и юридических обязанностей.

Субъективные права, установленные в экологическом праве, по своему содержанию и характеру различаются. К примеру, субъективное право на благоприятную окружающую среду существенно отличается от права собственности на землю и другие природные ресурсы. Особенность последнего в том, что собственник может по своему усмотрению пользоваться соответствующим благом до определенного предела, установленного законом. В соответствии со ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Юридическая обязанность является мерой поведения субъекта экологического правоотношения, определяемой законом в целях охраны окружающей среды, обеспечения рационального природопользования, соблюдения экологических прав. Нарушение этой меры влечет нарушение субъективного права.

Юридические обязанности в экологическом праве, относящемся к публичному праву, обладают той особенностью, что в их основу положены как частные, так и публичные интересы. В связи с этим особое значение в экологическом праве имеют обязанности государства, его органов и должностных лиц. В рамках экологической функции государство обеспечивает общественные интересы. Поэтому права и обязанности государства, его органов и должностных лиц совпадают, объединяясь термином «полномочия».

Возникновение, изменение и прекращение экологических правоотношений

В контексте обсуждения вопроса о действиях как формы юридических фактов, служащих основанием возникновения экологических правоотношений, важно обратить внимание на то, что необходимость их (действий) осуществления всеми субъектами экологического права, в том числе государства в лице уполномоченных органов, вытекает из закона. К примеру, одной из основных мер охраны окружающей среды является нормирование качества окружающей среды, требования которого определены Федеральным законом «Об охране окружающей среды». Определенные Правительством РФ уполномоченные государственные органы исполнительной власти обязаны обеспечить разработку и утверждение таких нормативов.

Наиболее существенной причиной низкой эффективности экологического права в Российской Федерации является то, что специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды не совершают предусмотренные законодательством действия, то есть бездействуют. В значительной степени эта характеристика относится и к юридическим лицам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *