Неверно что можно отнести к нормативным кризисам профессионального становления
Кризисы профессионального становления личности. Нормативные и ненормативные кризисы профессионального развития
Кризисы профессионального становления. Движущей силой профессионального развития человека являются кризисы, выходы из которых позволяют привести в соответствие возможности, потребности субъекта деятельности и требования конкретных условий трудовой деятельности. Образование вслед за кризисом новой социальной ситуации развития детерминирует развитие субъекта труда.
А.К. Маркова, а затем и Е.А. Климов выделили и систематизировали виды противоречий в развитии и функционировании человека как субъекта труда: это противоречия между опытом, компетентностью человека и обязанностями, которые ему предлагают выполнять в производственной организации, или характером вакансий рынка труда; противоречия внутри субъекта труда – между его мотивами, ценностями и содержанием труда; между ориентацией «на себя» и «на дело», между снижением функциональных возможностей и характером выполняемых задач.
Трудности процесса профессионализации личности могут быть вызваны не только возрастными изменениями психических функций, противоречиями профессионального развития, но и необходимостью участвовать в производственных конфликтах, в освоении новых форм организации труда.
Э.Ф. Зеер выделяет основные факторы кризисов профессионального становления:
а) сверхнормативная активность как следствие неудовлетворенности своим положением, своим статусом;
б) социально-экономические условия жизнедеятельности человека (сокращение рабочих мест, ликвидация предприятия, переезд);
в) возрастные психофизиологические изменения (ухудшение здоровья, снижение работоспособности, синдром «эмоционального сгорания»);
г) вступление в новую должность (а также участие в конкурсах на замещение, аттестациях);
д) полная поглощенность профессиональной деятельностью;
е) изменения в жизнедеятельности (смена места жительства, перерыв в работе, «служебный роман»).
Кризисы часто сопровождаются нечетким осознанием недостаточного уровня своей компетентности и профессиональной беспомощности.
Н.С. Пряжников и Е.Ю. Пряжникова, дополняя таблицу, в которой Э.Ф. Зеер раскрывает содержание профессиональных кризисов, выделяют кризисы и определяют их причины следующим образом.
1. Кризис учебно-профессиональной ориентации (от 14 – 16 до 16 – 17 лет). К основным факторам, детерминирующим данный кризис, относятся неудачное формирование профессиональных намерений и их реализация, несформированность «Я-концепции» и проблемы с ее коррекцией.
2. Кризис профессионального обучения (время обучения в профессиональном учебном заведении). Причины: неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой, перестройка ведущей деятельности с учебно-профессиональной на собственно профессиональную уже во время учебы в профессиональном учебном заведении, изменение социально-экономических условий жизни.
3. Кризис профессиональных экспектаций, т.е. неудачный опыт адаптации к социально-профессиональной ситуации (первые месяцы и годы самостоятельной работы; иначе говоря, это кризис профессиональной адаптации). Причины: трудности профессиональной адаптации (особенно в плане взаимоотношений с разновозрастными коллегами, освоение новой ведущей деятельности – профессиональной; несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности).
4. Кризис профессионального роста (23 – 25 лет). Причины: неудовлетворенность возможностями занимаемой должности и карьерой, потребность в дальнейшем повышении квалификации, создание семьи и неизбежное ухудшение финансовых возможностей.
5. Кризис профессиональной карьеры (30 – 33 года). Причины: стабилизация профессиональной ситуации (для молодого человека это признание того, что развитие чуть ли не прекратилось), неудовлетворенность собой и своим профессиональным статусом, ревизия «Я-концепции», связанная с переосмыслением себя и своего места в мире, новая доминанта профессиональных ценностей, когда для части работников «вдруг» обнаруживаются новые смыслы в самом содержании и процессе труда (вместо старых, часто внешних по отношению к труду смыслов).
6. Кризис социально-профессиональной самоактуализации (38 – 42 года). Причины: неудовлетворенность возможностями реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации, коррекция «Я-концепции», также связанная часто с изменением ценностно-смысловой сферы, недовольство собой, своим социально-профессиональным статусом, психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья, профессиональные деформации, т.е. негативные последствия длительной работы.
7. Кризис угасания профессиональной деятельности (55 – 60 лет, т.е. последние годы перед пенсией). Причины: ожидание ухода на пенсию и новой социальной роли, сужение социально-профессионального поля (работнику меньше поручают заданий, связанных с новыми технологиями), психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья.
8. Кризис социально-психологической адекватности (65 – 70 лет, т.е. первые годы после выхода на пенсию). Этот кризис может быть вызван множеством причин, перечислим некоторые из них. Во-первых, это новый способ жизнедеятельности, главной особенностью которого является появление большого количества свободного времени. Особенно сложно это пережить после активной трудовой деятельности в предшествующие периоды. Положение усугубляется тем, что пенсионера быстро загружают различными домашними работами (сидение с внуками, хождение по магазинам и т.п.). Получается, что уважаемый в недавнем прошлом специалист превращается в няньку и домработницу. Во-вторых, имеет место сужение финансовых возможностей. Заметим, что раньше, когда пенсионеры часто еще и работали после выхода на пенсию, их финансовая ситуация даже улучшалась (довольно приличная пенсия плюс заработок), что позволяло им чувствовать себя вполне достойными, уважаемыми и любимыми членами семьи. В-третьих, причиной кризиса может быть и социально-психологическое старение, выражающееся в чрезмерном морализаторстве, брюзжании и т.п. В-четвертых, происходит утрата профессиональной идентификации (в своих рассказах и воспоминаниях старик все больше фантазирует, приукрашивает то, что было). В-пятых, сказывается общая неудовлетворенность жизнью (отсутствие тепла и внимания со стороны тех, кому недавно верил и сам помогал). В-шестых, причиной кризиса может стать и чувство своей «ненужности», которое, по мнению многих геронтологов, является особенно тяжелым фактором старости. Наконец, происходит резкое ухудшение здоровья (часто как следствие неудовлетворенности жизнью и чувства своей «ненужности»).
Интересные рассуждения и типологию жизненных кризисов предлагает Э. Ф. Зеер. Он ставит проблему различения типов кризисов (возрастного, профессионального, жизненного, личностного, невротического). Общая схема соотношения разных типов кризисов:
Кризисы профессионального становления
Вы будете перенаправлены на Автор24
Факторы, определяющие кризисы профессионального развития (становления)
Кризисы профессионального становления – это непродолжительные по времени периоды кардинальной перестройки профессионального самосознания, деятельности и поведения личности.
На основе концепции профессионального становления личности, кризисы являются резкими изменениями вектора профессионального развития. Наиболее яркое их проявление отмечается при переходе от одной к другой стадии профессионального становления.
Рисунок 1. Классификация кризисов профессионального развития. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Профессиональное поведение во время кризиса не имеет ярко выраженных изменений. Однако происходит переориентация на новые цели, смысловые структуры профессионального сознания перестраиваются, идет коррекция социально-профессиональной позиции. Происходит изменение взаимоотношений с окружающими, а иногда даже смена профессии. Детерминантами этого могут выступать качественные изменения способов выполнения деятельности.
На первой стадии дальнейшее эволюционное развитие без коренной ломки нормативно одобряемой деятельности невозможно. В этом случае личность либо совершает профессиональный поступок, проявляет сверхнормативную активность, либо вынуждена смириться. Другим фактором может стать возросшая социально-профессиональная активность личности в результате неудовлетворенности своим статусом.
Факторами профессиональных кризисов могут быть социально-экономические условия жизнедеятельности, ликвидация предприятия, сокращение рабочих мест, низкая зарплата, смена места жительства, возрастные психофизиологические изменения, а также вступление в новую должность, аттестация, тарификация и др.
Готовые работы на аналогичную тему
Фактором кризисного явления, продолжительного по времени, может стать полная поглощенность профессиональной деятельностью. Те специалисты, кто одержим работой как средством достижения успеха и признания, считает канадский психолог Б. Киллинджер, иногда нарушают профессиональную этику, вступают в конфликты и проявляют жесткость во взаимоотношениях.
Часто кризисные явления сопровождаются недостаточным уровнем компетентности и профессиональной беспомощностью, причем это нечетко осознается личностью. Но, бывает и наоборот, кризисные явления наблюдаются при высоком уровне профессиональной компетентности – в этом случае возникает состояние пассивности и профессиональной апатии.
Л. С. Выготский выделяет три фазы возрастных кризисов – предкритическую, собственно критическую, посткритическую. Эти положения можно взять за основу при анализе кризисов профессионального развития личности.
Фазы развития профессиональных кризисов
Первую предкритическую фазу профессионального развития можно обнаружить в неудовлетворенности профессиональным статусом, содержанием деятельности и способами её реализации, а также межличностными отношениями. Это не всегда осознается, но на работе человек испытывает психологический дискомфорт, раздражительность, недовольство всем – организацией, администрацией, оплатой труда и др.
Неудовлетворенность реальной профессиональной ситуаций уже хорошо осознается во второй критической фазе профессиональных кризисов. Человек проигрывает сценарии профессиональной жизни в дальнейшем, намечает варианты её изменения, но, при этом психическая напряженность усиливается, усугубляются противоречия, и возникает конфликт, который становится ядром кризисных явлений.
Специалисты выделили типы конфликтов профессионального развития личности, проанализировав конфликтные ситуации в кризисных явлениях:
В посткритическую фазу кризис приходит после его разрешения. Способы разрешения могут иметь разный характер:
При конструктивном выходе из конфликта предполагается, что личность может повышать профессиональную квалификацию, заняться поиском новых способов выполнения своей работы, изменить профессиональный статус, переквалифицироваться или сменить место работы.
При этом личность должна проявить сверхнормативную профессиональную активность, совершить поступок и проложить новую дорогу для профессионального развития.
Профессиональную стагнацию, равнодушие и пассивность создает профессионально-нейтральное отношение к кризису, и личность стремится реализовать себя за пределами профессиональной деятельности – это может быть быт, садоводство-огородничество, свои увлечения, не связанные с работой.
Самые неприятные последствия имеет деструктивный кризис, выражающийся в нравственном разложении, профессиональной апатии, безделье и пьянстве.
Кризисы профессионального развития (становления) и их психологические особенности
В концепции профессионального становления личности выделяются следующие стадии – оптация, профессиональное образование и подготовка, профессиональная адаптация, первичная и вторичная профессионализация, мастерство.
С переходом от одной стадии к другой связаны нормативные кризисные явления, для которых характерны психологические особенности.
В стадию оптации происходит формирование профессиональных намерений – это возраст ранней юности 14-16 лет. Оптанты начинают профессионально самоопределяться. У них есть уже представление о желаемой профессии.
Исходя их профессиональных намерений, изменяется мотивация и в старших классах учеба приобретает профессионально-ориентированный характер. Перед завершением школьного образования, учащиеся 10-11 классов переживают кризис учебно-профессиональной ориентации.
Ядро этого кризиса – выбор способа получения профессионального образования. Переживание этого кризиса и оценка своих возможностей корректируют профессиональные намерения. Коррективы также вносятся в оформившуюся уже «Я-концепцию».
Стадия профессиональной подготовки приносит разочарование в получаемой профессии – недовольство рядом предметов, сомнения в правильности выбора, снижение интереса к учебе – это кризис профессионального выбора, отчетливо проявляющийся на первом и последнем курсе обучения.
Преодолевается кризис, но очень редко, сменой учебной мотивации на социально-профессиональную. Кризис коррекции профессионального выбора, таким образом, не доходит до критической фазы и приобретает вяло текущий характер.
Следующая стадия – профессиональная адаптация, когда специалисты начинают самостоятельную трудовую деятельность. Ситуация развития изменяется кардинально – коллектив разного возраста, другие производственные отношения, новые социально-профессиональные ценности, другая социальная роль и ведущая деятельность.
Трудности в работе не являются факторами возникновения кризисных явлений, основная их причина – психологическая.
Реальная профессиональная жизнь не совпадает с представлениями и ожиданиями – это несоответствие вызывает кризис профессиональных экспектаций. Через 3-5 лет работы возникает следующий нормативный кризис – это завершающая стадия первичной профессионализации. Профессиональная деятельность к этому времени освоена и определен социально-профессиональный статус в производственных отношениях.
Потребность в самоутверждении, прошлый опыт вызывают неудовлетворенность профессией и протест. Возникает осознанная или неосознанная потребность в профессиональном росте и карьере, а при отсутствии этих перспектив возникает психическая напряженность, дискомфорт, мысли о смене профессии.
Временное облегчение этого кризиса приносят бытовые заботы, досуговые виды деятельности, но это непродуктивное разрешение кризиса.
Вторичная профессионализация приходит с дальнейшим профессиональным развитием. На этом этапе происходит кардинальная перестройка социально-профессиональных ценностей, что говорит о переходе специалиста на новую стадию профессионального развития.
Для стадии мастерства характерно творчество и инновационный уровень профессиональной деятельности, движущим фактором которого является потребность личности в самореализации.
Уход из профессиональной деятельности, т.е. выход на пенсию является следующим нормативным кризисом.
После ухода на пенсию начинается этап социально-психологического старения, проявляющийся в ослаблении интеллектуальных процессов, изменении эмоциональных переживаний.
Кризисы – это нормативное явление в профессиональном развитии и судьбоносные моменты в жизнедеятельности человека.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 05 06 2021
Валентина Николаевна Норина
4.8. Кризисы профессионального становления личности
4.8. Кризисы профессионального становления личности
На протяжении профессиональной карьеры у человека могут возникать различные профессиональные кризисы.
Кризис профессионального выбора. Первый профессиональный кризис может наступить еще на этапе профессиональной подготовки (при учебе в вузе, колледже), и связан он с неудовлетворенностью профессиональным образованием и профессиональной подготовкой, а также с трудностями адаптации к учебе и студенческому быту. Возникает недовольство отдельными учебными предметами, появляются сомнения в правильности профессионального выбора, падает интерес к учебе. Учащийся начинает задумываться о правильности сделанного им выбора. Этот кризис отчетливо проявляется в первый и последний годы профессионального обучения. Чаще всего неудовлетворенность не доходит до критической фазы, так как преодолевается сменой учебной мотивации на социально-профессиональную, чему способствует увеличивающаяся год от года профессиональная направленность учебных дисциплин. Однако когда учащийся понимает, что выбранная им профессия — это не то, что он себе представлял, внутренний конфликт становится неизбежным и он может прийти к выводу о прекращении учебы.
Надо отметить, что прекращение получения выбранной в юности (часто по мотивам чисто внешним, а порой и случайным) профессии требует проявления силы воли. Не случайно Н. П. Фетискин (1987) выявил, что студенты, добровольно бросившие учебу в институте из-за неудовлетворенности профессией (а таких среди отчисленных было 50 %) или в связи с трудностью адаптации к учебе и к студенческому быту (20 %), имеют более выраженный типологический комплекс решительности (сильную нервную систему, подвижность возбуждения, преобладание возбуждения по внешнему балансу), чем у студентов, продолжавших учебу в институте.
Кризис профессиональных экспектаций. После завершения профессионального образования наступает время реального выполнения профессиональных функций, стадия профессиональной адаптации. Молодые специалисты приступают к самостоятельной трудовой деятельности. Новый коллектив и общение с разновозрастными коллегами, другая иерархическая система производственных отношений, новые социально-профессиональные ценности, иная социальная роль и, конечно, принципиально новый вид ведущей деятельности — все это создает в первые недели и месяцы работы большие трудности. Но не они становятся фактором возникновения кризисных явлений, основная причина возникающего кризиса — психологическая, являющаяся следствием несовпадения реальной профессиональной жизни со сформировавшимися представлениями и ожиданиями. Переживание этого кризиса выражается в неудовлетворенности организацией труда, его содержанием, должностными обязанностями, производственными отношениями, условиями работы и зарплатой. Нередко молодые специалисты, гордящиеся своим новым статусом, придя на работу, могут услышать: «Забудьте то, чему вас учили в институте».
После окончания обучения и начала работы новички очень быстро узнают о том, что некоторые их ожидания нереалистичны. Их обучение может не вполне соответствовать реальной работе, которую им требуется выполнять. Многие работодатели считают, что новички — это люди, которых еще многому нужно научить. Работа может оказаться не творческой, а механической, окружающие люди могут оказаться нечестными; кроме того, может оказаться, что сойтись с коллегами по работе — большая проблема. Истинные цели работы могут затеряться в лабиринте бюрократических процедур или трансформироваться под воздействием приказов начальников. Реальность может вызвать потрясение, результатом которого становится фрустрация, напряжение и гнев, переживаемые молодым работником на этапе приспособления к новой ситуации.
Г. Крайг, Д. Бокум, 2004. С. 633.
Возможны два варианта разрешения кризиса:
• конструктивный: активизация профессиональных усилий по скорейшей адаптации и приобретению опыта работы; здесь очень важна помощь наставников, помогающих молодым работникам приобретать навыки и уверенность в себе (Corzine et al., 1994);
• деструктивный: увольнение, смена специальности; неадекватное, некачественное, непродуктивное выполнение профессиональных функций.
Кризис профессионального роста и карьеры. Следующий нормативный кризис профессионального становления личности возникает на завершающей стадии первичной профессионализации, после 3–5 лет работы. К этому времени специалист освоил и качественно выполняет работу, связанную с его профессиональной деятельностью, определил свой социально-профессиональный статус в иерархии производственных отношений. Но через некоторое время наступает момент, когда человек начинает понимать, что он уже пресытился своим статусом (занимаемой должностью), уровнем своего мастерства, начинает сравнивать свои успехи с успехами других людей и испытывать потребность в повышении квалификации, в карьере. При отсутствии перспектив профессионального роста человек испытывает дискомфорт, психическую напряженность, у него появляются мысли о возможном увольнении, смене профессии.
Кризис профессионального роста может временно компенсироваться разного рода непрофессиональными, досуговыми видами деятельности, бытовыми заботами или же кардинально решаться путем ухода из профессии. Но вряд ли такое разрешение кризиса можно считать продуктивным.
Стабилизация же всех сторон профессиональной жизни способствует профессиональной стагнации личности: смирению и профессиональной апатии. Стагнация может длиться годами, иногда до ухода на пенсию.
Кризис социально-профессиональной самоактуализации. Это кризис нереализованных возможностей, или, точнее, кризис социально-профессиональной самоактуализации. Дело в том, что во многих случаях достижение специалистом высокого уровня мастерства приводит к тому, что он перерастает свою профессию. Ведь стадия мастерства характеризуется творческим и инновационным уровнем выполнения профессиональной деятельности, а выполняемая специалистом деятельность не дает возможности самореализации, самоосуществления. Отсутствие условий для профессиональной самоактуализации личности приводит к неудовлетворенности собой, выполняемой работой, окружающими людьми.
Продуктивные выходы из такого кризиса — новаторство, изобретательство, стремительная карьера, социальная и профессиональная сверхнормативная активность; деструктивные варианты — увольнение, конфликты, профессиональный цинизм, алкоголизм, депрессия.
Разновидностью этого профессионального кризиса являются творческие кризисы, обусловленные творческой несостоятельностью, отсутствием значимых достижений, профессиональной беспомощностью. Они крайне тягостны для представителей творческих профессий: писателей, режиссеров, актеров, архитекторов, изобретателей и др.
Кризис социально-профессиональной адекватности связан как с объективными психофизиологическими изменениями организма и ухудшением состояния здоровья специалиста, так и с субъективным (психологическим) фактором, а также с профессиональными деформациями. Человек с годами все более не соответствует выполняемой им деятельности. Физическая немощь препятствует полноценному выполнению физической работы, снижение ряда психических функций и развивающаяся ригидность профессиональных установок мешают осуществлению руководящей деятельности, препятствуют инновациям и развитию производства.
Люди старше 55 лет могут думать, что они уже не так трудоспособны, как прежде. Они начинают считать, что средства, вкладываемые в их личное развитие (это необходимо для продолжения успешной деятельности в технологически изменяющейся рабочей среде), не окупятся (Goldstein, Goldstein, 1990). Они беспокоятся, что коллеги по работе будут к ним хуже относиться и меньше интересоваться их идеями. Это, в свою очередь, приводит к тому, что человек менее склонен выдвигать новые идеи и вносить свой вклад в работу группы. Естественно, работник, испытывающий неуверенность в себе, когда требуется освоить новые навыки, и не преданный работе группы, становится менее успешным.
Дж. Ивацевич и А. Лобанов (1993) отмечают, что после 65 лет начинается последний этап карьеры, который они называют стадией отставки.
Можно сослаться и на папу римского Павла VI, который лишил кардиналов, достигших 80-летнего возраста, права голосовать при выборе нового папы.
Вывести какое-то точное время окончания управленческой деятельности индивида практически невозможно. Оно различно для разных стран и времен, но, как правило, оно отличается от видовой продолжительности жизни не менее чем на 10–15 лет. В нашей стране введено правило, согласно которому не рекомендуется занимать руководящие должности людям старше 65 лет.
Оставление руководящей должности является одним из критических моментов в профессиональной карьере человека (обычно высказываются такие мнения: «Следует уйти тогда, когда о твоем уходе вздохнут с сожалением, а не с облегчением» или: «Лучше уйти на год раньше, чем на час позже»).
Острота протекания кризиса утраты профессиональной деятельности зависит от характера трудовой деятельности (работники физического труда переживают его легче), семейного положения и здоровья.
Итак, профессиональные кризисы неизбежны, но следует бояться не кризисов, а деструктивных способов выхода из них. Переживание кризиса вызывает перестройку психологической структуры личности, изменение социально-профессиональной направленности. Порождая психическую напряженность, кризисы стимулируют профессиональное развитие личности. Переживая кризис, личность, как правило, поднимается на более высокий уровень развития.
К деструктивному выходу из кризиса относится поиск реализации себя вне профессиональной деятельности (в быту, в хобби и т. п.), а также появление профессионально нежелательных качеств личности. Если при конструктивном выходе из кризиса профессионально нежелательные качества преодолеваются личностью, то при деструктивном они становятся все более выраженными.
Человек, интересующийся своим внутренним миром, стремящийся познать себя и испытывающий вследствие этого неудовлетворенность, рассматривает в своей профессиональной биографии большее количество кризисных явлений. Если же личность уходит от кризиса, старается его игнорировать, то она чаще сталкивается с крушением профессиональных надежд, несостоятельностью своей профессиональной биографии.
Л. Н. Корнеева (1991) выявила динамику профессионально важных качеств личности на протяжении всего профессионального пути человека. Ею было обнаружено, что на начальных этапах профессиональной деятельности обычно повышается тревожность, затем происходит некоторое снижение ее уровня. При стаже работы 3–5 лет тревожность снова становится неадекватно высокой, что приводит, в частности, к пику травматизма на этом этапе. В дальнейшем после некоторого снижения имеет место повторное постепенное повышение тревожности до уровня, оптимального в данной деятельности. Иногда фиксируется еще один резкий подъем выраженности данного качества в предпенсионный период.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Какие условия необходимы для профессионального становления голоса?
Какие условия необходимы для профессионального становления голоса? 1. Психологический климат, моральная обстановка.Для здоровой, нормальной творческой работы необходима, прежде всего, спокойная атмосфера нормального психологического климата, доброжелательности, что
2.1. Этапы становления этнической идентичности
2.1. Этапы становления этнической идентичности Было бы преувеличением считать, что в жизни человека вопросы, связанные с принадлежностью к этнической общности, как и к другим социальным группам, являются центральными. Для большинства людей более важными оказываются
Этапы становления морали
Этапы становления морали Эволюция представлений о ценности жизни наиболее четко сформулирована в индуизме в форме принципа Ахимсы – абсолютной ценности любой жизни. Это положение требовало от последователей непричинения вреда всему живому, поскольку имело в своей
История становления конфликтологии
История становления конфликтологии Конфликтология является одной из самых молодых отраслей научного знания, развившейся на стыке многих наук и прежде всего – социологии и психологии.Конфликтология выделилась как относительно самостоятельное направление в
Часть III ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Часть III ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ О некоторых направлениях работы в психотерапииЧто значит «становиться личностью»Понятие о психотерапии как
Часть III ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Часть III ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Я наблюдал, как в процессе психотерапевтических отношений происходит развитие и изменение личности
Процесс становления
Процесс становления Заглянуть под маску Разрешите мне попробовать объяснить, что я имею в виду, когда говорю, что по-моему цель, которой более всего хочет достигнуть человек, цель, которую он сознательно или неосознанно преследует, состоит в том, чтобы стать самим собой.
НАЧАЛО СТАНОВЛЕНИЯ СУПЕРЭГО
НАЧАЛО СТАНОВЛЕНИЯ СУПЕРЭГО Мы усматриваем истоки Суперэго в желании ребенка сохранить родительскую любовь и поддержать гармонию межличностных отношений; в его понимании того, что это требует примирения собственных желаний с родительскими. Для того чтобы возникла
6.3. Этапы профессионального становления и развития педагога-психолога
6.3. Этапы профессионального становления и развития педагога-психолога Педагогу-психологу необходимо знать свои индивидуальные особенности и то, как они проявляются на определенной стадии профессионального развития. Эти знания нужны для того, чтобы оценить, на какие
Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности[44]. П. М. Якобсон Личностная зрелость человека есть феномен общественно-исторический, поскольку понятие зрелости в разных общественных условиях имеет различное содержание. Каждая историческая эпоха
Кризисы развития и судьбоносные кризисы
Кризисы развития и судьбоносные кризисы Мы знаем, что половое созревание – это биологический процесс становления, переход от ребенка к молодому человеку Положительный опыт, который мы набираем в этот период и анализируем, можно с пользой применять в похожих ситуациях.
Проект становления
Проект становления Чтобы человечество продолжило свое существование, молодежь должна выходить в жизнь и вступать в новые отношения. Природа так устроила, что во всякой культуре взрослеющие дети обладают заложенной с рождения тягой к новому, исследовательским пылом,
§ 1. Понятие личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности
§ 1. Понятие личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства
Ритуалы становления женственности
Ритуалы становления женственности Своеобразным посвящением для девушки первый половой акт оказывается гораздо чаще, чем для юноши. Рост сознания по отношению к сексуальности связан с большими возможностями. По своей природе первый половой акт имеет все, что необходимо
I. Духовно — нравственная характеристика процессов становления личности
I. Духовно — нравственная характеристика процессов становления личности Ключевые положения православной антропологии, используемые в пособии Основные, ключевые, положения православной антропологии, на которые опираются авторы в данной работе, это: 1) присутствие