Неверно что к созданию теории интеллекта имел отношение
Теории интеллекта: можно ли измерить умственные способности
Варламова Дарья
Тема интеллекта — одна из самых противоречивых и неоднозначных в психологии: среди ученых нет согласия даже относительно его общего определения. Что это — отдельная способность или сочетание разных талантов? Пол Клейнман, автор книги «Психология. Люди, концепции, эксперименты», недавно вышедшей в издательстве «Манн, Иванов и Фербер», вспоминает основные теории, классификации и тесты, связанные с уровнем интеллекта. «Теории и практики» публикуют отрывок из книги.
По большей части психологи согласны в том, что интеллект представляет собой способность мыслить логически и рационально, решать задачи, понимать социальные нормы, традиции и ценности, анализировать ситуации, учиться на своем опыте и преодолевать жизненные трудности. Но они до сих пор не могут решить, можно ли точно оценить интеллект. Для решения этой задачи ученые пытаются ответить на следующие вопросы:
— Передается ли интеллект по наследству?
— Влияют ли на интеллект внешние факторы?
— Представляет ли интеллект наличие ряда навыков и способно-
стей или какой-то одной конкретной способности?
— Следует ли считать тесты IQ (тесты на коэффициент умственного
— Можно ли с помощью этих тестов оценить интеллект?
Сегодня существует множество теорий, объясняющих, что такое интеллект. Перечислим некоторые из них — наиболее значимые.
Общий интеллект
Первичные интеллектуальные способности
По мнению психолога Луиса Терстоуна, существует семь «первичных интеллектуальных способностей», которые определяют интеллект человека: словесное понимание, речевая беглость, числовое, пространственное и индуктивное восприятие, скорость восприятия и ассоциативная память.
Storytel — международный сервис аудиокниг по подписке. В библиотеке Storytel собраны аудиокниги практически всех жанров, от классики и до лекций, стендапов и подкастов. Это сервис, который решает проблему чтения. Он позволяет слушать аудиокниги всегда и везде: во время тренировки, готовки еды, дороги на работу и обратно, в самолете, перед сном и когда угодно еще. Storytel создает и записывает собственный уникальный контент — лекционные проекты, подкасты, аудиосериалы, а также сотрудничает с лучшими голосами страны.
Множественный интеллект
Согласно теории множественного интеллекта, предложенной психологом Говардом Гарднером, оценить интеллект количественно невозможно. Ученый утверждал, что существует восемь разных типов интеллекта, базирующихся на относительно независимых способностях и навыках, и что одни из этих способностей могут быть развиты у индивидуума лучше, чем другие. Вначале он выделял семь независимых типов интеллекта: пространственный (способность воспринимать зрительную и пространственную информацию), вербальный (способность к речи), логико-математический (способность логически анализировать проблему, распознавать отношения между объектами и мыслить логически), телесно-кинестетический (способность двигаться и осуществлять физический контроль над собственным телом), музыкальный (способность воспринимать высоту, ритм и тембр звука и оперировать звуковыми паттернами), межличностный (способность понимать других людей и взаимодействовать с ними) и внутриличностный (умение осознавать свои собственные чувства, эмоции и мотивы). Впоследствии ученый включил в свою модель и натуралистический интеллект — способность человека жить в гармонии с природой, исследовать окружающую среду, учиться на примере других биологических видов.
Триархическая теория интеллекта
Согласно теории интеллекта психолога Роберта Стернберга, существует три разных фактора интеллекта: аналитический, или компонентный (способность решать задачи), творческий, или опытный (способность справляться с новыми ситуациями, используя прошлый опыт и имеющиеся навыки), и практический, или контекстуальный (способность адаптироваться к изменениям окружающей среды).
Тесты на оценку интеллекта
Методов оценки уровня интеллектуального развития сегодня создано не меньше, чем теорий интеллекта. С момента создания самого первого инструменты для измерения и оценки интеллекта становились все более точными и стандартизированными. Перечислим их в хронологическом порядке.
В 1885 году правительство Франции предложило французскому психологу Альфреду Бине разработать тест для оценки уровня интеллектуального развития детей. В стране только что были приняты законы, обязывающие всех детей в возрасте от шести до четырнадцати лет посещать школу, поэтому потребовался тест для отсева тех, кто нуждался в особых условиях обучения. Бине и его коллега Теодор Симон составили ряд вопросов на темы, не связанные непосредственно со школьным образованием. Помимо разных других способностей, они оценивали память, внимание и умение решать задачи. Бине обнаружил, что некоторые дети отвечают на более сложные вопросы, больше подходящие для старшего возраста, тогда как их ровесники могли ответить только на вопросы, предназначенные для детей помладше. На основе своих наблюдений Бине разработал концепцию умственного возраста — инструмент, позволяющий оценивать интеллект на основе среднестатистических способностей детей определенной возрастной группы. Шкала Бине — Симона была первым тестом оценки интеллектуального развития и послужила основой для всех тестов, используемых сегодня.
После того как о шкале Бине — Симона узнали в США, психолог из Стэнфордского университета Льюис Терман стандартизировал ее и начал использовать для тестирования американских детей. Адаптированная версия под названием «Шкала интеллекта Стэнфорд — Бине» была опубликована в 1916 году. В этом тесте используется единый показатель — коэффициент умственного развития (IQ — intelligence quotient), который рассчитывается путем деления умственного возраста тестируемого на его реальный возраст и последующего умножения полученного числа на 100.
С началом Первой мировой войны у армии США возникла потребность в оценке умственных способностей огромного количества призывников. Для решения этой сложной задачи психолог Роберт Йеркс (в то время президент Американской психологической ассоциации и председатель Комитета по психологической экспертизе рекрутов) разработал два теста, получившие название «Армейский альфа-тест» и «Армейский бета-тест». Их прошли более двух миллионов человек; так армейские кадровые службы определяли, какие задачи можно поручить новобранцу и какую должность он способен занять.
Storytel — международный сервис аудиокниг по подписке. В библиотеке Storytel собраны аудиокниги практически всех жанров, от классики и до лекций, стендапов и подкастов. Это сервис, который решает проблему чтения. Он позволяет слушать аудиокниги всегда и везде: во время тренировки, готовки еды, дороги на работу и обратно, в самолете, перед сном и когда угодно еще. Storytel создает и записывает собственный уникальный контент — лекционные проекты, подкасты, аудиосериалы, а также сотрудничает с лучшими голосами страны.
В 1955 году психолог Дэвид Векслер разработал очередной тест на оценку уровня интеллектуального развития — Шкалу интеллекта Векслера для взрослых. Впоследствии он был доработан, и сегодня используется модифицированный третий вариант.
Если в тесте Стэнфорд — Бине уровень интеллекта рассчитывается на основе умственного и истинного возраста человека, то при тестировании по Шкале интеллекта Векслера для взрослых балл тестируемого сравнивается с показателями других людей его возрастной группы. Средний показатель равен 100. Сегодня этот инструмент считается стандартным методом тестирования интеллектуального развития человека.
9 самых известных теорий интеллекта (первичная и современная)
Есть много теории интеллекта развился из-за большого противоречия, которое генерируется вокруг него, из-за его возможных объяснений и разграничений.
Интеллект состоит из способности извлекать уроки из опыта, решать проблемы, адаптироваться к нашей среде, использовать знания, понимать идеи и обращаться с абстрактными понятиями и рассуждать. Другое определение объясняет это как способность приобретать и применять знания.
Бине и первые подходы
Альфред Бине был одним из первопроходцев в исследовании интеллекта. В его подходе сходятся разные формы обучения: лабораторные, клинические, психометрические и эволюционные. Он подготовил свою первую версию шкалы измерения интеллекта вместе с Саймоном в 1905 году.
Тест состоял из тридцати элементов, которые были отмечены как успех или ошибка. Для правильного разрешения тестов требовались как физические, так и интеллектуальные способности..
Эти тесты варьировались от сенсомоторных тестов (зрение, координация движений и т. Д.) До когнитивных тестов (память, распознавание информации, дивергентное мышление и т. Д.).
Шкала рассчитана на детей от трех до двенадцати лет и сопровождалась инструкциями по ее реализации. Его элементы были расположены в порядке возрастания сложности.
Позже, Терман пересмотрит шкалу измерений, чтобы проверить некоторые недостатки, особенно в стандартизации оценок. Также будет введен термин CI, IQ, действительный индекс для измерения интеллекта у детей и взрослых..
Двухфакторная теория Спирмена
Исследование Спирмена следовало первоначальному руководству Гальтона, в котором считалось, что основой интеллекта является функционирование простых базовых психологических процессов, таких как сенсорные и перцептивные процессы, с интересом к отношениям между общим интеллектом и дискриминационный сенсорный.
Спирмен утверждал, что все интеллектуальные способности человека имеют общий или общий фактор, который является наследственным и который сохраняется с течением времени, который называется фактором G. А также наличие другого фактора специфических интеллектуальных способностей, который каждый субъект предоставляет определенному навыку, называется фактор S, и это может быть изменено путем обучения.
Общий интеллект оказал влияние на тесты, определенные на основе G-фактора, а S-фактор был определен конкретными требованиями конкретной задачи..
Теория первичных способностей Терстоуна
Эта теория выступает в качестве контрапункта двухфакторной теории Спирмена с появлением теста первичной когнитивной способности. Его автор рассматривал интеллект как элемент, состоящий из нескольких независимых факторов, являясь одной из первых многофакторных теорий..
Терстон был американским психологом, признанным за его вклад в факторный анализ и создание его шкалы для измерения навыков, идентифицируя с его анализом семь основных умственных способностей:
Благодаря их вкладу стало возможным улучшить тесты интеллекта, личностные и психологические интересы, а также помочь понять внутриличностные различия, наблюдаемые в сравнении с общими тестами интеллекта..
Теория интеллекта Кэттелла
Кэттелл разработал эту теорию об интеллекте, на которую повлияли такие люди, как Спирмен, Терстоун и Хебб.
Его основным вкладом было создание двух типов интеллекта, а именно:
Текучий интеллект
Который имеет наследственный и биологический компонент, с физиологическим происхождением, способный действовать в любой ситуации, и который отражает способность, которую мы должны приспособиться к различным ситуациям или проблемам, которые возникают без необходимости иметь предыдущий опыт.
Он отражает основные способности человека в рассуждениях и высших психических процессах. Текучий интеллект может быть измерен с помощью тестов, чтобы получить способность человека к приобретению знаний.
Кристаллизованный интеллект
Завершите предыдущее с помощью полученных знаний, которые берут свое начало в опыте человека и охватывают когнитивные способности, в которых выкристаллизовалось предыдущее обучение. Этот интеллект оценивается с помощью школьных тестов и знаний, полученных в результате взаимодействия с социокультурной средой.
Он также связывает в своем нейропсихологическом аспекте различные отношения между полушариями головного мозга и типами способностей..
Иерархическая модель Вернона
Иерархическая модель интеллекта, в которой устанавливается существование ряда специфических способностей, которые, как правило, группируются под различными факторами. Вернон представил факторы трех типов:
-Основные групповые факторы. Он назвал эти факторы v: ed (словесный: образовательный) и k: m (пространственный: механический).
-Незначительные групповые факторы, которые делали ссылку на факторы, гораздо более непосредственно связанные со способностями или навыками, характерными для выполнения в определенных задачах.
Вклад Вернона в психологию был многочислен и разнообразен, его работа в области интеллекта была очень замечательной. Он был защитником теории интеллекта Хебба, которая делит интеллектуальные способности человека на две категории.
Он назвал «Интеллект А» биологическим субстратом познавательной способности, с помощью которого мы учимся и адаптируемся, и «Интеллект Б» к влиянию среды, которое соответствует уровню навыков, демонстрируемому в поведении..
Вернон включил «Интеллект С», который проявляется в тестах на когнитивные способности, квалификации или IQ, полученных в конкретном тесте..
Теория интеллектуальной структуры Гилфорда
Это рассматривается как непрерывность модели Терстоуна и начальных подходов Бине. Интеллект по Гилфорду приближается к когнитивным концепциям интеллектуального функционирования, хочет знать и описывать когнитивные процессы, а также их функции, которые влияют на интеллектуальные способности, подразумеваемые в работе людей..
Согласно этой теории, интеллект и умственные способности могут быть поняты как куб, который представляет пересечение трех измерений: операций (психические процессы), содержания (семантического, символического, визуального и поведенческого) и продуктов (требуемые типы ответов или форма принятия). обработанной информации), считая каждый из них с большим количеством подразделений.
Хотя эти факторы независимы, будучи взаимосвязанными, они могут стать психологически зависимыми.
Считается, что интеллект состоит из 120 способностей или независимых способностей, которые впоследствии Гилфорд расширил до 150. Кроме того, он не учитывает существование фактора «g» или общих факторов..
Триархическая теория Стенберга
Разработанный Стенбергом, психологом, известным своими исследованиями интеллекта и творчества, среди других тем. Его теория одна из первых применила более когнитивный подход.
Определяет интеллект как «направленную умственную деятельность с целью адаптации к соответствующим условиям реальной жизни в своей жизни».
Его теория делится на три части: компонентный или аналитический интеллект, опытный или творческий интеллект и контекстный или практический интеллект.
Субкомпонентный компонент
Он связывал функционирование ума с рядом компонентов. Эти компоненты помечают их как метакомпоненты, компоненты производительности или исполнения и компоненты получения знаний. (Sternberg, 1985). И это связывает эту под теорию с аналитическим потенциалом, способностью отделять проблемы и видеть решения, которые не очевидны.
Экспериментальная под-теория
Это относится к правильному выполнению задач по отношению к предыдущему опыту работы с ним, разделяя роль опыта в автоматизации и новизне. Это связано с творчеством и интуицией, очень полезно для решения новых проблем и создания новых идей.
Контекстная или практическая под-теория
Это относится к умственной деятельности, которая позволяет нам адаптироваться к нашей среде. Даны три процесса, такие как адаптация, конформация или трансформация и отбор, производящие корректировку между ними и их окружением. Эффективность, с которой они это делают, определяет их интеллект.
Кроме того, он признает, что человек может достичь интеграции трех интеллектов, а не только показывая один из них.
Теория множественного интеллекта по Гарднеру
Он определил интеллект как способность, с которой люди должны решать повседневные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, будучи генетически отмеченным навыком, который можно развивать и совершенствовать с помощью обучения, нашей окружающей среды, нашего образования и нашего опыта..
Своей теорией он объясняет, что у нас есть не только умственные способности, но и восемь:
Предполагается, что у каждого человека нет конкретного разума в конкретном случае, но мы обладаем в определенной степени и в разном количестве каждым из них, порождая индивидуализированные формы поведения..
Эмоциональный интеллект
Он описывает пять компонентов эмоционального интеллекта.
Интеллект имеет унитарный или множественный характер?
Этот вопрос вызывает много споров, и вышеупомянутые теории могут быть классифицированы на основе этого критерия.
С одной стороны, мы были группой, которая защищала унитарный характер интеллекта, такой как Гальтон, Бине, Спирман и другие. Последний ввел понятие фактора G, который лежит в основе выполнения любой задачи интеллектуального порядка, получаемой с помощью статистических процедур..
Утверждение о существовании этого фактора породило множество критических замечаний и противоречий в этом отношении. Некоторые из его защитников утверждают, что его природа является биологической, имеет наследственный характер и является мерой не только статистической, но и мерой нейронной эффективности, понимаемой как свойство SNC, которое выражает скорость и точность ответа, а также большую эффективность и производительность людей.
В новых моделях интеллекта когнитивной психологии утверждается, что они не способны продемонстрировать, что упомянутый фактор в действительности не существует, но они не делают вывод, что это единственный центральный фактор, который ограничивает интеллект. Они говорят о различных «процессах управления», которые представляют исполнительные функции, вовлеченные в другие существующие процессы.
Защитниками этой позиции понимания интеллекта как множественного понятия были Терстон, Гилдфорд, Штернберг, Гарднер и другие..
Теории интеллекта в психологии
Хотя интеллектуальные способности-одна из самых обсуждаемых тем в психологии, точного определения его нет. Да и не будет, наверное, ведь чем сложнее понятие, тем сложнее его точно описать. А каждое определение будет показывать какую-то грань понятия. Но есть несколько теорий, которые помогут понять, что это такое. Некоторые исследователи предположили, что интеллект — это общая единственная способность. Другие считают, что он включает в себя ряд способностей, навыков и талантов.
Что такое интеллект
Понятие интеллекта было спорной темой на протяжении всей истории психологии. Несмотря на значительный интерес к этой теме, до сих пор существует масса разногласий. Кроме вопросов о том, что включает интеллект и как его определить, существует вопрос, а можно ли его вообще определить?
Теории интеллекта дают понимание намного лучше, чем определения. Важные моменты интеллекта: способность учиться на собственном опыте, запомнить и использовать в нужный момент знания. Распознать проблемы и задачи. Чтобы использовать знания, человек должен уметь определять возможные проблемы, которые необходимо решить. Решать задачи. Человек должен быть в состоянии использовать то, чему он научился, чтобы придумать выгодное решение проблемы, которую он заметил. Все это укладывается в понятие интеллекта.
Интеллектуальные способности включают в себя:
способности к логическому мышлению, рассуждение, решение задач, проблем и планирование.
Психологи часто расходятся во мнениях относительно определения и причин интеллекта, исследования интеллекта играют значительную роль во многих областях. Эти области включают решения о том, сколько средств следует выделить на образовательные программы, использование тестирования для отбора кандидатов на работу и использование тестирования для выявления детей, которым требуется дополнительная академическая помощь.
Краткая история понятия интеллект
Термин «коэффициент интеллекта» или IQ был впервые введен в употребление в начале 20 века немецким психологом Уильямом Стерном.
Психолог Альфред Бене разработал самые первые тесты интеллекта, чтобы помочь французскому правительству выявить школьников, которым требовалась дополнительная академическая помощь. Бине был первым, кто ввел понятие умственного возраста или набора способностей, которыми обладают дети определенного возраста.
С тех пор тестирование интеллекта стало широко используемым инструментом, который привел к разработке многих других тестов на умения и способности. Тем не менее, это по-прежнему вызывает споры и споры по поводу использования такого тестирования, культурных предубеждений, которые могут иметь место, влияния на интеллект и даже самого способа, которым мы определяем интеллект.
Основные теории интеллекта
Это далеко неполный список теорий интеллекта, но самые популярные и больше всего дающие понимание о интеллекте и трансформации понятия интеллекта.
Общая теория интеллекта
Британский психолог Чарльз Спирмен (1863–1945) разработал двухфакторную концепцию интеллекта, которую он назвал общим интеллектом или g-фактором. После использования методики факторного анализа, для проверки тестов умственных способностей, Спирмен пришел к выводу, что результаты этих тестов были очень похожими.
Люди, которые хорошо справились с одним когнитивным тестом, как правило, хорошо справлялись с другими тестами, в то время как те, кто показал плохие результаты по одному тесту, как правило, плохие результаты получали и по другим. К примеру, существует сильная корреляция между успехами в математике и музыке, и Спирмен решил, что этот фактор-общий интеллект. Он пришел к выводу, что интеллект — это общая когнитивная способность, которую можно измерить и выразить численно. Так-же Ч. Спирмен вывел, что существует единый g-фактор, который представляет общий интеллект человека по множеству способностей, и что второй фактор, s, относится к конкретным способностям человека в одной конкретной области. Поэтому эту теорию называют двухфакторной теорией интеллекта.
Основные умственные способности
Психолог Луи Терстон предложил иную теорию интеллекта. Он проанализировав данные 56 различных тестов на интеллектуальные способности и определил ряд основных умственных способностей, которые на его взгляд, и его составляют.
Терстон выделил 7 основных умственных способностей :
Это структура интеллекта по Терстону.
Теория интеллекта Паиаже
Пиаже выделил этапы, через которые проходит ребенок в своем развитии. Каждый ребенок проходит этапы в одном и том же порядке, и развитие ребенка определяется биологическим созреванием и взаимодействием с окружающей средой, а не развитием речи. На каждой стадии развития мышление ребенка качественно отличается от других стадий, то есть на каждой стадии задействован разный тип интеллекта.
Стадия сенсомоторного интеллекта (0 — 2 года).Ребенок учиться открывать мир и понимает что у действия есть последствия, учиться манипулировать предметами.
Период дооперациональных представлений (2 — 7 лет). Мышление становится символическим, к примеру: карандаш-это градусник, палка-автомат. Символичность-это часть мифологического мышления, через которое прошло и человечество. Дооперационное оно названо потому, что маленький человек еще не может воспринять некоторые виды опыта. К примеру, он не до конца понимает закон сохранения, он эгоцентричен и не понимает что существует другой подход, другое мнение.
Период конкретных операций (7 — 11 лет). Ребенок способен манипулировать символами на логическом уровне,объединять предметы в классы, закон сохранения( если разделить пластилин на много маленьких кусочков-его не станет меньше). Может выполнять задания по аналогии, к примеру решать похожие задачи.
Период формальных операций (после 12 лет). Ребенку становится доступно конкретное и абстрактное мышление(человечество, кстати, тоже к этому пришло постепенно). У него развивается воображение.
Теория множественного интеллекта
Одна из недавних идей — теория множественного интеллекта Говарда Гаднера. Гарднер предположил, что традиционное представление об интеллекте, основанное на тестировании IQ, не полностью и довольно примерно отражает способности человека. Он решил, что существуют скорее отдельные, независимые множественные интеллекты, каждый из которых представляет уникальные навыки и таланты, относящиеся к определенной категории. И интеллект человека-это их сплав. Кроме того его теория учитывает один существенный минус, который был в предыдущих теориях, он говорит о том, что в разных культурах ценятся разные навыки и таланты и есть разные системы образования. Что тоже накладывает тоже определенный эффект умственные способности.
Это структура интеллекта по Гарднеру. Подробнее о теории множественного интеллекта Г.Гарднера.
Триархаическая теория интеллекта
Психолог Роберт Штенберг определил интеллект как «умственную деятельность, направленную на целенаправленную адаптацию, выбор и формирование реальной среды, имеющей отношение к жизни человека».
Мое исследование мотивировано прежде всего теорией успешного интеллекта, которая пытается объяснить интеллектуальные источники индивидуальных различий, которые позволяют людям добиваться успеха в своей жизни, учитывая социокультурный контекст, в котором они живут. Успешно умные люди распознают свои сильные и слабые стороны, а затем выясняют, как извлечь из них выгоду и компенсировать или исправить свои слабости.
Хотя он согласился с Гарднером в том, что интеллект намного шире, чем отдельная общая способность, он предположил, что некоторые типы интеллекта Гарднера лучше рассматривать как индивидуальные таланты. Штернберг приводит примеры людей, которые достаточно талантливы в одной из этих областей, но не столь талантливы в двух других. В этом смысле его подход к области интеллекта чем-то похож на подход Говарда Гарднера. Штернберг предложил то, что он назвал «успешным интеллектом», который включает три различных фактора:
Это структура интеллекта по Штенбергу. Считается, что теория Гарднера и Штенберга самые правильные на данный момент.
Определяя интеллект, обычно берут немного из каждой теории, получается что-то типа: интеллект- это способность адаптироваться к изменяющемуся окружающему миру, умение решать задачи и проблемы, анализировать и запомнить информацию, способность распознавать новые ситуации и применять к ним уже имеющиеся знания. Способность к решению задач и проблем и использование познавательных способностей. Способность находить и придумывать новые идеи.
Дополнительные теории, которые внесли важный вклад в сегодняшнее понимание интеллекта
Теория эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект — это «способность контролировать свои эмоции и эмоции других людей, различать разные эмоции и соответствующим образом маркировать их, а также использовать эмоциональную информацию для управления мышлением и поведением. Т.е. у людей, которые хорошо разбираются со своими чувствами и проблемами, как правило развита способность понимать других, а уже из этого выходят навыки управления, лидерские качества и т.д. В общем, это и называют эмоциональным интеллектом. Теорию эмоционального интеллекта разработали Питер Саловей Джон Майер.
Эмоциональный интеллект включает :
Подвижный и кристаллизовавшийся интеллект
Раймонд Кеттел первый кто предложил идею подвижного и кристализовавшегося интеллекта.
Кристаллизованный интеллект относится к использованию ранее полученных знаний, таких как конкретные факты, полученные в школе, или определенные двигательные навыки или мышечная память. По мере того, как вы становитесь старше и накапливаете знания, он увеличивается.
Разница между двумя видами интеллекта: если вы проходите сложный тест по математике, вы опираетесь на свой кристаллизованный интеллект, он нужен для обработки чисел и значения вопросов, но вы можете использовать гибкий интеллект, чтобы проработать новую проблему и прийти к правильному решению. К примеру, это воплощается в творчестве и создании новых идей. Гибкий может стать кристаллизованным интеллектом.
Новые решения, которые вы создаете, полагаясь на подвижный интеллект, со временем могут превратиться в кристаллизованный после того, как они будут включены в долговременную память.
Тесты на интеллектуальные способности
Тест на интеллект Кеттела
Шкалы интеллекта Векслера
Армейский альфа и бета тесты
Тест интеллекта Бине. Стенфорд
Тест прогрессивных матриц Ревана
Тест структуры интеллекта Амтхауэра
Тест механической понятливости Беннета
Тест на социальный интеллект Гилфорда
Тест на типы интеллекта Гарднера
Хорошие и недорогие курсы по креативности и развитию интеллекта от психолога, автора веб-студии Интера и руководителя центра йоги.