Неверно что к принципам организации безналичных расчетов относится

Как учитываются безналичные денежные средства

Безналичные расчеты используются практически в каждой организации. Они предполагают перевод средств между счетами, взаимозачет требований. При операциях не используется наличка. Они предполагают особый учет.

Как открыть расчетный счет в банковском учреждении

Произведение безналичных расчетов предполагает открытие р/с. Для этого необходимо обратиться в банковское учреждение. Взаимодействие с банком выполняется на основании соглашения взаимных расчетов. Организация при необходимости может открыть несколько счетов.

Место совершения мошенничества в отношении безналичных денежных средств, совершаемого при помощи средств компьютерной техники и мобильной связи

Формы безналичных расчетов

Расчеты подразделяются на различные формы. Рассмотрим самые распространенные из них:

Все приведенные формы расчетов отличаются своими нюансами.

Вопрос: Банк в декабре 2019 г. заключил с физическим лицом договор банковского счета (не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности), согласно которому стоимость оказываемых банком услуг по обслуживанию счета и выдача денежных средств с текущего счета клиента регулируются тарифами банка и операции по зачислению денежных средств в безналичном порядке не являются платными. На счет клиента в безналичном порядке от юридических лиц поступили денежные средства в общей сумме, превышающей 600 тыс. руб. По результатам применения правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ банк пришел к выводу, что операции клиента отвечают признакам сомнительных операций, и списал со счета комиссию в размере 15 процентов, которая была введена решением правления банка в январе 2020 г. и предусмотрена за зачисление на счет в безналичном порядке денежных средств при выявлении обстоятельств, дающих основания полагать, что осуществление платежей несет репутационный риск для банка. Правомерны ли действия банка?
Посмотреть ответ

Бухучет операций

Рассмотрим порядок безналичных расчетов:

Бухгалтеру для управления безналичными средствами рекомендуется завести специальный платежный календарь.

Бухучет безналичных расчетов на счете 51

Безналичные расчеты фиксируются на счете 51. Он является активным. У него есть сальдо дебета. ДТ51 нужен для фиксации поступления безнала на расчетные счета, КТ51 – для фиксации списания средств. В первом случае актив будет увеличиваться, во втором – уменьшаться.

Списание средств осуществляется на основании платежного поручения. Документ этот оформляется в двух экземплярах. Одна из копий направляется в банк. На ней проставляется отметка банка о принятии документа. Когда средства направляются на расчетный счет, необходимо составить заявку на взнос наличными.

Используемые проводки

Рассмотрим стандартные проводки по переводу безнала на р/с:

При выбытии безнала с расчетного счета выполняются эти записи:

То есть записи используются для двух основных направлений операций: поступление средств и их выбытие.

Принципы расчетов безналичными средствами

Рассматриваемые расчеты через банк реализуются исключительно при наличии соответствующего документа. К примеру, это могут быть письменное распоряжение, судебный приказ, исполнительный лист и прочие документы. Списание выполняется на базе соответствующего распоряжения. В некоторых случаях списание проводится без распоряжения. К примеру, выполняется эта процедура в тех случаях, когда есть соответствующее требование кредитора. Право на списание по просьбе кредитора должно быть указано в соглашении о предоставлении услуг.

Следующий важный принцип – срочность. Существуют такие банковские процедуры: обработка официальных бумаг, списание средств, зачисление денег на счета. Практически для всех этих операций установлены определенные сроки. Последние обычно утверждаются каждым конкретным банком.

К СВЕДЕНИЮ! Платежная обеспеченность предполагает исполнение платежей со счетов в рамках сумм, которые на них имеются. То есть на счетах организации есть определенная сумма. Снять средства сверх этой суммы нельзя.

Следующий принцип – свободный подбор формы для расчета безналичкой. Существует множество форм для расчетов, которые были приведены выше. Это инкассо, аккредитив и прочее. Компания может самостоятельно подобрать подходящую для себя форму.

Унификация платежных документов также важна. Расчетные бумаги составляются по определенной форме. Они могут быть электронными или бумажными. В бумагах содержатся эти реквизиты:

Документы не будут действительны без печати и подписи.

Условные коды для операций с р/с

При отражении операций используются эти коды:

На основании приведенных кодов будут формироваться проводки.

Пример

Рассмотрим пример бухучета. Организация исполнила эти операции:

Проводки будут такими:

Каждая проводка меняет начальное и конечное сальдо. Она базируется на первичке.

Источник

Безналичные платежи

Неверно что к принципам организации безналичных расчетов относится. Смотреть фото Неверно что к принципам организации безналичных расчетов относится. Смотреть картинку Неверно что к принципам организации безналичных расчетов относится. Картинка про Неверно что к принципам организации безналичных расчетов относится. Фото Неверно что к принципам организации безналичных расчетов относится

Безналичные платежи – особый вид платежей, при которых не используется наличных денежных средств. Все расчёты производятся перечислением средств со счёта на счёт в кредитных учреждениях или, например, способом зачета взаимных требований. Изначально вводились для облегчения и ускорения оборачиваемости капитала, а также чтобы уменьшить объём наличных. Уменьшались и издержки обращения, свойственные для наличных денег. Также безналичным платежам способствуют государственные институты – по перечисленным выше причинам (увеличение скорости оборота денежных средств плюс экономия на их обслуживании).

Безналичные расчеты и платежи

Самые первые безналичные расчёты и платежи представляли собой расчёты и платежи с помощью чеков и векселей. После были введены расчётные палаты – организации, совершающие операции между различными банками. Затем в большей части развитых стран распространились жирорасчеты как подвид безналичных расчетов (через жиробанки, коммерческие банки, сберкассы).

Безналичные расчетные операции – основной вид банковских операций. Различают инкассо, переводные, а также аккредитивные операции.

Регулируются безналичные расчёты и платежи законодательством. В России это ГК РФ (со ст. 861 по ст. 885), ФЗ «О ЦБ РФ». Также применяется федеральный закон «О банках и банковской деятельности», прочие нормативные акты.

Безналичный платеж что это

Безналичным платежом считается расчёт с помощью безналичного денежного обращения (в безналичной форме – то есть, в виде записи на соответствующем счёте). Безналичный платёж выполняется по нескольким принципам:

Полное определение и все условия проведения таких платежей указываются в актуальном Положении о безналичных расчетах (утверждается ЦБ РФ).

Виды безналичных платежей

Изначально безналичные платежи выполнялись в виде векселей либо чеков. Сегодня применяются

Подробный перечень расчётов (платежей) указан в соответствующем документе Банка России за 19 июня 2012 года. В Положении №383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» указаны все виды безналичных платежей, кроме последнего (электронных), однако также работает ФЗ за 27.06.2011 г. №161 в редакции от 23.07.2013 г. – «О национальной платежной системе». Согласно этому документу, электронные платежи (с применением электронных денег) также стали формой безналичных платежей.

Возврат безналичного платежа

По закону допускается, чтобы клиенты, обслуживающиеся в банке, отзывали свои расчётные документы. Однако на практике возврат безналичного платежа влечёт за собой целую серию процедур.

Внимание. Зачастую компании, работающие в сфере торговли, заключают с банком, обслуживающим терминалы, о возможности возврата денежных средств при безналичных расчётах.

От клиента, в пользу которого необходимо осуществить возврат, обычно требуются номер расчётного счёта, наименование банка и номер корсчёта, ИНН и БИК получателя, его ФИО.

Оплата безналичным платежом

Оплату безналичным платежом осуществить можно несколькими способами: с помощью

Оплата безналичным платежом осуществляется в виде перевода суммы средств со счёта отправителя на счёт получателя, который может быть как в этом, так и в другом банке. При этом платёжное поручение – самая часто используемая форма оплаты.

Платёжное требование обозначает требование получателя к плательщику об уплате определённой суммы. Применяется для удобства оплаты безналичным платежом за товары и услуги. Плательщик должен предоставить акцепт (согласиться оплатить сумму) либо отказаться – тогда требование возвращают без исполнения.

Инкассовое поручение выставляют госорганы – по решению суда.

Аккредитив – обязательство совершить платёж по предъявлении получателем определённых документов (акты, документы о поставке).

Прием безналичных платежей

Приём безналичных платежей выполняется несколькими способами: либо зачислением на счёт организации через банк, либо посредством терминала (ККТ, банковский пинпад). Кроме того, сегодня организации стараются максимально автоматизировать перечисление средств, чтобы исключить ошибки и «человеческий фактор». Комиссия при безналичном расчёте, в отличие от платёжных систем, берущих до 5%, составляет 0%. Для приёма платежей безналичным способом организации решают несколько задач:

— оформление счетов и договоров (по желанию),

— контроль зачисления средств,

— оформление закрывающих документов.

Для приёма платежей нужны ИНН организации, номер расчетного счета, БИК обслуживающего плательщика банка, юридический и почтовый адрес.

Проблемы безналичных платежей

Основные проблемы безналичных платежей – это:

Кроме того, предприятия несут ответственность за соблюдение кредитных договоров, а также установленной расчётной дисциплины. Если организация не выполняет обязательств по расчётам, его могут объявить неплатёжеспособным.

Учет безналичных платежей

При расчётах между организациями в виде безналичных платежей (путем перевода со счёта на счёт) возникает необходимость в учёте безналичных платежей с помощью специальных расчетных документов. Они являются основанием для расчёта, и могут оформляться в виде распоряжения:

Предприятия сами определяют подходящие формы документов для учёта безналичных платежей, обязательно только наличие реквизитов –

Учет таких операций выполняется с использованием счёте 51 «Расчетные счета» (как поступление на дебете, так и выбытие на кредите данного счёта).

Основанием либо первичным документом для учёта является выписка банка или платежное поручение. Это справедливо для разных видов платежей:

перечислений в бюджет обязательных платежей, взносов в ПФР и другие организации (ФСС, ФФОМС, ТФОМС).

Источник

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ

Безналичный платежный оборот в стране организуется согласно опреде­ленным принципам.

Принципы организации расчетов — основополагающие начала их проведения. Соблюдение принципов в совокупности позволяет обеспечить соответствие расче­тов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности.

На этих принципах строятся порядок расчетов, их техническое и докумен­тальное оформление, методы предупреждения рисков, а также организация опера­тивно-бухгалтерской работы участников расчетов. В частности, такими принци­пами, регулирующими безналичные расчеты во внутреннем обороте России, являются следующие.

Первый принцип: правовая регламентация порядка осуществления безналичных расчетов с целью обеспечения его единообразия — обусловлена ролью этих расчетов. Рыночный оборот, по существу, представляет собой сово­купность различных обязательственных отношений, связанных с исполнением оп­ределенных обязанностей конкретными должниками в пользу кредиторов. Вы­полнение обязательств организациями, частными лицами, государством обеспечивается во многом благодаря безналичным расчетам.

К главным законодательным источникам регулирования расчетов отно­сятся: Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.

Главный регулирующий орган расчетов — Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Согласно Федеральному закону о Центральном банке Российской Федерации одной из целей его деятельности является обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. На Банк России возложены следующие функции:

■ установление правил, форм, сроков и стандартов осуществления расче­тов и применяемых при этом документов;

■ координация, регулирование и лицензирование организации расчетных, в том числе клиринговых, систем.

Порядок безналичных расчетов в народном хозяйстве определен в Поло­жении о безналичных расчетах в Российской Федерации.

Организация расчетов в той или иной стране во многом обусловлена сло­жившимися традициями и обычаями делового оборота, а также банковской практикой в использовании различных элементов платежной системы на основе постоянного и единообразного их применения. Так, в США, Канаде, Великобри-

тании, Франции предпочтение отдается дебетовым переводам, в Германии, Нидер­ландах, Швеции, Бельгии, Японии — кредитовым переводам. В России до револю­ции было широко развито вексельное обращение. В связи с массовостью расчет­ных операций условия многих из них унифицируются. В настоящее время Банком России установлены единые требования к оформлению расчетных документов и утверждены стандарты этих документов.

Второй принцип: осуществление расчетов преимущественно по банков­ским счетам. Наличие этих счетов как у получателя, так и у плательщика — необходимая предпосылка расчетов. Безналичные расчеты ведутся юридически­ми лицами и гражданами через банк, в котором им открыт соответствующий счет. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета — самостоятельный двусторонний (участники имеют как пра­ва, так и обязанности) гражданско-правовой договор. Юридическое оформление и функционирование счетов организаций в банке предопределяются действующим порядком создания организаций, их правовым статусом, а также нормативными документами Банка России.

Согласно Закону РФ от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятель­ности» (ст. 30) в договоре должны быть указаны:

■ процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам);

■ стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов;

■ имущественная ответственность сторон за нарушение договора, вклю­чая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления пла­тежей;

■ порядок расторжения договора;

■ другие существенные условия договора.

Клиенты вправе открывать необходимое им количество расчетных и иных счетов в любой валюте в банках с их согласия, если иное не установлено законода­тельством. Банки и другие кредитные учреждения для проведения расчетов меж­ду собой открывают корреспондентские счета друг у друга (заключается договор корреспондентского счета) и в обязательном порядке — в учреждениях Банка России.

Третий принцип: поддержание ликвидности плательщика на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого принципа — залог четкого, безусловного выполнения обязательств. Вес платель­щики (банки и др.) должны планировать поступления, списания средств со счетов, изыскивать недостающие ресурсы (путем получения кредита или продажи акти­вов) с целью своевременного выполнения долговых обязательств.

Четвертый принцип: наличие акцепта (согласия) плательщика на пла­теж. Данный принцип реализуется путем применения:

■ либо соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списа­ние средств;

■ либо специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платежных требований, переводных векселей).

Вместе с тем законодательством предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам и другим обя-

нательным платежам — на основании исполнительных листов, выданных судами некоторых штрафов но распоряжениям взыскателей и др.

Пятый принцип: срочность платежа вытекает из самой сути рыноч­ной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное и поднос выполнение платежных обязательств. Значение этого принципа заклю­чается в том, что средства, непрерывно расходуемые на производство товаров, оказание услуг, должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки, пре­дусмотренные заключенными договорами. Сбои в соблюдении сроков платежей ведут к нарушению кругооборота средств и в конечном счете — к платежному кри­зису. Принцип срочности относится не только ко времени (периоду) оплаты сче­тов за товары и услуги, но и к составной части этого периода — времени выполне­ния банками услуг по проведению расчетных операций.

Шестой принцип: контроль всех участников за правильностью соверше­ния расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения. Этот контроль подразделяется на предварительный, текущий, последующий, внут­ренний и внешний контроль. Большую роль в соблюдении данного принципа играет установление согласно ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» публичности бухгалтерской отчетности.

Имеются определенные особенности в проведении контроля со стороны организаций и банков. В частности, банки, выступая посредниками между про­давцами и покупателями, налоговыми органами, населением, бюджетом, вне­бюджетными фондами и др., контролируют соблюдение ими установленных пра­вил расчетов. Руководствуясь интересами обслуживаемых клиентов, особенно необходимостью поддержания устойчивой кредитоспособности организаций, банки нередко, особенно на Западе, принимают на себя весь контроль за прове­дением расчетов. Так, они осуществляют комплекс услуг по управлению денеж­ной наличностью: составление кассовых смет, инкассацию чеков и счетов дебито­ров, тщательный контроль за движением средств и размещением на рынке сво­бодных ресурсов.

С принципом взаимного контроля участников расчетов тесно связан седь­мой принцип организации безналичных расчетов во внутреннем обороте России.

Седьмой принцип: имущественная ответственность участников расчетов за несоблюдение договорных условий. Суть этого принципа заклю­чается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут за собой применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также принятие иных мер ответ­ственности. Надлежащий контроль позволяет предотвратить неисполнение обязательств как своих, так и контрагентов, а если они не выполнены последни­ми, практически полностью возместить причиненные убытки и тем самым осла­бить негативные последствия. Возможности для этого существенно расширились благодаря совершенствованию законодательства, значительно дополнившего пре­жние (до перехода к рынку) меры воздействия за невыполнение денежных обя­зательств.

В связи с формированием основ современного рынка в России было при­нято большое число законов и подзаконных актов в области расчетных взаимо­отношений. Основное место среди них занимают акты, касающиеся усиления

имущественной ответственности за нарушение обязательств при осуществлении расчетов. Значительно усилена ответственность за неисполнение денежного обяза­тельства, что закреплено ст. 395 ГК РФ.

Взаимные претензии между плательщиком и получателем средств рассмат­риваются обеими сторонами без участия банковских учреждений. Спорные во­просы решаются в суде, третейском и арбитражном судах. Претензии к банку, свя­занные с неисполнением расчетно-кассовых операций, направляются клиентами в письменной форме в обслуживающий их банк, который ведет переписку по этим претензиям с другими банками (при необходимости с участием РКЦ).

Несмотря на предпринимаемые меры, проблема укрепления принципа имущественной ответственности в процессе организации расчетов осталась одной из трудноразрешимых.

ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ

Безналичные расчеты проводятся на основании расчетных документов установленной формы с соблюдением соответствующего документооборо­та. В зависимости от вида расчетных документов, способа платежа и орга­низации документооборота в банке, у плательщиков и получателей средств различают следующие основные формы безналичных расчетов: расчеты пла­тежными поручениями, расчеты по аккредитиву, расчеты чеками, расчеты по инкассо.

Формы безналичных расчетов применяются клиентами кредитных органи­заций, а также самими банками. Формы безналичных расчетов избираются клиен­тами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами. В рамках форм безналичных расчетов в качестве участ­ников расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств, а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты. Банки не вмешиваются в дого­ворные отношения клиентов. Взаимные претензии по расчетам между платель­щиком и получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в уста­новленном законодательством порядке без участия банков.

Разнообразие применяемых форм расчетов и принципы выбора той или иной формы расчетов при заключении договоров и сделок зависят от конкретной экономической ситуации в стране и претерпевают значительные изменения при проведении реформ в хозяйственной сфере.

Выбор формы расчетов в основном определяется:

■ характером хозяйственных связей между контрагентами;

■ особенностью поставляемой продукции и условиями ее приемки;

■ местонахождением сторон сделки;

■ способом транспортировки грузов;

■ финансовым положением юридических лиц.

Выбор форм расчетов должен контролироваться банком на соответствие установленным правилам ведения расчетов.

Банк должен рекомендовать клиентам руководствоваться при установле­нии форм расчетов необходимостью максимального их ускорения, упрощения документооборота, исключения встречного перераспределения средств между контрагентами.

Расчетные операции по перечислению денежных средств через кредитные организации (филиалы) могут осуществляться с использованием:

1) корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке России;

2) корреспондентских счетов, открытых в других кредитных организациях;

3) счетов участников расчетов, открытых в небанковских кредитных орга­низациях, осуществляющих расчетные операции;

4) счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации.

Денежные средства списываются со счета по распоряжению его владельца или без распоряжения владельца счета в случаях, предусмотренных законодатель­ством и (или) договором между банком и клиентом, на основании расчетных документов в пределах имеющихся на счете денежных средств, если иное не преду­смотрено в договорах, заключаемых между Банком России или кредитными орга­низациями и их клиентами. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований средства списываются по мере их поступления в очередности, установленной законодательством.

Расчеты платежными поручениями — самая распространенная в настоя­щее время в России форма безналичных расчетов.

Платежным поручением является распоряжение владельца счета (платель­щика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, переве­сти определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законо­дательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями дело­вого оборота.

Платежными поручениями могут производиться:

■ перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

■ перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюд­жетные фонды;

■ перечисления денежных средств в целях возврата (размещения креди­тов) депозитов и уплаты процентов по ним;

■ перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законо­дательством или договором.

В соответствии с условиями основного договора платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров (услуг) или для периоди­ческих платежей.

Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денеж­ных средств на счете плательщика.

При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете платель­щика, а также если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств,-платежные поручения помещаются в картотеку по внебалансовому счету № 90902 «Расчет­ные документы, не оплаченные в срок».

Платежные поручения оплачиваются по мере поступления средств. Допу­скается частичная оплата платежных поручений из картотеки.

По требованию плательщика банк обязан информировать его об исполнении платежного поручения не позже следующего рабочего дня после обращения-плательщика в банк, если иной срок не предусмотрен договором банковского счета. Порядок информирования плательщика определяется договором банковского счета.

В целях гарантии платежа поставщик может внести в условия сделки акцепт платежного поручения.

Суть аккредитивной формы расчетов состоит в том, что плательщик поручает обслуживающему его банку произвести за счет средств, предваритель­но депонированных на счете, либо под гарантию банка, оплату товарно-материальных ценностей по месту нахождения получателя средств на условиях, предусмотренных плательщиком в заявлении на открытие аккредитива.

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, при­нимаемое банком-эмитентом по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответ­ствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия исполняющему банку произвести такие платежи.

Банки могут открывать следующие виды аккредитивов:

■ покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);

■ отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).

При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок дей­ствия аккредитива. При открытии непокрытого (гарантированного) аккредити­ва банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива. Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитен­та по гарантированному аккредитиву определяется по соглашению между банками.

Отзывным является аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких-либо обя­зательств банка-эмитента перед получателем средств после отзыва аккредити­ва. Безотзывным признается аккредитив, который может быть отменен только с согласия получателя средств. По просьбе банка-эмитента исполняющий банк может подтвердить безотзывный аккредитив (подтвержденный аккредитив). Без­отзывный аккредитив, подтвержденный исполняющим банком, не может быть изменен или отменен без согласия исполняющего банка. Порядок предоставле­ния подтверждения по безотзывному подтвержденному аккредитиву определя­ется по соглашению между банками.

Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств.

Условиями аккредитива может быть предусмотрен акцепт уполномочен­ного плательщиком лица. Получатель средств может отказаться от использова­ния аккредитива до истечения срока его действия, если возможность такого отказа предусмотрена условиями аккредитива.

Платеж по аккредитиву производится в безналичном порядке путем пере­числения суммы аккредитива на счет получателя средств. Допускаются частич­ные платежи по аккредитиву.

Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливаются в догово­ре между плательщиком и поставщиком.

При аккредитивной форме расчетов полностью соблюдаются все основные правила осуществления расчетов:

■ продукция оплачивается после ее отгрузки;

■ оплата производится с согласия плательщика, выраженного в данном случае самим фактом открытия аккредитива;

■ плательщику предоставляется право отказаться от оплаты, если обна­ружены нарушения условий договора;

■ аккредитив открывается за счет средств покупателя или кредита банка, если покупатель имеет право на его получение.

Положительной стороной аккредитивной формы расчетов является гаран­тия платежа. Вместе с тем этой форме расчетов присущ ряд недостатков, которые и предопределили ограниченную сферу ее применения: средства покупателя в сумме аккредитива отвлекаются из его хозяйственного оборота на срок действия аккредитива; замедляется товарооборот, так как поставщик до извещения об откры­тии аккредитива не может отгрузить уже готовую продукцию и несет дополни­тельные затраты но ее хранению.

Чек — это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряже­ние чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке (владелец счета), которыми оно вправе распоряжаться путем выставления чеков; чекодержателем — юридическое лицо, в пользу которого выдан чек (получатель средств); плательщиком — банк, в котором находятся денежные средства чекода­теля.

Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя. Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате. Представление чека в банк, обслуживающий чекодер­жателя, для получения платежа считается предъявлением чека к оплате.

Чеки используются как физическими, так и юридическими лицами, высту­пают платежным средством и могут применяться при расчетах во всех случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Не допускаются расчеты чеками между физическими лицами.

Чек удобен для расчетов в случаях:

■ когда плательщик не хочет совершать платеж до получения товара, а постав-щик передавать товар до получения гарантии платежа;

■ когда продавец заранее не известен.

Расчетный чек, эмитированный российским банком, имеет хождение только на территории Российской Федерации.

Бланки чеков являются бланками строгой отчетности.

Клиентам с устойчивым финансовым положением и стабильной платеж­ной дисциплиной при наличии соответствующего договора может быть выдана чековая книжка под гарантию банка (без депонирования средств).

Чек должен быть предъявлен к оплате в учреждение банка в течение 10 дней, не считая дня его выдачи. Следует помнить, что при расчетах чеками из чековых книжек с депонированием средств гарантируется платеж поставщику, но сред-

ства отвлекаются из хозяйственного оборота плательщика па достаточно длитель­ный срок.

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посред­ством которой банк (далее — банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от пла­тельщика платежа. Для расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать дру­гой банк.

Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцеп­том) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых пору­чений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспор­ном порядке).

Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получате­лем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий полу­чателя средств (взыскателя).

Банк-эмитент, принявший на инкассо расчетные документы, берет на себя обязательство доставить их по назначению. Данное обязательство, а также поря­док и сроки возмещения затрат по доставке расчетных документов отражаются в договоре банковского счета с клиентом.

Платежное требование является расчетным документом, содержащим требо­вание кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (платель­щику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказан­ные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором.

Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с пред­варительным акцептом (с согласием) и без акцепта (без согласия) плательщика.

Срок для акцепта платежных требований определяется сторонам и по основ­ному договору, но не менее пяти рабочих дней.

Плательщик в течение срока, установленного для акцепта, представляет в банк соответствующий документ об акцепте платежного требования либо о пол­ном или частичном отказе от его акцепта по основаниям, предусмотренным в основном договоре, в том числе в случае несоответствия применяемой формы расчетов заключенному договору, с обязательной ссылкой па пункт, номер, дату договора и с указанием мотивов отказа.

Расчеты платежными требованиями, без акцепта плательщиков. Без акцепта плательщика расчеты платежными требованиями возможны в случаях, установленных законодательством и предусмотренных сторонами по основному договору при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения (без акцепта).

Со счета плательщика оплачиваются без акцепта платежные требования, выписанные в соответствии с показаниями измерительных приборов (за газ, воду, электроэнергию, тепловую энергию и т.д.) или действующих тарифов (абонент­ная плата за телефон, арендная плата за строения и др.).

Расчеты платежными требованиями, оплачиваемыми с акцептом платель­ щиков. В сложной системе хозяйственных связей существует возможность появле-

ния встречных потоков товарно-материальных ценностей и услуг. В этой ситуации применяется такая специфическая форма безналичных расчетов, как зачет взаим­ных требований, т.е. перечисление со счета организации на счет контрагента только разницы (сальдо) встречных требований. Основное преимущество данной формы без­наличных расчетов состоит в относительной простоте и экономичности.

К зачету могут быть представлены различные расчетные документы: пла­тежные требования-поручения, платежные поручения, расчетные чеки и др. При зачете взаимных требований происходит резкое сокращение движения средств. Они требуются только в сумме разницы, оставшейся после зачета.

Зачеты взаимных требований бывают постоянно действующие и разовые.

В настоящее время организации, как, впрочем, и банки, могут осуществ­лять взаимозачеты через клиринговые палаты (центры). Банки, их учреждения могут вводить расчеты путем зачета взаимных требований, организовывать свои расчетные (клиринговые) центры для совершения расчетов обслуживаемой клиен­туры, проводить в них зачетные операции взаимных требований хозяйственных органов, а также открывать корреспондентские субсчета в других банках, их учреж­дениях для расчетов своих клиентов. Сальдо взаимных платежей погашается путем перевода средств по корреспондентским счетам этих банков, их учреждений, а так­же в РКЦ Банка России.

МЕЖБАНКОВСКИЕ РАСЧЕТЫ

Расчеты между банками на территории России проводятся через расчетно-кассовые центры, созданные Банком России. Банковские операции по рас­четам могут осуществляться и по корреспондентским счетам банков, откры­ваемым друг у друга на основе межбанковских соглашений. При проведении расчетных операций через корреспондентские счета кре­дитных организаций, открытые в Банке России, каждая кредитная организация, расположенная на территории Российской Федерации и имеющая лицензию Байка России на осуществление банковских операций, открывает по месту своего нахождения один корреспондентский счет в подразделении расчетной сети Банка России.

Банк России принимает расчетные документы независимо от остатка средств на корреспондентском счете.

Платежи могут осуществляться в пределах средств, имеющихся на момент оплаты, с учетом средств, поступающих в течение операционного дня, и креди­тов Банка России в случаях, установленных нормативными актами Банка Рос­сии и заключенными между Банком России и кредитными организациями договорами.

Операции по корреспондентским счетам кредитных организаций соверша­ются на основании расчетных документов, поступивших в подразделение расчет-

1 Подробнее см.: Банковская система России (Настольная книга банкира). М.: ДеКа, 1995.

ной сети Банка России на бумажных носителях или в электронном виде, путем оплаты каждого расчетного документа.

Платеж, проходящий через подразделение расчетной сети Банка России, считается:

■ безотзывным с момента списания денежных средств со счета плательщика;

■ окончательным с момента зачисления денежных средств на счет получателя. Взаимоотношения между кредитными организациями (филиалами) при

ведении расчетных операций по корреспондентским счетам регулируются законо­дательством и договором корреспондентского счета, заключенным между сто­ронами.

Расчетные операции кредитной организации между головной организаци­ей и филиалами, а также между филиалами одной кредитной организации осуще­ствляются через счета межфилиальных расчетов. По счетам межфилиальных рас­четов подразделения кредитной организации могут проводить платежи по всем банковским операциям, разрешенным кредитной организации лицензией Банка России, определенным положением о филиале и правилами построения расчет­ной системы кредитной организации, разработанными в соответствии с законо­дательством и нормативными актами Банка России.

Проблемы организации межбанковских расчетов в разных странах реша­ются по-разному (как вправовом и организационном, так и в методическом плане). Но общие принципы организации межбанковских расчетов везде одинаковы. К числу таких общих принципов можно отнести активное участие центральных банков в рационализации расчетов в форме прямого в них участия или в форме инициирования и поддержки специальных расчетных центров, создаваемых ком­мерческими банками, или специальных банков. Именно посредничество в плате­жах между банками как прерогатива центрального банка позволяет ему контроли­ровать и регулировать денежный оборот.

Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 3914 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *