Неверно что к моделируемым в психологии объектам относится

Помощь с работами Синергия, МЭБИК, Росдистант и др.

Качественные и количественные методы исследований в психологии.Тест МФПУ Синергия Сдача Online

Приобрести Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований.Тест Синергия 2021г можно здесь

Термин «проективные тесты личности» был введен в 1939 году … для …
Существует два вида научных обобщений – выделение любых признаков…
… – это совокупность взглядов, суждений, умозаключений, представл…
Неверно, что к моделируемым в психологии объектам относится …
Процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаем…
Неверно, в процессе интервьюирования выделяют три фазы, одна из к…
Философское направление, основанное на критике диалектико-материа…
Социометрический метод был разработан …, автором работы «Социомет…
Выполнение испытуемым заданий определенного рода с точным способо…
Согласно мнению О. А. Камневой, при определении предмета исследов…
… исследования – это обоснованное представление об общих конечных…
По О. А. Камневой научное исследование начинается с постановки …
Доктор философских наук профессор В. П. Кохановский выделяет неск…
В 1910 году … разработал и применил вид естественного эксперимент…
Толкование, раскрытие смысла, разъяснение результатов исследовани…
Разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного…
Согласно мнению О. А. Камневой, при постановке объекта исследован…
Однонаправленная коммуникация с закрепленными ролями коммуникатор…
Мировоззренческая позиция, отрицающая обоснованность общей методо…
Метод исследования, при котором определенные данные получают неск…
Влияние результатов исследования на уже имеющиеся факты, выделени…
Процесс практического или теоретического воссоединения целого из …
Абстракция бывает нескольких видов: …; изолирующая; актуальной бе…
Согласно мнению О. А. Камневой, конструктивность рекомендаций зав…
Всеобщей методологией всех отраслей научного знания выступает … в…
Методологическим принципом психологии, согласно мнению профессора…
Неверно, что среди уровней педагогического исследования выделяют …
Метод научного познания, при котором устанавливается сходство с к…
Одним из компонентов психолого-педагогического исследования являе…
Классификацию общенаучных методов исследования обосновал …
Неверно, что к распространенному виду средних величин в психолого…
Убедительным основанием, определяющим … исследования, является со…
Цель преобразования конкретной ситуации или ситуация, требующая с…
… педагогики – это система знаний об основах и структуре педагоги…
Учение о принципах построения, формах и способах научно-познавате…
Разновидность опроса, в котором ставятся и достигаются те же цели…
Согласно мнению Б. А. Еремеева, объективно-субъективные проблемы …
Неверно, что (по В. И. Загвязинскому) … группа задач относится к …
Согласно формулировки проф. Б. А. Еремеева, … проблемы – это прот…
Неверно, что методология в структуре любой науки выполняет … функ…
Конструирование понятий об объектах, процессах, которые не сущест…
Система заданий специфической формы и определенного содержания, р…
Метод устного получения сведений от человека путем ведения с ним …
В структуре психолого-педагогического исследования (по О. А. Камн…
С разработкой и использованием методов, приемов, средств рационал…
Российский философ и методолог Э. Г. Юдин в структуре методологич…
Слово «…» происходит от латинского слова и дословно означает «одо…

Источник

Моделирование в психологии

Универсальность моделирования как познавательного метода позволяет относить его к разряду методов общенаучного (а возможно, и всеобщего) характера. Но в каждой области знаний, где применяется моделирование, этот метод имеет свою специфику. Следовательно, для любой науки важно представлять и общие принципы моделирования, и частнонаучные особенности его использования.

Однако, несмотря на широкое применение моделирования в психологии, серьезного интереса к нему как исследовательскому методу не наблюдается. Моделирование применяется, но нет теории моделирования (подобной теории эксперимента, который, кстати, является частной реализацией моделирования). Проявляемая психологами активность в использовании моделирования не завершается построением целостной картины этого метода.

Наблюдаемый в настоящее время очередной всплеск психологических работ по математическому и компьютерному моделированию актуализирует эту проблему.

В контексте нашего изложения под моделированием будем понимать исследование объектов на их моделях. Моделями (лат. modulus – ‘мера’, ‘образец’) будем считать специальные искусственно созданные объекты, по своим определенным характеристикам сходные с реальными объектами, подлежащими изучению.

Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого реального объекта невозможно или затруднено в силу его недоступности, этических ограничений или чрезмерных затрат (временных, трудовых, финансовых и проч.).

Однако надо заметить, что понятие «моделирование» имеет как минимум три значения:

Нас, естественно, главным образом интересует первый вариант. Тем не менее раскрытие моделирования как исследовательского метода неизбежно сопровождается и ссылками на его иные аспекты, поскольку процедура метода немыслима без создания соответствующих моделей, а исследовательский процесс с помощью этого метода основан на способностях человека к абстрагированию. Поэтому совершенно справедливо утверждение, что «моделирование в определенной степени является разновидностью абстрактно-логического познания».

Учитывая сказанное, можно понять, что однозначное определение моделированию дать непросто. Недаром сам термин «моделирование» в науку вводился весьма осторожно. Даже во времена ажиотажного интереса к моделированию в 60-е годы XX века «многие всемирно известные справочные издания уклонялись от его приведения или давали как производное слово без всяких пояснений». Диапазон толкования моделирования чрезвычайно широк: от его частных вариантов (например, как физическое моделирование) до отождествления с познанием. Для раскрытия этого понятия употребляются различные категории: «подражание», «уподобление», «воспроизведение», «аналогия», «символизация», «соответствие», «отражение», «сходство» и т. п. Так, признанный специалист в теории познания В. А. Штофф представляет моделирование как воспроизведение определенных сторон прототипа. Однако, как справедливо замечают другие исследователи, воспроизведение сохраняет качественную специфику исходного объекта, а моделирование – не обязательно, воспроизведение – это тождество по всем параметрам, а моделирование – лишь по некоторым. Основоположники кибернетики Н. Винер и А. Розенблют определяли моделирование как «изображение, представление в определенном свете».

Из всего многообразия определений моделирования наиболее приемлемой, с нашей точки зрения, является формулировка, данная И. Б. Новиком и А. И. Уемовым: моделирование– это «опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается не сам интересующий нас объект, а некоторая вспомогательная искусственная или естественная система (модель):

История

В практической жизни человек использует моделирование в виде интуитивного аналогизирования уже многие тысячелетия. Но как строгий научный метод этот познавательный прием на-считывает всего несколько десятилетий. Исходные импульсы научному моделированию, пожалуй, дали «метод аналогий» Максвелла и «теория подобия» Бертрана, идею которой угадал еще Ньютон. Д. К. Максвелл(1831–1879)был первым, кто сознательно наделил модели искусственно изобретенными признаками и получил этим путем фундаментальные знания. Он же первый указал на незаменимость и всеобщность в науке этого метода.

Ключевым понятием метода выступает категория модель. Подобно моделированию, это понятие имеет не одно значение. Специалисты считают, что число различных толкований модели достигло уже нескольких десятков, и наблюдается тенденция к его увеличению. Поэтому в справочной литературе это понятие обычно раскрывается через перечисление отдельных конкретных видов моделей.

Наиболее существенные и распространенные варианты трактовки модели:

В познавательном процессе вообще и в психологическом исследовании в частности модель рассматривается преимущественно в третьем значении. Моделируемыми объектами в психологии в самом общем плане выступают психика (с ее психофизиологическими механизмами), личность, деятельность, общение, поведение.

Приведенное выше определение моделирования включает в себя и определение модели в ее третьем значении. Из этого определения ясно, что модель замещает исследуемый объект, являясь посредником между ним и исследователем. Такое замещение возможно, если между моделью и представляемой ею реальностью существует определенное соответствие, т. е. модель является в той или иной мере аналогом изучаемого объекта.

Понятие аналогии многозначно. Обобщив все множество трактовок, можно выделить три вида аналогий:

Функции моделей

В зависимости от характера получаемого знания модели (а значит, и моделирование) могут выполнять следующие функции.

На эмпирическом уровне

Обычно акцент делается на объяснении, но не менее важно, что модель «позволяет в сжатой форме общего закона описать множество частных случаев, которые могут быть выведены из нее логически и не требуют специального описания. Функция обобщения большого числа данных с наибольшей убедительностью выступает на заключительных этапах исследования, когда жизнеспособность модели уже доказана многочисленными экспериментами».

На практическом уровне:

Источник

Моделирование, как метод психологического исследования

Краткая история моделирования

В практической жизни человек использует моделирование в виде интуитивного аналогизирования уже многие тысячелетия. Но как строгий научный метод этот познавательный прием насчитывает всего несколько десятилетий. Исходные импульсы научному моделированию, пожалуй, дали «метод аналогий» Максвелла и «теория подобия» Бертрана. Д. К. Максвелл(1831–1879) был первым, кто сознательно наделил модели искусственно изобретенными признаками и получил этим путем фундаментальные знания. Он же первый указал на незаменимость и всеобщность в науке этого метода.

Позднее моделирование получает развитие в логике и математике и постепенно овладевает умами биологов, лингвистов, экономистов, психологов. Наконец, как всеобщий познавательный прием его признает философия и вносит существенный вклад в его теорию. С середины XX столетия моделирование получает мощный импульс в своем развитии в связи с появлением науки об управлении – кибернетики и широким внедрением в научную деятельность вычислительной техники. Психология нуждалась в искусственных аналогах психического отражения, которые могло поставить ей компьютерное моделирование. В это время в психологии во весь голос заявляет о себе мощное научное направление, именуемое «когнитивной психологией», где самым широким образом используются информационно-компьютерные модели. Моделирование становится неотъемлемым атрибутом научных исследований, а 60-е годы характеризуются даже настоящим «бумом» в его истории. В настоящее время неуемный ажиотаж вокруг компьютерного моделирования уступил место взвешенному осмыслению его возможностей и пониманию моделирования как общенаучного метода, не «зацикливающегося» на ЭВМ и не сводимого к применению лишь информационно-компьютерных моделей. Теперь уже с полным основанием можно говорить, что «моделирование из специального приема научного исследования, применяемого при решении отдельных частных задач, превратилось в важный познавательный метод, ставший составной частью теории познания наряду с ее старыми методами: индукцией, дедукцией, анализом, синтезом и т. д.». [5]

Этапы развития и формирования

Сейчас математика занимает отдельное место в психологии. Ее выделение в самостоятельную дисциплину шло постепенно. В этом процессе есть отдельные этапы, подробно рассмотренные в книге Первитской А. М. «Математические методы в психологии»:

Математическую психологию часто воспринимают как совокупность матметодов, но на самом деле они — только часть дисциплины, как эксперимент — часть исследования.

Общая характеристика моделирования

Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступное. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.

Наиболее известными примерами математического моделирования в психологии являются формулы, выражающие собой законы Бугера—Вебера, Вебера—Фехнера и Стивенса. Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной машиной. С множеством разнообразных примеров технического моделирования мы встречаемся в научных исследованиях, посвященных изучению восприятия и памяти человека. [4]

Иллюстрацией кибернетического моделирования является использование в психологии идей математического программирования на ЭВМ. Развитие программного обеспечения работы ЭВМ за последние несколько десятков лет открыло для психологии новые перспективы изучения интересующих ее процессов и человеческого поведения, так как оказалось, что мыслительные операции, используемые людьми, логика их рассуждений при решении задач весьма близки к операциям и логике, на основе которых разрабатываются программы для ЭВМ. Это привело к попыткам представления и описания поведения человека, его психологии по аналогии с действием электронно-вычислительных устройств. Отметив наличие в организме такой же сложной, иерархически построенной системы регуляции поведения, какая характеризует структуру и функционирование программ для ЭВМ, они сделали вывод о том, что подобным же образом может быть описано и поведение человека. [4]

Понятие «моделирование» имеет как минимум три значения:

1) метод познания объектов через их модели;

2) процесс построения этих моделей;

3) форма познавательной деятельности (в первую очередь, мышление и воображение).

Раскрытие моделирования как исследовательского метода неизбежно сопровождается и ссылками на его иные аспекты, поскольку процедура метода немыслима без создания соответствующих моделей, а исследовательский процесс с помощью этого метода основан на способностях человека к абстрагированию.

Диапазон толкования моделирования чрезвычайно широк: от его частных вариантов (например, как физическое моделирование) до отождествления с познанием. Для раскрытия этого понятия употребляются различные категории: «подражание», «уподобление», «воспроизведение», «аналогия», «символизация», «соответствие», «отражение», «сходство» и т. п. Так, признанный специалист в теории познания В. А. Штофф представляет моделирование как воспроизведение определенных сторон прототипа. Основоположники кибернетии Н. Винер и А. Розенблютт определяли моделирование как «изображение, представление в определенном свете».

И. Б. Новиков и А. И. Уемов дали следуещее определение моделированию:

Моделирование – это «опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается не сам интересующий нас объект, а некоторая вспомогательная искусственная или естественная система (модель): а) находящаяся в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом; б) способная замещать его на определенных этапах познания и в) дающая при исследовании в конечном счете информацию о самом моделируемом объекте». [5]

Ключевым понятием метода выступает категория модель. Подобно моделированию, это понятие имеет не одно значение. Наиболее существенные и распространенные варианты трактовки модели:

1) модель как тип конструкции (например, автомобиль такой-то модели, модельная обувь или одежда. Отсюда создатель такой одежды – модельер, а ее демонстратор – модель, в частности топ-модель);

2) модель как эталон для копий, образец для подражания (например, госстандарт для какой-либо продукции, оригинал скульптуры из глины, в дальнейшем воплощаемый в металле, камне или дереве. Отсюда натурщика, т. е. человека позирующего художнику, скульптору, фотографу, тоже часто называют моделью, в частности фотомоделью);

3) специальное представление какого-либо объекта, реконструирующее его существенные (в определенном контексте) черты.

В познавательном процессе вообще и в психологическом исследовании в частности модель рассматривается преимущественно в третьем значении. Моделируемыми объектами в психологии в самом общем плане выступают психика (с ее психофизиологическими механизмами), личность, деятельность, общение, поведение.

Неверно что к моделируемым в психологии объектам относится. Смотреть фото Неверно что к моделируемым в психологии объектам относится. Смотреть картинку Неверно что к моделируемым в психологии объектам относится. Картинка про Неверно что к моделируемым в психологии объектам относится. Фото Неверно что к моделируемым в психологии объектам относится Неверно что к моделируемым в психологии объектам относится. Смотреть фото Неверно что к моделируемым в психологии объектам относится. Смотреть картинку Неверно что к моделируемым в психологии объектам относится. Картинка про Неверно что к моделируемым в психологии объектам относится. Фото Неверно что к моделируемым в психологии объектам относится Неверно что к моделируемым в психологии объектам относится. Смотреть фото Неверно что к моделируемым в психологии объектам относится. Смотреть картинку Неверно что к моделируемым в психологии объектам относится. Картинка про Неверно что к моделируемым в психологии объектам относится. Фото Неверно что к моделируемым в психологии объектам относится

Суть и задачи

Математическая психология применяется для оценки полученных результатов и моделирования абстрактных ситуаций, требующих проверки. Аналитическое исследование не используется для изучения конкретного явления. Оно рассматривает психическую деятельность совокупно.
Объект исследований — естественная структура, имеющая психические свойства, модель, теоретическую базу. Предмет — создание и применение алгоритма для моделирования подобной структуры.

Математические методы нужны для обработки данных, собранных путем наблюдения или эксперимента. С их помощью решают задачи:

Сущность матметодов — описание психологических явлений с помощью количественных показателей. Применение алгоритмов при подсчете результатов снижает риск появления ошибки. Информацию можно собирать, обрабатывать и классифицировать одновременно.

Основные направления моделирования в психологии

В самом общем плане моделирование в психологии представлено двумя принципиальными направлениями.

1. Моделирование психики – это путь искусственного конструирования психики и ее различных проявлений.

2. Психологическое моделирование – это путь искусственного создания специальных условий для проявления психики естественных объектов (людей, животных, социальных групп).

Оба пути дают возможность изучения структуры, функций и механизмов работы психики, ее проявлений в различных формах и в различных условиях.

Рис. 1. Схема основных направлений моделирования в психологии

Основные виды

Шкала измерений — удобный способ обработки данных. В первую очередь используют количественную шкалу. С ее помощью данные ранжируют — распределяют по показателям. Данные размещаются в порядке убывания или возрастания. Каждому значению добавляют ранг, определяющий минимальный и максимальный показатель. Сравнение рангов необходимо для распределения данных по группам.

Корреляционный анализ — установление связи между явлениями. Корреляцию оценивают по силе, направлению. Показатели могут возрастать и убывать, из-за чего меняется тип зависимости данных. Он бывает линейным (показатели равноудалены), но чаще выражен в форме кривой.

Факторный анализ — прогнозирование результатов. Изначально данные расцениваются как равные показатели, для получения результатов их табулируют (заносят в таблицу) или используют графическое построение.

Стратегии обработки данных при работе с гипотезами

Гипотеза — предположение, требующее проверки. Чтобы использование методов математической обработки в психологии давало достоверный результат, исследователи должны соблюдать правила выбора, проверки гипотезы:

Выбор способа проверки гипотезы зависит от поставленной задачи.

Источник

Метод моделирования и специфика его применения в психологии

Общая характеристика эмпирических методов. Понятия «модель» и «моделирование» в психологии, их классификация и разновидности. Разработка эффективных методологических рекомендаций по применению метода моделирования в психолого-педагогическом исследовании.

Метод моделирования и специфика его применения в психологии

психология педагогический моделирование

Универсальность моделирования как познавательного метода позволяет относить его к разряду методов общенаучного (а возможно, и всеобщего) характера. Но в каждой области знаний, где применяется моделирование, этот метод имеет свою специфику. Следовательно, для любой науки важно представлять и общие принципы моделирования, и частнонаучные особенности его использования.

Однако, несмотря на широкое применение моделирования в психологии, серьезного интереса к нему как исследовательскому методу не наблюдается. Моделирование применяется, но нет теории моделирования (подобной теории эксперимента, который, кстати, является частной реализацией моделирования). Проявляемая психологами активность в использовании моделирования не завершается построением целостной картины этого метода.

Наблюдаемый в настоящее время очередной всплеск психологических работ по математическому и компьютерному моделированию актуализирует эту проблему.

Рассматривается актуальность использования моделирования в психологии как метода общенаучного уровня. Раскрываются понятия «модель» и «моделирование» в контексте научных исследований в психологии. Анализируются особенности метода моделирования в социально-психологических исследованиях: использование наглядной, демонстрационной основы; получение новых знаний путем вывода по аналогии; установление отношений гомоморфизма или изоморфизма между моделью и оригиналом. Представлен вариант классификации видов моделирования в психологии, созданный на основе изучения используемых средств моделирования.

Актуальностью курсовой работы является описание метода моделирования в психологическом исследовании. Метод моделирования имеет огромное познавательное значение, его использовали Демокрит и Эпикур, Леонардо да Винчи. Широкое распространение в социальных науках он приобрел свыше ста лет назад.

Цель работы раскрыть сущность метода моделирования в психологическом исследовании.

Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что метод моделирования способствует лучшему результату при исследовании.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты могут быть использованы при научном исследования для улучшения качества работы.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Основной текст представлен на 31 страницах текста. Список литературы содержит 15 наименований источников.

1. Теоретический анализ литературы по проблеме использования метода моделирования в психологии

1.1 Общая характеристика эмпирических методов

Слово «эмпирический» буквально означает «то, что воспринимается органами чувств». Когда это прилагательное употребляется по отношению к методам научного исследования, оно служит для обозначения методик и методов, связанных с сенсорным (чувственным) опытом. Поэтому говорят, что эмпирические методы основываются на «твердых (неопровержимых) данных». Кроме того, эмпирическое исследование твердо придерживается научного метода в противоположность др. исследовательским методологиям, таким как натуралистическое наблюдение, архивные исследования и др. Важнейшая и необходимая предпосылка, лежащая в основе методологии эмпирического исследования состоит в том, что оно обеспечивает возможность своего воспроизведения и подтверждения / опровержения. Пристрастие эмпирического исследования к «твердым данным» требует высокой внутренней согласованности и устойчивости средств измерения (и мер) тех независимых и зависимых переменных, которые привлекаются с целью научного изучения. Внутренняя согласованность является основой условием устойчивости; средства измерения не могут быть высоко или хотя бы достаточно надежными, если эти средства, поставляющие сырые данные для последующего анализа, не будут давать высокие интеркорреляции. Неудовлетворение этого требования способствует внесению в систему дисперсии ошибок и приводит к получению неоднозначных или вводящих в заблуждение результатов.

Наблюдение и самонаблюдение позволяют уловить многое из того, что практически недоступно приборам, неописуемо с помощью точных математических формул. Самонаблюдение нередко применяется в тех случаях, когда исследователь хочет непосредственно сам, а не со слов других лиц или по показаниям бездушных приборов получить сведения об ощущениях, эмоциональных переживаниях, образах, представлениях, мыслях, сопровождающих тот или иной поведенческий акт.

Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями) или пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые сами ведут интроспектирование по его заданию.

Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя.

Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.

При включенном наблюдении (оно чаще всего используется в общей, возрастной, педагогической и социальной психологии) исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Например, психолог может решать в уме какую-либо задачу, одновременно наблюдая за собой. Другой вариант включенного наблюдения: исследуя взаимоотношения людей, экспериментатор может включиться сам в общение с наблюдаемыми людьми, не прекращая в то же время наблюдать за складывающимися между ними и этими людьми взаимоотношениями. Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Каждый из названных видов наблюдения имеет свои особенности и применяется там, где он может дать наиболее достоверные результаты. Внешнее наблюдение, например, менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне. Внутреннее наблюдение незаменимо и часто выступает как единственно доступный метод сбора психологических данных в тех случаях, когда отсутствуют надежные внешние признаки интересующего исследователя явления. Свободное наблюдение целесообразно проводить в тех случаях, когда невозможно точно определить, что следует наблюдать, когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход заранее не известны исследователю. Стандартизированное наблюдение, напротив, лучше использовать тогда, когда у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому феномену.

Включенное наблюдение полезно в том случае, когда психолог может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом себе. Однако если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, применение которого позволяет более объективно судить о наблюдаемом.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Варианты теста: тест-опросник и тест-задание. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

Пользуясь проективным тестом, психолог с его помощью вводит испытуемого в воображаемую, сюжетно неопределенную ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации. Такой ситуацией может стать, например, поиск определенного смысла в картинке, где изображены неизвестно какие люди, непонятно чем занятые. Нужно ответить на вопросы, кто эти люди, чем они озабочены, о чем думают и что произойдет дальше. На основании содержательной интерпретации ответов судят о собственной психологии отвечающих.

Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме того, такие тесты требуют большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации со стороны самого психолога.

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие. Однако организовать и провести настоящий, отвечающий всем требованиям психологический эксперимент на практике бывает нелегко, поэтому в научных исследованиях он встречается реже, чем другие методы.

Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.

Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.

1.2 Понятия «модель» и «моделирование» в психологии

В современной науке понятие «модель» интерпретируется различным образом, и такая многозначность этого понятия затрудняет определение его особенностей и создание единой классификации моделей. Целесообразно рассмотреть основные интерпретации понятия «модель» в науке в целом и в психологии, в частности.

В соответствии с общенаучной интерпретацией этого термина, под моделью в психологии будем понимать естественное или искусственно созданное явление, предназначенное для изучения социальнопсихологических феноменов.

В психологии из всего многообразия дефиниций термина «моделирование» можно выделить следующие наиболее часто встречающиеся определения, максимально отображающие всю многогранность этого понятия. Во-первых, моделирование как форма познавательной деятельности, включающая мышление и воображение. Во-вторых, моделирование как метод познания объектов и явлений через их модели. В-третьих, моделирование как процесс непосредственного создания и усовершенствования каких-либо моделей.

Соответственно, в психологии под методом моделирования будем понимать опосредованное практическое и теоретическое исследование социально-психологического явления (предмета, процесса и т.д.) с помощью некоторой искусственно или естественно созданной системы (модели).

На основе анализа использования метода моделирования были выявлены его особенности как метода познания, в том числе и как метода познания социально-психологических явлений:

1) использование наглядной, демонстрационной основы;

2) получение новых знаний путем вывода по аналогии;

3) установление отношений гомоморфизма или изоморфизма между моделью и оригиналом.

Основные результаты анализа подходов к использованию метода моделирования в психологии могут быть представлены следующим образом.

Первой особенностью метода моделирования в психологии является наличие наглядной, демонстрационной основы. В моделях социально-психологических явлений используются для наглядности геометрические формы и графические схемы. Так, основой модели мотивации А. Маслоу является «пирамида потребностей», в модели когнитивного баланса межличностных отношений Р-О-Х, предложенной Ф. Хайдером для описания процессов перцепции и межличностных отношений, используется «треугольник межличностных отношений», а в моделях управления межличностными отношениями Г. Келли, Дж. Тибо используются «матрицы взаимозависимости».

Другим вариантом когнитивной карты является граф, использующийся в различных направлениях социально-психологических исследований. Впервые теория графов для изучения объектов психологии была использована в школе К. Левина, в которой ключевая категория «динамическое поле» рассматривалась как целостная самоорганизующаяся система. Графы применяли для изучения структуры динамического поля через представление взаимоотношений между индивидами внутри группы и динамики их изменений. В дальнейшем теория графов использовалась социальными психологами при изучении межличностных отношений в малых группах посредством графического представления результатов исследований социометрии и референтометрии. В отечественной психологии графы используются в стратометрической концепции малых групп А.В. Петровского для представления структурных уровней межличностных отношений.

Третьей особенностью метода моделирования в психологии является установление отношений изоморфизма и гомоморфизма между моделью и оригиналом.

Системы признаются изоморфными, если между их элементами, функциями, свойствами и отношениями существует или может быть установлено взаимооднозначное соответствие. Примером изоморфной модели является структура интегральной индивидуальности, разработанная В.С. Мерлином для анализа характера взаимосвязей свойств различных уровней интегральной индивидуальности (в том числе ее социально-психологического и социально-исторического уровней). Психологами пермской школы неоднократно подтверждалось взаимооднозначное соответствие между моделью интегральной индивидуальности и результатами эмпирических исследований.

Гомоморфизм является более общим и слабым отношением между оригиналом и моделью, так как при этом не выполняется, как минимум, одно из трех условий: соответствие элементов, соответствие функций, взаимооднозначное соответствие свойств и отношений. Тем не менее, сохранение гомоморфных отношений считается достаточным для использования метода моделирования в психологии.

Отношения гомоморфизма между оригиналом и моделью можно обнаружить в исследовании эволюции художественных стилей и трендов развития художественной коммуникации. В частности, В. Петров постулирует принцип эволюции художественных стилей, что выражается в периодической смене приоритетности у публики аналитического и синтетического стилей и эстетических предпочтений данных стилей. Динамика изменения приоритетности художественных стилей носит неточный синусоидальный характер. Аналогично, гомоморфные отношения между оригиналом и моделью можно увидеть в исследовании трендов развития художественной коммуникации, проявляющиеся в постепенном наращивании (с постоянными флуктуациями) плотности информации в разных видах искусства с течением времени.

1.3 Классификация видов моделирования в психологии

В научной литературе предложены различные варианты классификаций видов моделирования, причем следует отметить отсутствие единой классификации в силу многозначности самого понятия «модель». Разнообразие классификаций обусловлено возможностью их проведения по различным основаниям: по характеру моделей, по способу моделирования, по характеру моделируемых объектов, по виду создаваемых моделей, по сферам их приложения и уровням моделирования и т.д.

В психологии целесообразно проведение анализа возможностей и сфер применения одной из существующих классификаций видов моделирования, основанной на представлении о разнообразии используемых средств. Согласно этой классификации, моделирование подразделяется на два больших класса: материальное (субстанциональное) моделирование и идеальное моделирование.

Материальное (субстанциональное) моделирование основывается на материальной аналогии объекта и его модели. При построении данных моделей выделяют функциональные характеристики (пространственные, физические, поведенческие и т.д.) исследуемого объекта, а сам процесс исследования связан с непосредственным материальным воздействием на объект.

Соответственно, в материальных моделях социально-психологических явлений необходимо моделирование одного вида групповой деятельности посредством другого. К такому виду моделирования в психологии можно отнести разработанные Я.Л. Морено психодраму и социодраму, которые включают проигрывание реальных ситуаций в терапевтических группах для развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми. К данному виду относится и моделирование реальной совместной деятельности через проигрывание ситуаций в социально-психологическом тренинге с помощью кибернометра, разработанное Н.Н. Обозовым.

Идеальное моделирование основывается на мыслимой аналогии между объектом исследования и моделью и подразделяется на интуитивное моделирование и знаковое (формализованное) моделирование. Интуитивное моделирование заключается в отражении окружающего мира и основывается на интуитивном представлении об объекте исследования и создании мысленного образа. Данный вид моделирования применяется чаще всего в начале процесса познания объекта моделирования или для исследования объектов с очень сложными системными взаимосвязями.

В психологии обращение к интуитивному моделированию можно встретить в исследованиях процесса принятия групповых решений и в исследованиях практического интеллекта менеджеров. В организационной психологии к данному виду моделирования относится построение общего видения организации, создание модели будущего через антиципацию предстоящих событий или социально-психологических явлений.

Знаковое моделирование заключается в исследовании объекта и получении новых знаний путем логического или математического выводов из первоначального описания модели. Данный вид моделирования применяется в тех случаях, когда необходима строгая формализация имеющихся данных и при этом неприменима теория подобия. В процессе знакового моделирования используют схемы, графики, формулы, которые являются непосредственно моделями этого метода. Знаковое моделирование подразделяется на два вида в зависимости от способа моделирования и используемых средств: математическое моделирование и компьютерное моделирование.

Математическое моделирование является методом изучения реального объекта, процесса или системы через их замену математической моделью, которая выражает количественные и качественные характеристики с помощью математических терминов и уравнений. Данный метод моделирования применяется, когда по каким-либо причинам невозможно провести эксперимент. Некоторые социально-психологические процессы, например, принятие решений на выборах или распределение голосов избирателей, определяются исследователями полностью в математических терминах.

На основе анализа применения математического моделирования в социально-психологических исследованиях могут быть выделены четыре варианта наиболее распространенных математических моделей в психологии. Такие математические модели социально-психологических феноменов имеют различные математические основания: системы линейных или дифференциальных уравнений, аппарат теории вероятности, системы нелинейных уравнений; теория самоорганизации и синергетика.

В рамках данной классификации могут быть рассмотрены следующие модели социального поведения: модель социального поведения Л.Ф. Ричардсона (или модель гонки вооружений), основанная на системе линейных уравнений; модель социального поведения, основанная на теории игр и аппарате теории вероятности; модель социального поведения Э. Даунса, основанная на системах нелинейных уравнений; модели описания нелинейных социально-психологических процессов, базирующиеся на теории самоорганизации сложных систем и синергетике. Далее представлен более подробный анализ применения метода моделирования для каждой из этих моделей.

Математическое моделирование, основанное на системе линейных уравнений. Как уже указано выше, к данному виду математического моделирования относится использование модели социального поведения Л.Ф. Ричардсона («модель гонки вооружений»), которая учитывает действие трех факторов: наличие военной угрозы, бремени расходов и прошлых обид между двумя какими-либо государствами. Такая модель представляет класс динамических моделей, моделирующих развитие некоторого процесса во времени и обладающих способностью прогнозировать будущее. К концу семидесятых годов модель Ричардсона была неоднократно экспериментально подтверждена на разных вариантах гонки вооружений и оказалась наиболее эффективна в случаях краткосрочных прогнозов.

Математический аппарат на основе системы линейных уравнений используется, в частности, для прогнозирования активности менеджеров в инновационной деятельности и выявления оптимальных социально-психологических воздействий для повышения ее эффективности. На основе психологической диагностики моделируется ролевая активность менеджеров, значимая для введения инноваций.

Теория игр прежде рассматривалась на материале одного из типов соревнования, которое было названо «игра с нулевой суммой». Условием этого типа игры является принцип «сколько один игрок выигрывает, столько же другой игрок проигрывает». Однако большая часть социально-психологических ситуаций являются вариантами игр с ненулевой суммой (или «кооперативных игр»), в которых оба игрока при определенных условиях могут оказаться в выигрыше. В политической психологии лучше всего из кооперативных игр изучена «дилемма заключенного». В психологии такая модель используется для контроля выполнения договоров, принятия решений и для определения оптимального поведения в ситуациях конкуренции с различным числом участников.

Математическое моделирование, основанное на системе нелинейных уравнений. К данному виду математического моделирования относится модель Э. Даунса, предназначенная для исследований явлений в политической психологии. Простейший вариант графического представления модели Э. Даунса представляет собой колоколообразную кривую в декартовой системе координат, выражающей идеологические позиции. Такая модель объясняет соотношение идеологических позиций кандидатов на всеобщих выборах и изменение их позиций в промежутке между первичными и повторными выборами.

Математическое моделирование, основанное на теории самоорганизации и синергетике. К данному виду математического моделирования относятся модели, предназначенные для исследования открытых нелинейных диссипативных систем, далеких от равновесия. Такими системами является большинство объектов, изучаемых психологией. Неравно-весность социально-психологических явлений заключается в их иррегулярном поведении, проявляющемся в спонтанной активности, в активном характере восприятия, в выборе цели индивидом или группой.

Системы, в которых происходит самоорганизация, являются сложными и обладают большим числом степеней свободы (возможных направлений развития). С течением времени в системе выделяются доминирующие варианты развития, к которым «подстраиваются» остальные. Развитие нелинейных систем многовариантно и необратимо. Для управления такой системой нужно воздействовать на нее в тот момент, когда она находится в состоянии предельной неустойчивости (именуемое точкой бифуркации). Таким образом, в качестве новых приоритетов современной картины мира синергетика вводит феномен неопределенности и многовариантности развития, идею возникновения порядка из хаоса.

В психологии примером моделей, основанных на теории самоорганизации, является «модель тюремных бунтов». На математическом аппарате теории самоорганизации основывается «модель выработки единого мнения» в исследовании организационного поведения и процессов принятия решений. К данному виду математического моделирования относится моделирование эффектов личностной динамики после художественных воздействий, в том числе исследующее максимально неустойчивые катастрофические состояния субъектов.

Компьютерное моделирование является методом исследования сложных систем и явлений с помощью использования их компьютерной модели. Данный метод реализуется в виде алгоритмов (строго сформулированных последовательных инструкций), применяемых для создания программных средств. Этот вид моделирования позволяет облегчить исследования сложных процессов и явлений с помощью больших систем уравнений, не поддающихся решению алгебраическими средствами.

В психологии компьютерное моделирование применяется при исследовании обширных социально-психологических процессов (например, массовое поведение, смена настроений масс) или при изучении ситуаций, сопряженных с обработкой большого количества информации (например, процессов обучения).

Представленный выше анализ видов моделирования, используемых в психологии, позволяет предложить и обосновать их классификацию на основе применяемых в процессе моделирования средств. Согласно этой классификации, наиболее распространенным видом моделирования в психологии является материальное моделирование, которое включено в процессы психологического и организационного консультирования, социально-психологических тренингов. В исследованиях политической психологии чаще используется математическое моделирование, поскольку оно позволяет реализовать социальный запрос на получение точного и достоверного прогноза. В целом, математическое и компьютерное моделирование в последние годы приобретает особую значимость в научных исследованиях социально-психологических явлений. Их использование дает возможность выбрать оптимальную и рациональную стратегию и тактику реализации исследовательских программ.

При исследовании сложных объектов модель позволяет объединить разрозненные знания. С помощью модели можно выбрать наиболее рациональную стратегию и тактику реализации исследовательских программ. Оценка системы с длительными циклами развития с помощью модели происходит в более сжатые сроки. Все это позволяет снижать затраты материальных ресурсов для проведения экспериментов с моделями или делать выводы о невозможности таких экспериментов. На практике с помощью моделей обосновываются принимаемые решения, моделирование сопутствует прогнозированию, планированию и управлению.

2. Методологические рекомендации по применению метода моделирования в психологическом исследовании

2.1 Основные типы моделей

Единая классификация видов моделирования затруднена в силу многозначности понятия «модель» в науке. Ее можно проводить по различным основаниям: по характеру моделей (по средствам моделей), по характеру моделируемых объектов, по сферам их приложения и его уровням. В связи с этим любая классификация обречена на неполноту.

В зависимости от средств моделирования различают материальные и идеальные модели. Материальное (субстанциональное) моделирование основывается на материальной аналогии объекта и его модели. Для построения данного типа моделей необходимо выделить функциональные характеристики (геометрические, физические) исследуемого объекта. Процесс исследования связан с материальным воздействием на объект.

К материальным (субстанциальным) моделям социально-психологических явлений можно отнести те, которые моделируют один вид групповой деятельности посредством другого. Примером этого типа моделирования являются исследования на кибернометре, проводившиеся Н.Н. Обозовым, проигрывание ситуаций в социально-психологическом тренинге. Например, в моделировании ситуаций в группах активного социально-психологического обучения субъектом является ведущий и группа используется как «материал» для построения и определения моделей. Субъектом может являться группа вместе с ведущим. Такое моделирование подразумевает включение в модель проявлений личности в целом, затрагивая аффективную, ценностную и неосознаваемую часть опыта человека. В итоге внутриличностный опыт участников переформулируется.

Также к субстанциональным моделям можно отнести социально-психологические эксперименты. Так, колония А. Макаренко являлась субстанциональной моделью организации и осуществления воспитательной работы с подростками.

Большой класс моделей представляют идеальные модели. Идеальное моделирование основано на мыслимой аналогии. Идеальное моделирование подразделяется на знаковое (формализованное) и интуитивное моделирование. Последнее применяется там, где процесс познания только начинается или системные взаимосвязи очень сложные. Жизненный опыт человека можно рассматривать как интуитивную модель межличностных отношений. Возможен вариант построения модели, при котором формальная структура выбирается на интуитивных основаниях.

Моделями знакового моделирования являются схемы, графики, чертежи, формулы. Важнейшим видом знакового моделирования является математическое моделирование. Не всякая знаковая система выступает в качестве модели, так как знаковая система лишь в том случае становится моделью, если она становится предметом исследования, если в ее пределах и ее средствами решаются задачи, решение и смысл которых лежат за пределами данной знаковой системы. Так, естественный язык может выступать в роли модели при изучении быта, культуры, экономических и социальных отношений; естественные языки выступают в роли моделей при исследовании закономерностей мышления, представляющего собой отражения объективного мира.

Существенным моментом создания любой знаковой модели является формализация. Всякая формализация сопровождается следующими процедурами:

1. Задается алфавит (конечный или бесконечный).

2. Задаются правила, порождающие из исходных знаков алфавита «слова», «формулы».

3. Формулируются правила, по которым от одних слов, формул данной системы можно переходить к другим словами и формулам (так называемые правила вывода).

4.В зависимости от характера и целей создаваемой модели могут формулироваться (но могут и не формулироваться) предложения, считающиеся исходными (аксиомы или постулаты). Как правило, формулируются не сами аксиомы данной знаковой системы, а схемы аксиом с соответствующими правилами подстановки.

Знаковые модели обладают некоторой самостоятельностью. В их пределах и их средствами зачастую ставятся и решаются задачи, реальный смысл которых может быть первоначально не ясен. В знаковых моделях теория подобия абсолютно не применима.

В случае сложных систем, когда неясно количественное выражение множества целевых функций, используются имитационные модели. Имитационное моделирование применяется для анализа поведения системы, здесь не исследуются фундаментальные законы динамики системы. При этом функционирование сложной системы представляется в виде определенного алгоритма, который реализуется на ЭВМ.

Возможен вариант построения модели, при котором формальная структура выбирается на интуитивных основаниях. Принятая формальная модель может подсказать нам общее структурное представление об изучаемой системе. В этом случае осознание и вербализация концепции следуют за уже готовой ее математической формой. Множество возможных абстрактных структур заведомо меньше множества их конкретных интерпретаций.

Математические и компьютерные модели. Примером математической модели социального поведения может служить модель Льюиса Ф. Ричардсона, или модель гонки вооружений. Рассмотрим ее для иллюстрации компактности, трансформируемости и эффективности математических моделей. Эта модель учитывает действие всего лишь трех факторов: а) государство Х ощущает наличие военной угрозы со стороны государства Y, точно такая же логика действует со стороны государства Y; б) бремя расходов; в) прошлые обиды.

Величина угрозы отражена в членах kYt и mXt, поскольку, чем больше эти числа, тем больше количество вооружений у противной стороны.

Величина расходов отражена в членах aXt и mYt, поскольку за счет этих членов снижается уровень вооружений в следующем году.

Константы g и h отражают величину прошлой обиды, которая в рамках данной модели считается неизменной.

К концу семидесятых годов модель была испробована уже сотни раз на самых разных вариантах гонки вооружений. Модель Ричардсона в целом эффективна в случаях краткосрочных прогнозов; характера гонки вооружений и, следовательно, прогнозирования войн, так как почти всем современным войнам предшествует нестабильная гонка вооружений.

Теория игр вначале рассматривалась на материале одного из типов соревнования, которое носит название игры с нулевой суммой. Условие этого типа игры: сколько один игрок выигрывает, столько же другой проигрывает. К этой категории принадлежит большая часть обычных игр. Однако большая часть социально-психологических ситуаций являются играми с ненулевой суммой, или кооперативными, когда оба игрока при определенных условиях могут оказаться в выигрыше (то есть тот факт, что один из игроков выиграл вовсе не означает тот факт, что другой столько же проиграл). Из кооперативных игр лучше всего изучена игра «дилемма заключенного». Эта модель может применяться для обоюдного контроля выполнения деловых контрактов, принятие решений о начале активных действий (забастовки, коллективные сговоры). В реальной действительности игроки чаще выбирают сотрудничество, несмотря на все факторы, подталкивающие их к обману.

Третьим примером математических моделей, которые очень хорошо известны, является модель Даунса. Модель позволяет объяснить, почему кандидаты на всеобщих выборах не занимают совпадающие позиции и почему кандидаты часто меняют свои идеологические позиции в промежутке между первичными и повторными выборами. Простейший вариант модели Даунса представляет собой колоколообразную кривую, проходящую вдоль единой фиксированной идеологической оси.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *