Неверно что к формам эмоциональных состояний относят
Виды эмоциональных состояний.
Тема. Эмоции и чувства – личностные свойства.
Эмоции сопровождают практически любые проявления активности личности и определяют ее характер.
Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Эти так называемые «чистые» эмоции включены во все психические процессы и состояния человека. Возникая в ответ на воздействие жизненно значимых событий, эмоции (от лат.emoveo – потрясаю, волную) способствуют направлению на них поведения.
Рассмотрим наиболее часто обсуждаемые в психологической литературе функции эмоций:
1) Организующая функция. Эмоции организуют некоторую деятельность, отвлекая на нее силы и внимание.
2) Функция мобилизации. Проявляется, в первую очередь, на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бегству (правда, чрезмерная доля адреналина может привести к обратному эффекту – ступору), а понижение порога ощущения, как составляющая эмоции тревоги, помогает распознать угрожающие стимулы. Кроме того, феномен «сужения сознания», который наблюдается при интенсивных эмоциональных состояниях, заставляет организм сосредоточить все усилия на преодолении негативной ситуации.
3) Оценочная функция. Эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость (смысл) явлений и ситуаций, состояний организма и внешних воздействий и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции и психической деятельности и поведения. Эмоциональная оценка предшествует развернутой сознательной переработке информации.
4) Функция побуждения и поддержания деятельности. Будучи субъективной формой выражения потребностей, эмоции предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее (»эмоции являются субъективной формой существования потребностей» С.Л.Рубинштейн).
5) Регуляторная функция эмоций указывает на их способность оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем все воздействия, а также удавшиеся или неудавшиеся действия, которые их возбудили.
6) Функция следообразования является логическим продолжением регуляторной функции. Актуализация следов обычно опережает развитие событий, и возникающие при этом эмоции сигнализируют о возможном благоприятном или неблагоприятном исходе. По этому поводу А.Н. Леонтьев замечал: «В результате аффекта, характеризующегося ситуацией, из которой, в сущности, уже поздно искать выход, создается своеобразное настораживающее настроение по отношению к возбуждающей аффект ситуации. Мы получаем предупреждение» (некоторые авторы говорят об эвристической или предвосхищающей функции эмоций). По мнению П.К.Анохина, эмоции сформировались в эволюционном процессе как факторы, поддерживающие адаптивное поведение. Образование ассоциативной связи между отрицательной эмоцией и определенным типом ситуации удерживает от повторения ошибок в будущем, а положительные эмоции, наоборот, закрепляют приемлемые формы поведения. Особенно важна данная функция в том случае, когда адаптивный результат поведения отсрочен.
7) Функция коммуникации. Эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний: он формируется в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми. Способность к эмпатии, т.е. постижению эмоционального состояния другого человека, способность испытывать сострадание, сочувствие, разделять чувства другого человека – это, пожалуй, одна из наиболее важных функций эмоций.
8) Функция дезорганизации. Интенсивные эмоции способны нарушить эффективное протекание деятельности. Длительное действие интенсивных эмоций обуславливает развитие состояния дистресса, который приводит к расстройству поведения и здоровья (психосоматическими заболеваниями являются язва желудка, гипертония, инфаркт и др.).
Виды эмоциональных состояний.
В зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени дифференцированности можно выделить следующие виды эмоциональных состояний:
1. Чувственный или эмоциональный тон – простейшая форма эмоций, проявление органической чувствительности. Осознается как эмоциональная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, как свойство воспринимаемого предмета, явления, действия и т.п. (например, «скучная книга»).
2. Собственно эмоции – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Традиционным считается деление эмоций на положительные и отрицательные, но не все эмоции можно безоговорочно так разделить (например, гнев, страх, стыд). Популярной является классификация эмоций по отношению к деятельности на стенические (побуждающие к действию, вызывающие напряжение) и астенические (тормозящие действие, угнетающие). По происхождению от групп потребностей выделяют биологические, социальные и идеальные эмоции; по характеру действий – контактные и дистантные.
4. Аффект – стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Основное в аффекте – это неожиданно наступающее, резко испытываемое человеком потрясение. Аффект оказывает дезорганизующее влияние на деятельность. Различают нормальные и патологические аффекты. Главные признаки патологических аффектов: измененность сознания (дезориентация во времени и пространстве); неадекватность интенсивности реагирования интенсивности раздражителя, вызывающего реакцию; наличие постаффектационной амнезии.
5. Страсть– интенсивное, обобщенное и продолжительное переживание, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти. Характерными чертами страсти являются сила чувства, выражающаяся в соответствующей направленности всех помыслов личности, устойчивость, единство эмоциональных и волевых моментов, своеобразное сочетание активности и пассивности.
6. Настроение– сравнительно продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности. Настроение имеет субъективную направленность, осознается как свойство субъекта (например, по поводу музыкального произведения эмоциональное сопровождение в форме чувственного фона будет звучать как «прекрасная музыка», а в форме настроения – «у меня прекрасное настроение» (от музыки)). Определенную роль играют индивидуально-личностные особенности (например, гипертимия – склонность к повышенному настроению, дистимия – склонность к пониженному настроению).
Эмоции, какими бы разными они не казались, неотделимы от личности.
«То, что радует человека, что его интересует, повергает в уныние, волнует, что представляется ему смешным, более всего характеризует его сущность, его характер, индивидуальность» (Ф.Крюгер. Сущность эмоциональных переживаний).
С.Л.Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: 1) ее органическую жизнь (аффективно – эмоциональная чувствительность), к которой относятся элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей; 2) ее интересы материального порядка (предметные чувства), связанные с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности; 3) ее духовные, нравственные потребности (обобщенные мировоззренческие чувства), связанные с моралью и отношениями человека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.
Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных или отрицательных эмоций. Но более всего эмоциональная сфера развитых личностей различается по силе и глубине чувств, а также по их содержанию и предметной отнесенности. Это обстоятельство используется психологами при конструировании тестов, предназначенных для изучения личности. По характеру эмоций, которые у человека вызывают представленные в тестах ситуации и предметы, события и люди, судят об их личностных качествах.
Эмоциональное состояние в психологии. Что это, определение, примеры
В психологии долгое время не уделялось достаточного внимания изучению природы эмоциональных состояний, их видов, свойств и механизмов проявления. Исследование данного нейрофизиологического феномена началось в 50-60 годы 20 века.
Первым, кто уделил должное внимание изучению эмоциональных состояний личности, стал советский ученый Н.Д. Левитов, который относил их к проявлению общих психических состояний человека. Это дало толчок к дальнейшему развитию психологических исследований, посвященных эмоциональной сфере.
Определение
Эмоциональное состояние в психологии — это отдельный психофизиологический процесс, который оказывает непосредственное влияние на поведение человека, мотивацию к совершению тех или иных действий, регулирует скорость мышления, восприятия объектов окружающей среды.
Формирование определенного эмоционального состояния тесно связано с ситуацией, в которой находится человек, а также событиями, происходящими в его жизни.
В научном мире существует огромное количество взглядов на природу возникновения эмоциональных состояний. В настоящее время не существует единого общепринятого определения, которое характеризует данное состояние человеческой психики.
Психологи, которые занимались изучением психоэмоциональной составляющей личности, высказывают свои собственные теории происхождения эмоциональных состояний.
Теория психолога А.Н. Леонтьева
Психолог А.Н. Леонтьев связывает возникновение эмоциональных состояний человека с тем, какие жизненные условия и прочие факторы воздействуют на личность в процессе выполнения тех или иных действий.
Во время проявления базовых эмоций в виде страха, робости, чувства радости, недовольства, происходит развитие эмоциональных процессов, которые в конечном итоге приобретают форму определенного состояния.
На данном этапе возникает изменение двигательной активности, повышается функциональная активность желез внутренней секреции, отвечающих за синтез дополнительного количества гормональных веществ.
Согласно теории психолога А. Н. Леонтьева, во время формирования эмоционального состояния человек теряет прямую инстинктивную природу своих эмоций, так как они дифференцируются, приобретают многообразные виды и сложнообусловленный характер.
По мнению данного ученого в жизни людей преобладают высшие эмоциональные состояния, подвергающиеся воздействию социальных, эстетических и интеллектуальных аспектов.
В определении А. Н. Леонтьева указано, что природа происхождения эмоционального состояния и процесса его формирования имеет двойственный характер, включая в себя физиологическую и психическую составляющую.
Теория психолога П.В. Симонова
Психолог П.В. Симонов развивал свою собственную теорию информационной природы эмоций и состояний, которые связаны с их проявлением. Мнение данного ученого базируется на том, что эмоциональное состояние человека формируется на основе эмоций, которые фактически являются отражением его индивидуальной потребности, а также потенциальных возможностей их удовлетворения.
При этом в каждом конкретном случае центры головного мозга проводят оценку сложившейся ситуации, используя информацию об индивидуальном и генетическом опыте.
Теория К.Э. Изард
Американский психолог К.Э. Изард не разделяет эмоции и состояния психики, которые формируются на основе их проявления. Данный ученый считает, что эмоциональные процессы и состояния тесно связаны с сознанием человека, а также переживаниями, которые возникают в той или иной ситуации.
Определяя природу происхождения эмоциональных состояний К.Э. Изард смещает акценты на мотивирующий аспект человеческой личности, в процессе реализации которого задействованы восприятие происходящего в окружающей среде, мышление, а также выполнение конкретных действий.
Классификация
Эмоциональное состояние (в психологии это отражается тесной связью между эмоциями, чувствами и дальнейшими действиями человека, которые их испытывает) — душевное волнение, возникающее под воздействием внешних и внутренних факторов, которые являются не постоянными.
После изменения основополагающих обстоятельств данное состояние человека меняется, что влечет за собой изменение мотивировочной части дальнейших действий. В таблице ниже описаны классификационные виды эмоциональных состояний человека.
Характеристика психофизиологического процесса
Эмоциональное состояние в психологии
Эмоциональное состояние (в психологии этот термин является синонимом определений «эмоциональный процесс, феномен») – особый способ проявления чувств, который зависит от стечения множества факторов. Поэтому не исключается, что положительное настроение человека может резко поменяться под воздействием стрессовой ситуации, сопровождаться страстью или перейти на стадию аффекта.
Характеристики и свойства
Каждый вид психоэмоционального состояния имеет основные свойства, которые непосредственно связаны с тем, какие чувства человек переживает в той или иной ситуации, а именно:
По своему проявлению свойства эмоциональных состояний человека могут быть более или менее выраженными, что зависит от конкретных условий и влияния факторов окружающей среды, в которой находится человек.
Функции и роль
Эмоциональное состояние (в психологии это определение предусматривает обязательное наличие чувств и душевного волнения) — неотъемлемая составляющая жизненного процесса, которая выполняет целый комплекс необходимых функций.
Адаптационная функция
Адаптационная функция эмоционального состояния проявляется в предоставлении возможности индивиду приспособиться к новым обстоятельствам и условиям окружающей среды.
При этом в организме запускаются защитные механизмы, позволяющие человеку пережить данный период жизни, сохранив физическое и психическое здоровье. Например, максимально быстро обустроить свой быт после переезда на новое место жительства, начать профессиональную или учебную деятельность.
Коммуникативная функция
Реализация коммуникативной функции происходит путем общения человека с окружающими его людьми. Используя дар речи, индивид получает возможность выразить свое эмоциональное состояние, рассказав о наличии положительных или негативных чувств.
Отличительной особенностью коммуникативной функции является то, что она является двухсторонней. В процессе своей жизнедеятельности человек постоянно сталкивается с ситуациями, когда на качество его психоэмоционального состояния влияет коммуникация с окружающими людьми.
Отражательная функция
Отражательная функция эмоционального состояния характеризуется тем, что за счет совокупности душевных переживаний и объема окружающей информации человек получает обобщенную оценку об определенных событиях, людях, а также их текущей деятельности.
Побудительная функция
Побудительная функция психоэмоционального состояния определяет направление и мотивацию действий одного человека или группы людей, которые способны привести к достижению общей цели. Без наличия данной функции невозможно преодоление препятствий, дальнейшее прогрессирование в личностном развитии.
Предпочтительная
Реализация предпочтительной функции происходит в тех ситуациях, когда у человека возникает конфликт нескольких мотивов к выполнению определенных действий, среди которых необходимо выбрать наиболее выгодный вариант.
Регулятивная
Регулятивная функция эмоционального состояния обеспечивает контроль и лабильность возникающих взаимоотношений между индивидом и окружающими его людьми. На процесс реализации данного механизма влияет уровень общественной культуры, моральные нормы и нравы, свойственные для конкретного общества или местности проживания человека.
Формы проявлений
Эмоциональное состояние (в психологии это понятие означает наличие определенных переживаний, которые возникают под воздействием положительных и отрицательных факторов) — порыв чувств, которые могут меняться в зависимости от тех или иных жизненных обстоятельств. Выделяют 9 основных форм проявления эмоциональных состояний.
Интерес
Интерес, как одна из форм проявления эмоционального состояния человека, является механизмом реализации познавательной потребности, которая обеспечивает полноценное развитие личности. В данном случае происходит возбуждение нейронов головного мозга.
Проявление эмоционального состояния в форме интереса обусловлено обязательным наличием нового объекта, вызывающего желание к его изучению. Аналогичная психоэмоциональная реакция возникает после резкого изменения условий окружающей среды. Например, переезд на новое место жительства, путешествие.
Удивление
Проявление эмоционального состояния в форме удивления может возникнуть под воздействием отрицательных или положительных переживаний. Обязательным условием является наличие внезапного события, наступление которого не ожидалось и не предполагалось самим человеком, либо же его ближайшим окружением.
Радость
Форма проявления эмоционального состояния в виде радости возможна только под влиянием положительных факторов и событий. В данном случае человек одновременно чувствует удовлетворенность своих потребностей, уверенность в себе, ощущает свою значимость. Проявление радости носит краткосрочный характер, так как длительное выражение положительных эмоций является стрессом для нервной системы.
Страдания
Страдания всегда насыщены большим количеством негативных переживаний. Данная форма проявления эмоционального состояния играет важную роль в мотивировании человека к дальнейшим действиям по изменению своего образа жизни, достижению целей, которые в конечном итоге приведут к радости, удовлетворению, ощущению счастья.
Пренебрежение
Пренебрежение тесно связано с выражением чувства личного преимущества. Данная форма проявления эмоционального состояния становится основой для выражения других негативных эмоций, большая часть из которых приводит к конфликтам и разрушению социальных связей.
Враждебность
Проявление эмоционального состояния в форме враждебности возможно только при условии одновременной комбинации чувства гнева, пренебрежения и отвращения к определенному объекту. В данном случае не исключается возникновение агрессии, которая выражается в физическом и словесном воздействии.
Страх
Эмоциональное состояние, проявляющееся в форме страха, возникает после того, как мозг получает информацию о потенциальной опасности. Это может быть реальная угроза жизни или воображаемая ситуация, которая моделируется в сознании на основании ранее пережитых эмоций. Например, страх перед походом к стоматологу, боязнь темноты, плавания на большой глубине.
Тревога
Тревога является той формой проявления эмоционального состояния, которая оказывает непосредственное влияние на развитие неврозов. В данном случае нервная система человека находится в состоянии постоянного возбуждения и стимуляции одним, либо же целым рядом негативных факторов. Это может быть сопутствующее чувство стыда, обиды, гнева, интереса.
Ощущение стыда формируется из комплекса отрицательных эмоций, которые возникают под влиянием негативных событий. Данная форма проявления эмоционального состояния возникает на почве несоответствия поступков, внешности и мнения субъекта по отношению к ожиданиям большинства окружающих.
Довольно часто чувство стыда провоцирует сильное душевное волнение, которое приводит к продолжительным страданиям и состоянию депрессии.
Методы управления
Существует 3 наиболее надежных и проверенных методик, с помощью которых можно осуществлять эффективный контроль эмоциональных состояний.
Психоэмоциональная регуляция
Данный метод контроля над эмоциональным состоянием предусматривает активацию воспоминаний о хороших или плохих событиях, которые были пережиты ранее. Например, для подавления чувства гнева, раздражения, ярости, достаточно подумать о жизненной ситуации, в которой присутствовало избыточное количество положительных эмоций, ощущение счастья, радости.
Регуляция умственного процесса
Этот способ управления эмоциональными состояниями является более сложным, так как требует осуществления контроля над мыслительным процессом и сознанием.
Реализация данного метода проводится следующим образом:
Рекомендуется всегда перенаправлять негативные эмоциональные порывы в различные сферы жизни, профессиональной деятельности.
Телесная регуляция
Данный вид контроля над эмоциональным состоянием предусматривает выполнение отвлекающих действий, которые не позволяют сосредоточиться на возникших чувствах и душевном волнении.
Например, счет бусин, расположенных на ручных четках. В этом случае происходит тактильный контакт пальцев, который создает эффект отвлечения. В тот же момент из-за постоянного подсчета происходит рассеивание внимания.
Эмоциональное состояние — это совокупность чувств, ощущений, душевных волнений, которые испытываются на протяжении длительного или короткого периода времени. В психологии изучением психоэмоциональных состояний человека занимались ученые П.В. Симонов, К.Э. Изард, А.Н. Леонтьев.
Изменение эмоционального состояния происходит под воздействием положительных или негативных факторов окружающей среды, а его формы проявления тесно связаны со всеми видами жизненных процессов. Психоэмоциональные состояния человека наполнены хорошими и плохими переживаниями, ситуациями, которые оказывают влияние на его личностное развитие, мотивацию к действиям.
Видео об эмоциональных состояниях
Эмоции и эмоциональные состояния: