Неверно что элементом римского жилища являлся
Древнеримское и современное городское жилище.
Древнеримское и современное городское жилище.
Как жили городские жители древнеримских мегаполисов? Сильно ли их бытовые условия оличались от современных?
Жилище древних римлян было трех типов: инсула, домус и вилла.
Инсула (от латинского insula — остров, отдельно стоящее здание) — многоэтажный и многоквартирный дом в древнем Риме.
Большинство квартир в инсулах были неотапливаемыми, малоосвещёнными. За исключением первого этажа некоторых инсул, в них отсутствовали водоснабжение и канализация.
В квартирах простых людей на верхних этажах не было водоснабжения, канализации, туалета и отопления. Квартиры беднякам, скорее, служили местом для ночёвки и хранения скромного имущества, большую часть дня жители города проводили на улице, в лавках и на рынках, в забегаловках и банях.
Жильцам верхних этажей приходилось пользоваться банями, покупать воду у водоносов или ходить за ней во двор, к ближайшему фонтану или колодцу. Водой инсулы снабжали также многочисленные разносчики воды —aquarii.
Особенностью римского водоснабжения было то, что вода всегда лилась непрерывным потоком; хотя римляне и были знакомы с конструкцией запорного крана, они никогда не применяли его для водопроводов. Соответственно, в частные дома вода подавалась через фонтаны, бассейны и нимфеи — конструкции, подразумевающие непрерывный проток воды. Это было возможным только для достаточно обширных помещений, и только на уровне земли. Водоснабжение и канализация в остийских инсулах и, с большой вероятностью, и в Риме имелись только на первых этажах в комфортабельных квартирах.
На первых этажах инсул, в более комфортабельных квартирах селились обеспеченные жильцы зажиточные вольноотпущенники, всадники и даже сенаторы.
Современная хрущевка — просто рай по сравнению с самой комфортабельной инсулой.
Ни владельцы дома, ни арендаторы сами не жили в инсулах, а искали более комфортные условия проживания, а переезд даже из комфортабельной квартиры в домус считался признаком возвышения по социальной лестнице
Римские дома, домусы (от латинского слова domus — дом, жилище, хозяйство), строились, по-видимому, под влиянием греческих домов с атриумом и перистилем. Это были дома римской знати, особняки. В домусе могли быть таберны (лавки, мастерские), часть помещений могла сдаваться внаем.
Парадной, официальной частью домуса был атриум, в который можно было войти по протируму (вход в виде углубления в стене коридора, ведущего с улицы к дверям дома) и вестибулу (переднему двору), позади атриума находился перистиль, окруженный жилыми покоями.
Между атриумом и перистилем находился таблинум (кабинет хозяина), рядом с атриумом были зимний и летний триклиний (столовая), экус (зал для приема гостей) и алы (помещения для бесед).
Кроме того, в доме были кубикулы (спальни), экседры (парадные помещения, открывавшиеся в перистиль), бальнеум (купальня), ксист (пространство для прогулок, украшенное цветами, кустарником).
Городской италийский дом развивался из деревенской усадьбы, планировка которой служит примером распространенного типа жилья. Прямоугольный двор с очагом был окружен жилыми и хозяйственными постройками. В городских условиях двор превратился в большое помещение — атриум (атрий, кавендиум), то есть закрытый внутренний двор, куда выходили основные внутренние помещения. Первоначально в его центре находился очаг (крыша над ним имела отверстие для выхода дыма). От дыма стены и потолок атриума были закопчены, от чего и произошло название помещения: ater значит «черный». Через этот же проем освещались внутренние части дома, так как здание выходило на улицу глухими, без окон, стенами.
Из системы уличного водопровода вода подавалась на верхние этажи по свинцовым трубам. Потолки и стены в парадных комнатах украшались мозаикой и фресками.
Вилла (от латинского villa — усадьба, поместье) — тип загородного дома с садом и парком. Впервые появилась в Древнем Риме в 3 в. до н.э.
Городская вилла (villa urbana) предназначалась для развлечения и отдыха, обычно была окружена террасным парком с павильонами, фонтанами, скульптурой, гротами. Здесь были зимние и летние комнаты, выходящие, соответственно, на юг и север, крытые галереи для прогулок. которые летом давали тень, зимой — тепло. Внутри устраивались бани, помещения для игры в мяч, столовые, жилые комнаты с видами на природу, кабинеты для занятий. Имелись библиотека и помещения для коллекций.
Древнеримские олигархи ни в чем себе не отказывали:
Впрочем как и современные:
Как видно, городская архитектура современных жилых построек не сильно изменилась со времен Древнего Рима. Исключение составляют небоскребы и многоэтажные дома, более 6 этажей.
Как видно, жизнь даже самых бедных слоев населения, спустя века, стала гораздо комфортабельнее за счет наличия воды, канализации, отопления и освещения в каждой квартире. Раньше обладанием подобных удобств могли похвастаться только очень богатые люди наибогатейшего государства Ойкумены. Сейчас эти удобства доступны большинству. Во всяком случае в нашей стране.
Это произошло, так как человечество смогло поставить себе на службу ту энергию, которая позволяет даже современному бедняку жить так, как-будто на него работают 20-30 древнеримских рабов!
Не будь этого, жизнь в современных многоэтажных домах не сильно будет отличаться от жизни в инсулах самых бедных районов Древнего Рима.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Древнеримское жилище.
Жилище древних римлян было трех типов: инсула, домус и вилла.
Помпейские дома были характерны для провинциальных городов, где земля не представляла большой ценности. Большинство домов имело по одному этажу, наиболее высокие по два. В Риме земельные участки были дороги и поэтому строили многоэтажные дома с этажами, нависающими последовательными выступами над улицей.
Дома в древнем Риме отделялись друг от друга стеной, проходившей между смежными владениями. После пожара Рима было постановлено, что каждый дом должен образовывать «островок», отделенный от соседнего проходом.
Комнаты или квартиры в инсуле сдавались в наем. Во 2 и 3 вв. н.э. в Риме насчитывалось 46602 таких коммунальных дома. В условиях дороговизны земельных участков домовладельцы, сдававшие жилье в наем, старались строить дома как можно выше. Достигая высоты 21,90 м дома имели 4-5 этажей.
Строились обычно из обожженного кирпича, а верхние этажи имели деревянный каркас и бетонные покрытия. В каждый этаж с улицы вела своя каменная лестница; окна и балконы были обращены на улицу. Помещения обычно располагались вокруг светового дворика, нередко занимая целый квартал. Ряд комнат предназначался для одиночек, они имели отдельный выход на улицу или группировались вокруг коридора.
В дешевых домах удобств не было. Уборные обычно размещались во внутренних двориках.
Инсулы для более богатых горожан включали квартиры с множеством комнат и определенными удобствами.
Парадной, официальной частью домуса был атриум, в который можно было войти по протируму (вход в виде углубления в стене коридора, ведущего с улицы к дверям дома) и вестибулу (переднему двору), позади атриума находился перистиль, окруженный жилыми покоями. Между атриумом и перистилем находился таблинум (кабинет хозяина), рядом с атриумом были зимний и летний триклиний (столовая), экус (зал для приема гостей) и алы (помещения для бесед). Кроме того, в доме были кубикулы (спальни), экседры (парадные помещения, открывавшиеся в перистиль), бальнеум (купальня), ксист (пространство для прогулок, украшенное цветами, кустарником).
В богатых домах атриум отделывался мрамором, стены расписывались фресками, в нишах стояли мраморные статуи, пол был мозаичным. Богатые дома имели вестибюль, куда можно было войти с улицы, поднимаясь по ступеням.
Вся жизнь происходила внутри дома. Дома имели гладкие стены и черепичную крышу. Центральным помещением был атриум (куда входили через сени) со световым проемом в середине. Справа и слева от атриума располагались комнаты для приема гостей и спальни, представлявшие собой небольшие помещения с высокими дверями, обычно открытыми настежь, чтобы пропустить свет в комнаты. В центре атриума был имплювий, куда стекала с крыши дождевая вода, попадавшая по трубам в цистерну, размещенную под полом. Когда нужно было достать воду, ее доставали сосудом, привязанным к веревке, через оставленное отверстие, обычно закрытое каменной плитой, уложенной на невысокий цилиндр.
В домах могли быть лавки с входом с улицы или еще и из атриума, если торговал сам хозяин.
Главные помещения отличались значительной высотой, как и полагалось в жарких странах, а комнаты, расположенные под крышей, отделялись от нее плоским или сводчатым потолком. Слой воздуха между потолком и крышей служил защитой от чрезмерных колебаний температуры. Второй этаж часто нависал выступом над улицей.
Дымовых труб не было. Помещения с очагом имели отверстие для дыма в середине крыши, причем очаг занимал центральную часть помещения. Только кухонные печи и печи пекарен были снабжены дымовыми трубами. Жилые помещения отапливались переносными жаровнями.
При кухне была помойная яма, часто сообщающаяся с канализационной сетью, она же служила и отхожим местом.
Окна помпейских домов, за редким исключением, по-видимому, не застеклялись. Их закрывали простыми решетками, которые пропускали дневной свет и задерживали сквозняки.
В глубине усадьбы на хозяйственном дворе находились жилище садовника, стойла, каретный сарай и т.п. Нередко по фасаду дома устраивали лавки (таберны). В них иногда бывали закусочные, от которых позднее пошло название таверны. Фасады домов были простыми, и помещения с обеих сторон от входа сдавались под магазины. Отсутствие окон на уличном фасаде, возможно, объяснялось стремлением к уединенности. Комнаты освещались через отверстия вверху внутренних дворов и через двери, выходящие в эти дворы. Поскольку солнце ярко светило и было жарким, проемы делали небольшими.
Из системы уличного водопровода вода подавалась на верхние этажи по свинцовым трубам. Потолки и стены в парадных комнатах украшались мозаикой и фресками.
Вилла Адриана в Тиволи.
Рубрики: | История. |
Метки: античность история дом интерьер древний рим жилище
Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю
ЖИЛЫЕ ЗДАНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ
Жилых зданий в Древнем Риме было два типа: domus и insulae.
Домус(илл. 88, 89)- особняк, сельский по своему происхождению, жилище для одной семьи, в основе своей прямоугольное в плане строение, имевшее самостоятельные выходы на улицу.
Основные структурные элементы среднестатистического домуса: атриум, имплювий, таблинум, перистиль, огород (сад).
Атриум всегда оставался центральной залой, которая соединяла между собой все отдельные части жилища. Главная функция атриума – чтобы свет достигал всех помещений дома, так как сам по себе дом не имел других окон кроме тех, что выходили во двор. В атрий сходилась обедать вся семья, заниматься домашней работой. В нем приносили жертву Ларам, держали ларец с деньгами. По традиции, до конца республики в атрии стоял ткацкий станок. В атрии собирались клиенты, в нем принимали посетителей, вели деловые беседы (илл. 90).
Бассейн (имплювий). Дым от очага выходил через отверстие в потолке – комплювий (compluvium). Через указанное отверстие дождевая вода стекала в бассейн (имплювий), устроенный в полу атриума.
Таблинум. В глубине атриума располагалась центральная комната – таблинум – где жили хозяева.
Если перистиль завершался глубокой нишей, центр которой составлял фонтан, а саму нишу омывал бассейн, то данное сооружение римляне называли нимфей, которых было много и частных, и в общественных домах по всей империи. Колонны, фонтаны и ниши были раскрашены или покрыты штукатуркой под мрамор.
Сад. Сад является неотъемлемой частью дома, но носил в большей степени характер огорода. Под влиянием завоеванных Греции и Востока «огород» превращается в сад удовольствий. Сад был продолжением особняка и устроен так, чтобы обеспечить владельцу покой во время прогулки или отдыха. С эпохи Августа приходит мода стричь сады так, чтобы они образовывали определенный рисунок – от инициалов владельца по бытовых сцен. Можжевельник окантовывал бордюра аллей, вдоль которых росли благовонные цветы, миртовые деревья стриглись в форме беседки, плющ обвивал колонны. Каменные горки с цветами, сверхмодные и популярные искусственные гроты с фонтанами. Модным было, чтобы ручей пересекал сад.
Городские domus атриумного типа строились по сельскому образцу.
Строительство жилых домов с каменными стенами начинается в Риме во второй половине 6 в. до н.э.
У входа в дом близ наружной двери или около кухни обычно стояли прислоненные к стене лестницы с перилами.
Если дождей долго не было, имплювий заполняли водопроводной водой. Из имплювия вода по трубам поступала в цистерну, устроенную под полом. Её черпали через отверстие, оформленного в виде невысокого круглого колодца. Имелся также сток на спуска на улицу грязной воды.
До появления отдельной кухни рядом с имплювием складывали очаг.
Летом в качестве защиты от солнца горизонтально над отверстием крыши растягивалась velum.
Пол в атриуме 4-3 вв. до н.э. был сделан из толстого слоя цемента или даже глины, смешанной с кусочками кирпича, черепицы, раковин. Стены белились известью и раскрашивались узорами.
Перпендикулярные к стенам перегородки образовывали вокруг атриума ряд загородок для помещений, ставшие со временем отдельными комнатами. Римляне не любили строить жилые комнаты на улицу, так как за неимением стекол не были почти никакой возможности устраивать настоящие окна в наружной стене (по крайней мере в нижнем этаже).
При входе в атриум напротив дверей стояло брачное ложе. Это была высокая (взбирались на нее при помощи лестницы) роскошно украшенная большая кровать. Позднее, когда для родителей стали устраивать особую спальню, стоявшее в атриуме брачное ложе приобрело символическое значение.
С появлением перистиля таблинум остался кладовой семейных документов и кабинетом домовладельца, но задняя стена исчезла. Таблинум стал служить широким коридором, соединявшим атриум и перистиль, как и устраивавшиеся коридоры по левую и правую стороны от него.
Особых комнат для мужа и для жены не было.
Часто устраивали выступавший над тротуаром балкон. Позднее в этих комнатах второго этажа спали рабы или отдавались жильцам. Для обогрева использовались переносной бронзовой жаровней, которую разжигали во дворе и вносили с уже недымящимися углями в комнаты.
Затем шли спальни для дневного и ночного отдыха. По обычаю, они были небольшие, часто не имели другого отверстия, кроме двери, иногда заменявшейся портьерой. Перед спальней часто устраивалась передняя, где постоянно находился раб. Кровати помещались в алькове или углублении в стене.
Стены домов покрывались штукатуркой и украшались фресками. Самыми распространенными мотивами росписей были плоды, цветы, маленькие гении, которые бегают, пляшут, поют, ловят рыбу, столярничают, собирают виноград, пьют, танцовщицы, акробаты, мифологические сцены. Были сюжеты, заимствованные из домашней жизни и роспись под кессоны. Во временя Сенеки свод любили украшать стеклянными пластинками.
Пол устилался тщательно пригнанными цветными камнями и мраморными плитами, из которых составлялись геометрические фигуры, или кусочки разноцветного мрамора, вдавленного в цемент, изображал какой-нибудь предмет. В домах бедняков пол покрывался слоем глины, смешанной с черепками.
Посмотреть (и даже потрогать) подлинные фрагменты архитектурного убранства из знаменитого итальянского города Помпеи можно, доехав до… Петродворца и посетив в нем не так давно открывшийся для посетителей Царицын павильон (илл. 90-а), построенный для жены Николая I (поэтому так и названный). В облике павильона отразилось увлечение древнеримской гражданской архитектурой, охватившее после открытий, сделанных в Помпеях, многих европейских зодчих. Автор проекта архитектор А.И.Штакеншнейдер лично ездил в Италию в Помпеи проводить замеры. Черты, характерные для помпейского дома, особо проступают в планировке павильона: среднее помещение имеет квадратный мраморный бассейн с фонтаном и остеклененный фонарь в потолке (как в атриуме), гостиная с четырьмя колоннами схожа с перистилем. Пол в столовой украшен подлинной античной мозаикой. В северном участке сада и находятся упомянутые подлинные помпейские фрагменты (илл. 90-б).
Инсула(илл. 91, 92).
Характерные черты инсулы.
Наличие нескольких этажей, обычно 3-4-х. (Август запретил возводить здания, выходившие фасадом на улицу, выше 20 метров; правда, впоследствии это не соблюдалось). На каждый этаж с улицы ведет своя широкая, со ступеньками из кирпича или травертина, лестница. Окна смотрят на улицу или во внутренний двор. Кирпичная кладка не штукатурилась. Балконы. Перед лавками первого этажа часто идет портик. Уборных (в Риме) не было, пользовались общественными, мусор и нечистоты выносили, а то и просто выбрасывали из окна на улицу.
В инсулах на второй этаж, где селились всегда наиболее состоятельные люди, вели отдельные широкие лестницы, на третий этаж поднимались, как правило, по внутриквартирным лестницам со второго, на четвертый и выше – вели узкие лестницы, входы на которые размещались с другой стороны дома.
Пяти-шести этажная инсула могла вместить до четырехсот жильцов.
Обилие света и воздуха в просторных комнатах приятно в хорошую погоду. Осенью и зимой от мороза и дождя защиты не было. Стекло было дорого, его использовали преимущественно в банях. В раму вставляли слюду, но чаще всего окно закрывалось деревянными ставнями. Помимо этого, дрова стоили дорого. Жаровня чадила, светильник давал обильную копоть.
Отопление домов горячим воздухом римляне знали, но проводили его не выше первого этажа. Обогревались же жаровнями, для освещения использовались светильниками и свечами. Отсюда частые пожары (несмотря на законодательное предписание каждому жильцу иметь запасы воды).
Усадьба (villae rusticae) представляла собой прямоугольник, окруженный со всех сторон постройками. Они тесно примыкали одна к другой, образуя вокруг двора сплошную стену. Над всеми строениями шел опиравшийся на столбы навес. Во дворе был обязательно источник с водой. В теплое время года пищу готовили во дворе.
Домашняя обстановка(илл. 93).
Деревянная кровать стояла на четырех ножках, каждая пара крепилась поперечиной, в качестве сетки натягивался частый ременной переплет. Ножки вытачивались, иногда из кости, и покрывались узором или обивали бронзой. Ею же отделывали изголовье, где помещались фигуры или части тел животных; очень часто там находилась голова осла. Для облицовки (тонкими листиками) кровати брали серебро, золото, слоновую кость и панцирь черепахи. Отделывали кровати также деревянными фанерками, преимущественно из клена. Были кровати обитые бронзой и целиком из бронзы (94).
Матрас и подушки набивались обработанной и крашеной шерстью. В начале империи стали употреблять перья и особенно гусиный пух. Бедняки могли довольствоваться сушеными речными водорослями. Наволочки были полотняные и шелковые. Одеяла были дорогими, в том числе сшитых из кротовых шкурок. Иногда клали двойное покрывало. Пользовались популярностью вавилонские одеяла с вышивками и затканные пестрым узором египетские.
Все виды мебели, предназначенной для сиденья, обозначало слово sella.
В 1 в. до н.э. в моду вошли делавшиеся из «цитруса» круглые деревянные обеденные столы на одной ножке из слоновой кости. Стоили эти столы сотни тысяч сестерций. Как правило, верхняя доска состояла из двух половинок. Достоинством «цитруса» были его красновато-коричневая окраска и рисунок древесины: «тигровые» длинные полосы, пятнистость пантеры, завитки, напоминавшие «глазки на павлиньем хвосте».
Кроме обеденных у римлян были небольшие переносные. Обычно у ложа стоял столик с одинаковой с ним высоты на трех-четырех деревянных, каменных или металлических ножках, обычно изящно изогнутых и оканчивающихся козьими копытцами. Верх столика делался из дорогих камней, металла или дерева. А найденный в Помпеях сделан в виде круглой корзины, покоящийся на головах трех сатиров. Часто стол обкладывался только фанерой дорогого дерева.
Имелись раздвижные столики, их делали выше или ниже с помощью скреп, ходивших на шарнирах.
В комнатах, под портиками, в саду римляне расставляли вазы, имевшие формы кратеров, амфор, урн и патеров и изготовлявшиеся из порфира, мрамора, бронзы, других ценных металлов и пород.
Наибольшим своеобразием отличалась этрусская керамика (илл. 97-а). Главное касалось формы. Это и причудливая по облику посуда с ручками, уподобленными человеческой фигуре или какому-нибудь существу, формы кувшинов, напоминающие животное, птицу, растение или плод. Посуда 7 в. называется импасто и буккеро. Она изготовлялась на гончарном круге, имела красную или черную (цвет глины) поверхность, отполированную с помощью лощения.
Домашнюю утварь, в особенности посуду, ставили на треножник. Их ножки имели, как правило, на конце вид лапы с когтями какого-нибудь животного и были украшены листьями или скульптурными изображениями, верх был плоский или представлял собой впадину.
Римское ведро имело украшения по краям. Блюда чаще всего были глиняные, а были и из металла чеканной работы. Особенно ценилась посуда из янтаря и хрусталя. Для черпания и наливания жидкостей использовали металлические посуды. Ручки украшались по краям и посередине масками, фигурками и пальмовыми листьями. Кувшины, из которых после пира лили воду на руки или совершали возлияния, а также хранили вино, снаружи были гладкие или покрытые чеканкой. Для хранения вина также использовались глиняные амфоры, зарывавшиеся наполовину в землю или прислонявшиеся одна около другой вдоль стенки.
Жаровни были бронзовые и глиняные (илл. 95). В сельских домах помещения обогревались с помощью глинобитных печей. Для отопления терм и домов в северных провинциях устраивали гипокаусты (илл. 61).
Первоначально римляне употребляли для освещения своих жилищ факелы из воска и сала, а позже смолистые лучины. Масляная лампа из бронзы или глины (lucerna) состояла из резервуара (круглого, выпуклого или эллиптического), шейки и ручки. Были лампы от одной до двенадцати горелок. Резервуар и горлышко украшались рельефами. Некоторые лампы стояли на нише, имевшую, например, форму ноги, обутой в сандалию. Имелись стойки, к которым прикреплялось сразу несколько ламп (илл. 96).
В больших помещениях лампы ставились на подставки, подвешивались к потолку. Такая лампа обыкновенно ставилась на подставку в виде колонны высотой до двух метров, чаще в виде древесного ствола. Этот стержень опирался на базис, чаще всего сделанный в виде трех ног какого-нибудь животного, сверху была маленькая капитель или человеческая фигурка, поддерживавшая диск, на который и ставилась лампа.