Неверно что аффект может быть вызван
Неверно что аффект может быть вызван
Общая психопатология
Аффекты, или аффективно-шоковые реакции — предельно выраженные эмоциональные реакции, возникающие у человека при столкновении с экстремальными (в том числе угрожающими жизни) ситуациями и отличающиеся большой силой, способностью тормозить другие психические процессы (в том числе рациональное мышление), навязывая определенный, закрепленный эволюцией способ «аварийного» преодоления ситуации. Такие реакции, как правило, кратковременны и завершаются по мере минования опасности. Выделяют как минимум три варианта такого инстинктивного поведения, которые можно выразить формулой «бей, беги или замри».
Подобное реагирование на события чрезвычайной значимости досталось человеку от животных. В широко известных примерах поведения животных мы можем увидеть такие реакции с особой наглядностью. Например, если кошка поймала мышь и играет с ней, то жертва обычно попеременно выбирает два варианта поведения — либо замирает, чтобы кошка ее не видела или сочла мертвой и потеряла интерес, либо, наоборот, хаотично мечется, стремясь каким-то случайным отчаянным образом вырваться из создавшегося положения, избежать своей участи. А если к самой кошке вплотную подошла угрожающая ей собака, то теперь уже кошке нужно будет выбирать между тем, чтобы наброситься на собаку или убежать от нее.
Так же как и у животных, у человека в момент серьезной опасности происходит подготовка к действию за счет активации гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы, выброса адреналина и норадреналина в кровь с соответствующими эффектами: расширением зрачков, повышением частоты сердечных сокращений и дыхания, повышением артериального давления и изменением сосудистого тонуса (расширение кровеносных сосудов в мышцах, сужение сосудов во внутренних органах и кожных покровах), мышечного тонуса, повышением уровня глюкозы крови и пр. Сознание человека в этот момент называют суженным (аффективно-суженным состоянием сознания): в этом состоянии воспринимаются только раздражители, непосредственно связанные с текущей угрозой, другие раздражители игнорируются (наиболее наглядно видно в феномене туннельного зрения — сужении полей зрения при сильных эмоциях, человек воспринимает только то, что находится непосредственно в центре его взора), снижается способность рационально рассуждать, рассматривать альтернативные варианты действий, оценивать их последствия, нарушается способность к самоконтролю, на первый план выходят очень быстрые, интуитивные решения и реакции, направленные на скорейшее избавление от опасности.
Переживание серьезной опасности у человека возникает в ситуациях, несущих непосредственную угрозу жизни, здоровью и привычному укладу его жизни и близких ему лиц, например во время природных и техногенных катастроф, пожаров, при несчастных случаях, боевых действиях, террористических атаках, насилии со стороны преступников, сексуальном насилии и др.
Варианты аффективно-шоковых реакций:
· Агрессивное поведение, направленное на активное устранение угрозы (реакция «бей»). В судебной практике особо рассматриваются состояния «внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта)», вызванные внешней угрозой и приводящие к чрезмерному использованию силы и в отношении лиц, представлявших такую угрозу. В этих случаях состояния, которые сопровождаются суженным, но не помраченным сознанием, называют физиологическим аффектом. Считается, что такое состояние снижает способность к самоконтролю и оценке последствий своих действий, тем не менее эти способности полностью не утрачены, поэтому человек, совершивший в таком состоянии правонарушение, не освобождается от уголовного наказания. Физиологический аффект необходимо дифференцировать с аффектом патологическим (см. таблицу ниже).
· Двигательный ступор (обездвиженность), «мнимая смерть» (реакция «замри»). Случаи, когда эмоции «парализуют» действия человека, необходимые для того, чтобы избежать или минимализировать последствия грозящей ему опасности. Будучи не в состоянии справиться с охватившими его эмоциями, человек остается лишь пассивным наблюдателем происходящих вокруг него угрожающих событий. Например, мать, услышав зов о помощи своего тонущего сына, останавливается «как вкопанная», «руки и ноги не слушаются», в ужасе смотрит на то, как сын тонет у нее на глазах, хотя находится всего в нескольких десятках метров от него.
Эмоции в некоторых случаях мешают людям справляться и с менее чрезвычайными ситуациями. Например, некоторые студенты, отвечая на экзамене, могут быть напуганы ситуацией экзамена и вопросами экзаменатора до такой степени, что также впадают в крайние состояния:
Такие же состояния возможны и у врачей (особенно малоопытных), в том числе во время оказания неотложной помощи. При развитии жизнеугрожающих состояний у пациентов недостаточно подготовленный врач опять же склонен впадать в крайние состояния — «двигательной бури» (когда выполняет все лечебные и диагностические манипуляции, которые в данным момент доступны, вместо того, чтобы действовать согласно необходимому для спасения жизни пациента алгоритму) или «мнимой смерти» (когда врачом не предпринимается никаких, даже простейших действий). Помочь врачам справляться со своими эмоциями ради спасения их пациентов могут:
Дифференциальная диагностика патологического и физиологического аффектов
Физиологический аффект
Патологический аффект
Сознание не помрачено, но сужено.
1. Кратковременность (секунды-минуты)
2. Соответствие силе переживания (адекватность раздражителю)
3. Возникает сразу в ответ на действие раздражителя (реакция «короткого замыкания»)
4. Действия носят целенаправленный характер
5. Как правило, после помнят все
6. После — эмоциональное облегчение
7. Не освобождает от уголовной ответственности, но может являться смягчающим вину обстоятельством («состояние сильного душевного волнения»)
Представляет собой вариант сумеречного помрачения сознания (часто в виде галлюцинаторно-бредового варианта)
2. Несоответствие реакции силе раздражителя
3. Нет реакции «короткого замыкания»
4. В действиях отражаются психотические переживания
Неверно что аффект может быть вызван
Аффект и его уголовно-правовое значение изучались наукой уголовного права на протяжении многих десятилетий, и за это время было сформулировано определенное определение. В УК понятие аффекта введено законодателем в статьи, предусматривающие уголовную ответственность за убийство, умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего «в состоянии аффекта». Уголовный закон характеризует эффект как внезапное сильное волнение (ст. 107, 113 УК РФ) [1].
Понятие аффекта в уголовном праве устанавливается с помощью физиологических и психологических исследований. Если есть, то это ненормальное влияние, уголовная ответственность наступает, но в ограниченной степени [2].
Понимание аффекта в уголовном праве – это не внешняя эмоциональная реакция на воздействие, а внутреннее (психическое) состояние человека. В отличие от их обычной эмоции (гнев, страх, месть и т.д.), аффект характеризуется экзальтированностью, всеохватностью и подавляющим действием на психику человека, что искажает отражательные и контрольные функции. Состояние аффекта характеризуется значительным нарушением волевой регуляции действий человека. Поведение субъекта при аффекте регулируется не преднамеренной целью, а чувством, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные действия. Кроме того, в пылу страсти нарушается важнейший механизм деятельности – избирательность в выборе поведенческого акта, резко меняется привычное поведение человека, деформируются его установки, жизненные позиции, нарушается способность устанавливать отношения между явлениями, в сознании начинает доминировать единое, часто искаженное представление.
В каждом случае расследования преступления при определении вменяемости человека необходимо учитывать его эмоциональное состояние, а эмоции являются одним из существенных функций нервно-психической деятельности. Эмоции отражают положительное и отрицательное отношение человека к любому явлению, поэтому определенные эмоциональные состояния в той или иной степени определяют совершение правонарушения.
С уголовно-правовой точки зрения аффект также обладает рядом специфических признаков, которые позволяют говорить о нем как о психической аномалии [3]:
1) несоответствие фактического содержания и общественной опасности аффективных действий аналогичным характеристикам неправомерного поведения потерпевшего;
2) в нормах уголовного закона говорится о том, что преступление всегда носит более тяжкий характер, чем действия потерпевшего. Это косвенно свидетельствует об искажениях в оценке и реакции лица на ситуацию;
Существуют определенные виды аффекта в уголовном праве, независимо от вида расстройства, человек все равно может частично реализовать свои действия, то есть впадает в определенное состояние частичного здравомыслия. Каждый вид воздействия определяет степень здравомыслия в момент совершения противоправного деяния и, пропорционально ему, судья назначает наказание.
К уголовно правовой ответственности могут относиться такие виды аффекта :
— Патологический аффект – это кратковременное переживание, достигшее такой степени, при котором наступает полное помрачение сознания и парализация воли;
— Аномальный аффект занимает промежуточное положение между аффектом патологическим и физиологическим, если аффект наступает в состоянии легкого алкогольного опьянения, то в данном случае аномальный аффект близок физиологическому аффекту;
— Физиологический аффект – такое эмоциональное состояние лица, при котором оно является вменяемым, однако его сознание существенно ограничено;
— Кумулятивный – это аффект, вызванный длительной психотравмирующей ситуацией, связанной с поведением потерпевшего;
— Прерванное нервозное состояние в том, что оно прерывается только за счет внешнего воздействия, а не самопроизвольной стабилизации психики. То есть, виновник может прокалывать ножом свою жертву на протяжении длительного времени, пока кто-то из свидетелей его не остановит и не приведет в чувство.
Признаки аффекта в уголовном праве позволяют узнать патологическое состояние человека в момент совершение преступления и уменьшить наказание за совершенное действие. Доказать наличие этой патологии, можно по следующим признакам:
1) специфические изменения сознания по типу сужения на раздражителях, вызвавших аффект;
2) нарушение моторной сферы, характерное для аффекта, носит характер беспорядочных движений, повышенной двигательной активности, тремора и пр.
3) специфические изменения внешнего вида человека (резкая бледность или покраснение лица, изменение тембра голоса, дрожащие губы, прерывистость голоса и дыхания и т.д.);
4) постаффективное состояние характеризуется усталостью, расслабленностью, субъективным чувством облегчения;
5) постаффективные нарушения памяти, не достигающие степени амнезии и проявляющиеся в забывании отдельных элементов ситуации [4].
Для того чтобы состояние лица квалифицировалось как аффект, необходимо установить другой признак: причину его возникновения. С уголовно-правовой точки зрения значимым является только то воздействие, которое возникло в результате противоправных и аморальных действий (бездействия) потерпевшего. Уголовное право как примеры причин насилия, издевательств, грубых оскорблений со стороны потерпевшего. Кроме того, уголовным законом «легализован» так называемый «капельный» эффект, то есть аффект, связанный с длительной психотравматической ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего.
Провокация со стороны потерпевшего, вызывающая состояние сильного душевного волнения у виновного, представляет собой [5]:
4) тяжкое оскорбление;
5) иные противоправные действия (бездействие) потерпевшего;
6) противоправное или аморальное поведение потерпевшего.
Издевательство – злая насмешка, оскорбление словом или действием, глумление над человеком.
Оскорбление как причина возникновения аффективной реакции, сопровождающей убийство, должно быть серьезным. Это включает грубое унижение чести и достоинства правонарушителя, которое может быть причинено устно, письменно или в результате действий. Как шлепнуть мужчину перед женщиной.
Провоцирующие действия, способные вызвать бурную аффективную реакцию субъекта, могут быть адресованы не только непосредственному исполнителю, но и его родственникам. Например, насколько провокационным надо считать оскорбление своей подруги или родителей субъекта. При этом квалифицировать убийство по ч. 1 ст. 107 УК РФ не играет роли, когда действия, повлекшие причинение вреда, были совершены – в общественном месте, в присутствии посторонних лиц или в отсутствие свидетелей.
Очень часто преступники имитируют состояние аффекта, чтобы избежать наказания вообще или сократить свой срок, но сегодня психиатры и специалисты способны точно определить, было ли психическое расстройство, просто задав несколько основных вопросов. Более подробную информацию о состоянии аффекта и его основных характеристиках вы можно получить в Уголовном кодексе. Наказание за преступления в этом патологическом выражении исправляют статьями 107 и 113 Уголовного кодекса.
Следует также иметь в виду, что реакция на психотравмирующую ситуацию является индивидуальной для каждого человека, и что далеко не всегда можно говорить о наличии аффекта в случае совершения деяния в ответ на психотравмирующую ситуацию.
Тему научной статьи «аффект и его уголовно-правовое значение» я выбрала не случайно. Актуальность данной темы обусловлена еще и тем, что значительное количество преступлений, как в России, так и в мире, совершается в состоянии аффекта. Проблема аффекта в уголовном праве привлекла внимание многих судмедэкспертов.
Психиатрия Всемирная психиатрия
№02 2019
Проблемы психического здоровья и жизненного благополучия: взгляд с позиции регуляции аффекта №02 2019
1NICM Health Research Institute, Western Sydney University, Westmead, Australia; 2Division of Psychology and Mental Health, University of Manchester, Manchester, UK; 3Centre for Youth Mental Health, University of Melbourne, Melbourne, Australia; 4Division of Digital Psychiatry, Department of Psychiatry, Beth Israel Deaconess Medical Center, Harvard Medical School, Boston, MA, USA; 5Department of Psychological Medicine, Institute of Psychiatry, Psychology and Neuroscience, King’s College London, London, UK; 6Physiotherapy Department, South London and Maudsley NHS Foundation Trust, London, UK; 7Department of Zoology, Edward Grey Institute, University of Oxford, Oxford, UK; 8Merton College, University of Oxford, Oxford, UK; 9Translational Health Research Institute, Western Sydney University, Penrith, NSW, Australia; 10Cambridge Centre for Sport and Exercise Sciences, Anglia Ruskin University, Cambridge, UK; 11Orygen, The National Centre of Excellence in Youth Mental Health, University of Melbourne, Melbourne, Australia; 12School of Psychology, Australian Catholic University, Melbourne, Australia; 13Department of Rehabilitation Sciences, KU Leuven, Leuven, Belgium; 14University Psychiatric Center, KU Leuven, Leuven, Belgium; 15NIHR Manchester Biomedical Research Centre, Manchester University NHS Foundation Trust, Manchester Academic Health Science Centre, Manchester, UK; 16NIHR Greater Manchester Patient Safety Translational Research Centre, Manchester, UK; 17Professorial Unit, The Melbourne Clinic, Department of Psychiatry, University of Melbourne, Australia
Психическое здоровье в значительной степени зависит от аффективного состояния, которое определяют эмоции, реакции на стресс, импульсы и фон настроения. Эти состояния определяют то, как мы думаем, чувствуем и ведем себя, поддерживая адаптивное функционирование. Однако в некоторых случаях они могут неблагоприятно сказываться на психическом здоровье за счет неадаптивных процессов формирования и/или регуляции аффекта. В настоящей работе мы представляем комплексную систему для осмысления роли формирования и регуляции аффекта при психических расстройствах и жизненного благополучия. В рамках нашей модели формирование аффекта понимается как итеративный цикл внимания, оценки и ответа на жизненные ситуации. Регуляция аффекта рассматривается как итеративная последовательность решений, направленная на преобразование формирования аффекта. Решения, связанные с регуляцией аффекта, включают в себя идентификацию того, что, при необходимости, должно быть изменено в аффекте, отбор стратегии вмешательства в цикл формирования аффекта, выбор того, как реализовать это вмешательство, и мониторинг попытки регуляции, чтобы решить, продолжать ли ее поддерживать, перенаправить или приостановить. Проблемы с этими решениями, часто возникающие из-за ошибочных входных данных для них, могут способствовать манифестации проблем психического здоровья, таких как клинические симптомы, синдромы и расстройства. Модель имеет определенную значимость для клинической оценки и лечения. В частности, она предлагает единый свод концепций для характеристики различных аффективных состояний, обозначает взаимосвязь между формированием и регуляцией аффекта, определяет цели оценки и лечения в качестве составляющих процесса регуляции аффекта и может применяться для профилактики и лечения проблем психического здоровья, а также поддержки и восстановления психологического благополучия.
Ключевые слова: аффект, регуляция аффекта, процесс-модель, проблемы психического здоровья, благополучие, трансдиагностические механизмы, психотерапия.
Перевод: Суслова Ж.В. (Москва)
Редактура: к.м.н. Захарова Н.В. (Москва)
Gross J, Uusberg H, Uusberg A. Mental illness and well-being: an affect regulation perspective. World Psychiatry 2019;18(2):130–139.
Психическое здоровье в значительной степени зависит от аффективного состояния, которое определяют эмоции, реакции на стресс, импульсы и фон настроения. Эти состояния определяют то, как мы думаем, чувствуем и ведем себя, поддерживая адаптивное функционирование. Однако в некоторых случаях они могут неблагоприятно сказываться на психическом здоровье за счет неадаптивных процессов формирования и/или регуляции аффекта. В настоящей работе мы представляем комплексную систему для осмысления роли формирования и регуляции аффекта при психических расстройствах и жизненного благополучия. В рамках нашей модели формирование аффекта понимается как итеративный цикл внимания, оценки и ответа на жизненные ситуации. Регуляция аффекта рассматривается как итеративная последовательность решений, направленная на преобразование формирования аффекта. Решения, связанные с регуляцией аффекта, включают в себя идентификацию того, что, при необходимости, должно быть изменено в аффекте, отбор стратегии вмешательства в цикл формирования аффекта, выбор того, как реализовать это вмешательство, и мониторинг попытки регуляции, чтобы решить, продолжать ли ее поддерживать, перенаправить или приостановить. Проблемы с этими решениями, часто возникающие из-за ошибочных входных данных для них, могут способствовать манифестации проблем психического здоровья, таких как клинические симптомы, синдромы и расстройства. Модель имеет определенную значимость для клинической оценки и лечения. В частности, она предлагает единый свод концепций для характеристики различных аффективных состояний, обозначает взаимосвязь между формированием и регуляцией аффекта, определяет цели оценки и лечения в качестве составляющих процесса регуляции аффекта и может применяться для профилактики и лечения проблем психического здоровья, а также поддержки и восстановления психологического благополучия.
Ключевые слова: аффект, регуляция аффекта, процесс-модель, проблемы психического здоровья, благополучие, трансдиагностические механизмы, психотерапия.
Психическое здоровье – это не просто отсутствие психических расстройств, но прежде всего состояние психологического благополучия, что отражено в определении Всемирной организация здравоохранения: «психическое здоровье – это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свои способности, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать и вносить вклад в жизнь своего сообщества»1.
Эти характеристики психического здоровья зависят, помимо прочего, от состояния аффективной сферы (далее – аффект, прим. ред.), которая включает эмоции, реакции на стресс, импульсы и фон настроения. Аффект может рассматриваться как более или менее здоровый в зависимости от того, способствует ли интенсивность, длительность, частота возникновения или тип его проявлений поддержанию психического здоровья или создает угрозу для него в конкретном контексте2,3. Например, небольшую тревогу перед собеседованием о приеме на работу можно рассматривать в качестве здоровой реакции, если это позволяет повысить мотивацию и лучше проявить себя. Выраженная тревога, напротив, может быть нездоровой, если она негативно сказывается на самопрезентации и заставляет избегать новых социальных вызовов.
Некоторые формы нездорового аффекта входят в число определяющих характеристик 40-75% всех психических расстройств2,4. В силу этого важно понять, как аффект приобретает характер нездорового и что можно сделать для предотвращения его возникновения и для его лечения. Эти вопросы давно интересуют психологию и психиатрию5. Если упомянуть лишь несколько основных подходов к их пониманию, то в психодинамической традиции аффект связывается с конфликтом между влечениями и запретами6, психология стресса и совладающего поведения (копинга) раскрывает когнитивные предпосылки и физиологические последствия аффекта7,8, а школа аффективной нейронауки выявляет некоторые механизмы работы мозга, лежащие в основе аффективного поведения9-11.
Разнообразие данных литературы на темы аффекта и психического здоровья порождает большое количество слабо согласующихся между собой данных. Так, представления об аффекте при психических расстройствах12, как правило, рассматриваются отдельно от представлений об аффекте при психическом благополучии13. Также можно обнаружить отдельные данные для похожих аффективных феноменов при разных психических расстройствах14. Еще больше усложняет дело использование различных данных на разных уровнях анализа – от нейрохимического до психосоциального. Фрагментарный набор объяснений роли аффекта для психического здоровья создает трудности для врачей-практиков и исследователей при концептуализации индивидуальных случаев, анализе трансдиагностических механизмов и использовании достижений современных исследований.
Одним из путей решения этих проблем является конструирование интегративной системы, способной рассматривать различные виды аффекта применительно как к психическим расстройствам, так и к психическому благополучию. Когда мы пытаемся найти подход к пониманию нездорового аффекта, важно иметь в виду, что, единожды сформировавшись, эмоция, реакция на стресс, импульс или настроение не должны продолжать доминировать над поведением, так как люди обычно используют регуляцию аффекта для изменения этих аффективных состояний8,15-21. Соответственно, нездоровый аффект может быть следствием нарушений таких процессов, как формирование аффекта, регуляции аффекта или их комбинаций.
Возможны два варианта нарушений: неспособность к формированию здорового аффекта, когда регуляция аффекта не в состоянии успешно противодействовать неадаптивному формированию аффекта, и расстройства регуляции аффекта, когда регуляция аффекта ведет к обострению ситуации, направляя аффект в неадаптивную сторону. Как неспособность к формированию аффекта, так и расстройство регуляции аффекта могут повышать риск психических расстройств, подрывая психологическое благополучие. И наоборот, адаптивная регуляция аффекта способна предотвратить, повернуть вспять или облегчить психические расстройства и способствовать психологическому благополучию.
В данной работе мы предлагаем комплексную систему осмысления взаимосвязи между формированием и регуляцией аффекта для психического здоровья. Мы сосредоточены в первую очередь на психических расстройствах, но те принципы, которые мы обсуждаем, в равной степени актуальны и для состояния психологического благополучия. Также мы главным образом фокусируемся на регуляции аффекта, но для понимания того, как аффект регулируется, нам необходимо рассмотреть и то, как происходит его формирование.
В первых двух разделах работы мы представляем процесс-модель регуляции аффекта, комплексную систему, в рамках которой формирование аффекта рассматривается как четырехстадийный процесс, который может быть подвергнут изменениям со стороны другого четырехстадийного процесса регуляции аффекта15,22,23. В третьем разделе работы мы используем эту систему для рассмотрения проблем регуляции аффекта, которые приводят к проблемам психического здоровья, на примере разнообразных симптомов, синдромов и расстройств. В заключительной части мы рассматриваем некоторые варианты применения процесс-модели регуляции аффекта в клинической оценке и практике.
ФОРМИРОВАНИЕ АФФЕКТА
РЕГУЛЯЦИЯ АФФЕКТА
Стратегии регуляции аффекта
Стадии регуляции аффекта
НЕАДАПТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ АФФЕКТА И ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
Проблемы на стадии идентификации
Проблемы на стадии отбора
Проблемы на стадии реализации
Проблемы на стадии мониторинга
ЗНАЧИМОСТЬ ДЛЯ КЛИНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ И ЛЕЧЕНИЯ
Единая концепция различных аффективных состояний
Связь между формированием и регуляцией аффекта
Работа с регуляцией аффекта
От проблем психического здоровья к благополучию
ВЫВОДЫ
Нами была предложена процесс-модель регуляции аффекта – единая концепция того, как происходит формирование аффекта, как может осуществляться его регуляция и как два этих процесса совместно могут оказывать влияние на психическое здоровье. В рамках данной концепции формирование аффекта понимается как четырехстадийный цикл обратной связи, а регуляция аффекта – как согласованный четырехстадийный процесс принятия решений. Адаптивное функционирование каждой их этих стадий способствует поддержанию психического здоровья и благополучия, в то время как неадаптивное функционирование этих стадий может повышать риск возникновения проблем психического здоровья.
Мы убеждены, что процесс-модель регуляции аффекта является полезной концепцией как для клинических исследований, так и для практики. Модель согласуется с более широкомасштабными усилиями по выявлению трансдиагностических аспектов, лежащих в основе проблем психического здоровья14,121. Она связывает сложные аффективные паттерны с простыми психологическими механизмами, такими как циклы обратной связи29 и процессы принятия решений122,123, которые удобны для проведения исследований при помощи вычислительных и нейронных методов.
Модель требует дальнейших исследований, в частности для понимания возможностей для оценки и лечения, которые она предоставляет. С одной стороны, важно найти дальнейшие подтверждения тому, что различные симптомы, синдромы и расстройства действительно имеют связь с трудностями на различных стадиях формирования и регуляции аффекта. С другой стороны, также необходимо выяснить, как существующие методы лечения воздействуют на эти стадии, а также разработать новые методы лечения.
Мы надеемся, что, при должном содействии и поддержке этих важных достижений, процесс-модель регуляции аффекта сможет внести свой вклад в совершенствование доказательной персонализированной психиатрии и психотерапии.
БЛАГОДАРНОСТИ
Данная работа была поддержана Estonian Research Council, гранты IUT2-13, PUTJD-79 и MOBTP-17.