Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе

Великий народный педагог — родное слово

Человек долго вдыхал в себя воздух, прежде чем узнал о его существовании, и долго знал о существовании воздуха, прежде чем открыл его свойства, его состав и его значение в жизни тела.
Люди долго пользовались богатствами родного слова, прежде чем обратили внимание на сложность и глубину его организма и оценили его значение в своей духовной жизни. Да оценили ли и теперь вполне?
Если судить по ходячим общественным мнениям, по принятым в педагогической практике приемам, по устройству учебной части в различных заведениях, то нельзя не сознаться, что до такой оценки еще очень и очень далеко.

Начало человеческого слова вообще и даже начало языка того или другого народа теряется точно так же в прошедшем, как начало и истории человечества и начало всех великих народностей; но как бы там ни было, в нас существует, однако же, твердое убеждение, что язык каждого народа создан самим народом, а не кем-нибудь другим.
Приняв это положение за аксиому, мы скоро, однако же, встречаемся с вопросом, невольно поражающим наш ум: неужели все то, что выразилось в языке народа, скрывается в народе?

Находя в языке много глубокого философского ума, истинно поэтического чувства, изящного, поразительно верного вкуса, следы труда сильно сосредоточенной мысли, бездну необыкновенной чуткости к тончайшим переливам в явлениях природы, много наблюдательности, много самой строгой логики, много высоких духовных порывов и зачатки идей, до которых с трудом добирается потом великий поэт и глубокомысленный философ, мы почти отказываемся верить, чтобы все это создала эта грубая, серая масса народа, по-видимому столь чуждая и философии, и искусству, и поэзии, не выказывающая ничего изящного в своих вкусах, ничего высокого и художественного в своих стремлениях.

Но, в ответ на рождающееся в нас сомнение, из этой же самой серой, невежественной, грубой массы льется чудная народная песнь, из которой почерпают свое вдохновение и поэт, и художник, и музыкант; слышится меткое, глубокое слово, в которое, с помощью науки и сильно развитой мысли, вдумываются филолог и философ и приходят в изумление от глубины и истины этого слова, несущегося из самых отдаленных, самых диких, невежественных времен.

Это явление, более чем какое-нибудь другое, способно образумить нас в нашей личной гордости своим индивидуальным знанием, своим просвещением, своей индивидуальной развитостью, более, чем всякое другое явление, способно оно напомнить нам, что, кроме отдельных, сознательных личностей, отдельных человеческих организмов, существуют еще на земле громадные организмы, к которым человек в отдельности относится так же, как кровяной шарик к целому организму тела.

Гордясь своим образованием, мы смотрим часто свысока на простого полудикого человека, взятого из низших и обширнейших слоев народной массы; но если мы действительно образованны, то должны в то же время преклониться с благоговением перед самим народным историческим организмом, непостижимому творчеству которого мы можем только удивляться, не будучи в состоянии даже подражать, и счастливы, если можем хотя почерпать жизнь и силу для наших собственных созданий из родников духовной жизни, таинственно кроющихся в недрах народных.

Да язык, который дарит нам народ, один уже может показать нам, как бесконечно ниже стоит всякая личность, как бы она образованна и развита ни была, как бы ни была она богато одарена от природы, перед великим народным организмом.

Как, по каким законам, руководясь какими стремлениями, чьими пользуясь уроками, подслушивая ли говор ручья или дыхание ветра, творит народ свой язык? Почему язык немца звучит иначе, чем язык славянина? Почему в этих языках столько родного и столько чуждого? Где, в каких отдаленных эпохах, в каких отдаленных странах они сходились и как разошлись? Что повело один язык в одну сторону, а другой в другую, так что родные братья, сойдясь потом, не узнали друг друга?
Все эти вопросы составляют бесконечную задачу филологии и истории; но не нужно еще быть большим филологом, а достаточно сколько-нибудь вдуматься в свое родное слово, чтобы убедиться, что язык народа есть цельное органическое его создание, вырастающее во всех своих народных особенностях из какого-то одного, таинственного, где-то в глубине народного духа запрятанного зерна.

Но в светлых прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа.
Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке — в наследие потомкам.
В сокровищницу родного слова складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения следы прожитого горя и прожитой радости,— словом, весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове.

Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собой жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь.

Являясь, таким образом, полнейшей и вернейшей летописью всей духовной, многовековой жизни народа, язык в то же время является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ, и продолжающим учить его до конца народной истории.

Усваивая родной язык легко и без труда, каждое новое поколение усваивает в то же время плоды мысли и чувства тысячи предшествовавших ему поколений, давно уже истлевших в родной земле или живших, может быть, не на берегах Рейна и Днепра, а где-нибудь у подошвы Гималая.

Все, что видали, все, что испытали, все, что перечувствовали и передумали эти бесчисленные поколения предков, передается легко и без труда ребенку, только что открывающему глаза на мир божий, и дитя, выучившись родному языку, вступает уже в жизнь с необъятными силами.
Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и его стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ.

Ребенок, развитие которого не было извращено насильственно, по большей части в пять или шесть лет говорит уже очень бойко и правильно на своем родном языке. Но подумайте, сколько нужно знаний, чувств, мыслей, логики и даже философии, чтобы говорить так на каком-нибудь языке, как говорит не глупое дитя лет шести или семи на своем родном?

Те очень ошибаются, кто думает, что в этом усвоении ребенком родного языка действует только память: никакой памяти не достало бы для того, чтобы затвердить не только все слова какого-нибудь языка, но даже все возможные сочетания этих слов и все их видоизменения; нет, если бы изучали язык одной памятью, то никогда бы вполне не изучили ни одного языка.

Язык, созданный народом, развивает в духе ребенка способность, которая создает в человеке слово и которая отличает человека от животного: развивает дух.
Вы замечаете, что ребенок, желая выразить свою мысль, в одном случае употребляет одно выражение, в другом другое, и невольно удивляетесь чутью, с которым он подметил необычайно тонкое различие между двумя словами, по-видимому очень сходными.
Вы замечаете также, что ребенок, услышав новое для него слово, начинает по большей части склонять его, спрягать и соединять с другими словами совершенно правильно; могло ли бы это быть, если бы ребенок, усваивая родной язык, не усваивал частицы той творческой силы, которая дала народу возможность создать язык?

Посмотрите, с каким трудом приобретается иностранцем этот инстинкт чужого языка; да и приобретается ли когда-нибудь вполне? Лет двадцать проживет немец в России и не может приобресть даже тех познаний в языке, которые имеет трехлетнее дитя! Но этот удивительный педагог — родной язык — не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу.

Мы хотим передать ребенку пять, шесть неизвестных ему названий, семь, восемь иностранных слов, два, три новые понятия, несколько сложных событий, и это стоит нам значительного труда и еще больше стоит труда ребенку.
Он то заучивает, то опять забывает, и если сообщаемые понятия сколько-нибудь отвлеченны, заключают в себе какую-нибудь логическую или грамматическую тонкость, то дитя решительно не может их усвоить; тогда как на практике, в родном языке, он легко и свободно пользуется теми же самыми тонкостями, которые мы напрасно усиливаемся ему объяснить.

Мы успокаиваем себя обыкновенно фразой, что ребенок говорит на родном языке так себе, бессознательно; но эта фраза ровно ничего не объясняет. Если ребенок употребляет кстати тот или другой грамматический оборот, делает в разговоре тонкое различие между словами и грамматическими формами — это значит, что он сознает их различие, хотя не в той форме и не тем путем, как бы нам хотелось.

Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка — и усваивает легко и скоро, в два-три года, столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического ученья. Таков этот великий народный педагог — родное слово!

Но, скажут нам, почему же мы говорим родное? Разве не можно точно так же легко практически выучить дитя иностранному языку и разве это изучение не может принести ему той же пользы, какую приносит изучение родного языка?
Языки французский и немецкий также являются результатами многовековой духовной жизни этих народов, как и языки русский, латинский и греческий.
Следовательно, если ребенок с детства будет говорить на каком-нибудь иностранном языке, то его душевное развитие от этого ничего не потеряет, а может быть еще и выиграет.
Маленький француз, англичанин, итальянец почерпают точно такое же сокровище, а может быть и больше, из своих родных языков, как и русский из своего.

Все это совершенно справедливо, и если русское дитя, говоря с самого детства по-французски или по-немецки, будет поставлено в ту же самую среду, в какую поставлен маленький француз и немец, то, без сомнения, его духовное развитие будет идти тем же путем, хотя, может быть, и не совсем тем же, как мы это увидим ниже, если примем в расчет не подлежащий сомнению факт наследственности национальных характеров.

Принимая язык за органическое создание народной мысли и чувства, в котором выражаются результаты духовной жизни народа, мы, конечно, поймем, почему в языке каждого народа выражается особенный характер, почему язык является лучшей характеристикой народа.
Легкая, щебечущая, острая, смеющаяся, вежливая до дерзости, порхающая, как мотылек, речь француза;
тяжелая, туманная, вдумывающаяся сама в себя, рассчитанная речь немца;
ясная, сжатая, избегающая всякой неопределенности, прямо идущая к делу, практическая речь британца;
певучая, сверкающая, играющая красками, образная речь итальянца;
бесконечно льющаяся, волнуемая внутренним вздымающим ее чувством и изредка разрываемая громкими всплесками речь славянина.
Речь лучше всех возможных характеристик, лучше самой истории, в которой иногда народ мало принимает участия, знакомят нас с характерами народов, создавших эти языки.
Вот почему лучшее и даже единственно верное средство проникнуть в характер народа — усвоить его язык, и чем глубже вошли мы в язык народа, тем глубже вошли в его характер.
Из такой, не подлежащей сомнению, характерности языков не вправе ли мы вывести заключение, что вовсе не безразлично для духовного развития дитяти, на каком языке оно говорит в детстве?

Если мы признаем, что на душу ребенка и на направление ее развития могут иметь влияние окружающая его природа, окружающие его люди и даже картина, висящая на стене в его детской комнате, даже игрушки, которыми он играет, то неужели мы можем отказать во влиянии такому проникнутому своеобразным характером явлению, каков язык того или другого народа, этот первый истолкователь и природы, и жизни, и отношений к людям, эта тонкая, обнимающая душу атмосфера, чрез которую она все видит, понимает и чувствует?

Но что же за беда, скажете вы, если этой атмосферой будет не русское, а какое-нибудь иностранное слово?
Беды и действительно не было бы никакой, если бы, во-первых, это слово нашло в организме ребенка уже подготовленную для себя родимую почву; если бы, во-вторых, ребенок был совершенно перенесен в среду того народа, сквозь язык которого открылся ему мир божий, и если бы, в-третьих, ребенку суждено было жить и действовать среди того народа, язык которого заменил ему язык родины; словом, если бы маленькому русскому предстояло во всех отношениях быть французом, немцем или англичанином.
Но в том-то и беда, что первое из этих условий вовсе невыполнимо; второе может быть выполнено тогда, когда русское дитя станут воспитывать за границей, а третье только тогда, когда родители решаются переменить для своего ребенка отчизну.

Источник

ПОМОГИТЕ НАПИСАТЬ СЖАТОЕ — ИЗЛОЖЕНИЕ. Начало человеческого слова вообще и даже начало языка тог…

ПОМОГИТЕ НАПИСАТЬ СЖАТОЕ — ИЗЛОЖЕНИЕ.
Начало человеческого слова вообще и даже начало языка того или другого народа теряется точно так же в прошедшем, как начало и истории человечества и начало всех великих народностей; но как бы там ни было, в нас существует, однако же, твердое убеждение, что язык каждого народа создан самим народом, а не кем-нибудь другим. Приняв это положение за аксиому, мы скоро, однако же, встречаемся с вопросом, невольно поражающим наш ум: неужели все то, что выразилось в языке народа, скрывается в народе?Находя в языке много глубокого философского ума, истинно-поэтического чувства, изящного, поразительно верного вкуса, следы труда сильно сосредоточенной мысли, бездну необыкновенной чуткости к тончайшим переливам в явлениях природы, много наблюдательности, много самой строгой логики, много высоких духовных порывов и зачатки идей, до которых с трудом добирается потом великий поэт и глубокомысленный философ, мы почти отказываемся верить, чтобы все это создала эта грубая, серая масса народа, по-видимому, столь чуждая и философии, и искусству, и поэзии, не выказывающая ничего изящного в своих вкусах, ничего высокого и художественного в своих стремлениях. Но в ответ на рождающееся в нас сомнение из этой же самой серой, невежественной, грубой массы льется чудная народная песнь, из которой почерпают свое вдохновение и поэт, и художник, и музыкант; слышится меткое, глубокое слово, в которое с помощью науки и сильно развитой мысли вдумываются филолог и философ и приходят в изумление от глубины и истины этого слова, несущегося из самых отдаленных, самых диких, невежественных времен. Это явление, более чем какое-нибудь другое, способно образумить нас в нашей личной гордости своим индивидуальным знанием, своим просвещением, своей индивидуальной развитостью, более, чем всякое другое явление, способно оно напомнить нам, что, кроме отдельных, сознательных личностей, отдельных человеческих организмов, существуют еще на земле громадные организмы, к которым человек в отдельности относится так же, как кровяной шарик к целому организму тела. Гордясь своим образованием, мы смотрим часто свысока на простого полудикого человека, взятого из низших и обширнейших слоев народной массы; но если мы действительно образованны, то должны в то же время преклониться с благоговением перед самим народным историческим организмом, непостижимому творчеству которого мы можем только удивляться, не будучи в состоянии даже подражать, и счастливы, если можем хотя бы почерпать жизнь и силу для наших собственных созданий из родников духовной жизни, таинственно кроющихся в недрах народных. Да, язык, который дарит нам народ, один уже может показать нам, как бесконечно ниже стоит всякая личность, как бы она образованна и развита ни была, как бы ни была она богато одарена от природы, перед великим народным организмом.

Как, по каким законам, руководясь какими стремлениями, чьими пользуясь уроками, подслушивая ли говор ручья или дыхание ветра, творит народ свой язык? Почему язык немца звучит иначе, чем язык славянина? Почему в этих языках столько родного и столько чуждого? Где, в каких отдаленных эпохах, в каких отдаленных странах они сходились и как разошлись? Что повело один язык в одну сторону, а другой — в другую, так что родные братья, сойдясь потом, не узнали друг друга? Все эти вопросы составляют бесконечную задачу филологии и истории; но не нужно еще быть большим филологом, а достаточно сколько-нибудь вдуматься в свое родное слово, чтобы убедиться, что язык народа есть цельное органическое его создание, вырастающее во всех своих народных особенностях из какого-то одного, таинственного, где-то в глубине народного духа запрятанного зерна.

Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории.

Источник

Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе

Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе. Смотреть фото Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе. Смотреть картинку Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе. Картинка про Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе. Фото Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе

Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе. Смотреть фото Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе. Смотреть картинку Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе. Картинка про Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе. Фото Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе

Народная педагогика запись закреплена

***
. Человек долго вдыхал в себя воздух, прежде чем узнал о его существовании, и долго знал о существовании воздуха, прежде чем открыл его свойства, его состав и его значение в жизни тела. Люди долго пользовались богатствами родного слова, прежде чем обратили внимание на сложность и глубину его организма и оценили его значение в своей духовной жизни.

Язык каждого народа создан самим народом. Приняв это положение за аксиому, мы скоро, однако же, встречаемся с вопросом, невольно поражающим наш ум: неужели всё то, что выразилось в языке народа, скрывается в народе?

В языке заложено так много глубокого философского ума, истинно поэтических чувств, изящного, поразительно верного вкуса, бездны необыкновенной чуткости к тончайшим переливам в явлениях природы, много наблюдательности, много самой строгой логики, много высоких духовных порывов и зачатки идей, до которых с трудом добирается потом великий поэт и глубокомысленный философ!

Мы отказываемся верить, что всё это создала грубая, серая масса народа, которой чужды и философия, и искусство, и поэзия, не имеющая никакого понятия об изящных вкусах, высоких художественных устремлений.

Но в ответ на рождающееся в нас сомнение из этой же самой серой, невежественной, грубой массы льётся народная песнь, из которой почерпают своё вдохновение и поэт, и художник, и музыкант; слышится меткое, глубокое слово, в которое с помощью науки и сильно развитой мысли вдумываются филолог и философ и приходят в изумление от глубины и истины этого слова, несущегося из самых отдалённых, самых диких, невежественных времён.

Это явление более, чем какое-нибудь другое, способно образумить нас в нашей личной гордости своим индивидуальным знанием, своим просвещением, своей индивидуальной развитостью, более, чем всякое другое явление, способно оно напомнить нам, что, кроме отдельных, сознательных личностей, отдельных человеческих организмов, существуют еще на земле громадные организмы, к которым человек в отдельности относится так же, как кровяной шарик к целому организму тела.

Гордясь своим образованием, мы смотрим часто свысока на простого человека, взятого из обширнейших слоёв народной массы; но если мы действительно образованны, то должны в то же время преклониться с благоговением перед самим народным историческим организмом, непостижимому творчеству которого мы можем только удивляться, не будучи в состоянии даже подражать, и счастливы, если можем хотя почерпать жизнь и силу для наших собственных созданий из родников духовной жизни, таинственно кроющихся в недрах народных. Да, язык, который дарит нам народ, один уже может показать нам, как бесконечно ниже стоит всякая личность, как бы она образованна и развита ни была, как бы ни была она богато одарена от природы, перед великим народным организмом.

Как, по каким законам, руководясь какими стремлениями, чьими пользуясь уроками, подслушивая ли говор ручья или дыхание ветра, творит народ свой язык? Почему язык немца звучит иначе, чем язык славянина? Почему в этих языках столько родного и столько чуждого? Где, в каких отдалённых эпохах, в каких отдалённых странах они сходились и как разошлись? Что повело один язык в одну сторону, а другой в другую, так что родные братья, сойдясь потом, не узнали друг друга? Все эти вопросы составляют бесконечную задачу филологии и истории; но не нужно ещё быть большим филологом, а достаточно сколько-нибудь вдуматься в своё родное слово, чтобы убедиться, что язык народа есть цельное органическое его создание, вырастающее во всех народных особенностях из какого-то одного, таинственного, где-то в глубине народного духа запрятанного зерна.

Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина. Язык наполнен глубоким, полным мысли и чувства голосом родной природы, который говорит так громко в любви человека к его иногда суровой родине, который высказывается так ясно в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов. Но в светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа.

Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке — в наследие потомкам. В сокровищницу родного слова складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения, следы прожитого горя и прожитой радости — словом, весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове.

Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ! И нет насилия более невыносимого, как то, которое желает отнять у народа наследство, созданное бесчисленными поколениями его отживших предков. Отнимите у народа всё — и он всё может воротить; но отнимите язык, и он никогда более уже не создаст его; новую родину даже может создать народ, но языка — никогда; вымер язык в устах народа — вымер и народ. Но если человеческая душа содрогается перед убийством одного недолговечного человека, то что же должна бы чувствовать она, посягая на жизнь многовековой исторической личности народа?

Источник

Составьте план текста

Это явление, более чем какое-нибудь другое, способно образумить нас в нашей личной гордости своим индивидуальным знанием, своим просвещением, своей индивидуальной развитостью, более, чем всякое другое явление, способно оно напомнить нам, что, кроме отдельных, сознательных личностей, отдельных человеческих организмов, существуют еще на земле громадные организмы, к которым человек в отдельности относится так же, как кровяной шарик к целому организму тела. Гордясь своим образованием, мы смотрим часто свысока на простого полудикого человека, взятого из низших и обширнейших слоев народной массы; но если мы действительно образованны, то должны в то же время преклониться с благоговением перед самим народным историческим организмом, непостижимому творчеству которого мы можем только удивляться, не будучи в состоянии даже подражать, и счастливы, если можем хотя почерпать жизнь и силу для наших собственных созданий из родников духовной жизни, таинственно кроющихся в недрах народных. Да, язык, который дарит нам народ, один уже может показать нам, как бесконечно ниже стоит всякая личность, как бы она образованна и развита ни была, как бы ни была она богато одарена от природы, перед великим народным организмом. Язык народа есть цельное органическое его создание, вырастающее во всех своих народных особенностях из какого-то одного, таинственного, где-то в глубине народного духа запрятанного зерна. Язык народа — лучший, никогда не увядающий извечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории.

Источник

Задания к олимпиаде 2016 год по дисциплине «Русский язык и культура речи» среди студентов образовательных учреждений СПО

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Задания к олимпиаде 2016 год по дисциплине

«Русский язык и культура речи» среди студентов образовательных учреждений СПО

Максимальный балл – 100 баллов

Задания первого тура

1. Расставьте ударения в следующих словах:

Дремота, созыв, убранство, сметливый, баловаться, облегчить, мизерный, простыня.

Ответ: дремОта, созЫв, убрАнство, смЕтливый, баловАться, облегчИть, мизЕрный, простынЯ.

2.Часто нарушаются орфоэпические нормы в словах:

Нарочно, Фоминична, прачечная, скворечник, гречневый, античный, вечный, скучный.

Обратите внимание и выпишите, в каких словах согласно орфоэпическим нормам сочетание букв – ЧН- произносится как:

Б) (шн): __________________________________________

В) возможны два варианта произношения (чн-чш)__________________________________________

А) (чн) античный, вечный

Б) (шн) нарочно, Фоминична, скворечник, скучный

В) (чн- чш) прачечная, гречневый

3. Установите соответствие между значением слова и его написанием ( 10 баллов):

А. Вес товара вместе с тарой

Б. Помещения для отдыха в учебных заведениях

Г. Украшение в виде рисунка, орнамента в конце или в начале книги

Д. Спасатель, избавитель от бед

Е. Первенствующее значение, то, что требует первоочередного внимания

Ж. Встреча, свидание. Место встречи судов в море и сама встреча.

З. Стиль плавания, при котором обе руки одновременно выбрасываются над водой.

И. Неоригинальный, банальный.

К. Распространять сведения и слухи, преувеличивать их значение.

Эталоны ответов к заданию 3.

1-Е; 2-Б; 3-Ж; 4-З; 5-А; 6-Д; 7-К; 8-Г; 9-В; 10-И.

Ад, альтруист, вброд, детерминизм, динамика, профессионал, разлука, разноголосица.

Профессионал – дилетант; разлука – свидание; разноголосица – унисон.

5. Определите род имен существительных и распределите их по группам.

Аббревиатура, алиби, аннексия, барокко, бенуар, буриме, драхма, каре, кашне, кворум, сафари, сабо, толь, сага, дрель, дрейф, шедевр, фиаско, филиппика, цунами.

Ж. р.: Аббревиатура, аннексия, драхма, филиппика, сага.

М. р.: Бенуар, дрель, дрейф, кворум, толь, шедевр.

Ср.р.: Алиби, барокко, буриме, кашне, каре, сабо, сафари, фиаско, цунами.

6. От следующих существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа:

Башкиры- башкир, татары – татар, болгары – болгар, киргизы – киргизов, казахи –казахов, узбеки – узбеков, валенки – валенок, сапоги – сапог, метры –метров, килограммы – килограммов, лимон – лимонов, апельсины –апельсинов, мандарины – мандаринов, томаты – томатов, ставня – ставен, песня – песен, брызги –брызг, заморозки – заморозков, ясли – яслей, сани – саней.

7. Составьте словосочетания, подбирая к данным прилагательным-паронимам имена существительные. Объясните разницу в значениях прилагательных.

а) Командированный – командировочный

б) Гуманистический– гуманный

Эталоны ответов к заданию 7.

а) Командированный (лицо, находящееся в командировке);

командировочный (относящийся к командированному)

гуманный (проникнутый любовью к человеку)

8. Замените выделенные в предложениях слова на фразеологизмы.

Очень много наговорить, наобещать чего-либо несбыточного.- _____________________________________________________________________________________

О невиновном, но обвиняемом в чем-либо человеке.— _____________________________________________________________________________________

О чьём-либо крайне трудном, невыносимом положении, состоянии.- __________________________

Кому-либо грустно, тоскливо, беспокойно, тревожно; кого-либо гнетут дурные предчувствия. _______________________________________________________________________________________

Похожи друг на друга, подходят друг другу.______________________________ __________________

Эталоны ответов к заданию 8.

1.Семь верст до небес и все – лесом.- Очень много наговорить, наобещать чего-либо несбыточного.

3.Тише воды, ниже травы.- О робком, застенчивом человеке.

4.Хоть волком вой.- О чьем-либо крайне трудном, невыносимом положении, состоянии.

6.Два сапога пара. – Похожи друг на друга, подходят друг другу.

9. Укажите, какие ошибки допущены в приведённых примерах, объясните их и предложите вариант их исправления. 4 балла

1. Рецензия о прочитанной книге должна быть сдана на следующей неделе.

2. Он не преступник, он стал несчастным жертвой сложившихся обстоятельств.

3. В своей речи оратор указал об этих недостатках.

4.Два инфаркта подорвало его здоровье.

10. Исправить недочеты и ошибки в построении сложноподчиненных предложений.

1. Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись.

2. Вечером мы были на туристской базе, которая стояла на берегу моря и занимавшей почти полпарка.

3. Деревня, в которой мы провели лето, находилась на берегу реки, которая славилась обилием рыбы.

4. Когда бой был окончен, когда вражеский отряд, теряя людей и коней, скрылся в березовой роще, партизаны отыскали своего разведчика.

5. С горы были видны луга и густые хвойные леса, которые пестрели цветами.

Эталоны ответов к заданию 10.

1. Игру, которой мы увлеклись, надо было закончить из-за темноты.

2. Вечером мы были на туристской базе, стоявшей на берегу моря и занимавшей почти полпарка.

3. Деревня, где мы провели лето, находилась на берегу реки, которая славилась обилием рыбы.

Деревня, в которой мы провели лето, находилась на берегу реки, славившейся обилием рыбы.

4. Когда бой был окончен и вражеский отряд, теряя людей и коней, скрылся в березовой рощи, партизаны отыскали своего разведчика.

5. С горы были видны густые хвойные леса и луга, пестревшие цветами.

Задание второго тура (30 баллов)

Прочитайте фрагмент из книги К.Д. Ушинского «Родное слово» (1861 г.).

Начало человеческого слова вообще и даже начало языка того или другого народа теряется точно так же как в прошедшем, как начало и истории человечества и начало всех великих народностей; но как бы там ни было, в нас существует, однако же, твердое убеждение, что язык каждого народа создан самим народом, а не кем-нибудь другим. Приняв это положение за аксиому, мы скоро, однако же, встречаемся с вопросом, невольно поражающим наш ум: неужели все то, что выразилось в языке народа, скрывается в народе.

Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории.

Выскажите собственное мнение по проблеме, поднятой русским писателем.

Напишите сочинение-рассуждение (можно взять в качестве тезиса цитату из текста).

Объём сочинения не менее 15-18 предложений.

Оригинальность и глубина раскрытия темы (отсутствие штампов клише, общих фраз, банальных суждений).

Индивидуальность стиля, богатство и выразительность речи.

Задания к олимпиаде 2016 год по дисциплине

«Русский язык и культура речи» среди студентов образовательных учреждений СПО

Максимальный балл – 100 баллов

Задания первого тура

1. Расставьте ударения в следующих словах:

Дремота, созыв, убранство, сметливый, баловаться, облегчить, мизерный, простыня.

2.Часто нарушаются орфоэпические нормы в словах:

Нарочно, Фоминична, прачечная, скворечник, гречневый, античный, вечный, скучный.

Обратите внимание и выпишите, в каких словах согласно орфоэпическим нормам сочетание букв – ЧН- произносится как:

Б) (шн): __________________________________________

В) возможны два варианта произношения (чн-чш)__________________________________________

3. Установите соответствие между значением слова и его написанием ( 10 баллов):

А. Вес товара вместе с тарой

Б. Помещения для отдыха в учебных заведениях

Г. Украшение в виде рисунка, орнамента в конце или в начале книги

Д. Спасатель, избавитель от бед

Е. Первенствующее значение, то, что требует первоочередного внимания

Ж. Встреча, свидание. Место встречи судов в море и сама встреча.

З. Стиль плавания, при котором обе руки одновременно выбрасываются над водой.

И. Неоригинальный, банальный.

К. Распространять сведения и слухи, преувеличивать их значение.

Ад, альтруист, вброд, детерминизм, динамика, профессионал, разлука, разноголосица.

5. Определите род имен существительных и распределите их по группам.

Аббревиатура, алиби, аннексия, барокко, бенуар, буриме, драхма, каре, кашне, кворум, сафари, сабо, толь, сага, дрель, дрейф, шедевр, фиаско, филиппика, цунами.

6. От следующих существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа:

7. Составьте словосочетания, подбирая к данным прилагательным-паронимам имена существительные. Объясните разницу в значениях прилагательных.

а) Командированный – командировочный

б) Гуманистический– гуманный

8. Замените выделенные в предложениях слова на фразеологизмы.

Очень много наговорить, наобещать чего-либо несбыточного.- _____________________________________________________________________________________

О невиновном, но обвиняемом в чем-либо человеке.— _____________________________________________________________________________________

О чьём-либо крайне трудном, невыносимом положении, состоянии.- __________________________

Кому-либо грустно, тоскливо, беспокойно, тревожно; кого-либо гнетут дурные предчувствия. _______________________________________________________________________________________

Похожи друг на друга, подходят друг другу.______________________________ __________________

9. Укажите, какие ошибки допущены в приведённых примерах, объясните их и предложите вариант их исправления. 4 балла

1. Рецензия о прочитанной книге должна быть сдана на следующей неделе.

2. Он не преступник, он стал несчастным жертвой сложившихся обстоятельств.

3. В своей речи оратор указал об этих недостатках.

4.Два инфаркта подорвало его здоровье.

10. Исправить недочеты и ошибки в построении сложноподчиненных предложений.

1. Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись.

2. Вечером мы были на туристской базе, которая стояла на берегу моря и занимавшей почти полпарка.

3. Деревня, в которой мы провели лето, находилась на берегу реки, которая славилась обилием рыбы.

4. Когда бой был окончен, когда вражеский отряд, теряя людей и коней, скрылся в березовой роще, партизаны отыскали своего разведчика.

5. С горы были видны луга и густые хвойные леса, которые пестрели цветами.

Задание второго тура (30 баллов)

Прочитайте фрагмент из книги К.Д. Ушинского «Родное слово» (1861 г.).

Начало человеческого слова вообще и даже начало языка того или другого народа теряется точно так же как в прошедшем, как начало и истории человечества и начало всех великих народностей; но как бы там ни было, в нас существует, однако же, твердое убеждение, что язык каждого народа создан самим народом, а не кем-нибудь другим. Приняв это положение за аксиому, мы скоро, однако же, встречаемся с вопросом, невольно поражающим наш ум: неужели все то, что выразилось в языке народа, скрывается в народе.

Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории.

Выскажите собственное мнение по проблеме, поднятой русским писателем.

Напишите сочинение-рассуждение (можно взять в качестве тезиса цитату из текста).

Объём сочинения не менее 15-18 предложений.

Оригинальность и глубина раскрытия темы (отсутствие штампов клише, общих фраз, банальных суждений).

Индивидуальность стиля, богатство и выразительность речи.

Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе. Смотреть фото Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе. Смотреть картинку Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе. Картинка про Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе. Фото Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе. Смотреть фото Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе. Смотреть картинку Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе. Картинка про Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе. Фото Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе. Смотреть фото Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе. Смотреть картинку Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе. Картинка про Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе. Фото Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе. Смотреть фото Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе. Смотреть картинку Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе. Картинка про Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе. Фото Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе

Номер материала: ДВ-571514

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе. Смотреть фото Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе. Смотреть картинку Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе. Картинка про Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе. Фото Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе. Смотреть фото Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе. Смотреть картинку Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе. Картинка про Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе. Фото Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе

Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования

Время чтения: 2 минуты

Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе. Смотреть фото Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе. Смотреть картинку Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе. Картинка про Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе. Фото Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе. Смотреть фото Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе. Смотреть картинку Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе. Картинка про Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе. Фото Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе

В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря

Время чтения: 1 минута

Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе. Смотреть фото Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе. Смотреть картинку Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе. Картинка про Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе. Фото Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе. Смотреть фото Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе. Смотреть картинку Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе. Картинка про Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе. Фото Неужели все то что выразилось в языке народа скрывается в народе

Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *