Неусыпаемая псалтирь о здравии что это
Неусыпаемая Псалтырь — как, за кого и когда читается
Узнайте все самое интересное и полезное о Неусыпаемой Псалтыри, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста
Что такое Псалтырь
Молитва сопровождает христианина во всех его жизненных делах и обстоятельствах. Не случайно православный молитвослов содержит огромное количество различных молитв. Они составлены святыми в минуты особого душевного состояния. И особую роль занимает книга Псалтырь, в основном состоящая из молитвенных обращений ветхозаветного царя Давида. Неусыпаемая Псалтырь связана с чтением этой книги.
Она является одной из старейших богослужебных книг и нередко называется богодухновенной. Сам Святой Дух подсказывал Давиду проникновенные молитвословия псалмов.
«Во всем Священном Писании дышит благодать Божия, но в сладкой книге псалмов она дышит преимущественно» (святитель Амвросий Медиоланский).
История и структура Псалтыри
Псалтырь получила своё название от музыкального десятиструнного инструмента, псалтерия, который схож с современной арфой. Этот инструмент служил аккомпанементом, под который во время ветхозаветных богослужений исполняли псалмы. Само название «Псалтырь» переводится как «Книга Хваления», поскольку псалмы, как божественные гимны, прославляют имя Господа.
Всего в книге насчитывается 150 псалмов. Кроме Давида (ему приписывают 73 псалма) их авторами были Соломон, Асаф и его потомки, Еман, Ефам, сыны Кореевы. Псалтырь содержит 20 разделов, так называемых «кафизм» (глав). Каждая из кафизм включает, как правило, от шести до девяти псалмов. Кафизма в свою очередь разделена на три «Славы». На каждой из них возносится славословие «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Аминь» и т. д.
Чтение Псалтыри имеет важное значение для православного христианина. Псалмы, словно камертон, настраивают душу на правильный духовный лад. Молится ли человек о прощении грехов, просит ли Божьего заступничества, славит ли Господа за Его проявленные благодеяния — вся глубина человеческих чувств и переживаний нашла своё отражение в богодухновенных словах псалмов.
«Я думаю, что в словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояние души, все движение мысли, так что в человеке нельзя найти ничего более. Нужно ли совершать покаяние и исповедь? Угнетают ли тебя скорбь и искушение? Гонят ли тебя или строят против тебя козни? Уныние ли овладело тобой? Или, видя себя счастливым, а врага униженным, желаешь принести Господу благодарность и хвалу? Все могут найти себе наставление в божественных псалмах. Пусть читают слова их о каждом из этих состояний и всякий человек будет возносить их Господу, как будто бы именно о нем они были написаны» (святитель Афанасий Великий).
Псалтырь как источник молитв во всех нуждах
Псалмами по причине их важности и глубины пронизаны все православные богослужения. Они могут читаться целиком, например, на шестопсалмии — особой части утреннего богослужения. Или отдельными стихами в так называемых прокимнах.
Кроме того, по церковному Уставу вся Псалтырь по порядку должна быть прочитана в течение недели. В Великий Пост — дважды в неделю.
Большое значение имеет для христианина чтение псалмов в своём домашнем молитвенном правиле. Святые Отцы рекомендуют читать Псалтырь в различных сложных жизненных ситуациях и душевных переживаниях.
Как говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский:
«Боговдохновенные песнопения Давида руководят всех к молитве, преданности к Богу, славословию и благодарению Бога за все; они просвещают, питают, услаждают и укрепляют души верующие; прогоняют невидимых врагов, врачуют страсти душевные, научают любить Бога и хранить Его заповеди, молиться за всех и непрестанно возноситься к Богу; и сладость их, польза их для душ благочестивых неисчислима…».
Святые Отцы объединили псалмы в определенные группы, указывающие нужды, в которых помогают молитвы. На основании этого составлена Псалтырь на всякую потребу. Например, для смирения духа полезно читать псалмы 5, 27,43, 54, 78. А в болезнях помощниками христианина станут 29, 46 и 69 псалмы.
Преподобный Арсений Каппадокийский часто употреблял псалмы для благословения различных дел и нужд. Афонский старец Паисий Святогорец свёл это в единую Псалтырь преподобного Арсения. В ней по порядку под каждым номером псалма указана нужда, в которой его благословляется читать.
Псалмы — не магическое заклинание
Православный христианин прибегает к живоносной силе Псалтыри в самых разных житейских нуждах. Но важно понимать, что сами по себе они не являются некой магической формулой. Простое прочтение текста псалма в ожидании исполнения своего желания похоже скорее на некий колдовской заговор. Это совершенно недопустимо для православного христианина.
По словам святителя Иоанна Златоуста:
«…Всегда псалмопение является торжеством для радующихся, утешением для унывающих и некоторым святым заклинанием; оно не похоже на те заклинания, какие представляются в баснословии, но оно укрощает страсти, как диких зверей, обуздывает невоздержание, погашает несправедливость, поддерживает правду, низлагает хульные замыслы, убивает постыдные мысли, возвещает Божественный закон, проповедует Бога, разъясняет веру, заграждает уста еретиков, созидает Церковь».
При молитве псалмами нужно иметь искреннюю веру и сердечное упование на Бога. Прославлять имя Господа и вверять себя в Его волю.
Неусыпаемая Псалтырь
Отчасти ответить на вопрос «что такое Неусыпаемая Псалтырь» помогает само название этого особого вида молитв. Слово «неусыпаемая» значит непрекращающаяся. То есть псалмы читают круглосуточно, без перерывов, и днем и ночью. Совершают эту молитву только монахи.
Все монастыри, несмотря на различный Устав и правила, объединяет Неусыпаемая Псалтырь. Как сказал блаженный Августин: «Любовь к псалмопению породила монастыри».
Традиция непрестанного чтения Псалтыри насчитывает уже порядка 15 столетий. Ее основоположником был преподобный Александр, живший на рубеже IV-V веков. Основав монастырь на берегу реки Евфрат, подвижник долго размышлял, может ли человек пребывать в постоянном славословии Бога. И если это не под силу одному человеку, то может быть исполнено всей братией монастыря. По очереди каждый монах, сменяя друг друга, будет петь псалмы. Преподобный Александр долго в посте и молитве обращался к Господу за благословением на такой подвиг. И получил ответ: «Начни желаемое тобою – оно приятно Мне». Так, эта обитель стала первой, исполняющей чин непрестанного псалмопения.
На Руси в XI веке родоначальником чтения Неусыпаемой Псалтыри стал преподобный Феодосий Печерский. Будучи настоятелем Киево-Печерской лавры, он принял первый Устав обители. Его основой послужил Устав известного Студийского монастыря в Константинополе. И вот уже порядка 1000 лет на русских землях совершается эта особая монашеская молитва.
«Где читают Неусыпаемую Псалтирь — это как огненный столп до неба» (старец Иероним Санаксарский).
Как читается Неусыпаемая Псалтырь
Несёт подвиг чтения Неусыпаемой Псалтыри, как правило, вся братия монастыря. Настоятель обители заранее составляет график, в котором каждый имеет свою очерёдность чтения как днём, так и ночью. Такой порядок необходим, чтобы святая Псалтырь никогда не закрывалась. Происходит чтение в храме либо в расположенной рядом и специально отведённой для этого келье.
«Прошу и молю вас, возлюбленные, не оставляйте свой час чтения Неусыпаемой Псалтири и прилежнее молитесь друг за друга, за сродников, за всех знаемых и за весь мир, за всех усопших, жаждущих наших молитв, ибо это есть великая помощь для душ их» (схиигумен Савва (Остапенко).
За кого читается Неусыпаемая Псалтырь
Как видно из вышеуказанных слов схиигумена Саввы (1898-1980 гг.), заказать неусыпаемую псалтырь в монастыре можно равным образом за здравствующих и за отошедших ко Господу людей.
Все имена людей, о которых была заказана Неусыпаемая Псалтырь о здравии или упокоении, монахи записывают в специальные журналы. Это так называемые синодики, которые вычитываются на каждой «Славе» поочередно.
Нужно сказать, что Неусыпаемая Псалтырь может читаться только о крещеных в православной вере людях. Если читается неусыпаемая псалтырь об упокоении, нельзя поминать тех, кто совершил самоубийство.
Важность такого рода молитвы трудно переоценить. При непрестанном псалмопении христиане как бы присоединяются к Ангелам и всем Небесным Силам, которые по Преданию находятся в постоянном славословии Бога.
Вспоминаются слова архимандрита Антипа, которые приводил в своей книге «Несвятые святые» архимандрит Тихон Шевкунов:
«Только бы умереть так, чтобы тебя поминали в Церкви! Молитва за живых и умерших и на литургии и на кафизмах, когда читают Неусыпаемую Псалтирь, имеет невиданную силу, которая и демонов сокрушает, и сердца умягчает, и умилостивляет Господа так, что и грешников возводит из ада».
Заказать Неусыпаемую псалтирь
Как правильно Заказать Неусыпаемую псалтирь?
У каждого человека есть свое призвание. Одни люди ближе к материальному миру и трудятся во благо общества. Другие, чувствуя свою близость к Богу, уходят служить в монастырь и помогают своим братьям за его стенами при помощи молитв.
Однако оба этих мира постоянно пересекаются между собой. Светский человек, почувствовав потребность в Божьей благодати, приходит к воротам монастыря и просит его служителей вознести молитвы во здравие либо за усопших. Сам же он, в свою очередь, приносит пожертвования, помогая храму развиваться и нести свет Спасения.
Одним из вариантов подобного «обмена» испокон веков являлся заказ на круглосуточное чтение Псалтыря монахами (Неусыпаемая Псалтырь). За скромную милостыню братья и сестры в обители непрестанно возносят молитвы с поминовением указанных имен о здравии или об упокоении.
Неусыпаемая Псалтырь является особым видом молитвы, которая воздается исключительно в монастырях, поскольку ее чтение необходимо осуществлять без перерывов круглосуточно, отгоняя от человека бесов и призывая Божью благодать. Благодаря такой форме Неусыпаемая Псалтырь обладает невероятной силой, позволяющей умилостивить Господа и сокрушить темные силы.
В чем причина могущества Неусыпаемой Псалтири?
Мы понимаем, что немногие сегодня могут сами отправиться в монастырь, чтобы сделать пожертвование и заказать Неусыпаемую Псалтырь лично у монахов. Но мы стараемся предоставить доступ к данной благодати для всех желающих.
На нашем сайте вы сможете заказать Неусыпаемую Псалтырь онлайн. Все, что вам нужно сделать, – это заполнить предлагаемую форму, указав имена поминаемых в родительном падеже, а также срок и место чтения молитвы. Мы обязуемся доставить ваш заказ в самые короткие сроки и сообщим вам о выполнении через электронную почту.
Приход храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца сельского поселения Георгиевка Кинельской Епархии
Вопросы священнику
Что такое неусыпаемая Псалтирь и нужно ли ее заказывать в монастырях?
Отвечает иерей Андрей Чиженко
П салтирь, пожалуй, одна из самых древних богослужебных Священных книг ветхозаветной и новозаветной христианской религии. Она была написана на протяжении нескольких столетий святым пророком и царем Давидом, а также некоторыми другими людьми. Псалтирь являлась основой богослужения Ветхозаветной Церкви и занимает огромное и чрезвычайное место в богослужениях и обрядах новозаветной Православной Церкви. Ее значение, как для жизни Церкви в общем, так и индивидуальной жизни каждого христианина в частности, невозможно переоценить. Многие стихи псалмов и целые псалмы разобраны на прокимны перед чтением Священного Писания, входят в состав богослужебных песнопений и келейных молитв. Псалмы пронизывают богослужебную и молитвенную жизнь Церкви, как вода является основой всего живого на планете Земля.
М ногие сонмы угодников Божиих, как ветхозаветных, так и новозаветных, спасались и входили в Царствие Небесное именно посредством Псалтири. Вспомним египетских и палестинских монахов-подвижников, которые за день в своих пустынных кельях выпевали всю Псалтирь.
С вятитель Василий Великий отмечал, что Псалтирь «является книгой, во-первых, показывающей учение Откровения в жизни, а во-вторых, помогающей осуществить это… Книга псалмов объемлет все, что представляют все другие священные книги. Она пророчествует о будущем, и приводит на память бывшее, и дает закон для жизни и правила для деятельности».
С вятитель Амвросий Медиоланский говорил об этой книге очень возвышенно:
«Во всем Священном Писании дышит благодать Божия, но в сладкой книге псалмов она дышит преимущественно».
А святитель Иоанн Златоуст называл Псалтирь духовным врачевством. И это не просто эпитет. Это ее, если хотите, функция. С помощью чтения-молитвословия псалмов врачуется человеческая душа.
М аркелл-пресвитер скитский из Лавры Келий (Египет) писал:
«Поверьте, чада, ничто так не возмущает, не беспокоит, не раздражает, не уязвляет, не унижает, не оскорбляет, и не вооружает против нас демонов и самого виновника зла – сатану, как постоянное упражнение в псалмопении. Все священное Писание полезно, и чтение его немало причиняет неприятности демону, но ничто так не сокрушает его как Псалтирь. Упражняясь в псалмопении, мы, с одной стороны, возносим молитву Богу, с другой – проклинаем диавола».
О становимся с Божьей помощью на вышеупомянутых цитатах. Анализируя их, мы увидим, что применение Псалтири в повседневной жизни христианина многофункционально и спасительно. Почему?
Псалтирь открывает нам тайны Священного Писания, содержащего Божественное Откровение.
Псалтирь помогает нам применять истины и Божественные глаголы Библии в жизни. Так сказать, жить по ним.
Псалтирь является для души своего рода спасительным лекарством, через которое она, врачуясь, приближается к Царствию Небесному.
Псалтирь – одно из главных оружий, которым мы отражаем невидимых врагов: диавола и бесов, боящихся псалмов как огня.
П отому, конечно же, очень важно в своей домашней келейной молитве по мере своих сил и с учетом занятости повседневными делами читать молитвенно Псалтирь.
Что такое неусыпаемая Псалтирь?
Э то одна из форм церковной (келейной) исключительно монастырской молитвы, которая с Божьей помощью была выработана историческим опытом Церкви в конце IV – начале V в. по Рождестве Христовом. Осуществляется только в монастырях. Неусыпаемой Псалтирь называется из-за непрерывности чтения псалмов. Оно обозначает круглосуточное чтение практически всеми монахами обители по очереди Псалтири.
О снования к этому, конечно, есть в Священном Предании, говорящем нам о том, что Ангелы и святые в раю пребывают в непрерывном славословии Бога, т. е. в непрерывной молитве. Для земного человека, безусловно, это очень тяжело. Максимально приблизиться к небесному идеалу пытались египетские, палестинские, сирийские монахи-подвижники, выпевая за день всю Псалтирь.
В первые же опыт неусыпаемой Псалтири был применен преподобным Александром в основанном им монастыре на берегу реки Евфрат в конце IV – начале V в.
В от как об этом повествуется в Житии преподобного Александра:
«Потом, обратив внимание на другие слова того же пророка: Блажен муж, который в законе Господа размышляет день и ночь (Пс. 1:1–2), преподобный размышлял, возможно ли на самом деле исполнить человеку пророческое слово, чтобы и днем и ночью неусыпно поучаться в законе Божия славословия. Если бы, говорил он себе, это не было возможно, то Святой Дух не изрек бы сего пророческими устами. И пожелал он учредить в своей киновии такой чин, чтобы в церкви и днем и ночью было непрестанное и неусыпное псалмопение. Если, говорил он, невозможно это по немощи плоти в келии одному человеку, то возможно совершать это в церкви многим, сменяясь по часам. Так он размышлял с собою, но не решался начать такое дело без извещения от Бога. И вспомнив слово Христово: Просите, и дано будет вам, стучите, и отворят вам (Мф. 7:7), начал усердно молить Господа, да явит ему Свое откровение, угодно ли Ему его намерение и будет ли Ему приятен такой чин, чтобы как всегда ангелы на небесах, так и люди на земле, пребывающие в его киновии в иноческом ангельском чине, в церкви, которая есть земное небо, днем и ночью псалмопением прославляли Бога. О сем преподобный три года, во все ночи, молился, удручая себя многократным пощением.
Наконец Господь въяве предстал ему и сказал: «Начни желаемое тобою – оно приятно Мне». И поведал преподобный о явлении Господа некоторым духовнейшим из своей братии, но и им объявил не от своего имени, уподобляясь в этом случае святому апостолу Павлу, который о себе говорил: Знаю человека, который восхищен был до третьего неба (2 Кор. 12:2).
После сего преподобный и приступил к учреждению желаемого и благословенного Богом чина».
Т о есть мы видим, что Бог благословил это великое духовное начинание. Из-за круглосуточного чтения Псалтири монастырь стал называться обителью Неусыпающих. Вскоре преподобный Александр с Божьей помощью основал подобный монастырь и в столице Византийской империи – Константинополе. Несколько позже «неусыпающие» оставили свою духовную традицию в наследство великому Студийскому монастырю, откуда преподобный Феодосий Печерский в XI веке через своих посланников взял устав монашеского общежития. Таким образом, традиция неусыпаемой Псалтири появилась на Руси.
В ся Псалтирь (150 псалмов) разбивается на двадцать отделений – кафизм (в переводе с греческого языка «сидеть» или «сидение»; во время чтения псалмов можно сидеть). Каждая кафизма в свою очередь делится на три «славы» (связано это с тем, что по прочтению каждой «славы» читается обычная молитва-славословие Господу: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу…»). По прочтении первой и второй «слав» возносится молитва о здравии живых. По прочтении третьей славы – за покойных православных христиан.
С практической стороны чтение неуспыпаемой Псалтири выглядит следующим образом. Игумен (настоятель) монастыря с Божьей помощью, исходя из числа братии, устанавливает очередность среди насельников чтения псалмов. Для каждого из них выделено определенное время суток, включая и ночь. Вывешиваются специальные графики, и каждый монах может увидеть, когда ему идти читать. Чтение происходит либо в храме, либо в специально отведенной для этого молитвенной келье, располагающейся, как правило, рядом с храмом. Вместе с Псалтирью там находятся специальные журналы, в одних помещены имена живых православных христиан, в других – почивших. Монах после каждой «Славы» раскрывает журналы и молится о всех людях, заказавших неусыпаемую Псалтирь. Обычно ее заказывают на следующие промежутки времени: сорок дней, полгода, год. Тот же порядок с чтением неусыпаемой Псалтири и в женских монастырях.
П одавать поминания на неусыпаемую Псалтирь можно только о крещенных в Православной Церкви людях. За упокой так же. Кроме того, нельзя за упокой подавать на Псалтирь о самоубийцах.
П очему неусыпаемая Псалтирь читается только в монастырях? Потому что монахи принимают на себя ответственность молиться о всем мире. Они отрекаются от мира, чтобы предстоять за него в молитве любви, и посвящают ей львиную долю своего времени. Конечно же, мирские люди, из которых состоит обычный приход в любом населенном пункте, не могут себе этого позволить (заботы о семье, о хлебе насущном и т. д.). Потому организовать в обычном приходе «неусыпающих» практически невозможно. Но в приходах есть очень хорошая практика «двадцаток». Когда из числа наиболее активных в молитвенном плане прихожан выделяют двадцать человек, задачей которых есть прочитывание в день по одной кафизме с обычным делением на «Славы» и поминания по ним. Таким образом, за день в населенном пункте также вычитывается вся Псалтирь, и эта святая молитва становится невидимым щитом, ограждающим жителей от всякого зла.
Я лично сталкивался с ситуацией, когда о человеке, довольно тяжело грешившем и находившимся из-за греха и недуга, вызванного им, на пороге смерти, заказали в монастыре неусыпаемую Псалтирь. В результате он с Божьей помощью исцелился от своего греха и болезни и сейчас ведет нормальную жизнь.
В едь на неусыпаемой Псалтири непрестанно возносятся молитвы о православных христианах! И неужели Бог их не услышит? Конечно же, услышит и придет на помощь! «И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Лк. 11:9,10). И недаром в исихастских практиках Иисусовой молитвы большое внимание уделяют дыханию и биению сердца. Наш стук в двери Царства Небесного – это наша искренняя сердечная молитва друг о друге и о всем мире. Молясь и подавая записки в неусыпаемой Псалтири, мы призываем благодать Божию, исцеляющую наши души, отгоняющую лукавых духов и созидающую в нас мир и спокойствие.
И двери в Царствие Небесное открываются нашей искренней молитвой…
НЕУСЫПАЕМАЯ ПСАЛТИРЬ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ МИРЯН
Псалтирь – библейская книга Ветхого Завета, состоящая из 150 или 151 (в православных греческом и славянском вариантах Библии) песен (псалмов), излагающих благочестивые излияния восторженного сердца верующего при разных жизненных испытаниях. Кроме Давидовых псалмов, содержащихся в Псалтири, которых не менее 78-ми, есть еще один (89-й), принадлежащий Моисею, 11 псалмов (41—48, 83-й, 84-й, 86-й) левитов, сынов Кореевых, 12 (49-й, 72—82) Асафа пророка, также из колена Левиина, один (87-й) Емана и один (88-й) Ефама, современников Давида. Все означенные псалмы, по мнению толкователей Священного Писания, собраны в одну книгу в V веке до Р.Х. первосвященником Ездрою.
Псалтирь есть превосходное руководство к молитве и к прославлению Бога, и потому непрестанно употребляется в церковном Богослужении.
Книга псалмов, содержащая в сокращении все книги Священного Писания, представляет собой полную совокупность истин богопознания и богопочитания. Не случайно ее называют иногда «малой Библией».
Что такое Неусыпаемая Псалтирь?
Сила этой непрестанной молитвы очень велика. Во время этой молитвы душа, за которую молятся, очищается, ограждается от лукавых демонов и получает помощь в борьбе со страстями. Молитва за живых или умерших при чтении Неусыпаемой Псалтири, имеет невиданную силу, которая «и демонов сокрушает, и сердца умягчает, и умилостивляет Господа так, что и грешников возводит из ада». Издревле заказывание поминания на Неусыпаемой Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу.
Чтение Неусыпаемой Псалтири это великий и тяжелый труд. Если посмотреть со стороны, может сложиться ошибочное мнение, и показаться, что молящийся человек особо не утруждается. Но это совсем не так. Для того, чтобы молитва давала больше сил и была более благотворной, человеку, читающему Псалтирь, нужно быть в полной гармонии с Богом.
Неусыпаемая Псалтирь читается как о здравии, так и о упокоении. Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя. Заказав Неусыпаемую Псалтирь за свое здравие, вы сразу почувствуете помощь высших сил.
Такая сильная и долгая молитва как Неусыпаемая Псалтирь за человека, способна творить чудеса. А когда вы увидите результат (а он обязательно будет), вы еще больше укрепитесь в вере. Хотя Неусыпаемая Псалтирь считается самою дорогой церковной требой, но поверьте, потраченные деньги воздадутся вам сторицей.
Афанасий Великий писал: «В словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояние души, все движение мысли, так что в человеке нельзя найти ничего более. Нужно ли совершать покаяние и исповедь? Угнетают ли тебя скорбь и искушение? Гонят ли тебя или строят против тебя козни? Уныние ли овладело тобой? Или, видя себя счастливым, а врага униженным, желаешь принести Господу благодарность и хвалу? Все могут найти себе наставление в божественных псалмах. Пусть читают слова их о каждом из этих состояний и всякий человек будет возносить их Господу, как будто бы именно о нем они были написаны».
Материал подготовил Сергей Шуляк
для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах