Неустойчивость профессиональных интересов что это
Профессиональные интересы человека и как их выявить
Что такое профессиональные интересы
Каждый человек рано или поздно задумывается о своей профессии и о том, кем он хочет работать. Поиски своего предназначения в профессиональной сфере не всегда бывают простыми и понятными, и могут занять много времени. Для того чтобы не ошибиться, необходимо трезво оценить свои таланты, способности, особенности личности, склонности к наукам, спорту или творческой деятельности, а также профессиональные интересы, которые помогут определить будущую специальность.
Профессиональные интересы – это позитивное отношение к определенной сфере деятельности, а также Ваша личная заинтересованность заниматься именно этим делом.
Определить Ваши профессиональные интересы, понять себя и свои желания развиваться в определенной сфере Вам поможет специальный тест, основанный на методике «Карта интересов» А. Е. Голомштока.
Методика А. Голомштока по определению профессиональных интересов
А.Е. Голомшток – советский педагог, который занимался изучением профессиональных интересов школьников и их выбора профессии. Он является автором знаменитого пособия «Выбор профессии и воспитание личности школьника», который стал основой для этой области психологии.
Педагог выделил и обозначил 23 основных профессиональных направления такие, как и медицина, искусство, педагогика, военное дело, физика и математическое направление, химия, журналистика и др. Карта интересов А. Голомштока представляет собой ряд несложных вопросов, затрагивающих Ваши предпочтения и интересы, которые и помогают определить, какая специальность Вам больше всего подходит.
Методика Голомштока неоднократно подвергалась различным проверкам и участвовала в научных исследованиях, в результате чего считается одним из эффективных способов определить профессию.
Для кого подходит методика Голомштока?
Выбрать правильную профессию сложно, ведь предполагается, что Вы будете работать в этой сфере всю жизнь. Именно поэтому стоит уделить этому вопросу много внимания, чтобы в будущем не пожалеть о своем выборе и развиваться в той сфере, где Вы будете успешны. Опросник по определению профессиональных интересов Голомштока, в первую очередь, рекомендуется проходить старшеклассникам, которым необходимо делать свой профессиональный выбор. Помимо этого, метод стоит опробовать студентам, которые сомневаются в своей специальности; людям, задумывающимся о смене профессии; работникам, которые довольны своей профессией, но желают улучшить навыки.
Инструкция по прохождению методики
Прохождение опросника на выявление профессиональных интересов не требует специальной подготовки, и Вы всегда можете пройти тест прямо на нашем сайте онлайн.
Опросник представляет собой 100 несложных вопросов, касающихся Ваших способностей, занятий и интересов. Вам только нужно будет выбрать подходящий ответ:
Опросник рекомендуется проходить, когда у Вас в запасе имеется достаточное количество времени и Вы не испытываете сильных эмоций, способных повлиять на результаты теста (грусть, злость и др.).
Результаты
По прохождению методики Вам будет показан список из 23 профессиональных направлений и дана оценка Вашего личного интереса к каждой специальности.
Кроме того, наш сайт посоветует Вам литературу, которую Вы можете почитать для того, чтобы лучше понять свою расположенность к какой-либо профессии.
Благодаря этому, Вы сможете лучше понять свои интересы и желания в профессиональной сфере и сделать выбор в пользу той специальности, которая будет приносить Вам радость и успех.
Проходите тест прямо сейчас!
Удобный и понятный интерфейс нашего сайта сделает прохождение методики Голомштока приятным. Более того, Вы можете сохранить свои результаты или даже поделиться ими в соцсетях со своими друзьями! Проходите тест на определение профессиональных интересов на нашем сайте и узнайте, для какой профессии были созданы Вы!
Интересы в резюме — примеры
Приводим примеры заполнения графы «интересы» в резюме. Напоминаем — перечисленные ниже варианты чужие. Люди заявляли их в своем резюме с целью, которая может абсолютно не совпадать с вашей собственной. О том ради чего можно написать тот или другой тип интересов, рассказано в статье «Интересы в резюме». Некоторые варианты вспомогательных вопросов для их определения даны там же. Если вам нужны только чужие примеры, не забывайте ставить ссылку на источник. А теперь, собственно, сами примеры.
1. Примеры частных интересов (увлечений во внерабочее время)
Даже не читая статью с разъяснениями причин, по которым в отдельных случаях выгодно указывать подобные увлечения, становится ясно с какой целью специалисты предоставили именно такую информацию потенциальному работодателю. Остается лишь уточнить, что во всех представленных случаях в резюме имелась качественно сформулированная цель трудоустройства.
2. Примеры личных интересов
Если вы уже знакомы с основными материалами сайта, значит не нужно долго объяснять почему эти примеры попали в категорию личных интересов. Отметим, что некоторые из перечисленных вариантов были составлены кандидатами специально для сайтов по трудоустройству, где выдвигалось требование в графе «цель резюме» указывать только название интересующей вакансии. Говорим это, чтобы вы могли использовать все шансы найти нужную работу даже если возможности для этого кем-то ограничиваются. Без разницы намеренно устанавливаются ограничения или просто необдуманно.
Предположим, вы хотите в графе «интересы» заявить о личных интересах в профессиональной деятельности. А на нашем сайте впервые. Чтобы разобраться как лучше написать свой интерес, рекомендуем прочитать статьи:
«Личные проблемы при устройстве на работу»,
«Как отличить личное от профессионального»,
«Интересы в резюме».
После этого препятствий к эффективному обозначению интересов у вас не останется.
3. Примеры профессиональных интересов
также варианты профессиональных интересов можно посмотреть в составе некоторых профессиональных целей (например, вот на этой странице)
Графа «интересы» отличается от графы «цель» тем, что здесь нет жесткой необходимости предоставлять информацию на языке конкретных цифр и фактов. В «интересных» графах допускается гораздо большая степень свободы. Например, можно перечислить разные интересы через запятую — совсем не обязательно собирать их в одном предложении. Можно написать интересов больше, чем обычно заявляется в цели. Например, указать не 1-2 самых важных варианта, а 3-4 (в зависимости от той цели, с которой вы это делаете). Причем такие варианты могут принадлежать и к одной, и к двум, и сразу ко всем трем категориям интересов. Если считаете необходимым сделать это — делайте. В данной графе такая возможность у вас есть.
Понимая для чего вами указывается тот или другой интерес, остается лишь соблюсти общие правила заполнения резюме. Например, если вы решили заявить 3-4 интереса, они должны быть представлены как вся остальная информация — коротко и четко. Если приняли решение отдать эту графу для детального объяснения одного из своих принципиально важных интересов, проследите, чтобы применяемые формулировки не допускали возможности свободной интерпретации ваших слов. И самое главное — если хотите, чтобы после прочтения графы «интересы» у работодателя осталось отчетливое представление о вас, пишите максимум 3-4 самых значимых варианта интересов. Иначе конкретного впечатления не будет.
Если у вас нет четких целей поиска работы или глубоко безразлично какое там впечатление останется у работодателя, можете писать в этой графе что угодно — хоть о своей любви к ночному звездному небу.
Это не шутка. Нет цели — нет смысла шибко убиваться над заполнением этой графы.
Что такое профессиональная деформация: причины и профилактика
Что такое профессиональная деформация
Профессиональная деформация (от лат. deformatio — искажение) — вид когнитивного искажения, которое возникает под влиянием профессиональной деятельности. Другими словами, человек воспринимает информацию и оценивает окружающий мир искаженно, через призму профессиональных обязанностей и интересов. Это проявляется в повседневных привычках и поведении, общении с близкими и реакциях на происходящее.
Впервые о профессиональной деформации упомянули в «Американском журнале психологии» в 1915 году. Авторы статьи озаботились тем, как меняется психика у представителей тех или иных профессий.
В 1921 году российско-американский социолог и культуролог Питирим Сорокин использовал термин «профдеформация» применительно к учителям. Он писал о том, что учителя, которые всю жизнь проводят на одной должности, подвергаются негативным изменениям личности.
В 1937 году бельгийский социолог Даниэль Варнотт обратил внимание на то, как чиновники распространяют рабочие привычки на повседневную жизнь. Он описывал это как удушающую бюрократию, которая проникла во все сферы жизни и привела к неспособности людей принимать самостоятельные решения.
Среди более поздних исследователей профдеформации в России — психологи и социологи Соломон Геллерштейн, Эвальд Зеер, Рада Грановская, Анатолий Свенцицкий. Многие из них обращали внимание на то, что профессиональной деформации в большей степени подвержены люди, обладающие той или иной властью над другими
Какой бывает профдеформация
Психологическая профдеформация может приводить к разным изменениям личности:
При этом изменения могут быть и положительными. Например, люди, чья работа связана с транспортом и авиацией, становятся более пунктуальными, а врачи тщательнее следят за гигиеной в быту. Проблемы начинаются, когда эти изменения принимают форму обсессии или даже зависимости.
Какие профессии в зоне риска?
Учителя. У преподавателей за годы работы складывается особый тон общения — назидательно-менторский, но это лишь то, что бросается в глаза. «За кадром» часто остаются гиперответственность, стремление все контролировать, жить «по расписанию» и выстраивать жесткую иерархию в общении с людьми. Еще одна характерная черта — консерватизм, который мешает принимать новое и порождает панику перед любыми переменами.
Бухгалтеры. Здесь тоже часто проявляются стремление к жесткой организации и упорядочиванию всего — начиная от всевозможных списков и чек-листов и заканчивая организацией вещей дома. Главные уязвимые точки — примерно те же, что и у преподавателей: стремление к тотальному контролю и планированию всего. Часто это люди с «синдромом отличника», которые боятся выйти за жесткие рамки — как в работе, так и в личной жизни.
Врачи. Еще одна профессия, где жесткие рамки заданы высочайшей степенью ответственности. Частые проблемы медиков — снижение порога эмоциональной чувствительности, вплоть до нулевой эмпатии, чересчур физиологичное восприятие людей и жизненных ситуаций, попытки поставить диагноз себе и близким.
Психологи. Исследования показывают, что после многолетней практики психологи и психотерапевты склонны применять профессиональные приемы в повседневной жизни. Например, анализ поведения окружающих или выстраивание защиты и дистанции при общении — аналогично той, что выстраивается между психологом и пациентом.
Руководители. Люди на руководящих должностях любят организовывать любые процессы, выстраивать иерархию, брать ответственность и требовать конкретных результатов даже там, где это вовсе не обязательно. Они часто испытывают высокий уровень стресса, потому что вынуждены решать рабочие задачи даже в выходные или на отдыхе. Неудивительно, что работа и личная жизнь у топ-менеджеров часто неразделимы.
Военные и полицейские. Как и у руководителей, у военных часто прослеживается авторитарный стиль общения, причем здесь дело доходит до приказов. Кроме этого, они склонны выстраивать жесткую иерархию и не ставят под сомнение действия начальства.
ИТ-специалисты. Как правило, программистами, разработчиками или системными администраторами становятся люди с математическим складом ума. Отсюда — характерные издержки профессии: рациональный и технический подход ко всему, любовь к четким алгоритмам и формулам вместо импровизации и гибкости. Айтишникам может быть сложно адаптироваться к меняющимся условиям и не отвергать все, в чем нет понятной логики и закономерности. В поисках этой логики они склонны выстраивать ритуалы вокруг бытовых действий, что иногда может принимать форму ОКР. По этой же причине у них часто бывают сложности с эмпатией, эмоциональным интеллектом и личными отношениями.
Юристы. Профдеформация здесь проявляется в излишней педантичности, склонности к канцеляризмам и бюрократии, следовании жестким регламентам. Юристы бывают дотошны в деталях, часто вступают в споры, если считают, что их в чем-то ущемили, приводят избыточные аргументы в пользу своей позиции. У некоторых развивается нетерпимость к чужим проступкам, даже если те не нарушают никаких законов.
Звезды тоже страдают профессиональной деформацией — вплоть до одержимости. К примеру, голливудский актер Вэл Килмер, готовясь к съемкам в фильме The Doors, выучил все песни Джима Моррисона, изо всех сил старался имитировать его тембр голоса, походку и привычки. Роль получилась очень убедительной и стала одной из лучших в карьере актера. Но даже после съемок он не смог выйти из образа. Близкие Килмера были обеспокоены тем, что тот по-прежнему ведет себя, как настоящий Моррисон, не осознавая этого. В итоге актеру понадобилась помощь психоаналитика, чтобы справиться с этой проблемой.
Лекция для учащихся «Интересы, склонности, способности и их роль в профессиональном самоопределении»
Ирина Алексеевна Началова
Лекция для учащихся «Интересы, склонности, способности и их роль в профессиональном самоопределении»
Педагог – психолог, методист Началова И. А.
Лекция для учащихся «Интересы, склонности, способности и их роль в профессиональном самоопределении»
Цели лекции:
1. Дать определения понятий «профессиональный «интерес», «склонности», «задатки» «способности»; познакомить со значением деятельности как важнейшего условия развития способностей.
2. Развивать умение осуществлять самоанализ уровня выраженности профессиональных интересов, склонностей и способностей.
3. Способствовать формированию активизации деятельности по выявлению своих способностей
Ход лекции
Сильным побудительным фактором, обусловливающим выбор профессии, являются интересы и склонности.
Интересы — это побуждения познавательного характера. Интересыобусловлены потребностями: духовными (потребность в познании и эстетическом наслаждении, общественными (потребность в труде, общении, общественной деятельности, материальными (потребность в одежде, питании, жилище). Люди, как правило, интересуются теми предметами и явлениями, которые привлекают их внимание и способны удовлетворить их потребности.
Профессиональный интерес — эмоционально окрашенное отношение человека к определенному виду деятельности.
Интересы различают:
1. по содержанию (например, музыкальные, технические);
2. по широте (широкие, т. е. разносторонние, или узкие, направленные только на один предмет);
3. по глубине (глубокие или поверхностные);
4. по длительности (устойчивые или неустойчивые)
Если ученик, увлекающийся физикой, посещающий физический кружок, поставлен перед необходимостью перевести очень интересную статью по проблемам физики с иностранного языка, которым он не владеет, соглашается это сделать и выполняет, то его интерес, безусловно, устойчивый.
Интересы могут переходить в склонности – стремление заниматься определенной деятельностью. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес.
Склонность — это нечто большее, чем просто познавательное побуждение. Это активное, сознательное, преобразующее отношение к чему-либо. Склонности проявляются в любых занятиях, направленных либо на усвоение разных знаний, либо на создание каких-либо вещей, предметов. Областью склонностей может быть любая возможная область приложения духовных или физических сил. Когда есть склонность, то предполагается и интерес.
Между интересами и склонностью много общего, но есть и различие. Можно, например, проявлять интерес к кинематографу: с удовольствием ходить каждый день в кинотеатр, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов, собирать их фотографии. Но самому при этом совершенно не стремиться к деятельности в области кино, т. е. не заниматься в кружке. Или мы знаем много любителей спорта, которые не пропускают ни одного спортивного состязания по телевизору или на стадионе, но не делают даже утренней гимнастики. Это именно те случаи, когда интерес есть, а склонность отсутствует. Интересы можно выразить формулой «Хочу знать», а склонность – «Хочу сделать».
Как правило, область интересов и склонностей совпадает. Проверить себя, узнать, к чему тебя тянет, можно только в деятельности.
Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Поэтому надо включаться в разные виды деятельности, не бояться менять увлечения, чтобы максимально раскрыть свои склонности до того, как наступит момент выбора профессии, ведь склонности развиваются вместе с соответствующими способностями и выступают как компонент одаренности.
Эффективность профессиональной деятельности зависит от многих факторов и, прежде всего, — от способностей человека.
Способности — это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие ему успех в деятельности. От уровня способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса приобретения знаний, умений и навыков. Следует отметить, что способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности (или нескольких деятельностей). Например, если человек хорошо различает и запоминает запахи, то это – способность, чрезвычайно важная в деятельности парфюмера, повара, химика, фармацевта, дегустатора. Способность прочно удерживать в памяти много цифр, букв, символов и комбинировать их нужна математику, программисту и др. Особыми способностями должны обладать люди творческих профессий: художники, музыканты, артисты.
Физиологическими основами способностей являются задатки. Они даются человеку генетически, с рождения. Задатки выступают как исходный момент, предпосылка формирования и развития способностей. Они прояв-ляются и перерастают в способности различного уровня при взаимодействии с окружающим миром, при обучении и воспитании, а также в активной творческой деятельности.
Успешность выполнения любой деятельности определяется не какой-либо отдельной способностью, а комплексом, сочетанием способностей, своеобразным у каждого человека и характеризующим его как личность.
Виды способностей
В любой профессии общие и специальные способности должны сочетаться, обеспечивая успешность этой профессиональной деятельности. Общие способности обеспечивают более легкое и продуктивное овладение общими знаниями и осуществление различных видов деятельности. Специальные способности помогают достичь высоких результатов в определенной области деятельности.
Академик Е. А. Климов таким образом группирует эти специальные способности.
Ведущие свойства специальных способностей (по Е. А. Климову)
Литературные Особенности творческого воображения и мышления, хорошо развитая речь, яркие и наглядные образы памяти, развитие эстетических чувств, чувство языков
Технические Интерес к технике, техническому творчеству, стремление работать на машинах и станках, с инструментом, успешное усвоение физики, химии, математики, черчения и т. п.
Организаторские Умение легко входить в контакт с людьми, понимание психологии человека, умение распределить работу между людьми, умение заставить людей работать, довести начатое дело до конца
Математические Умение обобщать, гибкость мыслительных процессов, легкость переходов от прямого к обратному ходу мыслей, логическое мышление
Педагогические Педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний
Художественные Особенности творческого воображения и мышления, свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких образов, развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому, волевые качества, обеспечивающие претворение замыслов в действительность
Способности не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней.
Систематические занятия и упорные тренировки помогут в формировании недостаточно развитых способностей. Высшими уровнями развития способностей является талант и гениальность.
Талант — выдающиеся способности личности в определенной деятельности.
Гениальность — наивысшая степень творческих проявлений личности.
Интернет-ресурсы по данной теме:
1. Закрепление знаний учащихся
1.1 Какую роль в профессиональном самоопределении играет интерес?
1.2 В чем состоит отличие простых интересов от профессиональных?
1.3 Какие виды интересов оказывают определяющее влияние на выбор жизненного пути?
1.4 Чем отличаются профессиональные склонности от профессиональных интересов7
1.5 Почему при выборе профессии так важно учитывать склонности человека?
1.6 Как вы думаете, от каких условий зависит развитие способностей?
1.7 Каким образом в профессиональном самоопределении учитываются общие и специальные способности?
2.1 Выполняется сидя. Быстро моргать в течение 30 секунд.
2.2 Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть на 3-5 секунд. Повторять 6-8 раз.
2.3 Выполняется стоя. Голова неподвижна. Поднять глаза кверху, опустить книзу. Повернуть глаза в правую сторону, в левую сторону. Повторить 6-8 раз.
3. Практическая работа «Выявление и оценка профессиональных интересов с помощью методик»
«Дифференциально- диагностический опросник» (ДДО,
«Коммуникативно-организаторские склонности» (КОС,
«Методика определения профессиональных интересов и направленности личности»,
«Карта интересов»
3.1 Вводный инструктаж
3.2 Самостоятельная работа учащихся
3.3 Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):
3.3.1 Формирование новых умений: проверка организованности начала работы учащихся;
3.3.2 Усвоение новых знаний: проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации (УТД);
3.3.3 Целевые обходы:
инструктирование учащихся по выполнению задания;
оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;
рациональное использование учебного времени учащимися.
3.3.4 Заключительный инструктаж:
анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
разбор типичных ошибок учащимися;
вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;
повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.
7. Подведение итогов урока учителем
сообщение учителя о достижении целей урока;
объективная оценка результатов учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и дневники учащихся;
сообщение о теме следующего урока;
задание учащимся на подготовку к следующему уроку.
8. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания
9. Уборка рабочих мест
Задание: покажите с помощью стрелочек взаимосвязь между названиями и определениями специальных способностей.
Технические Способности к воздействию на другого человека с целью обучения и воспитания
Математические Способности к литературной деятельности, овладение языками
Педагогические Творческое воображение, образное мышление
Организаторские Умение легко входить в контакт с людьми, понимание психологии человека, умение распределять работу между людьми
Литературно-лингвистические Умение логически мыслить, анализировать, обобщать
Способности к искусствам Стремление работать на машинах и станках, с инструментом, успешное усвоение физики, химии, черчения и др.
Задание: необходимо вставить в предлагаемых определениях пропущенные слова.
1. Под интересом понимается. познавательная. человека на той или иной.
Методическая разработка «Конспект НОД. Как написать?» 1. Для того, чтобы правильно написать конспект НОД по какой-либо деятельности, необходимо помнить о его структуре. Первое, с чего начинаем.
Методическая разработка «Дерево чудес» В оследние годы педиатры, неврологи, логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Появляется все меньше.
Методическая разработка «Дом, в котором мы живем» Методические рекомендации «Дом,в котором мы живем» Пояснительная записка С 2012 года вступил в силу ФЗ «Об образовании в РФ», согласно которому.
Методическая разработка «Логопедическая ритмика» Логопедическая ритмика Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода лечения заикания у детей дошкольников.
Методическая разработка «Наблюдение за росой» Добрый день, уважаемые гости моей странички! Большое значение для всестороннего развития детей имеют наблюдения, особенно на прогулках.
Методическая разработка «Предшкольная пора» Предшкольная пора На сегодняшний день важное значение приобретает проблема создания прогрессивной системы непрерывного образования. Преемственность.
Методическая разработка «Воспитание мультфильмами» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 1. Развитие логического мышления – для того, чтобы создать свой мультфильм, нужно продумать его сюжет, выбрать декорации,.
Методическая разработка занятия по математике Задачи: Образовательные: 1. Упражнять в прямом и обратном счёте в пределах 10; пространственной ориентировки на листе бумаги,увеличении.