Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю

Неуправляемый ученик в классе. Что делать?

Педсовет

28 апреля 2017 • 14:54

Эта проблема знакома всем учителям. И с каждым годом становится все острее. От этой ситуации страдают все: ученики класса, учителя, родители. Почему таких детей становится все больше? Какие есть способы решения этой проблемы? Как вести себя учителю?

Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Смотреть фото Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Смотреть картинку Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Картинка про Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Фото Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю

Ситуация появления в классе неуправляемого и даже агрессивного ученика – настолько болезненная, что подчас вынуждает родителей остальных учеников идти на крайние меры. Например, в Туле около 20 учеников одного класса перешли на домашнее обучение, а в Москве родители устроили забастовку и оставили своих детей дома на несколько дней.

Среди пользователей Педсовета много опытных, высокопрофессиональных педагогов, которые могут дать квалифицированный совет практически в любой ситуации. Мы просим вас в комментариях поделиться своими рекомендациями, как поступать учителю, в классе которого есть неуправляемый ученик.

Пока же мы поговорили с детским психологом Татьяной Марковной Ильиной об этой ситуации.

— Татьяна Марковна, верно ли утверждение, что неуправляемые агрессивные дети в школьных коллективах стали появляться только в последние годы, раньше эта проблема не была настолько острой?

— Да, это так. В советские годы в школах уделялось повышенное внимание дисциплине и послушанию, с первого класса детей приучали неукоснительно выполнять все требования администрации и учителя. Поэтому внутренняя агрессия, которая была в некоторых детях, находила выход, как правило, вне школьных стен. Часты были драки, вплоть до стенка на стенку. В последние годы гуманизация школьного образования привела к тому, что правила поведения в школах стали не такие жесткие, отношение к детям изменилось. Многим детям это пошло на пользу, но зато дети с внутренней агрессией стали выплескивать ее на уроках и на переменах.

— А в чем причина такого поведения некоторых детей? Мы часто читаем учительские рассказы о том, что какой-то ребенок изо дня в день срывает уроки, не выполняет заданий, не слышит учителя, пристает к другим детям. Почему это происходит?

— Причина чаще всего психологическая. Современные дети, как и взрослые, живут в стрессогенной обстановке, в состоянии повышенной нервозности. Агрессия – это вид защиты от стресса, способ снять внутреннее напряжение. Конечно, не надо забывать и о неврологических проблемах, которые тоже могут быть причиной такого поведения. В более редких случаях встречаются и психиатрические отклонения.

— И что делать? Как системно можно решить эту проблему?

— У меня нет готового решения, в эффективности которого я уверена, но считаю, что грамотная психологическая диагностика при поступлении в школу необходима всем детям. Психолог может увидеть детей, которым нужна консультация невролога или психиатра, он может дать рекомендации родителям показать ребенка психолого-медико-педагогической комиссии… В любом случае, учителю, в класс которого пришли незнакомые ему дети, помогут в работе результаты такой диагностики и рекомендации психолога о том, как работать с тем или иным ребенком.

— Но сейчас этого нет. И вряд ли появится в ближайшем будущем. А что сегодня делать учителю, в классе которого есть такой ученик или ученики?

— Решить эту проблему учитель в одиночку не сможет. Здесь необходимо сотрудничество учителя, администрации и родителей. В моей практике встречались дети с такими проблемами, параллельно работе с ребенком я рекомендовала родителям какое-то время походить с ребенком в школу, посидеть рядом с ним на уроках. Во-первых, это помогало родителям увидеть своего ребенка в непривычной им, школьной обстановке, во-вторых, помогало учителю проводить уроки, не отвлекаясь на урезонивание неуправляемого ребенка (этим занимался родитель), а в третьих, это приучало ребенка вести себя спокойнее, усваивать правила поведения на уроке и на перемене.

Это мнение психолога. А что скажут учителя?

Уважаемые педагоги! Мы просим вас поделиться своими рецептами решения этой непростой проблемы.

Советы педагогов:

Фатима Кудзиева: » Выход один-на правовой основе заставить родителей следить за ментальным здоровьем своего ребенка. «

Диляра Казыханова: «В школах должна быть служба профилактики, например психолог +социальный педагог, которые бы занимались постоянно с такими детьми, а сейчас всё скинули на учителя, и он один должен разорваться. Разве нельзя оптимизировать систему образования так, чтобы было больше людей непосредственно работающих с детьми, а не с документами. Сократить те же отделы образования и т. п».

Источник

5 способов справиться с неуправляемым ребёнком в классе

Давайте признаемся: учителя чаще всего любят спокойных и послушных детей. Крикливые, злобные и упрямые ученики мешают не только преподавателю, но и всему классу. Однако иногда это вовсе не их вина. Рассказываем про вызывающее оппозиционное расстройство, которое может быть причиной плохого поведения ребёнка.

Учитель Джо в отчаянии. Уже в четвёртый раз за сегодня второклассник наотрез отказывается делать то, о чём его просят. Простая просьба, чтобы мальчик отложил книгу и принялся за математику, закончилась тем, что он лежал на полу, кричал и брыкался. Когда учитель встретилась с его родителями, оказалось, что Джо точно так же ведёт себя и дома. Ситуация казалась тупиковой до тех пор, пока психолог не предположил, что Джо может быть одним из многих детей с ВОР — вызывающим оппозиционным расстройством.

Что такое вызывающее оппозиционное расстройство

Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Смотреть фото Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Смотреть картинку Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Картинка про Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Фото Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю

В DSM-5 (Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам от Американской психиатрической ассоциации. — Прим. ред.) ВОР определяется как злобное, злопамятное, конфликтное и вызывающее поведение, которое длится не меньше шести месяцев. Ребёнок ведёт себя настолько вызывающе, что это мешает его повседневной жизни.

Конечно, дети определённого возраста, особенно трёхлетки и подростки, почти всегда спорят и конфликтуют. Но такое поведение соответствует их возрасту: ребёнок испытывает окружающий мир на прочность и узнаёт, как он работает. ВОР — проблема гораздо более серьёзная.

Ученики с этим расстройством разрушают собственную жизнь и жизни всех окружающих

В статье на Headteacher Update доктор Никола Дэвис резюмирует: «Цель ученика с вызывающим оппозиционным расстройством в том, чтобы получить и удерживать контроль. Он проверяет границы авторитета преподавателя, нарушая правила, провоцируя и продлевая конфликты. В классе это может отвлекать как учителя, так и других учеников».

В целом от 2 до 16% населения всего мира живёт с ВОР. Учёные считают, что дело может быть в генетике, в окружающей среде или биологии. А возможно, во всём сразу. Известно, что этот диагноз чаще ставят мальчикам, чем девочкам, хотя к подростковому возрасту от расстройства одинаково страдают и те и другие. У многих детей школьного возраста ВОР проявляется вместе с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), причём некоторые исследования показывают, что до 50% детей с СДВГ также страдают от ВОР.

Как выглядит ученик с ВОР

Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Смотреть фото Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Смотреть картинку Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Картинка про Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Фото Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю

Большинство детей проходят через фазу, когда слово «нет» — их любимое слово. Но для детей с ВОР она никогда не заканчивается. Они всё подвергают сомнению и систематически отказываются выполнять правила и требования. Их потребность спорить может привести к тому, что они намеренно будут раздражать других в попытке создать конфликт. При этом такие дети отказываются нести ответственность за свои ошибки или поведение, обвиняя во всём других.

Дети с ВОР вечно раздражены и готовы слететь с катушек при малейшей провокации. Их чрезмерная реакция может быстро перерасти в вспышку гнева, причём не только время от времени, а довольно часто. Из-за этого каждый разговор с ними похож на сражение.

Они долго злятся и держат обиду, требуя обязательного наказания для других. Неудивительно, что такое поведение заставляет детей с ВОР бороться с самими собой как дома, так и в школе. Им трудно находить друзей, учёба тоже часто страдает. С возрастом расстройство может перейти в депрессию или тревожность, в злоупотребление психоактивными веществами или в развитие расстройства поведения. Поэтому ранняя диагностика и последующее лечение очень важны.

Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Смотреть фото Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Смотреть картинку Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Картинка про Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Фото Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю

«Вас этому в вузе учили!». Как учителей готовят к жизни в школе

Терапия и модификация поведения — самые важные аспекты в лечении вызывающего оппозиционного расстройства. Родители и их дети ходят на консультации и поведенческую терапию, чтобы научиться создавать более комфортную домашнюю атмосферу. Они работают над тем, чтобы укрепить хорошее поведение и разорвать цикл, который приводит к одним и тем же ссорам снова и снова.

В терапии может участвовать и учитель для усиления результата, которого достигли дома родители. Здесь, как и с любой поведенческой проблемой, очень важно быть последовательным во взаимодействии взрослых с детьми.

Как учитель может помочь ученикам с ВОР

Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Смотреть фото Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Смотреть картинку Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Картинка про Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Фото Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю

1. Предоставьте возможность делать выбор

Дети с ВОР хотят получить контроль. Вместо того чтобы позволять им управлять ситуацией, вы можете дать им чувство контроля, на самом деле оставив его за собой. «Всегда предоставляйте выбор, — советует учительница Холли А. — Предложите его — и уходите. Дайте ученикам время на то, чтобы решить всё самим. Если им не нравятся предложенные варианты, не вмешивайтесь. Если они попытаются начать ссору, то просто повторите всё заново и уходите. Если они так и не смогут прийти к решению, запретите им заниматься в классе тем, что они любят».

Как и в других подобных ситуациях, полезно придерживаться правил и дисциплины в классе. «После того как я даю выбор, я всегда строже контролирую правила и порядок и слежу за последствиями, — делится учительница Кристель Р. — Вам нельзя колебаться; придерживайтесь своих правил и следуйте им».

2. Дайте им пространство для разгрузки

Дети с ВОР могут научиться распознавать момент, когда они чувствуют себя перегруженными и готовы бросить вызов любому или, наоборот, игнорируют все просьбы. Им нужно дать возможность и место, чтобы успокоиться и переосмыслить сделанный выбор. «Разложите книжки, раскраску, лего и тому подобное там, куда они могут пойти сами, когда почувствуют, что им нужен перерыв, — предлагает учитель Тоби Г. — Часто сразу после активного урока детям нужно надёжное место для того, чтобы успокоиться».

3. Хвалите за действительно хорошее поведение

Ребёнок с ВОР часто реагирует на подкрепление положительного поведения. Полезно, например, предложить ему шанс заработать какие-то привилегии, а не отнимать их в наказание. Расскажите, что он может получить дополнительное экранное время, если быстро сделает то, о чём его просят, а не угрожайте лишить его всех гаджетов.

Используя систему поощрений, убедитесь, что она уместна и ребёнок не видит в этом манипуляцию. Учительница Лесли Л. соотносит поведение учеников с системой вознаграждения, в которую входит, например, время за планшетом или обед с учителем. «Ещё я делаю перерывы в их расписании, — добавляет Лесли, — и стараюсь быть настолько терпеливой, насколько мне это удаётся».

Учитель Эрика М. также использует контрольный список. Если дети выполняют каждый пункт, тогда они зарабатывают «баллы». Их можно обменять на время за планшетом. «Найдите увлечение ребёнка и используйте его в своих интересах!» — добавляет Эрика.

4. Установите личный контакт

Дети с ВОР часто хотят наладить связь с учителем, который мог бы помочь им справиться с проблемами. Часто им самим не хочется вести себя плохо. Постройте доверительные отношения с ними, и это поможет добраться до причин их поведения.

«Почти все мои ученики с ВОР, и у меня прекрасные отношения почти с каждым из них, — рассказывает Кендра Дж. — Узнайте, что их интересует, и общайтесь на их уровне во время перерывов». Позвольте им самостоятельно установить цель и решить, какими будут последствия, если они её не достигнут.

Источник

Агрессор в классе: что делать учителю и родителям

Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Смотреть фото Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Смотреть картинку Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Картинка про Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Фото Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю

Что делать учителю, если один ученик в классе регулярно срывает уроки, обижает одноклассников, отказывается вступать в диалог? А что делать родителям, если их ребёнка обидели в школе? Рассказывает наш блогер, куратор школы безопасности Анастасия Беренова.

Однажды после лекции для педагогов к нам подошла учитель: «Что делать? В классе агрессивный ребёнок, терроризирует всех. Ему прописали таблетки и лечение у психиатра, но мама отказывается что-либо делать». Мы рассказали ей о тактике возможного диалога, о том, как важно весь класс научить не реагировать на ребенка — не создавать почву для провокаций и травли, а в случае агрессии всем вместе защищать каждого.

Но всё это полумеры. Потому что, во-первых, мы не знаем, верное ли было выбрано лечение, а во-вторых, историй таких — легион. Где-то ребёнок агрессивно ведет себя, потому что не умеет контролировать поведение, как в данном примере, а где-то копирует поведение взрослых или дурно воспитан. На попытку диалога с родителями учитель получает от них волшебное слово «ачотакова» или и вовсе встречное обвинение — в травле «идеального ребенка».

Прочитайте УК РФ и КоАП РФ, чтобы проверить с какого возраста наступает ответственность за произошедшее. Если ребенок младше, а агрессия малозначительна или не доказуема, сделать ничего нельзя. Если действия опасны для окружающих, а ребёнок мал — есть шанс при настойчивости добиться постановки на учет или беседы с родителями органами опеки.

Но если родители маргинальны или высокопоставлены, от этой не будет никакой пользы, более того, может их разозлить ещё больше

Значит ли это, что нужно опускать руки? Конечно нет, и здесь мы приведём некоторые схемы возможных действий

Есть ситуации, которые стоят особняком — ребенок агрессирует из-за того, что не может управлять собой или транслирует внутреннюю боль. Если родитель готов работать над проблемой, идет на диалог и помогает ребенку — отлично. Здесь важно поддержать его в этом, а не травить. Возможно, в некоторых случаях ребенку может понадобиться тьютер.

Узнайте и помогите родителю агрессора — составьте хартию поведения в коллективе, обозначьте границы, поделитесь рекомендациями специалистов или помогающих служб, обучите своих детей специфике общения, если это нужно. Ребенок-агрессор может нуждаться как в помощи медикаментозной, так и в новых навыках — управление гневом и эмоциями, легитимным способам подружиться. Все эти вопросы решаемы.

Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Смотреть фото Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Смотреть картинку Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Картинка про Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Фото Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю

10 лёгких способов вырастить агрессивного ребёнка

Чего делать нельзя

1. Оставлять учителя один на один с проблемой

То, что учитель должен за всё отвечать, всех научить и перевоспитать — опасное заблуждение, которое развязывает руки родителям дурно воспитанных детей, а не решает проблему. Если у вас в классе есть неуправляемый ребенок, лучше объединиться всем. Но не с посылом «Мы против него», а с посылом «Давайте вместе решать сложившуюся проблему». Замотивируйте учителей и администрацию объединиться с вами: в конце концов, школа, не обеспечивая безопасность учащихся, очень рискует.

2. Надеяться, что проблема «израстет»

Ребенок, который не получает должный отпор за проявление агрессии или должной помощи в управлении поведением будет чувствовать себя дальше более развязано.

3. Ни в коем случае не решать вопрос силой!

Реальная ситуация: ребенок попал в больницу в результате нападения, родитель пошел выяснять отношения с обидчиком. Сейчас его судят по УК, а нападавший подросток продолжает ходить по школе «королём», ведь теперь для общества он — жертва. По этой же причине ни в коем случае нельзя говорить с чужими детьми о поведении: не факт, что сработает, а завтра уже его родители выступят против вас. И не забывайте, что вы можете получить искаженную информацию и излишне эмоционально повести себя. Поэтому правило номер 1: действуем только в правовом поле.

4. Не настраивать коллектив против ребенка-агрессора

Учите детей легитимным способам самозащиты. Иначе вы получите так называемую «травлю самозащиты», когда дети в ответ на агрессию ведут себя не лучше, чем обидчик. Это потом даст полное право родителям зачинщика выставить агрессорами остальных, а своё чадо — жертвой.

5. Не показывать слабость

Это самое сложное. Психологи советуют учителям и родителям «просто поговорить» или пожалеть, но без должного проявления силы воли или авторитетного (не авторитарного!) поведения взрослого, обидчик посчитает такую реакцию слабостью, это его только раззадорит. Особенно, если в его поведении проявляются садистические черты. Рекомендации «давайте жить дружно» отлично работают в травле незнания, когда дети по неумению без умысла обижают друг друга, но в садистской травле это не поможет.

Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Смотреть фото Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Смотреть картинку Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Картинка про Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Фото Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю

«Учителя, который кричит и давит на детей, можно понять, но нельзя оставить в школе»

Прочитайте Макаренко — он никого не жалел, был тверд, но справедлив, поэтому и смог справиться с воспитанием беспризорников. К сожалению, очень мало психологов систематизируют свои советы в зависимости от состояния системы и вида травли.

Что делать нужно

1. Объединяйтесь!

Если обидчик выбрал одного ученика в классе, не факт, что завтра он не найдет другого — под раздачу может попасть уже ваш ребёнок. Не пытайтесь придумать отговорки, что ваш ребенок сильнее, смелее и его-то не тронут. Критерии выбора жертвы вам неизвестны. Но самое главное — наблюдение насилия не менее травматично для психики.

Если даже ваш ребенок не пострадал, лучше составляйте коллективное обращение к директору. Коллективу сложнее противостоять, а аргумент «я не хочу, чтобы мой ребенок был наблюдателем агрессии» весом и подкрепляется данными, что это не менее вредно, чем наблюдать за травлей. Проговорите это руководителю, если не уверены в аргументах — принесете распечатки статей квалифицированных психологов.

2. Соберите доказательную базу

Вполне возможно, что возмутительное поведение, которым недовольны родители, имеет состав преступления. И тогда обращение к руководству будет совсем иным. Так, например, мама первоклассника была уверена, что старшеклассник, который угрозами вымогал у него телефон, просто дурно воспитан. Но когда она поняла, что это квалифицируется как грабеж, а ответственность за него уже есть — пошла к руководству с совсем другим настроем. Ведь её сыну в этой школе еще учиться! Как и другим детям.

Запросите записи с камер. Возможно, как в приведенном случае, всё происходящее было записано. Храните скрины переписок в социальных сетях, не удаляйте контакты. И самое главное — научите своего ребенка не отвечать ответной агрессией — тогда виноваты станут оба в равной степени.

3. Обратитесь за помощью

Вы собрали доказательства, нашли поддержку у родителей и руководства школы, теперь — обращайтесь к юристу, он поможет вам добиться цели быстрее и грамотнее. Кстати, чего вы хотите? Возмещения ущерба, исключения ребенка из школы, постановки его на учет, перевоспитания? Не все цели выполнимы в вашем конкретном случае. Юрист поможет заменить эмоциональную повестку на структуру действий.

4. Разберитесь с причиной агрессии

Ребенок копирует поведение родственников? Просто плохо воспитан? Имеет проблемы с психикой или неврологией, поэтому не справляется с ситуацией. От причины зависит решение: в первом и втором случае коллектив может занять позицию «у нас так не принято» и сделать так, что агрессору невыгодно будет так себя вести. Не модно, не престижно. Такое воспитание коллективом. В третьем случае, увы, без помощи специалиста ничего не сделать — разве что выработать с коллективом схемы действий, которые не провоцируют. Но это не всегда работает. Да и приучать детей к идее, что действия агрессора зависят от поведения жертвы — не лучшая стратегия.

5. Поговорите с родителем обидчика

Если родители готовы идти на диалог, начинайте со слов: «У нас есть проблема и мы должны решать ее вместе». Расскажите, как мелкие садистические поступки при попустительстве взрослых создавали почву для серьёзных проступков и уголовного наказания в итоге. Вы хотите такого? А психиатрический диагноз без должной коррекции может привести к большой психиатрии и даже преступлениях на этой почве.

Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Смотреть фото Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Смотреть картинку Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Картинка про Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Фото Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю

«Меня били нещадно. Я отвечала, махала кулаками, но никогда не побеждала». Людмила Петрушевская — о травле

К сожалению, факт наличия психиатрических проблем у нас страшно стигматизирован и многие родители готовы отрицать диагноз, лишь бы не попасть на учет к психиатру. У этого опасения есть и реальные основания, и вымышленные.

Покажите в диалоге, что для вас признание диагноза не «ужас ужас», и это лучше, чем закрывать глаза на него. Возможно, что родитель не из умысла, а по незнанию или невозможности выдержать правду без поддержки, отказывается от помощи психиатра.

6. Переходите к активным действиям

Если у ребёнка нет родителей или они отказываются вступать в диалог, скажите, что будете обращаться в органы опеки или полицию. Не самый лучший сюжет, но, увы, истории «папа и мама сидят, а бабушка умеет только жалеть внука и не задаёт ему границ» — нерешаема без вмешательства извне. Конечно, в идеале родителям и опекуну нужны не запугивания и угрозы, а грамотная и квалифицированная помощь. Главное, чтобы опекун был готов её принять.

7. Научите детей объединяться

Не чтобы устроить «темную», а чтобы каждый знал, что все вместе они защитят любого. Против всех разом противостоять сложнее, и агрессор, почувствовав себя не у дел, не сможет пакостить. В конце концов, есть виды агрессии, которые ищут зрителя или почитателя. Если такого нет, если есть осуждение и сплоченность — ему просто будет нечем подпитывать свою подлость.

В заключении скажу, что дружному, сплоченному коллективу, гораздо легче противостоять нападкам агрессии одного ученика. И это будет ключевым навыком, который поможет детям. А память о том, что мы все были «один за всех и все за одного» не из агрессии, а из справедливой соразмерной силы, станет крепким фундаментом жизненной стойкости.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

У нас в классе неуправляемый ребенок, который всем мешает. Что делать?

Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Смотреть фото Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Смотреть картинку Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Картинка про Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Фото Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю

Взгляд на проблему с трех сторон

Одни родители жалуются в соцсетях на детей, которые дерутся и мешают вести уроки. Другие призывают к терпимости. Мы попытались услышать обе стороны и дать конкретные советы, что делать.

Если причина недовольства — чужой ребенок

Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Смотреть фото Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Смотреть картинку Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Картинка про Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Фото Неуправляемый ребенок в классе что делать учителюВ классе, где учится мой сын, есть совершенно неуправляемый ребенок. От его поведения страдают все: одноклассники, которых он задирает; учительница, которой он срывает уроки и грубит; дети из других классов, с которыми он не ладит на перемене. Мы не знаем, что делать: есть же нормы поведения в обществе. Я не хочу, чтобы мои дети сталкивались с агрессией там, где должно быть безопасно и спокойно, — в школе. Недавно этот мальчик укусил девочку за руку: остался след.

Мы никогда не знаем, что услышим, когда придем забирать детей домой: толкнул ли он их сегодня, обозвал или выкинул пенал в помойку. А главное — его поведение мешает учиться другим детям: учительница половину урока проводит, успокаивая его или усаживая на место. Развитие класса этот мальчик тормозит. Что делать — непонятно, но терпение уже заканчивается.

Родителям, которые беспокоятся о безопасности своих детей в школе, важно знать — у них есть на это право. Есть право заботиться о том, чтобы ребенок ходил в школу без страха за свое здоровье. Есть право спокойно работать, пока дети на занятиях, и не думать каждую минуту о психологическом комфорте ребенка. Именно поэтому родители вправе добиваться, чтобы в классе было спокойно.

И хотя есть мнение, что в описываемой ситуации ничего сделать нельзя, попробовать все-таки можно.

Главное, что нужно знать и помнить: решать все конфликтные ситуации в классе можно только через администрацию и учителей. Ни в коем случае нельзя взаимодействовать с чужим ребенком напрямую. Все вопросы должны адресоваться в первую очередь классному руководителю.

Прежде чем предпринять что-то, убедитесь, что вы не участвуете в моббинге (коллективной травле), и что лично у вашего ребенка действительно есть конфликт или проблемы с этим одноклассником. Не поддавайтесь желанию «улучшить» атмосферу в классе общими родительскими усилиями. Довольно часто бывает, что в классе есть неудобные дети, поведение которых вполне корректируется педагогом.

Родителям со стороны они могут казаться невоспитанными, неудобными и даже срывающими уроки, однако вполне вероятно, учитель сможет адаптировать этого ребенка к школе без волны родительского негатива. Активно действовать надо лишь в том случае, если лично вашему ребенку физически или психологически некомфортно и плохо. В этом случае родитель, как официальный представитель ребенка, может и должен защитить его права.

Используйте административный ресурс — узнайте, как устроена в вашей школе работа с трудными детьми. Как правило, это работает так: учитель обращает внимание администрации на заявление родителей. Далее в школе собирается малый педсовет, на который приглашаются обе стороны. На собрании конфликт разбирается.

Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Смотреть фото Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Смотреть картинку Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Картинка про Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Фото Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю

Довольно часто результатом такой встречи бывает рекомендация родителям ребенка со сложным поведением обратиться к школьному психологу или пройти медико-психологическую комиссию (в Москве она находится по адресу ул. Фадеева, д. 2). Здесь ребенку, испытывающему трудности в освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации окажут психолого-педагогическую помощь. Назначат занятия с нейропсихологом или психологом, порекомендуют программу реабилитации или занятий и просто помогут. Однако семья ребенка вправе не соглашаться на медико-психологическую коррекцию.

Попытайтесь поговорить с родителями ребенка спокойно. Возможно, они делают многое из того, что ждет от них школа, и окружающим также нужно набраться терпения. Однако если родители настроены агрессивно, разговор можно переводить в административное русло: писать заявление на имя директора и излагать свою точку зрения на происходящее. Школа должна быть заинтересована в том, чтобы все ученики чувствовали себя спокойно, поэтому обязана отреагировать на письменное уведомление и принять меры. И хотя до 15 лет ребенка нельзя отчислить из учебного заведения, школа может пригласить социального педагога для работы с ним.

Руководитель структурного подразделения школы №2120

Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Смотреть фото Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Смотреть картинку Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Картинка про Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Фото Неуправляемый ребенок в классе что делать учителюВ первую очередь школа, как консервативный институт, требует решения вопроса дисциплины. Совет по профилактике и малые педсоветы школы могут рекомендовать «трудному» ребенку посещать кружки допобразования во второй половине дня, где можно проявлять свои лидерские качества.

Когда родители обращаются с просьбой перевести агрессивных детей из класса, мы объясняем, что не имеем права заниматься такой «селекцией».

Однозначно школа не должна отвергать непослушных детей, потому что в жизни будут ситуации, где уже взрослые будут сталкиваться с разными людьми, и они должны уметь с ними общаться. В нашей школе гиперактивными детьми занимаются в основном классные руководители и их родители. Часть занятий педагоги стараются проводить за пределами класса, например, в теплое время года — на улице, чтобы замкнутость школьной среды не довлела над психикой.

Если причина недовольства — ваш ребенок

Я не знаю, как сказать всем этим людям, что ребенком мы занимаемся: водим на занятия к нейропсихологу, работаем с другими специалистами, учим эмпатии, стараемся все держать под контролем. А главное, что моя дочь, хоть и имеет дефицит внимания, все равно может учиться в коллективе.

Ни сад, ни школа не хотят слушать о том, что уже делается: результаты нужны мгновенно, никто не хочет ждать или помогать. Ну и это бесконечное шушуканье за спиной: каждый детский шаг обсуждается и осуждается.

Поведение у дочки постепенно выправляется: она стала спокойнее, адаптировалась ко многим условиям, но слава «неуправляемой» за ней закрепилась. И бороться с предвзятостью взрослых людей очень сложно: мало кто ценит ее интеллектуальные способности, все хотят, чтобы она высиживала 45 минут урока. Потому что надо. И как я не старалась намекать учителю, что дочке нужно иногда прерваться и отдохнуть, чтобы через несколько минут снова включиться в работу, она меня так и не услышала, потому что дисциплина важнее потребностей конкретного ребенка.

Родителям, которые оказались по другую сторону баррикад, тоже непросто. С одной стороны, они не хотят афишировать в школе проблемы своего ребенка, потому что зачастую школа не готова адаптировать детей с гиперактивностью или дефицитом внимания, родители не хотят «ярлыков» и предвзятого отношения. Кроме того, ни СДВГ, ни конфликтное поведение, ни трудная адаптация к школе не являются показанием к обучению в «специальной школе», которой так любят пугать на педсоветах.

Ребенку со сложностями поведения иногда нужно ослабить режим или помочь подружиться с детьми, не требовать от него стопроцентного внимания и спрашивать по возможностям. Лучше всего, если родители будут вести параллельную работу со специалистами (неврологом, психологом, логопедом) и помогать ребенку в адаптации.

Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Смотреть фото Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Смотреть картинку Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Картинка про Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Фото Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю

Но если случится так, что школа все-таки пошла на конфликт, имеет смысл прислушаться к советам психиатра Елисея Осина, которые он дал на форуме для родителей детей с гиперактивностью:

Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Смотреть фото Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Смотреть картинку Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Картинка про Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Фото Неуправляемый ребенок в классе что делать учителюНа встрече ничего не говорить первым. Внимательно выслушать и записать все, что скажет школьная администрация, для этого использовать ручку и бумагу, но можно и диктофон. Обязательно копировать все бумаги, которые вам показывают про ребенка — докладные, объяснительные и т.д. Если они находятся в личном деле, то это про вашего ребенка, значит вы имеете к этому полный доступ. Прояснить и записать все предъявляемые проблемы.

Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Смотреть фото Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Смотреть картинку Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Картинка про Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Фото Неуправляемый ребенок в классе что делать учителюЗадать вопрос о том, что было сделано для того, чтобы эти проблемы преодолеть, спросить об эффективности проведенных мероприятий. Задать вопрос о том, каких действий хочет от вас администрация, только после этого высказать свое мнение о том, что происходит.

Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Смотреть фото Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Смотреть картинку Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Картинка про Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Фото Неуправляемый ребенок в классе что делать учителюНе спорить, не переходить на эмоции. Это только навредит. Не принимать никаких решений, сказать, что вы все выслушали и подумаете. Это сложно, но можно сказать, что вам нужно время, такой вы человек;

Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Смотреть фото Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Смотреть картинку Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Картинка про Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Фото Неуправляемый ребенок в классе что делать учителюДома все это просмотреть. Определить, есть ли в требованиях школы и администрации признаки нарушения прав вашего ребенка на образование. Посмотреть, есть ли в рекомендациях школьной администрации разумные.

Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Смотреть фото Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Смотреть картинку Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Картинка про Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Фото Неуправляемый ребенок в классе что делать учителюДальше лучше всего общаться со школой письменно — написать письмо, в котором вы выскажете свою точку зрения на происходящее, опишите то, что вы будете делать.

Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Смотреть фото Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Смотреть картинку Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Картинка про Неуправляемый ребенок в классе что делать учителю. Фото Неуправляемый ребенок в классе что делать учителюОбщая рекомендация — минимум эмоций, минимум споров, если споры и вести, то в бумажной форме. К сожалению, нередко школа первым шагом старается решить проблему по принципу нет ребенка — нет проблемы. Для этого она создает условия, при которых родителям и детям оставаться в школе невыносимо. Бывает, что только после того, как это не получается, школа начинает заниматься проблемой.

На метод «нет ребенка — нет проблемы» школа права не имеет, она должна учить всех.

Для того чтобы этому воспрепятствовать, нужно показать, что вы готовы защищать своего ребенка, представлять его интересы. Но сделать это нужно как можно более деловито и спокойно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *