Неупиваемая чаша икона божией матери значение в чем она помогает молитва
НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША
Неупиваемая чаша, икона |
Неупиваемая Чаша, икона Божией Матери.
Сказание о явлении чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
Сказание это принадлежит Владычнему монастырю, но более оно все-таки есть сказание монахини Елизаветы (+1910), потому что она была церковницей при том храме, где обретена была чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» и в то самое время. Святой иконе она прислуживала до самой своей кончине.
Случившееся произошло в первый год игуменства матушки Марии (1878 г.). Один крестьянин Тульской губернии Евфремовского уезда, отставной николаевский солдат, с пенсией, имел слабость к вину. Он пропивал все в доме и всю пенсию и дошел до нищенского состояния. В довершение бедственности у него отнялись ноги. Но и при этом он не переставал пить. Находясь в таком разладе душевном, телесном и материальном, он видит однажды сон: приходит к нему старичок благообразного вида и говорит ему: «Иди в Серпухов, во Владычний монастырь, там в Георгиевском храме есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужи перед ней молебен и будишь здоров и душою и телом». Но крестьянин, несмотря на то, что сон, видимо, был необыкновенный, не пошел в Серпухов, потому что не знал, как добраться туда без ног и без гроша денег. Тогда тот же старец явился ему во второй и в третий раз и уже настолько грозно потребовал исполнить его приказание, что наш крестьянин решился немедленно отправиться в путь. Двигался он на четвереньках. По лежащим на пути селениям останавливался для отдыха и подкрепления пищей. На одной из таких остановок старушка-крестьянка приняла его на ночлег, напоила и, в облегчение болезненности ног, растерла их и уложила больного и усталого путника на печь. И вот что тогда случилось: ночью, проснувшись, путник почувствовал приятное ощущение в ногах и тут же с большой осторожностью, спуская их с печи, пробует встать на ноги. Хотя и очень слабо но он может стоять на ногах! И с нетерпением ждет утра, что бы отправиться в дальнейший путь: теперь уже, может быть, не на четвереньках, а на ногах, хотя и с помощью палок! Но добрая старушка удержала его еще на сутки и опять на ночь растерла ему ноги. Видимо больному стал лучше. И он действительно теперь уже идет, правда, сначала с двумя палками, а потом уже и с одной. Так дошел он до Серпухова и до Владычнего монастыря. Обут был в теплые валеные сапоги, несмотря на июль месяц.
Во Владычнем монастыре он поведал о своих дивных сновидениях послушнице Захарии (в последствии монахиня Елизавета) церковнице при храме великомученника Георгия и настойчиво просил, чтобы отслужен был молебен Матери Божией перед ее иконой «Неупиваемая Чаша». Последним он вводил всех в большое затруднение, потому что в монастыре никто не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда явилась мысль: уж не та ли это икона, которая висит в проходе из Георгиевского храма на колокольню или в ризницу. На ней есть изображение чаши. И каково же было удивление всех, когда на обратной стороне этой иконы действительно усмотрели надпись: «Неупиваемая Чаша». Знаменательно было и то, что когда нашего путника подвели к раке преподобного строителя Варлаама, то в его святом лике он сразу же признал того благолепного старца, который явился ему во сне и повелел идти в Серпухов во Владычний монастырь к Матери Божией «Неупиваемая Чаша».
Весть о чудном явлении быстро распространилась по городу Серпухову и затем по ближним и дальним весям Серпуховского уезда и далеко за его пределами. Стали приходить и приезжать одержимые пьянственной страстью, чтобы помолиться Матери Божией пред ее новоявленною иконою. Некоторые же являлись снова, чтобы благодарить Царицу Небесную за ее великие милости, за исцеления. Как на одно из таких исцелений от пьянственной страсти после моления Матери Божией перед ее иконой «Неупиваемая Чаша» можно указать на совершенное избавление от запоя одного московского купца, Стефана Федоровича Федорова, который в благодарном чувстве соорудил прекрасный иконостас для иконы, возложил на нее сребропозлащенную ризу, взамен фольговой и для своего дома имеет теперь точную копию с чудотворной иконы Матери Божией. Вскоре после прославления святая икона «Неупиваемая Чаша» из ее прежнего помещения была перенесена в соборный храм и поставлена на чрезвычайно удобном месте.
История иконы «Неупиваемая Чаша» в XX веке
Чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» находилась во Владычнем монастыре до 1919 года, а после его закрытия – в соборе Николы Белого на улице Калужской. Дальнейшая судьба иконы неизвестна. По преданиям старожилов г. Серпухова известно, что многие иконы из собора Николы Белого были сожжены на берегу реки Нары. Сестры обители надеются, что Матерь Божия уберегла свою чудотворную икону, и она будет когда-нибудь найдена.
В 1993 году в Высоцком мужском монастыре, через два года после его открытия, был написан список чудотворной иконы «Неупиваемая Чаша», что послужило началом возрождения почитания этой иконы после долгих лет богоборчества.
В 1995 году, в первый год возрождения Владычнего монастыря игумения Алексия получила благословение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на возрождение почитания иконы «Неупиваемая Чаша», как явленной во Владычнем монастыре. В этом же году со старой фотографии был написан точный список иконы «Неупиваемая Чаша». При письме сохранены все пропорции иконы и академический стиль, характерный для подлинника.
Поклониться Матери Божией едут со всех уголков России и других стран. Славится чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» скорым исцелением страждущих от недугов наркомании, алкоголизма и курения, разрешением жилищных проблем. Замечено, что икона не только исцеляет, но и помогает изменить образ жизни заблудшего человека, приводит его к осознанию своих грехов, к покаянию и благочестивой жизни.
Описание иконы
О дне празднования иконы «Неупиваемая Чаша»
К сожалению неизвестен тот день, в который была явлена икона. В XIX веке празднование иконы «Неупиваемая Чаша» совершалось 27 ноября в один день с иконой Божией Матери «Знамение», так как эти иконы схожи по иконографии.
В конце XX века, когда было восстановлено почитание иконы «Неупиваемая Чаша», ее празднование было приурочено ко дню преставления преподобного Варлаама Серпуховского – 5 мая, так как иконы была явлена через предстательство этого святого. В 1997 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II было установлено совершать общецерковное празднование иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» 5 мая.
Сейчас во Владычнем монастыре по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия наряду с общецерковным почитанием возрождается традиция празднования иконы «Неупиваемая Чаша» 27 ноября, как это было в XIX веке.
Икона «Неупиваемая чаша»: значение, в чем помогает образ
Пьянство – это грех или болезнь? Православная церковь считает, что и то, и другое. Она не возражает против позиции официальной науки, говорящей, что склонность к злоупотреблению алкогольными напитками закладывается генетически. Однако это не приговор: далеко не все люди с такой генетической программой становятся алкоголиками.
Человек наделен свободой воли: он сам решает, катиться ли вниз или превозмогать собственную натуру – лечиться от пьянства, всеми силами бороться с разрушающим душу и тело грехом, вести праведную жизнь.
Икона Божией Матери «Неупиваемая чаша» может помочь в борьбе с этим грехом-недугом. Естественно, это не волшебная пилюля «прочитал молитву – излечился» (хотя такие случаи бывали). Если человек искренне желает вернуться к трезвой жизни, Богородица обязательно поможет!
История обретения образа
В далеком 1360 году святителю Алексию было явлено чудо. К нему явилась Матерь Божия и повелела построить монастырь в городе Серпухове. Алексий не мог пренебречь подобным повелением и послал своего келейника Варлаама выбрать достойное место для обители. Место было найдено, монастырь построен, а его первым настоятелем стал Варлаам. До обретения «Неупиваемой чаши» оставалось чуть больше, чем полтысячелетия.
Монастырь был назван Владычным (Владычица Небесная) и Введенским (в честь православного праздника). Уже через два года с момента основания там появилась каменная церковь.
Введенский Владычний женский монастырь в Серпухове
История продолжилась в 1887 году. Ее главным героем стал солдат-отставник из Тульской губернии, склонный к неумеренному потреблению алкоголя. Бедняга спился до такой степени, что у него парализовало ноги. Так бы и умереть пьянице в грехе и немощи, но как-то во сне к нему явился старец, повелевший отправиться в Серпухов, в женский монастырь, и попросить отслужить молебен перед иконой «Неупиваемая чаша».
Представьте себе ситуацию: нищий алкоголик, не способный ходить, при том состоянии транспорта – и в такую дорогу! Конечно, бедолага не спешил отправиться в путь, но старец являлся к нему еще и еще.
В конце концов, без денег и на четвереньках отставной солдат отправился в путь и даже добрался до цели. Но когда он попросил о молебне, оказалось, что инокини и не слыхали об образе с таким названием. Бедный пьяница настаивал, его пожалели и начали искать загадочную икону. И нашли ее в темном уголке коридора: на обороте значилась надпись «Неупиваемая чаша».
После молебна спасенный солдат снова встал на ноги и избавился от пагубного пристрастия. А в старце, указавшем ему путь к спасению, был узнан Варлаам – первый настоятель обители.
Икона сразу же стала чтимой, правда, почитали ее преимущественно на месте явления, в Серпухове. Там же образовалось общество трезвости, проводились молебны чудотворному образу и нравственно-воспитательные беседы: светское общество и церковь объединили усилия по борьбе с одной из главнейших «русских бед».
Далее все пошло гораздо печальнее. В 1917 году грянула революция, а уже спустя два года Владычный женский монастырь был закрыт. Материальные и духовные ценности обители были перевезены в Никольский собор.
Со временем почитание иконы возродилось, с нее даже было сделано несколько списков, предназначенных для других храмов. Однако вскоре собор закрыли, святыни осквернили и сожгли. Какая судьба постигла чудотворный прототип и его списки – неизвестно. Ясно одно: в годы советской власти ни одной известной «Неупиваемой чаши» в храмах не было.
Где находится оригинал образа
Потом, в начале 90-х в Серпухове вновь открыли Высоцкий мужской монастырь, а за ним – и Владычный женский. Отыскались и старые фото «Неумолимой купины», с которых был написан новый образ для мужской обители, а затем снят список для женской. И возвращенный из небытия образ немедленно начал творить чудеса исцеления и мироточить!
Обе чудотворные «Неупиваемые чаши» ныне находятся в Серпухове. Их оклады буквально увешаны подношениями от благодарных прихожан. Но у «Неупиваемой чаши» из Высоцкого монастыря имеется особая драгоценность – миниатюрный ковчежец с частичкой пояса Богоматери.
Иконография
Присмотримся к описанию чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша». По иконографическому типу это Оранта, предтечей которой стала прославившаяся в начале IV столетия никейская икона «Бысть чрево Твое Святая Трапеза».
Никейский воин Константин бросил камнем в образ Богородицы и в гневе начал топтать его, обвиняя Бога во всех собственных несчастьях. Буквально на следующий день святотатец погиб от удара камнем в голову во время штурма городских стен.
В центре композиции находится Иисус, восседающий в чаше. Взор его обращен к молящемуся, руки подняты в благословляющем жесте. Его будто бы обрамляет поясное изображение Богородицы в богатых одеждах, с короной на голове. Руки Богоматери воздеты: она или молится, или желает обнять и защитить весь мир, в том числе, и молящегося.
Значение иконы «Неупиваемая чаша»
В данном контексте фигура Царицы Небесной символизирует православную церковь, готовую принять всех страждущих в свое лоно. Она обрамляет Спасителя, как бы говоря, что каждый молящийся Богородице, взывает непосредственно к Богу.
Чаша, в которой восседает Иисус — это символ потира (сосуда для причастия). Она «неупиваемая» (то есть, неисчерпаемая, постоянно полная) – как нескончаема жертва Христа и милость Бога к людям.
Композиция удивительно гармонична и даже несколько реалистична, несмотря на глубокий символизм. Она говорит о том, что каждый из нас, как бы ни была велика глубина его падения, может обратиться к Пречистой и получить исцеление.
В большинстве других Орант Спаситель изображен в виде медальона на груди Богоматери. В «Неупиваемой Чаше» он сидит в потире, что выводит на первый план его жертвенный подвиг во имя спасения человечества.
В чем помогает икона Богоматери
Как уже было неоднократно сказано выше, «Неупиваемая чаша» борется против пьянства. Она способна исцелить и другие пагубные зависимости – наркоманию, курение, игроманию…
Но не стоит забывать, что перед нами образ Богородицы, а это значит, что он способен помочь в разрешении и других вопросов, например:
Если вы не можете приехать в Серпухов, поищите в своем городе храм, где есть соответствующий образ. Помимо этого можно купить икону для домашних молений, браслет или кулон с «Неупиваемой чашей» для страдающего от зависимости.
Чудеса иконы «Неупиваемая чаша»
Как уже было сказано выше, обе иконы, пребывающие в Серпухове, творят чудеса исцеления. Служители церкви и врачи искренне удивляются, как без применения всевозможных медицинских и психологических методик люди избавляются от пагубных привычек.
Ирина из Минска вспоминает, как когда-то выпивала не менее бутылки водки в день. Она была верующей, держала посты, усердно молилась, но все равно страдала от разрушающего порока.
Ирина попала в Серпухов в рамках паломничества. На выходе из храма ее сын подарил выпивающей матери акафист «Неупиваемой чаше» – он тоже глубоко страдал от греха родительницы. Ирина усердно читала акафист, но избавление наступило не сразу – сначала периоды запоя сократились, а потом исчезли совсем.
Бывали случаи, когда людей в состоянии невменяемости просто приносили в храм. Они не то что не молились о спасении, а просто спали на лавке во время молебна, но получали исцеление!
Юрий из Твери крепко выпивал и много курил, но не считал зависимости проблемой – это стало его привычным образом жизни. И в храм бы он никогда не попал, если бы не настояние родной сестры. После первого же посещения храма наступило прозрение в греховности собственной жизни и избавление от пьянства. А после второго визита в храм Юрий даже бросил курить.
Александр из Москвы пил в течение 20 лет. Регулярные запои у него длились до месяца! Мужчина старался бросить, но все было напрасно: вшивал «торпеду», кодировался – запои возвращались вновь. Он даже купил брошюру о борьбе с пьянством с иконой «Неупиваемой чаши» на обложке, но не помогало ничего.
Дойдя до крайности, в состоянии кошмарного похмелья, Александр отправился в Высоцкий монастырь, помолиться чудотворному образу, а его супруга просила заступничества за мужа дома. Батюшка подвел паломника к иконе и ушел, оставив его наедине с чудесным ликом.
Александр не помнит, как молился, вспоминает лишь, что взывал к Заступнице очень горячо, потом заказал молебен и купил небольшой образ. Он вернулся домой в приподнятом настроении, повесил образ над кроватью и поначалу и не заметил внутренних изменений. Но потом Александр внезапно ощутил, что ему уже совершенно не хочется пить. Запись о чуде была оставлена после года абсолютной трезвости.
Все чудеса, сотворенные иконой «Неупиваемая чаша», заносятся в специальную книгу. Нужно ли говорить, что больше всего в ней записей, повествующих о чудесном избавлении от пьянства!
Дни празднования
Совсем недавно, уже в наше время, «Неупиваемая чаша» получила персональный день памяти и почитания. Дата празднования приходится на 18 мая. Она приурочена ко дню представления святого Варлаама – того самого первого настоятеля Владычного монастыря (впоследствии он был канонизирован).
А во Владычном монастыре прославляют икону дважды в год – еще и 10 декабря, в день, когда чудесный образ нашли в темном коридоре обители.
В дни празднования иконы в Серпухов съезжаются тысячи паломников. Кто-то хочет попросить Пресвятую Богородицу об исцелении (за себя или близкого человека), а кто-то – поблагодарить Царицу Небесную за спасение от пагубного пристрастия.
Как молиться образу, куда вешать икону в доме
В идеале молиться о спасении должен сам страдающий от зависимости. Желательно предварительно выдержать пост, исповедоваться и причаститься.
Однако многие алкоголики и наркоманы не осознают, что они больны, и не желают избавляться от разрушительного греха, но от их пороков страдают близкие люди. Посему молитва перед иконой «Неупиваемая чаша» матери за сына или жены для мужа будет столь же сильной, как если бы взывал к Богородице сам зависимый.
Тексты молитв
Каждое воскресенье желательно читать акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Неупиваемая Чаша». Он достаточно объемный, поэтому читать его придется с листа или молитвенника.
А молитвы от пьянства лучше повторять ежедневно, обращаясь к Приснодеве почтительно и сосредоточенно.
Молитва первая
О, Премилосе́рдая Влады́чице! К Твоему́ заступле́нию ны́не прибега́ем, моле́ний на́ших не пре́зри, но ми́лостивно услы́ши нас: жен, дете́й, матере́й и тя́жким неду́гом пиа́нства одержи́мых, и того́ ра́ди от ма́тере своея́ — Це́ркви Христо́вой и спасе́ния отпа́дающих, бра́тьев и сесте́р и сро́дник на́ших исцели́. О, Ми́лостивая Ма́ти Бо́жия, косни́ся серде́ц их и ско́ро возста́ви от паде́ний грехо́вных, ко спаси́тельному воздержа́нию приведи́ их. Умоли́ Сы́на Своего́, Христа́ Бо́га на́шего, да прости́т нам согреше́ния на́ша и не отврати́т ми́лости Своея́ от люде́й Свои́х, но да укрепи́т нас в трезве́нии и целому́дрии. Приими́, Пресвята́я Богоро́дице, моли́твы матере́й, о ча́дех свои́х сле́зы пролива́ющих, жен, о муже́х свои́х рыда́ющих, чад, си́рых и убо́гих, заблу́ждшими оста́вленных, и всех нас, к ико́не Твое́й припа́дающих. И да прии́дет сей вопль наш, моли́твами Твои́ми, ко Престо́лу Всевы́шняго. Покры́й и соблюди́ нас от лука́ваго ловле́ния и всех ко́зней вра́жиих, в стра́шный же час исхо́да на́шего помози́ пройти́ непреткнове́нно возду́шныя мыта́рства, моли́твами Твои́ми изба́ви нас ве́чнаго осужде́ния, да покро́ет нас ми́лость Бо́жия в несконча́емые ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва вторая
Цари́це на́ша Преблага́я, наде́ждо на́ша, Пресвята́я Богоро́дице, прия́телище си́рых и стра́нных Засту́пнице, бе́дствующих по́моще и озло́бленных покро́ве. Зри́ше на́шу беду́, зри́ше на́шу скорбь: отвсю́ду искуше́ниями одержи́мы есмы́, а заступа́ющего несть. Ты у́бо Сама́ помози́ нам, я́ко не́мощны, окорми́, я́ко стра́нны, наста́ви нас, я́ко заблу́дших, уврачу́й и спаси́ нас, я́ко безнаде́жных. Не и́мамы ины́я по́мощи, ни ина́го предста́тельства, ни утеше́ния, то́кмо Тебе́, о Ма́ти всех ско́рбных и обремене́нных. При́зри на нас, гре́шных и во озлобле́нии су́щих, покры́й нас Честны́м Твои́м Омофо́ром. Да изба́влени бу́дем от зол, обыше́дших нас, наипа́че же пия́нства. Да восхва́лим всегда́ Пресвято́е и́мя Твое́. Ами́нь.
Приведенные выше молитвы ориентированы именно на спасение от пьянства, поэтому не возбраняется заменять название душевного недуга на нужное молящемуся. А еще можно просто дополнить канонический текст своими словами.
Не стоит ждать от иконы товарно-денежных отношений типа «я тебе – молитву, ты мне – исцеление», вы не в магазине. Нужно просто искренне молиться и верить, что ваша просьба о спасении будет услышана!
Как молиться иконе «Неупиваемая Чаша», чтобы близкий человек не пил
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Молитва перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» об исцелении от пьянства и наркомании
Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» почитается Православной Церковью как чудотворная. У этого образа люди с молитвой просят для себя или для своих близких избавления от пьянства, наркомании, игромании и других пагубных видов зависимости.
Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
История иконы
Впервые икона Богородицы «Неупиваемая Чаша» была явлена в 1878 году, хотя написана она была неизвестным иконописцем гораздо раньше. А в этом, 1878 году случилось чудо исцеления перед ней от алкоголизма и болезней, вызванных им, некоего солдата из Тулы.
Повеление отслужить молебен
Получив во сне неоднократное повеление отправиться в Серпухов и там в монастырском храме отслужить молебен перед иконой Неупиваемая Чаша, этот инвалид (из-за непрестанного пьянства у него отнялись ноги) с трудом, но совершил сие путешествие. Однако в монастыре сначала не поняли, о какой иконе идет речь? И лишь затем, в одном из проходов нашли малоизвестный образ Богородицы, на обратной стороне которого было написано «Неупиваемая Чаша».
Избавление от недуга пьянства
После молебна у него солдат получил здравие телесное и избавился от страсти пьянства. Это стало известно, после чего очень многие подобные ему православные русские люди, страдающие от этой же телесной и духовной болезни, стали стекаться к сей иконе. От которой истек настоящий источник исцелений для всех, одержимых данным недугом.
Судьба иконы в годы богоборчества
В годы коммунистическо-атеистического лихолетья судьба этой иконы неизвестна. Считается, что ее списки были сожжены при закрытии св. Николаевского собора. Однако ходит слух, что после «экспроприации», а лучше сказать, грабежа церковных ценностей безбожниками, эта безграмотная бестолочь, говорят, придумала следующий способ их «реализации».
Полезные материалы
В красках, которые использовали иконописцы, зачастую содержалось золото, правда, в ничтожных количествах. Поэтому где-то на севере совдепии был открыт спецзавод, в коем на основе особой технологии сжигались иконы с целью получения из золы золота. Эти идиоты, атеисты сожгли массу икон, в итоге получив около 8 килограммов драгоценного металла. Сейчас столько или даже намного дороже стоит одна древняя русская икона (!); и это уже не говоря об их бесценной духовной ценности. И кто после этого вопиющего и подобных ему примеров будет спорить с тем, что атеизм – это род безумия?! Ибо:
Списки с чудотворного образа
Икона Божией Матери »Неупиваемая Чаша»
Однако ныне, хотя и медленно, но происходит процесс отрезвления нашего народа от такого помешательства. Одним из признаков сего стало написание в 1992 году иконописцем А.Соколовым нового списка иконы «Неупиваемая Чаша», затем прославленного многими чудесами. Сейчас он находится в Высоцкой обители г.Сурпухов. После того, как там же в 1995 году был восстановлена Владычний монастырь (в нем в 1878 г. и была впервые явлена сия икона), там был сделан еще один ее список, также известный чудотворениями.
День празднования иконы «Неупиваемая Чаша» — 18 мая.
Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
Не вдаваясь подробно в описание стиля написания, внешнего вида и т.д. сей иконы (поскольку это сделано в другом материале на данном сайте), следует указать на ее духовный смысл. Точнее, на два ее указания (первое и последнее) тем, кто хочет избавиться от алкоголизма. Первое из сих указаний очевидно как на иконе, так и в молитве перед ней, а также в их парадоксальном, на первый взгляд, названии.
Здесь поразительным является то, что от недуга винопития символически исцеляет именно Чаша, т.е. потир – богослужебный сосуд, употребляемый во время Божественной литургии для преложения обычного вина в Кровь Христову. И хотя это истинно Кровь Господа Иисуса Христа, но при этом она по виду сохраняет все свойства вина, в том числе и некоторое опьяняющее действие. Что прекрасно известно всем священнослужителям, особенно диаконам, потребляющим в конце литургии достаточно большую чашу.
Однако не все из них, а лишь истинные причастники знают, что сие «опьяняющее» действие необыкновенное, дающее им особую радость, которая есть плод Святого Духа (ср.Гал.5: 22). В этом именно смысле псалмопевец изрек:
Здесь речь идет не только и не столько о телесной, сколько о духовной радости того по виду Вина, кое есть Кровь Христова.
Почему это в первую очередь надобно знать и помнить всем тем, кто с помощью Божией хочет избавиться от винопития? Потому что первый сатанинский прилог, который враг подбрасывает самым неразумным из этих борцов, — объявить вино и все без исключения опьяняющие напитки злом самим по себе. Такие обычно без всякого разбора места, времени и обстоятельств требуют самого строжайшего «сухого» закона и изрекают другие сомнительные сентенции.
Но это совершенно неприемлемо для благочестивого православного христианина! Потому что является явной хулой на главное Таинство христианства – Евхаристию, которая совершается на вине. Объявляющие его злом, хульно объявляет таковым и сие Таинство. А также хулят Бога, как творца злого, поскольку это Он создал виноград и прочие растения, из которых делаются вина. Но Бог не творец зла, и, во всяком случае, нельзя просить у Него помощи и одновременно хулить Его. Поступающий столь неразумно ничего от Него не получит, перед какими бы святынями и какими бы проникновенными молитвами он бы не молился.
Совет женщинам, которые страдают от алкоголизма мужей, сыновей и других близких людей
Это обязательно надо помнить, особенно женщинам, сугубо страдающим от пьянства своих мужей, сыновей и других родственников. Таковые жены обычно наиболее падки на упомянутый сатанинский прилог. Посему им можно посоветовать следующее: большими буквами напишите (хоть в своем сердце, хоть на плакате) следующее весьма мудрое святоотеческую изречение: «Не предосудительно вино — виновато пьянство», — и поступайте в соответствии с сей мудростью!
Исцеляющая Чаша святого причащения
Это самый первый, необходимый шаг в борьбе с пьянством. А последний, который также изображен на иконе «Неупиваемая Чаша», состоит в том, что вы приведете к ней, на причащение своего мужа, сына, другого родственника. Но перед сим, как правило, предстоит пройти долгий путь. Начнем с самого тяжелого случая, когда пьяница отнюдь не хочет избавиться от своей страсти. Тогда надобно молиться о его вразумлении, чтобы у него самого появилось такое благое намерение.
Если это произойдет, и благая искорка западет в его душу, надо бережно и осторожно раздувать в ней пламенное желание победить свой недуг. Надобно кроме молитвы о нем, давать пить ему святую воду, особенно когда он хочет напиться. Мягко, но назидательно уговаривайте его пойти в церковь на исповедь и причащение.
При этом ни в коем случае не следует с чрезмерным гневом укорять оступившегося и снова напившегося родственника. Это нисколько не поможет, но лишь усилит недуг. Бесу пьянства в этом случае поможет еще его поганый собрат – бес гнева. И оба они от радости будут танцевать, видя нас гневающимися.
Но если мы не дадим места гневу, хотя бы сдерживая свой язык, а, видя наших близких пьяными, будем молиться Иисусовой молитвой, да еще со слезами, то обоим этим демонам придется несладко. Ибо каждая такая произнесенная вслух или в уме краткая молитва будет им настоящей стрелой в сердце.
Наконец, если наш болящий родственник пришел в церковь, искренне исповедался, с верой и желанием избавиться от пьянства причастился, то он обязательно получит хотя бы некоторое облегчение своей болезни. Но при этом ему следует объяснить, что сие духовное лекарство следует принимать снова и снова. Ведь и в обычной медицине всякий больной проходит целый курс терапии, все время принимая те или иные процедуры, а также разнообразные пилюли. А не так, что съел одну таблетку, почувствовал облегчение, и уже здоров.
Если покаявшийся пьяница один раз исповедуется и причастится в храме, получив там временное облегчение, а затем навсегда забудет туда дорогу, это будет намного хуже прежнего. Тогда он может впасть в такой запой, из которого уже не выйдет.
Молитва иконе «Неупиваемая Чаша»
Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
Теперь следует сказать несколько слов о самой молитве. К сожалению, многие ошибочно считают, что это некое магическое действо, способное само по себе дать нам желаемый результат. Таковые думают, что одно лишь многократное повторение той или иной молитвы может иметь какой-то эффект. Это мнение совершенно неосновательно. На самом деле молитва – это, чаще всего, наше прошение, наш крик о помощи к Богу.
Примерно, как если бы какой-то путешественник увяз в болоте; конечно, он кричит: «Помогите»! Но вовсе не потому, что мнит, якобы этот крик сам по себе вытащит его (как одного известного лгуна-барона) из трясины. Тонущий надеется, что его вопль будет услышан кем-то поблизости, и тот, придя на помощь, спасет утопающего.
Так и молитва, ее цель не в каком-то магическом действии, а в том, чтобы мы были услышаны Богом, Который всегда рядом с нами и придет нам на помощь. Но… только в том случае, если Он захочет нас услышать. Когда же Он нас слышит, а когда нет?
Как не надо молиться
Тут надо отметить, что падшему человеческому естеству свойственно самодовольство, т.е. мнение о себе, как о скопище всех добродетелей, или, на худой конец, — как об «очень хорошем человеке». Такой был приточный фарисей, молившийся сам в себе так:
Добродетели-то у фарисея были настоящие, но его молитва в храме не была услышана Богом, и он вышел оттуда менее оправданным, чем всеми презираемый мытарь (Лк.18: 14). Почему же так получилось?!
А вот почему: характерный признак сего рода людей состоит в следующем: когда их постигают скорби, беды – это всегда для них неожиданно. «За что это мне», — в таких случаях обязательно говорят они, свидетельствуя сим, что они ожидают как должного лишь всяких благ в качестве якобы платы за их мнимые «высочайшие добродетели». Но тогда, следовательно, таковой в молитве будет не просить Бога о том или ином, а будет в своем самодовольстве и гордыне требовать это у Него как якобы «должное».
Но что создавший нас и, более того, искупивший нас Творец должен нам; и что мы можем требовать от Него?! Наоборот, это мы, падшие Его создания, кругом должны Ему, поэтому ничего не может просить у Него по долгу. Какие бы тяжкие невзгоды, беды, горести нам бы не пришлось терпеть, мы отнюдь не может требовать от Него хотя бы их прекращения.
Какая молитва будет сильной
Мы можем лишь просить Его милости, и не по нашим мнимым «заслугам», которых у нас близко нет, а в качестве дара, т.е. того, что дается даром. И тогда Бог обязательно услышит нас и даст нам полезное, ибо Он по Своей природе щедр и милостив.
Итак, прежде чем стать на молитву, смирись человек. Загляни в свою приземленную душу, вспомни полную грехов жизнь, сокрушив, сим свой горделивый дух и нечистое сердце; тогда ты поймешь, что ничего не может требовать у Господа, но лишь смиренно можешь ПРОСИТЬ ЕГО МИЛОСТИ. И Он обязательно услышит тебя, ибо истинная «жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Боге не уничижит» (Пс.50: 19).
Тогда и нам будет полезна молитва перед иконой «Неупиваемая Чаша», как она помогла исцелиться уже многим от пьянства и наркомании.
Прот. Георгий Городенцев
Текст молитвы иконе «Неупиваемая Чаша» от алкоголизма и наркозависимости на русском языке
Молитва первая
Молитва вторая
Царице наша Преблагая, надеждо наша, Пресвятая Богородице, приятелеще сирых и странных Заступние, бедствующих помоще и озлобленных покрове. Зрише нашу беду, зрише нашу скорбь: отвсюду искушениями одержимы есмы, а заступающего несть. Ты убо Сама помози нам, яко немощны, окорми, яко странны, настави нас, яко заблудших, уврачуй и спаси нас, яко безнадежных. Не и́мамы иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбных и обремененных. Призри на нас, грешных и во озлоблении сущих, покрый нас Честным Твоим Омофором. Да избавлени будем от зол, обышедших нас, наипаче же пиянства. Да восхвалим всегда Пресвятое имя Твое. Аминь.
Канон Пресвятыя Богородицы в честь иконы Ея «Неупиваемая Чаша»
Песнь 1
Ирмос: О тверзу уста моя, и наполнятся Духа, и слово отрыгну Царице Матери, и явлюся, светло торжествуя, и воспою, радуяся, Тоя чудеса.
А нгел вопияше Тебе, Дево Чистая: радуйся! Мы же что Ти принесем, благаго Царя благая Мати, яко явила еси нам в сия последняя времена сокровище неоскудное – чудотворную икону Твою на освящение и исцеление душ и телес наших.
Т ы буди нам утверждение и в бедах скорое заступление, Царице Небесе и земли, на Тебе надеемся, непрестанно моляще Твою благостыню.
Б огатство духовное неиждиваемое даровала еси рабом Твоим, Жизнь рождшая, Пренепорочная Чистая Дево, икону Твою священную, еяже прославление светло празднующе, вернии, избавляемся от всяких бед и скорбных обстояний.
С вятая Владычице, Пречистая Бога нашего Мати, всех Творца неизреченно рождшая, моли всегда благость Его страстей нас избавити и оставление грехов нам даровати.
О зари, всепетая Дево, чистшая светлостей солнечных, слепотствующий ум наш разумом истиннаго Боговедения, да не погибнем люте во гресех наших: помыслы благочестия сердца наша просвети, да, спасшеся Тобою, радостно возгласим: слава силе, слава и милосердию Твоему, Господи, Благодетелю всеблагий.
М олим Тя, яже прежде век избранная в Матерь Господа, исцели расслабленныя грехом души наша, оживи росою покаяния сердечнаго и молитвы слезной, укрепи в сердцах рабов Твоих веру истинную и любовь нелицемерную, да сподобимся подвигом добрым подвизатися, веру непорочну соблюсти, житие мирно скончати, хваля Господа: слава долготерпению Твоему, Спасе наш.
Песнь 3
Ирмос: Т воя песнословцы, Богородице, живый и независтный источниче, лик себе совокупльшия, духовно утверди, в Божественней Твоей славе, венцев славы сподоби.
Д остойно есть величати Тя, Богородицу, даровавшую пречистый образ Свой в помощь и Божественное заступление святей обители сей от враг видимых и невидимых.
Б огоначальным мановением святая икона Твоя, Владычице, от лет древних хранимая, ныне, яко чаша, благодать Твою обильно изливающая, есть достояние обители Твоея, темже благочестно прославляюще Тя, Богородице, достойно величаем.
Н е остави нас, Богородице, нечистыми страстьми влаятися, не остави в беззакониях наших погибнути, но молящихся Тебе житие свое исправити научи и Твое милосердие воспети достойно.
Ч еловеков молитвы и Ангелов славословие, Владычице, приемлющи, и моего убогаго не отврати моления, скорбь души моея утоляющи, паче же терпение в скорбех присно мне подающи.
В ладычице Пречистая, елика просим днесь от Тебе прияти, сия от чудотворныя Твоея иконы нам подаждь, и немощное наше произволение утверди, и небесных благ желание в сердца наша всели.
Н ашему спасению буди, Богородице, ходатаица и наставница, но и телесныя нужды и болезни наша исцели; зане маловерни и нетерпеливи суще, помыслом уныния в бедах наших вдаемся и наипаче терпения дар у Бога просити требуем.
Седален
Я ко воистину Божественное украшение Церкви и залог милости Твоея к христоименитым людем икона Твоя, Богородице Дево, показася: всяк бо, с верою к ней приходяй, в недузех исцеление, в скорбех утешение, в бедах вспоможение от Тебе скоро приемлет, всемилостива бо сущи, милости Твоея источник в чудотворнем образе Твоем нам зде являеши, да славим имя Твое преблагословенное во веки.
Песнь 4
Ирмос: С едяй в славе на Престоле Божества во облаце легце, прииде Иисус Пребожественный нетленною дланию и спасе зовущия: слава, Христе, силе Твоей.
И же в бедах сущии человецы, ведите, яко близ вас избавление верное обретается, аще токмо с верою сие призывати будете, сице глаголюще: о, Владычице, помози и прости нас грешных, о нас милосердовавши.
В емы, Владычице, вемы, яко веры исполненная молитва Тобою не отщетится; но сицевыя веры лености ради нашея не стяжахом, аще и стяжати возжелехом. Темже и вопием: веруем, Пречистая, помози нашему маловерию.
Ш ирокий путь жития зле возлюбихом, Богородице, к погибели сыны своя влекущий и веру их сокрушающий; но пред святою Твоею иконою предстояще, покаяние о сем приносим и помощи Твоея смиренно просим, во еже на путь спасения обратитися.
Е же ко временному житию потребное вмале полезно есть, но паче сих о сухости сердец наших восплачем, о братие, и исцеления страстей наших просити потщимся, греховное житие свое окаявше и горних даров тепле возжелевше.
Я дом страстей извращена ми душа, и нозе мои по пути спасения ходити не возмогут, аще не Твоим, Пречистая, предстательством благодатную обрящу помощь, во еже на путь правый устремити души моея шествие.
Ц ерковь, в нейже икона Твоя пребывает, Богородице, врачебница недугов телесных и душевных является, веры же учительница и неверия явная обличительница.
Песнь 5
Ирмос: У жасошася всяческая о Божественней славе Твоей: Ты бо, неискусобрачная Дево, имела еси во утробе над всеми Бога и родила еси безлетнаго Сына, всем воспевающим Тя мир подавающая.
Л юдей мольбы и славословия, пред чудотворным Твоим образом и на всяком месте возносимыя, благоутробно, Владычице, приими, и, узами Твоея любве души наша пророчески связавши, сия в Небесное привлецы Царство, и тамо Твоему лицу поклонится сподоби.
Б лагочестно отвсюду, о Богомати, к чудотворней иконе Твоей притекающим и усердно покланяющияся милостей Твоих и щедрот не лишаеши, от бед сия спасаеши, от недуг избавляеши, духи лукавыя от них прогоняеши, утешение же и здравие всем подающи, яко всеблагая.
К Твоей, Дево, прибегаем благости, и очи сердец наших к Тебе, Чистая, возводим: не презри воздыханий наших молитвенных, но буди нам покров и помощница в день судный.
О священие, здравие и спасение душам и телесем нашим, Мати Божия, от святыя Твоея иконы подаеши, ейже благочестно покланяемся и усты и сердцем благоговейно сию целуем, Твоя чудеса и неисчетную милость к христианскому роду присно славяще.
И звестная верных еси помощница и всяких благ подательница, Пречистая Дево, иконою бо Твоею чудотворною неисчетныя милости просящим подаеши и вся спасаеши, иже Тебе верно вопиют от души: помилуй и спаси нас, Владычице.
М ати Божия всеблагая, милосердых щедрот Твоих не лиши нас, обнищавших во гресех, и от челюстей мысленнаго волка исхити души наша, да не погибнем до конца, но приносим присно плоды покаяния Богу.
Песнь 6
Ирмос: Б ожественное сие и всечестное совершающе празднество, богомудрии, Богоматере, приидите, руками восплещим, от Нея рождшагося Бога славим.
В ода освященная и елей от лампады иконы Твоея святыя недуги неисцельныя, Богородице Дево, врачуют и оныя с верою приемлющим во исцеление и спасение бывают; сего ради Тя, Целительницу, ублажаем, и чудеса Твоя, от иконы Твоея явленная и присноявляемая, славим.
Р асторгни пленицы наших грехопадений, избави от рова страстнаго жития, и даруй свободу рабом Твоим, Богородице, да скончаем прочее живота нашего в мире и покаянии, уповающе наследити вечную славу.
З ряще на Твою, Богородительнице, икону, молим Тя, яко Матерь Света незаходимаго, отжени от нас мрак страстей Того светлостию, да, просвещшеся, воспоем: слава силе Твоей, Господи.
Т ы тихое обуреваемым, Богородице, пристанище, Ты радость печалию погруженным, болящим Ты исцеление и покров всем, к Тебе прибегающим, Владычице, едина Чистая и Благословенная.
Т я, Богоневесто Чистая, недостойнии раби, славим, лобызающе бренными устны образ Твой святый, и Тебе молимся со слезами: спаси нас от лютых грехопадений, да избавимся от вечныя муки.
Кондак, глас 6
Б ысть чрево Твое святая Трапеза, имущая Небеснаго Хлеба, Христа Бога нашего, от Негоже всяк ядый не умирает, якоже рече всех, Богородительнице, Питатель.
Икос
Песнь 7
Ирмос: Н е послужиша твари Богомудрии паче Создавшаго, но огненное прещение мужески поправше, радовахуся поюще: препетый отцев Господь и Бог, благословен еси.
Н еисповедимое чудес море вемы Тя, Богородице, паче бо ума и слова оными Ты прославилася еси. Тем ныне, яко Матерь Божию, в песнех Тя славим, раби Твои, благодарственно.
Ж ивоносный источниче, Богородице Дево, зноем страстей палимую мою душу напои благодатными струями Сына Твоего, и услади горесть сердца моего зрением святаго образа Твоего.
Н епостыдную предстательницу нам дарова, икону Матери Своея, иже Ея зряще, веселимся и умильно зовем: помози, Владычице, всем, и от всех злых спаси, и Царствию Небесному сподоби.
Т обою вси спасаемся и от нахождений диавольских свобождаемся. Тя Бог показа нам заступницу и Твою честную икону нам дарова, Ейже вопием: Владычице, помози, и от всех злых человек спаси, и Царствию Небесному сподоби.
Н е умолчим, Владычице, чудеса Твоя, яко Своею честною иконою всех спасаеши и страждущих от бед избавляеши, недужным цельбы подаеши, и нас от всех злых спаси и Царствию Небесному сподоби.
П ение от недостойных раб приими, Мати Христа Бога, и не отрини мене от Своего пречистаго лица, но спаси от злых всех и Царствию Небесному сподоби.
Песнь 8
Ирмос: О троки благочестивыя в пещи Рождество Богородичо спасло есть, тогда убо образуемое, ныне же действуемое, вселенную всю воздвизает пети Тебе: Господа пойте, дела, и превозносите Его во вся веки.
П риидите, вси вернии, воспоем Пречистую Деву Марию и честному Ея образу поклонимся, вопиюще от сердца: радуйся, Гавриилово благовещение; радуйся, Царя Христа восприимши и на руку Своею держа, яко солнце. Того моли, Чистая, от злых спасти душу мою.
Б ожественныя Твоея иконы святое явление, яко солнце, возсия в сердцах, луча всечестная просвещает светом Своим всех, вопиющих Ей: радуйся, благая наша предстательнице и скорая помощнице, славословящих Тя, Пречистая, помилуй нас.
П равоверно чтущи Тя, Царицу всех Бога, и Твоей чудней иконе святей любезно покланяюся, вопиющи: о, Божия Мати, спаси от клеветы злых человек и избави мя, славословящаго Тя, и помилуй.
Б ожественней Твоей иконе покланяемся, Богородице Дево, просяще от Тебе великия милости, юже даруй рабом Своим, едина Чистая, и от всякия злобы избави, и славословящих Тя, Пречистую, помилуй.
В зираю на Божественный образ Твой, и чту Владычню Божию Матерь, и взираю на подобия пречистаго Ея лица зрак, покланяюся и вопию: Дево Богородице, чтущих Тя, Многопетую, во веки сохрани.
П риими песнь исходную, Мати Живаго Бога, и спаси всех, верно покланяющихся святей Твоей и чудотворней иконе и вопиющих Тебе, Богородительнице: молися, Пречистая, Сыну Своему, помиловатися от всех злых.
Песнь 9
Ирмос: В сяк земнородный да взыграется, Духом просвещаемь, да торжествует же безплотных умов естество, почитающее священное торжество Богоматере, и да вопиет: радуйся, всеблаженная Богородице, Чистая Приснодево.
Б огородице Пречистая, аще и многогрешни суть людие, в Твой святый храм притекающии, но якоже Сын Твой спасения ради грешник от небес к нам пришел есть, тако и Ты от небесных кругов на моления наша призри и прошений людей Твоих не презри, Всепетая.
Д а утверждается Православная вера умножением исцелений от Твоея чудотворныя иконы, о Владычице, бываемых, да прославляется в людех Твое предстательство, паче же над страстьми победою увенчай наша зде возносимыя Тебе молитвы.
Т воей чудотворней иконе, Пречистая, покланяяся и сию благоговейно лобызая, о своих же грехопадениих ужасаяся, сице реку: аще подобает мне их ради скорби приимати, терпения дар молитвою Твоею мне низпосли.
О течество наше, Владычице, паче всех стран земли чудотворными иконами Твоими просветила еси, яже, аки звезды небесныя, нощь земнаго жития нашего освещают и по пути правому ходити нас научают.
М ножеству людей, семо притекающему, многая дарования от чудотворныя иконы Божия Матере подаются, от нихже лучшее есть, еже в чувство покаяния приити и на деяния благая устремитися. В сем убо помощь Твою яви мне, Пречистая.
П омощи Богородицы Пречистыя, о братие, мнози свидетелие зде обретаются, нашему же нерадению обличителие, темже чудотворней иконе Владычицы предстояще, к покаянию теплому устремим душ наших шествие.
Тропарь иконе «Неупиваемая Чаша»
Тропарь, глас 4:
Днесь пpитеце́м ве́pнии/ к Боже́ственному и пpечу́дному о́бpазу Пpесвяты́я Богома́теpи,/ напоя́ющей ве́pных сеpдца́/ небе́сною Неупива́емою Ча́шею Своего́ милосе́pдия/ и лю́дем ве́pным чудеса́ показу́ющей./ Я́же мы ви́дяще и слы́шаще духо́вно пpа́зднуем и те́пле вопие́м:/ Влады́чице пpеми́лостивая,/ исцели́ на́ша неду́ги и стpа́сти/ моля́щи Cы́на Твоего́ Хpиста́ Бо́га на́шего // спасти́ ду́ши на́ша.