Неучтенные ресурсы в смете что это
Что такое неучтенные материалы в смете и как с ними работать?
Согласно Методике применения сметных норм, утвержденной приказом от 29 декабря 2016 г. № 1028/пр
4.13.3. Материалы, изделия и конструкции, тип, разновидность, класс или марка которых при определении сметной стоимости подлежат уточнению по проектным данным, приводятся с обобщенным наименованием, без указания конкретных характеристик.
В ПК ГРАНД-Смета такие ресурсы называются неучтенными и выделяются красным цветом с буквенным обозначением Н или П,Н.
Такие ресурсы нужно включить в смету с учетом тех характеристик, как они указаны в проекте. Добавлять эти материалы можно двумя способами:
1. Включить в состав ресурсов по расценке
2. Добавить материал отдельной строкой в смете.
В первом варианте сделать это следует при помощи двойного щелчка мыши по коду позиции открыть таблицу для замены ресурсов. Сделать это также можно на панели “Работа с ресурсом”.
Таблица замены ресурсов позволяет заменить отсутствующий ресурс на тот, который имеется в базе. Для этого необходимо выбрать вариант, который больше всего подходит под позицию и нажать кнопку “Заменить”.
После этого, выбранный материал заменит предыдущий в документе, вместе с установкой соответствующих индексов для перевода в текущие цены.
Во втором варианте необходимо нажать левой кнопкой мыши на ресурс и перейти на появившуюся вкладку «Работа с ресурсом». Обратите внимание, что данная вкладка доступна только тогда, когда выделен какой-либо ресурс.
После перехода на вкладку «Работа с ресурсом» можно выбрать команду для данного ресурса. Так,, команда добавить (вычесть) на основании ценника добавит ресурс в виде самостоятельной расценки с положительным или отрицательным объемом соответственно. Также к новой позиции в ячейке физобъема будет добавлен идентиыфикатор, который помогет при изменении физобъема основной расценки расчитать физобъем связанного ресурса.
КЛЮЧЕВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ 2021
Фундаментальный курс повышения квалификации в сметном деле
За 5 недель систематизируй 300+изменений 2020 года под руководством экспертов сметного дела
Методическое пособие по ПК «ГРАНД-Смета» версия 7
Что делать с неучтёнными материалами в позициях сметы?
В нормативной базе есть немало расценок, где один или несколько материалов из ресурсной части не учтены в прямых затратах по расценке. Такие материалы называются неучтёнными и выделяются в ресурсной части расценки красным цветом.
А при добавлении этой расценки в локальную смету неучтённые материалы показываются в бланке сметы под позицией – это делается специально для того чтобы сигнализировать пользователю о наличии в расценке неучтённых материалов. Увидев такую подсказку программы, пользователь понимает, что для получения полноценного сметного расчёта необходимо дополнительно добавить в смету позиции со стоимостью неучтённых материалов.
Как правило, наименование неучтённых материалов содержит лишь общее описание – например, Бетон, Конструкции стальные, Скобяные изделия и т. п. Кроме того, нередко бывает, что и нормативный расход неучтённого материала в расценке не указан. Соответственно, при добавлении в смету неучтённых материалов выбор подходящей расценки из сборника сметных цен на материалы и ввод нужного количества материала осуществляется на основании проектных данных.
Рассмотрим пример, когда в смету добавлена расценка из сборника ТЕР10 на установку оконных блоков в жилом доме. Под позицией с расценкой ТЕР10-01-027-02 в бланке сметы показывается выделенная красным цветом строка Скобяные изделия с нулевым количеством и буквами П,Н в колонке Обоснование.
Это означает, что скобяные изделия не учтены в прямых затратах по расценке ТЕР10-01-027-02 и нам необходимо дополнительно добавить в смету их стоимость отдельной позицией, при этом количество должно быть указано по проекту. Для того чтобы быстро открыть в нормативной базе сборник сметных цен на материалы, выделяем курсором в смете красную строку Скобяные изделия и нажимаем кнопку Найти в норм. базе на панели инструментов на вкладке Документ. Далее остаётся только найти в сборнике подходящую расценку (например, ТССЦ-101-0936) и скопировать эту расценку в смету, после чего ввести нужное количество в добавленной позиции.
Кроме неучтённых материалов есть ещё один особый случай, когда элемент ресурсной части расценки выделяется красным цветом и при добавлении этой расценки в локальную смету показывается под позицией – это строительный мусор в расценках на ремонтно-строительные работы. Таким образом, пользователь получает информацию о массе строительного мусора, который образуется в результате выполнения указанных работ. И эту информацию можно использовать для того чтобы посчитать в смете затраты на вывоз мусора.
Рассмотрим пример, когда в смету добавлена расценка из сборника ТЕРр57 на разборку покрытий полов из керамических плиток. Под позицией с расценкой ТЕРр57-2-3 в бланке сметы показывается выделенная красным цветом строка Строительный мусор, где масса мусора посчитана для указанной площади покрытия.
Теперь остаётся только обратиться к сборнику сметных цен на перевозку грузов в нормативной базе и найти там подходящие расценки на погрузку мусора и его перевозку на нужное расстояние (принимая во внимание, что строительный мусор – это I класс груза). После чего скопировать эти расценки в смету и ввести известную массу мусора в качестве физобъёма для добавленных позиций.
Замечание: В последующих пунктах описано, как в таких случаях можно не вводить вручную имеющееся в смете значение, а получить его автоматически при помощи ссылки.
Как читать смету: взгляд бухгалтера
Современный бухгалтер не просто ведет учет, подготавливает отчетность и отвечает на письма из налоговой инспекции, он выполняет широкий круг обязанностей, часто от секретаря до юриста. При этом приходится учиться разбираться в совершенно новых областях. Лично для меня ими стали госконтракты, аукционы и сметная документация (помимо прочего).
Самым сложным оказались сметы, ведь они являются основанием для формирования суммы контракта на работы по госзаказу и сдаточных документов, таких как формы КС-2 (акт о приёмке выполненных работ) и КС-3 (справка о стоимости выполненных работ и затрат). Тем, кто только начинает осваиваться в сметном деле, я предлагаю прочитать статью и узнать об основах работы со сметной документацией и хитростях, которые помогут разобраться в самой смете.
Что такое смета?
Начнем с азов. Скорее всего, вам придется иметь дело с локальными сметами – это документы, в которых отражаются:
Если речь о крупном объекте, то локальных смет (сокращенно ЛС) может быть несколько, они объединяются в объектных сметах (ОС), а те в свою очередь собираются в сводном сметном расчете (ССР). При этом иерархически документы формируются от простых к сложным от ЛС к ССР.
Составление ЛС начинается с проекта: строительство дома, реконструкция старого склада, ремонт офиса и т.д. Для начала нужно понять, что хочет заказчик получить в итоге, сколько денег он готов потратить, кто заказчик – бюджетная или коммерческая организация, ИП или частное лицо, выяснить особенности и конкретные пожелания.
Кстати! Часто встречается ситуация, когда необходимо вписаться в конкретный бюджет, тогда после составления чернового варианта сметы (как правило, он выйдет в деньгах дороже) придется проанализировать расходы и откорректировать их: установлением коэффициента к итоговой сумме (фактически – скидки), пересмотром состава и стоимости материалов, сокращением каких-либо затрат.
Подготовкой проекта занимаются специально обученные люди: инженеры, проектировщики, дизайнеры. Они создают техническую и визуальную часть, исходя из нее уже принимаются решения о том, какие материалы и оборудование используются, сколько работа займет времени, будут ли отдельные этапы или сдача сразу всего объекта и прочие тонкости.
После в дело вступают сметчики, они формируют документ, в котором собирают воедино всю имеющуюся информацию, руководствуясь представленным проектом, инструкциями к оборудованию, материалам, списками работ и собственным опытом.
Наконец, рождается смета, на ее основе заключаются контракты, готовятся акты и справки по выполненным работам. Вот на этом этапе часто приходится подключаться бухгалтеру – проверять достоверность отраженных расходов ресурсов, отнесение затрат на конкретный объект, списание материалов, правильность заполнения и, в принципе, наличие документов. В небольшой компании подготовкой форм КС-2 и КС-3 тоже приходится заниматься бухгалтеру.
Нужно не только работать с готовыми документами, но и уметь ориентироваться в смете, понимать, соответствуют ли объемы выполненных обязательств контракту, выводить итог (прибыль/убыток) по сделке и оперировать данными перед руководством и представителями заказчика (неловко себя чувствуешь, обсуждая со сметным отделом поправки в актах, когда не понимаешь, о чем вообще идет речь).
Основные составляющие локальной сметы
Если не вдаваться в подробности, сметы бывают разного вида, составлены с использованием различных методов и нормативных баз, даже внешне могут отличаться, потому что созданы в разных программах, но в общем они состоят из нескольких блоков:
Чтобы вам проще было ориентироваться в терминологии, дам некоторые определения.
Расценка – это стоимость определенного объема работ, она включает не только оплату труда рабочих, но и затраты на технику, некоторые материалы. Берется из специальных сборников, имеет особый шифр, отражающий, к какому сборнику, его разделу относится.
Базовые цены – установленные цены на работы на определенную дату (базовую). К ним добавляются различные коэффициенты, и в итоге они пересчитываются в цены текущего периода.
Сметная прибыль – прибыль подрядчика. Для бюджетных смет производится расчет по определенным нормативам, в коммерции могут быть и свои показатели, хотя ориентироваться необходимо на установленные для государственных нужд. Они регулярно корректируются, дополняются и меняются.
Накладные расходы – это косвенные расходы, такие как зарплата административного персонала или другие, непосредственно не относящиеся к работам. Конкретно они не расписываются в смете. Аналогично прибыли определены для госорганизаций по нормативам.
Важно! Расчет накладных расходов и сметной прибыли производится в процентах от ФОТ, включенного в расценки. Информация о процентовке и коэффициентах есть в самой смете, в графе с наименованием работ. Там же можно найти и некоторые расчеты объемов. Это хорошая подсказка.
Табличная часть сметы: расценки и ресурсы
Сметы могут составляться в расценках ГЭСН – государственные сметные элементные нормы, в региональных ТЕР – территориальные единичные расценки, в ФЕР (федеральные единичные расценки). Каждая из баз отличается своей шифрацией. Количество сборников расценок очень большое. По ГЭСН написано целых 47 сборников только на строительные работы.
При правильном подходе смета, составленная на основе любой базы, должна выходить одинаковой по стоимости. Но не всегда так получается, т.к. каждая база имеет свои особенности. Например, при составлении в ГЭСН вы увидите достаточно подробную информацию по каждой позиции, в ТЕР она более свернутая. Зато ТЕРы учитывают местные особенности: в локальных сборниках могут учесть перевозку по городу и специфику региона (допустим, отсутствие метро означает, что относящиеся к нему работы исключат).
В расценках, как уже говорилось, учтены затраты на работников, технику (автовышки, краны и т.п.), некоторые материалы. Если у вас есть возможность получить смету в электронном виде и открыть ее в программе (при условии одинакового ПО; не могу сказать, насколько корректно откроются документы, созданные в разных программах), то вы сможете просмотреть составляющие каждой строки.
Некоторые позиции удивляют. Гвозди вместо саморезов или мыло там, где его вроде бы и быть не должно. Дело в том, что сборники зачастую составлены давно, а технологии меняются. Конечно, происходят постепенные изменения и обновления, но это очень медленный процесс, поэтому сметчикам приходится пользоваться имеющимися данными.
Кстати! По креативности и творческому подходу составление смет вполне сравнимо с бухгалтерским учетом. Чтобы понимать правомерность включения позиции в документ, важно представлять хотя бы в общих чертах технологию и этапы производства работ.
К ресурсам относятся:
Вместе три пункта составляют прямые затраты. Это фактически костяк сметы. Самое важное — обратить внимание на сумму расходов на материалы. При изменчивой экономике (даже в 2020 году это хорошо видно на фоне происходящего в мире кризиса с коронавирусом) необходимо учитывать неожиданное изменение цен на товары. При продолжительном цикле работ фиксированная смета станет проблемой – увеличение суммы контракта не произойдет, а затраты вырастут.
Важно! Особенно внимательно отнеситесь к госсметам. Выиграв аукцион по сниженной цене, учитывайте вероятность получения убытка. Не за счет дешевизны работ (можно нанять рабочих и за более низкую оплату), а за счет повышения цен на материальные ресурсы (они обычно четко оговорены, и не получится поменять одни материалы на другие).
Неучтенные материалы. Мониторинг цен
Иногда в смете встречается отдельный раздел со списком материалов или оборудования. Спрашивается, почему, ведь подобные ресурсы должны включаться в расценки на работы? На самом деле это нереально сделать в некоторых ситуациях, поскольку все зависит от конкретных инженерных и дизайнерских решений, принятых при создании проекта.
При выполнении монтажа оборудования устанавливается объем и стоимость работ, а вот цена оборудования сильно различается в зависимости от производителя и технических характеристик. Значит, нужно отразить его обособленно.
Узнать такие позиции нетрудно. Во-первых, они обычно расположены отдельным блоком в таблице (но не всегда, могут и «прикрепляться» к строке с расценкой на работу), а во-вторых, у них нет собственного шифра, и в колонке, где обычно находится номер из сборника, написано «прайс», «по прайсу ООО «Ромашка», «мониторинг цен» или что-то подобное.
Обратите внимание! Мониторинг означает, что для установления цены были собраны несколько (как правило, не менее 3) коммерческих предложений от разных организаций или ИП и выведена средняя арифметическая (или минимальная, зависит от заказчика). О методике можно прочитать в пп. 4.25 МДС 81-35.2004.
Учтите, при работе со сметой в программе или при проверке привязанные к расценкам и включенные в них материальные ресурсы зависят от объема работы и меняются вместе с ним. Неучтенным материалам количество и цена задаются вручную.
Коэффициенты и НДС
Наверное, самым запутанным и сложным является система применения специальных коэффициентов. Они бывают как понижающими, так и повышающими. Могут использоваться в следующих случаях (к каждому приведены примеры):
Таких значений много, они установлены как на федеральном, так и на местном уровне. Неспециалисту понять правомерность их применения сложно, в большинстве случаев это и не требуется бухгалтеру, но знать об их существовании необходимо.
Большое количество вопросов вызывает НДС, если точнее, его отсутствие в документах, которые составлены для фирм-упрощенцев. Когда подрядчик применяет УСН и не платит НДС, он покупает материалы, которые в подавляющем большинстве случаев включают налог. Заказчики иногда норовят выкинуть НДС из сметы вообще, это в корне неверно.
Обратите внимание! Коэффициенты могут указываться построчно, это видно в колонке с шифром, а могут отражаться в итоговой таблице. Зависит от выбранного метода расчета.
Лучше согласовать конкретный вариант оформления итоговой таблицы в части НДС с заказчиком напрямую. Обращаться при этом можно и в сметный отдел, и в бухгалтерию, ведь именно они передают документы на оплату в казначейство и наверняка знают, какой документ пройдет проверку, какой нет.
Составление форм КС-2 и КС-3
Программным способом составить акт и справку легко, они формируются автоматически на основании готовой сметы. Но, допустим, локальную смету вам предоставили в Excel или Word (хуже, если в PDF или другом подобном формате в виде нередактируемой картинки). Это тоже позволяет облегчить задачу и перекопировать построчно данные в форму КС-2, ведь информация там очень похожая.
Отличия между сметой и КС-2:
Форма КС-3 еще более упрощенная. Обычно в ней достаточно указать общее наименование работы («работы по установке фундамента»). В ней отражаются суммы в разрезе трех периодов – с начала проведения работ, с начала года и в том числе за отчетный период.
Если выполняются дополнительные работы, не предусмотренные изначально, то на них необходимо сформировать отдельную смету и составить отдельные акты и справки. По 44-ФЗ (госзакупки) возможность проведения таких работ, как правило, не предусмотрена. Можно либо увеличить объем включенных в смету работ или использовать «зазор» в виде непредвиденных затрат и только при наличии подобного условия в контракте.
Важно! При работе с бюджетным учреждением увеличение возможно, как правило, в пределах 10% от стоимости конкретных работ, а не от полной стоимости сметы. Аналогичен подход к материалам. Некоторые госзаказчики строго замеряют фактический расход материалов и соответственно корректируют объемы. В итоге сумма выигранного тендера может упасть при окончательном расчете.
Проверка сметы
Проверяют вопреки распространенному мнению не только сметы для госконтрактов. С ними как раз проще — смета часто идет в составе аукционной документации на площадках, т.е. кто-то ее уже составил и утвердил. Самый безопасный вариант – брать ее за основу и составлять документы по шаблону.
Если вы заключаете прямой договор с заказчиком, то тот может проверить, правильно ли применены нормы и коэффициенты, нет ли лишних работ и материалов, реальный ли уровень цен отражен в документе. Для этого обращаются в специализированные организации в регионе (т.к. местные больше знакомы с территориальными особенностями).
Составляя смету по ремонту жилья для частного лица, узнайте, с какой целью он проводится. Если это ремонт после того, как у соседа прорвало трубу, и необходимо подготовить претензию в суд, то такую смету также могут подвергнуть проверке с привлечением эксперта.
Хитрости и советы
Есть небольшие секреты, которые помогут правильно «читать» смету и показать осведомленность в вопросе, а также пригодятся, если вы решите самостоятельно заняться подготовкой документации:
Лично мне пришлось отправиться на курсы повышения квалификации, чтобы начать разбираться в сметном деле. Не каждому бухгалтеру это необходимо, но дополнительные знания определенно дают преимущества: понимание принципов работы сметчиков, упрощение анализа документации, нахождения ошибок и несоответствий, оспаривание завышенных смет или отстаивание своих.
Обучающий курс по работе с программой «ГРАНД-Смета»
Что делать с неучтёнными материалами в позициях сметы?
Даже не раскрывая ресурсную часть позиции сметы, мы видим, как программа показывает в бланке сметы строки красного цвета с ресурсами, которые не учтены в стоимости позиции.
Как правило, в такой красной строке приводится обобщённое наименование ресурса – например, Кирпич керамический, силикатный или пустотелый. Для того чтобы добавить в смету стоимость неучтённого ресурса, требуется уточнить по проекту его тип, класс или марку. Необходимое количество неучтённого ресурса может быть явно указано в колонке Количество, либо там стоит нулевое значение – в этом случае количество неучтённого ресурса берётся по проекту.
В нашей смете для кирпичной кладки наружных стен используется расценка, в которой не учтена стоимость кирпича – при этом тип и конкретная марка кирпича в красной строке не указаны. Предположим, что согласно имеющемуся у нас проекту для этой работы нужен кирпич керамический одинарный марки 150.
Откроем ресурсную часть данной позиции сметы. Обратите внимание, что в отличие от других ресурсов код неучтённого ресурса в красной строке содержит только номер группы сборника, без указания точного номера ресурса в этой группе. Этого достаточно, чтобы быстро подобрать нужную марку кирпича в нормативной базе.
Выделяем курсором красную строку с неучтённым ресурсом и нажимаем кнопку Найти в норм. базе на панели инструментов на вкладке Документ.
В результате данной операции программа по обоснованию в текущей выделенной строке сметы открывает соответствующий сборник в нормативной базе и сразу переходит там на расценку с этим обоснованием. В нашем случае мы оказались в сборнике ФССЦ на первой расценке в группе Кирпичи керамические, которая соответствует коду неучтённого ресурса.
Спускаемся в этой группе ниже и подбираем подходящий ресурс согласно проектным данным. Кирпич керамический одинарный марки 150 указан здесь в строке с кодом 37. Вставляем эту строку из нормативной базы в смету.
Теперь в добавленной позиции сметы необходимо ввести значение в колонке Количество. Требуемое количество кирпича зависит от объёма кирпичной кладки. Нужное значение указано выше в красной строке с неучтённым ресурсом.
Для зависимых позиций сметы объём работ всегда следует вводить через ссылку на нужное значение, указанное в ведущей позиции. Это ускоряет работу со сметой и обеспечивает взаимосвязь объёмов работ в разных позициях. Благодаря этому, при изменении исходного значения все связанные объёмы меняются автоматически.
Находясь в режиме редактирования колонки Количество, нажимаем клавишу Ctrl и двигаем указатель мыши до ячейки с расходом кирпича в красной строке. Указатель показывается в виде перекрестья, ячейка обводится пунктирной линией. Далее щёлкаем по нужному значению левой кнопкой мыши, отпускаем клавишу Ctrl и подтверждаем ввод объёма в виде ссылки нажатием клавиши Enter.
Аналогичным образом добавляется в смету стоимость неучтённого ресурса, который используется в нескольких позициях. В разделе с ремонтом пола стоимость устройства бетонной стяжки рассчитывается у нас как сумма двух позиций – и в обеих позициях мы видим красные строки, напоминающие нам о необходимости дополнительно добавить в смету стоимость бетона тяжёлого.
Выделяем курсором одну из этих красных строк и снова нажимаем кнопку Найти в норм. базе на панели инструментов на вкладке Документ. Оказавшись в сборнике ФССЦ в списке, где перечисляются разные типы и марки бетонов, подбираем нужный вариант согласно проектным данным – пусть это будет бетон марки 250. Вставляем эту строку из нормативной базы в смету.
Теперь наша задача состоит в том, чтобы вот в этой добавленной позиции сметы ввести в колонке Количество суммарный объём бетона на обе позиции с бетонной стяжкой. Выполнить эту задачу можно по-разному.
Сначала рассмотрим менее очевидный способ, который может быть удобен в ситуации, когда необходимо получить суммарный объём какого-либо неучтённого ресурса из нескольких позиций сметы, разбросанных по всему документу. Для этого нам потребуется раскрыть в бланке сметы группировку в строке Ведомость ресурсов по разделу (если все нужные позиции находятся в этом разделе) или в строке Ведомость ресурсов по смете. В ведомости ресурсов содержится информация о суммарном расходе всех ресурсов, указанных в ресурсных частях позиций сметы – и в том числе неучтённых ресурсов из красных строк.
Раскрываем ведомость ресурсов по разделу с ремонтом пола, спускаемся вниз до неучтённых ресурсов и копируем указанный здесь суммарный объём бетона. Мы знаем, что в данном разделе весь неучтённый бетон приходится на заливку бетонной стяжки.
Далее остаётся только вставить скопированное значение в колонку Количество для ранее добавленной позиции с бетоном марки 250. Недостаток рассмотренного способа в том, что при изменении площади бетонной стяжки в смете придётся заново вручную менять указанный в этой позиции объём бетона.
Зато второй способ позволяет избежать лишней ручной работы при корректировке сметы. Давайте теперь снова воспользуемся возможностью ввести объём работ в позиции сметы через ссылку на значение, указанное в другой позиции. Только в отличие от предыдущего примера сейчас нам придётся просуммировать две ссылки.
Входим в редактирование колонки Количество для позиции с бетоном марки 250, обнуляем. Нажимаем клавишу Ctrl и двигаем указатель мыши до ячейки с расходом бетона в первой красной строке. Щёлкаем по нужному значению левой кнопкой мыши, отпускаем клавишу Ctrl. Теперь добавим вторую ссылку. В формуле вставляем знак «+», далее снова нажимаем клавишу Ctrl и двигаем указатель мыши до ячейки с расходом бетона во второй красной строке.
Щелчок левой кнопкой мыши. Отпускаем клавишу Ctrl. Введённую сумму двух ссылок подтверждаем нажатием клавиши Enter. В результате объём добавленного в смету бетона марки 250 автоматически суммируется из указанного расхода неучтённого бетона в двух позициях с бетонной стяжкой.