Нетология что это за профессия
Нетология: что это такое и стоит ли обучаться в этом проекте
Привет, дорогой читатель!
Краткое содержание статьи (кликабельно)
Разберем такие вопросы как
Вот такой вот простенький план, но прежде хотелось бы представиться, чтобы ты, дорогой читатель, понимал, зачем тебе это читать и прислушиваться к тому, что я изложил в данной статье.
Зовут меня Денис и я интернет-маркетолог. Моя работа заключается в привлечении и удержании клиентов для бизнеса. Для этого есть целая куча инструментов: начиная с создания сайта и продающих страниц, после чего — привлечение трафика при помощи рекламных кампаний в интернете. А также работа над имиджем компании и возврат ушедших клиентов. Все это делается в интернете.
И да, я проходил несколько курсов в Нетологии, и хочу поделиться с тобой своими впечатлениями об этой компании и о том, какой результат я получил.
Кстати, так как я являюсь выпускником Нетологии у меня есть доступ к скидке на их курсы:
При регистрации на любой курс в графе «промо-код» введи NETOCPA10 и получи скидон на 10%
Итак, поговорим о том, зачем ты сюда пришел.
Нетология — что это такое
Нетология – это образовательный онлайн-центр, который существует с 2011 года. Под онлайн-центром я подразумеваю то, что обучение проходит через интернет по средствам так называемых вебинаров.
Вебинар – это закрытое онлайн-сообщество, куда заходит участник и видит на мониторе презентацию и спикера (того, кто вещает), также в комнате вебинара есть чат, куда ты можешь писать свои вопросы, комментарии и т.д.
Надеюсь, что здесь понятно.
Также в Нетологии есть видеокурсы. Это набор видеороликов с теоретической частью и домашкой. Тут не буду расписывать подробно, так как не проходил такое обучение. Если ты, вдруг, покупал видеокурсы от Нетологии и проходил их – отпишись в комментах о том, как все было, понравилось или нет, какие результаты получил? Будет очень интересно почитать=)
Для особо любознательных, возможно, будет интересно, кто создатель этой компании. Напишу коротко. Зовут его Максим Спиридонов вот несколько фактов о нем:
Участвовал в создании и руководил десятками крупных веб-проектов, многие из которых стали лидерами в своих нишах и успешными бизнесами.
Наиболее известные: журнал «ШколаЖизни.ру», сайт социальных закладок Memori.ru, форекс-брокер FreshForex, интернет-энциклопедия Calend.ru, сервис «БобрДобр.ру», подкаст-терминал PodFM.ru.
С 2009г является автором и ведущим ежедневного аналитического аудиошоу «Рунетология»
В декабре 2011 года в издательстве «Манн, Иванов и Фербер» была опубликована книга Максима «Кто управляет русским интернетом».
Выводы об этом человеке можете сделать сами, ответив на вопрос «может ли он сделать достойный и интересный проект?»
Справедливости ради скажу, что у проекта есть свои недостатки и такой центр как Нетология не один на рынке. Сейчас вообще на планете культ вокруг знаний. Все хотят получить как можно больше новой и полезной (не всегда) информации за довольно короткое время. Именно поэтому тренинги так популярны. Так как являются выжимкой чьего-то многолетнего опыта и, как правило, приносят хорошие результаты.
Какие есть курсы у Нетологии
Все программы обучения разбиты на четыре больших факультета:
И также в каждом блоке вы можете пройти общий курс. Например, как «Интернет-маркетолог: от новичка до профи», где в течение трех месяцев тебя проведут по всем «коридорам» данной специальности и познакомят со всеми основными инструментами, завалят литературой и доп. материалами.
А можно и сузиться в конкретную специальность. Возьмем тот же интернет маркетинг и пойдем учиться на директолога (специальность по настройке контекстной рекламы в интернете). И «прокачавшись» в этой сфере ты будешь зарабатывать от 70 000 рублей в месяц (это та цифра, которую я видел на хэдхантере). Что уже неплохо, даже если не думать о том, что на фрилансе можно зарабатывать от 2500 рублей за настройку одной рекламной кампании.
Полный список программ обучения я приведу в конце, а так же ты узнаешь, как получить хорошую скидку. А сейчас…
Сколько стоит обучение в Нетологии
Ответом на этот вопрос будет – дёшево.
Серьезно! По сравнению с другими тренинговыми центрами Нетология дает достаточно качественное образование за очень низкий прайс. Задаваться вопросом «почему так?» не вижу особого смысла. Если можно получить востребованную интернет-профессию за несколько месяцев за сумму одной месячной зарплаты специалиста – круто! Заверните две=)
Кстати, для любителей халявы, Нетология часто проводит бесплатные обучающие курсы.
А для тех, кого интересует вопрос «как получить хорошую скидку в Нетологии» напомню, что при регистрации на любой курс достаточно лишь ввести промокод NETOCPA10 на скидку в размере 10%. Не благодари;)
Стоит ли пойти обучаться в Нетологию
Не буду следовать правилам копирайтинга и сразу скажу, что ДА, стоит!
Это мое мнение, и сейчас я объясню, почему так думаю.
Во-первых: обучение дает результаты
Как я уже писал ранее, я проходил обучение по интернет-маркетингу, и, несмотря на уже имеющийся опыт в этой сфере, меня загрузили большим количеством новых теоретических знаний, и все это отлично «легло» в мою голову благодаря практической работе и хорошей обратной связи от тренеров и кураторов проекта.
Во-вторых: Низкая стоимость обучения
3-ёх месячный курс, в который входит 5 больших блоков, в которых разбирают все что необходимо от А до Я, дают домашку и после проверки ты получаешь развернутую обратную связь по твоей работе. Это не считая тех людей, с которыми ты можешь пообщаться – это твои коллеги, с которыми можно и нужно вести диалог и делиться опытом. И я правда считаю что 20 000 рублей (в среднем) за такое обучение – это мало!
В-третьих: Обучение только востребованным специальностям
Если ты сейчас учишься в ВУЗе, либо уже закончил, но почему-то по специальности не работаешь (странно да?), и не особо доволен своим материальным положением и работой в целом, то тебе явно стоит обратить внимание на дополнительное образование. Как минимум это у тебя не займет больше полугода (это если ты уже спец в своем деле и хочешь прокачать свои навыки до уровня руководителя проектами). Плюс ты получишь специальность, которая реально нужна!
В среднем ЗП после прохождения курсов по тем профессиям, которым обучает Нетология 100 000 рублей/месяц. Неплохо, да?=) А еще можно зарабатывать те же деньги сидя дома, т.е. работая удаленно.
Какие тебе еще нужны причины, чтобы учиться?
Но, как я уже писал ранее, без косяков не обошлось.
Что не очень понравилось
Отличия от других тренинговых центров
Какие выводы можно сделать из всего вышесказанного?
Нетология хороший образовательный центр, в котором стоит учиться, если ты нацелен на получение востребованной и хорошо оплачиваемой профессии. В других случаях – не стоит=)
Да, у них есть свои недостатки, как и везде, но за ту стоимость и результаты, которые получаешь за время прохождения их программ обучения можно закрыть глаза на недочеты.
Собрался обучаться в Нетологии
Если тебе интересна тема интернет маркетинга, то жми сюда и ты сможет ознакомиться с программой обучения
А если интересно что-то другое, переходи в раздел программ обучения, чтобы посмотреть, что предлагает Нетология — список видеокурсов можно тут
P.S.: я считаю, что учиться нужно у тех, кто уже хорошо делает то, чему ты хочешь научиться. Я выбирал Нетологию именно по этому критерию. Более подробно обо всем расскажу в статье с отзывом о своем законченном обучении в Netology, которая будет совсем скоро, следите за новостями.
P.P.S.: Спасибо за то, что дочитал эту статью до конца! Надеюсь, она была тебе полезна.
Буду рад комментариям (оставить их можно в конце страницы).
А если поделишься этой статьей с друзьями, я буду в восторге=) Приятно, когда то, что ты делаешь, приносит пользу людям.
Нетология что это за профессия
Привет, дорогой друг! Сегодня я расскажу тебе о том, как получить востребованную интернет-профессию, которая позволит тебе зарабатывать хорошие деньги не выходя из дома. Кстати, для того, чтобы обучиться такой профессии, выходить из дома тоже необязательно 🙂
Что такое Нетология
Нетология – это онлайн-университет по подготовке и дополнительному обучению специалистов в области самых востребованных интернет-профессий. Преподают в этом университете высококлассные специалисты, работающие в таких компаниях как Google, Яндекс, Mail.ru, Альфа-Банк и других крупнейших компаниях. Многие из них являются владельцами собственных успешных онлайн-бизнесов.
Нетология была основана в 2011 году. Сооснователями площадки являются предприниматель Максим Спиридонов, являющийся генеральным директором Нетологии, и его жена Юлия Спиридонова-Микеда, которая, собственно, и придумала концепцию проекта.
О Нетологии писали такие издания, как РБК Daily, Ведомости, Аргументы и Факты, Лайфхакер, Lenta.ru, Slon и многие другие.
Сам Максим Спиридонов ведёт колонку в Forbes, является автором и ведущим аналитической программы «Рунетология», гостями которой являются крупные эксперты в области онлайн-бизнеса. Максим принимал участие в создании и руководил десятками крупнейших веб-проектов, среди которых такие проекты, как подкаст-терминал Pod.fm, журнал «ШколаЖизни.ру», сервис «БобрДобр.ру», сайт социальных закладок Memori.ru, интернет-энциклопедия Calend.ru и форекс-брокер FreshForex. Является автором книги «Кто управляет русским интернетом». В общем, ясно, что человек является крутейшим знатоком своего дела.
Нетология является резидентом Сколково и имеет лицензию государственного образца (№037356 от 06 апреля 2016 г.).
Структура онлайн-университета
На площадке представлено 4 основных направления:
По каждому направлению, соответственно, есть множество специальностей, которые разбиты на 3 основных формата обучения:
Онлайн-университет. Самый крутой формат. Полноценное онлайн-обучение, длящееся обычно несколько месяцев, на котором ты будешь работать с реальными проектами, «рука об руку» с такими же студентами как ты, под руководством специалистов высочайшего класса.
Видеокурсы. Можно купить доступ к любому из сотен представленных на платформе видеокурсов. Стоит это всего 490 рублей.
Бесплатные курсы. Можно записаться на бесплатные курсы, проводимые в формате вебинаров.
Как проходят занятия в Нетологии
Всё обучение происходит в онлайн-формате (в Нетологии есть и оффлайн-курсы, но это отдельная тема). После регистрации на площадке и оплаты выбранного курса, ты найдёшь в своём личном кабинете видеоуроки, библиотеку с полезными материалами, а также расписание вебинаров и занятий. Здесь же будет домашнее задание и результаты его проверки. Если по каким-то причинам ты пропустишь вебинар, то сможешь посмотреть его запись в личном кабинете.
Домашнее задание
После прохождения каждой темы ты будешь получать домашнее задание, направленное на закрепление полученных знаний. На выполнение домашнего задания обычно даётся неделя. Иногда две недели. Выполненные домашние задания тщательно проверяются преподавателем, который ставит либо «зачёт» либо «незачёт». При этом преподаватель даёт тебе развёрнутый анализ твоей работы, отмечает удачные и неудачные моменты и т.д. Причём, в случае с «незачётом» такая обратная связь будет даже более детальной и развёрнутой, что, в целом, вполне правильно. Если получил «незачёт» — внимательно читаешь комментарий преподавателя и дорабатываешь задание. Также можно получить «зачёт с отличием».
Если по каким-то причинам ты не сможешь сдать домашнее задание вовремя, то преподаватели это прощают, но если ты не сдашь задание более трёх раз за курс – тебя могут не допустить до защиты диплома.
По результатам выполнения домашних заданий студенты получают очки к рейтингу. То есть, есть соревновательный момент. Студентов с лучшими рейтингами награждают подарками 🙂
Группа для студентов
Во время обучения ты сможешь общаться в закрытой группе для студентов на Facebook, обсуждать пройденный материал, обмениваться опытом и заводить полезные знакомства. Кроме того, в этой группе можно будет пообщаться и с преподавателями, которые с радостью ответят тебе на все вопросы.
Диплом
В конце обучения выдают вот такой диплом, который уже успел завоевать доверие у работодателей:
Насколько сложно обучаться в Нетологии
Курсы проходят в достаточно интенсивном режиме. Будь готов тратить на обучение и выполнение домашних заданий, в среднем, по паре часов в день. Подумай, сможешь ли ты выкроить на это время. Возможно, придётся на время отказаться от некоторых развлечений в пользу обучения.
Плюсы и минусы Нетологии
Как и любой другой образовательный проект, Нетология обладает своими преимуществами и недостатками.
Плюсы:
Минусы:
Как видишь, плюсов гораздо больше.
Сколько стоит обучение в Нетологии
Программы обучения в Нетологии стоят порядка 20-30 тысяч рублей за курс. Курсы длятся в среднем 1-4 месяца. За это время ты успеешь, как говориться, «понюхать пороху», ведь обучение ведётся на реальных проектах. После защиты диплома HR-консультант поможет тебе грамотно составить резюме и научит правильно вести себя на собеседовании. Если ты будешь показывать хорошие результаты в обучении – будь уверен, тебя быстро заметят и уже по окончанию обучения предложат работу, ведь Нетология сотрудничает с некоторыми компаниями, заинтересованными в хороших кадрах.
Сколько можно зарабатывать, пройдя обучение в Нетологии
Средняя заработная плата, на которую может рассчитывать выпускник Нетологии составляет около 100 000 рублей в месяц (в зависимости от выбранной специальности). Если учесть, что эти деньги ты сможешь зарабатывать не выходя из дома и работая в удобном для тебя режиме – получается очень даже привлекательно.
Какой курс Нетологии выбрать
Давай рассмотрим самые крутые курсы по каждому направлению, которые способны сделать из тебя настоящего онлайн-профи в своей области.
Маркетинг
Если рассматривать онлайн-университет, то в сфере маркетинга самым всеобъемлющим курсом является курс «Интернет-маркетолог: от новичка до профи» . После обучения ты будешь обладать следующими ключевыми навыками, которые ты сможешь указать в резюме:
Также, по направлению маркетинга есть крутейший оффлайн-курс «Директор по онлайн маркетингу» , который длится полгода и стоит 180 000 рублей (можно разбить оплату на всё время прохождения курса). Обучение проходит в Москве.
Управление проектами
В сфере управления проектами самым всеобъемлющим курсом является курс «Управление продуктом: аналитика, разработка, продвижение» . После обучения ты будешь обладать следующими ключевыми навыками, которые ты сможешь указать в резюме:
Также, на этом направлении есть 2 крутейших оффлайн-курса – «Data Scientist» и «Руководитель digital-продукта» . Оба длятся примерно 5 месяцев и стоят по 160 000 рублей (на момент публикации статьи, с учётом скидки в 20 000 рублей). Оплату можно вносить постепенно, в процессе прохождения курса. Занятия проходят в Москве.
Дизайн и UX
В сфере дизайна самым всеобъемлющим курсом является курс «Проектирование интерфейсов: UX-дизайн от стратегии до тестирования» . После обучения ты будешь обладать следующими ключевыми навыками, которые ты сможешь указать в резюме:
Также, есть полноценный курс «Дизайн мобильных приложений: интерфейсы, архитектура, визуальная концепция» . После обучения ты будешь обладать следующими ключевыми навыками, которые ты сможешь указать в резюме:
Программирование
В сфере программирования самым всеобъемлющим курсом является курс «Профессия frontend-разработчик» . После обучения ты будешь обладать следующими ключевыми навыками, которые ты сможешь указать в резюме:
Курс длится 7 месяцев и стоит на момент публикации статьи, с учётом скидки, 34 900 рублей.
Также, есть полноценный курс «Профессия веб-разработчик» . После обучения ты будешь обладать следующими ключевыми навыками, которые ты сможешь указать в резюме:
Данный курс длится 6 месяцев и стоит на момент публикации статьи тоже 34 900 рублей, с учётом скидки.
В разделе видеокурсов по программированию самым популярным является курс не по программированию 🙂 Да, некоторые видеокурсы добавлены сразу во все направления. Не знаю, почему так. В общем, здесь самым популярным является курс под названием «Построение бизнес-модели интернет-проекта» , который ведёт Александр Морозов, управляющий партнёр и генеральный директор промышленного акселератора «Сталь».
Если же брать курсы действительно по программированию (коих в этом разделе, на самом деле, маловато), то здесь стоит отметить, пожалуй, курс «Основы объектно-ориентированного программирования» , который ведёт Александр Ерошкин, менеджер по продуктам «Нетологии-групп».
Заключение
Мой блог — об инвестициях. А, как известно, самые лучшие инвестиции — это инвестиции в себя, в собственное образование и собственную востребованность.
Нетология – это самый настоящий полноценный университет, отвечающий всем требованиям современности. Если ты чувствуешь, что работа в интернете – это твоё, но не знаешь с чего начать – обучение в Нетологии станет для тебя лучшим выбором. Обучение будет полезно также и для людей, имеющих какой-либо опыт заработка в сети, но пока не добившихся высот в этой сфере. С помощью курсов Нетологии ты всегда сможешь повысить свою квалификацию в нужной интернет-сфере.
«Нетология-групп»: неоконченная история одного стартапа
Любые рецепты о том, как сделать стартап ещё одним Google или Facebook, в какой-то степени лукавство. Точный рецепт не знают даже бизнес-ангелы и венчурные фонды. Но всегда полезно изучить путь тех компаний, которые выросли из двух-трёх энтузиастов до средней или крупной компании с сотнями сотрудников и миллионными оборотами.
Одним из таких рецептов сначала на РИТ++, а затем в дополненной версии на лектории, организованном vc.ru, поделился Максим Спиридонов, сооснователь «Нетологии-групп».
Это история о том, как два человека начали бизнес-проект в 2011 году и к 2019 году вырастили его до 1000 сотрудников и оборота в 1 млрд рублей. Максим рассказал, с какими трудностями ему и его коллегам пришлось столкнуться на этом пути, как они их решали и к чему пришли сейчас.
Мы расшифровали выступление Максима. Надеемся, его рассказ вдохновит вас продолжать движение вперёд и убережёт от некоторых ошибок в управлении компанией.
«Нетология-групп» — образовательный холдинг с выручкой около 1 млрд рублей в год, состоящий из трёх брендов:
«Нетологию» не раз включали в различные рейтинги, в том числе:
Я бы хотел, чтобы, читая эту историю, вы вместе со мной поняли логику тех решений, которые принимались, и, возможно, сэкономили для себя время и деньги, которые неизбежно теряются, когда ты не соблюдаешь базовые правила бизнеса.
Меня часто спрашивают в интервью, как я добился успеха. Я уже привычно отвечаю, что я его ещё не добился. История нашего стартапа не закончена. Причём это не кокетство, а объективная оценка того, что есть. Понимаю, что каждая точка — это просто движение. Я считаю, что есть два типа жизни (по Горькому): горение и гниение.
Покуда ты бежишь, несёшься как угорелый, покуда есть у тебя большие цели, которые в идеале находятся за пределами жизни, ты можешь создать что-то крутое и есть некая жизнь, энергия в том, что ты делаешь.
Когда ты остановился, успокоился, в категории бизнеса ты решил, что у тебя кэшфлоу, компания и так приносит деньги, скорее всего, развитие приостанавливается. Эта приостановка может занять долгие годы, но это происходит неизбежно.
Многие, наверное, читали Адизеса. Есть цикл жизни компаний с разными периодами — развитие, зрелость и, к сожалению, спад. Мы сейчас находимся в периоде активного развития, или юности, по Адизесу.
Но как мы пришли в ту точку, где сейчас находимся?
Сперва, как и все, мы начинали с увлечения. Мы — это я и моя теперь супруга Юля. Тогда, тёплой весной 2011 года, вместе с «Нетологией» зарождались наши отношения.
Началось с того, что Юля была маркетологом и хотела уйти с работы по найму. Думаю, это знакомо многим. Она решила: если она маркетолог и ей нравится учиться, значит, ей надо учить. И она стала организовывать семинары по интернет-маркетингу в офлайне — достаточно типичная история.
Подавляющее большинство предпринимателей на вопрос, как вы начали свой первый бизнес, отвечают: «Так получилось». Так сложились обстоятельства, и человек стал продавать кирпич или проводить семинары по интернет-маркетингу.
На самом деле прекрасно заниматься тем, что тебе нравится, и нужно заниматься тем, что тебе нравится. Более того, есть две важнейшие компоненты, необходимые любому основателю компании: материальная и нематериальная, инь и ян.
Материальная — понятный набор навыков управленца: умение понимать рынок и читать его, умение работать с людьми и предугадывать тренды, качества стратега-визионера, лидера, администратора, наставника. Это скорее хард-скиллы.
Нематериальная, софт-скиллы, — некий коэффициент энергии, способность быть одержимым идеей.
Второе очень важно — хотеть чего-то большего и любить. Но, к сожалению, часто молодые предприниматели забывают о первой части. И возникает то, о чём я дальше расскажу.
Есть люди, которые оказались в бизнесе, потому что так вынесло: digital-агентство, маркетинговое агентство, веб-студия. А потом они доросли до потолка и попали в ловушку самозанятости.
В начале мы всё делали сами. Я как раз отошёл от управления парой проектов и стал помогать Юле. А она вела семинары, организовывала всё это, отвечала на звонки. Я вынужденно занимался сайтом, писал тексты, чуть ли баннеры не рисовал. Всё это прекрасно, но это не бизнес.
Это один из ключевых моментов и некий этап управленческого роста, который важно пройти и который не проходят большинство предпринимателей, — понять, что ты самозанятый, а не бизнесмен, что бизнес у тебя не отделяем и необходимо с этим что-то делать.
Нам нужно было получить достаточное количество денег, для того чтобы обеспечить возможность существования текущей конструкции, развития, а в идеале — построение отделяемой инфраструктуры. Деньги — кровь бизнеса.
Один из векторов, который я рекомендую с самого начала держать в голове, — мысль о том, что бизнес, пускай не сегодня, но завтра-послезавтра, должен стать отделяемым от предпринимателя, потому что появляются другие интересы, возникают форс-мажоры. Кроме всего прочего, это качество мастера — строить бизнесы, а не рисовать конструкции для самозанятости.
Мы перестроились и началась следующая фаза. Мы стали широкоформатной образовательной компанией, оставаясь в тематике digital-профессий. Помимо интернет-маркетинга, появилась аналитика, product-менеджмент, зачатки data science.
Работали для конечных клиентов и проводили в основном офлайн-мероприятия:
Мы искали, как разработать продуктовую линейку таким образом, чтобы получить достаточное количество продуктов для обеспечения команды, которая к тому времени резко выросла.
Если сначала нас с Юлей было двое и ещё пара человек, мы естественным образом набрали людей, которые занялись контентом, маркетингом, сайтом, разработкой и всем, что нужно. Стали делать свою платформу для работы с клиентами. Всё было хорошо, но дальше мы уткнулись в следующую проблему.
Мы, забегая в туда, куда нам хотелось забежать (справедливости ради, Юля забегала, я бежал за ней, чтобы помочь, и попутно ухаживал за девушкой, которая мне нравилась), не подумали о рынке. А это большая ошибка.
Есть выражение, которое мне чертовски нравится: «Не бывает малых предпринимателей, бывают маленькие рынки. Выбрал рынок — выбрал судьбу».
Мы выбрали свой рынок — это был рынок обучения digital-профессиям в офлайне в 2011–2012 годах. На тот момент очень маленький рынок. Маленький в количестве денег, которые потребители готовы были тратить на эту радость. Осознав проблему, мы начали её решать. (О том, чем отличаются стратегии присутствия компании на зрелом и незрелом рынке, читайте в этой статье — прим. ред.)
Пивот был болезненным. Прошло два года с начала нашего бизнеса, и Юля, которая изначально тянула всё на себе и была это время гендиректором, сказала: «Я больше не могу!»
Очень хорошо помню тот разговор. Это были новогодние праздники, мы были в отеле в Юго-Восточной Азии, который я в качестве подарка ей подогнал. Я помню на фоне пальм беседу: «Всё, хорош!» В этот момент «Нетология» могла закончиться, не начавшись, потому что это была маленькая командочка в несколько человек.
Но упрямство, которое мне присуще, заставило меня сказать: «Слушай, мы два года этим занимались, вложили столько сил в этот проект, набрали экспертизу и пользовательскую базу. Кажется, что с этим можно сделать что-то осмысленное. Я возглавлю проект». С того момента я стал гендиректором компании «Нетология», а потом и «Нетологии-групп».
Первое моё решение — пивот, перевод бизнеса в онлайн.
Я это сделал, потому что онлайн-рынок больше. В Москве очень мало получалось зарабатывать, как бы мы ни крутились. Руководителю современного бизнеса важно думать не только про бизнес и деньги, но и о продуктах. Нужно понимать, почему такой продукт нужен именно в это время именно в этом рынке и как его можно сделать лучше.
Переход в онлайн расширил нашу географию, подключив регионы и другие страны. Десятки двух- и трёхдневных семинаров переформатировали в комплексные программы на два-три месяца по digital-профессиям.
Это были две профессии: интернет-маркетолог и руководитель интернет-магазина. Тогда электронная коммерция была на хайпе. Был смысл туда соваться маленьким предпринимателям, сейчас уже нет.
Что в итоге получилось:
Это всё решения, которые помогают бизнесу быть эффективнее, логичнее и развиваться лучше.
Мы стали весёлой онлайн-компанией первой итерации с программами по интернет-маркетингу и вокруг этого и начали строить свою образовательную платформу.
Так мы ковырялись, наверное, около полугода. Но довольно скоро встали перед следующими проблемами (это довольно частая история, связанная с так называемой дивидендной моделью стартапа):
Дивидендная модель бизнеса — это когда в бизнес вкладываются деньги людьми (основателями, акционерами — неважно) для того, чтобы зарабатывать регулярные дивиденды (ежемесячные, ежегодные), то есть получать проценты от дохода бизнеса.
Венчурная модель — это модель бизнеса, в который вкладываются деньги в быстрорастущий актив, где бизнесом является по большому счёту стоимость этого актива. То есть ты вкладываешь деньги в условный Facebook на ранней фазе, он вырастает за год или за пять лет в 200 раз, ты увеличил свои вложения в 200 раз.
Ясно, что такие случаи, как Facebook, крайне редки и чаще эти затеи прогорают. Но это часть венчурного бизнеса. Суть венчура именно в том, чтобы найти стартапы, разложить по ним деньги и дальше spray and pray, «раскидывай и молись».
По статистике, из венчурных стартапов десятки умирают, несколько остаются на средних показателях, и один-два могут прорваться и вырасти, если не в Facebook, то в Ozon или в Avito.
Я понял, что с дивидентной моделью мы денег не привлечём. Кроме того, мы были непонятны инвесторам, которые работают в дивидендной модели. Мы стали искать, как переформатировать бизнес в венчурную модель, понятную инвесторам.
Инвесторы при отборе проектов смотрят на три вещи:
Ещё инвесторов хлебом не корми, а дай им бенчмарки. Они должны понимать, что ваш проект «Uber для мусоровозов» или «Delivery Club для филателистов».
Чтобы найти бенчмарки для венчурной модели в России, есть машина времени — можно смотреть на Штаты, Западную Европу или Китай. Правда, с Китаем сложнее — там всё по-китайски, но там тоже очень интересный рынок. Индия тоже развивается. Мы воспользовались машиной времени. (О том, как показать инвестору финансы компании, рассказала Наталья Баранова из Invitro — прим. ред.)
Наш пивот превратил нас, как мы это называли, в русский Lynda.com. Это образовательный проект, который сейчас принадлежит Linkedin. Тогда он был независимым. Нам очень помогло, что в момент нашей перестройки под такую модель, маркетплейс видеокурсов, шла сделка Linkedin по покупке Lynda.сom. Я так и говорил на питчах: «Мы — русский аналог Lynda.com».
Это был 2014 год — время, когда внимание к рынку онлайн-образования стало нарастать. Хайпа, который возник чуть позже, ещё не было, но было уже что-то серьёзное.
Мы получили свой первый раунд под немножко «запивоченную» дополнительную модель из образовательной компании, которая делает длинные образовательные программы с обучением базовым навыкам интернет-профессий, на деле состоящие из вебинаров и домашних заданий. По факту это был оцифрованный офлайн.
Мы выбрали модель Lynda.com и упаковали её как кейс для инвесторов. Кстати, тоже отдельная тема — упаковка кейса для инвестора. Есть определённые правила, подходы, стандарты. От того, как ты упакуешь для инвесторов кейс, сильно зависит, получишь или не получишь деньги, точнее — сначала внимание, а потом деньги.
Буквально через два месяца после раунда я встретился с ребятами из «Фоксфорда». Тогда этот школьный проект назывался по-другому. Слово за слово мы посчитали, что мы друг друга хорошо дополняем — нужно объединяться.
У них своя развёрнутая образовательная платформа — более крутая, чем наша. Наша маркетинговая экспертиза лучше, чем у них, мы можем объединить команды и идти в двух направлениях разом, школьном и digital-профессий, увеличивая количество этих направлений. В итоге мы идём как образовательный холдинг, который размножается почкованием.
В теории всё хорошо, но по факту это довольно сложное и не самое приятное упражнение — М&А, слияние компаний. Сначала был раунд инвестиций, статьи, пресса, Forbes с большой статьей: «Молодцы! Онлайн-образование жжёт! «Нетология-Групп» такая интересная!» Наши инвесторы тоже были довольны таким publicity.
Мы слились в новом офисе — это тоже классика. Сейчас я понимаю, что этого можно было не делать. Как минимум половину денег мы потратили нецелевым образом, можно было эффективнее.
Один из лайфхаков для тех, кто вдруг получит инвестиции: с ними у вас будет огромное искушение использовать их на то, что не имеет прямого отношения к бизнесу. Правильное и честное отношение к этим деньгам управленца в том, чтобы по каждой трате задавать себе вопрос, как будто для вас это последний рубль, даже когда у вас на счету десятки миллионов долларов.
Сейчас мы так не делаем, а тогда была эйфория. Машины, конечно, мы себе не купили, деньги использовались строго на компанию. Но многое использовалось недостаточно эффективно, надо это сейчас признать. К сожалению, это кейс для 99% молодых стартапов. И тут наступило самое страшное.
Когда в «Нетологии» было 20–30 человек, это был максимальный по размеру коллектив, которым я руководил в своей жизни. До этого у меня был десяток коллективов, своих же бизнесов, и я понимал, как ими управлять. А тут у меня под руководством разом больше сотни человек, большая административная инфраструктура, большие вопросы, касающиеся акционерных, операционных, продуктовых, маркетинговых моментов, которые нужно утрясать.
В общем, опуская детали, скажу, что через пару месяцев такой «радости» у нас в коллективе сильно возросло напряжение, прямо электричество.
Люди ощущали себя некомфортно. При М&А возникает наложение функций и оказывается, что есть маркетолог по email, а тут ещё один email-маркетолог, тут специалист по контекстной рекламе и тут специалист по контекстной рекламе: зачем нужны два? Часто достаточно одного, плюс ещё агентство подключить, и всё будет замечательно.
Компанию лихорадило несколько месяцев. Моя управленческая незрелость была в том, что я не нашёл, каким образом её успокоить, дал этому развиваться. Подмазывал какие-то прыщики локально, а болезнь не лечил — точнее, не умел лечить.
Мы были вынуждены начать сокращение. Помимо прочего, один из ключевых сотрудников, коммерческий директор, на которого я делал большую ставку, видимо, спятил и в течение нескольких недель пытался уговорить весь свой департамент уволиться в один день.
Он был занят этим full time. Я подхватил тему буквально в последний момент, когда он организовывал эту фронду. Мне удалось нормализовать ситуацию, проведя очную ставку с выяснениями: «Как ты мог, предатель?»
Он говорил людям, что у компании заканчиваются деньги, что всё пропало. Тогда действительно была проблема с деньгами, но они не заканчивались. Он всё драматизировал и уверял, что нужно немедленно катапультироваться, иначе всем будет очень плохо.
Кончилось тем, что на фоне нервотрёпки я оказался в больнице. Сам от себя не ожидал. Совет директоров, от которого зависело многое, я реально вёл под капельницей по Skype, не говоря инвесторам, что нахожусь в больнице. Я полагал, что этот факт может очень сильно помешать и повлиять на их решение, дадут они кредит или не дадут. А компания остро нуждалась в этих деньгах.
Я провёл десятки предельно неприятных разговоров. С тех пор у меня нет никаких проблем с увольнением людей. Я так же не люблю это делать, но просто знаю, как это делается. (О том, как устранить чувство вины из процесса управления, читайте в статье о Wemake.services — прим. ред.)
Дальше мы пересмотрели зоны ответственности менеджеров. И как-то постепенно, месяц за месяцем, жизнь стала налаживаться, команда начала даже как-то дышать.
Это фотография тех времён с празднования Хэллоуина. Вряд ли я так ходил постоянно. Тогда мы заглянули в пропасть и… отошли.
Начали открывать новые направления бизнеса. До этого был маркетплейс видеокурсов, который не очень взлетел, поэтому мы начали его схлопывать, сегодня он практически не существует.
Оставались большие программы по обучению профессиям, их число росло. Как ни странно, мы для себя заново открыли офлайн. Поняли, что по прошествии времени офлайн-обучение стало новым предметом роскоши и при правильной подаче оно хорошо продаётся.
Главное, стоит оно дороже по сравнению с онлайн-продуктом. Поэтому сейчас у нас есть онлайн-, офлайн- и смешанные продукты, разумеется, в области образования.
Определённые продуктовые подвижки и коммерческие успехи немножко подняли моральный дух — это очень важно. До этого в течение года была очень болезненная история. Дальше мы поняли, что стабилизировались, но инвестиции кончились окончательно.
Компания прошла этапы отношения к цифрам и финансам от примерных расчётов на коленке до сегодняшней визуализации в онлайне на табло.
У нас проходят регулярные планёрки по бизнес-юнитам: как происходит движение понедельно, помесячно в разных раскладах, относительно разных сценариев плана, по всем бизнес-юнитам, по всем брендам. Всё это в реальном времени показывается в системе визуализации.
Если бы я с самого начала так считал деньги, офис выбрал бы подешевле. Кроме того, это дисциплинирует вас как управленца, когда начинаешь мыслить категориями: «Этот рубль я отдам за что? Он того стоит или можно найти подешевле?» Так учишь мыслить и своих людей.
Не должно доходить до скопидомства — очень важно не экономить на скрепках, потому что это рождает нездоровую атмосферу. Экономить нужно по-крупному — есть задача, которая стоит N млн, точно нужно провести тендер или разобраться, можно ли сделать её дешевле.
Когда ты прибылен, это автоматически включается в расчёты твоей оценки и получается, что маленькая прибыль тебя роняет. То есть лучше быть немножко убыточным, но активно расти, чем быть слегка прибыльным, но расти хуже. У такого стартапа оценки ниже. Мы это имели в виду, когда стали задумываться о том, как нам ещё быстрее расти.
Деньги есть, компанию даже собираются подпитать дополнительно наши инвесторы: «Нам сейчас дивиденды не нужны, нужно рост продолжать!» Мы в то время уже имели два венчурных фонда на борту и несколько раундов инвестиций на несколько миллионов долларов. Цель же любого венчурного фонда — продать долю стратегу.
Это стандартный инвестиционный цикл венчурной модели: развитие на средства основателей, потом на посевные инвестиции (от бизнес-ангелов), затем несколько венчурных раундов. Все участники этого цикла, вкладываясь на этапе роста на разных меняющихся оценках компании, ждут, что в итоге оценка станет больше (в идеале — больше миллиарда) и их доли выкупит какой-то стратег.
Поэтому, кстати, некая рекомендация: если вы строите стартап с прицелом на то, что он может быть кем-то куплен, если вы думаете о венчурной модели, одним из важнейших пунктов вашей инвестиционной презентации должен быть «Мои стратеги в будущем».
Мы изначально понимали, что наши стратеги в будущем — корпорации, которые нас могут купить: Mail.ru Group, «Яндекс», «Просвещение» (крупнейшая образовательная компания страны, она государственная, но очень богатая). Со всеми ними мы вели и продолжаем вести переговоры.
В 2015 году у нас родилась идея раскачать наш школьный проект «Фоксфорд» телевизором. Мы подумали, что нужно прямо сильно нашуметь в федеральных каналах, что мы и сделали. В итоге мы получили ещё один раунд инвестиций и стратега.
Это компания Алексея Мордашова, которая управляет в основном активами тяжёлой промышленности, но с недавних пор решила также пойти в развитие человека, в том числе в образование. В тот момент начался хайп вокруг онлайн-образования.
И тут возникла другая проблема.
Когда ты из психологии стартапа перестраиваешься в систему взаимодействия с людьми из крупного корпоративного бизнеса, которые мыслят категориями тяжёлой промышленности («Северсталь», «Звезда», «Нордголд») — это, конечно, тяжело.
Решением здесь является настройка эффективного корпоративного управления:
Корпоративное управление — это совет директоров, который номинально является руководителем компании и который назначает гендиректора.
Компания не может существовать без гендиректора, потому что нужно принимать оперативные решения, подписывать счета, договоры. Но над гендиректором стоит совет директоров, и он имеет право вето по ряду ключевых вопросов.
В моём случае, например, это сделки выше определённой суммы (несколько миллионов рублей), назначение топ-менеджмента выше определённых зарплат (несколько сотен тысяч рублей), то есть первая линейка C-Level — CEO, CTO.
В такой ситуации нужно правильно построить отношения с советом директоров. Это люди частично от нас, частично от акционера. Отдельная песня — как общаться с корпоративными менеджерами, которые всю жизнь проработали в структурах корпораций и пришли ко мне директорами. У нас семь директоров, включая меня: трое с их стороны, четверо — со стороны компании.
И вот мы договариваемся. Каждый квартал проходят разговоры о том, как компания живёт, какая стратегия, почему, какие результаты. Здесь решение в том, чтобы даже при разнице корпоративных культур находить общий язык, способ договориться и настроить личные отношения с этими людьми, пусть и очень далёкими от нас.
От этого зависит многое в развитии и жизни твоей компании. (Здесь можно почитать о том, как договариваться, если есть языковой барьер, а компания разделена географически — прим. ред.)
Для скорости развития адекватное взаимодействие со структурой акционеров точно важно. Надо как-то строить отношения, причём не по-лизоблюдски. Я прежде не работал по найму, но сразу понял — если прогибаться, дело будет плохо. Критически важно сразу показать себя с одной стороны адекватным, с другой — автономным. Так у нас началась следующая фаза, которая идёт по сегодняшний день.
Когда вы окажетесь со стратегом на борту и корпоративным управлением, очень важно помнить, что с акционерами нужен баланс.
Важно сохранить гибкость — это одна из моих важнейших проблем. Компания укрупнилась, в ней работает больше 1000 человек: около 300 человек в штате и больше 700 part time, но постоянно занятых в орбите. Я ищу, как сделать так, чтобы в компании дух пиратства не исчез, потому что стартап — это «эх, погнали!»
К сожалению, любая крупная структура начинает под своим весом проседать. Люди начинают друг другу мешать. В том смысле, что один умный человек говорит одно, другой умный человек говорит другое, они не сошлись во мнениях и тратят энергию на то, чтобы договориться о чём-то или, наоборот, поспорить об этом.
А дела не делаются, пока они пытаются договориться или спорят. Сейчас «Нетология-групп» — это три бренда, 12 направлений бизнеса. И это всё ещё только начало.
Мы надеемся, что в течение пяти-семи лет это будет мощный образовательный холдинг хотя бы с 30 брендами и 120 направлениями бизнеса — преимущественно в онлайн-образовании, который реально меняет общество, экономику, бизнес или, скажем, влияет на них.
Это и есть моя большая мечта, которая помогает мне двигаться вперёд и преодолевать проблемы, о части которых я вам рассказал.
Возможно, в копилке «Нетологии-групп» скоро появится ещё одна награда: в этом году Максим Спиридонов был номинирован на премию HighLoad++ Award. Награждение победителей премии состоится 7 ноября, в первый день конференции HighLoad++ 2019.
Если вы также, как и Максим, уверены, что руководитель стартапа должен быть хорошим продактом, приходите на Product Fest 9 декабря в SAP Digital Space (Москва). Мы готовим подробные прикладные доклады по продуктовым практикам, делимся историями успехов и провалов, рассказываем о полезном опыте из смежных индустрий.
Максимально честный рассказ о том, как это было. Не каждый чувак, добившись подобного, может искренне поделиться провалами и ошибками.
Вообще, даже удивительно, насколько мало комментариев под таким интересным рассказом.
Самое странное, что слова про миссию компании и ‘изменить мир’ появились только в конце статьи, и выглядят скорее как оправдание, что у любой компании нормального размера эти слова быть должны. Никакой великой цели с самого начала не было, а истинные мотивы всех их стратегических решений (переход к маркетплейсу, слияние, приход Мордашева) совсем не очевидны идеологически. Искры основателей я не почувствовал. Чем они лучше конкурентов тоже не ясно, возможно просто много работали и немного повезло быть на растущем хайповом рынке. Ребят, без сомнения молодцы, но настоящий EdTech это не просто про вебинары и проф. обучение, это не про то ‘как обучать’, это про то ‘чему обучать’, это не про внешнюю форму, это про содержание, про разработку учебных программ. Это большая научная работа в области структуры знания. Не уверен что в Нетологии этим вообще занимаются.
Странно, но мне кажется, что масштабы приукрашены. Я живу в IT мире и знать не знал про эти компании. Похоже на заказной пиар