Нет выше чести чем служить отечеству

Конспект на тему » Нет выше чести чем носить русский мундир»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: «Нет выше чести чем носить русский мундир».

Форма проведения : беседа.

Цель: формировать у воспитанников военно – профессиональной направленности, сознательного выбора воинской специальности.

— способствовать формированию у кадет патриотических качеств личности, обогащать знания об истории военной формы;

— продолжить формирование навыков у кадет работы с дополнительными источниками информации, развивать умение анализировать полученную информацию, обобщать и делать выводы, развивать положительное отношение к военной службе;

— расширить представление учащихся о службе в армии, об этических традициях русского воинства.

Использование современных образовательных технологий:

— элементы информационно-коммуникативных технологий.

2. Презентация: «Нет выше чести, чем носить русский мундир» .

3. Видеоролик: «Русский мундир».

Оборудование: компьютер, телевизор, книги.

Воспитатель. Включает компьютер, телевизор. Проверяет наличие кадет. Командир класса докладывает о наличии личного состава.

Но до окраины Вселенной

Лежит, его не зачеркнуть –

Мой офицерский, мой военный,

Мой жертвенный, но славный путь.

Вся тысячелетняя история России – это борьба за целостность, самостоятельность и независимость родной земли. Служение Родине всегда ассоциировалось в нашем сознании со словами «честь» и «доблесть», «мужество» и «слава», «достоинство» и «бесславие». Олицетворением этих понятий стала российская армия. Наша армия была для молодого поколения школой испытания и проверки своих сил. А также школой чести, доблести, мужества.

Ассоциируется ли в вашем сознании служение Родине с этими словами?

Какие события истории России вызывают такие ассоциации?

Кадеты обсуждают, рассказывают свои версии.

Прежде чем я объявлю вам тему сегодняшней встречи, предлагаю вашему вниманию видеоролик.

Просмотр видеоролика: «Русский мундир».

Воспитатель: Как вы думает, о чем мы с вами сегодня поговорим?

Кадеты формулируют тему воспитательной работы.

Воспитатель : Как вы думает, что же изменилось в наше время? Почему большинство ребят не хотят служить в армии?

Кадеты обсуждают, рассказывают свои версии.

Воспитатель обобщает ответы кадет, слайд № 2. Изменение ценностей современной молодежи, негативные стереотипы, отсутствие патриотизма.

Воспитатель Хотите ли вы стать офицерами? Знаете ли, где в России, можно получить профессию офицера?

Кадеты обсуждают, рассказывают свои версии.

Воспитатель обобщает ответы кадет, слайд № 3. В России 57 военно-учебных заведений: 10 академий, 9 университетов, 38 институтов.

Воспитатель : Знаете ли вы, каков срок службы по призыву?

Кадеты обсуждают, рассказывают свои версии.

Воспитатель обобщает ответы кадет, слайд № 4. (12месяцев). Можно ли еще сократить этот срок? (специалисты в области современных вооружений полагают, что на меньший срок призывать молодых людей невозможно, имея в виду, что сложность военной техники возрастает, и за меньший промежуток времени просто невозможно ничему научить).

Воспитатель : Какая часть Вооруженных сил России комплектуется на профессиональной основе и добровольно, а какая – за счет призывников?

Кадеты обсуждают, рассказывают свои версии.

Воспитатель обобщает ответы кадет, слайд № 5. 2/3 по контракту, 1/3 призывники.

Кадеты обсуждают, рассказывают свои версии.

Воспитатель обобщает ответы кадет, слайд № 6. Нет.

Воспитатель : Почему современному призывнику необходимы высокий интеллект, психическая устойчивость, физическая выносливость?

Воспитатель обобщает ответы кадет, слайд № 7. На вооружении российский Армии сейчас самая современная техника, которая требует высокого уровня интеллекта, психической устойчивости, физического здоровья.

Воспитатель : Служба в армии всегда была почетной в России. Она всегда была связана с понятием чести, совести, доблести, достоинства. А как вы думаете, что такое честь? Что такое совесть, достоинство?

Кадеты обсуждают, рассказывают свои версии.

Воспитатель: Ребята сейчас вы разобьетесь на две группы и выполните творческую поисковую работу по группам. Вы выясните, что означает: «честь мундира», «поле чести», суд офицерской чести, кодекс чести и девиз «Жизнь Отечеству, честь – ни кому».

Воспитатель: Первая группа, поясните, что означает: «честь мундира», «поле чести». Можно ли запятнать честь мундира? Что защищают на этом поле? Честь и совесть! Достоинство! Нужны ли эти высокие нравственные качества нам сейчас?

Кадеты обсуждают, рассказывают свои версии.

Кадеты обсуждают, рассказывают свои версии.

Несколько примеров из истории.

1812г. Генерал Николай Раевский. В безнадёжном положении под деревней Салатановкой лично повёл свой корпус в атаку, взяв с собой двух сыновей шестнадцати и одиннадцати лет. Поражённые решимостью генерала не щадить не себя, не своих детей, солдаты в жёстком бою опрокинули врага.

1904г. Капитан первого ранга В.Ф.Руднев, командир крейсера «Варяг», оказавшись один на один с японской эскадрой, отверг требование сдаться, вступил в бой и, одержав нравственную победу, на века прославил русский флот и русский национальный характер.

Нет выше чести, чем Родине служить
Гордиться ею, отдаваться с головой
Бороться за отчизну, намертво стоять, любить
Мы друг за другом как за каменной стеной

Нет выше чести, чем носить русский мундир
Носить с достоинством, носить – не опорочить
Идти к победе, как и каждый командир
Работать и трудиться дни и ночи

Нет выше чести, чем Россию защищать
Самоотверженно кидаться на врага и верить
Под знаменем свой долг и честь держать
Суметь себя в бою и в почестях проверить

Нет выше чести, чем доверье оправдать
Сломаться, спотыкаться, но добиться цели
Пренебрегая временем стремиться истину достать
Достать и слушать похвалу и лестных трели

Нет выше чести для России, чем сынов учить
Защитников отечества, наверно патриотов
Чтобы смогли достаточный отпор осуществить
От вражеских, предательских расчётов

Нет выше чести, чем исполнить долг
Спокойность дня и жизнь доверены тебе
И за тобой народ, земля и, правда
Нет выше чести, чем служить стране…

Воспитатель: Мы сегодня говорили о людях, которые стесняются громких слов о патриотизме, долге, чести. Читая об их службе, мы понимаем, что эти понятия в России не обесценились.

Прошу, одним словом ответить на вопрос: «Какая армия нужна России?»

Кадеты обсуждают, рассказывают свои версии.

Воспитатель : Ребята и в заключение от всей души желаю вам чтобы вы стремились быть:

Источник

В России чествуют героев — тех, кто самоотверженно и бескорыстно служит Родине

В России отмечают День Героев Отечества. В этот день мы чествуем Героев Советского Союза и России, кавалеров орденов Славы и Святого Георгия.

«Этот праздник неразрывно связан с историей страны, он знаменует подвиги и наших предков, и наших современников — всех, кто своими делами, своими поступками, своей жизнью, показал пример подлинного служения родине. Героизм этих поистине великих граждан Отчества, их доблесть и мужество отражают характер и волю нашего народа. Этот характер во все времена и эпохи помогает выстоять в самых трудных испытаниях, укрепить независимость нашего государства, с честью противостоять любому, кто пытался посягнуть на нашу землю.

Героев Отечества по всей стране больше тысячи. Это люди самых разных призваний, профессий и взглядов, но объединяет их одно — готовность пожертвовать собой ради других и ради страны. А еще — передать опыт подрастающему поколению.

Самый памятный снимок. На церемонии награждения гвардии капитан Александр Борисевич волновался куда больше, чем в бою, за который, собственно, и получил Звезду Героя.

«Ну, конечно, руки тряслись. Ноги тряслись. Это здесь красиво все — даже постановочное фото, можно сказать. Что сказал Борис Николаевич, честно говоря, не помню», — говорит Герой России Александр Борисевич.

1 января 1995 года, самое начало Первой Чеченской. Батальон 137-го парашютно-десантного полка получает задачу — войти в Грозный, захватить пятиэтажки рядом с железнодорожным вокзалом и удержаться до подхода мотострелков. Учитывая обстановку в городе, который полностью под контролем террористов, приказ почти невыполнимый. Но не для них.

«Нас там как только не пугали. Говорили: «Сейчас Дудаев сказал, сейчас десять танков выходит в район вокзала, чтобы вас уничтожить». То есть, как кость в горле мы там встали», — рассказывает Герой России Святослав Голубятников.

Александр Борисевич был контужен, но остался в строю. Немыслимо, но за три дня десантники отразили 17 атак. Почти без потерь. 3 января еще в разгар боя пришла новость — весь батальон представлен к орденам Мужества, после Великой Отечественной случай беспрецедентный. А пятерых офицеров, в том числе Святослава Голубятникова и Александра Борисевича, ждало звание героев России. Вспоминают, конечно, известие подбодрило, но эйфории не было совсем.

«На войне не думаешь, что тебе дадут и как ты будешь выглядеть. Там самое главное — выжить», — говорит Александр Борисевич.

«Чисто по-военному нам помогло то, что батальон был обучен прилично, прилично был обучен, воспитан был прилично. То есть у нас дружный батальон был такой хороший», — вспоминает Святослав Голубятников.

Есть о чем рассказать и чему научить других. Святослав Голубятников передает опыт курсантам Рязанского училища ВДВ. Александр Борисевич преподает тактику боя офицерам-десантникам в Общевойсковой академии Вооруженных сил.

На вопрос, помогает ли в работе авторитет героя России, он отвечает: «Нет, звезда звездой, а знания знаниями. Ответственность какую-то накладывает. Есть обязанности — ты должен преподавать. А герой не герой — тут разницы никакой нет».

Скромный, профессиональный и всегда готовый помочь — так о нем говорят коллеги. С января 95-го, когда гвардии капитан насмерть стоял за мир и порядок в стране, в главном он ничуть не изменился.

Источник

Служить Отечеству — нет выше чести

Наши предки говорили, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя она не может, поскольку это — святое дело тех, кто ест хлеб родной земли, пьёт воду и любуется её красотой.

Точка отсчёта

Профессия воина, защитника всегда была почётной. Напомню: до введения советской властью празднования 23 февраля в Российском государстве чествовали воинов в день Георгиевского кавалера. Случилось это после учреждения одноимённого ордена. Позднее в день зимнего Георгия Победоносца стали отмечать день воинской славы и день кавалеров воинской славы.

Вообще, до революции все праздники, посвящённые воинам, были связаны с нашими великими воинскими победами и одновременно — с празднованием святых и икон Божией Матери. Достаточно вспомнить Ледовое побоище, когда в 1242 г. русское войско под предводительством князя Александра Невского практически полностью уничтожило немецких рыцарей на Чудском озере. Именно в эту памятную дату, 18 апреля по новому стилю, установлен день воинской славы. Православная Церковь также празднует день памяти Куликовской битвы, который связан с Рождеством Богородицы, освобождение Москвы от поляков — с иконой Божией Матери, именуемой «Казанская»…

На войне неверующих нет

Недавно мне Бог послал встречу с молодым человеком, некоторое время назад демобилизовавшимся из армии. После утренней службы в кафедральном соборе у нас было прекрасное настроение, располагающее к откровенной беседе. Зашёл разговор и об армейской службе. На мой вопрос о том, что она ему дала, стандартный ответ парень закончил словами: «Научился христианским добродетелям — смирению, терпению и послушанию. Вера помогала мне понять смысл каждого приказа, воспитать в себе добрые качества. Я ведь был до армии типичным маменькиным сынком, и, конечно, мне не хватало на первых порах слов поддержки. Отсутствие рядом родителей и друзей мне, как и большинству сослуживцев, компенсировал отец Александр. Особенно помогали исповедь и причастие».

Пастырская забота важна и для юнца, и для ветерана… Конечно, в каждую историческую эпоху окормление личного состава воинских частей происходило по-разному. Но даже во времена гонений на Церковь число верующих во Христа солдат и офицеров превышало количество верующих в миру. Уместно вспомнить: на Руси в годы правления равноапостольного князя Владимира его дружина стала основой первой христианской общины. Она продемонстрировала мощь и силу взаимодействия Церкви и армии, тем самым определив их судьбу на многие века вперёд…

Слава Богу, мы пережили лихую годину, когда государство игнорировало Церковь. Сегодня у людей в армии появился интерес к религии. У новобранцев, старослужащих и их командиров есть желание ходить в храм, говорить с батюшкой. Вчерашние мальчишки, а сейчас защитники Отечества с помощью пастырского слова становятся ответственнее, и пусть не сразу, но начинают понимать, что воинское служение основано на постоянной жертвенности.

Чтобы помнили

Господь каждому из нас даровал память. Уникальная способность помнить прошлое учит сменяющие друг друга поколения правде жизни, помогает предохранить их от трагических ошибок, передать духовные и материальные ценности, продолжать любить тех, кто навсегда ушёл в вечность. Благодаря этому бесценному дару живой духом человек находит ответы на вопросы дня сегодняшнего.

Истинный христианин воспринимает прошлое сквозь призму своей веры к Богу, Промысл Которого действует и в мировой истории, и в жизни каждого из нас. Для Него герои войны 1812 г., Великой Отечественной, исполнившие интернациональный долг в Афганистане, как и многие-многие другие, не ушли в небытие; Он помнит о них и сейчас.

Именно поэтому священнослужители призывают совершать молитвенные поминовения о тех, кто погиб, защищая своё Отечество, пожертвовал жизнь ради спокойствия и безопасности других, кто исполнил заповедь Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

Я снова и снова перечитываю моё любимое стихотворение Александра Стовба, офицера, отдавшего жизнь на «мирной войне».

Друзья!

Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект. Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога, может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.

Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.

Источник

Кодекс Чести русского офицера

Честь – это главное внутреннее нравственное достоинство Русского офицера, его доблесть, благородство души и чистая совесть. Армия, движимая чувством Офицерской Чести, является непобедимой силой, реальным гарантом государственного бытия и мирного преуспеяния России.

Русский Офицер – есть благородный защитник Отечества, имя честное, звание высочайшее. Честь является главной драгоценностью для Русского Офицера, священный долг которого сохранять ее в чистоте и безупречности. Честь оберегает достоинство офицерского звания, обязывает совершать отличные поступки, великие дела, ратные подвиги, полагать «душу свою задруги своя».

Высокое звание Русского Офицера – не приданное к офицерским погонам. Его заслуживают всей своей жизнью и носят с высоко поднятой головой. Не каждый русский по происхождению, надевший мундир, автоматически становится Русским Офицером. Русским Офицером может быть и не русский по происхождению, но положивший свою жизнь на благо нашего Отечества – России.

Русский Офицер – воин по Духу. Так было во все века. Сегодня идёт война за душу человека, солдата. Россия и Русская армия – последний «Удерживающий» от наступления сатанинского «нового мирового порядка». Пока Вера не станет опорой Офицера, сама Армия не сможет стать опорой общества и Государства. «Не нервничай, не впадай в малодушие, не торопи Бога… если ты воин, то воюй!»

Отечество – высшая ценность Русского Офицера. Главное – Россия, все остальное – преходяще:«Я, Русский Офицер, Честь имею, а живу ради служения Отечеству… Я согласен жить и умереть без имени, всегда памятуя о главном: лишь бы осталось в святости имя Родины».

Любить свое Отечество – Россию, знать ее историю, соблюдать славные традиции и быть благородным гражданином и патриотом, не падать духом ни при каких обстоятельствах, не останавливаться ни перед какими препятствиями. Не допускать измены и предательства, до издыхания быть верным Народу и Отечеству, служить ему верно, до последней капли крови защищать его от внешних и внутренних врагов.

Сознавать личную ответственность не только за боеготовность вверенной части и безопасность своего окружения, но и в целом за оборону Русского Государства, состояние его Вооруженных Сил, за победы и поражения, развитие военного искусства, совершенствование военного дела, особенно в условиях современных информационно-психологических, финансово-экономических, диверсионно-террористических войн, имеющих тотальный характер и поражающих все скрепы государства: территорию, экономику, управление, общественное сознание, моральный дух.

Постоянно искать и добывать себе Честь по примеру и достоинству великих предков, опираться на их традиции и заветы; изучать военную историю и использовать ее уроки для укрепления Русской Армии, преемственного развития Офицерского Корпуса.

Неустанно развивать качества, необходимые военному человеку: честность, бескорыстие, правдивость, прямодушие, благонравие, скромность, терпение, постоянство, покровительство слабым, невинным и оскорбленным; воспитывать в себе дисциплинированность, решительный характер, волю к победе, «усердие к общему делу и верность к службе», прозорливость, самообладание, инициативу, мужество, храбрость, смелость, бодрость, выносливость и другие воинские добродетели.

Быть личностью творческой, самостоятельной в действиях и мыслях, благородной в поступках и намерениях; «чинить дело с рассуждением, а не держаться воинского устава, яко слепой стены»; постоянно тренировать свой ум, расширять культурный кругозор; уметь распознавать и развивать таланты своих подчиненных.

Знать Законы России и Воинские Уставы, глубоко понимать военное дело, современную ситуацию, приёмы и способы войны против России, быть профессионалом, непрестанно совершенствоваться в предмете своей службы; всегда вести себя и поступать «как честному, верному и храброму Офицеру надлежит»; обязанности свои исполнять ревностно и усердно, постоянно имея в виду пользу службы и государственный интерес – эгоизм и карьеризм противоречат существу государственной службы.

Свято блюсти и почитать Боевое Знамя воинской части и символы русской славы и доблести. Знамя – «душа армии», символ чести и доблести защитников Родины, олицетворение связи славного прошлого с достойным настоящим и будущим, напоминание о долге. Не забывать, что вручение знамен и штандартов – высшая награда, а их утрата – преступление и позор.

Стремиться стать не просто военным специалистом, боевым вождем подчиненных в Армии или в условиях гражданской жизни, но и идейным вдохновителем, властелином Русских сердец, тонким психологом и пропагандистом; уметь побеждать не только мечом, но и словом, владеть приемами красноречия; вести борьбу против разлагающих Армию и Государство антигосударственных и пацифистских учений.

Добиваться побед «малой кровью», сражаться мужественно и храбро, не забывая о благоразумии; словом, делом и личным примером побуждать воинов проявлять стойкость в бою, не отступать без приказа, сражаться до последней возможности, умирать с Честью и Славой; войска в бой водить, а не посылать; не жалеть себя, не избегать трудностей, проявлять личное мужество, презрение к опасностям и смерти; не отчаиваться при поражениях, а обращать их на пользу будущих побед; в плену вести себя достойно, предпринимать все усилия для возвращения в строй и продолжения борьбы.

Для Русского Офицера «солдат дороже себя»; он – «братец», «витязь», «чудо-богатырь». Заботиться о солдатах, относиться к ним бережно, человеколюбиво: воспитывать их в благочестии и верности, «трудолюбивой охоте к военной службе»; обучать с толком, «без жестокости и торопливости»; добиваться прочного усвоения ими приемов и действий, основ военного искусства.

Офицер должен всегда держать слово. Уже из уважения к себе он обязан быть хозяином своего слова. Никто не смеет усомниться в его честном слове. Неискренность есть признак нехватки мужества, и поэтому она затрагивает Честь Офицера.

Императив офицерской жизни – твердое знание и вера в то, что «Русской Армии, приученной побеждать, можно нанести отдельные поражения, но победить ее нельзя… Армия, вступая в войну, обязана верить, что в конце ее будет Победа. И пахарь, и солдат одинаково терпят лишения ради конечного результата. Не будь этой манящей цели – к чему же тогда наши усилия?»

Особая Честь – стать под униженные Знамена, поруганные врагом и обесчещенные в народе, чтобы выиграть следующую кампанию и не допускать больше поражений.

Трудная и благородная профессия Офицера – дело нужное и полезное для Русского народа и России. Она не является выгодной в денежном или карьерном отношениях. Достоинство Офицера заключается в мечтах и стремлении сделать карьеру и стать полководцем. Отличиться на службе и в делах против неприятеля. Иначе лучше сразу же идти «торговать подтяжками или свекольным мармеладом». Честь Офицера не допускает быть карьеристом, даже умным и знающим, и не ставить карьеру выше интересов России!

«Делай свое дело, держи слово, говори правду, не подхалимствуй, воздерживайся от непомерных выпивок и закусок», учись у других, в том числе и у противника энергии, деловитости и пунктуальности, будь откровенен, «но в тех пределах, которые никак не задевают ни моей Чести, ни Чести моего Государства».

Для Русского Офицера все наше прошлое, все настоящее и все будущее воплощается в одном великом и всеобъемлющем слове – Россия.

Избравшим Государево Служение, будь то офицер, прапорщик, мичман, сержант, солдат необходимо всегда помнить, что служат и жертвуют своей жизнью ради высших Истин, что «не имеют в запасе второй Отчизны» и «присягают только один раз». Офицер Чести не может уйти в запас или отставку.

Источник

Армии трудно без кодекса чести

С то лет назад после проигранной Русско-японской войны и первых революционных потрясений известный в ту пору публицист Михаил Меньшиков писал в «Новом времени»: «Надо, чтобы государственные люди России научились наконец исполнять свой долг. Надо, чтобы вывелись бесстыдная ложь, продажность, бездействие и хищение. Гибель нашего народа, как и всякого, от упадка нравов. То, что называется честностью народной, есть крайняя твердыня нации и единственный источник сил…» Однако запаса «честности народной», дефицит которой верно подметил Меньшиков, все-таки не хватило для устойчивости государства в 1917 году.

Драгоценный опыт предков

После крушения империи в эмиграции Иван Ильин напомнил еще раз о том, что «Россия будет существовать, расти и цвести, если в ней воцарится дух честности, служения и верности; ибо дух бесчестия, жадности и предательства поведет ее опять по путям революции, распадов, по путям позора и бессилия». То же отмечал он и в отношении армии: «Русская армия искони была школой русской патриотической верности, русской чести и стойкости, школой характера и государственно-патриотического служения… Армия требует высокого качества… Армия вне достоинства и чести эфемерна как воинская сила, но подлинна как источник государственного разрушения и гибели. Армия, движимая чувством чести, есть реальная опора Родины и гарантия ее государственного бытия».

Нет выше чести чем служить отечеству. Смотреть фото Нет выше чести чем служить отечеству. Смотреть картинку Нет выше чести чем служить отечеству. Картинка про Нет выше чести чем служить отечеству. Фото Нет выше чести чем служить отечеству

В русской традиции честность – понятие широкое, в котором личностный аспект тесно связан с общественной позицией. Мудрый баснописец Иван Крылов считал человека «достойным названия честного», если тот стремился быть мудрым и «полезным обществу во всех местах», изыскивал «к благосостоянию народа всевозможные способы», «боролся со злом, причиняющим вред Отечеству», был милосердным и сострадательным, не презирал и не притеснял людей, имел «знания и способности, нужные для исполнения должности» (чтоб присутственные места заполнялись достойными людьми), не завидовал «знатным чинам», но имел искренних друзей.

По Толковому словарю живого великорусского языка Владимира Даля (морского офицера, деятельного чиновника, подвижника): «Честь – внутренне нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть… Честный, в ком или в чем есть честь, достоинство, благородство, доблесть и правда; честный человек, прямой, правдивый, неуклонный по совести своей и долгу; надежный в слове, кому во всем можно доверять; уважаемый, почетный, превозносимый, прославляемый; честолюбивый человек, страстный к чинам, отличиям, ко славе…»

История напомнит и о нравственном уроке великого Пушкина – поэта и пророка, дворянина и – в душе – офицера. Он полагал, что дворянство должно выковывать из своих представителей «мощных защитников Отечества», прививать им независимость, храбрость и достоинство – «честь вообще». Своей дуэлью и мужественной гибелью поэт утвердил на века: честь для русского человека дороже жизни, выше смерти.

Его «Капитанская дочка» должна бы стать настольной книгой молодых офицеров Российской армии. Вот он, свод правил чести русского офицера, прежде всего раскрывающихся в поступках главного героя – армейского прапорщика Гринева. Вспомните, плененный в неравном бою, он не теряет достоинства перед самим Пугачевым, отказывается ему присягать («Я природный дворянин, я присягал государыне, тебе служить не могу…»). Несмотря на то, что тот пощадил его и даже помог спасти невесту, отпустил на волю, обещания не воевать против мятежников Петр Гринев не дал. Смело и честно ответил их предводителю: «Как могу тебе в этом обещаться? На что это будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобится? Голова моя в твоей власти: отпустишь меня – спасибо, казнишь – Бог тебе судья, а я сказал тебе правду… Бог видит, что жизнью моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести».

И в советский период наша литература не оставляла этой темы. Валентин Пикуль называет один из своих романов о старой армии «Честь имею!». Его безымянный герой судит так: «Без чести нет офицера… Если чиновник служит ради жалованья, военный человек служит ради чести, и плох тот офицер, который не желает стать генералом, отличиться на службе и в делах против неприятеля. Я, русский офицер, честь имею, а живу ради служения Отечеству».

В прозе писателей-фронтовиков Юрия Бондарева, Виктора Некрасова, Владимира Карпова, Владимира Богомолова, Григория Бакланова и других, прошедших дорогами Великой Отечественной, или даже в военных песнях Владимира Высоцкого прежде всего отражены и вскрыты проблемы нравственности, офицерской чести.

До сих пор бытует убеждение, что правила чести – исключительно неписаные истины и потому создавать кодекс не стоит. Действительно, официально утвержденного верховной властью единого текста не существовало. Но вспомним Петра с предписанием «любления чести», многочисленные поучения Суворова, его письма о качествах военного человека и офицера, вспомним приказы Михаила Драгомирова, выходившие отдельными изданиями, заглянем в прекрасные истории полков (около 200 изданий, вышедших в XIX – начале XX века), в военные журналы. Всюду находим соответствующие размышления, формулировки, заветы. Многие командиры частей, кораблей, порой и командиры подразделений (в гвардии) составляли свои варианты наставлений для младших товарищей и даже издавали их за свой счет. Особенно распространены были такие напутствия в военных училищах, кадетских корпусах, где прививались представления об офицерском служении. Иное дело, что нынешние офицеры не имеют понятия об этом наследии. Никто им не посоветовал, духовно их не вооружил.

Нет выше чести чем служить отечеству. Смотреть фото Нет выше чести чем служить отечеству. Смотреть картинку Нет выше чести чем служить отечеству. Картинка про Нет выше чести чем служить отечеству. Фото Нет выше чести чем служить отечествуКоллаж Андрея Седых (фото Алексея Матвеева)

Некоторое распространение получила прекрасная разработка полковника русской армии Валентина Кульчицкого «Советы русского офицера», подготовленная сразу после Русско-японской войны, переизданная в период Великой Отечественной и в наше время. Один из главных постулатов автора, изложенных просто и ясно, гласит: «Всегда помни, что ты офицер; честь – святыня офицера, она закаляет мужество и облагораживает храбрость; ставь выше всего славу русской армии; сохраняй верность Отечеству и власти».

Традиция офицерской чести, безусловно, не отмирала в советский период истории, хотя подвергалась известным испытаниям и деформациям. Сегодняшним офицерам следует усвоить, что они имеют счастливую возможность опереться в своей службе «для пользы Отечеству» на великие вековые традиции. Перед ними также пример многих современных российских соратников.

Таким образом, Кодекс чести офицера завещан нам самой историей России, вождями, героями, ревнителями русской армии.

Идеалы нужны и сегодня

Два с лишним года назад, в 2007 году мы опубликовали в прессе вариант Кодекса чести российского офицера, реконструированный на основе исторической традиции. Судя по откликам и публикациям, текст этого «заветного» кодекса был замечен и даже востребован. Те офицеры, для которых имеет значение пример предков, уже сверяют свои поступки с их заветами.

Но необходим и современный Кодекс чести офицера Вооруженных Сил Российской Федерации. Именно с таким названием. Ибо соответствующие кодексы у офицеров других ведомств (Внутренних войск МВД например) уже имеются. Есть они и во многих иностранных армиях.

В новом своде этических норм должны найти отражение как вековые традиции, так и дух нынешнего времени.

Идея кодекса зачастую не находит понимания даже среди самих офицеров. Многие, особенно умудренные жизнью, относятся к ней скептически. Безусловно, принятие и наличие Кодекса чести автоматически не повлечет за собой повышения нравственности, искоренения нарушений и преступности среди командиров и военачальников. Что же из того? И десять заповедей (кстати, письменно данных человечеству) не пресекают всех зол нашей жизни. Зато очерчен идеал, к которому следует стремиться, в котором сфокусирован лучший нравственный опыт множества поколений. А нет идеала – нет примера, призыва, критерия. Кодекс необходим как мерило офицерской чести, нравственности, исполнения долга. Как тест для самооценки, а в случае проступка – для возможных претензий корпорации.

Кому будет мешать такой идеал? Пусть офицерство заявит о нем, пусть его видит перед собой. Офицерская профессия идеалистична в своей основе. Преданность идее служения – вот отличительная черта настоящего офицера. И напротив, дух наживы, торгашества, утилитарной выгоды – чем заражен сегодня офицерский корпус и с чем, кажется, многие смирились – несовместим с самой сущностью офицера.

Иные опасаются, что «верхи все это придумали», дабы превратить профессиональное воинство в «молчаливое сословие». Так ведь Устав внутренней службы, имеющий статус закона, куда жестче в этом отношении. Стоит ли пугаться нравственной нормы? И то сказать, в погоне за «правами человека» в 90-е годы даже из военной присяги изъяли понятие чести. «Радикал-реформаторы», вероятно, сочли его социальным атавизмом. И до сих пор в главной клятве воинства России отсутствует слово «честь».

Следует ясно понимать, что принятие и действенность Кодекса чести офицера сопряжены с решением целого ряда фундаментальных проблем. Таких, как улучшение материального положения защитников Отечества, поднятие их социального статуса и престижа, повышение уровня законности и правопорядка, выработка компетентных мер, направленных на духовное укрепление армии и флота, их умственное и нравственное развитие, формирование необходимых морально-боевых качеств современного воинства. Если среда, условия жизни и службы, господствующие нравы способствуют разложению офицерского корпуса, то безопасность России под угрозой. Нельзя мириться и с тем, что сегодня почти каждое четвертое преступление в Вооруженных Силах совершается офицерами. Это ненормально.

Кодекс, в числе прочего, призван смягчать внутри корпорации последствия негативных процессов общегосударственного масштаба, быть регулятором нравственного поведения офицеров и генералов, справедливых, товарищеских отношений в воинских коллективах. Его требования одинаковы и для начальников, и для подчиненных, для старших и младших. Права, обязанности, ответственность – разные, понятие и соблюдение чести – едины.

Надо продумать и механизм соблюдения положений кодекса. Сегодня нет дуэлей, нет партийных собраний и комиссий. Суды офицерской чести существуют больше на бумаге. Их, вероятно, следует всерьез реанимировать как специфический и логичный (в связи с принятием кодекса) атрибут офицерского содружества.

В общем кодексе невозможно, не нужно детализировать всю шкалу и многосложность правил чести, тем более учитывая разнообразие задач по видам Вооруженных Сил и родам войск. Везде есть своя специфика и те самые неписаные законы, которые сохранятся в любом случае.

Но остов, базовый текст необходим как объединяющее начало, как офицерские скрижали, как выражение особой офицерской этики, пусть и «облегченной» в нашу эпоху. Он не должен напрямую дублировать присягу и уставные требования (хотя перекличка неизбежна). Остальное зависит от знаний, воображения и творчества лиц, участвующих в его разработке. Мы же предлагаем свой вариант текста. И если он в чем-то пригодится учредителям кодекса, почтем за честь.

И еще. Будущему офицеру у нас почти не даются знания об истории, сущности, предназначении, качествах, идеалах офицерской профессии. Об этом и действующие офицеры зачастую имеют слабое представление. Например, в армии США понимают всю важность данной проблемы. О чем, в частности, свидетельствует периодически обновляемое и широко распространяемое издание «Офицер вооруженных сил».

Десять лет назад вышел наш сборник «Офицерский корпус русской армии: опыт самопознания». Но мизерный тираж проблемы решить не мог. Подобная книга, но более современная, нужна сегодня, как воздух. И вручать ее следует выпускникам военных вузов вместе с офицерскими погонами.

Кодекс чести офицера Вооруженных Сил Российской Федерации

Принадлежность к офицерскому корпусу России – высшая честь для офицера. Она обязывает:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *